Шотландская религия в семнадцатом веке
Шотландская религия семнадцатого века включает все формы религиозных организаций и верований в Королевстве Шотландия семнадцатого века. 16-го века Реформация создала Шотландскую церковь , широко известную как Кирк, преимущественно кальвинистскую по доктрине и пресвитерианскую по структуре, к которой Яков VI добавил слой епископов в 1584 году.
Хотя сейчас эти термины подразумевают различия в доктринах, в 17 веке «епископальные» означали церкви, управляемые епископами, обычно назначаемыми монархом; Пресвитерианское подразумеваемое правление старейшин , назначаемых общинами. К 1630-м годам около 90–95% шотландцев были членами церкви, и, несмотря на разногласия по поводу управления, существовало общее согласие с кальвинистской доктриной. В 17 веке религиозные споры часто касались политических принципов, поскольку считалось, что «истинная религия и истинное правительство» - это одно и то же.
Хотя номинально обе церкви были епископальными, англиканская церковь сильно отличалась по доктрине и религиозной практике. Это означало, что попытки Карла I навязать общие канонические законы и новую литургию привели к Национальному пакту . Ковенантеры 1638–1639 годов , получили контроль над правительством после епископских войн но затем распались на фракции. Попытки закрепить свою победу привели к участию Шотландии в Войнах Трех Королевств и после поражения в англо-шотландской войне 1649—1651 годов — к включению Шотландии в состав Английского Содружества .
1660 года Реставрация восстановила епископальную структуру, но многие служители отказались принять это и проводили службы или монастыри за пределами установленной церкви. Ковенантерские восстания в 1666 и 1679 годах привели к более интенсивной фазе преследований, известной как « Время убийств », и закончились свержением католика Якова VII в конце 1688 года. В марте 1689 года его протестантская дочь Мария и ее муж Вильгельм Оранский были убиты. приняты в качестве монархов, а Поселение 1690 года навсегда удалило епископов.
Фон
[ редактировать ]
Современное использование пресвитерианских или епископальных слов предполагает различия как в управлении, так и в доктринах, но в 17 и 18 веках этого не было. [ нужны разъяснения ] Епископальными структурами управляли епископы, обычно назначаемые монархом; Пресвитерианство подразумевало правление старейшин , назначаемых своими общинами. Споры по поводу роли епископов касались как политики и власти монарха, так и религиозной практики. [ 1 ]
Протестантская Реформация создала Шотландскую церковь или пресвитерианскую церковь по структуре и управлению и преимущественно кальвинистскую по доктрине. Добавление епископальной системы в 1584 году привело к ситуации, когда епископы возглавляли пресвитерианские структуры, в то время как местные лорды или наследники контролировали назначение духовенства в своих округах. Напряженность между этими тремя центрами власти стала причиной многих политических и религиозных конфликтов, которые доминировали в 17 веке. [ 2 ]
В 1567 году католичка Мария, королева Шотландии, была сослана в Англию, где была заключена в тюрьму, а затем казнена. Ее заменил годовалый сын Яков VI , воспитанный в протестантской семье; к 1630-м годам католицизм в основном ограничивался представителями аристократии и отдаленными гэльскоязычными районами Хайленда и островов . [ 3 ]
1600–1651 гг.; Войны трех королевств
[ редактировать ]
Джеймс заявил, что его власть как монарха и глава церкви исходят от Бога ; когда он также стал королем Англии в 1603 году, объединенная церковь Шотландии и Англии, управляемая епископами, стала первым шагом в его видении централизованного юнионистского государства. [ 4 ] Хотя оба номинально были членами епископальной церкви , они сильно различались в управлении и доктрине; Шотландские епископы были доктринальными кальвинистами, которые считали многие практики англиканской церкви немногим лучше католицизма. [ 5 ]
Поскольку кальвинисты верили, что «хорошо организованная» монархия была частью Божьего плана, подавляющее большинство шотландцев согласились с тем, что монархия сама по себе была упорядочена Богом, но не согласились с тем, кто обладает высшей властью в клерикальных делах. [ 6 ] Точка зрения Ковенантера была резюмирована Эндрю Мелвиллом следующим образом: «...Тайр - это два короля и два королевства в Шотландии... Христос Иисус, король, и это Королевство, Кирк, чьим подданным является король Джеймс Сакст». [ 7 ] Роялисты, как правило, были «традиционалистами» в религии и политике, но существовало много других факторов, в том числе националистическая преданность кирку, а индивидуальные мотивы были очень сложными. [ 8 ]
В 1618 году Генеральная ассамблея неохотно одобрила Пять статей Перта ; в их число входили формы, сохранившиеся в Англии, но в значительной степени отмененные в Шотландии и вызвавшие широкое негодование. [ 2 ] Когда Карл I сменил Джеймса, незнание Шотландии сделало его еще более зависимым от епископов, особенно архиепископа Сент-Эндрюса , и склонным к внезапным решениям. Акт об отзыве 1625 года, отменяющий все гранты земли, предоставленные Короной с 1540 года, был принят без консультаций и оттолкнул значительную часть шотландской знати и духовенства. [ 9 ]

Несмотря на небольшое количество шотландских католиков, страх перед «папизмом» оставался широко распространенным, отчасти из-за тесных культурных и религиозных связей между шотландцами и французскими гугенотами . [ 10 ] Ужесточение ограничений со стороны французского государства привело к серии восстаний гугенотов 1618–1648 годов , в то время как многие шотландцы также участвовали в Тридцатилетней войне , религиозном конфликте, в результате которого погибло около 8 миллионов человек. [ 11 ]
Опасения усилились, когда Карл женился на католичке Генриетте Марии Французской , а затем принял первого папского посланника со времен Реформации. Джона Нокса В 1636 году Книга дисциплины была заменена новой Книгой канонов с угрозой отлучения от церкви любого, кто отрицает верховенство короля в церковных вопросах. [ 12 ] За этим последовала в 1637 году Книга общих молитв , что привело к массовому гневу и беспорядкам, предположительно спровоцированным Дженни Геддес во время службы в соборе Святого Джайлса. [ 13 ]
Осознание того, что кирка находится под угрозой, побудило представителей всех слоев общества подписать 28 февраля 1638 года Национальный пакт , возражая против литургических «нововведений». [ 14 ] Поддержка Пакта была широко распространена, за исключением Абердина и Банфа, центров епископального сопротивления в течение следующих 60 лет. [ 15 ] Аргайл и шесть других членов Тайного совета Шотландии поддержали Пакт; в декабре Генеральная ассамблея изгнала епископов из церкви. [ 16 ]

Попытки Чарльза навязать свою власть привели к Епископским войнам 1639 и 1640 годов , в которых победа Ковенантера оставила им контроль над Шотландией. Это заставило Чарльза отозвать Парламент Англии , работа которого была приостановлена с 1629 года и в конечном итоге привела к началу Первой гражданской войны в Англии в 1642 году. [ 17 ] Шотландцы сначала оставались нейтральными, но отправили войска в Ольстер, чтобы поддержать своих единоверцев во время ирландского восстания 1641 года ; горечь этого конфликта радикализировала взгляды в Шотландии и Ирландии. [ 18 ] Аргайл рассматривал религиозный и экономический союз с Англией как лучший способ сохранить пресвитерианскую церковь; в октябре 1643 года английский парламент подписал Торжественную лигу и пакт , согласившись на союз в обмен на военную поддержку Шотландии. [ 19 ]
Роялисты и умеренные как в Шотландии, так и в Англии выступали против этого по религиозным и националистическим мотивам, как и религиозные независимые люди, такие как Оливер Кромвель , которые были против любой церкви, управляемой государством. Ковенантеры и их английские союзники считали независимых, которые доминировали в армии Новой модели , большей угрозой, чем роялисты, и когда Карл сдался в 1646 году, они начали переговоры о восстановлении его на английском троне. В декабре 1647 года Чарльз согласился навязать пресвитерианство в Англии на три года и подавить независимых, но его отказ самому принять Ковенант расколол ковенантеров на фундаменталистов партии Энгейджеров и Кирка или виггаморов . Поражение во Второй гражданской войне в Англии привело к казни Карла в январе 1649 года и к тому, что партия Кирка взяла под свой контроль Генеральную Ассамблею. [ 20 ]
В феврале 1649 г. шотландцы провозгласили Карла II королём Шотландии и Великобритании; по условиям Бредского договора партия Кирка согласилась восстановить Карла на английском престоле в обмен на его принятие Пакта. Шотландская армия вторглась в Англию, но поражение в Третьей гражданской войне в Англии привело к включению Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии в 1652 году. [ 21 ]
1651–1660: Содружество
[ редактировать ]
После поражения в 1651 году кирка разделилась на две фракции. Более двух третей министерства поддержали резолюцию от декабря 1650 года о повторном приеме роялистов и поручителей и были известны как «резолюционеры». «Протестующими» были в основном бывшие фундаменталисты партии Кирка или виггаморы, которые винили в своем поражении компромисс со «злокачественными деятелями». Различия между ними были как религиозными, так и политическими, включая церковное управление, религиозную терпимость и роль закона в благочестивом обществе. [ 22 ]
После событий 1648–1651 годов Кромвель решил, что единственный путь вперед — это ликвидировать власть шотландской земельной элиты и кирков. [ 23 ] В феврале 1652 года новому Совету Шотландии была поручена ответственность за регулирование религиозных дел, а не кирка, а также предоставлена свобода вероисповедания для всех протестантских сект, таких как конгрегационалисты и квакеры . За исключением небольшого числа протестующих, известных как сепаратисты, подавляющее большинство церкви не приняло эти изменения, и 21 апреля 1652 года Шотландия была включена в Содружество без дальнейших консультаций. [ 24 ]
Соперничество за контроль над отдельными пресвитериями сделало раскол еще более ожесточенным, и в июле 1653 года каждая фракция провела свою собственную Генеральную ассамблею в Эдинбурге. Английский военачальник в Шотландии Роберт Лилберн под предлогом церковных служб Резолюционера молился за успех восстания Гленкэрна, чтобы распустить обе сессии. [ 25 ] Никаких дальнейших собраний не проводилось до 1690 года, вместо этого большинство резолюционеров встречалось на неформальных «консультациях», а протестующие проводили полевые собрания или монастыри за пределами структур кирков, контролируемых резолюцией.

Когда в 1654 году был основан протекторат , лорд Брогхилл, глава Государственного совета Шотландии, кратко изложил свою дилемму; «Резолюционеры любят Чарльза Стюарта и ненавидят нас, тогда как протестующие не любят ни его, ни нас». [ 26 ] Ни одна из сторон не желала сотрудничать с Протекторатом, за исключением Глазго, где протестующие во главе с Патриком Гиллеспи использовали власти в своем соперничестве с местными резолюциями. [ 27 ] Поскольку резолюционеры контролировали 750 из 900 приходов, Брогхилл понимал, что их нельзя игнорировать; его политика заключалась в изоляции «крайних» элементов обеих фракций и создании нового, умеренного большинства. [ 28 ]
Соответственно, Брогхилл стремился поощрить внутренние разногласия в кирке, например, назначил Гиллеспи ректором Университета Глазго вопреки желанию большинства протестующих, возглавляемых Джеймсом Гатри и Уорристоном . Власти Протектората фактически стали арбитрами между фракциями, каждая из которых назначила представителей для ведения своих дел в Лондоне. Последствия повлияли на церковь на десятилетия вперед. [ 29 ]
Хотя терпимость формально не распространялась ни на членов епископальной церкви, ни на католиков, их в основном оставили в покое, хотя квакеры были единственными нонконформистами, установившими свое присутствие. [ 30 ] Были предприняты попытки обратить преимущественно католические, говорящие на гэльском языке горные районы и острова в пресвитерианство: первый гэльский катехизис был опубликован в 1653 году, а первая книга псалмов - в 1659 году. [ 31 ] Позже этот период стал рассматриваться как очень положительный для религии, поскольку запрет на участие в политике означал, что служители проводили больше времени со своими общинами и делали упор на проповеди, подражающие сектам. [ 32 ]
1660–1685 гг.; Восстановление и время убийства
[ редактировать ]
После восстановления монархии в 1660 году Шотландия восстановила контроль над кирком, но Закон о прекращении полномочий 1661 года восстановил правовое положение 1633 года. Это отменило реформы Ковенантера 1638-1639 годов, хотя другой закон возобновил возможность проведения сессий кирка, пресвитерий и синодов. наложить гражданские штрафы, предполагая, что некоторый компромисс возможен. [ 33 ] Восстановление епископства было провозглашено Тайным советом Шотландии 6 сентября 1661 года. [ 34 ]
Джеймс Шарп , который представлял в Лондоне резолюционеров, принял должность архиепископа Сент-Эндрюса . Он был рукоположен вместе с Робертом Лейтоном в епископа Данблейна , и вскоре была назначена целая коллегия епископов. В 1662 году кирка была восстановлена как национальная церковь, независимые секты были запрещены, а все должностные лица были обязаны отказаться от Пакта; около трети, или всего около 270, потеряли свои позиции. [ 33 ] Большинство из них произошло на юго-западе Шотландии, в регионе, где особенно сильны симпатии к Завету; некоторые стали проповедовать на открытых полях или в монастырях , что часто привлекало тысячи верующих. [ 35 ]
Правительство ответило чередованием преследований и терпимости; В 1663 году парламентский акт объявил несогласных министров «крамольными людьми» и наложил крупные штрафы на тех, кто не посещал приходские церкви «королевских священников» . В 1666 году группа людей из Галлоуэя захватила местного военачальника правительства, двинулась на Эдинбург и потерпела поражение в битве при Руллион-Грин . Было взято около 50 пленных, еще несколько арестовано; 33 человека были казнены, остальные отправлены на Барбадос. [ 36 ]
Восстание привело к замене герцога Ротеса на посту королевского комиссара Джоном Мейтлендом, 1-м герцогом Лодердейлом, который проводил более примирительную политику. В 1669, 1672 и 1679 годах были выданы индульгенционные письма, позволяющие выселенным министрам вернуться в свои приходы, если они согласились избегать политики. Некоторые вернулись, но более 150 отказались от предложения, в то время как многие члены епископальной церкви были недовольны компромиссом.
До 1660 года Глазго был оплотом фракции протестующих; в 1670 году Роберт Лейтон был назначен архиепископом Глазго в попытке вернуть несогласных в церковь. Ему не удалось добиться прогресса; это произошло не только из-за сопротивления протестующих, но и из-за сопротивления членов епископальной церкви, возникшего в результате пресвитерской борьбы 1650-х годов. Это означало возвращение к преследованиям; проповедь в монастыре каралась смертью, а посещение влекло за собой суровые санкции. В 1674 году на наследников и хозяев была возложена ответственность за «хорошее поведение» своих арендаторов и слуг; с 1677 года это означало размещение облигаций для тех, кто жил на своей земле. В 1678 году 3000 ополченцев Лоуленда и 6000 горцев, известные как «Войско Хайленда», были расквартированы в графствах Ковенантинга, особенно на юго-западе, в качестве меры наказания. [ 37 ]

В 1679 году группа ковенантеров убила архиепископа Шарпа. Инцидент привел к восстанию, которое выросло до 5000 человек. Они потерпели поражение от войск под командованием Джеймса, герцога Монмута , незаконнорожденного сына короля, в битве при Ботвелл-Бридж . Два министра были казнены, а 250 последователей отправлены на Барбадос, 200 утонули, когда их корабль затонул у Оркнейских островов. Восстание в конечном итоге привело к падению Лодердейла, которого сменил брат короля, открытый католик Джеймс , известный в Шотландии как герцог Олбани. [ 38 ]
Несогласные, возглавляемые Дональдом Каргиллом и Ричардом Кэмероном, первоначально были известны как «Люди общества», а затем как « Камеронианцы» . Они становились все более радикальными и 22 июня 1680 года опубликовали Санкуарскую декларацию , в которой отказались от верности Карлу II. После того, как Кэмерон был убит, Каргилл отлучил от церкви Чарльза, его брата Джеймса и других роялистов; Сам Каргилл был схвачен и казнен в мае 1681 года. [ 39 ]
Правительство приняло Закон об испытаниях , обязывающий каждого должностного лица принести клятву непротивления. Восемь епископальных священнослужителей и Джеймс Дэлримпл , лорд-председатель Сессионного суда, подали в отставку, а ведущий дворянин Арчибальд Кэмпбелл, 9-й граф Аргайл, был вынужден покинуть страну. В 1684 году оставшиеся представители общества разместили на нескольких рыночных крестах извиняющуюся декларацию , угрожая возмездием правительственным чиновникам; В ответ на этот новый элемент откровенной политической мятежа Тайный совет Шотландии санкционировал внесудебные казни на местах тех, кто был пойман с оружием в руках, или тех, кто отказался присягнуть королю. [ 40 ] Эта более интенсивная фаза преследования, позже известная в протестантской историографии как « Время убийств », привела к тому, что инакомыслящие были казнены без суда и следствия драгунами Джеймса Грэма, лэрда Клаверхауза , или приговорены к транспортировке или смертной казни сэром Джорджем Маккензи , лордом-адвокатом . [ 41 ]
1688–1700 гг.; Славная революция
[ редактировать ]
Закон о шотландском наследовании от августа 1681 года подтвердил божественное право королей, права естественного наследника «независимо от религии», обязанность всех приносить присягу этому королю и независимость шотландской короны. Это выходило за рамки простого обеспечения преемственности Якова на шотландском престоле, поскольку прямо заявлялось, что цель также заключалась в том, чтобы сделать его исключение с английского престола невозможным без «...фатальных и ужасных последствий гражданской войны». [ 42 ] В то же время Закон о шотландских испытаниях 1681 года требовал от всех государственных чиновников присяги на безоговорочную верность королю, но с важным уточнением: они «обещают поддерживать истинную протестантскую религию». [ 43 ]
Несмотря на свой католицизм, Джеймс стал королем в апреле 1685 года при широкой поддержке в Шотландии из-за опасений гражданской войны, если его обойдут стороной, в то время как быстрое поражение Аргайлского восстания в июне 1685 года произошло из-за противодействия возобновлению прошлых разделений внутри церкви. [ 44 ] В 1687 году Джеймс распространил «толерантность» на диссидентов-пресвитерианцев, которые поддерживали Аргайла, за исключением камерунцев, чей главный министр Джеймс Ренвик был казнен в 1688 году. [ 45 ] Это оттолкнуло его епископальную базу, в то время как продвижение католиков на высшие государственные должности рассматривалось как несовместимое с его обещанием обеспечить главенство кирка. [ 46 ]
К тому же это было неудачно; Шотландия, в частности, имела давние культурные связи с французскими гугенотами , изгнанными из Франции в октябре 1685 года . [ 47 ] Хотя менее 2% шотландцев были католиками, в сочетании с убийством 2000 швейцарских протестантов в 1686 году это усилило опасения, что протестантской Европе угрожает католическая контрреформация. [ 48 ] В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис; рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда 10 июня привело к появлению католического наследника, за исключением протестантской дочери Джеймса Марии и ее мужа Вильгельма Оранского . Преследование семи епископов рассматривалось как выход за рамки терпимости к католицизму и как нападение на англиканскую церковь ; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса. [ 49 ]

Представители английского политического класса пригласили Вильгельма занять английский престол; когда он высадился в Бриксеме 5 ноября, армия Джеймса покинула его, и 23 декабря он уехал во Францию. [ 50 ] В Эдинбурге ключевые королевские чиновники бежали из столицы, оставив вакуум власти, во время которого бунтовщики штурмовали Холирудское аббатство , разрушили его католическую часовню и повредили гробницы королей Стюартов, в то время как другие сносили головы казненных ковенантеров над городскими воротами. [ 51 ] Порядок был восстановлен, как только пришло известие об отъезде Джеймса в изгнание; хотя в перевороте мало участвовали шотландцы внутри страны, шотландцы были хорошо представлены среди тех, кто вернулся с Уильямом, в то время как его силы вторжения включали голландскую шотландскую бригаду . Члены Тайного совета Шотландии отправились в Лондон и 7 января 1689 года попросили Уильяма взять на себя обязанности правительства в ожидании Шотландского съезда в марте. [ 41 ]
Хотя подавляющее большинство членов английского парламента согласились, что Мария должна заменить своего отца, требование Уильяма сделать его совладельцем и единоличным правителем в случае ее смерти было одобрено лишь узкими кругами. В Шотландии раскол внутри церкви сделал Уильяма более важным, потому что его кальвинизм означал, что пресвитериане видели в нем естественного союзника, в то время как епископальное меньшинство могло сохранить контроль только при его поддержке. [ 52 ] На Шотландском съезде , состоявшемся 14 марта в Эдинбурге, доминировали пресвитериане. 4 апреля он принял « Заявление о праве» и «Статьи жалоб», согласно которым Джеймс лишился короны своими действиями; 11 мая Уильям и Мэри стали соправителями Шотландии. [ 53 ]
Заседание Генеральной Ассамблеи в ноябре 1690 года было первым с 1654 года, и еще до его созыва более 200 епископальных служителей были лишены своей жизни. [ 54 ] Поселение 1690 года упразднило епископство и создало две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет сместили почти две трети всех министров. [ 55 ] Однако около сотни священнослужителей воспользовались Актами об индульгенции 1693 и 1695 годов, чтобы вернуться в церковь, в то время как многие другие находились под защитой местной шляхты. В 1673 году Майкл Фрейзер был назначен министром в Давиоте и Данлихти и все еще находился там, когда умер в 1726 году, несмотря на то, что был выселен в 1694 году, а также присоединился к восстаниям якобитов 1715 и 1719 годов. [ 56 ] Те, кто остался за пределами кирки, в конечном итоге сформировали реформатскую пресвитерианскую церковь и Шотландскую епископальную церковь . [ 57 ]
Популярный протестантизм
[ редактировать ]
Шотландский протестантизм в семнадцатом веке был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Женевская Библия широко использовалась в начале века; хотя церковь приняла Авторизованную версию короля Иакова в 1611 году, а первая шотландская версия была напечатана в 1633 году, она продолжала использоваться до конца семнадцатого века. [ 58 ] Ковенантеры всячески поощряли семейное поклонение. Книги молитв были распространены, чтобы поощрить эту практику, и служителям было предложено выяснить, осуществляется ли это. [ 59 ]
В семнадцатом веке наблюдался пик кёркской дисциплины. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [ 60 ] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца семнадцатого века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [ 61 ]
Согласно закону 1649 года, сессиям кирков было поручено взимать налоги с местных наследников для оказания помощи бедным, а не полагаться на добровольные пожертвования. [ 62 ] К середине семнадцатого века система была в основном распространена в Лоулендах, но была ограничена в Хайленде. [ 63 ] Система была в значительной степени способна справляться с общей бедностью и небольшими кризисами, помогая старым и немощным выжить и обеспечивая жизнеобеспечение в периоды спада с относительно низкими затратами, но была подавлена крупным жизненным кризисом 1690-х годов, известным как семь тяжелые годы . [ 64 ] Кирк также играл важную роль в образовании. Статуты, принятые в 1616 , 1633 , 1646 и 1696 годах, устанавливали систему приходских школ. [ 65 ] Оплачивается местными наследниками и управляется министрами и местными пресвитериями . [ 66 ] К концу семнадцатого века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [ 67 ]

В семнадцатом веке занятие колдовством было в значительной степени перенято сессиями кирков и часто использовалось для нападок на суеверия и католические обычаи в шотландском обществе. Большинство обвиняемых, около 75 процентов, были женщинами, более 1500 из них были казнены, а охота на ведьм в Шотландии рассматривалась как средство контроля над женщинами. [ 68 ] Самая интенсивная фаза преследований пришлась на период с 1661 по 1662 год , когда более 664 человек в четырёх округах были обвинены в колдовстве. За исключением местных вспышек в Восточном Лотиане в 1678 и 1697 годах в Пейсли, их число снизилось, поскольку судебные процессы жестко контролировались судебной властью и правительством, а доказательства стали меньше зависеть от пыток. Также было высказано предположение, что отчасти это произошло из-за снижения экономической и социальной напряженности; последние зарегистрированные казни были в 1706 году, последний суд - в 1727 году, а Закон 1563 года был отменен в 1736 году. [ 69 ]
католицизм
[ редактировать ]В семнадцатом веке число практикующих католиков продолжало сокращаться, а церковная структура ухудшалась; к 1640-м годам, по оценкам, менее 2% шотландцев были католиками, за исключением части аристократии и отдаленных Хайлендов и островов . [ 10 ] Некоторым пришлось обратиться в католицизм, как это сделал Джон Огилви (1569–1615), который был рукоположен в священники в 1610 году, а затем был повешен за прозелитизм в Глазго и которого часто считали единственным шотландским католическим мучеником эпохи Реформации. . [ 70 ] Ирландская францисканская миссия в 1620-х и 1630-х годах потребовала большого количества новообращенных, но они были ограничены Западными островами и не оказали большого влияния на материк. [ 71 ] Колледж для обучения шотландского духовенства был открыт в Мадриде в 1633 году, а затем был перенесен в Вальядолид . В 1653 году оставшиеся пять или шесть священнослужителей были включены в состав Уильяма Баллантайна в качестве префекта миссии. [ 72 ]
Небольшое количество иезуитов действовало в Стратграссе с 1670-х годов; В 1694 году Томас Николсон был назначен первым апостольским викарием миссии 1694 года, и ситуация в католицизме немного улучшилась. [ 71 ] Николсон разделил Шотландию на округа, в каждом из которых были назначены свои священники, и совершил посещения, чтобы обеспечить выполнение папского законодательства; в 1700 году его Statuta Missionis , включавший кодекс поведения священников и мирян, был одобрен всем духовенством. [ 73 ] Однако к 1703 году в Шотландии все еще работало всего 33 католических священнослужителя. [ 74 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Главное .
- ^ Перейти обратно: а б Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 166–168.
- ^ Преббл 1973 , с. 50.
- ^ Стивен 2010 , стр. 55–58.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 75–76.
- ^ Macleod 2009 , стр. 5–19 passim.
- ^ Мелвилл 1842 , с. 370.
- ^ Харрис 2015 , стр. 53–54.
- ^ Харрис 2015 , стр. 353–356.
- ^ Перейти обратно: а б Фиссел 1994 , стр. 269, 278.
- ^ Уилсон 2009 , с. 787.
- ^ Стивенсон 1973 , стр. 45–46.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 203.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 204.
- ^ Завод .
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 205–206.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 209–210.
- ^ Ройл 2005 , с. 142.
- ^ Робертсон 2014 , с. 125.
- ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , стр. 223–224.
- ^ Ройл 2005 , с. 611.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 9.
- ^ Моррилл 1990 , с. 162.
- ^ Бейкер 2009 , стр. 290–291.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 190.
- ^ Доу 1979 , с. 192.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 196.
- ^ Доу 1979 , с. 204.
- ^ Холфельдер 1998 , с. 213.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 226–227.
- ^ Линч 1992 , с. 363.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 228–230.
- ^ Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , стр. 231–234.
- ^ Маккой 1974 , с. 216.
- ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 253.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 235–236.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 237–238.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 238–239.
- ^ Кэллоу 2004 .
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 240–241.
- ^ Перейти обратно: а б Маки, Ленман и Паркер, 1986 , с. 245.
- ^ Джексон 2003 , стр. 38–54.
- ^ Харрис и Тейлор 2013 , с. 122.
- ^ Уомерсли 2015 , с. 189.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241.
- ^ Харрис 2007 , стр. 153–157.
- ^ Шпильвогель 1980 , с. 410.
- ^ Бошер 1994 , стр. 6–8.
- ^ Харрис 2007 , стр. 235–236.
- ^ Харрис 2007 , стр. 3–5.
- ^ Линч 1992 , с. 297.
- ^ Харрис 2007 , стр. 271–272.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 241–245.
- ^ Линч 1992 , с. 300.
- ^ Линч 1992 , с. 304.
- ^ Ленман 1980 , с. 56.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 253.
- ^ Вормальд 1991 , стр. 192–193.
- ^ Хендерсон 2011 , с. 8.
- ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 30.
- ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 34.
- ^ Митчисон, Фрай и Фрай 2002 , с. 96.
- ^ Грелль и Каннингем 1997 , с. 37.
- ^ Митчисон 1990 , стр. 127, 145.
- ^ Хьюстон и Уайт 2005 , с. 31.
- ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года , получено 18 мая 2013 года .
- ^ Андерсон 2003 , стр. 219–228..
- ^ Браун 2012 , с. 81.
- ^ Левак 2002 , стр. 166–180.
- ^ Бакли, Бауэршмидт и Помплан 2010 , стр. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Линч 1992 , стр. 365–366.
- ^ Герберманн 1912 , с. 620.
- ^ Майрена 2008 , стр. 56–60.
- ^ Маки, Ленман и Паркер 1986 , стр. 298–299.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Р. (2003). Брайс, ТГК; Хьюмс, В.М. (ред.). История шотландского образования до 1980 года в книге «Шотландское образование: после передачи власти» . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-1625-Х . ;
- Бейкер, Дерек (2009). Раскол, ересь и религиозный протест . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521101783 .
- Бошер, Дж. Ф. (1994). «Франко-католическая опасность, 1660–1715». История . 79 (255): 5–30. дои : 10.1111/j.1468-229X.1994.tb01587.x . JSTOR 24421929 .
- Браун, С.Дж. (2012). Девайн, ТМ; Вормальд, Дж. (ред.). Религия и общество до c. 1900 год в Оксфордском справочнике по современной истории Шотландии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956369-2 .
- Бакли, Дж; Бауэршмидт, ФК; Помплан, Т (2010). Блэквеллский спутник католицизма . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1444337327 .
- Кэллоу, Джон (2004). «Каргилл, Дональд [Дэниел] 1627–1681». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/4461 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Крофт, П., Король Джеймс (Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003), ISBN 0-333-61395-3 .
- Доу, Флорида (1979). Кромвельская Шотландия 1651-1660 гг . Джон Дональд.
- Фиссель, Марк (1994). Войны епископов: кампании Карла I против Шотландии, 1638–1640 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521466865 .
- Грэм, М.Ф., «Шотландия», в А. Петтегри, Мир Реформации (Лондон: Routledge, 2000), ISBN 0-415-16357-9 .
- Грелль, ОП; Каннингем, А. (1997). Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 гг . Рутледж. ISBN 0-415-12130-2 . ;
- Харрис, Тим (2015). Восстание: первые британские короли Стюарты, 1567–1642 гг . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0198743118 .
- Харрис, Тим (2007). Революция: Великий кризис британской монархии, 1685–1720 гг . Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9759-0 .
- Харрис, Тим; Тейлор, Стюарт (2013). Последний кризис монархии Стюартов: революции 1688-91 годов в их британском, атлантическом и европейском контексте . Бойделл Пресс. ISBN 978-1843838166 .
- Герберманн, CG, изд. (1912). Католическая энциклопедия;: Международный справочный материал по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви; Том 13 . Эпплтон.
- Хендерсон, Джорджия (2011). Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24877-8 . .
- Холфельдер, Кайл (1998). Фракционность в Кирке во время вторжения Кромвеля и оккупации Шотландии, 1650–1660 гг.: Споры между протестующими и резолюционерами (PHD). Эдинбургский университет.
- Хьюстон, РА; Уайт, ID, ред. (2005). Шотландское общество, 1500–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-89167-1 . .
- Джексон, Клэр (2003). Реставрация Шотландии, 1660-1690: политика, религия и идеи роялистов . Бойделл Пресс. ISBN 978-0851159300 .
- Ленман, Брюс (1980). Якобитские восстания в Британии 1689-1746 гг . Эйр Метуэн. ISBN 978-0413396501 .
- Левак, БП (2002). Гудар, Дж. (ред.). Упадок и конец шотландской охоты на ведьм в «Шотландской охоте на ведьм в контексте» . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-6024-9 . ;
- Линч, Майкл (1992). Шотландия: новая история . Пимлико. ISBN 0-7126-9893-0 .
- Маклауд, Дональд (осень 2009 г.). «Влияние кальвинизма на политику» (PDF) . Богословие в Шотландии . XVI (2).
- Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Брюс; Паркер, Джеффри (1986). История Шотландии . Гиппокреновые книги. ISBN 978-0880290401 .
- Главное, Дэвид. «Происхождение шотландской епископальной церкви» . Замок Сент-Нинианс Дуглас . Проверено 23 августа 2020 г. .
- Майрена, MCC (2008). Восстановление римско-католической иерархии в Шотландии (PHD). Католический университет Америки. ISBN 978-0549388333 .
- Маккой, ФН (1974). Роберт Бэйли и Вторая шотландская Реформация . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-02447-8 .
- Макдональд, Алан (1998). Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, политика и литургия . Рутледж. ISBN 185928373X .
- Мелвилл, Джеймс (1842). Питкэрн, Роберт (ред.). Автобиография и дневник г-на Джеймса Мелвилла с продолжением дневника (изд. 2015 г.). Аркозе Пресс. ISBN 1343621844 .
- Митчисон, Розалинда; Фрай, Питер; Фрай, Фиона (2002). История Шотландии . Рутледж. ISBN 978-1138174146 .
- Митчисон, Розалинда (1990). Светлость к покровительству . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 074860233X .
- Моррилл, Джон (1990). Оливер Кромвель и английская революция . Лонгман. ISBN 0582016754 .
- Плант, Дэвид. «Шотландский национальный пакт» . Проект БКВ . Проверено 25 января 2021 г.
- Преббл, Джон (1973). Каллоден . Мартин Секер и Варбург Лтд. ISBN 978-0436386015 .
- Робертсон, Барри (2014). Роялисты в войне в Шотландии и Ирландии, 1638–1650 гг . Рутледж. ISBN 978-1317061069 .
- Ройл, Тревор (2005). Гражданская война: Война трех королевств 1638-1660 гг . Счеты. ISBN 0349115648 .
- Шпильфогель, Джексон Дж (1980). Западная цивилизация . Издательство Уодсворт. ISBN 1285436407 .
- Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный выпуск). дои : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- Стивенсон, Дэвид (1973). Шотландская революция 1637–1644 годов: триумф ковенантеров . Дэвид и Чарльз. ISBN 0715363026 .
- Стюарт А., Король-колыбель: Жизнь Джеймса VI и I (Лондон: Чатто и Виндус, 2003), ISBN 0-7011-6984-2 .
- Уилсон, Питер (2009). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Белнап Пресс. ISBN 978-0674062313 .
- Вормальд, Дж (1991). Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0-7486-0276-3 .
- Уомерсли, Дэвид (2015). Джеймс II (Пингвинские монархи): Последний католический король . Аллен Лейн. ISBN 978-0141977065 . .