История образования в Шотландии
История образования в Шотландии в его современном понимании организованного и институционального обучения началась в средние века, когда церковные хоровые школы и гимназии начали обучать мальчиков. К концу 15-го века были также организованы школы для девочек и университеты в Сент-Эндрюсе , Глазго и Абердине . Образование поощрялось Законом об образовании 1496 года , который сделал обязательным для сыновей баронов и владельцев имущества посещать гимназии, что, в свою очередь, способствовало повышению грамотности среди высших классов.
Шотландская Реформация привела к серьезным изменениям в организации и характере образования, включая потерю хоровых школ и расширение приходских школ, а также реформу и расширение университетов. В семнадцатом веке законодательство требовало создания и финансирования школ в каждом приходе, часто под надзором пресвитерий местного кирка. Существование этой сети школ позже привело к росту «демократического мифа» о том, что бедные мальчики смогли использовать эту систему образования, чтобы подняться на вершину шотландского общества. Тем не менее, университетская система Шотландии действительно помогла сделать ее одним из основных вкладчиков в эпоху Просвещения в 18 веке, создав таких выдающихся деятелей, как Дэвид Хьюм и Адам Смит .
Религиозные разногласия и влияние индустриализации, миграции и иммиграции разрушили существующую систему образования, и в конце девятнадцатого века она была реорганизована и расширена, чтобы создать финансируемую государством национальную систему бесплатного базового образования и общих экзаменов. Реформа шотландских университетов с 1892 года сделала их крупными центрами обучения и пионерами в приеме женщин. В 20 веке шотландское среднее образование расширилось, особенно для девочек, но университеты начали отставать от университетов Англии и Европы по инвестициям и расширению. чисел. Управление системой образования все больше концентрировалось в Шотландии после окончательного переезда министерства образования в Эдинбург в 1939 году. После передачи полномочий в 1999 году исполнительная власть Шотландии также создала Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , и произошло значительное отклонение от практики. в Англии, включая отмену платы за обучение студентов в шотландских университетах.
Средний возраст
[ редактировать ]В раннем средневековье Шотландия была преимущественно устным обществом, и образование было скорее словесным, чем литературным. Более полные источники по Ирландии того же периода предполагают, что, возможно, там жили филиды , которые действовали как поэты, музыканты и историки, часто были прикреплены к двору лорда или короля и передавали свои знания гэльского языка следующему поколению. [1] [2] После «дегаллицизации» шотландского двора в двенадцатом веке эти функции взял на себя менее уважаемый орден бардов , и они продолжали выполнять аналогичную роль в Хайленде и на островах в восемнадцатом веке. Они часто обучались в бардовских школах, из которых некоторые, например школа, которой управляла династия МакМуиричей , были бардами Владыки Островов , [3] существовали в Шотландии и еще больше в Ирландии, пока они не были подавлены в семнадцатом веке. [2] Большая часть их работ никогда не была записана, а то, что сохранилось, было записано только с шестнадцатого века. [1]
Установление христианства привело к тому, что латынь стала научным и письменным языком в Шотландии. Монастыри служили основными хранилищами знаний и образования, часто управляя школами и предоставляя небольшую образованную элиту, которая была необходима для создания и чтения документов в преимущественно неграмотном обществе. [4] В эпоху Высокого Средневековья возникли новые источники образования: песенные и гимназии . Обычно они прикреплялись к соборам или коллегиальной церкви и были наиболее распространены в развивающихся городах. К концу средневековья гимназии можно было найти во всех крупных городах и некоторых небольших городах. Ранние примеры, включая среднюю школу Глазго в 1124 году и среднюю школу Данди в 1239 году. [5] Существовали также мелкие школы, более распространенные в сельской местности и дающие начальное образование. [6] Некоторые монастыри, такие как цистерцианское аббатство в Кинлоссе , открыли свои двери для более широкого круга студентов. [6] Число и размер этих школ, похоже, быстро увеличивались с 1380-х годов. Они были почти исключительно нацелены на мальчиков, но к концу пятнадцатого века в Эдинбурге также появились школы для девочек, иногда называемые «школами шитья», в которых, вероятно, преподавали мирянки или монахини. [5] [6] Также было развито частное обучение в семьях лордов и богатых горожан. [5] Растущее внимание к образованию усилилось с принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцы должны посещать гимназии, чтобы изучать «идеальный Латин». Все это привело к росту грамотности, но которая была в основном сконцентрирована среди мужской и богатой элиты. [5] к концу периода, возможно, 60 процентов дворянства были грамотными. [7]
До пятнадцатого века те, кто хотел поступить в университет, должны были ехать в Англию или на континент, а в период с двенадцатого века по 1410 год было идентифицировано чуть более 1000 человек. [8] Среди них наиболее важной интеллектуальной фигурой был Джон Дунс Скот , который учился в Оксфорде , Кембридже и Париже и, вероятно, умер в Кельне в 1308 году, оказав большое влияние на религиозную мысль позднего средневековья. [9] После начала Войн за независимость, за редкими исключениями в рамках охранной грамоты, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты приобрели более важное значение. [8] Некоторые шотландские ученые стали преподавателями в континентальных университетах. В Париже среди них были Джон Де Рейт и Уолтер Уордлоу в 1340-х и 1350-х годах, Уильям де Тредбрум в 1380-х годах и Лоуренс де Линдорес в начале 1500-х годов. [8] Эта ситуация изменилась с основанием Сент-Эндрюсского университета в 1413 году, Университета Глазго в 1451 году и Абердинского университета в 1495 году. [5] Первоначально эти учреждения были предназначены для обучения священнослужителей, но они все чаще использовались мирянами, которые начали оспаривать монополию духовенства на административные должности в правительстве и законодательстве. Желающим получить вторую степень по-прежнему приходилось ехать куда-то еще, и шотландские ученые продолжали посещать континент и английские университеты, которые вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. [8] школы шотландских номиналистов Продолжающееся движение в другие университеты привело к появлению в Париже в начале XVI века Джон Мэр , самой важной фигурой в которой, вероятно, был . Вероятно, он учился в шотландской гимназии, затем в Кембридже, а затем переехал в Париж, где поступил в вуз в 1493 году. К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся и стал первым директором школы. новый университет Абердина. [8] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [7]
Влияние Реформации
[ редактировать ]Гуманистическую озабоченность расширением образования разделяли протестантские реформаторы, и стремление к благочестивому народу заменило цель иметь образованных граждан. В 1560 году в Первой книге дисциплины был изложен план создания школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [10] В городах старые школы были сохранены, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли на сессиях Кирка, которые проверяли качество преподавания и доктринальную чистоту. Существовало также большое количество нерегулируемых «приключенческих школ», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. За пределами существующих городских школ мастера часто совмещали свою должность с другой работой, особенно с второстепенными должностями в церкви, например клерком. [11] В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [12]
В 1616 году закон Тайного совета предписывал каждому приходу открыть школу, «там, где есть удобные средства», и когда парламент Шотландии ратифицировал это Законом об образовании 1633 года , был введен налог на местных землевладельцев для обеспечения необходимых пожертвований. Лазейка, позволявшая уклоняться от этого налога, была закрыта в Законе об образовании 1646 года , который заложил прочную институциональную основу для школ на принципах Ковенантера . Хотя Реставрация привела к возврату к положению 1633 года, в 1696 году новое законодательство восстановило положения 1646 года вместе со средствами принуждения, «более подходящими для того времени». Подчеркивая цель иметь школу в каждом приходе. В сельских общинах они обязывали местных землевладельцев (наследников) предоставлять здание школы и платить учителю, а министры и местные пресвитерии следили за качеством образования. Во многих шотландских городах городские школы находились в ведении местных советов. [13] К концу семнадцатого века в низинах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [14]
Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин соперничало с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [15] Среди знати было много образованных и культурных женщин, Мария, королева Шотландии . наиболее ярким примером которых является [16]
После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [17] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [18] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет, но теперь студенты начали приезжать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришаль-колледжа в Абердине , и чтобы сделать для Сент-Эндрюса то же, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1580 году . Эдинбургский университет возник на основе публичных лекций. были созданы в городе в 1540-х годах по вопросам права, греческого, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз . Они превратились в «Тунисский колледж», который в 1582 году стал Эдинбургским университетом . [19] Результатом стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь давали качество образования, не уступающее тому, которое предлагалось где-либо в Европе. [17] В рамках Содружества финансирование университетов улучшилось, поскольку они получили доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов, что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему рассматривались в основном как школа подготовки духовенства и находились под контролем жестких протестующих , которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго. [20] После Реставрации произошла чистка университетов, но значительная часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [21] Пять шотландских университетов восстановились благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. Это помогло университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставило Шотландию на передний план мышления Просвещения. [14]
восемнадцатый век
[ редактировать ]Одним из последствий этой обширной сети школ стал рост «демократического мифа» в XIX веке, который породил широко распространенное мнение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие посты. и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [14] Историки теперь признают, что очень немногие мальчики могли пойти по этому пути к социальному продвижению и что грамотность не была заметно выше, чем в сопоставимых странах, поскольку образование в приходских школах было базовым, коротким, а посещение не было обязательным. [22] Однако Шотландия действительно воспользовалась интеллектуальными преимуществами высокоразвитой университетской системы. [23] Шотландские мыслители начали подвергать сомнению предположения, ранее считавшиеся само собой разумеющимися; и благодаря традиционным связям Шотландии с Францией, в то время в муках Просвещения , шотландцы начали развивать уникальную практическую ветвь гуманизма . [24] Среди основных мыслителей, созданных этой системой, был Фрэнсис Хатчесон , который занимал кафедру философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год, который помог развить утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Некоторые современные взгляды на отношения между наукой и религией были развиты его протеже Дэвидом Юмом и Адамом Смитом . [25]
К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [26] Среди представителей аристократии к началу восемнадцатого века ожидалось, что образование девочки будет включать базовую грамотность и умение считать, рукоделие, кулинарию и ведение домашнего хозяйства, при этом упор также делался на вежливость и благочестие. [27]
В Шотландском нагорье, помимо проблем расстояния и физической изоляции, большинство людей говорили на гэльском языке, который могли понять лишь немногие учителя и служители. Здесь приходские школы Кирка были дополнены Обществом в Шотландии по распространению христианских знаний , созданным в 1709 году. Их целью было преподавание английского языка и прекращение римского католицизма, связанного с мятежным якобитизмом. Хотя в школах Гэльского общества Библию преподавали на гэльском языке, общий эффект способствовал эрозии культуры Хайленда. [28]
На протяжении последней половины столетия школы и университеты также извлекали выгоду из мощной образовательной издательской индустрии, которая существовала по всей Лоулендс и которая печатала буквари, тетради, учебники, главы лекций и другие виды эффективных учебных инструментов, которые помогали учащимся запоминать информацию. [29]
В восемнадцатом веке университеты Шотландии превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей социального развития для талантливый. [30] Кафедры медицины были основаны в Марсихиальном колледже (1700 г.), Глазго (1713 г.), Сент-Эндрюсе (1722 г.), а также кафедра химии и медицины в Эдинбурге (1713 г.). стала Эдинбургская медицинская школа Доминировать , основанная в 1732 году. К 1740-м годам он вытеснил Лейден как главный центр медицины в Европе и стал ведущим центром в атлантическом мире. [31] Университеты по-прежнему испытывали трудности. Экономический спад в середине века привел к закрытию Колледжа Св. Леонарда в Сент-Эндрюсе, имущество и персонал которого были объединены с Колледжем Св. Сальватора и образовали Объединенный колледж Св. Сальватора и Св. Леонарда . [32]
Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [33] Скромным студентам помогала система стипендий, созданная для обучения духовенства. В этот период место жительства отделилось от колледжей, и студенты смогли жить гораздо дешевле и практически без присмотра дома, с друзьями или в квартирах в университетских городах. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. [30] Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [23]
Многие из ключевых фигур шотландского Просвещения были профессорами университетов, которые развивали свои идеи на университетских лекциях. [30] В их число входил Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), заведовавший кафедрой философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год, чьи идеи развивал его протеже Дэвид Юм (1711–1776), ставший крупной фигурой в скептической философской мысли. и эмпиристские традиции философии, [34] и Адам Смит (1723–90), чье «Богатство народов » (1776) считается первой работой современной экономики. [25] [35] Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), «Лекциями по риторике» и «Изобразительной литературой» (1783). [36] Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до конкретно научных вопросов, как в работах Уильяма Каллена , врача и химика, Джеймса Андерсона , агронома , Джозефа Блэка , физика и химика, и Джеймса Хаттона , первого современного геолога . [25] [37]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]Индустриализация, урбанизация и дестабилизация 1843 года подорвали традиции приходских школ. [22] 408 учителей школ присоединились к отколовшейся Свободной церкви Шотландии . К маю 1847 года утверждалось, что 513 учителей получали зарплату непосредственно из центрального образовательного фонда и более 44 000 детей обучались в бесплатных церковных школах. [38] Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и включили миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. К 1914 году это число удвоится. [39] С 1830 года государство начало финансировать здания за счет грантов, затем с 1846 года оно финансировало школы путем прямого спонсорства, а в 1872 году Шотландия перешла к системе, подобной той, что существует в Англии, спонсируемых государством в основном бесплатными школами, управляемыми местными школьными советами . [22] Общее управление находилось в руках Департамента шотландского (позже шотландского) образования в Лондоне. [40] Образование теперь стало обязательным с пяти до тринадцати лет, и было построено множество новых школ-интернатов. Более крупные городские школьные советы создали школы «высшего класса» (средние) как более дешевую альтернативу городским школам. Департамент образования Шотландии ввел выпускной экзамен в 1888 году, чтобы установить национальные стандарты среднего образования, а в 1890 году плата за обучение была отменена, что создало финансируемую государством национальную систему бесплатного базового образования и общих экзаменов. [14]
В начале XIX века в шотландских университетах не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. После двух комиссий по расследованию в 1826 и 1876 годах и реформирования парламентских актов в 1858 и 1889 годах учебная программа и система выпуска были реформированы, чтобы удовлетворить потребности формирующегося среднего класса и профессий. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, а средний возраст поступления увеличился до 17 или 18 лет. Стандартные схемы окончания обучения в учебной программе по искусству предлагали 3-летнюю обычную и 4-летнюю степень с отличием, а отдельные научные факультеты смогли отказаться от обучения. из обязательных латыни, греческого языка и философии старой учебной программы магистратуры. [41] Исторический Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, обеспечивая образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов, а также представителей высшего класса. Он готовил студентов к некоммерческой карьере в правительстве, юриспруденции, медицине, образовании и министерстве, а небольшую группу - к карьере в области науки и техники. [42] Сент-Эндрюс был пионером в приеме женщин в шотландские университеты, создав степень леди-лицензиата искусств (LLA) , которая оказалась очень популярной. С 1892 года шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, и число женщин в шотландских университетах неуклонно росло до начала 20 века. [43]
Двадцатый век
[ редактировать ]Шотландская система образования претерпела радикальные изменения и расширение в 20 веке. В 1918 году римско-католические школы были включены в систему, но сохранили свой особый религиозный характер, доступ к школам для священников и требование о том, чтобы школьный персонал был приемлем для Церкви. Возраст окончания школы был повышен до 14 лет в 1901 году, и хотя планы по повышению его до 15 лет в 1940-х годах так и не были ратифицированы, все большее число детей оставалось за пределами начального образования, и в конечном итоге в 1973 году он был повышен до 16 лет. В результате среднее образование было Основная область роста в межвоенный период, особенно среди девочек, которые продолжали получать очное образование во все большем количестве на протяжении всего столетия. [44] Новые квалификации были разработаны, чтобы справиться с меняющимися стремлениями и экономикой: в 1962 году аттестат зрелости был заменен квалификациями шотландского аттестата об образовании обычного уровня («O-Grade») и высшего уровня («Higher»), которые стали базовой квалификацией. квалификация для обучения в университете. Центр системы образования также стал больше ориентироваться на Шотландию: в 1918 году министерство образования частично переместилось на север, а затем, наконец, в 1939 году его штаб-квартира была перенесена в Эдинбург. [14]
В первой половине 20-го века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы с точки зрения участия и инвестиций. Упадок традиционных отраслей промышленности в период между войнами подорвал набор кадров. Английские университеты увеличили число студентов, зарегистрированных в период с 1924 по 1927 год, на 19 процентов, но в Шотландии это число снизилось, особенно среди женщин. За тот же период, хотя расходы в английских университетах выросли на 90 процентов, в Шотландии рост составил менее трети этого показателя. [44] В 1960-х годах количество шотландских университетов удвоилось: Данди был отделен от Сент-Эндрюса, Стратклайд и Хериот-Ватт образовались из «центральных институтов» Шотландского офиса, а Стерлинг в 1966 году открылся как совершенно новый университет на новой территории. Пять существующих степеней Награждающие учреждения стали университетами после 1992 года в результате принятия Закона о дальнейшем и высшем образовании 1992 года . Это были Абертей , Глазго Каледониан , Нейпир , Пейсли и Роберт Гордон . [45] В 2001 году Университет Хайлендса и островов был создан федерацией 13 колледжей и исследовательских институтов Хайлендса и островов. [46]
После передачи полномочий в 1999 году новый шотландский исполнительный директор создал Департамент образования и Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , которые вместе взяли на себя его функции. [47] Одним из основных отклонений от практики в Англии, возможных из-за передачи полномочий, стала отмена платы за обучение студентов в 1999 году с сохранением вместо этого системы студенческих стипендий с проверкой нуждаемости. [48]
Текущая система образования
[ редактировать ]Описание текущей системы образования в Шотландии см. в разделе « Образование в Шотландии».
См. также
[ редактировать ]- История школ Шотландии
- Гэльское среднее образование в Шотландии
- Список колледжей дальнейшего и высшего образования в Шотландии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X .
- ^ Jump up to: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 гг. (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 76.
- ^ К.М. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0-7486-1299-8 , с. 220.
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1-84384-096-0 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , стр. 104-7.
- ^ Jump up to: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 68-72.
- ^ Jump up to: а б с д и Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , стр. 124-5.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN 0-333-56761-7 , стр. 119.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 5.
- ^ М. Тодд, Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN 0-300-09234-2 , стр. 59-62.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 183-3.
- ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
- ^ Jump up to: а б с д и Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219-28.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0521890888 , стр. 63–8.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0748612998 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 183-4.
- ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN 90-04-10097-0 , с. 280.
- ^ А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 196-7.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 227-8.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Т.М. Дивайн, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN 0-14-100234-4 , стр. 91-100.
- ^ Jump up to: а б А. Херман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN 0-609-80999-7 .
- ^ Хосе Мануэль Баррозу (28 ноября 2006 г.), «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , ЕВРОПА: Серия лекций по просвещению, Эдинбургский университет , заархивировано из оригинала 22 сентября 2007 г. , получено 22 марта. 2012 год
- ^ Jump up to: а б с «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , The New Yorker , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
- ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , с. 1022.
- ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN 1843836815 , с. 26.
- ^ К. Кидд, Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 1999), ISBN 0521624037 , с. 138.
- ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2012). «Естественная история, натурфилософия и читательская аудитория». История книги в Шотландии . 2 : 297–309.
- ^ Jump up to: а б с Р. Д. Андерсон, «Университеты: 2. 1720–1960», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 612-14.
- ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN 0521003237 , с. 100.
- ^ «Средневековый университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 245.
- ^ М. Магнуссон (10 ноября 2003 г.), «Обзор Джеймса Бьюкена, Столица разума: как Эдинбург изменил мир » , New Statesman , заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
- ^ М. Фрай, Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики (Лондон: Routledge, 1992), ISBN 0-415-06164-4 .
- ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN 0807861138 , с. 282.
- ^ Дж. Репчек, Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли (Кембридж, Массачусетс: Basic Books, 2003), ISBN 0-7382-0692-X , стр. 117–43.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1-4464-7563-8 , с. 397.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 403.
- ^ «Записи об образовании» , Национальный архив Шотландии , 2006 г., заархивировано из оригинала 31 августа 2011 г.
- ^ Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , с. 224.
- ^ Пол Л. Робертсон, «Развитие городского университета: Глазго, 1860-1914», History of Education Quarterly , зима 1990 г., том. 30 (1), стр. 47-78.
- ^ М. Ф. Рейнер-Кэнхэм и Г. Рейнер-Кэнхэм, «Химия была их жизнью: британские женщины-химики-новаторы, 1880–1949 » (Imperial College Press, 2008), ISBN 1-86094-986-X , с. 264.
- ^ Jump up to: а б К. Харви, Нет богов и несколько драгоценных героев: Шотландия двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 3-е изд., 1998), ISBN 0-7486-0999-7 , с. 78.
- ^ Р. Шоу, «Институциональные и учебные структуры в университетах Шотландии» в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 664-5.
- ^ « UHI наделен полномочиями присуждать научные степени , пресс-релиз от 26 июня 2008 г., веб-сайт Highland Council, по состоянию на 20 марта 2009 г.» . Highland.gov.uk. 26 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ^ Дж. Фэрли, «Департамент предпринимательства и непрерывного обучения и шотландский парламент», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 132-40.
- ^ Д. Колдуэлл, «Шотландское высшее образование: характер и положение», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 62-73.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Р.Д. Образование и шотландский народ, 1750–1918 (1995).
- Андерсон, Р.Д. «История шотландского образования до 1980 г.», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (2-е изд., 2003 г.), стр. 219–28.
- Хендри, Уильям Ф. Домини: профиль шотландского директора (1997)
- О'Хаган, Фрэнсис Дж. Вклад религиозных орденов в образование в Глазго в период 1847–1918 (2006 г.), о католиках.
- Рафтери, Дейдра, Джейн МакДермид и Гарет Элвин Джонс, «Социальные изменения и образование в Ирландии, Шотландии и Уэльсе: историография школьного образования девятнадцатого века», « История образования » , июль/сентябрь 2007 г., том. 36 Выпуск 4/5, стр. 447–463.
- Смаут, Т.К. История шотландского народа , Fontana Press, 1985, ISBN 0-00-686027-3