Церковная музыка в Шотландии

Церковная музыка в Шотландии включает в себя все музыкальные произведения и исполнение музыки в контексте христианского богослужения в Шотландии с начала христианизации в пятом веке до наших дней. Источники шотландской средневековой музыки чрезвычайно ограничены из-за таких факторов, как бурная политическая история, разрушительные практики шотландской Реформации , климат и относительно позднее появление нотной печати . В средневековье раннем в церковной музыке преобладали одноголосные простые песнопения , что привело к развитию особой формы литургического кельтского песнопения . В одиннадцатом веке его заменило более сложное григорианское пение . В эпоху Высокого Средневековья потребность в большом количестве поющих священников для выполнения обязанностей церковного богослужения привела к основанию системы песенных школ , обучавших мальчиков певчим и священникам. С тринадцатого века шотландская церковная музыка все больше находилась под влиянием континентальных событий. Монофония была заменена с четырнадцатого века Арс Нова, состоящая из сложной полифонии . Сохранившиеся произведения первой половины шестнадцатого века свидетельствуют о качестве и размахе музыки, созданной в конце средневековья. Выдающимся шотландским композитором первой половины шестнадцатого века был Роберт Карвер , создавший сложную полифоническую музыку.
Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры распущены, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению. Позже кальвинизм , который стал доминировать, был гораздо более враждебным по отношению к католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на библейское, а это означало, что псалмы и большинство церковных сочинений были ограничены гомофоническими композициями. Яков VI попытался возродить песенные школы, однако триумф пресвитериан в Национальном завете 1638 года привел к прекращению полифонии. В восемнадцатом веке евангелисты были склонны полагать, что в богослужениях в церкви следует использовать только псалмы из Псалтири 1650 года, в то время как умеренные пытались расширить псалмы в Шотландской церкви, включив в них гимны и пение других библейских парафраз. От раскладывания стали отказываться в пользу пения строфа за строфой. Во второй половине восемнадцатого века эти нововведения стали связаны с хоровым движением, которое включало создание школ для обучения новым мелодиям и пению в четырех частях. Появилось больше сборников мелодий, и репертуар еще больше расширился.
Девятнадцатый век стал свидетелем повторного введения аккомпанементной музыки в Шотландскую церковь под влиянием Оксфордского движения . Органы начали добавлять в церкви с середины девятнадцатого века, но они оставались спорными и никогда не устанавливались в некоторых церквях. Гимны также были приняты основными конфессиями. Американские евангелисты Айра Д. Сэнки и Дуайт Л. Муди помогли популяризировать аккомпанируемую церковную музыку в Шотландии. В Шотландской епископальной церкви Оксфордское движение и связи с Англиканской церковью привели к введению более традиционных служб, и к 1900 году хоры и музыкальные службы стали нормой. В епископальных соборах и церквях, сохраняющих хоровую традицию, репертуар англиканской церковной музыки продолжает играть важную часть богослужения.
В двадцатом веке экуменические движения, в том числе Сообщество Иона и Консультации Данблейна по церковной музыке, оказали большое влияние на церковную музыку по всей Великобритании и США, и произошел возврат к сочинению хоровой музыки.
Средний возраст
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]Источники шотландской средневековой музыки крайне ограничены. Эти ограничения являются результатом таких факторов, как бурная политическая история, разрушительная практика шотландской Реформации , климат [ 1 ] и относительно позднее появление нотной печати. [ 2 ] Сохранились лишь редкие признаки того, что существовала процветающая музыкальная культура. В Шотландии нет крупных музыкальных рукописей, написанных до двенадцатого века. [ 1 ] Шотландская музыка также не имеет эквивалента Баннатайнской рукописи в поэзии, дающей большой и репрезентативный образец средневекового творчества. [ 2 ] Самое старое сохранившееся произведение церковной музыки, написанное в Шотландии, находится во « Инчкольмском фрагменте» . [ 3 ] Музыковед Джон Персер предположил, что службы, посвященные святому Колумбе в этой рукописи, и аналогичная служба в Спроустонском Бревиарии , посвященная святому Кентигерну , могут сохранить часть этой более ранней традиции простого пения. [ 1 ] Другие ранние рукописи включают « Музыкальную книгу Данкельда» и « Антифонер булочек» . [ 3 ] Самой важной коллекцией является рукопись Вольфенбюттель 677 или W1 середины тринадцатого века , которая сохранилась только потому, что была конфискована из монастыря собора Святого Андрея и перевезена на континент в 1550-х годах. Другие источники включают случайные письменные ссылки в отчетах и литературе, а также визуальные изображения музыкантов и инструментов. [ 1 ] Ограничения на выживание средневековых музыкальных рукописей отчасти связаны с относительно поздним развитием книгопечатания в Шотландии, что означает, что только с середины шестнадцатого века сохранилось большое количество печатных произведений. [ 2 ]
Раннее Средневековье
[ редактировать ]В раннем средневековье в церковной музыке преобладали одноголосные распевы . [ 4 ] Развитие британского христианства, отдельное от прямого влияния Рима до восьмого века, с его процветающей монашеской культурой, привело к развитию особой формы литургического кельтского песнопения . [ 5 ] Хотя никаких обозначений этой музыки не сохранилось, более поздние источники предполагают отличительные мелодические узоры. [ 5 ] Считается, что кельтские песнопения были вытеснены с одиннадцатого века, как и повсюду в Европе, более сложными григорианскими песнопениями . [ 6 ] Версия этого пения, связанная с литургией, которая использовалась в Солсберийской епархии , « Использование Сарума» , впервые записанная в тринадцатом веке, стала доминирующей в Англии. [ 7 ] и был основой большинства сохранившихся песнопений в Шотландии. [ 1 ] Оно было тесно связано с григорианским песнопением, но было более сложным и имело некоторые уникальные местные особенности. Обряд Сарум продолжал оставаться основой шотландской литургической музыки в Шотландии до Реформации, и там, где были доступны хоры, которые, вероятно, ограничивались большими соборами, коллегиальными церквями и более богатыми приходскими церквями, он использовался в качестве основного ингредиента божественного обряда. службы вечерни , повечерия , утрени , хвалы , мессы и канонических часов . [ 1 ]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]
В эпоху Высокого Средневековья потребность в большом количестве поющих священников для выполнения обязанностей церковного богослужения привела к основанию системы песенных школ , обучавших мальчиков певчим и священникам, часто прикрепленных к соборам, богатым монастырям и коллегиальным церквям. . [ 1 ] Распространение коллегиальных церквей и заупокойных месс в позднем Средневековье потребовало бы подготовки большого количества хористов , что ознаменовало значительное расширение системы песенных школ. более 100 коллегиальных церквей светских священников . Между 1450 годом и Реформацией в Шотландии было основано [ 8 ] Они были созданы для обеспечения массами своих основателей и их семей, в число которых входили дворянство и новые ордены лордов парламента , а также богатые купцы развивающихся городов . [ 1 ] С тринадцатого века шотландская церковная музыка все больше находилась под влиянием континентальных событий: такие деятели, как музыкальный теоретик Саймон Тайллер, учился в Париже, а затем вернулся в Шотландию, где он провел несколько реформ церковной музыки. [ 9 ] Рукопись Вольфенбюттеля 677 содержит большое количество французских сочинений, особенно из Нотр-Дам де Пари , а также изобретательные произведения неизвестных шотландских композиторов. [ 1 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Монофония была заменена в четырнадцатом веке движением Ars Nova , которое развилось во Франции, а затем в Италии, заменив ограничительные стили григорианского простого пения сложной полифонией . [ 10 ] Эта традиция прочно утвердилась в Англии к пятнадцатому веку. [ 4 ] Отличительная английская версия полифонии, известная как Contenance Angloise (английская манера), использовала полные, богатые гармонии, основанные на третьей и шестой, что имело большое влияние в модном бургундском дворе Филиппа Доброго , где бургундская школа была связана с Гийомом. Дюфай развился. [ 11 ] В конце пятнадцатого века ряд шотландских музыкантов обучались в Нидерландах, прежде чем вернуться домой, в том числе Джон Брун, Томас Инглис и Джон Фети, последний из которых стал мастером песенной школы в Абердине, а затем в Эдинбурге, представив новый пятипалый стиль. техника игры на органе. [ 12 ] Сохранившиеся произведения первой половины шестнадцатого века из Сент-Эндрюса и Сент-Джайлса, Эдинбург , а также постреформационные произведения композиторов, получивших образование в эту эпоху в аббатствах Данфермлина и Холируда , а также в монастыре Сент- Луис. Эндрюс, укажите качество и масштаб музыки, созданной в конце средневекового периода. [ 1 ]
Ренессанс
[ редактировать ]Выдающимся шотландским композитором первой половины шестнадцатого века был Роберт Карвер (ок. 1488–1558), каноник аббатства Скоун . Его сложная полифоническая музыка могла быть исполнена только большим и высококвалифицированным хором, таким как тот, который работал в Шотландской Королевской капелле . Джеймс V также был покровителем таких фигур, как Дэвид Пиблс (ок. 1510–1579?), чье самое известное произведение «Si quis diligit me» (текст из Иоанна 14:23) представляет собой мотет для четырех голосов. Вероятно, это были лишь двое из многих опытных композиторов той эпохи, чьи произведения сохранились лишь фрагментами. [ 13 ] Многое из того, что сохранилось от церковной музыки первой половины шестнадцатого века, связано с усердной работой Томаса Воде (ум. 1590), викария Сент-Эндрюса, который составил книгу из ныне утраченных источников, которую продолжил неизвестный руки после его смерти. [ 14 ]
Влияние Реформации
[ редактировать ]
Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры распущены, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. [ 15 ] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд и Годли Баллатис» (1567), которые представляли собой духовные сатиры на популярные баллады, сочиненные братьями Джеймсом , Джоном и Робертом Веддербернами . Никогда не принятые кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. [ 16 ]
Позже кальвинизм , который стал доминировать в шотландской Реформации, был гораздо более враждебен католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на библейское, то есть на псалмы . Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Он опирался на работы французского музыканта Клемана Маро , вклад Кальвина в Страсбургскую Псалтырь 1539 года и английских писателей, в частности, на издание Псалтыри 1561 года, созданное Уильямом Уиттингемом для английской общины в Женеве. Намерение состояло в том, чтобы создать отдельные мелодии для каждого псалма, но из 150 псалмов 105 имели собственные мелодии, а в семнадцатом веке общие мелодии, которые можно было использовать для псалмов с одинаковым размером, стали более частыми. Поскольку теперь эти псалмы пели целые общины, в отличие от подготовленных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [ 16 ] существовала потребность в простоте, и большинство церковных композиций ограничивались гомофонной обстановкой. [ 17 ]
Во время своего личного правления Яков VI попытался возродить певческие школы, приняв в 1579 году парламентский акт, требующий, чтобы советы крупнейших городов создали «an sang scuill с ane maister, достаточным и способным для обучения молодежи указанной науке». музыки». Пять новых школ были открыты в течение четырех лет после принятия закона, а к 1633 году их было не менее двадцати пяти. Большинство из тех, у кого не было песенных школ, обеспечивали себя в своих гимназиях. [ 18 ] Полифония была включена в издания Псалтири с 1625 года, но обычно прихожане пели мелодию, а певцы обучались контртенору , дисканту и басу . [ 16 ] Однако победа пресвитериан в Национальном завете 1638 года привела к прекращению многоголосия, и в 1650 году был опубликован новый псалтырь общим размером, но без мелодий. [ 1 ] В 1666 году в Абердине были впервые опубликованы «Двенадцать мелодий для Шотландской церкви», состоящие из четырех частей , которые фактически содержали 14 мелодий и были предназначены для использования с Псалтирью 1650 года. К 1720 году оно выдержало пять изданий. К концу семнадцатого века эти два произведения стали основным корпусом мелодий, исполняемых в церкви. [ 19 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]
В восемнадцатом веке в церкви росли разногласия между евангелистами и умеренной партией . [ 20 ] В то время как евангелисты подчеркивали авторитет Библии, традиций и исторических документов церкви, умеренные были склонны подчеркивать интеллектуализм в теологии, установленную иерархию церкви и пытались повысить социальный статус духовенства. [ 21 ] В музыке евангелисты были склонны считать, что на богослужениях в церкви следует использовать только псалмы Псалтири 1650 года. Напротив, умеренные считали, что Псалмодия нуждается в реформе и расширении. [ 19 ] Это движение зародилось под влиянием английского псалмондиста и гимнодиста Исаака Уоттса (1674–1748) и стало попыткой расширить псалмонию в Шотландской церкви, включив в нее гимны и пение других библейских пересказов. [ 22 ]
С конца семнадцатого века обычной практикой была выкладка , при которой регент пел или зачитывал каждую строчку, а затем она повторялась прихожанами. Со второй четверти восемнадцатого века утверждалось, что от этого следует отказаться в пользу практики пения строфы за строфой. Это потребовало использования учебных стихов, и новаторской работой Томаса Брюса стала книга Томаса Брюса «Общие мелодии», или «Церковная музыка Шотландии, созданная самолетом» (1726 г.), которая содержала семь практических стихов. 30 мелодий в этой книге положили начало движению обновления шотландских псалмов. Были введены новые практики и расширен репертуар, включая как забытые декорации шестнадцатого века, так и новые. [ 19 ] Во второй половине восемнадцатого века эти нововведения стали связаны с хоровым движением, которое включало создание школ для обучения новым мелодиям и пению в четырех частях. [ 23 ] Появилось больше сборников мелодий, и репертуар еще больше расширился, хотя их все еще было меньше, чем в аналогичных церквях в Англии и США. Все больше общин отказались от выстраивания в очередь. [ 19 ]
В период 1742–1745 годов комитет Генеральной Ассамблеи работал над серией пересказов, заимствованных у Уоттса, Филипа Доддриджа (1702–1751) и других шотландских и английских писателей, которые были опубликованы как переводы и пересказы в стихах нескольких отрывки Священного Писания (1725 г.). Они так и не были официально приняты, поскольку умеренные, доминирующие в то время в церкви, считали их слишком евангелистскими. Исправленная версия была лицензирована для частного использования в 1751 году, и некоторые отдельные общины успешно подали прошения об их использовании в публичном богослужении, и они были снова отредактированы и опубликованы в 1781 году. [ 22 ] Формально они были приняты собранием, но в некоторых приходах их введению встретило значительное сопротивление. [ 24 ]
После Славной революции сторонники епископализма переквалифицировались, но они разделились на « неприсяжных заседателей », не подписавших право Вильгельма III и Марии II , а позже и ганноверцев , быть монархами, [ 25 ] и квалифицированные часовни , где общины во главе со священниками, рукоположенными епископами англиканской или ирландской церкви , были готовы молиться за ганноверцев. [ 26 ] Такие часовни собирали свои прихожан из англичан, живущих в Шотландии, и из шотландских епископалов, которые не были связаны с делом якобитов и использовали английскую Книгу общих молитв . Они могли поклоняться открыто, устанавливали органы и нанимали музыкантов, следуя практике английских приходских церквей, пели во время литургии, а также метрические псалмы, в то время как не присяжные должны были поклоняться тайно и менее тщательно. Две ветви объединились в 1790-х годах после смерти последнего наследника Стюартов в основной линии и отмены уголовных законов в 1792 году. Неприсяжная ветвь вскоре впитала в себя музыкальные и литургические традиции соответствующих церквей. [ 27 ]
Католицизм был сведен к окраинам страны, особенно к гэльскоязычным районам Хайленда и островов. Численность, вероятно, сократилась в семнадцатом веке, а организация ухудшилась. [ 20 ] Духовенство въезжало в страну тайно, и хотя службы были незаконными, они продолжались. [ 28 ] Положения Закона о помощи римско-католической церкви 1791 года , который разрешал свободу вероисповедания католикам, принявшим присягу на верность, были распространены на Шотландию в 1793 году и обеспечивали некоторую официальную терпимость. [ 29 ] Богослужение в часовнях в домах представителей аристократии или приспособленных зданиях было намеренно сдержанным. Обычно это включало в себя незамеченную малую мессу на латыни. Любая форма музыкального сопровождения была запрещена Джорджем Хэем , который был апостольским викарием Лоулендского округа в период с 1778 по 1805 год. [ 30 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Девятнадцатый век стал свидетелем повторного введения сопровождаемой музыки в Шотландскую церковь. На это сильно повлияло английское Оксфордское движение , которое поощряло возвращение к средневековым формам архитектуры и поклонения. Первый орган, установленный в церкви Шотландии после Реформации, был в Сент-Эндрюсе, Глазго, в 1804 году, но он не находился в здании церкви и использовался только для еженедельных репетиций. Два года спустя в городской совет поступила петиция с просьбой разрешить перенести его в церковь, но они уступили место местному пресвитерию, который после долгих размышлений решил, что они незаконны, и запретил их использование в пределах своей юрисдикции. В 1828 году в эдинбургской церкви был установлен первый орган. Примерно в то же время Джеймс Стивен опубликовал свою книгу «Harmonia Sacra: A Selection of the Most Approved Psalm and Hymn Tunes» , в которой провокационно напечатал фронтиспис с изображением небольшого органа. [ 31 ] Общество церковного служения было основано в 1865 году для содействия литургическому изучению и реформированию, а год спустя органы были официально приняты в церкви. [ 32 ] Их начали массово добавлять к церквям, и к концу века примерно треть служителей Шотландской церкви были членами общества, а более 80 процентов кирков имели как органы, так и хоры. Однако они оставались противоречивыми, вызывая значительную оппозицию среди консервативных элементов внутри церкви. [ 33 ] а в некоторых церквях никогда не устанавливались органы. [ 31 ]
Точно так же, когда Шотландская епископальная церковь смогла восстановиться после того, как в 1792 году были окончательно отменены последние уголовные законы, принятые после 1688 года, сохраняющееся англо-католическое влияние как якобитского раскола, не допускающего присяги , так и более позднего Оксфордского движения привело к повторному введению Высокого Церковные службы, а к 1900 году - хоры и гармоничные музыкальные службы. [ 34 ] Похожая картина произошла после успеха кампании 1780-1829 годов за освобождение католиков . Поскольку католическая церковь также покинула катакомбы и начала восстанавливаться после столетий религиозных преследований . Музыка была вновь введена в Тридентскую мессу , а в начале 19 века в церквях начали размещать органы. К 1820 году в церквях семи городов уже были органы. [ 30 ] Для католиков в Gàidhealtachd о. Аллан Макдональд (1859–1905) анонимно опубликовал гимны на шотландском гэльском языке в Обане в 1889 и 1893 годах. С тех пор Джон Лорн Кэмпбелл тщательно документировал происхождение каждого гимна в обоих сборниках. Некоторые, о. Макдональд собрал информацию у тех своих прихожан, которые хорошо разбирались в устной традиции . Другими были его собственные сочинения и литературные переводы . [ 35 ]
Кроме того, как в качестве музыкального сопровождения малой мессы , так и в качестве альтернативы кальвинистскому богослужению - особенно 17-го века практике пения гэльских псалмов без сопровождения и выделения строки - о. Макдональд также сочинил серию спетых гэльских пересказов католической доктрины о том, что происходит во время Тридентской мессы . Эти парафразы продолжали регулярно петь во время Мессы в Бенбекуле , Барре , Южном Уисте и Эрискее до окончания Второго Ватиканского Собора . Несмотря на то, что католические гэлы использовали одни и те же основные мелодии на каждом острове, каждый приход выработал свой собственный особый стиль их пения. [ 36 ]
Исполняемые литургические тексты и мелодии были расшифрованы на основе записей, сделанных в 1970-х годах в Римско-католической церкви Святого Петра в Далибурге , Саут-Уист . Впервые они были опубликованы с нотной записью в двуязычном издании Mungo Books 2002 года книги о. Поэзия и песни Аллана Макдональда. [ 37 ]
, Свободная церковь отколовшаяся от церкви в 1843 году во время Великого потрясения , была более консервативна в отношении музыки, и органы не были разрешены до 1883 года. [ 38 ]
Гимны были впервые представлены в Объединенной пресвитерианской церкви в 1850-х годах. Они стали обычным явлением в Церкви Шотландии и Свободной церкви в 1870-х годах. Церковь Шотландии приняла сборник гимнов из 200 песен в 1870 году, а Свободная церковь последовала этому примеру в 1882 году. [ 38 ] Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки (1840–1908) и Дуайта Л. Муди (1837–1899) в Эдинбург и Глазго в 1874–1875 годах помог популяризировать аккомпанируемую церковную музыку в Шотландии. Сборник гимнов Муди-Сэнки оставался бестселлером в двадцатом веке. [ 39 ] Сэнки сделал фисгармонию настолько популярной, что миссионерские собрания рабочего класса просили ввести аккомпанемент. [ 40 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]В начале двадцатого века католическая церковь в Шотландии официально узаконила использование гимнов, опубликовав «Книгу мелодий и гимнов» (1913), шотландский эквивалент Вестминстерского гимна . [ 41 ] Основание экуменического сообщества Иона в 1938 году на острове Иона у побережья Шотландии привело к появлению очень влиятельной формы музыки, которая использовалась в Великобритании и США. Ведущий музыкальный деятель Джон Белл (р. 1949) адаптировал народные мелодии или создавал мелодии в народном стиле, чтобы они соответствовали текстам, которые часто возникали на основе духовного опыта сообщества. [ 42 ] Консультации в Данблейне, неформальные встречи в Доме экуменической шотландской церкви в Данблейне в 1961–69 годах, были попыткой создать современные гимны, сохранившие богословскую целостность. Они привели к британскому «Взрыву гимнов» 1960-х годов, в результате которого было выпущено множество сборников новых гимнов. [ 43 ] Рост традиции классической музыки в Шотландии также привел к возобновлению интереса к хоровым произведениям. (р. 1959) было создано более 30 произведений Джеймсом Макмилланом , в том числе его «Месса Святой Анны» (1985), требующая участия прихожан, и его «Magnificat» и «Nunc Dimittis» (2000) для оркестра и хора. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- о. Аллан Макдональд
- Гэльское пение псалмов
- Гимнодия в англосфере (статья на немецком языке)
- Привлечение Христа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дж. Р. Бакстер, «Музыка церковная», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 431–2.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Р. Бакстер, «Культура: Возрождение и Реформация (1460–1560)», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 130–33.
- ^ Jump up to: а б Ч. Р. Борланд, Описательный каталог западных средневековых рукописей в библиотеке Эдинбургского университета (University of Edinburgh Press, 1916), стр. 1916. хв.
- ^ Jump up to: а б Р. МакКиттерик, К. Т. Олманд, Т. Рейтер, Д. Абулафия, П. Фуракр, Дж. Саймон, К. Райли-Смит, М. Джонс, ред., Новая Кембриджская средневековая история: 1415–1500 гг. (Кембридж) : Издательство Кембриджского университета, 1995), ISBN 0521382963 , стр. 319–25.
- ^ Jump up to: а б Д.О. Кроинин, изд., Доисторическая и ранняя Ирландия: Доисторическая и ранняя Ирландия , том I (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0199226652 , с. 798.
- ^ Д. Хили, Western Plainchant: справочник (Оксфорд: Oxford University Press, 1995), ISBN 0198165722 , с. 483.
- ^ Э. Фоли, М. Пол Бангерт, Музыка поклонения: краткий словарь (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 2000), ISBN 0415966477 , с. 273.
- ^ Дж. П. Фогги, Религия эпохи Возрождения в городской Шотландии: Доминиканский орден, 1450–1560 (BRILL, 2003), ISBN 9004129294 , с. 101.
- ^ К. Эллиотт и Ф. Риммер, История шотландской музыки (Лондон: Британская радиовещательная корпорация, 1973), ISBN 0563121920 , стр. 8–12.
- ^ У. Лавлок, Краткая история музыки (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фредерик Унгар, 1953), стр. 57.
- ^ Р. Х. Фритце и В. Б. Робисон, Исторический словарь позднесредневековой Англии, 1272–1485 (Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, 2002), ISBN 0313291241 , с. 363.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 58 и 118.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , с. 118.
- ^ Дж. Р. Бакстер, «Культура: Возрождение и Реформация (1460–1560)», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 130–2.
- ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0191624330 , стр. 198–9.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 187–90.
- ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0191624330 , с. 198.
- ^ Г. Манро, «Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в С. Ф. Вайсе, Р. Э. Мюррее-младшем и Си Джей Сайрусе, ред., Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения. (Издательство Университета Индианы, 2010 г.), ISBN 0253004551 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , стр. 143–4.
- ^ Jump up to: а б Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN 1-85109-440-7 , стр. 416–7.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 303–4.
- ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 28.
- ^ BD Spinks, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 26.
- ^ BD Spinks, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 32.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 252–3.
- ^ Н. Йейтс, Британия восемнадцатого века: религия и политика 1714–1815 (Лондон: Pearson Education, 2008), ISBN 1405801611 , с. 49.
- ^ Р. М. Уилсон, Англиканское пение и пение в Англии, Шотландии и Америке, с 1660 по 1820 год (Оксфорд: Oxford University Press, 1996), ISBN 0198164246 , с. 192.
- ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN 0140136495 , стр. 298–9.
- ^ Т. Галлахер, Глазго: Непростой мир: религиозная напряженность в современной Шотландии, 1819–1914 (Манчестер: Manchester University Press, 1987), ISBN 0719023963 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Н. Йейтс, Проповедь, слово и таинство: интерьеры шотландской церкви 1560–1860 гг. (A&C Black, 2009), ISBN 0567031411 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 149.
- ^ Р.В. Манро, «Церкви: 2 1843–1929» в книге М. Линча, изд., Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 91–2.
- ^ С. Дж. Браун, «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна, Питера Б. Ноклза и Питера Бенедикта Ноклза, ред., Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830–1930 (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN 1107016444 , с. 73.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 234–5.
- ^ Под редакцией Рональда Блэка (2002), Остров молодежи: Стихи о. Аллан Макдональд , Mungo Press. Страница 503.
- ^ Под редакцией Рональда Блэка (2002), Остров молодежи: Стихи о. Аллан Макдональд , Mungo Press. Страницы 90–101, 488–491.
- ^ Под редакцией Рональда Блэка (2002), Остров молодежи: Стихи о. Аллан Макдональд , Mungo Press. Страница 488.
- ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун, «Верования и религии» Т. Гриффитса и Г. Мортона, История повседневной жизни в Шотландии, с 1800 по 1900 годы (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748621709 , с. 122.
- ^ П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл, 1850–1914 (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN 0719061474 , с. 197.
- ^ TM Devine, Шотландская нация: современная история (Лондон: Penguin, 2012), ISBN 0718196732 .
- ^ Т. Э. Мьюир, Музыка Римско-католической церкви в Англии, 1791–1914: Служанка литургии? (Олдершот: Эшгейт, 2013 г.), ISBN 1409493830 .
- ^ DW Music, Христианские гимны в Британии и Америке двадцатого века: аннотированная библиография (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2001), ISBN 0313309035 , с. 10.
- ^ DW Music, Христианские гимны в Британии и Америке двадцатого века: аннотированная библиография (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2001), ISBN 0313309035 , с. 3.
- ^ М. П. Унгер, Исторический словарь хоровой музыки (Scarecrow Press, 2010), ISBN 0810873923 , с. 271.