Jump to content

Шотландская Реформация

(Перенаправлено с Реформации в Шотландии )

Статуя Джона Нокса , ведущего деятеля шотландской Реформации.

Шотландская Реформация была процессом, посредством которого Шотландия отделилась от католической церкви и основала протестантскую церковь Шотландии . [а] Оно является частью более широкой европейской протестантской Реформации 16-го века .

С первой половины 16 века шотландские учёные и религиозные деятели находились под влиянием учения протестантского реформатора Мартина Лютера . В 1560 году группа шотландских дворян, известных как Лорды Конгрегации, получила контроль над правительством. Под их руководством шотландский реформационный парламент принял закон, устанавливавший протестантское вероучение и отвергавший верховенство Папы , хотя формально они были ратифицированы Яковом VI и мной только в 1567 году.

возглавляемая Джоном Ноксом Новая Церковь Шотландии, , приняла пресвитерианскую структуру и в основном кальвинистскую доктрину . Реформация привела к серьезным изменениям в шотландском образовании, искусстве и религиозной практике. Сама кирка стала предметом национальной гордости, и многие шотландцы видели в своей стране новый Израиль.

Дореформационная Шотландия

[ редактировать ]

Дореформационная церковь

[ редактировать ]
Генри Уордлоу (умер в 1440 г.), епископ Сент-Эндрюсский , королевский наставник и советник, основатель Сент-Эндрюсского университета и ключевая фигура в борьбе с Лолларди.

Структура

[ редактировать ]

Христианство распространилось в Шотландии с VI века благодаря евангелизации ирландско-шотландских миссионеров и, в меньшей степени, миссионеров из Рима и Англии. [1] Церковь в Шотландии обрела явную независимость от Англии после Папской буллы Селестины III ( Cum universi , 1192), согласно которой все шотландские епископства, за исключением Галлоуэя, стали формально независимыми от Йорка и Кентербери . Вся Ecclesia Scoticana с отдельными шотландскими епископствами (кроме Уиторна и Галлоуэя) стала «особой дочерью Римского престола». [2] Им управляли специальные советы, состоящие из всех шотландских епископов, из которых наиболее важной фигурой стал епископ Сент-Эндрюс. [2] Управление приходами часто передавалось местным монашеским учреждениям в процессе, известном как присвоение . Ко времени Реформации в середине 16 века 80% шотландских приходов были присвоены, в результате чего у приходского духовенства осталось мало ресурсов. [3]

В 1472 году Сент-Эндрюс стал первым архиепископством шотландской церкви, за ним в 1492 году последовало Глазго . [2] Крах папской власти во время папского раскола (1378–1418) позволил шотландской короне получить эффективный контроль над основными церковными назначениями в королевстве. Эта фактическая власть над назначениями была официально признана папством в 1487 году. Корона поместила клиентов и родственников короля на ключевые посты, включая Якова IV внебрачного сына (годы правления 1488–1513) Александра Стюарта , который был назначен архиепископом. Сент-Эндрюса в возрасте 11 лет. Эта практика усилила королевское влияние, но также сделала Церковь уязвимой для критики продажности и кумовства . [4] Отношения между шотландской короной и папством в целом были хорошими, Яков IV получил знаки папской благосклонности. [2]

[ редактировать ]

Традиционная протестантская историография имела тенденцию подчеркивать коррупцию и непопулярность позднесредневековой шотландской церкви. Начиная с конца 20-го века исследования указали на способы удовлетворения духовных потребностей различных социальных групп. [5] [6] Историки отмечают упадок монашеской жизни в этот период: во многих религиозных домах проживало меньшее количество монахов. Оставшиеся часто отказывались от общественной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Количество новых монашеских пожертвований от дворянства также снизилось в 15 веке. [5] [7] Напротив, в конце 15 века в городах наблюдался расцвет нищенствующих монахов , которые, в отличие от более старых монашеских орденов , делали упор на проповедь и служение населению. Орден наблюдательных монахов был организован как шотландская провинция с 1467 года, а старшие францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах. [4]

Резьба по дубовой панели середины XVI века из дома в Данди.

В большинстве шотландских городов обычно была только одна приходская церковь, в отличие от английских городов, где церкви и приходы имели тенденцию разрастаться. [2] По мере того как доктрина Чистилища приобретала значение в позднем Средневековье, количество часовен, священников и месс за умерших, молившихся в них, призванных ускорить переход душ на Небеса, быстро росло. [8] Резко возросло и количество алтарей, посвященных святым, которые могли ходатайствовать в этом процессе. В церкви Святой Марии в Данди было около 48 таких алтарей, а в церкви Святого Джайлса в Эдинбурге — более 50. [2] Число святых, прославляемых в Шотландии, также увеличилось: около 90 было добавлено к миссалу, используемому в церкви Святого Николая в Абердине . [9] Новые культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали достигать Шотландии в 15 веке, в том числе « Пять ран» , « Святая кровь » и « Святое имя Иисуса» . Возникли новые религиозные праздники , в том числе праздники Сретения , Посещения и Марии Снежной . [2] [9]

В начале 14 века папству удалось свести к минимуму проблему клерикального плюрализма , благодаря которому священнослужители имели две или более жизни , что в других местах приводило к тому, что приходские церкви оставались без священников или обслуживались плохо обученными и оплачиваемыми викариями и клерками. Плохая жизнь священнослужителей и общая нехватка духовенства в Шотландии, особенно после Черной смерти , означали, что в 15 веке проблема обострилась. [10] В результате приходское духовенство в основном состояло из представителей низших слоев профессии, что приводило к частым жалобам на уровень их образования или способностей. Хотя четких доказательств того, что стандарты снижаются, мало, это было выражено как одно из главных недовольств Реформации. [4] Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале 15 века. Лолларды были последователями Джона Уиклифа (ок. 1330–84), а затем Яна Гуса (ок. 1369–1415), которые призывали к реформе Церкви и отвергали ее учение о Евхаристии . Несмотря на свидетельства сожжения еретиков и некоторую общественную поддержку антисакраментальных элементов, оно, вероятно, оставалось небольшим движением. [11]

Давление на реформы

[ редактировать ]

Гуманизм

[ редактировать ]
Цветная картина, изображающая мужчину в кепке и черном халате поверх красной одежды с письменными принадлежностями на столе перед ним.
Портрет Гектора Боэса (1465–1536), крупного деятеля европейского гуманизма, который вернулся в качестве первого директора Абердинского университета.

С 15 века эпохи Возрождения гуманизм поощрял критическое богословское размышление и призывал к церковному обновлению в Шотландии. Еще в 1495 году некоторые шотландцы контактировали с Дезидериусом Эразмом (1466–1536), родившимся в Нидерландах ведущим деятелем северного гуманистического движения. Они также были в контакте с Жаком Лефевром д'Этаплем (ок. 1455–1536), французским гуманистом и ученым, который, как и Эразм, решительно выступал за реформу католической церкви путем искоренения коррупции и злоупотреблений. [12] Шотландские ученые часто учились на континенте и в английских университетах. [13] Ученые-гуманисты, обучавшиеся на континенте, были приняты на работу в новые шотландские университеты, основанные в Сент-Эндрюсе , Глазго и Абердине . [14] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов проникновения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [14] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , который родился в Данди и учился в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [13]

Продолжающееся движение ученых в другие университеты привело к появлению в Париже к началу 16 века школы шотландских номиналистов , самым важным из которых был Джон Мэр , обычно описываемый как схоластик . Его «Латинская история Великобритании» (1521 г.) сочувствовала гуманистической социальной программе. В 1518 году он вернулся, чтобы стать ректором Университета Глазго. [15] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, который преподавал в Сент-Эндрюсе и Кельне, став наставником молодого Якова III и королевским секретарем в 1462–1493 годах. Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс . Феррарио основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. [16] Рид должен был оставить в своем завещании достаточный пожертвование для основания Эдинбургского университета. Джеймс Макголдрик предполагает, что в первом десятилетии шестнадцатого века при королевском дворе существовал кружок «ученых-реформаторов эразмианского типа». [13]

лютеранство

[ редактировать ]
Памятник мученикам в Сент-Эндрюсе посвящен протестантам, казненным до Реформации, в том числе Патрику Гамильтону и Джорджу Уишарту .

С 1520-х годов идеи Мартина Лютера начали оказывать влияние в Шотландии, а лютеранская литература распространялась в городах восточного побережья. В 1525 году парламент запретил их ввоз. [17] В 1527 году английский посол в Антверпене отметил, что шотландские купцы везут Тиндейла Уильяма Новый Завет в Эдинбург и Сент-Эндрюс. [18] В 1528 году дворянин Патрик Гамильтон , находившийся под влиянием лютеранской теологии во время учебы в университетах Виттенберга и Марбурга , стал первым протестантским мучеником в Шотландии. Он был сожжен на костре за ересь возле колледжа Святого Сальватора в Сент-Эндрюсе . [19] Казнь Гамильтона вызвала еще больший интерес к новым идеям. Архиепископа Сент-Эндрюса предостерегали от дальнейших подобных публичных казней, поскольку «вонь [дыма] мастера Патрика Хаммилтауна заразила столько же людей, на кого он дул». [20]

Политическое прошлое (1528–1559)

[ редактировать ]

Джеймс В.

[ редактировать ]

Вступив в свое личное правление в 1528 году, Яков V избегал крупных структурных и богословских изменений в церкви, предпринятых его современником Генрихом VIII в Англии. В обмен на свою преданность Риму он смог назначить на церковные должности своих многочисленных внебрачных детей и фаворитов, особенно Дэвида Битона . [ нужна ссылка ] который стал кардиналом в 1538 году и архиепископом Сент-Эндрюса в 1539 году. Джеймс увеличил доходы короны, обложив церковь высокими налогами, получив 72 000 фунтов стерлингов за четыре года. Результаты таких назначений и налогообложения подорвали как статус, так и финансы Церкви. [21] Церковь также была разделена из-за юрисдикционных споров между Гэвином Данбаром , архиепископом Глазго, и Джеймсом Битоном , архиепископом Сент-Эндрюса, вплоть до его смерти в 1539 году. В результате в 1536 году первый провинциальный церковный совет, созванный с 1470 года, не смог добиться серьезных реформ или единый фронт против ереси. [22] После казни Патрика Гамильтона Корона привлекла к ответственности некоторых мужчин, и в 1530-х и 1540-х годах последовало небольшое количество казней, но систематического преследования не было, поскольку король не был заинтересован в широкомасштабном кровопролитии. Все большее число лордов и дворян стало выступать за реформу, особенно в Ангусе , Мирнсе , Файфе и в Университете Сент-Эндрюс. [23] Среди ведущих фигур были Александр Каннингем, 5-й граф Гленкэрн и Джон Эрскин из Дана . [24] В 1541 году парламент принял закон, защищающий честь мессы, молитвы Деве Марии , изображения святых и авторитет папы. [25]

грубое ухаживание

[ редактировать ]
Кардинал Битон , защитник старой веры и лидер профранцузской фракции.

Яков V умер в 1542 году, оставив младенца Марию, королеву Шотландии , своим наследником с перспективой длительного меньшинства. В начале правления Марии шотландская политическая нация была разделена на профранцузскую фракцию, возглавляемую кардиналом Битоном и матерью королевы, Марией де Гиз , и проанглийскую фракцию, возглавляемую предполагаемым наследником Марии Джеймсом Гамильтоном, графом из Аррана . [26] Первоначально Арран стал регентом при поддержке небольшой «евангелической партии» при дворе, выступавшей за религиозную реформу. Актом парламента 1543 г. был снят запрет на чтение Библии на народном языке . [27] Запланированный брак между Марией и Эдвардом , сыном английского Генриха VIII, который был согласован в соответствии с Гринвичским договором (1543 г.), привел к негативной реакции в Шотландии и перевороту под руководством кардинала Битона . Он отверг политику реформ и все соображения о женитьбе англичан на королеве, что разозлило англичан. [28] Они вторглись, чтобы обеспечить проведение матча, действие, позже известное как «грубое ухаживание», которое опустошило юго-восток Шотландии. [28]

В 1546 году Джордж Вишарт , проповедник, попавший под влияние швейцарского реформатора Хульдриха Цвингли , был арестован и сожжён на костре в Сент-Эндрюсе по приказу кардинала Битона. Сторонники Уишарта, среди которых было несколько лордов Файфа, вскоре после этого убили Битона и захватили замок Сент-Эндрюс, который они удерживали в течение года в осаде , прежде чем были разбиты с помощью французских войск. Выжившие, в том числе капеллан Джон Нокс , были приговорены к рабству на галерах, что способствовало возникновению недовольства французов и мучеников за протестантское дело. [29]

В 1547 году англичане под предводительством Эдварда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета, возобновили вторжение и разгромили шотландцев при Пинки , оккупировали юго-восточную Шотландию с фортами в Лаудере , Хаддингтоне и форпостом в Данди . Эта оккупация (1547–1549) способствовала реформированию. Англичане поставляли книги и распространяли Библии и протестантскую литературу в Лоулендс . [30] Несколько графов дали клятву «обеспечить преподавание и проповедь слова Божьего». [31] Чтобы противостоять англичанам, шотландцы заручились помощью Франции, ценой которой стала помолвка юной королевы с французским дофином , будущим Франциском II . В 1548 году она уехала во Францию, где должна была вырастить и получить образование. В этот момент «политика Генриха VIII полностью провалилась». [32] В течение следующего десятилетия господство Франции стало абсолютным. В 1554 году Арран получил титул герцога дю Шательро и был отстранен от регентства в пользу Марии Гиз (королевы-матери). [32]

Регентство Марии де Гиз

[ редактировать ]
Герб Марии де Гиз в капелле Магдалины в Эдинбурге.

Во время своего регентства (1554–1560) мать королевы обеспечила преобладание Франции в шотландских делах. Она поставила французов ответственными за казначейство и Большую печать , а французский посол Анри Клётен иногда посещал Тайный совет . [33] Поначалу Мария де Гиз культивировала политику ограниченной терпимости к протестантам, надеясь заручиться их поддержкой своей профранцузской политики и против Англии, которая с 1553 года находилась под властью католички Марии Тюдор , вышедшей замуж за будущего Филиппа II Испанского. в 1554 году. [34] Надежды на реформу существующей церкви помогли сохранить единство политической нации. [35] Но брак шотландской королевы Марии с дофином в 1558 году усилил опасения, что Шотландия станет французской провинцией. Реформаторам дала надежду восшествие на престол в Англии протестантской королевы Елизаветы в 1558 году, что создало конфессиональную границу в Великобритании. [36]

Реформирующие советы

[ редактировать ]

Церковь ответила на некоторые критические замечания, высказанные в ее адрес. Джон Гамильтон , архиепископ Сент-Эндрюс , спровоцировал серию провинциальных советов (в 1549, 1552, вероятно, в 1556 и 1559 годах), созданных по образцу тогдашнего Тридентского собора . [37] Они обвиняли в распространении протестантских ересей «развращение морали и светскую непристойность жизни церковников всех рангов, а также вопиющее незнание литературы и гуманитарных наук». В 1548 году были предприняты попытки ликвидировать сожительство , клерикальный плюрализм , клерикальную торговлю и нерезидентство, а также запретить неквалифицированным людям занимать церковные должности. Кроме того, духовенству было предписано размышлять над Священными Писаниями, а епископам и священникам было поручено проповедовать не менее четырех раз в год. Монахов следовало направить в университет, а в каждый монастырь, коллегию и собор назначить богословов. Но в 1552 году было признано, что сделано мало. Посещаемость мессы по-прежнему была редкой, и «низшее духовенство этого королевства и прелаты по большей части не достигли такого мастерства в знании Священного Писания, чтобы быть в состоянии своими собственными усилиями правильно наставлять людей в Католическая вера и другие вещи, необходимые для спасения или обращения заблудших». [38]

Расширение протестантизма

[ редактировать ]
Лорд Джеймс Стюарт , позже 1-й граф Морей, один из дворян, чья смена стороны в 1559 году помогла ускорить кризис Реформации.

Протестантизм в этот период продолжал расширяться и стал более отличаться от тех, кто хотел реформ внутри существующей церкви. Первоначально организованные как монастыри, состоявшие из членов семьи лорда или родственной группы и социальных сетей, которые продолжали посещать католическую церковь, протестанты начали создавать серию частных кирков (тайных церквей), члены которых все чаще отворачивались от существующей церкви. структуры. Их организации в 1555 году было достаточно, чтобы Нокс вернулся в Шотландию. Он организовал протестантское причастие и совершил проповеднический тур по тайным церквям. Он призвал членов отвергнуть никодемизм , согласно которому они придерживались протестантских убеждений, но посещали католические службы. предложил ему защиту Несмотря на то, что граф Аргайл , он вернулся в Женеву в 1556 году. [39] В отсутствие ведущей духовной фигуры руководство движением взяли на себя немногие дворяне, принявшие протестантизм, и новое поколение, в которое входил сын Аргайла лорд Лорн , незаконнорожденный сын покойного короля Якова V, лорд Джеймс Стюарт (позже граф Морей) и лорд Джон Эрскин . [40] В 1557 году Аргайл, Гленкэрн, Мортон, Лорн и Эрскин подписали «первый договор» о взаимной поддержке против «Сатаны и всей злой силы, которая намерена тиранию и восстание против вышеупомянутого собрания». Эта группа, которая со временем стала известна как « Лорды Конгрегации », была прямым вызовом существующему режиму. [41]

Реформационный кризис (1559–1560)

[ редактировать ]

анонимное «Вызов нищих» 1 января 1559 года на дверях монастырей было вывешено , в котором монахам угрожали выселением на том основании, что их имущество принадлежало настоящим беднякам. Это было рассчитано на то, чтобы обратиться к страстям городского населения, которое, по-видимому, имело особые претензии к монахам. [42] [42] проповедовал в церкви Св. Иоанна Крестителя в Перте, Нокс вернулся в Шотландию и 11 мая посвященный очищению храма Христом . В ответ община разграбила святыни, изображения и алтари церкви, а затем разграбила местные монастыри и картезианский дом. Регент ответил отправкой войск для восстановления порядка, а Гленкэрн возглавил силы для защиты нового протестантского статуса города. Королевская делегация, в которую входили Аргайл и Джеймс Стюарт, убедила город открыть свои ворота, но жестокое обращение со стороны сил регента привело к срыву переговоров. Аргайл и Стюарт перешли на другую сторону, и лорды Конгрегации теперь начали поднимать своих последователей для вооруженного конфликта. [43]

Карта осады Лейта от 7 мая 1560 года из Петворт-хауса

Последовала серия местных реформ, в ходе которых протестантские меньшинства получили контроль над различными регионами и городами, часто при поддержке местных лордов и используя запугивание, избегая при этом создания католических мучеников, для проведения «чистки» монастырей и церквей. по назначению протестантских проповедников. Такие реформации произошли в консервативном Абердине и церковной столице Сент-Эндрюс, а также в других восточных портах. В июне Мария де Гиз в ответ отправила французскую армию в Сент-Эндрюс, чтобы восстановить контроль, но она была остановлена ​​превосходящими силами в Купар-Мюире и вынуждена отступить. [44] Эдинбург пал перед лордами в июле, и Мэри перенесла свою базу в Данбар . Прибытие французских подкреплений численностью 1800 человек вынудило лордов перейти к обороне, и они покинули столицу. [45]

Лорды обратились за помощью к Англии, а Мария — к Франции. Английским агентам удалось благополучно вернуть графа Аррана , старшего сына и наследника Шательро, что позволило ему принять руководство лордов. [45] В октябре регент был объявлен «отстраненным» и заменен «великим советом королевства». [46] Войска Марии де Гиз продолжали наступать, снова угрожая Сент-Эндрюсу. Ситуация изменилась с приходом английского флота в Ферт-оф-Форт в январе 1560 года, и французы отступили к опорному пункту Лейт недалеко от Эдинбурга. [47] Англичане и лорды договорились о дальнейшей поддержке по Бервикскому договору в феврале 1560 года, и английская армия пересекла границу, чтобы осадить французов в Лейте . Мария де Гиз заболела и умерла в июне. Не имея никаких признаков подкрепления, французы начали переговоры. По Эдинбургскому договору (5 июля 1560 г.) и французы, и англичане вывели свои войска из Шотландии, оставив протестантских лордов под контролем страны. Лорды признали Марию, королеву Шотландии и ее мужа, ныне Франциска II Французского , как монархов и получили разрешение созвать парламент, хотя он не должен был затрагивать вопросы религии. [47]

Реформационный парламент

[ редактировать ]
Мария, королева Шотландии , и ее муж-подросток Франциск II Французский в 1559 году, от имени которого шотландский реформационный парламент. был назван

Парламент Шотландии собрался в Эдинбурге 1 августа 1560 года. [46] На право заседать претендовали четырнадцать графов, шесть епископов, девятнадцать лордов, двадцать один аббат, двадцать два городских комиссара и более сотни лордов. [48] Игнорируя положения Эдинбургского договора, 17 августа парламент одобрил реформатское исповедание веры ( Шотландское исповедание ), а 24 августа принял три закона, отменившие старую веру в Шотландии. В соответствии с ними все предыдущие акты, не соответствующие реформатскому исповеданию, были аннулированы. Таинства были сокращены до двух ( Крещение и Причастие ), которые должны были совершать только реформированные проповедники. Совершение мессы стало наказываться серией наказаний (в конечном итоге смертью), а папская юрисдикция в Шотландии была аннулирована. [49] Королева отказалась одобрить акты, принятые парламентом, и новая церковь существовала в состоянии правовой неопределенности. [50]

Первая книга дисциплины

[ редактировать ]

Лорды намеревались, чтобы парламент рассмотрел Книгу Реформации , которую они заказали и которая в значительной степени была работой Нокса. Они были недовольны документом и создали комитет из «шести Джонов», включая Нокса, Джона Винрама , Джона Споттисвуда , Джона Уиллока , Джона Дугласа и Джона Роу , для подготовки пересмотренной версии. Результатом задержки стало то, что документ, известный как Первая книга дисциплины , рассматривался не всем парламентом, а только съездом дворян и около 30 лордов, на котором присутствовало мало участников, в январе 1561 года, а затем утверждался только индивидуально, а не коллективно. [48] В книге предлагалась программа реформации приходов, которая будет использовать ресурсы старой церкви для оплаты сети служителей, приходской школьной системы, университетского образования и помощи бедным. Это предложение об использовании церковных богатств было отвергнуто. Вместо этого по решению Совета две трети активов Церкви остались в руках ее существующих владельцев, а оставшаяся треть была разделена между Короной и реформистскими мерами. Образовательная программа была заброшена, служителям по-прежнему платили плохо, а церковь недофинансировалась. [51]

Постреформационная церковь

[ редактировать ]

Исповедание веры

[ редактировать ]
Более позднее издание Шотландского исповедания.

« Шотландское исповедание» было подготовлено Ноксом и пятью его коллегами за четыре дня. Его структура аналогична Апостольскому Символу веры : 25 глав основаны на темах Отца, Сына, Церкви и Совершенства. Он оставался стандартом Кирка до тех пор, пока его не заменило Вестминстерское исповедание , согласованное с союзниками английского парламента во время гражданской войны в Англии и принятое Кирком в 1647 году. [52] «Исповедь» носила строго кальвинистский тон. В нем подчеркивалось «непостижимое провидение» Бога, предопределившего все. В нем подчеркивалась крайняя порочность человечества, которое заслуживало вечного проклятия и милости Божией, избравшей часть человечества для спасения только по благодати. [53] Оно отрицало пресуществление , но сохраняло реальное присутствие в Евхаристии . Он в значительной степени избегал негативных эмоциональных осуждений католицизма, сосредоточив внимание на изложении новой веры простым языком. Он рассматривал Кирка как «католическую» общину, «избранных всех наций, королевств, наций, языков, евреев и язычников». [54] В 1581 году, как часть реакции на предполагаемую угрозу католицизма, суд подписал Королевское или Негативное исповедание , вероятно, по заказу Якова VI, которое гораздо более резко осуждало католицизм. [55]

Литургия и богослужение

[ редактировать ]

Реформация привела к полной трансформации религиозных обрядов. Вместо многих святых дней и праздников католической церкви и периодического соблюдения мессы единственным сохранившимся святым днем ​​было воскресенье, и от мирян требовалось регулярное посещение и участие. От латыни отказались в пользу просторечия. Совместное пение псалмов заменило сложную полифонию обученных хоров. Особое внимание уделялось Библии и проповеди, которая часто длилась более часа, хотя во многих приходах, в которых не было священника, проводились только «служения чтецов», состоящие из псалмов, молитв и чтения Библии. Женевская Библия получила широкое распространение. [56] Протестантские проповедники, спасавшиеся от марианских преследований в Англии, привезли с собой Эдуарда VI вторую Книгу общей молитвы (1552 г.), получившую одобрение лордов Конгрегации. Нокс первоначально поддержал ее, но перед отъездом из Женевы и при поддержке Кальвина он написал свою собственную Книгу общего порядка , и именно она была напечатана и одобрена Генеральной Ассамблеей 1562 года. В расширенном виде она была переиздана вместе с «Исповеданием». и Псалмы размером в 1564 году , и он оставался стандартом до тех пор, пока не был заменен Вестминстерской директорией в 1643 году. [57] Гэльский перевод «Книги общего порядка» был выпущен в 1563 году и стал первой книгой, напечатанной на гэльском языке, но гэльской Библии не было до 18 века. [56]

Церковное государство

[ редактировать ]
Руины собора Святого Андрея ; камень был взят и повторно использован во многих окрестных домах

Первая книга дисциплины предусматривала учреждение реформированных служителей в каждом из примерно 1080 приходов. К концу 1561 года 240 из этих мест были заполнены. К 1567 г. насчитывалось около 850 священнослужителей, а к 1574 г. - чуть более 1000. В основном они были сосредоточены на юге и востоке. В Хайленде была нехватка людей, и очень немногие местные жители говорили по-гэльски. Университеты не могли обеспечить достаточное количество подготовленных служителей на протяжении поколения, и многие (более трех четвертей в 1574 году) занимали младшие должности читателей, а не квалифицированных служителей. Большинство из них составляли бывшие католические священнослужители. [58] Неопрятная система тринадцати средневековых епархий должна была быть заменена десятью более рациональными округами, каждый из которых должен был контролироваться суперинтендантом . Этот план осложнился обращением в протестантизм трех епископов, которым разрешили остаться на своих постах. Было назначено несколько суперинтендантов, а для заполнения пробелов были назначены временные комиссары. В 1576 году, когда Генеральная ассамблея рассматривала структуру Кирка, она признала пять должностей: архиепископов, епископов, суперинтендантов, комиссаров и посетителей. [58]

Помимо этих должностей существовала система церковных судов кирковых сессий и пресвитерий , которые занимались дисциплиной и управлением. Некоторые местные сессии существовали до 1560 года, модераторы появились в 1563 году, но пресвитерия - только в 1580 году. К 1590-м годам Шотландия была организована примерно в 50 пресвитерий, примерно по 20 служителей в каждой. Над ними стояло около дюжины синодов, а на вершине — Генеральная ассамблея. [59] Система сессий кирка давала значительную власть в новом кирке местным лордам, которые могли принять на себя достоинство и авторитет старейшины . [60]

Продолжение реформирования

[ редактировать ]
Мария, королева Шотландии, изображена со своим сыном Яковом VI и мной ; на самом деле Мэри в последний раз видела сына, когда ему было десять месяцев

В 1560-х годах большая часть населения, вероятно, все еще была католиками по убеждениям, и Кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова, но начался постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с небольшими преследованиями. . Монастыри не были распущены, им было позволено вымереть вместе со своими монахами, и до 1573 года ни один бенефициар не был изгнан, даже за отказ подчиниться. [61] Сосредоточение внимания на приходской церкви как на центре богослужения означало отказ от большей части сложного религиозного обеспечения часовен, монастырей и соборов, многим из которых было позволено прийти в упадок или, как собор в Сент-Эндрюсе, были добыты для обработки камня для использоваться в местных домах. [62]

Второй кризис Реформации (1567 г.)

[ редактировать ]

Когда ее муж Франциск II умер в 1560 году, Мария, которой сейчас 19 лет, решила вернуться в Шотландию, чтобы принять на себя управление страной. Она добилась соглашения о том, что она будет единственным человеком, который на законных основаниях будет участвовать в католических службах, и не будет пытаться повторно навязать католицизм своим подданным, тем самым разгневав главных католических дворян. Ее шестилетнее личное правление было омрачено серией кризисов, во многом вызванных интригами и соперничеством ведущих дворян. За убийством ее секретаря Дэвида Риччио последовало убийство ее непопулярного второго мужа лорда Дарнли , отца ее маленького сына, а также ее похищение и брак с графом Ботвеллом , который был замешан в убийстве Дарнли. [63] Оппозиция Ботвеллу привела к формированию коалиции дворян, называвших себя лордами Конфедерации. [64] Майкл Линч описывает события 1567 года как «второй кризис Реформации». [65] Мэри и Ботвелл столкнулись с лордами в Карберри-Хилл 15 июня 1567 года, но их силы растаяли. Он сбежал, и она была заключена в тюрьму в замке Лохлевен . Через десять дней после конфронтации в Карберри-Хилл Генеральная Ассамблея собралась в Эдинбурге с целью искоренить «суеверия и идолопоклонство». Реформационное соглашение 1567 года было гораздо более кальвинистским, чем соглашение 1560 года. Ассамблея разработала программу реформ, которая включала ратификацию закона 1560 года, лучшее обеспечение министерства, новые ресурсы и рабочую силу для приходов, чистку преподавателей в университетах и ​​школах, а также более тесные отношения с парламентом. [66] В декабре был созван парламент, который позволил ратифицировать акты, принятые Парламентом Реформации. [67] Последующее религиозное урегулирование было разработано в 1570-х годах на фоне гражданской войны и нестабильного регентства. [66]

Правление Якова VI (1567–1625)

[ редактировать ]
Джеймс Дуглас, 4-й граф Мортон , который стал последним регентом во время правления Якова VI.

В июле 1567 года Мария была вынуждена отречься от престола в пользу своего 13-месячного сына Якова VI . Джеймс должен был быть воспитан протестантом, а правительство должно было управляться рядом регентов, начиная с Морея, пока Джеймс не начал отстаивать свою независимость в 1581 году. [68] В конце концов Мария сбежала и попыталась силой вернуть себе трон. После своего поражения в битве при Лэнгсайде в мае 1568 года силами, верными королевской партии во главе с Мореем, она укрылась в Англии, оставив сына в их руках. В Шотландии Королевская партия вела гражданскую войну от имени регентства против сторонников Марии. Это закончилось после английского вмешательства капитуляцией Эдинбургского замка в мае 1573 года. [69] В 1578 году была принята Вторая книга дисциплины, которая по своему мировоззрению была гораздо более явно пресвитерианской. [70]

В Англии Мария стала центром внимания католических заговорщиков и в конечном итоге была казнена за измену в 1587 году по приказу своей родственницы Елизаветы I. [69] [71] Джеймс был кальвинистом по доктрине, но решительно поддерживал епископство и сопротивлялся независимости или даже праву вмешиваться в правительство Кирка, который стал ассоциироваться с последователями Эндрю Мелвилла , известными как мелвиллианцы. Он использовал свои полномочия, чтобы созвать Генеральную Ассамблею там, где он хотел, ограничив возможность участия более радикального духовенства. Он платил за присутствие умеренного духовенства, вел переговоры с членами и манипулировал бизнесом, чтобы ограничить независимость Кирка. К 1600 году он назначил трех парламентских епископов. К концу его правления насчитывалось 11 епископов, и епархиальное епископство было восстановлено, хотя внутри Кирка по-прежнему существовала сильная поддержка пресвитерианства. [72]

Католическое выживание

[ редактировать ]

Хотя католицизм официально незаконен, в некоторых частях Шотландии он сохранился. Иерархия Церкви играла относительно небольшую роль, и инициатива оставалась за мирянами. Там, где дворяне или местные лорды предлагали защиту, оно продолжало процветать, как в случае с Кланранальдом на Южном Уисте или на северо-востоке, где граф Хантли был самой важной фигурой. В этих регионах католические таинства и обычаи сохранялись с относительной открытостью. [73] Представители знати, вероятно, не хотели преследовать друг друга по вопросам религии из-за сильных личных и социальных связей. В английском отчете 1600 года говорилось, что треть дворян и дворян по-прежнему придерживались католических взглядов. [74] На большей части территории Шотландии, за исключением Внешних Гебридских островов , католицизм стал подпольной религией в частных хозяйствах, связанных родственными узами. Такая зависимость от домашнего хозяйства означала, что женщины часто становились важными носителями и носителями веры, как, например, в случае с леди Фернихерст в Бордерс. Они превратили свои дома в центры религиозной деятельности и предоставили священникам безопасные места. [73]

Поскольку Реформация захватила существующие структуры и активы Церкви, любая попытка восстановления со стороны католической иерархии была чрезвычайно трудной. После краха дела Марии в гражданских войнах 1570-х годов и всякой надежды на национальное восстановление старой веры иерархия начала рассматривать Шотландию как территорию миссии. Ведущий орден Контрреформации , недавно основанный иезуит , поначалу проявлял относительно мало интереса к Шотландии как к объекту миссионерской работы. Их эффективность была ограничена соперничеством между различными орденами в Риме. Инициативу взяла на себя небольшая группа шотландцев, связанная с семьей Крайтон , которая снабжала епископов Данкельда . Они присоединились к ордену иезуитов и вернулись, чтобы попытаться обратиться. Их внимание было в основном сосредоточено на суде, что привело их к участию в ряде сложных политических заговоров и запутанных ситуаций. Большинство выживших шотландских последователей-мирян в значительной степени игнорировались. [73]

Образование

[ редактировать ]
Эндрю Мелвиллу , которому приписывают крупные реформы в шотландских университетах в 16 веке.

Гуманистическую озабоченность расширением образования разделяли протестантские реформаторы, и стремление к благочестивому народу заменило цель иметь образованных граждан. В Первой книге дисциплины был изложен план создания школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [75] В городах старые школы были сохранены, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли на сессиях Кирка, которые проверяли качество преподавания и доктринальную чистоту. Существовало также большое количество нерегулируемых «школ приключений», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. За пределами существующих городских школ мастера часто совмещали свои должности с другой работой, особенно с второстепенными должностями в Кирке, такими как клерки. Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 59–62, ISBN.  0-3000-9234-2 В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [76]

Университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом, который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он учился в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву. и развитие интереса к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [77] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [78] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет, но теперь студенты начали приезжать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришаль-колледжа в Абердине и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то же, что он сделал для Глазго, был назначен директором колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1580 году . Эдинбургский университет возник на основе публичных лекций, которые основанный в городе в 1540-х годах по юриспруденции, греческому, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз . «Тунисский колледж» стал Эдинбургским университетом в 1582 году. [16] Результатом этих изменений стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь давали качество образования, не уступающее тому, которое предлагалось где-либо в Европе. [77]

Литература

[ редактировать ]
Джордж Бьюкенен , драматург, поэт и политический теоретик, автор Арнольд Бронкорст

Средневековая Шотландия, вероятно, имела свои собственные мистические пьесы , часто исполнявшиеся ремесленными гильдиями , подобные пьесе, описанной как ludi de ly haliblude и поставленной в Абердине в 1440 и 1445 годах и которая, вероятно, была связана с праздником Тела Христова , но никаких текстов не сохранилось. [79] Законодательство против народных пьес было принято в 1555 году, а против литургических пьес («клерковых пьес или комедий, основанных на канонических писаниях») в 1575 году Генеральной ассамблеей Шотландской церкви. [80] Попытки запретить народные пьесы применялись более мягко и менее успешно, чем предполагалось ранее. Они продолжались и в 17 веке: прихожан в Абердине упрекали за парады и танцы на улицах с колоколами на свадьбах и Йоле в 1605 году, Робин Гуд и Мэй играли в Келсо в 1611 году и Святочные представления в Перте в 1634 году. [81] Кирк также разрешил некоторые пьесы, особенно в школах, когда они служили целям образования, как в комедии о блудном сыне , разрешенной в Сент-Эндрюсе в 1574 году. [81]

Более формальные пьесы включали пьесы Джеймса Веддерберна , который писал антикатолические трагедии и комедии на шотландском языке около 1540 года, прежде чем он был вынужден бежать в изгнание. К ним относятся « Обезглавливание Иоанна Крестителя» и « История Дионисия Тираонна» , которые были исполнены в Данди. [82] Дэвид Линдсей (ок. 1486–1555), дипломат и глава Лионского двора , был плодовитым поэтом и драматургом. интермедию Он поставил во дворце Линлитгоу для короля и королевы, которая считалась версией его пьесы «Три Эстайтис» 1540 года, в которой высмеивалась коррупция церкви и государства и которая является единственной законченной пьесой, сохранившейся до Реформации. [83] Джордж Бьюкенен (1506–1582) оказал большое влияние на континентальный театр своими пьесами, такими как «Иефет» и «Батист» , которые повлияли на Пьера Корнеля и Жана Расина , а через них и на неоклассическую традицию во французской драме, но его влияние в Шотландии было ограничено его выбором. латыни как средства массовой информации. [84] Анонимный «Манера Киринга одной пьесы» (до 1568 г.) [85] и «Филот» (опубликовано в Лондоне в 1603 году) представляют собой отдельные примеры сохранившихся пьес. Последний представляет собой народную шотландскую комедию ошибок, вероятно, предназначенную для придворного представления Марии, королевы Шотландии или Якова VI. [86] Та же система профессиональных трупп актеров и театров, которая сложилась в Англии в этот период, отсутствовала в Шотландии, но Яков VI дал понять о своем интересе к драме, организовав для труппы английских актеров возведение театра и выступление в 1599 году. [87]

Кирк также не одобрял поэзию, не носившую религиозного характера. Тем не менее, среди поэтов этого периода были Ричард Мейтленд из Летингтона (1496–1586), сочинявший медитативные и сатирические стихи; Джон Роллан (1530–1575), написавший аллегорические сатиры, а также придворный и министр Александр Юм (ок. 1556–1609), корпус произведений которого включает поэзию природы и эпистолярные стихи . Использование Александром Скоттом (?1520–82/3) коротких стихов, предназначенных для пения под музыку, открыло путь кастальским поэтам времен взрослого правления Якова VI. [88]

Искусство

[ редактировать ]
Редкий образец витража, пережившего Реформацию, в часовне Магдалины в Эдинбурге.

Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации с почти полной утратой средневековых витражей, религиозных скульптур и картин. [89] Единственный значительный сохранившийся витраж дореформации в Шотландии — это окно из четырех кругов в часовне Магдалины в Каугете , Эдинбург , завершенное в 1544 году. [90] Резьбу по дереву можно увидеть в Королевском колледже, Абердине и Данблейнском соборе . [91] В Западном Хайленде, где существовала наследственная каста скульпторов-монументалистов, неопределенность и потеря покровительства, вызванные отказом от памятников в эпоху Реформации, означали, что они перешли в другие ветви гэльских ученых орденов или занялись другими занятиями. Отсутствие передачи навыков резьбы заметно по ухудшению качества, когда надгробия были введены в эксплуатацию в следующий раз в начале 17 века. [92]

По мнению Н. Прайора, характер шотландской Реформации мог иметь более широкие последствия, ограничивая создание культуры публичного проявления и означая, что искусство было направлено на более строгие формы выражения с упором на частную и домашнюю сдержанность. [93] Утрата церковного покровительства в результате Реформации означала, что местные мастера и художники обратились к светским покровителям. Одним из результатов этого стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения , при этом большое количество частных домов горожан, лордов и лордов получили часто очень подробные и цветные узоры и сцены, из которых сохранилось более 100 примеров. [89] Они были предприняты неназванными шотландскими художниками с использованием книг континентальных образцов, что часто приводило к включению гуманистической моральной и философской символики с элементами, призывающими к геральдике, благочестию, классическим мифам и аллегориям. [89] Самый ранний сохранившийся пример находится во дворце Гамильтона в Киннейле , Западный Лотиан, украшенном в 1550-х годах для тогдашнего регента Джеймса Гамильтона, графа Аррана . [94] Другие примеры включают потолок в Престонгрейндж-хаусе , выполненный в 1581 году для Марка Керра, комендатора Ньюбаттла , и длинную галерею в Пинки-хаусе , написанную для Александра Ситона , графа Данфермлина в 1621 году. [89]

Архитектура

[ редактировать ]
Приход Бернтайленд -Кирк, его первоначальный деревянный шпиль теперь заменен каменным.

Реформация произвела революцию в церковной архитектуре Шотландии. Кальвинисты отвергали украшения в местах богослужений, не видя необходимости в сложных зданиях, разделенных для ритуальных целей. Это привело к повсеместному разрушению средневековой церковной мебели, украшений и украшений. [95] Были построены новые церкви, а существующие церкви приспособлены для реформированных служб, в частности, путем размещения кафедры в центре церкви, поскольку проповедь была в центре богослужения. Многие из самых ранних зданий представляли собой простые прямоугольные остроконечные здания, стиль, который сохранялся и в 17 веке, как, например, замок Данноттар в 1580-х годах, Гринока Старый Западный Кирк (1591 г.) и Дернесс (1619 г.). [96] В этих церквях часто есть окна на южной стене (и нет окон на северной), что стало характерной чертой реформаторских кирков. Существовала преемственность с дореформационными материалами: в некоторых церквях в качестве стен использовали щебень, как в Кембаке в Файфе (1582 г.). Другие использовали тесаный камень и несколько дополнительных деревянных шпилей, как в Бернтисленде (1592 г.). [97] Церковь Грейфрайарс в Эдинбурге , построенная между 1602 и 1620 годами, имела прямоугольную планировку в основном готической формы, но церковь в Дирлтоне (1612 г.) имела более изысканный классический стиль. [96] Разновидностью прямоугольной церкви, разработанной в постреформационной Шотландии и часто используемой при адаптации существующих церквей, был Т-образный план, который позволял максимальному количеству прихожан находиться возле кафедры. Примеры можно увидеть в Кембаке и Престонпансе после 1595 года. Этот план продолжал использоваться и в 17 веке, как в Уиме (1600 г.), Анструтере Истере , Файфе (1634–1644 гг.) и Нью-Камноке , Эйршир (1657 г.). В 17 веке план греческого креста использовался для таких церквей, как Кавдор (1619 г.) и Фенвик (1643 г.). В большинстве этих случаев одна ветвь креста была закрыта как проход для лэрда, а это означало, что по сути это были церкви Т-образной формы. [96]

Перепечатка обложки книги «Гуд и Годли Баллатис» 1600 года.

Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры расформированы, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. [89] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд и Годли Баллатис» (1567), которые представляли собой духовную сатиру на популярные баллады, которые обычно приписывались братьям Джеймсу , Джону и Роберту Веддербернам . Никогда не принятые Кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. [98]

Позже кальвинизм, который стал доминировать в шотландской Реформации, был гораздо более враждебным по отношению к католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на библейское, то есть на псалмы . Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Он опирался на работы французского музыканта Клемана Маро , вклад Кальвина в Страсбургскую Псалтирь 1539 года и английских писателей, в частности, на издание Псалтири 1561 года, созданное Уильямом Уиттингемом для английской общины в Женеве. Намерение состояло в том, чтобы создать отдельные мелодии для каждого псалма, но из 150 псалмов 105 имели собственные мелодии, а в 17 веке общие мелодии, которые можно было использовать для псалмов с одинаковым размером, стали более частыми. [99] Поскольку теперь эти псалмы пели целые общины, в отличие от подготовленных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [98] существовала потребность в простоте, и большинство церковных композиций ограничивались гомофонной обстановкой. [89]

Во время своего личного правления Яков VI попытался возродить певческие школы, приняв в 1579 году парламентский акт, требующий, чтобы советы крупнейших городов создали «an sang scuill с ane maister, достаточным и способным для обучения молодежи в упомянутых городах». наука о музыке». Пять новых школ были открыты в течение четырех лет после вступления закона в силу, а к 1633 году их было не менее 25. Большинство городов, в которых не было песенных школ, обеспечивали себя в своих гимназиях. [100] Полифония была включена в издания Псалтири с 1625 года, но в тех немногих местах, где использовались эти настройки, прихожане пели мелодию и обучали певцов контратеноровым , дискантным и басовым партиям . [98] Победа пресвитериан в Национальном завете 1638 года привела к прекращению многоголосия, и в 1650 году был опубликован новый псалтырь общим размером, без мелодий. [101] В 1666 году в Абердине были впервые опубликованы «Двенадцать мелодий для Шотландской церкви», состоящие из четырех частей (которые на самом деле содержали 14 мелодий), предназначенные для использования с Псалтирью 1650 года. К 1720 году оно выдержало пять изданий. К концу семнадцатого века эти два произведения стали основным корпусом псалмов, исполняемых в Кирке. [102]

Агнес Дуглас, графиня Аргайл (1574–1607), приписываемая Адриану Вансону

Ранняя современная Шотландия была патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами. [103] С 1560-х годов служба бракосочетания после Реформации подчеркивала это, заявляя, что жена «находится в подчинении и под управлением своего мужа, пока они оба продолжают жить». [104] В политике теория патриархата осложнялась регентством во главе с Маргаритой Тюдор и Марией де Гиз , а также появлением царствующей королевы Марии, королевы Шотландии с 1561 года. Обеспокоенность по поводу этой угрозы мужской власти была проиллюстрирована Джона Нокса « книгой Первый трубный звук против чудовищного женского полка (1558 г.), призывавший к свержению всех правящих королев. Большая часть политической нации прагматично смотрела на ситуацию, принимая Марию как королеву, но напряженность, вызванная этим парадоксом, возможно, сыграла свою роль в более поздних трудностях правления. [105]

До Реформации обширные запреты на брак по родству означали, что для большинства благородных браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [103] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. При реформированном Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, дела о разводе инициировались относительно на более низких уровнях социальной лестницы. [106]

После Реформации усилилась борьба между широко распространенным убеждением в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин и желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало умения изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию. Большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества женщины выиграли от расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90% с конца 17 по начало 18 веков и, возможно, 85% для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35% для мужчин. [107] Среди знати было много образованных и культурных женщин, наиболее ярким примером которых является королева Мария. [108]

Посещение церкви играло важную роль в жизни многих женщин. Женщины были в основном исключены из управления Кирком, но когда главы семей проголосовали за назначение нового министра, некоторые приходы разрешили женщинам на этом посту участвовать. [109] В послереформационный период произошла криминализация женщин. [110] Женщин подвергали дисциплинарным взысканиям на заседаниях кирков и в гражданских судах за стереотипные правонарушения, включая ругань и проституцию, которые считались девиантными, а не преступными. Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, стр. 19, ISBN  978-0-8619-3287-0 Это изменение отношения может частично объяснить охоту на ведьм , которая произошла после Реформации и в которой женщины были самой большой группой жертв. [111]

[ редактировать ]
Ведьмы Северного Бервика встречают Дьявола на местном кладбище, из современной брошюры « Новости из Шотландии» .

Шотландский протестантизм был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Многие Библии представляли собой большие, иллюстрированные и очень ценные предметы. Женевский перевод широко использовался [112] до тех пор, пока в 1611 году Кирк не принял Авторизованную версию короля Иакова , а первая шотландская версия не была напечатана в Шотландии в 1633 году, но Женевская Библия продолжала использоваться и в 17 веке. [113] Библии часто становились предметом суеверий, использовались при гадании . [114] Дисциплина Кирка была фундаментальной для реформатского протестантизма и, вероятно, достигла апогея в 17 веке. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [115] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца 17 века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [116]

В эпоху позднего средневековья было несколько судебных преследований за вред, причиненный посредством колдовства, но принятие Закона о колдовстве 1563 года сделало колдовство или консультации с ведьмами тяжкими преступлениями. [117] Первой крупной серией судебных процессов в соответствии с новым законом были процессы над ведьмами в Северном Бервике , начавшиеся в 1589 году, в которых Яков VI играл важную роль в качестве «жертвы» и следователя. [118] Он заинтересовался колдовством и опубликовал статью в защиту охоты на ведьм в « Демонологии» в 1597 году, но, судя по всему, он становился все более скептически настроенным и в конечном итоге предпринял шаги по ограничению судебных преследований. По оценкам, за этот период от 4000 до 6000 человек, в основном из Шотландской низменности , были осуждены за колдовство, что намного выше, чем в соседней Англии. Крупные серии судебных процессов прошли в 1590–1591 , 1597 , 1628–1631, 1649–1650 и 1661–1662 годах . Семьдесят пять процентов обвиняемых составляли женщины, и по современным оценкам было казнено более 1500 человек. [119]

Национальная идентичность

[ редактировать ]

Кирк, возникший после 1560 года, стал символом всей Шотландии. Она стала предметом национальной гордости, и ее часто сравнивали с менее четко реформированной церковью в соседней Англии. Джейн Доусон предполагает, что потеря национального статуса в борьбе за доминирование в Британии между Англией и Францией, от которой пострадали шотландцы, возможно, побудила их подчеркнуть свои религиозные достижения. [120] Возникла теология, которая рассматривала Царство как находящееся в заветных отношениях с Богом. Многие шотландцы видели свою страну как новый Израиль, а себя как святой народ, ведущий борьбу между силами Христа и Антихриста, причем последний отождествлялся с возрождающимся папством и Римско-католической церковью. Эта точка зрения была подкреплена событиями в других местах, которые продемонстрировали, что реформатская религия находится под угрозой, такими как Варфоломеевская резня 1572 года во Франции и Испанская армада в 1588 году. [120] Эти взгляды были популяризированы через первые протестантские исторические труды, такие как «История Реформации » Нокса и Джорджа Бьюкенена » «Rerum Scoticarum Historia . [121] В этот период также наблюдался рост патриотической литературы, чему способствовал рост народной печати. Опубликованные издания средневековой поэзии Джона Барбура и Роберта Генрисона , а также пьесы Дэвида Линдсея приобрели новую аудиторию. [122]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Широко известный как «кирк».
  1. ^ Флетчер 1999 , стр. 231–233.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Боукатт и Уильямс (2006) , стр. 26–29.
  3. ^ Маккуорри (2004) , стр. 109–117.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вормальд (1991) , стр. 75–87.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 76–87.
  6. ^ Паллисер (2000) , стр. 349–350.
  7. ^ Баррелл (2000) , с. 246.
  8. ^ Баррелл (2000) , с. 254.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питерс (2004) , с. 147.
  10. ^ Баррелл (2000) , стр. 244–245.
  11. ^ Баррелл (2000) , с. 257.
  12. ^ МакГолдрик (1989) , с. 28.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вебстер (1997) , стр. 124–125.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 68–72.
  15. ^ Мейсон (2005) , с. 100.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас (2012) , стр. 196–197.
  17. ^ Вормальд (1991) , с. 91.
  18. ^ Вормальд (1991) , с. 104.
  19. ^ Доусон (2007) , стр. 164–166.
  20. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 151.
  21. ^ Мейсон (2005) , с. 102.
  22. ^ Доусон (2007) , с. 129.
  23. ^ Доусон (2007) , стр. 144–145.
  24. ^ Вормальд (1991) , с. 107.
  25. ^ Райри (2006) , с. 42.
  26. ^ Вормальд (1991) , с. 100.
  27. ^ Доусон (2007) , с. 159.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грант и Стрингер (1995) , стр. 115–116.
  29. ^ Грэм (2000) , с. 414.
  30. ^ Вормальд (1991) , стр. 102–104.
  31. ^ Кирк (1989) , с. 11.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 144.
  33. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 139.
  34. ^ Вормальд (1991) , с. 102.
  35. ^ Доусон (2007) , с. 185.
  36. ^ Доусон (2007) , стр. 200–201.
  37. ^ Доусон (2007) , с. 186.
  38. ^ Кирк (1993) , с. 696.
  39. ^ Доусон (2007) , стр. 188–189.
  40. ^ Доусон (2007) , стр. 194–195.
  41. ^ Доусон (2007) , с. 195.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берли (1960) , с. 143.
  43. ^ Доусон (2007) , стр. 204–205.
  44. ^ Доусон (2007) , стр. 205–206.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , с. 209.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , с. 117.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , с. 211.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч (1992) , с. 197.
  49. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 153.
  50. ^ Браун и Макдональд (2010) , с. 48.
  51. ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , стр. 154–155.
  52. ^ Дж. Роджерс, Пресвитерианские символы веры: Путеводитель по Книге исповеди (Вестминстер: John Knox Press, 1985), ISBN   0-6642-5496-9 , стр. 79–80.
  53. ^ Браун (2012) , с. 80.
  54. ^ Вормальд (1991) , стр. 120–121.
  55. ^ Рид (2013) , с. 96.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 227–229.
  57. ^ Берли (1960) , стр. 160–163.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч (1992) , стр. 198–199.
  59. ^ Макнил и МакКуин (1996) , стр. 390–391.
  60. ^ Вормальд (1991) , с. 138.
  61. ^ Вормальд (1991) , стр. 121–133.
  62. ^ Доусон (2007) , стр. 217–218.
  63. ^ Митчисон (2002) , стр. 129–133.
  64. ^ Линч (1992) , с. 218.
  65. ^ Линч (1992) , с. 196.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч (1992) , стр. 200–201.
  67. ^ Доусон (2007) , с. 268.
  68. ^ Уилсон (1963) , с. 19.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , с. 183.
  70. ^ Д.К. Макким и Д.Ф. Райт, Энциклопедия реформатской веры (Вестминстер: John Knox Press, 1992), ISBN   0-6642-1882-2 , с. 103.
  71. ^ Доусон (2007) , стр. 316–317.
  72. ^ Вормальд (1991) , стр. 128–129.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Доусон (2007) , с. 232.
  74. ^ Вормальд (1991) , с. 133.
  75. ^ Хьюстон (2002) , с. 5.
  76. ^ Вормальд (1991) , стр. 182–183.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вормальд (1991) , стр. 183–184.
  78. ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN   9-0041-0097-0 , с. 280.
  79. ^ Дэвидсон (2007) , с. 57.
  80. ^ Хартнолл (1993) , с. 745.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карпентер (2011) , с. 20.
  82. ^ Браун (2013) , с. 84.
  83. ^ Браун и др. (2007) , стр. 256–257.
  84. ^ Браун (2011) , стр. 1–3.
  85. ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 127–128.
  86. ^ Карпентер (2011) , с. 15.
  87. ^ Карпентер (2011) , с. 21.
  88. ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 129–130.
  89. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Томас (2012) , стр. 198–199.
  90. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-8526-3748-9 , с. 55.
  91. ^ Скотт (1993) , с. 208.
  92. ^ Доусон (2007) , с. 131.
  93. ^ Н. Прайор, Музеи и современность: художественные галереи и создание современной культуры (Берг, 2002), ISBN   1-8597-3508-8 , с. 102.
  94. ^ Доусон (2007) , с. 290.
  95. ^ Королевский институт британских архитекторов , Киркс на протяжении веков , Architecture.com, заархивировано из оригинала 14 октября 2007 г. , получено 13 января 2010 г.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Спайсер (2000) , с. 517.
  97. ^ Спайсер (2007) , стр. 53, 57.
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вормальд (1991) , стр. 187–190.
  99. ^ Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ашгейт, стр. 85–90, 173–179, 201–228, ISBN  978-1-4094-6892-9
  100. ^ Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Издательство Индианского университета, стр. 67, ISBN  978-0-2530-0455-0
  101. ^ Бакстер, младший (2001), «Музыка церковная», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 431–432, ISBN  0-1921-1696-7
  102. ^ Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, стр. 143–144, ISBN  978-0-8108-6981-3
  103. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 62–63.
  104. ^ Деннисон (2001) , стр. 645–646.
  105. ^ Доусон (2007) , с. 243.
  106. ^ Юэн (2012) , с. 273.
  107. ^ Хьюстон (2002) , стр. 63–68.
  108. ^ Браун (2004) , с. 187.
  109. ^ Гловер (2011) , с. 135.
  110. ^ Митчисон (1983) , стр. 86–88.
  111. ^ Митчисон (1983) , стр. 88–89.
  112. ^ Хендерсон (2011) , стр. 1–4.
  113. ^ Вормальд (1991) , стр. 192–193.
  114. ^ Хендерсон (2011) , с. 12.
  115. ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 30.
  116. ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 34.
  117. ^ Эдвардс (2010) , с. 32.
  118. ^ Дж. Кей и Дж. Кей, Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Харпер Коллинз, 1994), ISBN   0-0025-5082-2 , с. 556.
  119. ^ Браун (2012) , с. 81.
  120. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Доусон (2007) , стр. 232–233.
  121. ^ Эрскин (2013) , с. 636.
  122. ^ Линч (1992) , с. 184.

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Оксфордский национальный биографический словарь (2004) онлайн ; краткие научные биографии всех выдающихся людей
  • Баррелл, ADM (2000), Средневековая Шотландия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0--521-58602-Х
  • Бокатт, П.Дж.; Уильямс, Дж. Х. (2006), Спутник средневековой шотландской поэзии , Вудбридж: Брюэр, ISBN  1-8438-4096-0
  • Бакстер, младший (2001), «Церковная музыка», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Браун, И. (2013), Шотландский театр: разнообразие, язык, преемственность , Родопи, ISBN  978-9-4012-0994-6
  • Браун, И. (2011), «Введение: живая традиция и коллективная амнезия», в книге Браун, И. (редактор), « Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-4107-9
  • Браун, И.; Клэнси, Т.; Мэннинг, С.; Питток, М., ред. (2007), Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-2481-2
  • Браун, К.М. (2004), Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0-7486-1299-8
  • Браун, КМ; Макдональд, Арканзас, ред. (2010), Парламент в контексте, 1235–1707 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1486-8
  • Браун, С. Дж. (2012), «Религия и общество до 1900 года», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Берли, JHS (1960), История церкви Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-3921-5
  • Карпентер, С. (2011), «Шотландская драма до 1650 года», в книге Брауна И. (редактор), «Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-4107-9
  • Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997), «Шотландия», Оксфордский словарь христианской церкви , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 1471–1473, ISBN.  0--19-211655-X
  • Дэвидсон, К. (2007), Фестивали и пьесы в Британии позднего средневековья , Олдершот: Ашгейт, ISBN  978-0-7546-6052-1
  • Доусон, JEA (2007), Реформированная Шотландия, 1488–1587 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  978-0-7486-1455-4
  • Деннисон, EP (2001), «Женщины: от 1 до 1700», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ashgate, ISBN  978-1-4094-6892-9
  • Эдвардс, штат Калифорния (2010), «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в Картрайт, К. (редактор), « Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» , Оксфорд: John Wiley & Sons, ISBN  978-1-4051-5477-2
  • Эрскин, К. (2013), «Джон Нокс, Джордж Букканан и шотландская проза», в Хэдфилде, А. (редактор), Оксфордский справочник по английской прозе 1500–1640 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-8068-2
  • Юэн, Э. (2012), «Ранняя современная семья», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Флетчер, Р.А. (1999), Обращение в варваров: от язычества к христианству , University of California Press, ISBN  0-5202-1859-0
  • Гловер, К. (2011), Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века , Вудбридж: Boydell Press, ISBN  978-1-8438-3681-0
  • Грэм, МФ (2000), «Шотландия», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN  0-4151-6357-9
  • Грант, А.; Стрингер, К.Дж. (1995), Объединение королевства?: Создание британской истории , Psychology Press, ISBN  3-0391-0948-0
  • Хартнолл, П., изд. (1993), Оксфордский компаньон театра , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1928-2574-7
  • Ван Хейнсберген, Т. (2001), «Культура: 9 Ренессанса и Реформации: поэзия до 1603 года», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1921-1696-7
  • Хендерсон, GD (2011), Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-5212-4877-8
  • Хьюстон, РА (2002), Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN  0-5218-9088-8
  • Хьюстон, РА; Уайт, ID (2005), «Введение», в Хьюстоне, РА; Уайт, ID (ред.), Шотландское общество, 1500–1800 гг ., Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-5218-9167-1
  • Келлар, К. (2003), Шотландия, Англия и Реформация: 1534–61 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1992-6670-0
  • Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, ISBN  978-0-8619-3287-0
  • Кирк, Дж. (1989), Образцы реформ: преемственность и изменения в реформации Кирк , Эдинбург: T&T Clark, ISBN  0-5670-9505-3
  • Кирк, Дж. (1993), «Реформация в Шотландии», в де С. Кэмероне, Найджеле М.; Райт, Д.Ф.; Лахман, округ Колумбия; Мик, Д.Э. (ред.), Словарь истории и теологии шотландской церкви , Эдинбург: T&T Clark, ISBN  0-8308-1407-8
  • Кайл, Р.Г. (1991), «Христианское Содружество: видение Шотландии Джоном Ноксом», Журнал истории религии , 16 (3): 247–259, doi : 10.1111/j.1467-9809.1991.tb00667.x
  • Ламонт, С. (1991), Меченосец: Джон Нокс и европейская Реформация , Лондон: Ходдер и Стоутон, ISBN  0-3405-5240-9
  • Линч, М. (1992), Шотландия: Новая история , Лондон: Пимлико, ISBN  0-7126-9893-0
  • Линч, М. (2001), «Реформация», в книге Линч, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN.  0-1921-1696-7
  • Макдональд, ИК (1998), Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, литургия и государственное устройство , Олдершот: Эшгейт, ISBN  1--85928-373-X
  • Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Б.; Паркер, Г. (1991), История Шотландии , Лондон: Penguin, ISBN  0-1401-3649-5
  • Мейсон, Р. (2005), «Ренессанс и Реформация: шестнадцатый век», в Уормалде, Дж. (редактор), Шотландия: История , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1916-2243-5
  • Макголдрик, JE (1989), Шотландские связи Лютера , Associated University Press, ISBN  0-8386-3357-9
  • Макговерн, М. (редактор), Биографический словарь Чемберса (7-е изд. 2002 г.), Эдинбург: Чемберс, ISBN  0-5501-0051-2
  • Макнил, PGB; МакКуин, HL, ред. (1996), Атлас истории Шотландии до 1707 года , Эдинбург: шотландские медиевисты, ISBN  0-9503-9041-0
  • Маккуорри, А. (2004), Средневековая Шотландия: родство и нация , Трапп: Саттон, ISBN  0-7509-2977-4
  • Митчисон, Р. (1983), Светлость патронажу, Шотландия 1603–1745 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0--7486-0233-X
  • Митчисон, Р. (2002), История Шотландии (3-е изд.), Лондон: Routledge, ISBN  0-4152-7880-5
  • Муллан, DG (2000), шотландское пуританство, 1590–1638 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  0-1982-6997-8
  • Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Издательство Индианского университета, ISBN  978-0-2530-0455-0
  • Паллисер, DM (2000), Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-5214-4461-6
  • Парк, Дж.Э. (2013), «Доктрина Джона Нокса о предопределении и ее практическое применение в его экклезиологии» , Puritan Reformed Journal , vol. 5, нет. 2, стр. 65–90.
  • Питерс, К. (2004), Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN  0--333-63358-X
  • Рид, SJ (2013), Гуманизм и кальвинизм: Эндрю Мелвилл и университеты Шотландии, 1560–1625 гг ., Олдершот: Эшгейт, ISBN  978-1-4094-8202-4
  • Райри, А. (2006), Истоки шотландской Реформации , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN  0-7190-7105-4
  • Скотт, Х., изд. (1993), Шотландия: краткая история культуры , Mainstream, ISBN  1-8515-8581-8
  • Спайсер, А. (2000), «Архитектура», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN  0-4151-6357-9
  • Спайсер, А. (2007), Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN  978-0-7190-5487-7
  • Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, ISBN  978-0-8108-6981-3
  • Томас, А. (2012), «Возрождение», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN  978-0-1995-6369-2
  • Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN  0-3000-9234-2
  • Вебстер, Б. (1997), Средневековая Шотландия: создание идентичности , Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN.  0-3335-6761-7
  • Уилсон, DH (1963) [1956], король Джеймс VI и I , Лондон: Jonathan Cape Ltd., ISBN  0-2246-0572-0
  • Вормальд, Дж. (1991), Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN  0-7486-0276-3
  • Вормальд, Дж. (2001), Мария, королева Шотландии: политика, страсть и потерянное королевство , Таурис Парк в мягкой обложке, ISBN  1-8606-4588-7

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, К.М. (1989), «В поисках благочестивого магистрата в реформационной Шотландии», Журнал церковной истории , 40 (1): 553–581, doi : 10.1017/S0022046900059017 , S2CID   159787456
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cea9dcf8ebbc2837b7f18b2ff3c959bd__1720666020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/bd/cea9dcf8ebbc2837b7f18b2ff3c959bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish Reformation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)