Jump to content

История образования в Шотландии

Резьба классной комнаты 17-го века с домино и десятью его учениками из школы Джорджа Хериота в Эдинбурге.

История образования в Шотландии в его современном понимании организованного и институционального обучения началась в средние века, когда церковные хоровые школы и гимназии начали обучать мальчиков. К концу 15-го века были также организованы школы для девочек и университеты в Сент-Эндрюсе , Глазго и Абердине . Образование поощрялось Законом об образовании 1496 года , который сделал обязательным для сыновей баронов и владельцев имущества посещать гимназии, что, в свою очередь, способствовало повышению грамотности среди высших классов.

Шотландская Реформация привела к серьезным изменениям в организации и характере образования, включая потерю хоровых школ и расширение приходских школ, а также реформу и расширение университетов. В семнадцатом веке законодательство требовало создания и финансирования школ в каждом приходе, часто под надзором пресвитерий местного кирка. Существование этой сети школ позже привело к росту «демократического мифа» о том, что бедные мальчики смогли использовать эту систему образования, чтобы подняться на вершину шотландского общества. Тем не менее, университетская система Шотландии действительно помогла сделать ее одним из основных вкладчиков в эпоху Просвещения в 18 веке, создав таких выдающихся деятелей, как Дэвид Хьюм и Адам Смит .

Религиозные разногласия и влияние индустриализации, миграции и иммиграции разрушили существующую систему образования, и в конце девятнадцатого века она была реорганизована и расширена, чтобы создать финансируемую государством национальную систему бесплатного базового образования и общих экзаменов. Реформа шотландских университетов с 1892 года сделала их крупными центрами обучения и пионерами в приеме женщин. В 20 веке шотландское среднее образование расширилось, особенно для девочек, но университеты начали отставать от университетов Англии и Европы по инвестициям и расширению. чисел. Управление системой образования все больше концентрировалось в Шотландии после окончательного переезда министерства образования в Эдинбург в 1939 году. После передачи полномочий в 1999 году исполнительная власть Шотландии также создала Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , и произошло значительное отклонение от практики. в Англии, включая отмену платы за обучение студентов в шотландских университетах.

Средний возраст

[ редактировать ]
Колледж Башня Святого Сальватора, Сент-Эндрюс , один из трех университетов, основанных в пятнадцатом веке.

В раннем средневековье Шотландия была преимущественно устным обществом, и образование было скорее словесным, чем литературным. Более полные источники по Ирландии того же периода предполагают, что, возможно, там жили филиды , которые действовали как поэты, музыканты и историки, часто были прикреплены к двору лорда или короля и передавали свои знания гэльского языка следующему поколению. [1] [2] После «дегаллицизации» шотландского двора в двенадцатом веке эти функции взял на себя менее уважаемый орден бардов , и они продолжали выполнять аналогичную роль в Хайленде и на островах в восемнадцатом веке. Они часто обучались в бардовских школах, из которых некоторые, например школа, которой управляла династия МакМуиричей , были бардами Владыки Островов , [3] существовали в Шотландии и еще больше в Ирландии, пока они не были подавлены в семнадцатом веке. [2] Большая часть их работ никогда не была записана, а то, что сохранилось, было записано только с шестнадцатого века. [1]

Установление христианства привело к тому, что латынь стала научным и письменным языком в Шотландии. Монастыри служили основными хранилищами знаний и образования, часто управляя школами и предоставляя небольшую образованную элиту, которая была необходима для создания и чтения документов в преимущественно неграмотном обществе. [4] В эпоху Высокого Средневековья возникли новые источники образования: песенные и гимназии . Обычно они прикреплялись к соборам или коллегиальной церкви и были наиболее распространены в развивающихся городах. К концу средневековья гимназии можно было найти во всех крупных городах и некоторых небольших городах. Ранние примеры, включая среднюю школу Глазго в 1124 году и среднюю школу Данди в 1239 году. [5] Существовали также мелкие школы, более распространенные в сельской местности и дающие начальное образование. [6] Некоторые монастыри, такие как цистерцианское аббатство в Кинлоссе , открыли свои двери для более широкого круга студентов. [6] Число и размер этих школ, похоже, быстро увеличивались с 1380-х годов. Они были почти исключительно нацелены на мальчиков, но к концу пятнадцатого века в Эдинбурге также появились школы для девочек, иногда называемые «школами шитья», в которых, вероятно, преподавали мирянки или монахини. [5] [6] Также было развито частное обучение в семьях лордов и богатых горожан. [5] Растущее внимание к образованию усилилось с принятием Закона об образовании 1496 года , который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцы должны посещать гимназии, чтобы изучать «идеальный Латин». Все это привело к росту грамотности, но которая была в основном сконцентрирована среди мужской и богатой элиты. [5] к концу периода, возможно, 60 процентов дворянства были грамотными. [7]

Гравюра на дереве, изображающая Джона Мэра , одного из самых успешных представителей шотландской образовательной системы конца пятнадцатого века.

До пятнадцатого века те, кто хотел поступить в университет, должны были ехать в Англию или на континент, а в период с двенадцатого века по 1410 год было идентифицировано чуть более 1000 человек. [8] Среди них наиболее важной интеллектуальной фигурой был Джон Дунс Скот , который учился в Оксфорде , Кембридже и Париже и, вероятно, умер в Кельне в 1308 году, оказав большое влияние на религиозную мысль позднего средневековья. [9] После начала Войн за независимость, за редкими исключениями в рамках охранной грамоты, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты приобрели более важное значение. [8] Некоторые шотландские ученые стали преподавателями в континентальных университетах. В Париже среди них были Джон Де Рейт и Уолтер Уордлоу в 1340-х и 1350-х годах, Уильям де Тредбрум в 1380-х годах и Лоуренс де Линдорес в начале 1500-х годов. [8] Эта ситуация изменилась с основанием Сент-Эндрюсского университета в 1413 году, Университета Глазго в 1451 году и Абердинского университета в 1495 году. [5] Первоначально эти учреждения были предназначены для обучения священнослужителей, но они все чаще использовались мирянами, которые начали оспаривать монополию духовенства на административные должности в правительстве и законодательстве. Желающим получить вторую степень по-прежнему приходилось ехать куда-то еще, и шотландские ученые продолжали посещать континент и английские университеты, которые вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. [8] школы шотландских номиналистов Продолжающееся движение в другие университеты привело к появлению в Париже в начале XVI века Джон Мэр , самой важной фигурой в которой, вероятно, был . Вероятно, он учился в шотландской гимназии, затем в Кембридже, а затем переехал в Париж, где поступил в вуз в 1493 году. К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , родившийся в Данди и учившийся в Париже, вернулся и стал первым директором школы. новый университет Абердина. [8] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [7]

Влияние Реформации

[ редактировать ]
Эндрю Мелвиллу приписывают крупные реформы в шотландских университетах в шестнадцатом веке.

Гуманистическую озабоченность расширением образования разделяли протестантские реформаторы, и стремление к благочестивому народу заменило цель иметь образованных граждан. В 1560 году в Первой книге дисциплины был изложен план создания школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [10] В городах старые школы были сохранены, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли на сессиях Кирка, которые проверяли качество преподавания и доктринальную чистоту. Существовало также большое количество нерегулируемых «приключенческих школ», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. За пределами существующих городских школ мастера часто совмещали свою должность с другой работой, особенно с второстепенными должностями в церкви, например клерком. [11] В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [12]

В 1616 году закон Тайного совета предписывал каждому приходу открыть школу, «там, где есть удобные средства», и когда парламент Шотландии ратифицировал это Законом об образовании 1633 года , был введен налог на местных землевладельцев для обеспечения необходимых пожертвований. Лазейка, позволявшая уклоняться от этого налога, была закрыта в Законе об образовании 1646 года , который заложил прочную институциональную основу для школ на принципах Ковенантера . Хотя Реставрация привела к возврату к положению 1633 года, в 1696 году новое законодательство восстановило положения 1646 года вместе со средствами принуждения, «более подходящими для того времени». Подчеркивая цель иметь школу в каждом приходе. В сельских общинах они обязывали местных землевладельцев (наследников) предоставлять здание школы и платить учителю, а министры и местные пресвитерии следили за качеством образования. Во многих шотландских городах городские школы находились в ведении местных советов. [13] К концу семнадцатого века в низинах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [14]

Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин соперничало с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [15] Среди знати было много образованных и культурных женщин, Мария, королева Шотландии . наиболее ярким примером которых является [16]

Колледж Хай-Стрит Университета Глазго, построенный в рамках Содружества.

После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом , который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он получил образование в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву и проявить интерес к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [17] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [18] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет, но теперь студенты начали приезжать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришаль-колледжа в Абердине , и чтобы сделать для Сент-Эндрюса то же, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1580 году . Эдинбургский университет возник на основе публичных лекций. были созданы в городе в 1540-х годах по вопросам права, греческого, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз . Они превратились в «Тунисский колледж», который в 1582 году стал Эдинбургским университетом . [19] Результатом стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь давали качество образования, не уступающее тому, которое предлагалось где-либо в Европе. [17] В рамках Содружества финансирование университетов улучшилось, поскольку они получили доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов, что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему рассматривались в основном как школа подготовки духовенства и находились под контролем жестких протестующих , которым режим в целом благоволил из-за их большей антипатии к роялизму, а Патрик Гиллеспи был назначен директором Глазго. [20] После Реставрации произошла чистка университетов, но значительная часть интеллектуальных достижений предшествующего периода сохранилась. [21] Пять шотландских университетов восстановились благодаря учебной программе, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. Это помогло университетам стать крупными центрами медицинского образования и поставило Шотландию на передний план мышления Просвещения. [14]

восемнадцатый век

[ редактировать ]
Старая школа в Кингсфорде, Восточный Эйршир.

Одним из последствий этой обширной сети школ стал рост «демократического мифа» в XIX веке, который породил широко распространенное мнение, что многие «парные парни» смогли подняться по системе и занять высокие посты. и что грамотность была гораздо более распространена в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. [14] Историки теперь признают, что очень немногие мальчики могли пойти по этому пути к социальному продвижению и что грамотность не была заметно выше, чем в сопоставимых странах, поскольку образование в приходских школах было базовым, коротким, а посещение не было обязательным. [22] Однако Шотландия действительно воспользовалась интеллектуальными преимуществами высокоразвитой университетской системы. [23] Шотландские мыслители начали подвергать сомнению предположения, ранее считавшиеся само собой разумеющимися; и благодаря традиционным связям Шотландии с Францией, в то время в муках Просвещения , шотландцы начали развивать уникальную практическую ветвь гуманизма . [24] Среди основных мыслителей, созданных этой системой, был Фрэнсис Хатчесон , который занимал кафедру философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год, который помог развить утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Некоторые современные взгляды на отношения между наукой и религией были развиты его протеже Дэвидом Юмом и Адамом Смитом . [25]

К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [26] Среди представителей аристократии к началу восемнадцатого века ожидалось, что образование девочки будет включать базовую грамотность и умение считать, рукоделие, кулинарию и ведение домашнего хозяйства, при этом упор также делался на вежливость и благочестие. [27]

Хью Блэр, профессор риторики и изящной словесности Эдинбургского университета

В Шотландском нагорье, помимо проблем расстояния и физической изоляции, большинство людей говорили на гэльском языке, который могли понять лишь немногие учителя и служители. Здесь приходские школы Кирка были дополнены Обществом в Шотландии по распространению христианских знаний , созданным в 1709 году. Их целью было преподавание английского языка и прекращение римского католицизма, связанного с мятежным якобитизмом. Хотя в школах Гэльского общества Библию преподавали на гэльском языке, общий эффект способствовал эрозии культуры Хайленда. [28]

На протяжении последней половины столетия школы и университеты также извлекали выгоду из мощной образовательной издательской индустрии, которая существовала по всей Лоулендс и которая печатала буквари, тетради, учебники, главы лекций и другие виды эффективных учебных инструментов, которые помогали учащимся запоминать информацию. [29]

В восемнадцатом веке университеты Шотландии превратились из небольших приходских учреждений, в основном предназначенных для подготовки духовенства и юристов, в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые считались основополагающими для демократических принципов и возможностей социального развития для талантливый. [30] Кафедры медицины были основаны в Марсихиальном колледже (1700 г.), Глазго (1713 г.), Сент-Эндрюсе (1722 г.), а также кафедра химии и медицины в Эдинбурге (1713 г.). стала Эдинбургская медицинская школа Доминировать , основанная в 1732 году. К 1740-м годам он вытеснил Лейден как главный центр медицины в Европе и стал ведущим центром в атлантическом мире. [31] Университеты по-прежнему испытывали трудности. Экономический спад в середине века привел к закрытию Колледжа Св. Леонарда в Сент-Эндрюсе, имущество и персонал которого были объединены с Колледжем Св. Сальватора и образовали Объединенный колледж Св. Сальватора и Св. Леонарда . [32]

Старый колледж Эдинбургского университета , построенный по плану Роберта Адама и завершенный в девятнадцатом веке.

Доступ к шотландским университетам, вероятно, был более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещение было менее дорогим, а студенческий состав был более представительным для общества в целом. [33] Скромным студентам помогала система стипендий, созданная для обучения духовенства. В этот период место жительства отделилось от колледжей, и студенты смогли жить гораздо дешевле и практически без присмотра дома, с друзьями или в квартирах в университетских городах. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, отвечающей современным потребностям в совершенствовании и прогрессе. [30] Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы, внося свой вклад в европейское Просвещение . [23]

Многие из ключевых фигур шотландского Просвещения были профессорами университетов, которые развивали свои идеи на университетских лекциях. [30] В их число входил Фрэнсис Хатчесон (1694–1746), заведовавший кафедрой философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год, чьи идеи развивал его протеже Дэвид Юм (1711–1776), ставший крупной фигурой в скептической философской мысли. и эмпиристские традиции философии, [34] и Адам Смит (1723–90), чье «Богатство народов » (1776) считается первой работой современной экономики. [25] [35] Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и возглавлял кафедру риторики и изящной словесности в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими «Проповедями» (1777–1801), «Лекциями по риторике» и «Изобразительной литературой» (1783). [36] Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до конкретно научных вопросов, как в работах Уильяма Каллена , врача и химика, Джеймса Андерсона , агронома , Джозефа Блэка , физика и химика, и Джеймса Хаттона , первого современного геолога . [25] [37]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Государственная школа на Мирнс-стрит, построенная для школьного совета Гринок- Бурга, до сих пор носит свое имя, вырезанное на каменном фронтоне над входом.

Индустриализация, урбанизация и дестабилизация 1843 года подорвали традиции приходских школ. [22] 408 учителей школ присоединились к отколовшейся Свободной церкви Шотландии . К маю 1847 года утверждалось, что 513 учителей получали зарплату непосредственно из центрального образовательного фонда и более 44 000 детей обучались в бесплатных церковных школах. [38] Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и включили миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. К 1914 году это число удвоится. [39] С 1830 года государство начало финансировать здания за счет грантов, затем с 1846 года оно финансировало школы путем прямого спонсорства, а в 1872 году Шотландия перешла к системе, подобной той, что существует в Англии, спонсируемых государством в основном бесплатными школами, управляемыми местными школьными советами . [22] Общее управление находилось в руках Департамента шотландского (позже шотландского) образования в Лондоне. [40] Образование теперь стало обязательным с пяти до тринадцати лет, и было построено множество новых школ-интернатов. Более крупные городские школьные советы создали школы «высшего класса» (средние) как более дешевую альтернативу городским школам. Департамент образования Шотландии ввел выпускной экзамен в 1888 году, чтобы установить национальные стандарты среднего образования, а в 1890 году плата за обучение была отменена, что создало финансируемую государством национальную систему бесплатного базового образования и общих экзаменов. [14]

В начале XIX века в шотландских университетах не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте 15 или 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили, не получив квалификации. После двух комиссий по расследованию в 1826 и 1876 годах и реформирования парламентских актов в 1858 и 1889 годах учебная программа и система выпуска были реформированы, чтобы удовлетворить потребности формирующегося среднего класса и профессий. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, а средний возраст поступления увеличился до 17 или 18 лет. Стандартные схемы окончания обучения в учебной программе по искусству предлагали 3-летнюю обычную и 4-летнюю степень с отличием, а отдельные научные факультеты смогли отказаться от обучения. из обязательных латыни, греческого языка и философии старой учебной программы магистратуры. [41] Исторический Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, обеспечивая образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов, а также представителей высшего класса. Он готовил студентов к некоммерческой карьере в правительстве, юриспруденции, медицине, образовании и министерстве, а небольшую группу - к карьере в области науки и техники. [42] Сент-Эндрюс был пионером в приеме женщин в шотландские университеты, создав степень леди-лицензиата искусств (LLA) , которая оказалась очень популярной. С 1892 года шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, и число женщин в шотландских университетах неуклонно росло до начала 20 века. [43]

Двадцатый век

[ редактировать ]
Пертская средняя школа , открытая примерно в 1972 году.

Шотландская система образования претерпела радикальные изменения и расширение в 20 веке. В 1918 году римско-католические школы были включены в систему, но сохранили свой особый религиозный характер, доступ к школам для священников и требование о том, чтобы школьный персонал был приемлем для Церкви. Возраст окончания школы был повышен до 14 лет в 1901 году, и хотя планы по повышению его до 15 лет в 1940-х годах так и не были ратифицированы, все большее число детей оставалось за пределами начального образования, и в конечном итоге в 1973 году он был повышен до 16 лет. В результате среднее образование было Основная область роста в межвоенный период, особенно среди девочек, которые продолжали получать очное образование во все большем количестве на протяжении всего столетия. [44] Новые квалификации были разработаны, чтобы справиться с меняющимися стремлениями и экономикой: в 1962 году аттестат зрелости был заменен квалификациями шотландского аттестата об образовании обычного уровня («O-Grade») и высшего уровня («Higher»), которые стали базовой квалификацией. квалификация для обучения в университете. Центр системы образования также стал больше ориентироваться на Шотландию: в 1918 году министерство образования частично переместилось на север, а затем, наконец, в 1939 году его штаб-квартира была перенесена в Эдинбург. [14]

Студенческая библиотека Университета Абертай

В первой половине 20-го века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы с точки зрения участия и инвестиций. Упадок традиционных отраслей промышленности в период между войнами подорвал набор кадров. Английские университеты увеличили число студентов, зарегистрированных в период с 1924 по 1927 год, на 19 процентов, но в Шотландии это число снизилось, особенно среди женщин. За тот же период, хотя расходы в английских университетах выросли на 90 процентов, в Шотландии рост составил менее трети этого показателя. [44] В 1960-х годах количество шотландских университетов удвоилось: Данди был отделен от Сент-Эндрюса, Стратклайд и Хериот-Ватт образовались из «центральных институтов» Шотландского офиса, а Стерлинг в 1966 году открылся как совершенно новый университет на новой территории. Пять существующих степеней Награждающие учреждения стали университетами после 1992 года в результате принятия Закона о дальнейшем и высшем образовании 1992 года . Это были Абертей , Глазго Каледониан , Нейпир , Пейсли и Роберт Гордон . [45] В 2001 году Университет Хайлендса и островов был создан федерацией 13 колледжей и исследовательских институтов Хайлендса и островов. [46]

После передачи полномочий в 1999 году новый шотландский исполнительный директор создал Департамент образования и Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения , которые вместе взяли на себя его функции. [47] Одним из основных отклонений от практики в Англии, возможных из-за передачи полномочий, стала отмена платы за обучение студентов в 1999 году с сохранением вместо этого системы студенческих стипендий с проверкой нуждаемости. [48]

Текущая система образования

[ редактировать ]

Описание текущей системы образования в Шотландии см. в разделе « Образование в Шотландии».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X .
  2. ^ Jump up to: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 гг. (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 76.
  3. ^ К.М. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN   0-7486-1299-8 , с. 220.
  4. ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN   0-7509-2977-4 , с. 128.
  5. ^ Jump up to: а б с д и П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1-84384-096-0 , стр. 29–30.
  6. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , стр. 104-7.
  7. ^ Jump up to: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 68-72.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , стр. 124-5.
  9. ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , стр. 119.
  10. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 5.
  11. ^ М. Тодд, Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN   0-300-09234-2 , стр. 59-62.
  12. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 183-3.
  13. ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
  14. ^ Jump up to: а б с д и Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 219-28.
  15. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0521890888 , стр. 63–8.
  16. ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN   0748612998 , с. 187.
  17. ^ Jump up to: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 183-4.
  18. ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN   90-04-10097-0 , с. 280.
  19. ^ А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , стр. 196-7.
  20. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 227-8.
  21. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , с. 262.
  22. ^ Jump up to: а б с Т.М. Дивайн, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN   0-14-100234-4 , стр. 91-100.
  23. ^ Jump up to: а б А. Херман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  24. ^ Хосе Мануэль Баррозу (28 ноября 2006 г.), «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , ЕВРОПА: Серия лекций по просвещению, Эдинбургский университет , заархивировано из оригинала 22 сентября 2007 г. , получено 22 марта. 2012 год
  25. ^ Jump up to: а б с «Шотландское просвещение и проблемы Европы в 21 веке; изменение климата и энергетика» , The New Yorker , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
  26. ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 1022.
  27. ^ К. Гловер, Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века (Boydell Press, 2011), ISBN   1843836815 , с. 26.
  28. ^ К. Кидд, Британская идентичность до национализма: этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 1999), ISBN   0521624037 , с. 138.
  29. ^ Эдди, Мэтью Дэниел (2012). «Естественная история, натурфилософия и читательская аудитория». История книги в Шотландии . 2 : 297–309.
  30. ^ Jump up to: а б с Р. Д. Андерсон, «Университеты: 2. 1720–1960», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 612-14.
  31. ^ П. Вуд, «Наука в шотландском Просвещении», в изд. А. Броуди, « Кембриджский спутник шотландского Просвещения» (Кембридж: Cambridge University Press, 2003), ISBN   0521003237 , с. 100.
  32. ^ «Средневековый университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
  33. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600-1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , с. 245.
  34. ^ М. Магнуссон (10 ноября 2003 г.), «Обзор Джеймса Бьюкена, Столица разума: как Эдинбург изменил мир » , New Statesman , заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
  35. ^ М. Фрай, Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики (Лондон: Routledge, 1992), ISBN   0-415-06164-4 .
  36. ^ Г. А. Кеннеди, Классическая риторика и ее христианские и светские традиции от древней до современности (University of North Carolina Press, 1999), ISBN   0807861138 , с. 282.
  37. ^ Дж. Репчек, Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли (Кембридж, Массачусетс: Basic Books, 2003), ISBN   0-7382-0692-X , стр. 117–43.
  38. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1-4464-7563-8 , с. 397.
  39. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 403.
  40. ^ «Записи об образовании» , Национальный архив Шотландии , 2006 г., заархивировано из оригинала 31 августа 2011 г.
  41. ^ Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 224.
  42. ^ Пол Л. Робертсон, «Развитие городского университета: Глазго, 1860-1914», History of Education Quarterly , зима 1990 г., том. 30 (1), стр. 47-78.
  43. ^ М. Ф. Рейнер-Кэнхэм и Г. Рейнер-Кэнхэм, «Химия была их жизнью: британские женщины-химики-новаторы, 1880–1949 » (Imperial College Press, 2008), ISBN   1-86094-986-X , с. 264.
  44. ^ Jump up to: а б К. Харви, Нет богов и несколько драгоценных героев: Шотландия двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 3-е изд., 1998), ISBN   0-7486-0999-7 , с. 78.
  45. ^ Р. Шоу, «Институциональные и учебные структуры в университетах Шотландии» в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 664-5.
  46. ^ « UHI наделен полномочиями присуждать научные степени , пресс-релиз от 26 июня 2008 г., веб-сайт Highland Council, по состоянию на 20 марта 2009 г.» . Highland.gov.uk. 26 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
  47. ^ Дж. Фэрли, «Департамент предпринимательства и непрерывного обучения и шотландский парламент», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 132-40.
  48. ^ Д. Колдуэлл, «Шотландское высшее образование: характер и положение», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN   0-7486-1625-X , стр. 62-73.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсон, Р.Д. Образование и шотландский народ, 1750–1918 (1995).
  • Андерсон, Р.Д. «История шотландского образования до 1980 г.», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (2-е изд., 2003 г.), стр. 219–28.
  • Хендри, Уильям Ф. Домини: профиль шотландского директора (1997)
  • О'Хаган, Фрэнсис Дж. Вклад религиозных орденов в образование в Глазго в период 1847–1918 (2006 г.), о католиках.
  • Рафтери, Дейдра, Джейн МакДермид и Гарет Элвин Джонс, «Социальные изменения и образование в Ирландии, Шотландии и Уэльсе: историография школьного образования девятнадцатого века», « История образования » , июль/сентябрь 2007 г., том. 36 Выпуск 4/5, стр. 447–463.
  • Смаут, Т.К. История шотландского народа , Fontana Press, 1985, ISBN   0-00-686027-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9e9f4260b42f27165a6f29456fa6c1b__1711964220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/1b/b9e9f4260b42f27165a6f29456fa6c1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of education in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)