Архитектура Шотландии раннего Нового времени

Архитектура Шотландии раннего Нового времени охватывает все здания в пределах королевства Шотландия с начала шестнадцатого века до середины восемнадцатого века. Период времени примерно соответствует ранней современной эпохе в Европе , начиная с эпохи Возрождения и Реформации и заканчивая началом Просвещения и индустриализации .
В народной архитектуре использовались местные материалы, такие как камень, дерн и, где это возможно, дерево. Большая часть населения проживала в небольших деревнях и изолированных жилищах. Наиболее распространенной формой жилища по всей Шотландии был длинный дом , в котором жили люди и животные. Около десяти процентов населения проживало в городах, в фахверковых и каменных домах.
Влияние Возрождения на шотландскую архитектуру началось во времена правления Якова III в конце пятнадцатого века с перестройки королевских дворцов, таких как Линлитгоу , и достигло своего пика при Якове V. Реформация оказала большое влияние на церковную архитектуру с середины шестнадцатого века, в результате чего появились простые церковные здания, лишенные украшений. С 1560-х годов большие частные дома были построены в особом стиле, который стал известен как шотландский баронский стиль . Такие дома сочетали в себе черты эпохи Возрождения с чертами шотландских замков и домов-башен, в результате чего резиденции были более просторными и удобными.
После Реставрации 1660 года возникла мода на величественные частные дома, построенные под влиянием палладианского стиля и связанные с архитекторами сэром Уильямом Брюсом (1630–1710) и Джеймсом Смитом (ок. 1645–1731). После Акта об унии 1707 года угроза якобитских восстаний привела к строительству военных оборонительных сооружений, таких как форт Джордж недалеко от Инвернесса. В Шотландии родились одни из самых значительных архитекторов восемнадцатого века, в том числе Колен Кэмпбелл , Джеймс Гиббс и Уильям Адам , которые оказали большое влияние на грузинскую архитектуру по всей Британии. Влияние Гиббса привело к созданию церквей, в которых использовались классические элементы, с прямоугольным планом с фронтоном и часто со шпилем.
Народная архитектура
[ редактировать ]
В народной архитектуре Шотландии, как и везде, использовались местные материалы и методы. Дома бедняков обычно имели очень простую конструкцию и строились группами родственников и друзей. [ 1 ] Камень распространен по всей Шотландии и был распространенным строительным материалом, который использовался как при строительстве из строительного раствора, так и при строительстве из сухого камня. Как и в английской народной архитектуре, где было доступно дерево, крюки для поддержки крыши часто использовались (пары изогнутых бревен). Из-за нехватки длиннопролетной конструкционной древесины трещины иногда поднимались и опирались на стены. [ 2 ] Стены часто строились из камня, а щели могли быть заполнены дерном или замазаны глиной. В некоторых регионах применялись плетеные стены, засыпанные дерном, иногда на каменном основании. [ 2 ] Стены, заполненные торфом, были недолговечными, и их приходилось перестраивать, возможно, каждые два или три года. В некоторых регионах, в том числе на юго-западе и вокруг Данди , использовались сплошные глиняные стены или комбинации глины, дерна и соломы, обработанные глиной или известью, чтобы сделать их устойчивыми к атмосферным воздействиям. [ 3 ] В разных регионах для кровли использовали дерн или солому из веника, вереска, соломы или камыша. [ 1 ]
Большая часть раннего современного населения, как в Лоуленде, так и в Хайленде, проживала в небольших деревнях и изолированных жилищах. [ 4 ] По мере роста населения некоторые из этих поселений были разделены на части, чтобы создать новые деревни, и было заселено больше маргинальных земель, при этом шилинги (группы хижин, занятых в то время, когда летние пастбища использовались для выпаса скота), стали постоянными поселениями. [ 5 ] Стандартной планировкой дома по всей Шотландии до улучшения сельского хозяйства был хлев или длинный дом , в котором люди и домашний скот делили общую крышу, часто разделенную только перегородкой. [ 6 ] Современники отмечали, что коттеджи в Хайленде и на островах, как правило, были более грубыми, с отдельными комнатами, щелями в окнах и земляными полами, в которых часто проживала большая семья. Напротив, многие коттеджи Лоуленда имели отдельные комнаты и комнаты, были облицованы штукатуркой или краской и даже имели застекленные окна. [ 1 ]
Вероятно, десять процентов населения проживало в одном из многих городов , возникших в период позднего Средневековья, главным образом на востоке и юге страны. [ 7 ] Характерной чертой шотландских городов была длинная главная улица с высокими зданиями, от которых веннели , ветры и переулки , многие из которых сохранились до наших дней. отходили [ 8 ] В городах традиционные фахверковые дома с соломенной крышей чередовались с более крупными городскими домами купцов и городского дворянства с каменными и шиферными крышами. [ 1 ] Большинство деревянных домов с соломенной крышей не сохранились, но каменные дома того периода можно увидеть в Эдинбурге в Доме Леди Стейр , Ачесон-Хаусе и шестиэтажном Гладстонс-Лэнде , раннем примере тенденции к застройке вверх во все более густонаселенных городах, производящей горизонтально разделенные многоквартирные дома . [ 9 ] В этот период во многих городах появились пункты взимания платы за проезд , которые служили ратушами, судами и тюрьмами. Они часто имели кожуру колоколов или башен с часами и имели вид крепости. Старый Толбут в Эдинбурге был перестроен по приказу шотландской королевы Марии с 1561 года, и в нем размещался парламент . до конца 1630-х годов [ 10 ] Другие примеры можно увидеть в Тэйне , Калроссе и Стоунхейвене , где часто проявляется влияние Нидерландов в их ступенчатых фронтонах и шпилях. [ 11 ]
Ренессанс
[ редактировать ]
Обширное строительство и перестройка королевских дворцов, вероятно, началось при Якове III (годы правления 1460–1488), ускорилось при Якове IV (годы правления 1488–1513) и достигли своего пика при Якове V (годы правления 1513–1542). В этих зданиях отражено влияние архитектуры эпохи Возрождения. Линлитгоу был впервые построен при Якове I (годы правления 1406–1427) под руководством мастера Джона де Уолтона и с 1429 года назывался дворцом, что, по-видимому, было первым использованием этого термина в стране. Он был расширен при Якове III и напоминал четырехугольный итальянский синьорийский дворец с угловой башней или palatium ad moden castri (дворец в стиле замка), сочетающий в себе классическую симметрию с нео-рыцарскими образами. Есть свидетельства того, что итальянских каменщиков нанял Яков IV, во время правления которого был завершен Линлитгоу, а другие дворцы были перестроены в итальянских пропорциях. [ 12 ]
В 1536 году Яков V посетил Францию по случаю бракосочетания с Мадлен Валуа и познакомился с французской архитектурой эпохи Возрождения . Его второй брак с Марией де Гиз два года спустя, возможно, привел к долгосрочным связям и влияниям. [ 13 ] Архитектура его правления в значительной степени игнорировала островной стиль Англии при Генрихе VIII и приняла узнаваемые европейские формы. [ 14 ] Вместо того чтобы рабски копировать континентальные формы, большая часть шотландской архитектуры включила элементы этих стилей в традиционные местные образцы. [ 15 ] адаптируя их к шотландским идиомам и материалам (особенно камню и харлу ). [ 16 ] Некоторые декоративные резные изделия из дерева были выполнены французскими мастерами, которые, как и Эндрю Мансиун , обосновались в Шотландии. [ 17 ] За зданием в Линлитгоу последовала перестройка Холирудского дворца , Фолклендского дворца , Стерлингского замка и Эдинбургского замка . [ 15 ] описан Роджером Мэйсоном как «одни из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения в Великобритании». [ 18 ]
Многие строительные программы были запланированы и профинансированы Джеймсом Гамильтоном из Финнарта , управляющим королевского двора и магистром работ Джеймса V. Он также отвечал за архитектурные работы в замке Блэкнесс , замке Ротсей , доме в Кроуфордджоне , Новом доме. Гостиница в монастыре собора Святого Андрея и жилье в аббатстве Балмерино для больной королевы Мадлен. [ 19 ] В течение шести лет своего регентства Мария де Гиз нанимала итальянского военного архитектора Лоренцо Помарелли. [ 20 ] Работа, предпринятая для Якова VI, продемонстрировала продолжающееся влияние Возрождения; Королевская часовня в Стерлинге имеет классический вход, построенный в 1594 году, а северное крыло Линлитгоу, построенное в 1618 году, использует классические фронтоны. Подобные темы можно увидеть в частных домах аристократов, например, в Марс-Уорке , Стерлинге (ок. 1570 г.) и замке Крайтон , построенном для графа Ботвелла в 1580-х годах. [ 21 ]
Реформация
[ редактировать ]
Примерно с 1560 года Реформация произвела революцию в церковной архитектуре Шотландии. Кальвинисты отвергали украшения в местах богослужений, не видя необходимости в сложных зданиях, разделенных для ритуальных целей. Это привело к повсеместному разрушению средневековой церковной мебели, украшений и украшений. [ 22 ] Были построены новые церкви, а существующие церкви адаптированы для реформированных служб, в частности, путем размещения кафедры в центре церкви, поскольку проповедь была в центре богослужения. Многие из самых ранних зданий представляли собой простые прямоугольные остроконечные здания, стиль, который сохранялся и в семнадцатом веке, как, например, в замке Данноттар в 1580-х годах, в Гриноке (1591 г.) и Дернессе (1619 г.). [ 23 ] Эти церкви часто имеют окна на южной стене (а не на северной), что стало характерной чертой реформаторских кирков. Существовала преемственность с дореформационными материалами: в некоторых церквях в качестве стен использовали щебень, как в Кембаке в Файфе (1582 г.). Другие использовали тесаный камень и несколько дополнительных деревянных шпилей, как в Бернтисленде (1592 г.). [ 24 ] Церковь Грейфрайарс в Эдинбурге , построенная между 1602 и 1620 годами, имела прямоугольную планировку в основном готической формы, но церковь в Дирлтоне (1612 г.) имела более изысканный классический стиль. [ 23 ]
Разновидностью прямоугольной церкви, разработанной в постреформационной Шотландии и часто используемой при адаптации существующих церквей, был Т-образный план, который позволял максимальному количеству прихожан находиться возле кафедры. Примеры можно увидеть в Кембаке и Престонпансе после 1595 года. Этот план продолжал использоваться в семнадцатом веке, как в Уиме (1600 г.), Анструтере Пасхе , Файфе (1634–1644 гг.) и Нью-Камноке (1657 г.). В семнадцатом веке план греческого креста использовался для таких церквей, как Кавдор (1619 г.) и Фенвик (1643 г.). В большинстве этих случаев одна ветвь креста была закрыта как проход для лэрда, а это означало, что по сути это были церкви Т-образной формы. [ 23 ]
шотландский барон
[ редактировать ]
Уникальный стиль великих частных домов в Шотландии, позже известный как шотландский баронский стиль, зародился в 1560-х годах и, возможно, находился под влиянием французских каменщиков, привезенных в Шотландию для работы над королевскими дворцами. Он сохранил многие черты средневековых замков с высокими стенами, которые в значительной степени устарели из-за порохового оружия, а также опирался на дома-башни и башни из кожуры. [ 25 ] которые сотнями строились местными лордами с четырнадцатого века, особенно на границах. Эти дома покинули защищаемые навесные стены замков и представляли собой укрепленные убежища, предназначенные для того, чтобы пережить набег, а не длительную осаду. [ 26 ] [ 27 ] Обычно они были трехэтажными, обычно увенчанными парапетом , выступающим на кронштейнах и переходящим в круглые бартизаны на каждом углу. [ 28 ] Новые дома, построенные в конце шестнадцатого века дворянами и лордами, были в первую очередь предназначены для комфорта, а не для защиты. Они сохранили многие внешние черты, которые стали ассоциироваться с дворянством, но имели более крупный план земли, классически «Z-план» прямоугольного блока с башнями, как в замке Коллистон (1583 г.) и замке Клейпоттс (1569–88 гг.). [ 25 ]
Особое влияние имел Уильям Уоллес , главный каменщик короля с 1617 года до своей смерти в 1631 году. Он работал над восстановлением разрушенного Северного хребта Линлитгоу с 1618 года, дома Уинтона для Джорджа Сетона, 3-го графа Винтона , дома Морей для графини Хоум , а также начал работу над больницей Хериот в Эдинбурге. Он принял характерный стиль, в котором элементы шотландских укреплений и фламандского влияния были применены к плану эпохи Возрождения, аналогичному тому, который использовался в замке Анси-ле-Франк . Этот стиль можно увидеть в домах лордов, построенных в Керлаверлоке (1620 г.), Морей-Хаусе , Эдинбурге (1628 г.) и замке Драмланриг (1675–89), и он пользовался большим влиянием, пока баронский стиль не уступил место более величественным английским формам, связанным с Иниго. Джонс в конце семнадцатого века. [ 25 ]
Содружество и восстановление
[ редактировать ]
В бурную эпоху гражданских войн и присоединения Шотландии к Содружеству Англии, Шотландии и Ирландии значительные здания в Шотландии в основном ограничивались военной архитектурой. Многоугольные крепости с треугольными бастионами в стиле итальянской трассы были построены для размещения английских солдат в Эйре , Перте и Лейте , а 20 меньших фортов были построены на расстоянии Оркнейских островов и Сторновея . Контроль над Хайлендом был обеспечен новыми опорными пунктами в Инверлоки и Инвернессе . [ 29 ] В университетах улучшилось финансирование, поскольку они получили доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов, что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. [ 30 ] После Реставрации 1660 года вновь началось масштабное строительство под влиянием растущего интереса к классицизму . [ 29 ]
Дворцы и усадебные дома
[ редактировать ]
Сэр Уильям Брюс (ок. 1630–1710) считается «основателем классической архитектуры в Шотландии» и был ключевой фигурой во внедрении палладианского стиля в страну. Андреа Палладио (1508–1580 гг.) был влиятельным архитектором, работавшим в районе Венеции в шестнадцатом веке. Его здания характеризуются симметрией, тонкими пропорциями и формальными элементами, заимствованными из древней классической архитектуры . В Англии появление палладианского стиля связано с Иниго Джонсом (1573–1652). Архитектурный стиль Брюса включал в себя элементы Палладио и находился под влиянием Джонса, но также был заимствован из итальянского барокко и находился под сильным влиянием в Англии сэром Кристофером Реном (1632–1723) интерпретации барокко . [ 31 ] Брюс популяризировал стиль загородного дома среди шотландской знати, что способствовало переходу к архитектуре, более ориентированной на отдых, уже принятой в континентальной Европе. [ 32 ] Он построил и реконструировал загородные дома, в том числе замок Тирлестейн и дом Престонфилд . [ 33 ] Среди его наиболее значительных работ был его собственный палладианский особняк в Кинроссе , построенный на территории поместья Лох-Левен, купленного им в 1675 году. [ 33 ] Дома Брюса преимущественно строились с использованием хорошо вырезанной каменной кладки на фасадах; бутовая кладка использовалась только для внутренних стен. [ 34 ] В качестве геодезиста и надзирателя королевских работ Брюс предпринял перестройку Королевского дворца Холирудхаус в 1670-х годах, придав дворцу его нынешний вид. [ 32 ] После смерти Карла II в 1685 году Брюс потерял политическую благосклонность, а после Славной революции 1688 года не раз попадал в тюрьму как подозреваемый в якобите . [ 35 ]
Джеймс Смит (ок. 1645–1731) работал каменщиком при восстановлении Брюсом Холирудского дворца. В 1683 году он был назначен геодезистом и надзирателем королевских работ, ответственным за содержание дворца. Вместе со своим тестем, мастером-каменщиком Робертом Милном (1633–1710), Смит работал над парком Кэролайн в Эдинбурге (1685 г.) и замком Драмланриг (1680-е гг.). Загородные дома Смита следовали образцу, установленному Уильямом Брюсом, с шатровыми крышами и фронтонами в простом, но красивом палладианском стиле. [ 32 ] Дворец Гамильтона (1695 г.) был фасадом гигантских коринфских колонн и входом с фронтоном, но в остальном был сдержан. Дворец Далкейт (1702–1710 гг.) был построен по образцу Вильгельма Оранского дворца в Хет-Лоо в Нидерландах. [ 36 ]
Церкви
[ редактировать ]К концу семнадцатого века и пресвитерианское , и епископальное крыло церкви приняли скромные размеры и простую форму церквей, возникших после Реформации. [ 37 ] Большинство из них имели централизованный план с двумя или тремя рукавами, прямоугольной или Т-образной формы. Шпили продолжали оставаться главной особенностью либо в центре длинной оси, либо на торцевом фронтоне, как это было в дореформационных церквях. [ 37 ] В результате в церковных зданиях было мало экстравагантности в стиле барокко, которую можно было увидеть на континенте и в Англии. [ 36 ] Некоторые незначительные нововведения могут указывать на возврат к епископству в эпоху Реставрации. Церковь Лаудера была построена Брюсом в 1673 году для герцога Лодердейла , который защищал епископов во времена правления Карла II . Готические окна, возможно, подчеркивали древность, но основной план греческого креста оставался в рамках существующих общих рамок новых церквей. [ 37 ]
Основные исключения из общего плана греческого креста содержатся в работах Смита, который стал иезуитом . в юности [ 38 ] В их число входила реконструкция Холирудского аббатства, предпринятая для Джеймса VII в 1687 году, которая была оборудована в изысканном стиле. В 1691 году Смит спроектировал мавзолей сэра Джорджа Маккензи из Роузхо в Грейфрайарс-Киркьярд , круглую структуру, созданную по образцу Темпьетто ди Сан-Пьетро, спроектированного Донато Браманте (1444–1514). [ 36 ] Стремление к епископальным формам богослужения, возможно, привело к созданию более линейных моделей, включая прямоугольные планы с кафедрой в конце, противоположном входу. Форма латинского креста , приобретающая все большую популярность в католицизме Контрреформации , также использовалась, как в Кэнонгейт-Кирк Смита (1688–90), но пресвитерианская революция 1689–90 произошла до ее завершения, и алтарь был заблокирован, фактически превратив его в церковь. Т-план. [ 38 ]
Начало восемнадцатого века
[ редактировать ]
После Акта об унии 1707 года растущее процветание Шотландии привело к появлению большого количества новых зданий, как государственных, так и частных. Угроза восстания или вторжения якобитов означала, что в этот период в Шотландии было больше военных зданий, чем в Англии. Военные сооружения полагались на прочность наклонной и наклонной каменной кладки и земляного покрытия для отражения и поглощения артиллерийского огня. Кульминацией этого потока военного строительства стало строительство форта Джордж недалеко от Инвернесса (1748–1769 гг.) с его выступающими бастионами и редутами . [ 34 ]
Загородные дома
[ редактировать ]В Шотландии родились одни из самых значительных архитекторов начала восемнадцатого века, в том числе Колен Кэмпбелл (1676–1729), Джеймс Гиббс (1682–1754) и Уильям Адам (1689–1748), все из которых находились под влиянием классической архитектуры. Кэмпбелл находился под влиянием палладианского стиля, и ему приписывают создание георгианской архитектуры. Историк архитектуры Говард Колвин предположил, что он был связан с Джеймсом Смитом и, возможно, даже был его учеником. [ 32 ] Большую часть своей карьеры он провел в Италии и Англии, где у него возникло соперничество с соотечественником-шотландцем Джеймсом Гиббсом, который тренировался в Риме, а также тренировался в основном в Англии. Архитектурный стиль Кэмпбелла включал в себя элементы Палладио, а также формы итальянского барокко и Иниго Джонса, но наибольшее влияние на него оказала интерпретация барокко сэром Кристофером Реном. [ 31 ] Уильям Адам , выдающийся шотландский архитектор своего времени, [ 39 ] [ 40 ] спроектировал и построил множество загородных домов и общественных зданий. Среди его самых известных работ — Дом Хоптаун недалеко от Эдинбурга и Дом Даффа в Банфе . Его индивидуальный, яркий стиль был основан на палладианском стиле, но с мотивами барокко, вдохновленными работами Джона Ванбру и континентальной архитектурой. После его смерти его сыновья Роберт и Джон продолжили семейное дело и стали ведущими британскими архитекторами второй половины века. [ 41 ]

Неоклассические церкви
[ редактировать ]
В восемнадцатом веке сохранялись устоявшиеся модели церковного строительства с Т-образными планами со шпилями на длинной стороне, как в Новой церкви, Дамфрисе (1724–27) и Ньюбаттла приходской церкви (1727–29). Приходская церковь Уильяма Адама в Гамильтоне (1729–1732 гг.) представляла собой план греческого креста, вписанного в круг, а церковь Киллина Джона Дугласа (1744 г.) была восьмиугольной. Архитектор шотландского происхождения Джеймс Гиббс оказал большое влияние на британскую церковную архитектуру. Он привнес сознательно античный стиль в свою перестройку церкви Святого Мартина в полях в Лондоне с массивным портиком со шпилем и прямоугольным планом с боковыми приделами. Подобные образцы в Шотландии можно увидеть в церкви Святого Андрея на площади (1737–1759 гг.), спроектированной Алланом Дрегхорном и построенной мастером-каменщиком Мунго Нэсмитом, а также в меньшей часовне Донибристл (завершенной в 1731 году), спроектированной Александром МакГиллом . Собственный проект Гиббса для Святого Николая Веста в Абердине (1752–1755 гг.) имел такой же прямоугольный план, с нефами и проходами, цилиндрическим сводом и наложенным фронтоном фасада. [ 38 ] После Закона о толерантности 1712 года члены епископальной церкви начали строить ограниченное количество новых часовен, включая часовню Святого Павла Александра Джафрея в Абердине (1721 год), молитвенный дом, спроектированный Макгиллом в Монтроузе, эдинбургскую часовню, открытую в 1722 году, и церковь Святого Андрея возле церкви. - Грин в Глазго (1750–1752 гг.), В котором принята более простая версия прямоугольного плана Гиббса с фронтоном. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Шотландии
- Архитектура средневековой Шотландии
- Архитектура в современной Шотландии
- Домашняя обстановка в Шотландии раннего Нового времени
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д К. Маккин, «Улучшение и модернизация в повседневной жизни Просвещения в Шотландии», в книге Э.А. Фойстера и К.А. Уотли, изд., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0-7486-1965-8 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б П. Диксон, « Средневековое крестьянское здание в Шотландии: начало и конец крэков », Ruralia IV (2003), стр. 187–200, доступно на сайте Academia.edu , получено 27 марта 2013 г.
- ^ RW Brunskill, Дома и коттеджи Британии (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2-е изд., 2000), ISBN 0-575-07122-2 , стр. 235–40.
- ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж: 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0415029929 , с. 5.
- ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж: 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0415029929 , стр. 18–19.
- ^ И. Уайт и К. А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж: 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0-415-02992-9 , с. 35.
- ^ Э. Геммилл и Нью-Джерси Мэйхью, Изменение ценностей в средневековой Шотландии: исследование цен, денег, весов и мер (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), ISBN 0521473853 , стр. 8–10.
- ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 0-7486-0233-X , стр. 99–100.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-85263-748-9 , стр. 75–76.
- ^ Р. А. Мейсон, шотландцы и британцы: шотландская политическая мысль и Союз 1603 года (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), ISBN 0521026202 , с. 82.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-85263-748-9 , стр. 73–74.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 9.
- ^ А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 195.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 189.
- ^ Д. М. Паллисер, Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540, Том 1 (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN 0-521-44461-6 , стр. 391–2.
- ^ Майкл Пирс, «Французский мебельщик и «куртуазный стиль» в Шотландии шестнадцатого века», Regional Furniture vol. XXXII (2018), стр. 127–36.
- ^ Р. Мейсон, «Возрождение и Реформация: шестнадцатый век», в изд. Дж. Вормальда, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0-19-162243-5 , с. 102.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , с. 120.
- ^ Амадио Ронкини, «Лоренцо Помарелли» в «Деяниях и воспоминаниях о РР». Депутации отечественной истории провинций Модена и Парма (Модена, 1868 г.), стр. 264-5, 271.
- ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 201–2.
- ^ Королевский институт британских архитекторов , Киркс на протяжении веков , Architecture.com, заархивировано из оригинала 14 октября 2007 г. , получено 13 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с А. Спайсер, «Архитектура», в изд. А. Петтегри, « Мир реформации» (Лондон: Routledge, 2000), ISBN 0-415-16357-9 , с. 517.
- ^ А. Спайсер, Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени (Манчестер: Manchester University Press, 2007), ISBN 0-7190-5487-7 , стр. 53 и 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Саммерсон, Архитектура в Великобритании, 1530–1830 гг. (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 9-е изд., 1993), ISBN 0-300-05886-1 , стр. 502–11.
- ^ С. Той, Замки: их строительство и история (Нью-Йорк: Dover Publications, 1985), ISBN 978-0-486-24898-1 , с. 224.
- ^ С. Рид, Замки и дома-башни шотландских кланов, 1450–1650 (Ботли: Osprey, 2006), ISBN 978-1-84176-962-2 , с. 33.
- ^ Дж. Саммерсон, Архитектура в Великобритании, 1530–1830 (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 9-е изд., 1993), ISBN 0-300-05886-1 , с. 502.
- ^ Перейти обратно: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 70.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 227–8.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Саммерсон, Архитектура Великобритании, 1530–1830 (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 9-е издание, 1993), ISBN 0-300-05886-1 , стр. 330 и 333.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Колвин, Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 (Нью-Хейвен/Лондон: издательство Йельского университета, 1995), стр. 755–8.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Гиффорд, Уильям Адам 1689–1748 (Эдинбург: Mainstream Publishing/RIAS, 1989), ISBN 1-85158-295-9 , стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 26.
- ^ Х. Фенвик, Королевский архитектор: жизнь и работа сэра Уильяма Брюса (Kineton: Roundwood Press, 1970), ISBN 0-8390-0156-8 , стр. 73–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Гиффорд, Уильям Адам 1689–1748 (Эдинбург: Mainstream Publishing/RIAS, 1989), ISBN 1-85158-295-9 , стр. 62–7.
- ^ Перейти обратно: а б с М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 143.
- ^ К. Маквильям, Здания Шотландии: Лотиан (кроме Эдинбурга) (Лондон: Penguin, 1978), стр. 57.
- ^ М. Глендиннинг, А. МакКечни, Р. Макиннес, строя нацию: история архитектуры Шотландии (Canongate, 1999), ISBN 0-86241-830-5 , с. 48.
- ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Лондон: Пеликан, 2-е издание, 1951), стр. 237.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 143-4.