Свободная церковь Шотландии (1843–1900)
Свободная церковь Шотландии (1843–1900) | |
---|---|
Классификация | протестант |
Ориентация | Кальвинист |
Политика | пресвитерианский |
Основатель | Томас Чалмерс |
Источник | 18 мая 1843 г. Церковь Святого Андрея , Эдинбург |
Отдельно от | Церковь Шотландии |
Разделения | Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (отделена в 1893 г.) |
Свободная церковь Шотландии — шотландская деноминация , образованная в 1843 году в результате массового выхода из существующей церкви Шотландии в результате раскола. [1] [2] известный как Разрушение 1843 года . [3] В 1900 году подавляющее большинство Свободной церкви Шотландии присоединилось к Объединенной пресвитерианской церкви Шотландии , чтобы сформировать Объединенную свободную церковь Шотландии (которая сама по большей части воссоединилась с Церковью Шотландии в 1929 году). В 1904 году Палата лордов постановила, что конституционное меньшинство, не вошедшее в союз 1900 года, имело право на все церковное наследие (см . Баннатайн против Овертауна ), Свободная церковь Шотландии согласилась на раздел этих активов между сама и те, кто вступил в союз, Королевской комиссией в 1905 году. Несмотря на позднюю дату основания, руководство Свободной церкви Шотландии заявляет о непрерывной преемственности лидеров, восходящей к Апостолам . [4]
Происхождение [ править ]
Свободная церковь была основана евангелистами, которые отказались от создания Церкви Шотландии в 1843 году в знак протеста против того, что они считали государственной властью. [5] посягательство на духовную независимость Церкви. [6] В преддверии Срыва многие вопросы обсуждались с евангелистской позиции в Хью Миллера широко распространяемой газете «Свидетель» . [7] Из движущих сил, стоящих за подрывом, Томас Чалмерс, вероятно, был самым влиятельным, а Роберт Кэндлиш, возможно, вторым. Александр Мюррей Данлоп , церковный юрист, также принял активное участие.
Разрушение 1843 года [8] Это было ожесточенное общенациональное разделение, которое раскололо устоявшуюся церковь Шотландии. Оно было больше, чем предыдущие исторические отделения 1733 или 1761 годов . Евангелический элемент требовал очищения церкви и нападал на систему патронажа , которая позволяла богатым землевладельцам выбирать местных служителей. Это превратилось в политическую битву между евангелистами с одной стороны и «умеренными» и дворянством с другой. Евангелисты добились принятия Генеральной ассамблеей церкви в 1834 году «Акта вето», утверждающего, что, как основной закон Церкви, ни один пастор не должен быть принужден дворянством к конгрегации вопреки народной воле, и что любой кандидатура могла быть отклонена большинством глав семей. Этот прямой удар по правам частных покровителей был оспорен в гражданских судах, и решение (1838 г.) было вынесено против евангелистов. В 1843 году 450 евангелических служителей (всего 1200 служителей) отделились и образовали Свободную церковь Шотландии.
Под руководством доктора Томаса Чалмерса (1780–1847) вышла треть членов, включая почти всех говорящих на гэльском языке и миссионеров, а также большинство горцев. Установленная Церковь сохранила все имущество, здания и пожертвования. Отделившиеся создали добровольный фонд в размере более 400 000 фунтов стерлингов для строительства 700 новых церквей; Было построено 400 особняков (резиденций для министров) стоимостью 250 000 фунтов стерлингов; и такая же или большая сумма была потрачена на строительство 500 приходских школ, а также колледжа в Эдинбурге. После принятия Закона об образовании 1872 года большинство этих школ были добровольно переданы недавно созданным общественным школьным советам. [10] [11]
Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что церковь озабочена проблемами городского общества, и они представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [12]
Природа [ править ]
Финансы [ править ]
Первой задачей новой церкви было обеспечить доход ее первоначальным 500 служителям и местам поклонения ее народу. Стремясь стать национальной церковью шотландского народа, она поставила перед собой амбициозную задачу обеспечить присутствие в каждом приходе Шотландии (кроме Хайленда, где священников ФК изначально не хватало). Иногда землевладельцев было меньше, чем полезно, например, в Стронциане , где церковь села на лодку.
В рамках программы строительства за год было построено 470 новых церквей, а к 1847 году - более 700. Вскоре последовали Мансы и более 700 школ. Эта программа стала возможной благодаря необычайной финансовой щедрости, вызванной евангелическим пробуждением и богатством формирующегося среднего класса.
Церковь создала Фонд поддержки, детище Томаса Чалмерса , в который прихожане вносили средства в соответствии со своими возможностями и из которого все служители получали «равные дивиденды». Этот фонд обеспечивал скромный доход 583 служителям в 1843/4 году, а к 1900 году смог обеспечить доход почти 1200. Такая централизация и разделение ресурсов ранее были неизвестны в протестантских церквях Шотландии, но позже стали нормой.
Кампания «Верни деньги» [ править ]
В ходе своей первоначальной деятельности по сбору средств Свободная церковь отправляла «миссионеров» в Соединенные Штаты , где они нашли особую поддержку со стороны некоторых рабовладельцев. Однако, поскольку церковь приняла пожертвования в размере 3000 фунтов стерлингов из этого источника, некоторые аболиционисты позже объявили их нехристианскими . Некоторые представители Свободной Церкви, такие как Джордж Бьюкен , Уильям Коллинз , Джон Уилсон и Генри Дункан, сами выступали за полную отмену рабства. [17] Когда Фредерик Дуглас прибыл в Шотландию, он стал активным сторонником кампании «Верните деньги», которая призывала Свободную церковь вернуть пожертвование в размере 3000 фунтов стерлингов. [18] В своей автобиографии «Мое рабство и моя свобода» Дуглас (стр. 386) пишет: «Свободная церковь держалась за окровавленные деньги и продолжала оправдывать себя в своей позиции – и, конечно, извиняться за рабство – и так и по сей день она потеряла славную возможность отдать свой голос, свой голос и свой пример делу человечества, и сегодня она шатается под проклятием порабощенных, чья кровь в ее юбках». Дуглас выступал на трех собраниях в Данди в 1846 году. В 1844 году, задолго до прибытия Дугласа, Роберт Кэндлиш выступил против рабства в дебатах о человеке по имени Джон Браун. [19] [20] В 1847 году он сказал с трибуны Ассамблеи Свободной Церкви:
«Никогда, никогда не позволяйте этой церкви или этой стране переставать свидетельствовать о том, что рабство — это грех, и что оно должно обрушить на грешников, независимо от того, собраны ли они в Конгрессе или по отдельности по всей стране, справедливый суд Всемогущего. Бог." [21]
Не все американские пресвитериане разделяли его взгляды против рабства, хотя некоторые разделяли их как на севере, так и на юге. [20] Пресвитерианский мыслитель Б. Б. Уорфилд считал интеграцию освобожденных рабов одной из крупнейших проблем, с которыми когда-либо сталкивалась Америка. [22] Официальное письмо Свободной церкви все же дошло до Ассамблеи Южной пресвитерианской церкви в мае 1847 года. Официальная позиция Свободной церкви была описана как «очень решительно против рабства». [23]
Теология [ править ]
Большое значение придавалось поддержанию образованного служения внутри Свободной церкви. Поскольку установленная церковь Шотландии контролировала богословские факультеты университетов, Свободная церковь создала свои собственные колледжи. Новый колледж был открыт в 1850 году с пятью кафедрами: систематического богословия, апологетики и практического богословия, истории церкви, иврита и Ветхого Завета и Нового Завета. Экзегеза. Свободная церковь также основала Крайстс-колледж в Абердине в 1856 году, а позже последовал Тринити-колледж в Глазго. Первое поколение учителей было горячими сторонниками Вестминстерского кальвинизма .
Например, Дэвид Уэлш был одним из первых профессоров. Джеймс Бьюкенен последовал за Томасом Чалмерсом в качестве профессора систематического богословия, когда он умер в 1847 году. Джеймс Баннерман был назначен заведующим кафедрой апологетики и пастырского богословия и его «Церковь Христа». первого тома [24] и 2 [25] были широко прочитаны. Уильям Каннингем был одним из первых профессоров истории Церкви. Джон «Рабби» Дункан был одним из первых профессоров иврита. [26] Были добавлены и другие стулья, такие как миссионерское кресло Даффа .
От этой позиции впоследствии отказались, поскольку такие богословы, как А. Б. Брюс , Маркус Додс и Джордж Адам Смит, начали учить более либеральному пониманию веры. «Верить в критику» Библии было центральным подходом, которому учил, например, Уильям Робертсон Смит , и он был уволен со своего поста Ассамблеей в 1881 году. [27] Между 1890 и 1895 годами были предприняты попытки привлечь многих из этих профессоров к коллегии адвокатов Ассамблеи по обвинению в ереси, но эти шаги не увенчались успехом, были вынесены лишь незначительные предупреждения.
В 1892 году Свободная церковь, следуя примеру Объединенной пресвитерианской церкви и Церкви Шотландии и стремясь к союзу с этими деноминациями, приняла Декларативный закон, ослабляющий стандарты подписки на исповедание. Это привело к тому, что небольшое количество общин и еще меньше служителей, в основном в Хайленде, разорвали свои связи с церковью и сформировали Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии . Другие со схожими богословскими взглядами ждали скорого объединения, но предпочли продолжить работу со Свободной церковью.
Деятельность [ править ]
Свободная церковь Шотландии стала очень активно участвовать в зарубежных миссиях . Многие сотрудники официальной миссии Шотландской церкви в Индии придерживались Свободной церкви. [29] Вскоре церковь обосновалась и в Африке благодаря таким миссионерам, как Джеймс Стюарт (1831–1905) и при сотрудничестве Роберта Лоуза (1851–1934) из Объединенной пресвитерианской церкви . [30] а также участие в евангелизации евреев . [31] Ее сосредоточенность на миссии привела к созданию одной из крупнейших миссионерских организаций в мире. [ нужна ссылка ] Такие проповедники, как Уильям Чалмерс Бернс, работали в Канаде и Китае. Александр Дафф и Джон Андерсон работали в Индии. Даффа можно увидеть позади Хью Миллера на картине «Разрушение», подписывающей миссии в Бенгалии. Были миссии, связанные со Свободной церковью, которые Дафф посетил на озере Ньясса в Африке и в Ливане . [32]
Ранняя Свободная церковь также занималась реформой образования, включая создание школ Свободной церкви. [33] Члены Свободной церкви также стали участвовать в колонизации Новой Зеландии : ответвление Свободной церкви, Ассоциация Отаго, в 1847 году отправило эмигрантов, которые основали поселение Отаго в 1848 году. [34] Томас Бернс был одним из первых церковников в колонии, которая превратилась в Данидин .
Также возросла важность домашних миссий, целью которых было увеличение посещаемости церкви, особенно среди беднейших слоев населения в крупных городах. Томас Чалмерс возглавил территориальную миссию в Эдинбурга Западном порту (1844-), [35] что олицетворяло его идею «благочестивого государства». Свободные церковники были в авангарде Возрождения 1859 года , а также кампании Муди и Сэнки 1873–1875 годов в Великобритании. Однако социальные идеи Чалмерса так и не были полностью реализованы, поскольку разрыв между церковью и городскими массами продолжал увеличиваться.
К концу XIX века Свободные церкви санкционировали использование инструментальной музыки. Ассоциация, созданная в 1891 году для содействия порядку и уважению к государственным службам. В 1898 году он опубликовал «Новый справочник общественного богослужения». [36] которые, хотя и не предусматривали установленных форм молитвы, предлагали указания. Свободная церковь заинтересовалась гимнологией и церковной музыкой, что привело к выпуску сборника гимнов. [37]
Союзы и отношения другими с пресвитерианцами
С момента своего создания Свободная церковь утверждала, что она является подлинной церковью Шотландии. Конституционно, несмотря на сбой, он продолжал поддерживать принцип истеблишмента. Однако некоторые присоединились к Объединенной пресвитерианской церкви и призвали к упразднению Церкви Шотландии.
В 1852 году Первоначальная сецессионистская церковь присоединилась к Свободной церкви; в 1876 году большая часть реформатской пресвитерианской церкви последовала этому примеру. Однако попытка руководства объединиться с Объединёнными пресвитерианцами не увенчалась успехом. Эти попытки начались еще в 1863 году, когда Свободная церковь начала переговоры с СКП о союзе. Однако отчет, представленный Ассамблее 1864 года, показал, что две церкви не пришли к согласию относительно отношений между государством и церковью. Свободная церковь утверждала, что национальные ресурсы могут быть использованы в помощь церкви при условии, что государство воздержится от любого вмешательства в ее внутреннее управление. Объединенные пресвитерианцы считали, что, поскольку государство не имеет власти в духовных вопросах, в его юрисдикцию не входит издавать законы относительно того, что истинно в религии, предписывать вероучение или любую форму поклонения для своих подданных или наделять церковь национальные ресурсы. Поэтому любому профсоюзу придется оставить этот вопрос открытым. В то время этой разницы было достаточно, чтобы помешать созданию союза.
В последующие годы Ассамблея Свободной Церкви демонстрировала растущую готовность к союзу на этих открытых условиях. Однако меньшинство «истеблишмента» помешало успешному завершению в период с 1867 по 1873 год. После того, как переговоры провалились в 1873 году, две церкви согласовали «Закон о взаимном праве», позволяющий конгрегации одной конфессии вызывать служителя из другой.
В течение этого периода партия , выступающая против дезистеблиционизма, продолжала сокращаться и становилась все более отчужденной. Этот упадок ускорился, когда в 1893 году некоторые общины ушли и образовали Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии .
Начиная с 1895 года, об унии снова начали официально обсуждать. Объединенный комитет, состоящий из представителей обеих конфессий, отметил замечательное согласие по доктринальным стандартам, правилам и методам. После нескольких уступок с обеих сторон была согласована общая конституция. Однако меньшинство в Ассамблее Свободной церкви выразило протест и пригрозило проверить ее законность в суде.
Соответствующие собрания церквей встретились в последний раз 30 октября 1900 года. На следующий день союз был завершен, и Объединенная свободная церковь Шотландии возникла .
Однако меньшинство несогласных осталось за пределами союза, утверждая, что они были истинной Свободной церковью и что большинство отошло от церкви, когда они сформировали Объединенную свободную церковь. После длительной судебной тяжбы Палата лордов вынесла решение в пользу меньшинства (несмотря на мнение большинства, что истинный кирк стоит над государством) и предоставила им право сохранить название Свободная церковь Шотландии , хотя большинство смог сохранить большую часть финансовых ресурсов. ( см. в Свободной церкви Шотландии Историю продолжающегося тела .)
Модераторы Генеральной Ассамблеи [ править ]
Отмечается, что дубликаты появляются в 1866 и 1867 годах.
- Томас Чалмерс (май 1843 г.)
- Томас Браун (октябрь 1843 г.)
- Генри Грей (1844)
- Патрик Макфарлан (1845) гэльский модератор Джон Макдональд
- Роберт Джеймс Браун (1846)
- Джеймс Сиврайт (1847)
- Патрик Клейсон (1848)
- Макинтош Маккей (1849)
- Натаниэль Патерсон (1850)
- Александр Дафф (1851)
- Ангус Макеллар (1852)
- Джон Смит (1853)
- Джеймс Грирсон (1854)
- Джеймс Хендерсон (1855)
- Томас МакКри Младший (1856)
- Джеймс Джулиус Вуд (1857)
- Александр Бейт (1858)
- Уильям Каннингем (1859)
- Роберт Бьюкенен (1860)
- Роберт Смит Кэндлиш (1861)
- Томас Гатри (1862)
- Родерик МакЛеод (1863)
- Патрик Фэйрберн (1864)
- Джеймс Бегг (1865)
- Уильям Уилсон (1866)
- Джон Роксбург (1866 или 1867)
- Роберт Смит Кэндлиш (1867)
- Уильям Никсон (1868)
- Генри Веллвуд Монкрейф (1869)
- Джон Уилсон (1870)
- Роберт Элдер (1871)
- Чарльз Джон Браун (1872)
- Александр Дафф (1873 г.) единственный человек, отбывший второй срок.
- Роберт Уолтер Стюарт (1874)
- Александр Муди Стюарт (1875)
- Томас Маклауклан (1876)
- Уильям Генри Гулд (1877)
- Эндрю Бонар (1878)
- Джеймс Чалмерс Бернс (1879)
- Томас Мейн (1880)
- Уильям Лотон (1881)
- Роберт Макдональд (министр) (1882)
- Гораций Бонар (1883)
- Уолтер Росс Тейлор (1884)
- Дэвид Браун (1885)
- Александр Нил Сомервилл (1886)
- Роберт Рейни (1887)
- Густав Эйрд (1888 г.) (единственный год, когда Ассамблея находилась исключительно в Инвернессе)
- Джон Лэрд (1889)
- Томас Браун (1890)
- Томас Смит (1891)
- Уильям Гарден Блейки (1892)
- Уолтер Чалмерс Смит (1893)
- Джордж Дуглас (1894)
- Джеймс Худ Уилсон (1895)
- Уильям Миллер (1896)
- Хью Макмиллан (1897)
- Александр Уайт (1898)
- Джеймс Стюарт (1899)
- Уолтер Росс Тейлор (1900)
Гэльские Модераторы [ править ]
В течение определенных лет отдельный гэльский модератор работал на отдельной Ассамблее в Инвернессе . Это имело преимущества, заключавшиеся в том, что министрам северных стран было разрешено меньше ездить в Ассамблею. Однако это создало раскол. В этом подразделении после Союза 1900 года в Свободной церкви остались в основном северные служители. Известными гэльскими модераторами являются: [39]
- Преподобный Джон Макдональд (1845 г.)
- Густав Эйрд (1888)
Другие регионы [ править ]
Свободная церковь была распространена по всей Шотландии, а также имела церкви в самых северных секторах Англии и несколько церквей в Лондоне . Их влияние в других странах сосредоточилось на Канаде и Новой Зеландии, где проживала высокая доля шотландцев. Они провели специальную кампанию по набору персонала, чтобы убедить служителей Свободной церкви поехать в Новую Зеландию. Модераторы в Новой Зеландии включали:
- Гордон Вебстер (1898)
На острове Принца Эдуарда в Канаде сохраняется ряд Свободных церквей Шотландии, связанных с Синодом Шотландии в качестве миссионерских церквей. Этот альянс был основан модератором Свободной церкви Шотландии преподобным Юэном МакДугаллом в 1930-х годах, во время основания Пресвитерианской церкви в Канаде и последующего учреждения Объединенной церкви Канады. Большой анклав конгрегаций Свободной церкви Шотландии был приписан религиозному возрождению под проповедью преподобного Дональда Макдональда. Существующие общины Церкви Шотландии на острове Принца Эдуарда в Канаде продолжают придерживаться простой формы богослужения с упором на библейскую экзегезу с кафедры, пение псалмов и библейских пересказов без аккомпанемента или хора под руководством певца. и молитва. Молитвенные дома остаются простыми, с минимальными украшениями. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Дарем, Джеймс; Блэр, Роберт (предисловие) (1659). Завещание умирающего Шотландской церкви, или Трактат о скандале . Лондон: Отпечатано для компании канцелярских товаров . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Макферсон, Джон; МакКри, CG (редактор) (1903). Учение о церкви в шотландском богословии . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр. 91–128 . Проверено 22 апреля 2017 г.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Бейн, Питер (1893). Свободная церковь Шотландии: ее происхождение, основатели и свидетельство . Эдинбург: Т&Т Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Уокер, Джеймс (1888). Богословие и богословы Шотландии: главным образом семнадцатого и восемнадцатого веков (2-е изд.). Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 188–200 . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Миллер, Хью (1871). Главенство Христа (5-е изд.). Эдинбург: Уильям П. Ниммо . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Бьюкенен, Роберт (1849). Десятилетний конфликт; это история распада Шотландской церкви . Эдинбург: Блэки . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Стюарт Дж. Браун, Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии (1982)
- ^ TM Devine, Шотландская нация (1999), глава 16
- ^ С. Мечи, Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (1960)
- ^ «Первая Генеральная ассамблея Свободной церкви Шотландии (после Дэвида Октавиуса Хилла)» . Арт Великобритания . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Браун, Томас (1893). Анналы разрушения с выдержками из рассказов Томаса Брауна министров, покинувших шотландский истеблишмент в 1843 году . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр. 242–243 . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Ричи 1985 .
- ^ Ричи, Лайонел Александр (1985). Плавучая церковь Лох-Сунарт . Шотландское общество церковной истории.
- ^ Первый годовой отчет Эдинбургского общества содействия смягчению и окончательной отмене негритянского рабства: с приложением . Эдинбург: напечатано для общества издательством Abernethy & Walker. 1823. С. 3 .
- ^ Мюррей, Ханна-Роуз. «Шотландия – Фредерик Дуглас в Великобритании и Ирландии» . frederickdouglassinbritain.com . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Уилсон, Уильям (1880). Мемориалы Роберта Смита Кэндлиша, доктора медицинских наук: служителя Свободной церкви Св. Георгия и директора Нового колледжа в Эдинбурге . Эдинбург: А. и К. Блэк. п. 333 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклауд, Дональд. «Верните деньги» . Сноски . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Уилсон, Уильям (1880). Мемориалы Роберта Смита Кэндлиша, доктора медицинских наук: служителя Свободной церкви Св. Георгия и директора Нового колледжа в Эдинбурге . Эдинбург: А. и К. Блэк. п. 381 .
- ^ Уорфилд, BB (1887). Спокойный взгляд на дело вольноотпущенников . Том. Церковь дома и за рубежом (Том 1). Филадельфия: Пресвитерианская церковь в США, стр. 62–66 .
- ^ Палмер, Б.М. (1875). Жизнь и письма Джеймса Хенли Торнуэлла . Ричмонд: Уиттет и Шепперсон. п. 298 .
- ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Баннерман, Джеймс (1868). Церковь Христа: трактат о природе, полномочиях, таинствах, дисциплине и управлении христианской церковью . Эдинбург: Т. Т. Кларк . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Уокер, Норман Л. (1895). Главы из истории Свободной церкви Шотландии . Эдинбург; Лондон: Олифант, Андерсон и Ферье. стр. 94–95 . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Дэбни, Роберт Льюис. Обсуждения Роберта Льюиса Дэбни Vol. 1: Евангелическое и богословское . стр. 399–439 . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Уилсон, Джеймс Худ ; Уэллс, Джеймс (1895). Миссия Свободной церкви Шотландии на Галилейском море . Эдинбург: Т. Нельсон и сыновья.
- ^ Хантер, Роберт (1873). История миссий Свободной церкви Шотландии в Индии и Африке . Т. Нельсон . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Маккракен, Джон (2008). Политика и христианство в Малави, 1875-1940 гг . Серия Качере. Коллектив африканской книги. п. 166. ИСБН 9789990887501 . Проверено 23 сентября 2014 г.
В 1900 году Свободная церковь Шотландии объединилась с Объединенной пресвитерианской церковью доктора Лоуса под названием «Объединенная свободная церковь Шотландии».
- ^ Уилсон, Джеймс Худ; Уэллс, Джеймс (1895). Миссия Свободной церкви Шотландии на Галилейском море . Эдинбург: Т. Нельсон и сыновья . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Хантер, Роберт (1873). История миссий Свободной церкви Шотландии в Индии и Африке . Лондон; Нью-Йорк: Т. Нельсон.
- ^ Витрингтон, Дональд Дж. (1965). «Схема бесплатного церковного образования, 1843-50» . Шотландское общество истории церкви : 103–115 . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Кэри, Хилари М. (2011). Империя Бога: религия и колониализм в британском мире, ок. 1801–1908 . Издательство Кембриджского университета. п. 346. ИСБН 9781139494090 . Проверено 23 сентября 2014 г.
Поселение Отаго (или Новый Эдинбург) было основано Шотландской ассоциацией мирян свободной церкви как «первая и единственная колония свободной церкви в мире».
- ^ Ньюбл, Алан. «Томас Чалмерс и благочестивое Содружество» . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ Сравните: Новый справочник публичного поклонения Богу. Основан на Книге общего порядка 1560–1564 годов и Вестминстерской директории 1643–45 годов и подготовлен «Ассоциацией общественного богослужения в связи со Свободной церковью Шотландии» (3-е изд.). Макнивен и Уоллес (опубликовано в 1899 г.). 1898.
- ^ Книга псалмов и книга гимнов Свободной церкви, изданная Генеральной ассамблеей Свободной церкви Шотландии . Эдинбург: Т. Нельсон. 1882 год . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ «Турецкий художник дает жизнь старой фотографии» . Свободная церковь Шотландии . 30 апреля 2020 г. Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Юинг, Уильям Анналы Свободной церкви
Библиография [ править ]
- Браун, Стюарт Дж. Томас Чалмерс и Благочестивое Содружество в Шотландии (1982)
- Кэмерон Н. и др. (ред.) Словарь истории и теологии шотландской церкви , Эдинбург T&T Clark, 1993 г.
- Девайн, ТМ Шотландская нация (1999), глава 16
- Драммонд, Эндрю Лэндейл и Джеймс Баллок. Церковь в викторианской Шотландии, 1843–1874 гг. (Saint Andrew Press, 1975)
- Юинг, Уильям, Анналы Свободной церкви Шотландии, 1843–1900 гг ., Т. и Т. Кларк, Эдинбург, 1914 г., с дополнительной информацией.
- Финлейсон, Александр Единство и разнообразие: основатели Свободной церкви Шотландии , Ферн, Россшир, Великобритания, Christian Focus, 2010.
- МакКри, CG (1893). Свободная церковь Шотландии: ее происхождение, ее претензии и ее конфликты . Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 1–117 . Проверено 29 июня 2020 г.
- Мечи, С. Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (1960)
- Мензис, Аллан (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В