Jump to content

Свободная церковь Шотландии (1843–1900)

Свободная церковь Шотландии (1843–1900)
Классификация протестант
Ориентация Кальвинист
Политика пресвитерианский
Основатель Томас Чалмерс
Источник 18 мая 1843 г.
Церковь Святого Андрея , Эдинбург
Отдельно от Церковь Шотландии
Разделения Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (отделена в 1893 г.)

Свободная церковь Шотландии шотландская деноминация , образованная в 1843 году в результате массового выхода из существующей церкви Шотландии в результате раскола. [1] [2] известный как Разрушение 1843 года . [3] В 1900 году подавляющее большинство Свободной церкви Шотландии присоединилось к Объединенной пресвитерианской церкви Шотландии , чтобы сформировать Объединенную свободную церковь Шотландии (которая сама по большей части воссоединилась с Церковью Шотландии в 1929 году). В 1904 году Палата лордов постановила, что конституционное меньшинство, не вошедшее в союз 1900 года, имело право на все церковное наследие (см . Баннатайн против Овертауна ), Свободная церковь Шотландии согласилась на раздел этих активов между сама и те, кто вступил в союз, Королевской комиссией в 1905 году. Несмотря на позднюю дату основания, руководство Свободной церкви Шотландии заявляет о непрерывной преемственности лидеров, восходящей к Апостолам . [4]

Происхождение [ править ]

Александр Колкухун-Стирлинг-Мюррей-Данлоп от Hill & Adamson

Свободная церковь была основана евангелистами, которые отказались от создания Церкви Шотландии в 1843 году в знак протеста против того, что они считали государственной властью. [5] посягательство на духовную независимость Церкви. [6] В преддверии Срыва многие вопросы обсуждались с евангелистской позиции в Хью Миллера широко распространяемой газете «Свидетель» . [7] Из движущих сил, стоящих за подрывом, Томас Чалмерс, вероятно, был самым влиятельным, а Роберт Кэндлиш, возможно, вторым. Александр Мюррей Данлоп , церковный юрист, также принял активное участие.

Разрушение 1843 года [8] Это было ожесточенное общенациональное разделение, которое раскололо устоявшуюся церковь Шотландии. Оно было больше, чем предыдущие исторические отделения 1733 или 1761 годов . Евангелический элемент требовал очищения церкви и нападал на систему патронажа , которая позволяла богатым землевладельцам выбирать местных служителей. Это превратилось в политическую битву между евангелистами с одной стороны и «умеренными» и дворянством с другой. Евангелисты добились принятия Генеральной ассамблеей церкви в 1834 году «Акта вето», утверждающего, что, как основной закон Церкви, ни один пастор не должен быть принужден дворянством к конгрегации вопреки народной воле, и что любой кандидатура могла быть отклонена большинством глав семей. Этот прямой удар по правам частных покровителей был оспорен в гражданских судах, и решение (1838 г.) было вынесено против евангелистов. В 1843 году 450 евангелических служителей (всего 1200 служителей) отделились и образовали Свободную церковь Шотландии.

Томас Чалмерс , первый модератор Свободной церкви
Доктор Уэлш , модератор Шотландской церкви, который проповедовал, прочитал протест и вышел. [9]

Под руководством доктора Томаса Чалмерса (1780–1847) вышла треть членов, включая почти всех говорящих на гэльском языке и миссионеров, а также большинство горцев. Установленная Церковь сохранила все имущество, здания и пожертвования. Отделившиеся создали добровольный фонд в размере более 400 000 фунтов стерлингов для строительства 700 новых церквей; Было построено 400 особняков (резиденций для министров) стоимостью 250 000 фунтов стерлингов; и такая же или большая сумма была потрачена на строительство 500 приходских школ, а также колледжа в Эдинбурге. После принятия Закона об образовании 1872 года большинство этих школ были добровольно переданы недавно созданным общественным школьным советам. [10] [11]

Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что церковь озабочена проблемами городского общества, и они представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [12]

Природа [ править ]

Финансы [ править ]

Подписание Акта о передаче [13] Хью Миллер сидит в конце стола и делает записи, опираясь на свой цилиндр. Центральная фигура - Патрик Макфарлан сидит , Чалмерс в кресле позади.
Служитель Свободной церкви проповедует [14] Евангелие в 1840-х годах.
Буксировка Грэма Спирса Железной церкви в озеро Лох-Санарт [15] [16]

Первой задачей новой церкви было обеспечить доход ее первоначальным 500 служителям и местам поклонения ее народу. Стремясь стать национальной церковью шотландского народа, она поставила перед собой амбициозную задачу обеспечить присутствие в каждом приходе Шотландии (кроме Хайленда, где священников ФК изначально не хватало). Иногда землевладельцев было меньше, чем полезно, например, в Стронциане , где церковь села на лодку.

В рамках программы строительства за год было построено 470 новых церквей, а к 1847 году - более 700. Вскоре последовали Мансы и более 700 школ. Эта программа стала возможной благодаря необычайной финансовой щедрости, вызванной евангелическим пробуждением и богатством формирующегося среднего класса.

Церковь создала Фонд поддержки, детище Томаса Чалмерса , в который прихожане вносили средства в соответствии со своими возможностями и из которого все служители получали «равные дивиденды». Этот фонд обеспечивал скромный доход 583 служителям в 1843/4 году, а к 1900 году смог обеспечить доход почти 1200. Такая централизация и разделение ресурсов ранее были неизвестны в протестантских церквях Шотландии, но позже стали нормой.

Кампания «Верни деньги» [ править ]

В ходе своей первоначальной деятельности по сбору средств Свободная церковь отправляла «миссионеров» в Соединенные Штаты , где они нашли особую поддержку со стороны некоторых рабовладельцев. Однако, поскольку церковь приняла пожертвования в размере 3000 фунтов стерлингов из этого источника, некоторые аболиционисты позже объявили их нехристианскими . Некоторые представители Свободной Церкви, такие как Джордж Бьюкен , Уильям Коллинз , Джон Уилсон и Генри Дункан, сами выступали за полную отмену рабства. [17] Когда Фредерик Дуглас прибыл в Шотландию, он стал активным сторонником кампании «Верните деньги», которая призывала Свободную церковь вернуть пожертвование в размере 3000 фунтов стерлингов. [18] В своей автобиографии «Мое рабство и моя свобода» Дуглас (стр. 386) пишет: «Свободная церковь держалась за окровавленные деньги и продолжала оправдывать себя в своей позиции – и, конечно, извиняться за рабство – и так и по сей день она потеряла славную возможность отдать свой голос, свой голос и свой пример делу человечества, и сегодня она шатается под проклятием порабощенных, чья кровь в ее юбках». Дуглас выступал на трех собраниях в Данди в 1846 году. В 1844 году, задолго до прибытия Дугласа, Роберт Кэндлиш выступил против рабства в дебатах о человеке по имени Джон Браун. [19] [20] В 1847 году он сказал с трибуны Ассамблеи Свободной Церкви:

«Никогда, никогда не позволяйте этой церкви или этой стране переставать свидетельствовать о том, что рабство — это грех, и что оно должно обрушить на грешников, независимо от того, собраны ли они в Конгрессе или по отдельности по всей стране, справедливый суд Всемогущего. Бог." [21]

Не все американские пресвитериане разделяли его взгляды против рабства, хотя некоторые разделяли их как на севере, так и на юге. [20] Пресвитерианский мыслитель Б. Б. Уорфилд считал интеграцию освобожденных рабов одной из крупнейших проблем, с которыми когда-либо сталкивалась Америка. [22] Официальное письмо Свободной церкви все же дошло до Ассамблеи Южной пресвитерианской церкви в мае 1847 года. Официальная позиция Свободной церкви была описана как «очень решительно против рабства». [23]

Теология [ править ]

Новый колледж, Эдинбург, вид на Принсес-стрит Гарденс

Большое значение придавалось поддержанию образованного служения внутри Свободной церкви. Поскольку установленная церковь Шотландии контролировала богословские факультеты университетов, Свободная церковь создала свои собственные колледжи. Новый колледж был открыт в 1850 году с пятью кафедрами: систематического богословия, апологетики и практического богословия, истории церкви, иврита и Ветхого Завета и Нового Завета. Экзегеза. Свободная церковь также основала Крайстс-колледж в Абердине в 1856 году, а позже последовал Тринити-колледж в Глазго. Первое поколение учителей было горячими сторонниками Вестминстерского кальвинизма .

Например, Дэвид Уэлш был одним из первых профессоров. Джеймс Бьюкенен последовал за Томасом Чалмерсом в качестве профессора систематического богословия, когда он умер в 1847 году. Джеймс Баннерман был назначен заведующим кафедрой апологетики и пастырского богословия и его «Церковь Христа». первого тома [24] и 2 [25] были широко прочитаны. Уильям Каннингем был одним из первых профессоров истории Церкви. Джон «Рабби» Дункан был одним из первых профессоров иврита. [26] Были добавлены и другие стулья, такие как миссионерское кресло Даффа .

От этой позиции впоследствии отказались, поскольку такие богословы, как А. Б. Брюс , Маркус Додс и Джордж Адам Смит, начали учить более либеральному пониманию веры. «Верить в критику» Библии было центральным подходом, которому учил, например, Уильям Робертсон Смит , и он был уволен со своего поста Ассамблеей в 1881 году. [27] Между 1890 и 1895 годами были предприняты попытки привлечь многих из этих профессоров к коллегии адвокатов Ассамблеи по обвинению в ереси, но эти шаги не увенчались успехом, были вынесены лишь незначительные предупреждения.

В 1892 году Свободная церковь, следуя примеру Объединенной пресвитерианской церкви и Церкви Шотландии и стремясь к союзу с этими деноминациями, приняла Декларативный закон, ослабляющий стандарты подписки на исповедание. Это привело к тому, что небольшое количество общин и еще меньше служителей, в основном в Хайленде, разорвали свои связи с церковью и сформировали Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии . Другие со схожими богословскими взглядами ждали скорого объединения, но предпочли продолжить работу со Свободной церковью.

Деятельность [ править ]

Больница «Море Галилейского моря». Открыт в 1893 году после работы Роберта Мюррея М'Чейна и Эндрю Бонара . [28]

Свободная церковь Шотландии стала очень активно участвовать в зарубежных миссиях . Многие сотрудники официальной миссии Шотландской церкви в Индии придерживались Свободной церкви. [29] Вскоре церковь обосновалась и в Африке благодаря таким миссионерам, как Джеймс Стюарт (1831–1905) и при сотрудничестве Роберта Лоуза (1851–1934) из Объединенной пресвитерианской церкви . [30] а также участие в евангелизации евреев . [31] Ее сосредоточенность на миссии привела к созданию одной из крупнейших миссионерских организаций в мире. [ нужна ссылка ] Такие проповедники, как Уильям Чалмерс Бернс, работали в Канаде и Китае. Александр Дафф и Джон Андерсон работали в Индии. Даффа можно увидеть позади Хью Миллера на картине «Разрушение», подписывающей миссии в Бенгалии. Были миссии, связанные со Свободной церковью, которые Дафф посетил на озере Ньясса в Африке и в Ливане . [32]

Ранняя Свободная церковь также занималась реформой образования, включая создание школ Свободной церкви. [33] Члены Свободной церкви также стали участвовать в колонизации Новой Зеландии : ответвление Свободной церкви, Ассоциация Отаго, в 1847 году отправило эмигрантов, которые основали поселение Отаго в 1848 году. [34] Томас Бернс был одним из первых церковников в колонии, которая превратилась в Данидин .

Также возросла важность домашних миссий, целью которых было увеличение посещаемости церкви, особенно среди беднейших слоев населения в крупных городах. Томас Чалмерс возглавил территориальную миссию в Эдинбурга Западном порту (1844-), [35] что олицетворяло его идею «благочестивого государства». Свободные церковники были в авангарде Возрождения 1859 года , а также кампании Муди и Сэнки 1873–1875 годов в Великобритании. Однако социальные идеи Чалмерса так и не были полностью реализованы, поскольку разрыв между церковью и городскими массами продолжал увеличиваться.

К концу XIX века Свободные церкви санкционировали использование инструментальной музыки. Ассоциация, созданная в 1891 году для содействия порядку и уважению к государственным службам. В 1898 году он опубликовал «Новый справочник общественного богослужения». [36] которые, хотя и не предусматривали установленных форм молитвы, предлагали указания. Свободная церковь заинтересовалась гимнологией и церковной музыкой, что привело к выпуску сборника гимнов. [37]

Союзы и отношения другими с пресвитерианцами

Хронология, показывающая эволюцию церквей Шотландии с 1560 года.

С момента своего создания Свободная церковь утверждала, что она является подлинной церковью Шотландии. Конституционно, несмотря на сбой, он продолжал поддерживать принцип истеблишмента. Однако некоторые присоединились к Объединенной пресвитерианской церкви и призвали к упразднению Церкви Шотландии.

В 1852 году Первоначальная сецессионистская церковь присоединилась к Свободной церкви; в 1876 году большая часть реформатской пресвитерианской церкви последовала этому примеру. Однако попытка руководства объединиться с Объединёнными пресвитерианцами не увенчалась успехом. Эти попытки начались еще в 1863 году, когда Свободная церковь начала переговоры с СКП о союзе. Однако отчет, представленный Ассамблее 1864 года, показал, что две церкви не пришли к согласию относительно отношений между государством и церковью. Свободная церковь утверждала, что национальные ресурсы могут быть использованы в помощь церкви при условии, что государство воздержится от любого вмешательства в ее внутреннее управление. Объединенные пресвитерианцы считали, что, поскольку государство не имеет власти в духовных вопросах, в его юрисдикцию не входит издавать законы относительно того, что истинно в религии, предписывать вероучение или любую форму поклонения для своих подданных или наделять церковь национальные ресурсы. Поэтому любому профсоюзу придется оставить этот вопрос открытым. В то время этой разницы было достаточно, чтобы помешать созданию союза.

В последующие годы Ассамблея Свободной Церкви демонстрировала растущую готовность к союзу на этих открытых условиях. Однако меньшинство «истеблишмента» помешало успешному завершению в период с 1867 по 1873 год. После того, как переговоры провалились в 1873 году, две церкви согласовали «Закон о взаимном праве», позволяющий конгрегации одной конфессии вызывать служителя из другой.

В течение этого периода партия , выступающая против дезистеблиционизма, продолжала сокращаться и становилась все более отчужденной. Этот упадок ускорился, когда в 1893 году некоторые общины ушли и образовали Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии .

Начиная с 1895 года, об унии снова начали официально обсуждать. Объединенный комитет, состоящий из представителей обеих конфессий, отметил замечательное согласие по доктринальным стандартам, правилам и методам. После нескольких уступок с обеих сторон была согласована общая конституция. Однако меньшинство в Ассамблее Свободной церкви выразило протест и пригрозило проверить ее законность в суде.

Соответствующие собрания церквей встретились в последний раз 30 октября 1900 года. На следующий день союз был завершен, и Объединенная свободная церковь Шотландии возникла .

Однако меньшинство несогласных осталось за пределами союза, утверждая, что они были истинной Свободной церковью и что большинство отошло от церкви, когда они сформировали Объединенную свободную церковь. После длительной судебной тяжбы Палата лордов вынесла решение в пользу меньшинства (несмотря на мнение большинства, что истинный кирк стоит над государством) и предоставила им право сохранить название Свободная церковь Шотландии , хотя большинство смог сохранить большую часть финансовых ресурсов. ( см. в Свободной церкви Шотландии Историю продолжающегося тела .)

Модераторы Генеральной Ассамблеи [ править ]

Книжная иллюстрация Джорджа Харви проповеди доктора Гатри в Глене.
Книга Джона Моффата «Модератор и бывшие модераторы Свободной церкви Шотландии», Ассамблея 1860 года. Раскрашена в цифровом формате Юсуфом Толгой Юнкером. [38] На снимке слева направо (стоят) доктор Смит , доктор Клейсон , доктор Хендерсон , доктор Грирсон , доктор Н. Патерсон и доктор Бейт (сзади); (сидят) Доктор Каннингем , Доктор Бьюкенен и Доктор Джулиус Вуд .

Отмечается, что дубликаты появляются в 1866 и 1867 годах.

Гэльские Модераторы [ править ]

В течение определенных лет отдельный гэльский модератор работал на отдельной Ассамблее в Инвернессе . Это имело преимущества, заключавшиеся в том, что министрам северных стран было разрешено меньше ездить в Ассамблею. Однако это создало раскол. В этом подразделении после Союза 1900 года в Свободной церкви остались в основном северные служители. Известными гэльскими модераторами являются: [39]

Другие регионы [ править ]

Свободная церковь была распространена по всей Шотландии, а также имела церкви в самых северных секторах Англии и несколько церквей в Лондоне . Их влияние в других странах сосредоточилось на Канаде и Новой Зеландии, где проживала высокая доля шотландцев. Они провели специальную кампанию по набору персонала, чтобы убедить служителей Свободной церкви поехать в Новую Зеландию. Модераторы в Новой Зеландии включали:

На острове Принца Эдуарда в Канаде сохраняется ряд Свободных церквей Шотландии, связанных с Синодом Шотландии в качестве миссионерских церквей. Этот альянс был основан модератором Свободной церкви Шотландии преподобным Юэном МакДугаллом в 1930-х годах, во время основания Пресвитерианской церкви в Канаде и последующего учреждения Объединенной церкви Канады. Большой анклав конгрегаций Свободной церкви Шотландии был приписан религиозному возрождению под проповедью преподобного Дональда Макдональда. Существующие общины Церкви Шотландии на острове Принца Эдуарда в Канаде продолжают придерживаться простой формы богослужения с упором на библейскую экзегезу с кафедры, пение псалмов и библейских пересказов без аккомпанемента или хора под руководством певца. и молитва. Молитвенные дома остаются простыми, с минимальными украшениями. [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Дарем, Джеймс; Блэр, Роберт (предисловие) (1659). Завещание умирающего Шотландской церкви, или Трактат о скандале . Лондон: Отпечатано для компании канцелярских товаров . Проверено 22 апреля 2017 г.
  2. ^ Макферсон, Джон; МакКри, CG (редактор) (1903). Учение о церкви в шотландском богословии . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр. 91–128 . Проверено 22 апреля 2017 г. {{cite book}}: |first2= имеет общее имя ( справка )
  3. ^ Бейн, Питер (1893). Свободная церковь Шотландии: ее происхождение, основатели и свидетельство . Эдинбург: Т&Т Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
  4. ^ Уокер, Джеймс (1888). Богословие и богословы Шотландии: главным образом семнадцатого и восемнадцатого веков (2-е изд.). Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 188–200 . Проверено 22 апреля 2017 г.
  5. ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
  6. ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье . Проверено 22 апреля 2017 г.
  7. ^ Миллер, Хью (1871). Главенство Христа (5-е изд.). Эдинбург: Уильям П. Ниммо . Проверено 1 мая 2017 г.
  8. ^ Бьюкенен, Роберт (1849). Десятилетний конфликт; это история распада Шотландской церкви . Эдинбург: Блэки . Проверено 22 апреля 2017 г.
  9. ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье . Проверено 22 апреля 2017 г.
  10. ^ Стюарт Дж. Браун, Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии (1982)
  11. ^ TM Devine, Шотландская нация (1999), глава 16
  12. ^ С. Мечи, Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (1960)
  13. ^ «Первая Генеральная ассамблея Свободной церкви Шотландии (после Дэвида Октавиуса Хилла)» . Арт Великобритания . Проверено 29 апреля 2017 г.
  14. ^ Браун, Томас (1893). Анналы разрушения с выдержками из рассказов Томаса Брауна министров, покинувших шотландский истеблишмент в 1843 году . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр. 242–243 . Проверено 29 апреля 2017 г.
  15. ^ Ричи 1985 .
  16. ^ Ричи, Лайонел Александр (1985). Плавучая церковь Лох-Сунарт . Шотландское общество церковной истории.
  17. ^ Первый годовой отчет Эдинбургского общества содействия смягчению и окончательной отмене негритянского рабства: с приложением . Эдинбург: напечатано для общества издательством Abernethy & Walker. 1823. С. 3 .
  18. ^ Мюррей, Ханна-Роуз. «Шотландия – Фредерик Дуглас в Великобритании и Ирландии» . frederickdouglassinbritain.com . Проверено 18 октября 2018 г.
  19. ^ Уилсон, Уильям (1880). Мемориалы Роберта Смита Кэндлиша, доктора медицинских наук: служителя Свободной церкви Св. Георгия и директора Нового колледжа в Эдинбурге . Эдинбург: А. и К. Блэк. п. 333 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклауд, Дональд. «Верните деньги» . Сноски . Проверено 21 июля 2020 г.
  21. ^ Уилсон, Уильям (1880). Мемориалы Роберта Смита Кэндлиша, доктора медицинских наук: служителя Свободной церкви Св. Георгия и директора Нового колледжа в Эдинбурге . Эдинбург: А. и К. Блэк. п. 381 .
  22. ^ Уорфилд, BB (1887). Спокойный взгляд на дело вольноотпущенников . Том. Церковь дома и за рубежом (Том 1). Филадельфия: Пресвитерианская церковь в США, стр. 62–66 .
  23. ^ Палмер, Б.М. (1875). Жизнь и письма Джеймса Хенли Торнуэлла . Ричмонд: Уиттет и Шепперсон. п. 298 .
  24. ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
  25. ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
  26. ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург; Лондон: Олифант, Андерсон и Ферье. стр. 94–95 . Проверено 22 апреля 2017 г.
  27. ^ Дэбни, Роберт Льюис. Обсуждения Роберта Льюиса Дэбни Vol. 1: Евангелическое и богословское . стр. 399–439 . Проверено 1 мая 2017 г.
  28. ^ Уилсон, Джеймс Худ ; Уэллс, Джеймс (1895). Миссия Свободной церкви Шотландии на Галилейском море . Эдинбург: Т. Нельсон и сыновья.
  29. ^ Хантер, Роберт (1873). История миссий Свободной церкви Шотландии в Индии и Африке . Т. Нельсон . Проверено 31 декабря 2018 г.
  30. ^ Маккракен, Джон (2008). Политика и христианство в Малави, 1875-1940 гг . Серия Качере. Коллектив африканской книги. п. 166. ИСБН  9789990887501 . Проверено 23 сентября 2014 г. В 1900 году Свободная церковь Шотландии объединилась с Объединенной пресвитерианской церковью доктора Лоуса под названием «Объединенная свободная церковь Шотландии».
  31. ^ Уилсон, Джеймс Худ; Уэллс, Джеймс (1895). Миссия Свободной церкви Шотландии на Галилейском море . Эдинбург: Т. Нельсон и сыновья . Проверено 31 декабря 2018 г.
  32. ^ Хантер, Роберт (1873). История миссий Свободной церкви Шотландии в Индии и Африке . Лондон; Нью-Йорк: Т. Нельсон.
  33. ^ Витрингтон, Дональд Дж. (1965). «Схема бесплатного церковного образования, 1843-50» . Шотландское общество истории церкви : 103–115 . Проверено 25 августа 2018 г.
  34. ^ Кэри, Хилари М. (2011). Империя Бога: религия и колониализм в британском мире, ок. 1801–1908 . Издательство Кембриджского университета. п. 346. ИСБН  9781139494090 . Проверено 23 сентября 2014 г. Поселение Отаго (или Новый Эдинбург) было основано Шотландской ассоциацией мирян свободной церкви как «первая и единственная колония свободной церкви в мире».
  35. ^ Ньюбл, Алан. «Томас Чалмерс и благочестивое Содружество» . Проверено 23 сентября 2014 г.
  36. ^ Сравните: Новый справочник публичного поклонения Богу. Основан на Книге общего порядка 1560–1564 годов и Вестминстерской директории 1643–45 годов и подготовлен «Ассоциацией общественного богослужения в связи со Свободной церковью Шотландии» (3-е изд.). Макнивен и Уоллес (опубликовано в 1899 г.). 1898.
  37. ^ Книга псалмов и книга гимнов Свободной церкви, изданная Генеральной ассамблеей Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Т. Нельсон. 1882 год . Проверено 22 апреля 2017 г.
  38. ^ «Турецкий художник дает жизнь старой фотографии» . Свободная церковь Шотландии . 30 апреля 2020 г. Проверено 5 мая 2020 г.
  39. ^ Юинг, Уильям Анналы Свободной церкви

Библиография [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3434ff5d9ffa3ee00715bf0d8d7e535b__1716216480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/5b/3434ff5d9ffa3ee00715bf0d8d7e535b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Free Church of Scotland (1843–1900) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)