Jump to content

Искусство в Шотландии раннего Нового времени

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Автопортрет Джорджа Джеймсона , 1642 год.
Редкий образец витража дореформации в часовне Магдалины в Эдинбурге.

Искусство Шотландии раннего Нового времени включает в себя все формы художественного производства в пределах современных границ Шотландии, начиная с эпохи Возрождения в начале шестнадцатого века и заканчивая началом Просвещения в середине восемнадцатого века.

Религиозное искусство до Реформации включало книги и изображения, заказанные в Нидерландах . До Реформации середины шестнадцатого века интерьеры шотландских церквей часто были тщательно продуманными и красочными, с причастными домами и монументальными изображениями . Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации , сопровождавшегося почти полной потерей средневековых витражей, религиозных скульптур и картин.

Примерно в 1500 году шотландская монархия обратилась к изображению королевских образов на панно-портретах. Более впечатляющими являются работы или художники, импортированные с континента, особенно из Нидерландов. Традиция королевской портретной живописи в Шотландии, вероятно, была нарушена меньшинствами и регентствами, которым она подвергалась на протяжении большей части шестнадцатого века, но она процветала после Реформации. Джеймс VI нанял фламандских художников Арнольда Бронкорста и Адриана Вансона , которые оставили после себя визуальные записи короля и основных фигур при дворе. Первым значительным местным художником был Джордж Джеймсон , за которым последовал ряд художников-портретистов, поскольку мода спустилась по социальной лестнице к лордам и горожанам .

Утрата церковного покровительства в результате Реформации создала кризис для местных мастеров и художников, которые обратились к светским покровителям. Одним из результатов этого стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения. Другие формы домашнего декора включали гобелены, резьбу по камню и дереву. В первой половине восемнадцатого века наблюдался рост профессионализации и организации искусства. Большое количество артистов отправились в грандиозное турне по Италии. Академия Святого Луки была основана как общество художников в 1729 году. В ее состав входил Аллан Рамзи , который стал одним из самых важных британских художников той эпохи.

Преданное искусство

[ редактировать ]
Страница из Часов Якова IV Шотландии.

Религиозное искусство, приобретенное в Нидерландах в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков, включало изображения святой Екатерины и святого Иоанна, привезенные в Данкельд ; Хьюго ван дер Гуса Алтарь для церкви Тринити-колледжа в Эдинбурге , выполненный по заказу Якова III , и работа, в честь которой фламандский магистр Якова IV Шотландии . назван [ 1 ] Существует также относительно большое количество тщательно продуманных религиозных книг конца пятнадцатого и начала шестнадцатого веков, обычно издаваемых в Нидерландах и Франции для шотландских покровителей. К ним относится молитвенник, заказанный Робертом Блэкэддером , епископом Глазго , между 1484 и 1492 годами. [ 2 ] и фламандская иллюстрированная книга часов , известная как « Часы Якова IV Шотландии» , подаренная Яковом IV Маргарет Тюдор после 1503 года и описанная Д. Х. Колдуэллом как «возможно, лучшая средневековая рукопись, которая была заказана для шотландского использования». [ 3 ]

До Реформации середины шестнадцатого века интерьеры шотландских церквей часто были тщательно продуманными и красочными. В частности, на северо-востоке страны были богато украшенные причастные дома , подобные тем, что сохранились в Кинкелле с 1524 года и Дескфорде с 1541 года. [ 4 ] Монументальные изображения в церквях обычно были полностью раскрашенными и позолоченными и посвящались членам духовенства, рыцарям и их женам. В отличие от Англии, где мода на каменные памятники уступила место монументальным латунным изделиям , в Шотландии их продолжали производить до конца периода Средневековья. [ 5 ] [ 6 ] К ним относятся очень тщательно продуманные гробницы Дугласа в городе Дуглас и гробница, построенная для Александра МакЛеода (ум. 1528) в Роделе в Харрисе. [ 4 ] Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации , сопровождавшегося почти полной потерей средневековых витражей, религиозных скульптур и картин. [ 7 ] Единственный значительный сохранившийся витраж дореформации в Шотландии — это окно из четырех кругов в часовне Святой Магдалины в Коугите , Эдинбург , завершенное в 1544 году. [ 8 ] Резьбу по дереву можно увидеть в Королевском колледже, Абердине и Данблейнском соборе . [ 9 ] В Вест-Хайленде, где существовала наследственная каста скульпторов-монументалистов, неопределенность и потеря покровительства, вызванные отказом от памятников в эпоху Реформации, означали, что они перешли в другие ветви гэльских ученых орденов или занялись другими занятиями. Отсутствие передачи навыков резьбы заметно по ухудшению качества, когда надгробия были введены в эксплуатацию в следующий раз в начале семнадцатого века. [ 10 ] По мнению Н. Прайора, характер шотландской Реформации мог иметь более широкие последствия, ограничивая создание культуры публичного проявления и означая, что искусство было направлено на более строгие формы выражения с упором на частную и домашнюю сдержанность. [ 11 ]

Портретная живопись

[ редактировать ]
Джеймс Стюарт, 1-й граф Морей , Ганс Юорт

Около 1500 года, примерно в то же время, что и в Англии, шотландские монархи обратились к записи королевских образов на панно-портретах, написанных маслом по дереву, возможно, как форма политического выражения. В 1502 году Яков IV оплатил доставку портретов семьи Тюдоров, вероятно, «инглишскому пейнтуру» по имени «Минурс», который остался в Шотландии, чтобы нарисовать короля и его новую невесту Маргарет Тюдор . в следующем году [ 12 ] «Минурсом» был Мейнард Вевик , фламандский художник, который обычно работал на Генриха VII в Лондоне. [ 13 ] Как и в Англии, при монархии, возможно, для копий и репродукций использовались модели портретов членов королевской семьи, но сохранившиеся версии местных королевских портретов, как правило, являются грубыми по континентальным стандартам. [ 1 ] Гораздо более впечатляющими являются работы или художники, импортированные с континента, особенно из Нидерландов, которые обычно считаются центром живописи Северного Возрождения. [ 1 ] Результатом этих связей стал прекрасный портрет Уильяма Эльфинстона . [ 2 ] Это одно из самых ранних сохранившихся изображений шотландского сюжета, вероятно, написанное шотландским художником с использованием фламандских техник. [ 14 ] Традиция королевской портретной живописи в Шотландии была нарушена меньшинствами и регентствами, которым она подвергалась на протяжении большей части шестнадцатого века. В большинстве своем Джеймс V, вероятно, больше интересовался архитектурным выражением королевской идентичности. [ 15 ] Мария, королева Шотландии, воспитывалась при французском дворе, где ее рисовали крупные европейские художники, но она не заказывала никаких взрослых портретов, за исключением совместного портрета со своим вторым мужем Генри Стюартом, лордом Дарнли . Возможно, это отражало историческую шотландскую модель, где геральдическое изображение или сложная гробница считались более важными, чем портрет. [ 14 ]

Портретная живопись начала процветать после Реформации. [ 15 ] Были анонимно написанные портреты важных людей, в том числе миниатюры Джеймса Хепберна, 4-го графа Ботвелла и его жены Джин Гордон (1556 г.). [ 15 ] Художники из Нидерландов оставались важными. Ганс Юорт , который был придворным художником Марии I Английской , в 1560-х годах нарисовал ряд шотландских сюжетов. [ 14 ] Он нарисовал Джеймса Стюарта, 1-го графа Морей в 1561 году, а два года спустя написал совместный портрет молодого Дарнли и его брата Чарльза Стюарта . [ 16 ] Лорд Сетон , магистр королевского двора, заказал в Нидерландах в 1570-х годах два портрета: один — самого себя, другой — семейный. [ 7 ] Особым типом шотландских изображений является «портрет вендетты», призванный сохранить память о злодеяниях. Примеры включают мемориальный портрет Дарлни , на котором изображен молодой Джеймс IV, стоящий на коленях у могилы своего убитого отца, и портрет в натуральную величину трупа Бонни Эрли из Морей, на котором ярко показаны раны, полученные Джеймсом Стюартом, 2-м графом Морей, когда он был убит Джордж Гордон, 1-й маркиз Хантли в 1592 году. [ 17 ]

Бонни граф Морей , анонимный «портрет вендетты» убитого Джеймса Стюарта, 2-го графа Морей , 1592 г. ( по старому стилю 1591 г. )
Автопортрет Иоанна Крестителя Медины (ок. 1698 г.)

Была попытка создать серию портретов шотландских королей в виде панельных портретов, вероятно, для королевского въезда пятнадцатилетнего Якова VI в 1579 году, средневековых по форме. Во время личного правления Якова VI стали доминировать ренессансные формы портретной живописи. [ 15 ] Он нанял двух фламандских художников, Арнольда Бронкорста в начале 1580-х годов и Адриана Вансона примерно с 1584 по 1602 год, которые оставили нам визуальные записи о короле и крупных фигурах при дворе. [ 14 ] Однако Союз Корон в 1603 году лишил Шотландии основного источника покровительства искусству, поскольку Яков VI и его двор переехали в Лондон. Результат был расценен как переход «от короны к замку», поскольку дворянство и местные лорды стали основными источниками покровительства. [ 18 ]

К семнадцатому веку мода на портретную живопись распространилась по социальному порядку до таких лордов , как Колин Кэмпбелл из Гленорчи и Джон Нэпьер из Мерчистона . [ 14 ] Первым значительным местным художником был Джордж Джеймсон из Абердина (1589/90-1644), который, пройдя обучение в Нидерландах, стал одним из самых успешных портретистов времен правления I. Карла Он обучал художника эпохи барокко Джона Майкла Райта (1617–1694), который рисовал как шотландские, так и английские сюжеты. [ 7 ] Фламандско-испанский художник Джон Баптист Медина (1659–1710) приехал в Шотландию в 1693 году и стал ведущим шотландским художником-портретистом своего поколения. [ 19 ] Среди его самых известных работ — группа из примерно 30 овальных бюстов, включая автопортрет, в Хирургическом зале в Эдинбурге . Он обучил своего сына, тоже Джона, и Уильяма Айкмана (1682–1731), которые стали ведущими портретистами следующего поколения. [ 20 ] Айкман эмигрировал в Лондон в 1723 году, и с этого момента до конца восемнадцатого века за ним последовали большинство известных шотландских художников. [ 21 ]

Внутренняя отделка

[ редактировать ]
Расписной потолок из замка Россенд , Бернтайленд.

Утрата церковного покровительства в результате Реформации создала кризис для местных мастеров и художников, обратившихся к светским покровителям. Одним из результатов этого стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения, при этом большое количество частных домов горожан, лордов и лордов приобретали часто очень подробные и цветные узоры и сцены, примеров которых, как известно, существовало более ста. [ 7 ] Они были предприняты неназванными шотландскими художниками с использованием книг континентальных образцов, что часто приводило к включению гуманистической моральной и философской символики с элементами, призывающими к геральдике, благочестию, классическим мифам и аллегориям. [ 7 ] Самый ранний сохранившийся пример находится во дворце Гамильтона в Киннейле , Западный Лотиан, украшенном в 1550-х годах для тогдашнего регента Джеймса Гамильтона, графа Аррана . [ 22 ] Другие примеры включают потолок в Престонгрейндж-Хаусе , выполненный в 1581 году для Марка Керра , коммендата Ньюбаттла , и длинную галерею в Пинки-Хаусе , нарисованную для Александра Сетона , графа Данфермлина в 1621 году. [ 7 ]

Записи также указывают на то, что шотландские дворцы были украшены богатыми гобеленами , подобными тем, на которых были изображены сцены из «Илиады» и «Одиссеи», установленные для Якова IV в Холируде . [ 23 ] Частично этим занимались эксклюзивные профессиональные вышивальщицы, но рукоделие было частью женского образования на всех уровнях общества. Некоторые из этих гобеленов были изготовлены благородными дамами, например, балдахины для кроватей , изготовленные Кэтрин Рутвен для ее свадьбы в 1551 году с Кэмпбеллом из Гленорчи . Это старейшие сохранившиеся образцы шотландской вышивки. [ 24 ] На них изображены инициалы пары, руки и история Адама и Евы. Ковер, предназначенный для покрытия стола, может быть связан со свадьбой Кэтрин Олифант, на которой есть ее инициалы, руки, библейские стихи и (возможно, это игра слов на ее имя) слон. Большую часть рукоделия XVI века приписывают (вероятно, ошибочно) Марии, королеве Шотландии. Считается, что она внесла свой вклад в Оксбургские повешения , находясь в заключении в Англии. [ 24 ]

Король Джеймс V в одной из голов Стерлинга

Хотя традиция резьбы по камню и дереву в церквях в значительной степени прекратилась во время Реформации, она продолжалась в королевских дворцах, больших домах знати и даже в более скромных домах лордов и горожан. [ 25 ] четырнадцатого века Замысловатая крышка Бьютского лабиринта , вырезанная из цельного куска китовой кости, вероятно, была создана в начале шестнадцатого века. [ 26 ] В замке Стерлинг резьба по камню королевского дворца времен правления Якова V взята по немецким образцам, [ 27 ] и, как и сохранившиеся резные дубовые портретные медальоны из Палаты присутствия короля, известные как « Головы Стерлинга» , они включают в себя современные, библейские и классические фигуры. [ 28 ] Они, а также сложный фонтан эпохи Возрождения во дворце Линлитгоу (ок. 1538 г.), позволяют предположить, что в начале шестнадцатого века при дворе существовала мастерская с установленным оборудованием. [ 9 ] Джеймс V и его преемники наняли разностороннего французского мастера и резчика по дереву Эндрю Мансиуна , который поселился в Эдинбурге и обучал учеников. [ 29 ]

Некоторые из лучших образцов домашней резьбы по дереву представлены на панелях Битон, изготовленных для аббатства Арброт. [ 9 ] и в замке Хантли , перестроенном для Джорджа Гордона, 1-го маркиза Хантли в начале семнадцатого века, в котором основное внимание уделялось геральдическим изображениям. Их « папский » подтекст привел к тому, что в 1640 году они были повреждены оккупационной армией Ковенантера . [ 30 ] Начиная с семнадцатого века, когда домашняя архитектура дворянства все больше ориентировалась на комфорт, а не на укрепление, в резных фронтонах, каминах, геральдических гербах и классических мотивах широко использовалась резьба. Стали также использовать штукатурку, часто изображающую цветы и херувимов. [ 31 ] Богатое резное украшение обычных домов было обычным явлением в тот период. Существует также геральдическая резьба, такая как королевский герб во дворце Холируд , созданный голландским художником Якобом де Ветом в 1677 году. Традиция резьбы также сохранилась в работах, например, в резных каменных панелях в саду замка Эдцелл (ок. 1600 г.). ), ныне утраченная резьба, сделанная для университетов Эдинбурга и Глазго в семнадцатом веке, а также на многих сложных солнечных часах семнадцатого века, таких как те, что в Ньюбаттле. [ 9 ]

Профессионализация искусства

[ редактировать ]
Каприччио . Джеймса Нориса-старшего (1684–1757), которому приписывают зарождение традиции пейзажной живописи в Шотландии
Автопортрет Аллана Рамзи

Растущее значение королевского искусства можно увидеть в должности художника и лимнера , созданной в 1702 году для Джорджа Огилви. В обязанности входило рисование изображений персоны монарха, его преемников и членов королевской семьи для украшения королевских домов и дворцов. Однако с 1723 по 1823 год эту должность занимала синекура членов семьи Аберкромби, не обязательно связанных с художественными способностями. [ 32 ] Многие художники начала восемнадцатого века оставались в основном ремесленниками, например, члены семьи Нори Джеймс (1684–1757) и его сыновья Роберт и младший Джеймс, которые рисовали дома пэров шотландскими пейзажами, которые были каприччио или стилизации итальянских и голландских пейзажей. [ 33 ] Они обучали художников, и им приписывают зарождение традиции шотландской пейзажной живописи, которая получила свое развитие в конце восемнадцатого века. [ 34 ] Италия стала важной отправной точкой для шотландских художников, многие из которых отправились в Гранд-тур , чтобы рисовать, пробовать искусство и учиться у итальянских мастеров. [ 35 ]

В 1729 году была предпринята попытка основать в Эдинбурге школу живописи под названием Академия Святого Луки, названная в честь ренессансной Академии Сан-Лука в Риме. Его президентом был Джордж Маршалл, художник натюрмортов и портретов, а казначеем — гравер Ричард Купер. Среди других членов были ученик Купера Роберт Стрэндж, двое младших Нори, художники-портретисты Джон Александр (ок. 1690–1733) и Аллан Рамзи (1713–84). [ 36 ] Успех группы был ограничен ее связями с якобитизмом , когда Стрэндж печатал банкноты для повстанцев. [ 37 ] Александр был правнуком Джорджа Джеймсона. Он учился в Лондоне и Риме, вернувшись в Эдинбург около 1720 года, где написал барочную картину «Похищение Прозерпины » для крыши лестницы в замке Гордон и многочисленные портреты. [ 21 ] Рамзи стал самым выдающимся выпускником академии. Он учился в Швеции, Лондоне и Италии, прежде чем обосноваться в Эдинбурге. Там он зарекомендовал себя как ведущий портретист шотландской знати, а затем переехал в Лондон в 1757 году. [ 38 ] Время от времени он приезжал в Эдинбург, чтобы выполнить поручения знати и дворянства. [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 57–9.
  2. ^ Jump up to: а б Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0-333-56761-7 , стр. 127–9.
  3. ^ Д. Х. Колдуэлл, изд., Ангелы, дворяне и единороги: искусство и покровительство в средневековой Шотландии (Эдинбург: Национальный музей Шотландии, 1982), стр. 84.
  4. ^ Jump up to: а б И. Д. Уайт и К. А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 гг. (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN   0-415-02992-9 , с. 117.
  5. ^ Р. Брайдалл, Монументальные изображения Шотландии: с тринадцатого по пятнадцатый век (Kessinger Publishing, 1895, 2010 г.) ISBN   1-169-23232-9 .
  6. ^ К. Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Boydell Press, 2006), ISBN   1-84383-192-9 , стр. 125–8.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , стр. 198–9.
  8. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-85263-748-9 , с. 55.
  9. ^ Jump up to: а б с д Х. Скотт, редактор, Шотландия: краткая история культуры (Mainstream, 1993), ISBN   1-85158-581-8 , с. 208.
  10. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , с. 131.
  11. ^ Н. Прайор, Музеи и современность: художественные галереи и создание современной культуры (Берг, 2002), ISBN   1-85973-508-8 , с. 102.
  12. ^ Р. Титтлер, «Портрет, политика и общество», в Р. Титтлер и Н. Джонс, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, 2008), ISBN   1-4051-3740-1 , с. 449.
  13. ^ М. Белозерская, Переосмысление эпохи Возрождения, Бургундское искусство в Европе (Кембридж, 2002), ISBN   978-1-107-60544-2 , с. 159: Дж. В. Кларк, «Заметки о могиле Маргарет Бофорт», Труды Кембриджского антикварного общества , 45 (1883), стр. 267–8.
  14. ^ Jump up to: а б с д и JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , стр. 55–6.
  15. ^ Jump up to: а б с д Р. Титтлер, «Портрет, политика и общество», в книге Р. Титтлера и Н. Джонса, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, 2008), ISBN   1-4051-3740-1 , стр. 455–6.
  16. ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании: 1530–1790 (издательство Йельского университета, 5-е изд., 1994), ISBN   0-300-05833-0 , с. 32.
  17. ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании: 1530–1790 (издательство Йельского университета, 5-е изд., 1994), ISBN   0-300-05833-0 , стр. 48–9.
  18. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , с. 193.
  19. ^ М. Линч, изд., Оксфордский справочник по истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , с. 136.
  20. ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании, 1530–1790 (Лондон: Penguin, 4-е изд., 1978), стр. 150–1.
  21. ^ Jump up to: а б с Э. К. Уотерхаус, Живопись в Великобритании: с 1530 по 1790 годы (издательство Йельского университета, 5-е изд., 1994), ISBN   0-300-05833-0 , с. 330.
  22. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , с. 290.
  23. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 14.
  24. ^ Jump up to: а б JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , с. 178.
  25. ^ Дж. Варрак, Домашняя жизнь в Шотландии, 1488–1688: Очерк развития мебели и домашнего использования (1930, Забытые книги, переиздание, 2012), стр. 76–82.
  26. ^ Х. Фотрингем, Шотландское золото и серебро (Лондон: Пеликан, 2-е изд., 1999), ISBN   1-4556-1170-0 , с. 54.
  27. ^ К. Маккин , Шотландский замок (Саттон, 2-е изд., 2004 г.), ISBN   0-7509-3527-8 , с. 90.
  28. ^ Дж. Данбар, The Stirling Heads (Лондон: RCAHMS / HMSO , 1975), ISBN   0-11-491310-2 , с. 21.
  29. ^ Майкл Пирс, «Французский мебельщик и «куртуазный стиль» в Шотландии шестнадцатого века», Regional Furniture , 32 (2018), стр. 129-30.
  30. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 46.
  31. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-85263-748-9 , с. 68.
  32. ^ Законы Шотландии: Мемориальная энциклопедия Лестницы , том. 7 «Корона», п. 847.
  33. ^ И. Баудино, «Эстетика и отображение британской идентичности в живописи», в книге А. Мюллера и И. Карреманна, изд., « Опосредование идентичностей в Англии восемнадцатого века: публичные переговоры, литературные дискурсы, топография» (Олдершот: Эшгейт, 2011) , ISBN   1-4094-2618-1 , с. 153.
  34. ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании, 1530–1790 (Лондон: Penguin, 4-е изд., 1978), стр. 293.
  35. ^ Дж. Вормальд, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN   0-19-162243-5 .
  36. ^ А. Смарт, Жизнь и искусство Аллана Рамзи (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1951), стр. 11.
  37. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0-14-013649-5 , с. 311.
  38. ^ «Аллан Рэмси» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 года.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e0b742e58294a241e6532b963db1153__1717438020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/53/0e0b742e58294a241e6532b963db1153.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art in early modern Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)