Jump to content

Скульптура в Шотландии

Скульптурные камни из Килмартин-Глен

Скульптура в Шотландии включает в себя все изобразительные искусства, действующие в трех измерениях на границах современной Шотландии. Прочные скульптурные процессы традиционно включают резьбу (удаление материала) и моделирование (добавление материала) из камня, металла, глины, дерева и других материалов. В современную эпоху к ним присоединились сборка путем сварки , моделирования , формовки и литья . Некоторое искусство инсталляции также можно считать скульптурой. Самые ранние сохранившиеся скульптуры Шотландии — это стоячие камни и круги, датированные примерно 3000 годом до нашей эры. Самым старым портативным изобразительным искусством являются резные каменные петросферы , а « Жена Вестрея» — самое раннее изображение человеческого лица, найденное в Шотландии. Начиная с бронзового века, сохранилось множество примеров наскального искусства , в том числе знаки чашек и колец , а также искусно вырезанные каменные боевые топоры . К началу железного века в Шотландию проникла более широкая европейская культура Ла Тена , и из Шотландии сохранилось несколько образцов украшений. Есть также украшенные гривны , ножны, нарукавники и боевые трубы. Римляне начали военные экспедиции на территорию современной Шотландии примерно с 71 г. н. э., оставив прямое скульптурное наследие в виде плит, алтарей и других скульптур.

Среди наиболее важных пережитков пиктской культуры около 250 резных камней. Камни класса I в основном не имеют формы и включают в себя резных животных, предметы повседневного обихода и абстрактные символы. Камни класса II представляют собой плиты тщательной формы, датируемые после прихода христианства в восьмом и девятом веках, с крестом на одной стороне и множеством символов на реверсе. Камни класса III представляют собой крестообразные плиты сложной формы с вырезанными изображениями, на некоторых из которых изображены фигуративные сцены. Предметы металлических конструкций были найдены по всей Пиктленде. Дал Риата на западе Шотландии был перекрестком художественных стилей пиктов и Ирландии. Имеются свидетельства производства высокостатусных украшений, подвесных чаш и других предметов, указывающих на то, что это было одно из мест, где зародился островной стиль , ставший распространённым в Великобритании и Ирландии. Наиболее значительными пережитками скульптуры островного искусства являются высокие кресты , большие отдельно стоящие каменные кресты, обычно рельефные с узорами, библейской иконографией и иногда надписями. Искусство викингов избегало натурализма, отдавая предпочтение стилизованным животным мотивам для создания орнаментальных узоров, а позже в моду вошли переплетение лент и растительные мотивы. В позднем средневековье сохранились образцы скульптуры как части церковной архитектуры, а также сохранилось небольшое количество значительных ремесленных изделий. К ним относятся богато украшенные причастные дома, резные изображения и монументальные изображения. Самая большая группа сохранившихся скульптур этого периода происходит из Вест-Хайленда, начиная с четырнадцатого века на Ионе под патронажем Лорда островов . Есть также образцы резных сундуков и шахматных фигур.

Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации с почти полной потерей средневековой религиозной скульптуры. Традиция резьбы по камню и дереву продолжалась в королевских дворцах, больших домах знати и даже в более скромных домах лордов и горожан . С семнадцатого века в резных фронтонах, каминах, геральдическом гербе и классических мотивах широко использовалась резьба. Стали также использовать штукатурку, часто изображающую цветы и херувимов. Многие величественные гробницы шотландской знати находились в Вестминстерском аббатстве , а не в шотландских церквях, но есть несколько примеров, столь же прекрасных, как и в Англии. Как и в Англии, в скульптуре преобладали иностранные специалисты. После Актов Союза 1707 года в Шотландии было очень мало покровительства большим и дорогим произведениям искусства. Развитие Гранд-тура привело к покупке художественных произведений, включая скульптуру, и интересу к классическим стилям и стилям эпохи Возрождения, и шотландцы стали основными фигурами в торговле античной скульптурой. С ростом гражданского развития рос спрос на общественную скульптуру, и портретный бюст также стал популярным. Заказы на новые скульптуры, как правило, выполнялись из относительно дешевого свинца и даже более экономичного окрашенного или позолоченного гипса. С конца восемнадцатого века есть несколько примеров работ шотландских художников.

Хотя к началу девятнадцатого века возможности и подготовка художников расширились, шотландская традиция профессиональной скульптуры появлялась медленнее. Было движение за возведение крупных памятников, отражающих национальные чувства и часто ориентированных на национальных деятелей. Проблемный Национальный памятник Шотландии в Эдинбурге оставался спорным, и не удалось достичь консенсуса по его дизайну. Первым значительным шотландским скульптором, который продолжил свою карьеру в Шотландии, был Джон Стил . Эта тенденция осуществилась в следующем поколении, и была создана узнаваемая национальная школа. Общественная скульптура получила импульс к столетию со дня смерти Бернса в 1896 году. В конце девятнадцатого века в Шотландии зародилось движение искусств и ремесел . Крупный проект Шотландского национального военного мемориала в Эдинбургском замке предоставил возможности скульпторам, многие из которых были привлечены из Эдинбургского колледжа искусств , помогая укрепить дух искусства и ремесла. Однако некоторые художники преследовали более модернистская повестка дня. После Второй мировой войны появилось новое поколение художников, часто находившееся под более прямым влиянием модернизма. Создание Национальной галереи современного искусства в Эдинбурге в 1960 году предоставило новые возможности для демонстрации скульптуры. В 1970-е годы зародилось инсталляционное и экологическое искусство . В конце двадцатого века новые источники прямого государственного финансирования искусства способствовали более активным экспериментам. Хотя первый парк скульптур в Шотландии был создан в 1955 году, полностью застраиваться они начали в конце 1970-х и 1980-х годах. Искусство, основанное на идеях, начало доминировать в шотландской скульптуре с середины 1980-х годов. Ряд женщин-скульпторов, общественных деятелей искусства и художников-инсталляторов приобрели известность в сфере, где доминировали мужчины. Особое значение имели художники, работавшие в галерее Transmission и журнале Variant в Глазго. С 1990-х годов шотландское скульптурное искусство начало привлекать международное внимание.

Предыстория

[ редактировать ]

каменный век

[ редактировать ]
Жена Вестрея , вероятно, самое старое сохранившееся изображение человеческого лица из Шотландии.

Шотландия была оккупирована мезолитическими охотниками-собирателями примерно с 8500 г. до н. э. [ 1 ] Это были очень мобильные люди, использовавшие лодки и делавшие инструменты из кости, камня и рогов. [ 2 ] Примерно с 3000 г. до н.э. они представили множество стоячих камней и кругов, таких как те, что в Стеннессе на материковой части Оркнейских островов, которые датируются примерно 3100 г. до н.э. [ 3 ] Это было частью модели, которая развивалась во многих регионах Европы примерно в одно и то же время. [ 4 ] Вероятно, самыми древними образцами портативного изобразительного искусства, сохранившимися в Шотландии, являются резные каменные шары или петросферы , датируемые эпохой позднего неолита . Это уникальное шотландское явление, известно более 425 примеров. Большинство из них из современного Абердиншира, [ 5 ] но известно несколько примеров из Ионы , Ская , Харриса , Уиста , Льюиса , Аррана , Ховика , Вигтауншира и пятнадцати из Оркнейских островов , пять из которых были найдены в неолитической деревне Скара Брей . [ 6 ] Для этих объектов было предложено множество функций, большинство из которых указывали на то, что это было престижное и могущественное имущество. [ 5 ] Их производство, возможно, продолжалось и в железном веке . [ 7 ] Сложные вырезанные круги и спирали на этих шарах можно увидеть зеркально в резьбе на том, что, вероятно, было перемычкой каменной пирамиды с камерами в Пьеруолле на Вестрее , Оркнейские острова, которые, по-видимому, являются частью той же культуры, которая производила резьбу в Ньюгрейндже в Ирландии. [ 8 ]

Среди других сохранившихся предметов того периода — искусно вырезанные каменные булавы , часто встречающиеся в захоронениях, например, найденные в Эйрденсе в Сазерленде, которые имеют узор из переплетающихся ромбовидных граней, похожий на те, что были найдены в неолитической Британии и Европе. [ 8 ] В 2009 году недалеко от залива Гробаст на северном побережье Вестрея была обнаружена « Жена Вестрея» на месте неолитической деревни в Линкс-оф-Нолтленде — фигурка ромбовидной формы, которая считается самым ранним изображением человеческого лица, когда-либо найденным в Шотландии. На лице две точки вместо глаз, густые брови и продолговатый нос, а узор из штрихов на теле может обозначать одежду. [ 9 ] Еще две статуэтки были найдены на месте в 2010 и 2012 годах. [ 10 ]

Бронзовый век

[ редактировать ]
Знаки кубка и кольца в Кэрнбане , Аргайле и Бьюте

Бронзовый век начался в Шотландии примерно в 2000 году до н. э., когда в регион проникли новые металлургические методы. [ 11 ] С этого периода имеются обширные образцы наскального искусства . К ним относятся знаки чашек и колец , центральное углубление, высеченное в камне, окруженное кольцами, иногда незавершенными. Они распространены в других частях Атлантической Европы и были обнаружены на природных камнях и отдельных камнях по всей Шотландии. Самые сложные наборы маркировок находятся в западной Шотландии, особенно в районе Килмартин . Изображения топора и лодки в пирамиде из камней Ри Круин в Килмартине , а также лодка, выбитая в пещере Уэмисс , вероятно, являются старейшими двумерными изображениями реальных объектов, сохранившимися в Шотландии. Подобные резные спирали были также найдены на камнях-покровах погребальных гробниц в Ланаркшире и Каттерлайне . [ 12 ] Есть также искусно вырезанные каменные боевые топоры, найденные в Восточном Лотиане, Абердиншире и Ланаркшире. На них мало следов использования или износа, поэтому они могут быть символическими изображениями власти, а не предназначены для использования в качестве оружия. [ 13 ]

Сложнейшее металлическое вооружение включает мечи из бронзовых листьев и церемониальные щиты из листовой бронзы, изготовленные в Шотландии между 900 и 600 годами до нашей эры. [ 14 ] Клад Мигдейла — это находка раннего бронзового века в замке Скибо , в которую входят два бронзовых топора; несколько пар браслетов и браслетов, ожерелье из сорока бронзовых бус, ушные подвески и бобышки из бронзы и гагатовые пуговицы. [ 15 ] [ 16 ] Есть также ряд более мелких изделий из металла позднего бронзового века, найденных в Пещере Скульптора в Ковези в Морейшире. [ 17 ]

Фигура из Баллачулиша представляет собой женскую фигуру в натуральную величину, датируемую 700–500 гг. до н.э., из ольхи (на момент первого открытия считалась дубовой) с кварцевой галькой вместо глаз, найденную в Баллачулише , Аргайл. Он располагался в плетеной конструкции на торфянике с видом на вход в морское озеро, которое могло быть местом ритуального значения, а фигурка могла принадлежать богине. [ 18 ]

Железный век

[ редактировать ]
Рога Торра и кепка-пони Торра , представленные в 2011 году.

К началу железного века, начиная с седьмого века до нашей эры, в Шотландию проникла более широкая европейская культура Ла Тена . [ 19 ] Пони -кепка и рога Торра, пожалуй, самые впечатляющие из относительно немногих находок украшений Ла Тена из Шотландии и указывают на связь с Ирландией и южной Британией. [ 20 ] Торки Стерлинга , найденные в 2009 году, представляют собой группу из четырех золотых гривен разных стилей, датируемых 300 и 100 годами до нашей эры. Два демонстрируют общие стили, встречающиеся в Шотландии и Ирландии, но два других указывают на качество изготовления из того, что сейчас является южной Францией, а также из греческого и римского мира. [ 21 ] Бронзовый ошейник «Стихил» представляет собой большое гравированное ожерелье, застегнутое сзади на булавку. , Ножны Мортонхолла вероятно , первого века нашей эры, искусно украшены изогнутыми трубами и S-образными завитками. Дальше на север есть находки массивных бронзовых браслетов, часто с эмалированным декором, таких как те, что были найдены в Калбин-Сэндс , Морей. [ 22 ] Одним из наиболее впечатляющих предметов этого периода является фрагмент головы кабана Дескфордского карникса , военной трубы из Дескфорда в Банфшире, датируемой, вероятно, первым веком нашей эры. Подобные инструменты упоминаются в римских источниках и изображены на котле Гундеструпа, найденном в Дании. [ 23 ] В резьбе по камню есть несколько простых каменных голов из Шотландии, таких как найденная в Купар-Ангус в Пертшире, которые могут датироваться железным веком. Они похожи на те, что были найдены в Великобритании и Ирландии, хотя их трудно датировать и, возможно, они были сделаны намного позже. [ 24 ]

Римское влияние

[ редактировать ]
Львица Крамонд найдена возле римской базы римского форта Крамонд недалеко от Эдинбурга.

Римляне начали военные экспедиции на территорию современной Шотландии примерно с 71 г. н. э., построив ряд фортов, но к 87 г. н. э. оккупация ограничилась Южными нагорьями , и к концу первого века северная граница римской оккупации представляла собой линию между Тайном и Солуэй-Фертом . [ 25 ] В конце концов римляне отошли к линии на территории нынешней северной Англии, построив укрепление, известное как Стена Адриана . от побережья до побережья [ 26 ] Около 141 г. н.э. они предприняли повторную оккупацию южной Шотландии, продвигаясь вверх, чтобы построить новые лаймы между Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд , где они построили укрепление, известное как Стена Антонина . Стена была захвачена и заброшена вскоре после 160 г. н. э., и римляне отступили к стене Адриана. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] который они удерживали до тех пор, пока римская власть не рухнула в начале пятого века. [ 29 ] Стена Антонина и связанные с ней форты оставили прямое скульптурное наследие в Шотландии. Вдоль стены расположены 19 дистанционных плит, на которых графически изображены победы и марши легионов, участвовавших в ее строительстве. Здесь также сохранились скульптуры, в том числе алтарь Дианы и Аполлона . Есть источник из бани в форме мужской головы с разинутым ртом, а также голова бюста или статуи, возможно, богини Фортуны , оба найдены в римском форте Берсден , Восточный Данбартоншир, и оба изображают местный кельтский образ. влияние. [ 30 ] Вдали от стены римские скульптуры включают мраморную голову римского императора или генерала, отколовшуюся от более крупной статуи, которая была найдена в Хокшоу , Пиблшир, в конце восемнадцатого века. Он датируется вторым веком нашей эры и, возможно, был украден из римского памятника, расположенного дальше на юг. [ 31 ] Львица Крамонд — это скульптура, вероятно, импортированная, изображающая львицу, пожирающую связанного пленника, найденную недалеко от римской базы римского форта Крамонд недалеко от Эдинбурга. Рельеф найденный богини Бриганции, недалеко от Бирренса в Дамфрисшире , сочетает в себе элементы местного и классического искусства. [ 32 ]

Средневековый

[ редактировать ]
Дуннихенский камень , резной камень I класса, с двойным диском и Z-образным стержнем , зеркалом, гребнем и цветочными пиктскими символами.

Пикты были большой племенной конфедерацией кельтских народов в периоды позднего железного века и раннего средневековья , живших на территории современной восточной и северной Шотландии. Среди наиболее важных пережитков пиктской культуры около 250 резных камней. Ученые отнесли их к трем классам. [ 33 ] Камни класса I - это те, которые, как считается, датируются периодом до седьмого века и представляют собой самую многочисленную группу. Камни в основном не имеют формы и включают в себя вырезанные символы животных, таких как рыбы и пиктские звери , предметы повседневного обихода, такие как зеркала, расчески и камертоны, а также абстрактные символы, определяемые именами, включая V-стержень, двойной диск и Z-стержень . Они встречаются между заливом Ферт- оф-Форт и Шетландскими островами . Наибольшая концентрация наблюдается в Сазерленде, вокруг современных Инвернесса и Абердина. Примеры включают Данробин (Сазерленд) и Аберлемно камни ( Ангус ). [ 34 ]

Камни класса II представляют собой плиты тщательной формы, датируемые после прихода христианства в восьмом и девятом веках, с крестом на одной стороне и множеством символов на реверсе. В меньшем количестве, чем камни I класса, они преобладают на юге Пиктленда, в Перте, Ангусе и Файфе. Примеры включают Glamis 2, который содержит тонко выполненный кельтский крест на главной стороне с двумя противостоящими друг другу мужскими фигурами, кентавром, котлом, головой оленя и символом тройного диска, а также Cossans, Angus, на котором изображена пиктская лодка с высоким носом, гребцами и гребцами. фигура, обращенная вперед на носу. [ 34 ] Считается, что камни класса III хронологически совпадают с камнями класса II. [ 34 ] Большинство из них представляют собой крестовые плиты сложной формы с вырезанными на них изображениями, некоторые с фигуративными сценами, но без идиоматических пиктских символов. Они широко распространены, но преобладают в южных пиктских районах. [ 34 ] Пиктские символы также встречаются в других местах, в том числе у входа в Пещеру Скульптора, которой они дали свое название, включая рыбу, полумесяц и V-образный стержень, пентакль, тройной везик, ступеньку, футляр для зеркала и прямоугольные символы. [ 17 ]

Предметы металлических конструкций были найдены по всей Пиктленде. Ранние пикты, похоже, располагали значительным количеством серебра, вероятно, в результате набегов дальше на юг или выплаты субсидий, чтобы удержать их от этого. Очень большой клад позднеримского серебра, найденный в Трапрен-Ло, мог иметь иное происхождение. Самый большой клад ранних пиктских металлических изделий был найден в 1819 году в Норрис-Лоу в Файфе, но, к сожалению, многое было рассеяно и переплавлено. [ 35 ] Этого периода было найдено более десяти тяжелых серебряных цепей, некоторые длиной более 1,6 фута (0,49 м); Двузвенная цепочка Whitecleuch - одна из двух, имеющих полукруглое кольцо с символическим декором, включая эмаль, что показывает, что они, вероятно, использовались в качестве ожерелья-колье. [ 35 ] Сокровища острова Святого Ниниана , состоящие из 28 серебряных и позолоченных предметов, содержат, пожалуй, лучшую коллекцию поздних пиктских форм христианского периода, когда пиктский стиль обработки металла, как и резьба по камню, постепенно слился с островным, англосаксонским и викингским стилем. стили. [ 36 ]

ирландско-шотландцы

[ редактировать ]
Крест Рутвелла , изображающий омовение ног Христа.

Томас Чарльз-Эдвардс предположил, что королевство Дал Риата на западе Шотландии было перекрестком художественных стилей пиктов и Ирландии, с которыми шотландские поселенцы на территории нынешнего Аргайла поддерживали тесные контакты. Это можно увидеть на изображениях, найденных при раскопках крепости Дунадд , сочетающих в себе пиктские и ирландские элементы. [ 37 ] Сюда входят обширные свидетельства производства ювелирных изделий высокого статуса и форм из седьмого века, которые указывают на производство изделий, похожих на брошь Хантерстон , найденную в Эйршире, которая, возможно, была изготовлена ​​в Дале Риате, но с элементами, предполагающими ирландское происхождение. Эти и другие находки, в том числе подвесной диск-чаша, украшенный трубной спиралью, и штампованное украшение в виде животного (или прессблех), возможно, из ведра или рога для питья, указывают на то, что Даль Риата был одним из мест, где был развит островной стиль. [ 38 ] В восьмом и девятом веках пиктская элита переняла настоящие полукруглые броши с лопастными концами из Ирландии. Некоторые старые ирландские псевдополукруглые броши были адаптированы к пиктскому стилю, например, брошь Бредалбан (Британский музей). восьмого века Реликварий Монимуса , в котором, как говорят, хранятся останки святого Колумбы , имеет элементы пиктского и ирландского стилей. [ 39 ]

Англосаксонский и островной стили.

[ редактировать ]

С шестого века англосаксонское королевство Бернисия , входившее в состав Нортумбрии , простиралось до территории нынешней низменной Шотландии. Ранние примеры англосаксонского искусства этого региона включают исключительные предметы, такие как замысловатая резная шкатулка Фрэнкса из китового уса начала восьмого века, которая сочетает в себе языческие, классические и христианские мотивы. [ 40 ] После христианизации Британии в седьмом веке художественные стили Нортумбрии взаимодействовали со стилями Ирландии и современной Шотландии и стали частью общего стиля, который историки определили как островной или гиберно-саксонский. [ 41 ]

Наиболее значительными пережитками скульптуры островного искусства являются высокие кресты . Это большие отдельно стоящие каменные кресты, обычно рельефно вырезанные с узорами, библейской иконографией, а иногда и надписями. Эта традиция, возможно, зародилась в Ирландии или англосаксонской Англии, а затем распространилась на Шотландию. [ 42 ] Они встречаются на Британских островах и часто имеют каменное кольцо вокруг пересечения, образующее кельтский крест , очевидно, нововведение кельтского христианства, которое, возможно, началось на Ионе . [ 43 ] Распространение в Шотландии наиболее тяжелое в Хайленде и на островах, и их можно датировать периодом c. 750-1150. [ 42 ] Все сохранившиеся кресты каменные, но есть указания на то, что могло существовать и большое количество деревянных крестов. сюжет царя Давида В Шотландии библейская иконография менее распространена, чем в Ирландии, но сравнительно часто изображается . На востоке можно увидеть влияние пиктской скульптуры. Важные примеры, датированные восьмым веком, включают Крест Святого Мартина на Ионе, Крест Килдалтона с Гебридских островов и англосаксонский крест Рутвелла . [ 42 ] Благодаря хиберно-шотландской миссии на континенте островное искусство оказало большое влияние на последующее европейское средневековое искусство, особенно на декоративные элементы романского и готического стилей. [ 44 ]

Эпоха викингов

[ редактировать ]
Некоторые из шахматных фигур Льюиса

С восьмого века скандинавские захватчики захватили территории на севере и западе Шотландии, включая острова Оркнейские северные и Шетландские острова , Гебриды и часть материка. Искусство викингов избегало натурализма, отдавая предпочтение стилизованным животным мотивам для создания орнаментальных узоров. Большое значение имело переплетение лент, а растительные мотивы вошли в моду в десятом и одиннадцатом веках. [ 45 ] Большинство шотландских артефактов происходит из 130 «языческих» захоронений на севере и западе с середины IX до середины X веков. [ 46 ] К ним относятся украшения, оружие и иногда сложные предметы высокого статуса. [ 47 ] Среди наиболее впечатляющих из них — захоронение в лодке Шрама на Оркнейских островах, в котором находились сложный меч, колчан со стрелами, брошь, костяной гребень, игровые предметы и мемориальная доска Дракона Шрама, сделанная из китового уса, большинство из которых, вероятно, были изготовлены в Скандинавия. [ 48 ] На западе в другом захоронении лодки в заливе Килорон в Колонсе обнаружены меч, щит, железный котел и эмалированные чешуи, которые могут быть кельтского происхождения. [ 49 ] Сочетание стилей викингов и кельтов можно увидеть в круглой броши из Пьероволла на Оркнейских островах, у которой есть булавка с петлей в пиктском стиле. Он около двух дюймов в диаметре, со следами позолоты и, вероятно, содержит кусок янтаря, окруженный переплетающимися лентами. [ 50 ] После обращения в христианство, с десятого по двенадцатый века, каменные кресты и крестовые плиты на оккупированных викингами территориях Хайленда и островов были вырезаны с последовательными стилями орнамента викингов. [ 51 ] Их часто смешивали с местным чересстрочным рисунком и узорами животных. Примеры включают крестовую плиту одиннадцатого века из Дойд-Мхайри на острове Айлей , где растительные мотивы по обе стороны от поперечного вала основаны на Рингерике . стиле искусства викингов [ 52 ] Самая известная художественная находка из современной Шотландии, шахматные фигуры Льюиса из Уига , вероятно, были сделаны в Тронхейме в Норвегии, но содержат некоторые украшения, на которые, возможно, повлияли кельтские узоры. [ 53 ]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]
Столп ученика из часовни Рослин

Архитектурные данные свидетельствуют о том, что, хотя романский стиль достиг своего пика в большей части Европы в конце одиннадцатого и начале двенадцатого веков, он все еще достиг Шотландии во второй половине двенадцатого века. [ 54 ] и был возрожден в конце пятнадцатого века, возможно, как реакция на английский перпендикулярный стиль, который стал доминировать. [ 55 ] Большая часть лучших шотландских произведений искусства высокого и позднего средневековья носила либо религиозный характер, либо была выполнена из металла и дерева и не пережила воздействия времени и Реформации. [ 56 ] Тем не менее, образцы скульптуры как часть церковной архитектуры сохранились, и сохранилось небольшое количество значительных ремесленных изделий. [ 57 ]

До Реформации интерьеры церквей часто были более изысканными, с богато украшенными причастными домами, такими как те, что сохранились в Дескфорде и Кинкелле. [ 58 ] Резные фигурки в часовне Росслин , созданные в середине пятнадцатого века и тщательно изображающие развитие семи смертных грехов , считаются одними из лучших в готическом стиле. [ 59 ] Монументальные изображения начали появляться в церквях с тринадцатого века, обычно они были полностью раскрашенными и позолоченными. Многие из них были основателями и покровителями церквей и часовен, в том числе представители духовенства, рыцари и часто их жены. В отличие от Англии, где мода на каменные памятники уступила место гравюрам на латуни, их продолжали производить до конца средневековья, причем самая большая группа датируется пятнадцатым веком, [ 60 ] [ 61 ] включая тщательно продуманные гробницы Дугласа в городе Дуглас . [ 58 ] Иногда привлекались лучшие континентальные художники, как, например, для Роберта I сложной гробницы в Данфермлинском аббатстве , которая была создана при его жизни парижским скульптором Томасом Шартрским, но от которой сейчас сохранились лишь фрагменты. [ 56 ] Самая большая группа сохранившихся скульптур этого периода происходит из Вест-Хайленда, начиная с четырнадцатого века на Ионе под патронажем Лорда островов и продолжаясь до Реформации. Распространенными мотивами были корабли, мечи, арфы и романский узор из виноградных листьев с кельтскими элементами. [ 62 ] Сохранившуюся резьбу по дереву можно увидеть в Королевском колледже, Абердине и Данблейнском соборе . [ 63 ]

Два светских небольших сундучка с резными панелями из китового уса и металлической фурнитурой иллюстрируют некоторые аспекты шотландского искусства. Шкатулки Эглингтона и Файфа очень похожи и, вероятно, были изготовлены в одной мастерской около 1500 года как шкатулки для таких ценных вещей, как драгоценности или документы. Общая форма шкатулок соответствует французским образцам, а замки и металлические ленты украшены в готическом стиле «простыми украшениями из флёронов и испорченных яиц и дротиков », а панели из китового уса рельефно вырезаны с использованием поздней формы островного переплетения , характерного для ремешков. позднесредневековой Западной Шотландии. [ 64 ] Фигура Skye Chess представляет собой единую сложную фигуру из резной моржовой кости, на которой изображены два воина с геральдическими щитами в обрамлении ажурной растительности. Считается, что это шотландская пьеса середины тринадцатого века, имеющая черты, схожие как с английскими, так и с норвежскими произведениями. [ 65 ]

Ранняя современная эпоха

[ редактировать ]

Шестнадцатый век

[ редактировать ]
Резьба на дубовой панели середины XVI века из дома в Данди.

Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате Реформации иконоборчества с почти полной потерей средневековой религиозной скульптуры. [ 66 ] В Вест-Хайленде, где существовала наследственная каста скульпторов-монументалистов, неопределенность и потеря покровительства, вызванные отказом от памятников в эпоху Реформации, означали, что они перешли в другие ветви гэльских ученых орденов или занялись другими занятиями. Отсутствие передачи навыков резьбы заметно по ухудшению качества, когда надгробия были введены в эксплуатацию в следующий раз в начале семнадцатого века. [ 67 ] По мнению Н. Прайора, характер шотландской Реформации мог иметь более широкие последствия, ограничивая создание культуры публичного проявления и означая, что искусство было направлено на более строгие формы выражения с упором на частную и домашнюю сдержанность. [ 68 ]

Хотя традиция резьбы по камню и дереву в церквях в значительной степени прекратилась во время Реформации, она продолжалась в королевских дворцах, больших домах знати и даже в более скромных домах лордов и горожан . [ 69 ] четырнадцатого века Замысловатая крышка Бьютского лабиринта , вырезанная из цельного куска китовой кости, вероятно, была создана в начале шестнадцатого века. [ 70 ] Есть также искусно выгравированная чашка Кэдболла и лабиринт Галлоуэя, которые датируются серединой шестнадцатого века. [ 71 ] В замке Стерлинг резьба по камню королевского дворца времен правления Якова V взята по немецким образцам, [ 72 ] и, как, например, сохранившиеся резные дубовые портретные медали из Палаты присутствия короля, известные как «Головы Стерлинга», они включают в себя современные, библейские и классические фигуры. [ 73 ] Они, а также сложный фонтан эпохи Возрождения во дворце Линлитгоу (ок. 1538 г.), позволяют предположить, что в начале шестнадцатого века при дворе существовала мастерская с установленным оборудованием. [ 63 ] Французский резчик по дереву Эндрю Мансиун работал при дворе и присоединился к Эдинбургской ремесленной корпорации, обучая учеников. [ 74 ] Некоторые из лучших образцов домашней резьбы по дереву представлены на панелях Битона, которые, возможно, были сделаны для частных квартир кардинала Битона в замке Сент-Эндрюс, а затем установлены в столовой дома Бальфура в Файфе. [ 63 ] [ 75 ]

Семнадцатый век

[ редактировать ]
Арифметика из сада замка Эдзелль.

Начиная с семнадцатого века, когда домашняя архитектура дворянства все больше ориентировалась на комфорт, а не на укрепление, в резных фронтонах, каминах, геральдических гербах и классических мотивах широко использовалась резьба. Стали также использовать штукатурку, часто изображающую цветы и херувимов. [ 76 ] Богатое резное украшение обычных домов было обычным явлением в тот период. Существует также геральдическая резьба, такая как королевский герб во дворце Холируд , созданный голландским художником Якобом де Ветом в 1677 году. [ 63 ] Сложная резьба использовалась в замке Хантли , перестроенном для Джорджа Гордона, 1-го маркиза Хантли (1562–1636) в начале семнадцатого века, на деревянных панелях, ориентированных на геральдические изображения. Их « папский » подтекст привел к тому, что в 1640 году они были повреждены оккупационной армией Ковенантера . [ 77 ] Традиция резьбы также сохранилась в таких работах, как резные каменные панели в саду замка Эдзелл (около 1600 г.), где есть изображения семи кардинальных добродетелей , семи свободных искусств и семи планетарных божеств ; ныне утраченная резьба, сделанная для университетов Эдинбурга и Глазго, а также на многих искусно выполненных солнечных часах семнадцатого века, например, в аббатстве Ньюбатл . [ 63 ]

Многие величественные гробницы шотландской знати находились в Вестминстерском аббатстве , а не в шотландских церквях. [ 78 ] Исключения включают две гробницы, спроектированные уроженцем Фламандии Максимилианом Кольтом (ум. после 1641 г.), ведущим скульптором английского якобинского двора, для Джорджа Хоума, 1-го графа Данбара в приходской церкви Данбара (ок. 1611 г.) и Дэвида Мюррея. 1-й виконт Стормонт в дворцовой часовне в Сконе (ок. 1618 г.). У обоих есть коленопреклоненная фигура, заимствованная из иконографии Тюдоров. [ 79 ] С конца века находится памятник убитому Джеймсу Шарпу (1618–1679), архиепископу Сент-Эндрюсу в церкви Святой Троицы в Сент-Эндрюсе . Грандиозная гробница, вероятно, высеченная в Нидерландах, изображает молящегося архиепископа над резными картинами его мученичества в окружении коринфских колонн . [ 78 ] Есть также барочные гробницы Джеймса Дугласа, 2-го герцога Куинсберри в Дурисдире , Дамфрисшир, и Уильяма Дугласа, 3-го герцога Гамильтона Сент-Брайд в Ботвелле , Ланаркшир (обе построены около 1695 года), которые столь же грандиозны, как и любые современные гробницы. памятник в Англии. [ 80 ]

Справедливость и милосердие, вырезанные Александром Милном для здания парламента.

Члены семьи Милн доминировали в королевском строительстве и каменной кладке в Шотландии в первой половине семнадцатого века. Джон Милн (ок. 1589–1657) завершил статую Якова VI, начатую Бенджамином Ламбертом после смерти последнего в 1616 году, и его самой известной работой были солнечные часы в Холируде (1633 г.). Александр Милн (ум. 1643) был прежде всего скульптором и в 1635 году выполнил королевский герб над входом в здание парламента, а два года спустя - две фигуры Справедливости и Милосердия на том же здании. [ 81 ]

Как и в Англии, в скульптуре конца XVII века доминировали иностранные специалисты. Родившийся в Голландии Гринлинг Гиббонс (1648–1721) поставил четыре большие свинцовые статуи для замка Глэмис , а в 1701 году он поставил семь частей дымохода для дома Далкейт , в том числе одну из красного и белого мрамора с историей Нептуна и Галатеи . [ 82 ] Конная статуя Карла II возле здания парламента (1684/5) была точной копией бронзовой статуи Гиббона в Виндзоре, первой в Великобритании, изображавшей монарха в классической одежде. [ 80 ] Джон Ван Ост (1680–1729) поставил свинцовые садовые скульптуры для дома Хоптаун и замка Драмланриг . Сэр Уильям Брюс (ок. 1630–1710), ведущий шотландский архитектор семнадцатого века, отдал предпочтение голландским резчикам за создание дома Кинросс есть гирлянды , трофеи и рог изобилия в Файфе, где вокруг дверных проемов и ворот . Возможно, в их число входил Ян ван Сант Воорт, голландский резчик, который, как известно, жил в Лейте, который предоставил Брюсу резную геральдическую дверь в 1679 году и работал над восстановлением Брюсом дворца Холируд. С 1674 года лондонские штукатуры Джордж Данстерфилд (фл. 1660–76) и Джон Хоулберт (фл. 1674–79) работали на Брюса в Тирлстейне , Бервикшире и в Холирудхаусе. Данстерфилд также действовал в Балкаски , Файф и, вероятно, в замке Келли , Файф. [ 82 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

восемнадцатый век

[ редактировать ]
Портрет Джеймса Тэсси работы Дэвида Аллана , ок. 1781 г.

После Актов Союза 1707 года в Шотландии было очень мало покровительства большим и дорогим произведениям искусства. Королевская семья проводила очень мало времени и денег в шотландских дворцах, и многие шотландские дворяне следовали за королевским двором в Англию, стремясь инвестировать в скульптуры для своих резиденций в Лондоне, а не в свои поместья в Шотландии. [ 78 ] В конце восемнадцатого века развитие Гранд-тура привело молодых шотландских аристократов на континент, особенно в Рим, где проживали изгнанные якобиты Стюарты, и привело к покупке художественных произведений, включая скульптуру, и интересу к классическим стилям и стилям эпохи Возрождения. [ 83 ] Во второй половине века шотландцы стали основными фигурами в торговле античной скульптурой, особенно Гэвин Гамильтон (1723–1798), Колин Морисон (1732–1801) и Джеймс Байрс (1734–1817), что сделало их арбитрами британских вкус в этой области. Однако единственной крупной шотландской коллекцией мрамора до девятнадцатого века была коллекция Джеймса Джонстона, 2-го маркиза Аннандейла . [ 84 ]

С ростом гражданского развития рос спрос на публичные скульптуры, часто под патронажем государственных учреждений, таких как ведущая фигура Георга II в недавно основанном Королевском лазарете в Эдинбурге в 1753 году или фигура судьи Дункана Форбса. для Внешнего здания парламента в 1752 году. Популярным стал и портретный бюст, предназначенный для внутренней экспозиции. К середине века нарисованным портретам стали отдавать предпочтение среди аристократии. [ 85 ] Как и в Англии, заказы на создание новых скульптур, как правило, выполнялись из относительно дешевого свинца и даже более экономичной окрашенной или позолоченной штукатурки. штукатурка двора Джона Чира Особым спросом пользовалась в Лондоне. Также важной была работа со двора Джона Бэкона (1740–1799), который поставил памятник Роберту Дандасу (ум. 1787) в Бортвикской церкви и памятник миссис Аллардайс (ум. 1787) в Западной церкви в Абердине . Бэкон также был партнером фабрики искусственного камня г-жи Элеоноры Коуд в Ламбете в Лондоне. В результате была получена керамика цвета желтого цвета, которую можно было формовать для получения мелких деталей и обжигать по частям, но она была невосприимчива к морозу и огню. Гораздо более дешевый, чем резной камень, Coadstone использовался для изготовления сфинксов, балюстрад , капителей , гербов, табличек, декоративных ваз, церковных памятников и купелей. Он широко использовался братьями Адам , особенно в домах, которые они построили в Шотландии, таких как Каллен , Банф, Замок Калзин , Эйршир, Замок Данбар , Восточный Лотиан, Регистрационный дом. , Эдинбург, Госфорд-Хаус , Восточный Лотиан и Веддерберн , Бервикшир. Помимо поставок скульптур, канделябров и циппи , семья Адам поставляла проекты компании Carron , основанной в 1759 году, которая производила широкий ассортимент изделий из железа, включая печи, сейфы, вазы и планшеты. [ 83 ]

С конца восемнадцатого века есть несколько примеров работ шотландских художников. В их число входили статуи друидов на портике вырезанные дома Пеникуик, неким «Вилли Джинсом» в 1776 году; мраморный бюст Джеймса Гиллеспи работы малоизвестного Роберта Берна (1790–1816) и бронзовая фигура в римских доспехах в Городских палатах Эдинбурга , которая может представлять Чарльза Эдварда Стюарта или Людовика XV . [ 82 ] Джеймс Тэсси (1735–1799 гг.) родился в Глазго и получил образование каменщика. Он посещал Академию Фулиса, основанную в Глазго в 1754 году братьями-граверами Робертом и Эндрю Фулисами , прежде чем переехать в Дублин, а затем в Лондон. Он разработал формулу изготовления слепков из стекловидной пасты и изготовил слепки античных резных драгоценных камней . Он также производил портретные медальоны, и среди его натурщиков было много ведущих деятелей шотландской интеллектуальной жизни, таких как Адам Смит , Дэвид Хьюм и Генри Реберн . Его медальоны пользовались популярностью, когда производились из Веджвуда яшмы и использовались компанией Carron Company для отливки из железа. [ 86 ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
работы Дэвида Уотсона Стивенсона Статуя Уильяма Уоллеса на внешней стороне памятника Уоллесу

Хотя к началу девятнадцатого века возможности и подготовка художников расширились, шотландская традиция профессиональной скульптуры появлялась медленнее. В первые десятилетия века заказы продолжали получать английские художники, в том числе Сэмюэл Джозеф (1791–1850), который работал в Эдинбурге в 1821–1829 годах и был одним из основателей Шотландской академии. Томас Кэмпбелл (ок. 1790–1858) учился в Лондоне и поселился в Риме, где он получал заказы от посещения британских подданных, прежде чем вернуться в Лондон в 1830 году. Среди его работ в Шотландии был Мемориал Хоптауна (1824–1834 гг.) в Эдинбурге. Лоуренс Макдональд (1799–1878) смог учиться в Попечительской академии в Эдинбурге, а затем в Риме. Он вернулся в Эдинбург из 1827 года, но вернулся в Рим в 1832 году, где проработал до конца своей жизни. Среди его наиболее значительных работ - бюсты генерала Дэвида Бэрда и френолога Джорджа Комба (ок. 1830 г.). [ 87 ]

Было движение за возведение крупных памятников, отражающих национальные чувства и часто ориентированных на национальных деятелей. Проблемный национальный памятник Шотландии в Эдинбурге, предложенный в 1816 году в память о шотландцах, погибших в наполеоновских войнах , был задуман как колонна, арка, церковь и в конечном итоге был смоделирован по образцу Парфенона в Афинах Чарльзом Робертом Кокереллом и Уильямом Генри Плейфэром и перенесен участки от Кургана до Калтон-Хилл , где в 1822 году был заложен первый камень. Это оставалось спорным, и не удалось достичь консенсуса по его дизайну. Памятник Скотту в саду Принсес-стрит (1840–1848 гг.) в Эдинбурге представлял собой сложную конструкцию, построенную в готическом стиле по проекту плотника и архитектора-самоучки Джорджа Мейкла Кемпа . Памятник Уоллесу , оплаченный по общественной подписке и построенный с 1861 по 1869 год, представляет собой башню высотой 166 футов (51 м), возвышающуюся над местом битвы при Стерлингском мосту . [ 88 ]

Первым значительным шотландским скульптором, который продолжил свою карьеру в Шотландии, был Джон Стил (1804–1891). Он обучался в Попечительской академии и в Риме и был избран в Шотландскую академию в 1830 году, когда ему было еще двадцать с небольшим. Первой его работой, получившей значительное внимание общественности, были «Александр и Буцефаз» . Его проект статуи сэра Вальтера Скотта 1832 года был включен в мемориал автора в Эдинбурге. Это положило начало национальной школе скульптуры, основанной на крупнейших деятелях шотландской культуры, а также истории Шотландии и Великобритании. [ 89 ] создала его первым скульптором в Шотландии . Королева Виктория [ 90 ]

Традицию шотландской скульптуры продолжили такие художники, как Патрик Парк (1811–1855), Александр Хэндисайд Ричи (1804–70) и Уильям Колдер Маршалл (1813–94). Это осуществилось в следующем поколении скульпторов, включая Уильяма Броди (1815–1881), Амелию Хилл (1820–1904) и ученика Стилла Дэвида Уотсона Стивенсона (1842–1904). Стивенсон предоставил статую Уильяма Уоллеса на внешней стороне памятника Уоллесу и множество бюстов в галерее героев внутри, в которую входили Роберт Брюс , Джон Нокс , Вальтер Скотт, Роберт Бернс , Джеймс Уотт и Томас Карлайл . Общественная скульптура получила импульс к столетию со дня смерти Бернса в 1896 году. Стивенсон создал статую поэта в Лейте. Хилл произвел один для Дамфриса. Джон Стил изготовил статую для Центрального парка в Нью-Йорке, версии которой были изготовлены для Данди, Лондона и Данидина. Статуи Бернса и Скотта создавались в районах шотландских поселений, особенно в Северной Америке и Австралии, а также в Монреале. . [ 89 ]

В конце девятнадцатого века в Шотландии зародилось движение искусств и ремесел под влиянием Уильяма Морриса , Форда Мэдокса Брауна и Джона Раскина . Все началось с возрождения витражей 1850-х годов, пионером которого был Джеймс Баллантайн (1808–1877). [ 91 ] Это также повлияло на родившегося в Глазго дизайнера и теоретика Кристофера Дрессера (1834–1904), который был одним из первых и наиболее важных независимых дизайнеров, ключевой фигурой в эстетическом движении и крупным участником союзного англо-японского движения. Он производил ковры, керамику, мебель, стекло, графику, изделия из металла, в том числе серебро и гальванику, в том числе угловатый чайник 1879 года. [ 92 ]

Начало двадцатого века

[ редактировать ]
Хью Лоримера » « Богоматерь островов (1957) на Саут-Уисте

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века возникла «Школа Глазго» — термин, который используется для обозначения ряда свободных групп, базирующихся по всему городу. В наиболее важную группу, действующую примерно с 1890 года и известную как «Четверка» или «Школа привидений», входила известный архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928). Они создали своеобразную смесь влияний, в том числе кельтского возрождения , движения искусств и ремесел и японизма , которые нашли одобрение во всем мире современного искусства континентальной Европы и помогли определить стиль модерн . [ 93 ] Помимо важных зданий и картин, Макинтош также создал важные и влиятельные объекты, в том числе его проекты 1904 года для заказного стула для чайных комнат Willow на Сошихолл-стрит в Глазго, основанного на сильно геометрической версии ивы, и его вращающийся книжный шкаф для Hous'hill , который стал прообразом международного стиля следующего поколения. [ 94 ]

Крупный проект Шотландского национального военного мемориала в Эдинбургском замке , построенный Робертом Лоримером (1864–1929) в память о погибших в Первой мировой войне с 1924 по 1927 год, предоставил возможности скульпторам, многие из которых были приглашены из Эдинбургского колледжа искусств. Искусство . В их число входили Перси Портсмут (1874–1953), Элис Мередит Уильямс (1880–1934) и ее муж Моррис Мередит Уильямс (1881–1973), Александр Каррик (1882–1966), Пилкингтон Джексон (1887–1973) и Филлис Боун ( 1894–1972). Проект помог закрепить идеал искусства и ремесла в шотландской скульптуре, который был увековечен учениками Кэррика Томом Уэйленом (1903–75) и Хью Лоримером (1907–93), сыном архитектора Роберта. Лоример некоторое время учился у ведущего скульптора искусств и ремесел Эрика Гилла и внес несколько крупных произведений общественной скульптуры, в том числе гранитную Богоматерь с островов высотой 27 футов (8 м) (1957), расположенную на Саут-Уисте . [ 95 ]

В отличие от преобладающего в Шотландии идеала декоративно-прикладного искусства, влияние современной Европы оказало влияние на скульптуру Дж. Д. Фергюссона , наиболее известного как один из шотландских колористов . Как и в его живописи, его скульптура, как и бронзовый бюст «Истр» (Гимн Солнцу) (1924), воплощает в себе модернистскую чувствительность. [ 95 ] Современные события также сыграли важную роль в карьере Бенно Шоца . Родившийся в Эстонии еврейского происхождения, он первоначально приехал в Глазго в качестве инженера, но перешел на скульптуру, создавая работы под влиянием Огюста Родена и Якоба Эпштейна . [ 95 ] Его работы включали женскую фигуру «Плач» (1943), посвященную страданиям Холокоста . Его влияние расширилось за время его пребывания на посту руководителя отдела скульптуры в Школе искусств Глазго. [ 96 ] Эрик Шильский (1898–1974), родившийся в Англии, работал в существующей традиции лепки и резьбы. [ 97 ] но в его работах была европейская чувствительность, которая оказала особенное влияние в то время, когда он был директором отдела скульптуры в Эдинбургском колледже искусств. [ 98 ]

Конец двадцатого века до наших дней

[ редактировать ]
» Эдуардо Паолоцци ( «Глава изобретений 1989 г.), установленная перед Музеем дизайна на Темзе в Батлерс-Уорф, Лондон.

После Второй мировой войны появилось новое поколение художников, часто находившееся под более прямым влиянием модернизма. Джордж Иннес (1913–70) экспериментировал доколумбовым и кубистским с примитивизмом . Примитивизм также оказал влияние на раннее творчество Уильяма Тернбулла (1922–2012) и Эдуардо Паолоцци (1924–2005), которые встретились в Школе изящных искусств Слейда после войны и оба позже учились в Париже. Тернбулла «Богиня войны» (1956) представляет собой комментарий к ужасам технологической войны, а «Икар» Паэлоцци (1957) посвящен классическому мифу о человеке, перегибающем себя. [ 99 ] Паолоцци стал пионером поп-арта в 1960-х годах, а в 1980-х и 1990-х годах создавал массивные общественные бронзовые скульптуры. [ 99 ] Множество работ, в которых исследуются сопоставления мифа, фэнтези и современного мира. [ 100 ] Творчество Яна Гамильтона Финли (1925–2006) существовало вне какого-либо очевидного движения, но, тем не менее, он стал ключевой фигурой в шотландском искусстве. [ 99 ] Он исследовал границы между скульптурой, гравюрой, литературой (особенно конкретной поэзией ) и ландшафтной архитектурой . Его самая амбициозная работа — сад Маленькой Спарты , открытый в 1960 году, — сочетает в себе пейзаж, скульптуру и текст. [ 101 ] Джордж Уилли (1921–2012) выпустил социально-политические комментаторы, в том числе « Соломенный локомотив» (1987), событие, которое подняло вопросы об упадке тяжелой промышленности и природе колониализма. [ 102 ]

Создание Национальной галереи современного искусства в Эдинбурге в 1960 году предоставило новые возможности для демонстрации скульптуры. Первоначально на территории доминировали два произведения Генри Мура (1898–1886), к которым позже присоединились другие крупные произведения, в том числе работы шотландских художников. [ 96 ] В 1970-е годы зародилось инсталляционное и экологическое искусство . [ 103 ] Члены семьи Бойл ( Марк Бойл , 1934–2005, Джулия Хиллз, 1936 г.р., и двое их детей, Себастьян, 1962 г.р. и Джорджия, 1963 г.р.) создали работы, включающие перформансы и скульптуры из земли. Их проект «Путешествие на поверхность Земли» , начатый в 1967 году, включал воссоздание случайно выбранных участков земной поверхности, призванный бросить вызов идеям репрезентации и объективности. [ 104 ] Недолговечная Керамическая мастерская в Эдинбурге (1970–74) принимала инсталляции Мерилин Смит (р. 1942) и румынского художника Пола Неагу (1938–2004), но продемонстрировала как интерес к этой среде, так и проблемы ее финансирования. [ 103 ] Этому способствовало назначение Дэвида Хардинга (род. 1937) первым заведующим кафедрой экологического искусства Школы искусств Глазго в 1985 году. [ 105 ]

Дэвида Маха » « Большие хайды (1999), Ланаркшир, дань уважения сталелитейной промышленности Шотландии.

В конце двадцатого века новые источники прямого государственного финансирования искусства способствовали расширению экспериментов, включающих аспекты модернизма. Среди скульпторов следующего поколения такие, как Джейк Харви (р. 1948), Дуг Кокер (р. 1945), Эйнсли Юл (р. 1941) и Гэвин Скоби (1940–2012). [ 97 ] В отличие от преобладающих тенденций модернизма и концептуального искусства Сэнди Стоддарт (род. 1959) работает преимущественно над «националистической» фигуративной скульптурой из глины в рамках неоклассической традиции . Он наиболее известен своими гражданскими памятниками, в том числе 10-футовыми (3,0 м) бронзовыми статуями философов Дэвида Юма и Адама Смита (оба 1996 г.) на Королевской миле в Эдинбурге. [ 106 ]

Искусство, основанное на идеях, начало доминировать в шотландской скульптуре с середины 1980-х годов. [ 105 ] Ряд женщин-скульпторов, общественных деятелей искусства и художников-инсталляторов приобрели известность в сфере, где доминировали мужчины. В их число входили Кирсти МакГи (род. 1959), Сибилла фон Халем (род. 1963) и Клэр Барклай (род. 1968), все они окончили факультет экологического искусства в Глазго. [ 107 ] Особое значение имели художники, работавшие в галерее Transmission и журнале Variant в Глазго. Из них Дуглас Гордон получил премию Тернера в 1996 году, а Кристин Борланд (род. 1965) вошла в шорт-лист в следующем году. Среди современных скульпторов, появившихся с 1980-х годов, - Дэвид Мах (род. 1960), работающий в области скульптуры и инсталляции. Он продюсировал работы, в том числе свою книгу «Большие хайды» (1997), в которой содержался комментарий к упадку металлургической промышленности. [ 108 ] Джеймс Ламби (р. 1965) специализируется на красочных скульптурных инсталляциях. [ 109 ] Саймона Старлинга Концептуальное искусство включает в себя Shedboatshed , получивший премию Тернера в 2003 году. [ 110 ] В 2003 году Лэмбинг, Старлинг и Барклай были выбраны представлять недавно переданную Шотландию на Венецианской биеннале , отмечая место Шотландии, и особенно Глазго, как центра европейской художественной культуры. [ 111 ] Группа, возникшая из Школы искусств Глазго в начале 1990-х годов и позже описанная как «Вспыльчивые», включала скульптора Мартина Бойса (р. 1967), [ 112 ] который получил премию Тернера в 2011 году за свою инсталляцию « У слов есть голоса» . [ 113 ]

Скульптурные парки

[ редактировать ]
«Мыслитель», одна из скульптур в парке скульптур Фрэнка Брюса, недалеко от Авимора.
«Наклонная фигура № 1, состоящая из двух частей», работа Генри Мура , Парк скульптур Гленкилн.

Хотя первый парк скульптур в Шотландии был основан в частном порядке в Гленкилне , Дамфрисшир, в 1955 году, полностью застраиваться он начал в конце 1970-х и 1980-х годах. Шотландский фонд скульптур, основанный в 1978 году, в том же году основал Парк скульптур Хайленд. Подобный проект вскоре был начат в Гленши . Мастерская шотландской скульптуры, основанная скульптором Фредом Бушем (1931–2009) в 1979 году, организовала первый Открытый чемпионат Шотландии по скульптуре в замке Килдрамми в 1981 году в Абердиншире, и это мероприятие стало ежегодным. Парк скульптур Крамонда был создан в Эдинбурге в 1985 году для размещения работ смешанной техники, возникающих в художественных школах Шотландии. Парк скульптур Хайленд, Гленши и Крамонд закрылись в течение нескольких лет, но в Шотландии есть множество других парков. [ 114 ] Текущие парки скульптур включают:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Раскопанные признаки древнейших шотландцев» . Новости Би-би-си. 9 апреля 2009 года . Проверено 15 июля 2009 г.
  2. ^ П. Дж. Эшмор, Шотландия неолита и бронзового века: авторитетный и живой отчет о загадочном периоде шотландской предыстории (Лондон: Бэтсфорд, 2003), ISBN   0713475315 , с. 46.
  3. ^ К. Уикхем-Джонс, Оркнейские острова: исторический путеводитель (Берлин, 2007), ISBN   1780270011 , с. 28.
  4. ^ Ф. Линч, Мегалитические гробницы и длинные курганы в Британии (Ботли: Osprey, 1997), ISBN   0747803412 , с. 9.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Резной каменный шар, найденный в Тауи, Абердиншир» , Национальные музеи Шотландии , получено 14 мая 2012 года.
  6. ^ Д. Н. Маршалл, «Резные каменные шары», Труды Общества антикваров Шотландии , 108, (1976/77), стр. 62–3.
  7. ^ Дж. Нил, Г. Ричи и А. Ричи, Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-й конец, 1991), ISBN   0-7486-0291-7 , с. 46.
  8. ^ Перейти обратно: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 10–11.
  9. ^ Уркарт, Франк (21 августа 2009 г.). «Лицом к лицу с 5000-летним «первым шотландцем» » . Эдинбург: Шотландец . Проверено 22 августа 2009 г.
  10. ^ «Третья 5000-летняя статуэтка, найденная на раскопках на Оркнейских островах» . Новости Би-би-си. 28 августа 2012 года . Проверено 28 августа 2012 г.
  11. ^ К. Скарр, Памятники и ландшафт в Атлантической Европе: восприятие и общество в эпоху неолита и раннего бронзового века (Лондон: Routledge, 2002), стр. 125.
  12. ^ В. Г. Чайлд, Предыстория Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1935), стр. 115.
  13. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 12.
  14. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 13.
  15. ^ Дж. Андерсон, (1901) «Уведомление о кладе бронзовых орудий, украшений и гагатовых пуговиц, найденном в Мигдейле, в поместье Скибо, Сазерленд, выставленном обществу г-ном Эндрю Карнеги из Скибо». Труды Общества антикваров Шотландии , получены 21 августа 2011 г.
  16. ^ "Бронзовые браслеты" Национальных музеев Шотландии, получено 29 апреля 2008 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Запись места пещеры Скульптора Ковези» , Историческая комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии , получено 4 марта 2014 г.
  18. ^ И. Армит, «Железный век» в Д. Оманде, изд., Книга Аргайла (Эдинбург: Бирлинн, 2006), ISBN   1-84158-480-0 , с. 58.
  19. ^ Р.Г. Коллингвуд и JNL Майрес, Роман, Британия и английские поселения (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Biblo & Tannen, 2-е изд., 1936), ISBN   978-0-8196-1160-4 , с. 25.
  20. ^ Дж. Нил, Г. Ричи и А. Ричи, Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-й конец, 1991), ISBN   0-7486-0291-7 , с. 119.
  21. ^ «Золото железного века» , Национальные музеи Шотландии , получено 14 мая 2012 г.
  22. ^ Р. Мего и Дж.В.С. Мего, Раннее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии (Бодли: Osprey Publishing, 2-е изд., 2008), ISBN   0747806136 , стр. 72–4.
  23. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 16.
  24. ^ И. Армит, Охота за головами и тело в Европе железного века (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN   0521877563 , стр. 34–5.
  25. ^ WS Hanson, «Римское присутствие: краткие перерывы», в KJ Edwards, IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. – 1000 г. н.э. (Эдинбург. Издательство Эдинбургского университета, 2003), ISBN   0-7486-1736-1 , с. 195.
  26. ^ Перейти обратно: а б «История» , antoninewall.org , получено 25 июля 2008 г.
  27. ^ DJ Breeze, Стена Антонина (Эдинбург: Джон Дональд, 2006), ISBN   0-85976-655-1 , с. 167.
  28. ^ А. Моффат, До Шотландии: История Шотландии до истории (Лондон: Темза и Гудзон, 2005), ISBN   0-500-28795-3 , стр. 297–301.
  29. ^ WS Hanson, «Римское присутствие: краткие перерывы», в KJ Edwards и IBM Ralston, ред., Шотландия После ледникового периода: окружающая среда, археология и история, 8000 г. до н.э. - 1000 г. н.э. (Edinburgh University Press, 2003), стр. 198.
  30. Стена Антонина: Последний рубеж Рима: слайд-шоу , Университет Глазго, The Hunterian , получено 19 апреля 2014 г.
  31. ^ LJF Кеппи, Римские руины Шотландии: введение и справочник (Джон Дональд, 2-е изд., 1998), ISBN   0859761576 , с. 90.
  32. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 16–7.
  33. ^ JNG Ричи и А. Ричи, Шотландия, археология и ранняя история (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1991), ISBN   0748602917 , стр. 161–5.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Дж. Грэм-Кэмпбелл и К.Э. Бэти, Викинги в Шотландии: археологические исследования (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN   0748606416 , стр. 7–8.
  35. ^ Перейти обратно: а б С. Янгс, изд., «Работа ангелов», Шедевры кельтской обработки металлов, 6–9 вв. нашей эры (Лондон: British Museum Press, 1989), ISBN   0714105546 , стр. 26–8.
  36. ^ Л. Р. Лэнг, Позднее кельтское искусство в Великобритании и Ирландии (Лондон: Osprey Publishing, 1987), ISBN   0852638744 , с. 37.
  37. ^ TM Чарльз-Эдвардс, Раннехристианская Ирландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   0521363950 , стр. 331–2.
  38. ^ А. Лейн, «Цитадель первых шотландцев» , Британская археология , 62, декабрь 2001 г. Проверено 2 декабря 2010 г.
  39. ^ С. Янгс, изд., «Работа ангелов», Шедевры кельтской обработки металлов, 6–9 века нашей эры (Лондон: British Museum Press, 1989), ISBN   0714105546 , стр. 109–113.
  40. ^ CR Dodwell , Англосаксонское искусство: новая перспектива (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1982), ISBN   071900926X , стр. 2–4.
  41. ^ К. Э. Карков, Искусство англосаксонской Англии (Boydell Press, 2011), ISBN   1843836289 , с. 5.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Дж. Т. Кох, Кельтская культура: Историческая энциклопедия, тома 1–5 (ABC-CLIO, 2006), ISBN   1851094407 , стр. 915–19.
  43. ^ Д.М. Уилсон, Англосаксонское искусство: от седьмого века до нормандского завоевания (Overlook Press, 1984), стр. 118.
  44. ^ Г. Хендерсон, Искусство раннего средневековья (Лондон: Penguin, 1972), ISBN   0802069843 , стр. 63–71.
  45. ^ Дж. Грэм-Кэмпбелл и К.Э. Бэти, Викинги в Шотландии: археологические исследования (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN   0748606416 , с. 34.
  46. ^ М. Карвер, Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе, 300–1300 гг. Н.э. (Boydell Press, 2006), ISBN   1843831252 , с. 219.
  47. ^ Дж. Джеш, Женщины в эпоху викингов (Boydell & Brewer, 1991), ISBN   0851153607 , с. 14.
  48. ^ К. Холман, Северное [IE Northern] завоевание: викинги в Британии и Ирландии (Signal Books, 2007), ISBN   1904955347 , с. 137.
  49. ^ Л. Лэнг, Археология позднекельтской Британии и Ирландии, около 400–1200 гг. Н.э. (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1975), ISBN   0416823602 , с. 201.
  50. ^ В. Нолан, Л. Ронейн и М. Данлеви, ред., Донегол: История и общество: междисциплинарные очерки истории ирландского графства (География, 1995), ISBN   0906602459 , с. 96.
  51. ^ Дж. Кох, Кельтская культура: Абердинский бревиарий-кельтизм (ABC-CLIO, 2006), ISBN   1851094407 , с. 918.
  52. ^ Дж. Грэм-Кэмпбелл и CE Бэти. Викинги в Шотландии: археологические исследования (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN   0748606416 , с. 90.
  53. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 31.
  54. ^ Р. Н. Суонсон, Возрождение двенадцатого века (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1999), ISBN   0719042569 , с. 155.
  55. ^ Т. М. Дивайн и Дж. Вормальд, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0191624330 , с. 190.
  56. ^ Перейти обратно: а б Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: формирование идентичности (St. Martin's Press, 1997), ISBN   0333567617 , стр. 127–9.
  57. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 57–9.
  58. ^ Перейти обратно: а б И. Д. Уайт и К. А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 гг. (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN   0415029929 , с. 117.
  59. ^ SH Rigby, Спутник Британии в позднем средневековье (Лондон: Wiley-Blackwell, 2003), ISBN   0631217851 , с. 532.
  60. ^ Р. Брайдалл, Монументальные изображения Шотландии: с тринадцатого по пятнадцатый век (Kessinger Publishing, 1895, версия 2010), ISBN   1169232329 .
  61. ^ К. Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Boydell Press, 2006), ISBN   1843831929 , стр. 125–8.
  62. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 34–5.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и Х. Скотт, редактор, Шотландия: краткая история культуры (Mainstream, 1993), ISBN   1-85158-581-8 , с. 208.
  64. ^ В. Гленн, Романский стиль и готика: декоративные изделия из металла и резьба по слоновой кости в Музее Шотландии (Национальные музеи Шотландии, 2003), ISBN   1901663558 , стр. 147 и 186–191.
  65. ^ В. Гленн, Романский стиль и готика: декоративные изделия из металла и резьба по слоновой кости в Музее Шотландии (Национальные музеи Шотландии, 2003), ISBN   1901663558 , стр. 146–147 и 178–181.
  66. ^ А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0-19-162433-0 , стр. 198–9.
  67. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0-7486-1455-9 , с. 331.
  68. ^ Н. Прайор, Музеи и современность: художественные галереи и создание современной культуры (Берг, 2002), ISBN   1-85973-508-8 , с. 102.
  69. ^ Дж. Варрак, Домашняя жизнь в Шотландии, 1488–1688: Очерк развития мебели и домашнего использования (1930, Забытые книги, переиздание, 2012), стр. 76–82.
  70. ^ Х. Фотрингем, Шотландское золото и серебро (Лондон: Пеликан, 2-е изд., 1999), ISBN   1-4556-1170-0 , с. 54.
  71. ^ «Ренессанс» , Национальные музеи Шотландии , получено 24 апреля 2014 г.
  72. ^ К. Маккин, Шотландский замок (Саттон, 2-е изд., 2004 г.), ISBN   0-7509-3527-8 , стр. 90.
  73. ^ Дж. Данбар, The Stirling Heads (Лондон: RCAHMS / HMSO , 1975), ISBN   0-11-491310-2 , с. 21.
  74. ^ Майкл Пирс, «Французский мебельщик и «куртуазный стиль» в Шотландии шестнадцатого века», Regional Furniture , 32 (2018), стр. 127-134.
  75. ^ «Одна из «панелей битонов»» , Национальные музеи Шотландии , получено 24 апреля 2014 г.
  76. ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN   0-85263-748-9 , с. 68.
  77. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 46.
  78. ^ Перейти обратно: а б с Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 9.
  79. ^ Д. Ховарт, «Скульптура и Шотландия 1540–1700», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990 » (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 28.
  80. ^ Перейти обратно: а б Д. Ховарт, «Скульптура и Шотландия 1540–1700», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 29.
  81. ^ Д. Ховарт, «Скульптура и Шотландия 1540–1700», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990 » (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , стр. 28–9.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , стр. 13–14.
  83. ^ Перейти обратно: а б Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , стр. 14–15.
  84. ^ Б. Скиннер, «Шотландское знание и большое турне» в книге Ф. Пирсона, изд., « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , стр. 39–40.
  85. ^ М. Бейкер, «Правильные украшения для библиотеки или грота»: лондонские скульпторы и их шотландские покровители в восемнадцатом веке» в издании Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи) . Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 47.
  86. ^ Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 16.
  87. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 90–1.
  88. ^ К. Уизерс, «Памятники», в изд. М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0-19-969305-6 , стр. 427–8.
  89. ^ Перейти обратно: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 125–7.
  90. ^ «Необычный скульптор» , Правительство Шотландии , 30 декабря 2008 г.
  91. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 151.
  92. ^ Х. Лайонс, Кристофер Дрессер: Народный дизайнер - 1834–1904 (Клуб коллекционеров антиквариата, 2005), ISBN   1851494553 .
  93. ^ С. Чуди-Мадсен, Стиль модерн: подробное руководство (Минеола, Нью-Йорк: Courier Dover, 2002), ISBN   0-486-41794-8 , стр. 283–4.
  94. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 144–5.
  95. ^ Перейти обратно: а б с М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 170.
  96. ^ Перейти обратно: а б Д. Холл, «Двадцатый век» в книге Ф. Пирсона, изд., « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , стр. 115 и 119.
  97. ^ Перейти обратно: а б Д. Макмиллан, «Культура: современность 1914–1914 годов: искусство», в издании М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0199693056 , стр. 153–4.
  98. ^ Д. Холл, «Двадцатый век» в книге Ф. Пирсона, изд., Добродетель и видение: Скульптура в Шотландии 1540–1990 (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0903598140 , с. 115.
  99. ^ Перейти обратно: а б с М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , стр. 179–80.
  100. ^ Л. А. Роуз, М. Макарун, В. Кроу (Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, 12-е изд., 2012), ISBN   1-119-99276-1 , с. 25.
  101. ^ К. Джонсон (31 марта 2006 г.), «Умер Ян Гамильтон Финли, 80 лет, поэт и художник-концептуалист» , The New York Times. [ мертвая ссылка ]
  102. ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 202.
  103. ^ Перейти обратно: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 203.
  104. ^ А. Патрицио, Современная скульптура в Шотландии (Сидней: Дом мастера, 1999), ISBN   905703431X , с. 22.
  105. ^ Перейти обратно: а б М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0500203334 , с. 206.
  106. К. Аслет, «Александр Стоддарт: говорящие статуи», The Daily Telegraph , получено 12 июля 2008 г.
  107. ^ А. Патрицио, Современная скульптура в Шотландии (Сидней: Дом мастера, 1999), ISBN   905703431X , с. 13.
  108. ^ П. Купперс, Шрам видимости: медицинские представления и современное искусство (Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press, 2007), ISBN   0-8166-4653-8 , с. 61.
  109. ^ К. Ричардсон, Шотландское искусство с 1960 года: исторические размышления и современные обзоры (Олдершот: Эшгейт, 2011), ISBN   0-7546-6124-5 , с. 177.
  110. ^ Р. Пулер, Границы современного искусства (Арена, 2013), ISBN   1909421014 , с. 67.
  111. ^ К. Ричардсон, Шотландское искусство с 1960 года: исторические размышления и современные обзоры (Олдершот: Эшгейт, 2011), ISBN   0754661245 , стр. 165–6.
  112. ^ Н. Малхолланд, Культурная революция: искусство в Великобритании в конце двадцатого века (Олдершот: Эшгейт, 2003), ISBN   0-7546-0392-X , с. 144.
  113. ^ Шарлотта Хиггинс, главный обозреватель по искусству (5 декабря 2011 г.). «Мартин Бойс выигрывает премию Тернера 2011» . Хранитель . Проверено 3 апреля 2014 г.
  114. ^ А. Патрицио, Современная скульптура в Шотландии (Сидней: Дом мастера, 1999), ISBN   905703431X , стр. 8–9.
  115. ^ «Международный справочник парков и садов скульптур» / По местоположению / Европа / Великобритания / Шотландия », Биркбек, Лондонский университет, получено 20 апреля 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9274ce4532b1f884abfb8714e8da8a5__1697191020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/a5/d9274ce4532b1f884abfb8714e8da8a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sculpture in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)