Jump to content

Шотландская религия в семнадцатом веке

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Шотландский протестант во время молитвы; статуя в аббатстве Калросс

Шотландская религия семнадцатого века включает все формы религиозных организаций и верований в Королевстве Шотландия семнадцатого века. 16-го века Реформация создала Шотландскую церковь , широко известную как Кирк, преимущественно кальвинистскую по доктрине и пресвитерианскую по структуре, к которой Яков VI добавил слой епископов в 1584 году.

Хотя сейчас эти термины подразумевают различия в доктринах, в 17 веке «епископальные» означали церкви, управляемые епископами, обычно назначаемыми монархом; Пресвитерианское подразумеваемое правление старейшин , назначаемых общинами. К 1630-м годам около 90–95% шотландцев были членами церкви, и, несмотря на разногласия по поводу управления, существовало общее согласие с кальвинистской доктриной. В 17 веке религиозные споры часто касались политических принципов, поскольку считалось, что «истинная религия и истинное правительство» - это одно и то же.

Хотя номинально обе церкви были епископальными, англиканская церковь сильно отличалась по доктрине и религиозной практике. Это означало, что попытки Карла I навязать общие канонические законы и новую литургию привели к Национальному пакту . Ковенантеры 1638–1639 годов , получили контроль над правительством после епископских войн но затем распались на фракции. Попытки закрепить свою победу привели к участию Шотландии в Войнах Трех Королевств и после поражения в англо-шотландской войне 1649—1651 годов — к включению Шотландии в состав Английского Содружества .

1660 года Реставрация восстановила епископальную структуру, но многие служители отказались принять это и проводили службы или монастыри за пределами установленной церкви. Ковенантерские восстания в 1666 и 1679 годах привели к более интенсивной фазе преследований, известной как « Время убийств », и закончились свержением католика Якова VII в конце 1688 года. В марте 1689 года его протестантская дочь Мария и ее муж Вильгельм Оранский были убиты. приняты в качестве монархов, а Поселение 1690 года навсегда удалило епископов.

Джон Нокс

Современное использование пресвитерианских или епископальных слов предполагает различия как в управлении, так и в доктринах, но в 17 и 18 веках этого не было. [ нужны разъяснения ] Епископальными структурами управляли епископы, обычно назначаемые монархом; Пресвитерианство подразумевало правление старейшин , назначаемых своими общинами. Споры по поводу роли епископов касались как политики и власти монарха, так и религиозной практики. [ 1 ]

Протестантская Реформация создала Шотландскую церковь или пресвитерианскую церковь по структуре и управлению и преимущественно кальвинистскую по доктрине. Добавление епископальной системы в 1584 году привело к ситуации, когда епископы возглавляли пресвитерианские структуры, в то время как местные лорды или наследники контролировали назначение духовенства в своих округах. Напряженность между этими тремя центрами власти стала причиной многих политических и религиозных конфликтов, которые доминировали в 17 веке. [ 2 ]

В 1567 году католичка Мария, королева Шотландии, была сослана в Англию, где была заключена в тюрьму, а затем казнена. Ее заменил годовалый сын Яков VI , воспитанный в протестантской семье; к 1630-м годам католицизм в основном ограничивался представителями аристократии и отдаленными гэльскоязычными районами Хайленда и островов . [ 3 ]

1600–1651 гг.; Войны трех королевств

[ редактировать ]
Беспорядки, инициированные Дженни Геддес в соборе Святого Джайлса, привели к епископским войнам.

Джеймс заявил, что его власть как монарха и глава церкви исходят от Бога ; когда он также стал королем Англии в 1603 году, объединенная церковь Шотландии и Англии, управляемая епископами, стала первым шагом в его видении централизованного юнионистского государства. [ 4 ] Хотя оба номинально были членами епископальной церкви , они сильно различались в управлении и доктрине; Шотландские епископы были доктринальными кальвинистами, которые считали многие практики англиканской церкви немногим лучше католицизма. [ 5 ]

Поскольку кальвинисты верили, что «хорошо организованная» монархия была частью Божьего плана, подавляющее большинство шотландцев согласились с тем, что монархия сама по себе была упорядочена Богом, но не согласились с тем, кто обладает высшей властью в клерикальных делах. [ 6 ] Точка зрения Ковенантера была резюмирована Эндрю Мелвиллом следующим образом: «...Тайр - это два короля и два королевства в Шотландии... Христос Иисус, король, и это Королевство, Кирк, чьим подданным является король Джеймс Сакст». [ 7 ] Роялисты, как правило, были «традиционалистами» в религии и политике, но существовало много других факторов, в том числе националистическая преданность кирку, а индивидуальные мотивы были очень сложными. [ 8 ]

В 1618 году Генеральная ассамблея неохотно одобрила Пять статей Перта ; в их число входили формы, сохранившиеся в Англии, но в значительной степени отмененные в Шотландии и вызвавшие широкое негодование. [ 2 ] Когда Карл I сменил Джеймса, незнание Шотландии сделало его еще более зависимым от епископов, особенно архиепископа Сент-Эндрюса , и склонным к внезапным решениям. Акт об отзыве 1625 года, отменяющий все гранты земли, предоставленные Короной с 1540 года, был принят без консультаций и оттолкнул значительную часть шотландской знати и духовенства. [ 9 ]

Торжественная лига и Завет, согласованные английскими и шотландскими пресвитерианами в 1643 году.

Несмотря на небольшое количество шотландских католиков, страх перед «папизмом» оставался широко распространенным, отчасти из-за тесных культурных и религиозных связей между шотландцами и французскими гугенотами . [ 10 ] Ужесточение ограничений со стороны французского государства привело к серии восстаний гугенотов 1618–1648 годов , в то время как многие шотландцы также участвовали в Тридцатилетней войне , религиозном конфликте, в результате которого погибло около 8 миллионов человек. [ 11 ]

Опасения усилились, когда Карл женился на католичке Генриетте Марии Французской , а затем принял первого папского посланника со времен Реформации. Джона Нокса В 1636 году Книга дисциплины была заменена новой Книгой канонов с угрозой отлучения от церкви любого, кто отрицает верховенство короля в церковных вопросах. [ 12 ] За этим последовала в 1637 году Книга общих молитв , что привело к массовому гневу и беспорядкам, предположительно спровоцированным Дженни Геддес во время службы в соборе Святого Джайлса. [ 13 ]

Осознание того, что кирка находится под угрозой, побудило представителей всех слоев общества подписать 28 февраля 1638 года Национальный пакт , возражая против литургических «нововведений». [ 14 ] Поддержка Пакта была широко распространена, за исключением Абердина и Банфа, центров епископального сопротивления в течение следующих 60 лет. [ 15 ] Аргайл и шесть других членов Тайного совета Шотландии поддержали Пакт; в декабре Генеральная ассамблея изгнала епископов из церкви. [ 16 ]

Данбар , 1650 г.; поражение в Третьей гражданской войне в Англии привело к включению Шотландии в Содружество.

Попытки Чарльза навязать свою власть привели к Епископским войнам 1639 и 1640 годов , в которых победа Ковенантера оставила им контроль над Шотландией. Это заставило Чарльза отозвать Парламент Англии , работа которого была приостановлена ​​с 1629 года и в конечном итоге привела к началу Первой гражданской войны в Англии в 1642 году. [ 17 ] Шотландцы сначала оставались нейтральными, но отправили войска в Ольстер, чтобы поддержать своих единоверцев во время ирландского восстания 1641 года ; горечь этого конфликта радикализировала взгляды в Шотландии и Ирландии. [ 18 ] Аргайл рассматривал религиозный и экономический союз с Англией как лучший способ сохранить пресвитерианскую церковь; в октябре 1643 года английский парламент подписал Торжественную лигу и пакт , согласившись на союз в обмен на военную поддержку Шотландии. [ 19 ]

Роялисты и умеренные как в Шотландии, так и в Англии выступали против этого по религиозным и националистическим мотивам, как и религиозные независимые люди, такие как Оливер Кромвель , которые были против любой церкви, управляемой государством. Ковенантеры и их английские союзники считали независимых, которые доминировали в армии Новой модели , большей угрозой, чем роялисты, и когда Карл сдался в 1646 году, они начали переговоры о восстановлении его на английском троне. В декабре 1647 года Чарльз согласился навязать пресвитерианство в Англии на три года и подавить независимых, но его отказ самому принять Ковенант расколол ковенантеров на фундаменталистов партии Энгейджеров и Кирка или виггаморов . Поражение во Второй гражданской войне в Англии привело к казни Карла в январе 1649 года и к тому, что партия Кирка взяла под свой контроль Генеральную Ассамблею. [ 20 ]

В феврале 1649 г. шотландцы провозгласили Карла II королём Шотландии и Великобритании; по условиям Бредского договора партия Кирка согласилась восстановить Карла на английском престоле в обмен на его принятие Пакта. Шотландская армия вторглась в Англию, но поражение в Третьей гражданской войне в Англии привело к включению Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии в 1652 году. [ 21 ]

1651–1660: Содружество

[ редактировать ]
Казнь протестующего Джеймса Гатри в 1661 году.

После поражения в 1651 году кирка разделилась на две фракции. Более двух третей министерства поддержали резолюцию от декабря 1650 года о повторном приеме роялистов и поручителей и были известны как «резолюционеры». «Протестующими» были в основном бывшие фундаменталисты партии Кирка или виггаморы, которые винили в своем поражении компромисс со «злокачественными деятелями». Различия между ними были как религиозными, так и политическими, включая церковное управление, религиозную терпимость и роль закона в благочестивом обществе. [ 22 ]

После событий 1648–1651 годов Кромвель решил, что единственный путь вперед — это ликвидировать власть шотландской земельной элиты и кирков. [ 23 ] В феврале 1652 года новому Совету Шотландии была поручена ответственность за регулирование религиозных дел, а не кирка, а также предоставлена ​​свобода вероисповедания для всех протестантских сект, таких как конгрегационалисты и квакеры . За исключением небольшого числа протестующих, известных как сепаратисты, подавляющее большинство церкви не приняло эти изменения, и 21 апреля 1652 года Шотландия была включена в Содружество без дальнейших консультаций. [ 24 ]

Соперничество за контроль над отдельными пресвитериями сделало раскол еще более ожесточенным, и в июле 1653 года каждая фракция провела свою собственную Генеральную ассамблею в Эдинбурге. Английский военачальник в Шотландии Роберт Лилберн под предлогом церковных служб Резолюционера молился за успех восстания Гленкэрна, чтобы распустить обе сессии. [ 25 ] Никаких дальнейших собраний не проводилось до 1690 года, вместо этого большинство резолюционеров встречалось на неформальных «консультациях», а протестующие проводили полевые собрания или монастыри за пределами структур кирков, контролируемых резолюцией.

Джеймс Шарп , резолюционер, позже архиепископ Сент-Эндрюсский, убит в 1679 году.

Когда в 1654 году был основан протекторат , лорд Брогхилл, глава Государственного совета Шотландии, кратко изложил свою дилемму; «Резолюционеры любят Чарльза Стюарта и ненавидят нас, тогда как протестующие не любят ни его, ни нас». [ 26 ] Ни одна из сторон не желала сотрудничать с Протекторатом, за исключением Глазго, где протестующие во главе с Патриком Гиллеспи использовали власти в своем соперничестве с местными резолюциями. [ 27 ] Поскольку резолюционеры контролировали 750 из 900 приходов, Брогхилл понимал, что их нельзя игнорировать; его политика заключалась в изоляции «крайних» элементов обеих фракций и создании нового, умеренного большинства. [ 28 ]

Соответственно, Брогхилл стремился поощрить внутренние разногласия в кирке, например, назначил Гиллеспи ректором Университета Глазго вопреки желанию большинства протестующих, возглавляемых Джеймсом Гатри и Уорристоном . Власти Протектората фактически стали арбитрами между фракциями, каждая из которых назначила представителей для ведения своих дел в Лондоне. Последствия повлияли на церковь на десятилетия вперед. [ 29 ]

Хотя терпимость формально не распространялась ни на членов епископальной церкви, ни на католиков, их в основном оставили в покое, хотя квакеры были единственными нонконформистами, установившими свое присутствие. [ 30 ] Были предприняты попытки обратить преимущественно католические, говорящие на гэльском языке горные районы и острова в пресвитерианство: первый гэльский катехизис был опубликован в 1653 году, а первая книга псалмов - в 1659 году. [ 31 ] Позже этот период стал рассматриваться как очень положительный для религии, поскольку запрет на участие в политике означал, что служители проводили больше времени со своими общинами и делали упор на проповеди, подражающие сектам. [ 32 ]

1660–1685 гг.; Восстановление и время убийства

[ редактировать ]
«Ковенантеры в Глене » Александра Карса; незаконное выездное собрание или монастырь.

После восстановления монархии в 1660 году Шотландия восстановила контроль над кирком, но Закон о прекращении полномочий 1661 года восстановил правовое положение 1633 года. Это отменило реформы Ковенантера 1638-1639 годов, хотя другой закон возобновил возможность проведения сессий кирка, пресвитерий и синодов. наложить гражданские штрафы, предполагая, что некоторый компромисс возможен. [ 33 ] Восстановление епископства было провозглашено Тайным советом Шотландии 6 сентября 1661 года. [ 34 ]

Джеймс Шарп , который представлял в Лондоне резолюционеров, принял должность архиепископа Сент-Эндрюса . Он был рукоположен вместе с Робертом Лейтоном в епископа Данблейна , и вскоре была назначена целая коллегия епископов. В 1662 году кирка была восстановлена ​​как национальная церковь, независимые секты были запрещены, а все должностные лица были обязаны отказаться от Пакта; около трети, или всего около 270, потеряли свои позиции. [ 33 ] Большинство из них произошло на юго-западе Шотландии, в регионе, где особенно сильны симпатии к Завету; некоторые стали проповедовать на открытых полях или в монастырях , что часто привлекало тысячи верующих. [ 35 ]

Правительство ответило чередованием преследований и терпимости; В 1663 году парламентский акт объявил несогласных министров «крамольными людьми» и наложил крупные штрафы на тех, кто не посещал приходские церкви «королевских священников» . В 1666 году группа людей из Галлоуэя захватила местного военачальника правительства, двинулась на Эдинбург и потерпела поражение в битве при Руллион-Грин . Было взято около 50 пленных, еще несколько арестовано; 33 человека были казнены, остальные отправлены на Барбадос. [ 36 ]

Восстание привело к замене герцога Ротеса на посту королевского комиссара Джоном Мейтлендом, 1-м герцогом Лодердейлом, который проводил более примирительную политику. В 1669, 1672 и 1679 годах были выданы индульгенционные письма, позволяющие выселенным министрам вернуться в свои приходы, если они согласились избегать политики. Некоторые вернулись, но более 150 отказались от предложения, в то время как многие члены епископальной церкви были недовольны компромиссом.

До 1660 года Глазго был оплотом фракции протестующих; в 1670 году Роберт Лейтон был назначен архиепископом Глазго в попытке вернуть несогласных в церковь. Ему не удалось добиться прогресса; это произошло не только из-за сопротивления протестующих, но и из-за сопротивления членов епископальной церкви, возникшего в результате пресвитерской борьбы 1650-х годов. Это означало возвращение к преследованиям; проповедь в монастыре каралась смертью, а посещение влекло за собой суровые санкции. В 1674 году на наследников и хозяев была возложена ответственность за «хорошее поведение» своих арендаторов и слуг; с 1677 года это означало размещение облигаций для тех, кто жил на своей земле. В 1678 году 3000 ополченцев Лоуленда и 6000 горцев, известные как «Войско Хайленда», были расквартированы в графствах Ковенантинга, особенно на юго-западе, в качестве меры наказания. [ 37 ]

Тюрьма Ковенантера в Сент-Джайлс Киркьярд , Эдинбург, где содержались заключенные после битвы при Ботвелл-Бридж в 1679 году.

В 1679 году группа ковенантеров убила архиепископа Шарпа. Инцидент привел к восстанию, которое выросло до 5000 человек. Они потерпели поражение от войск под командованием Джеймса, герцога Монмута , незаконнорожденного сына короля, в битве при Ботвелл-Бридж . Два министра были казнены, а 250 последователей отправлены на Барбадос, 200 утонули, когда их корабль затонул у Оркнейских островов. Восстание в конечном итоге привело к падению Лодердейла, которого сменил брат короля, открытый католик Джеймс , известный в Шотландии как герцог Олбани. [ 38 ]

Несогласные, возглавляемые Дональдом Каргиллом и Ричардом Кэмероном, первоначально были известны как «Люди общества», а затем как « Камеронианцы» . Они становились все более радикальными и 22 июня 1680 года опубликовали Санкуарскую декларацию , в которой отказались от верности Карлу II. После того, как Кэмерон был убит, Каргилл отлучил от церкви Чарльза, его брата Джеймса и других роялистов; Сам Каргилл был схвачен и казнен в мае 1681 года. [ 39 ]

Правительство приняло Закон об испытаниях , обязывающий каждого должностного лица принести клятву непротивления. Восемь епископальных священнослужителей и Джеймс Дэлримпл , лорд-председатель Сессионного суда, подали в отставку, а ведущий дворянин Арчибальд Кэмпбелл, 9-й граф Аргайл, был вынужден покинуть страну. В 1684 году оставшиеся представители общества разместили на нескольких рыночных крестах извиняющуюся декларацию , угрожая возмездием правительственным чиновникам; В ответ на этот новый элемент откровенной политической мятежа Тайный совет Шотландии санкционировал внесудебные казни на местах тех, кто был пойман с оружием в руках, или тех, кто отказался присягнуть королю. [ 40 ] Эта более интенсивная фаза преследования, позже известная в протестантской историографии как « Время убийств », привела к тому, что инакомыслящие были казнены без суда и следствия драгунами Джеймса Грэма, лэрда Клаверхауза , или приговорены к транспортировке или смертной казни сэром Джорджем Маккензи , лордом-адвокатом . [ 41 ]

1688–1700 гг.; Славная революция

[ редактировать ]
Изображения предполагаемых пыток, которым подверглись протестанты Водуа в 1685 году, усилили представление о том, что протестантская Европа находится под угрозой.

Закон о шотландском наследовании от августа 1681 года подтвердил божественное право королей, права естественного наследника «независимо от религии», обязанность всех приносить присягу этому королю и независимость шотландской короны. Это выходило за рамки простого обеспечения преемственности Якова на шотландском престоле, поскольку прямо заявлялось, что цель также заключалась в том, чтобы сделать его исключение с английского престола невозможным без «...фатальных и ужасных последствий гражданской войны». [ 42 ] В то же время Закон о шотландских испытаниях 1681 года требовал от всех государственных чиновников присяги на безоговорочную верность королю, но с важным уточнением: они «обещают поддерживать истинную протестантскую религию». [ 43 ]

Несмотря на свой католицизм, Джеймс стал королем в апреле 1685 года при широкой поддержке в Шотландии из-за опасений гражданской войны, если его обойдут стороной, в то время как быстрое поражение Аргайлского восстания в июне 1685 года произошло из-за противодействия возобновлению прошлых разделений внутри церкви. [ 44 ] В 1687 году Джеймс распространил «толерантность» на диссидентов-пресвитерианцев, которые поддерживали Аргайла, за исключением камерунцев, чей главный министр Джеймс Ренвик был казнен в 1688 году. [ 45 ] Это оттолкнуло его епископальную базу, в то время как продвижение католиков на высшие государственные должности рассматривалось как несовместимое с его обещанием обеспечить главенство кирка. [ 46 ]

К тому же это было неудачно; Шотландия, в частности, имела давние культурные связи с французскими гугенотами , изгнанными из Франции в октябре 1685 года . [ 47 ] Хотя менее 2% шотландцев были католиками, в сочетании с убийством 2000 швейцарских протестантов в 1686 году это усилило опасения, что протестантской Европе угрожает католическая контрреформация. [ 48 ] В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис; рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда 10 июня привело к появлению католического наследника, за исключением протестантской дочери Джеймса Марии и ее мужа Вильгельма Оранского . Преследование семи епископов рассматривалось как выход за рамки терпимости к католицизму и как нападение на англиканскую церковь ; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса. [ 49 ]

Вильгельм III и Мария II изображены на потолке Расписного зала в Гринвиче.

Представители английского политического класса пригласили Вильгельма занять английский престол; когда он высадился в Бриксеме 5 ноября, армия Джеймса покинула его, и 23 декабря он уехал во Францию. [ 50 ] В Эдинбурге ключевые королевские чиновники бежали из столицы, оставив вакуум власти, во время которого бунтовщики штурмовали Холирудское аббатство , разрушили его католическую часовню и повредили гробницы королей Стюартов, в то время как другие сносили головы казненных ковенантеров над городскими воротами. [ 51 ] Порядок был восстановлен, как только пришло известие об отъезде Джеймса в изгнание; хотя в перевороте мало участвовали шотландцы внутри страны, шотландцы были хорошо представлены среди тех, кто вернулся с Уильямом, в то время как его силы вторжения включали голландскую шотландскую бригаду . Члены Тайного совета Шотландии отправились в Лондон и 7 января 1689 года попросили Уильяма взять на себя обязанности правительства в ожидании Шотландского съезда в марте. [ 41 ]

Хотя подавляющее большинство членов английского парламента согласились, что Мария должна заменить своего отца, требование Уильяма сделать его совладельцем и единоличным правителем в случае ее смерти было одобрено лишь узкими кругами. В Шотландии раскол внутри церкви сделал Уильяма более важным, потому что его кальвинизм означал, что пресвитериане видели в нем естественного союзника, в то время как епископальное меньшинство могло сохранить контроль только при его поддержке. [ 52 ] На Шотландском съезде , состоявшемся 14 марта в Эдинбурге, доминировали пресвитериане. 4 апреля он принял « Заявление о праве» и «Статьи жалоб», согласно которым Джеймс лишился короны своими действиями; 11 мая Уильям и Мэри стали соправителями Шотландии. [ 53 ]

Заседание Генеральной Ассамблеи в ноябре 1690 года было первым с 1654 года, и еще до его созыва более 200 епископальных служителей были лишены своей жизни. [ 54 ] Поселение 1690 года упразднило епископство и создало две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет сместили почти две трети всех министров. [ 55 ] Однако около сотни священнослужителей воспользовались Актами об индульгенции 1693 и 1695 годов, чтобы вернуться в церковь, в то время как многие другие находились под защитой местной шляхты. В 1673 году Майкл Фрейзер был назначен министром в Давиоте и Данлихти и все еще находился там, когда умер в 1726 году, несмотря на то, что был выселен в 1694 году, а также присоединился к восстаниям якобитов 1715 и 1719 годов. [ 56 ] Те, кто остался за пределами кирки, в конечном итоге сформировали реформатскую пресвитерианскую церковь и Шотландскую епископальную церковь . [ 57 ]

[ редактировать ]
Библия Уильяма Ханнея из Тандергарта, жителя Ковенантера периода « Время убийств ».

Шотландский протестантизм в семнадцатом веке был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Женевская Библия широко использовалась в начале века; хотя церковь приняла Авторизованную версию короля Иакова в 1611 году, а первая шотландская версия была напечатана в 1633 году, она продолжала использоваться до конца семнадцатого века. [ 58 ] Ковенантеры всячески поощряли семейное поклонение. Книги молитв были распространены, чтобы поощрить эту практику, и служителям было предложено выяснить, осуществляется ли это. [ 59 ]

В семнадцатом веке наблюдался пик кёркской дисциплины. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [ 60 ] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца семнадцатого века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [ 61 ]

Согласно закону 1649 года, сессиям кирков было поручено взимать налоги с местных наследников для оказания помощи бедным, а не полагаться на добровольные пожертвования. [ 62 ] К середине семнадцатого века система была в основном распространена в Лоулендах, но была ограничена в Хайленде. [ 63 ] Система была в значительной степени способна справляться с общей бедностью и небольшими кризисами, помогая старым и немощным выжить и обеспечивая жизнеобеспечение в периоды спада с относительно низкими затратами, но была подавлена ​​крупным жизненным кризисом 1690-х годов, известным как семь тяжелые годы . [ 64 ] Кирк также играл важную роль в образовании. Статуты, принятые в 1616 , 1633 , 1646 и 1696 годах, устанавливали систему приходских школ. [ 65 ] Оплачивается местными наследниками и управляется министрами и местными пресвитериями . [ 66 ] К концу семнадцатого века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [ 67 ]

Титульный лист из книги Джорджа Синклера « Невидимый мир сатаны» (1685 г.), одного из многих трактатов, опубликованных в Шотландии, в которых доказывается существование колдовства.

В семнадцатом веке занятие колдовством было в значительной степени перенято сессиями кирков и часто использовалось для нападок на суеверия и католические обычаи в шотландском обществе. Большинство обвиняемых, около 75 процентов, были женщинами, более 1500 из них были казнены, а охота на ведьм в Шотландии рассматривалась как средство контроля над женщинами. [ 68 ] Самая интенсивная фаза преследований пришлась на период с 1661 по 1662 год , когда более 664 человек в четырёх округах были обвинены в колдовстве. За исключением местных вспышек в Восточном Лотиане в 1678 и 1697 годах в Пейсли, их число снизилось, поскольку судебные процессы жестко контролировались судебной властью и правительством, а доказательства стали меньше зависеть от пыток. Также было высказано предположение, что отчасти это произошло из-за снижения экономической и социальной напряженности; последние зарегистрированные казни были в 1706 году, последний суд - в 1727 году, а Закон 1563 года был отменен в 1736 году. [ 69 ]

католицизм

[ редактировать ]

В семнадцатом веке число практикующих католиков продолжало сокращаться, а церковная структура ухудшалась; к 1640-м годам, по оценкам, менее 2% шотландцев были католиками, за исключением части аристократии и отдаленных Хайлендов и островов . [ 10 ] Некоторым пришлось обратиться в католицизм, как это сделал Джон Огилви (1569–1615), который был рукоположен в священники в 1610 году, а затем был повешен за прозелитизм в Глазго и которого часто считали единственным шотландским католическим мучеником эпохи Реформации. . [ 70 ] Ирландская францисканская миссия в 1620-х и 1630-х годах потребовала большого количества новообращенных, но они были ограничены Западными островами и не оказали большого влияния на материк. [ 71 ] Колледж для обучения шотландского духовенства был открыт в Мадриде в 1633 году, а затем был перенесен в Вальядолид . В 1653 году оставшиеся пять или шесть священнослужителей были включены в состав Уильяма Баллантайна в качестве префекта миссии. [ 72 ]

Небольшое количество иезуитов действовало в Стратграссе с 1670-х годов; В 1694 году Томас Николсон был назначен первым апостольским викарием миссии 1694 года, и ситуация в католицизме немного улучшилась. [ 71 ] Николсон разделил Шотландию на округа, в каждом из которых были назначены свои священники, и совершил посещения, чтобы обеспечить выполнение папского законодательства; в 1700 году его Statuta Missionis , включавший кодекс поведения священников и мирян, был одобрен всем духовенством. [ 73 ] Однако к 1703 году в Шотландии все еще работало всего 33 католических священнослужителя. [ 74 ]

  1. ^ Главное .
  2. ^ Перейти обратно: а б Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 166–168.
  3. ^ Преббл 1973 , с. 50.
  4. ^ Стивен 2010 , стр. 55–58.
  5. ^ Макдональд 1998 , стр. 75–76.
  6. ^ Macleod 2009 , стр. 5–19 passim.
  7. ^ Мелвилл 1842 , с. 370.
  8. ^ Харрис 2015 , стр. 53–54.
  9. ^ Харрис 2015 , стр. 353–356.
  10. ^ Перейти обратно: а б Фиссел 1994 , стр. 269, 278.
  11. ^ Уилсон 2009 , с. 787.
  12. ^ Стивенсон 1973 , стр. 45–46.
  13. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 203.
  14. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 204.
  15. ^ Завод .
  16. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 205–206.
  17. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 209–210.
  18. ^ Ройл 2005 , с. 142.
  19. ^ Робертсон 2014 , с. 125.
  20. ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 223–224.
  21. ^ Ройл 2005 , с. 611.
  22. ^ Холфельдер 1998 , с. 9.
  23. ^ Моррилл 1990 , с. 162.
  24. ^ Бейкер 2009 , стр. 290–291.
  25. ^ Холфельдер 1998 , с. 190.
  26. ^ Доу 1979 , с. 192.
  27. ^ Холфельдер 1998 , с. 196.
  28. ^ Доу 1979 , с. 204.
  29. ^ Холфельдер 1998 , с. 213.
  30. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 226–227.
  31. ^ Линч 1992 , с. 363.
  32. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 228–230.
  33. ^ Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , стр. 231–234.
  34. ^ Маккой 1974 , с. 216.
  35. ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 253.
  36. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 235–236.
  37. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 237–238.
  38. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 238–239.
  39. ^ Кэллоу 2004 .
  40. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 240–241.
  41. ^ Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , с. 245.
  42. ^ Джексон 2003 , стр. 38–54.
  43. ^ Харрис и Тейлор 2013 , с. 122.
  44. ^ Уомерсли 2015 , с. 189.
  45. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241.
  46. ^ Харрис 2007 , стр. 153–157.
  47. ^ Шпильвогель 1980 , с. 410.
  48. ^ Бошер 1994 , стр. 6–8.
  49. ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
  50. ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
  51. ^ Линч 1992 , с. 297.
  52. ^ Харрис 2007 , стр. 271–272.
  53. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241–245.
  54. ^ Линч 1992 , с. 300.
  55. ^ Линч 1992 , с. 304.
  56. ^ Ленман 1980 , с. 56.
  57. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 253.
  58. ^ Вормальд 1991 , стр. 192–193.
  59. ^ Хендерсон 2011 , с. 8.
  60. ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 30.
  61. ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 34.
  62. ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 96.
  63. ^ Грелль и Каннингем 1997 , с. 37.
  64. ^ Митчисон 1990 , стр. 127, 145.
  65. ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 31.
  66. ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года , получено 18 мая 2013 года .
  67. ^ Андерсон 2003 , стр. 219–228..
  68. ^ Браун 2012 , с. 81.
  69. ^ Левак 2002 , стр. 166–180.
  70. ^ Бакли, Бауэршмидт и Помплан 2010 , стр. 164.
  71. ^ Перейти обратно: а б Линч 1992 , стр. 365–366.
  72. ^ Герберманн 1912 , с. 620.
  73. ^ Майрена 2008 , стр. 56–60.
  74. ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 298–299.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Р. (2003). Брайс, ТГК; Хьюмс, В.М. (ред.). История шотландского образования до 1980 года в книге «Шотландское образование: после передачи власти» . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  0-7486-1625-Х . ;
  • Бейкер, Дерек (2009). Раскол, ересь и религиозный протест . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521101783 .
  • Бошер, Дж. Ф. (1994). «Франко-католическая опасность, 1660–1715». История . 79 (255): 5–30. дои : 10.1111/j.1468-229X.1994.tb01587.x . JSTOR   24421929 .
  • Браун, С.Дж. (2012). Девайн, ТМ; Вормальд, Дж. (ред.). Религия и общество до c. 1900 год в Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-956369-2 .
  • Бакли, Дж; Бауэршмидт, ФК; Помплан, Т (2010). Блэквеллский спутник католицизма . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1444337327 .
  • Кэллоу, Джон (2004). «Каргилл, Дональд [Дэниел] 1627–1681». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/4461 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  • Крофт, П., Король Джеймс (Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003), ISBN   0-333-61395-3 .
  • Доу, Флорида (1979). Кромвельская Шотландия 1651-1660 гг . Джон Дональд.
  • Фиссель, Марк (1994). Войны епископов: кампании Карла I против Шотландии, 1638–1640 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521466865 .
  • Грэм, М.Ф., «Шотландия», в А. Петтегри, Мир Реформации (Лондон: Routledge, 2000), ISBN   0-415-16357-9 .
  • Грелль, ОП; Каннингем, А. (1997). Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 гг . Рутледж. ISBN  0-415-12130-2 . ;
  • Харрис, Тим (2015). Восстание: первые британские короли Стюарты, 1567–1642 гг . ОУП Оксфорд. ISBN  978-0198743118 .
  • Харрис, Тим (2007). Революция: Великий кризис британской монархии, 1685–1720 гг . Аллен Лейн. ISBN  978-0-7139-9759-0 .
  • Харрис, Тим; Тейлор, Стюарт (2013). Последний кризис монархии Стюартов: революции 1688-91 годов в их британском, атлантическом и европейском контексте . Бойделл Пресс. ISBN  978-1843838166 .
  • Герберманн, CG, изд. (1912). Католическая энциклопедия;: Международный справочный материал по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви; Том 13 . Эпплтон.
  • Хендерсон, Джорджия (2011). Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-24877-8 . .
  • Холфельдер, Кайл (1998). Фракционность в Кирке во время вторжения Кромвеля и оккупации Шотландии, 1650–1660 гг.: Споры между протестующими и резолюционерами (PHD). Эдинбургский университет.
  • Хьюстон, РА; Уайт, ID, ред. (2005). Шотландское общество, 1500–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-89167-1 . .
  • Джексон, Клэр (2003). Реставрация Шотландии, 1660-1690: политика, религия и идеи роялистов . Бойделл Пресс. ISBN  978-0851159300 .
  • Ленман, Брюс (1980). Якобитские восстания в Британии 1689-1746 гг . Эйр Метуэн. ISBN  978-0413396501 .
  • Левак, БП (2002). Гудар, Дж. (ред.). Упадок и конец шотландской охоты на ведьм в «Шотландской охоте на ведьм в контексте» . Издательство Манчестерского университета. ISBN  0-7190-6024-9 . ;
  • Линч, Майкл (1992). Шотландия: новая история . Пимлико. ISBN  0-7126-9893-0 .
  • Маклауд, Дональд (осень 2009 г.). «Влияние кальвинизма на политику» (PDF) . Богословие в Шотландии . XVI (2).
  • Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Брюс; Паркер, Джеффри (1986). История Шотландии . Гиппокреновые книги. ISBN  978-0880290401 .
  • Главное, Дэвид. «Происхождение шотландской епископальной церкви» . Замок Сент-Нинианс Дуглас . Проверено 23 августа 2020 г. .
  • Майрена, MCC (2008). Восстановление римско-католической иерархии в Шотландии (PHD). Католический университет Америки. ISBN  978-0549388333 .
  • Маккой, ФН (1974). Роберт Бэйли и Вторая шотландская Реформация . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-02447-8 .
  • Макдональд, Алан (1998). Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, политика и литургия . Рутледж. ISBN  185928373X .
  • Мелвилл, Джеймс (1842). Питкэрн, Роберт (ред.). Автобиография и дневник г-на Джеймса Мелвилла с продолжением дневника (изд. 2015 г.). Аркозе Пресс. ISBN  1343621844 .
  • Митчисон, Розалинда; Фрай, Питер; Фрай, Фиона (2002). История Шотландии . Рутледж. ISBN  978-1138174146 .
  • Митчисон, Розалинда (1990). Светлость к покровительству . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  074860233X .
  • Моррилл, Джон (1990). Оливер Кромвель и английская революция . Лонгман. ISBN  0582016754 .
  • Плант, Дэвид. «Шотландский национальный пакт» . Проект БКВ . Проверено 25 января 2021 г.
  • Преббл, Джон (1973). Каллоден . Мартин Секер и Варбург Лтд. ISBN  978-0436386015 .
  • Робертсон, Барри (2014). Роялисты в войне в Шотландии и Ирландии, 1638–1650 гг . Рутледж. ISBN  978-1317061069 .
  • Ройл, Тревор (2005). Гражданская война: Война трех королевств 1638-1660 гг . Счеты. ISBN  0349115648 .
  • Шпильфогель, Джексон Дж (1980). Западная цивилизация . Издательство Уодсворт. ISBN  1285436407 .
  • Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный выпуск). дои : 10.1086/644534 . S2CID   144730991 .
  • Стивенсон, Дэвид (1973). Шотландская революция 1637–1644 годов: триумф ковенантеров . Дэвид и Чарльз. ISBN  0715363026 .
  • Стюарт А., Король-колыбель: Жизнь Джеймса VI и I (Лондон: Чатто и Виндус, 2003), ISBN   0-7011-6984-2 .
  • Уилсон, Питер (2009). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Белнап Пресс. ISBN  978-0674062313 .
  • Вормальд, Дж (1991). Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  0-7486-0276-3 .
  • Уомерсли, Дэвид (2015). Джеймс II (Пингвинские монархи): Последний католический король . Аллен Лейн. ISBN  978-0141977065 . .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf21b2258e0042a4964b55c631a16a97__1713064020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/97/cf21b2258e0042a4964b55c631a16a97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish religion in the seventeenth century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)