Jump to content

Шотландское искусство восемнадцатого века

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Интимный портрет его второй жены Маргарет Линдсей работы Аллана Рамзи , 1758 год.

Шотландское искусство восемнадцатого века — это совокупность изобразительного искусства, созданная в Шотландии шотландцами или на шотландские сюжеты в восемнадцатом веке. В этот период наблюдался рост профессионализации: в Эдинбурге и Глазго были созданы художественные академии. Искусство все больше находилось под влиянием неоклассицизма , эпохи Просвещения и к концу века романтизма , при этом Италия стала крупным центром шотландского искусства.

Истоки традиции шотландской пейзажной живописи лежат в причудах итальянских и голландских пейзажей, предпринятых Джеймсом Нори и его сыновьями. В дальнейшем они были развиты Джейкобом Мором , который добавил романтической чувственности шотландскому пейзажу. Александр Нэсмит помог основать шотландскую пейзажную традицию и как преподаватель в Эдинбурге оказал большое влияние на последующее поколение художников. Джон Нокс связал его с романтическими историческими мифотворческими романами Вальтера Скотта и был одним из первых художников, проявивших интерес к городскому пейзажу Глазго. Уроженцы Абердина Джон Александр и Уильям Моссман были ведущими художниками-портретистами первой половины века. Аллан Рамзи стал ведущим художником-портретистом середины века и членом королевской семьи, известным своими интимными изображениями. К концу века Генри Реберн стал ведущим портретистом и одним из первых художников, проведших большую часть своей карьеры в Шотландии, расширив свой диапазон до ведущих деятелей Просвещения и наиболее известных своими изображениями Министр фигурного катания .

Неоклассицизм был инициирован Гэвином Гамильтоном и его протеже, братьями Джоном и Александром Рансимэнами и Дэвидом Алланом . Александр Рансиман был пионером исторической живописи , а Алан помог развить жанровое искусство , оба из которых будут подхвачены шотландскими художниками в следующем столетии. После Актов Союза 1707 года в Шотландии было очень мало покровительства большим и дорогим произведениям искусства. С ростом гражданского развития рос спрос на общественную скульптуру, и портретный бюст также стал популярным. Заказы новых скульптур, как правило, выполнялись из относительно дешевого свинца и даже более экономичного окрашенного или позолоченного гипса. С конца восемнадцатого века есть несколько примеров работ шотландских художников.

Профессионализация

[ редактировать ]

Многие шотландские художники начала восемнадцатого века оставались в основном ремесленниками. Картина Родерика Чалмерса (1709–1730 гг.) «Эдинбургские торги» (1720 г.) изображает самого художника, возможно, по иронии судьбы, среди стекольщиков, мастеров и каменщиков города. [ 1 ] Томас Уоррендер (1673–1713 гг.) создал « Аллегорический натюрморт» (после 1708 г.) с доской для писем, который, по-видимому, является комментарием к унии 1707 г., но он зарабатывал на жизнь декоратором дома, тесно сотрудничая с архитекторами. включая Уильяма Адама . [ 2 ] Возможно, он обучал Джеймса Нори (1684–1757), который вместе со своими сыновьями Джеймсом (1711–1736) и Робертом (ум. 1766) нарисовал дома пэров шотландскими пейзажами, которые представляли собой стилизацию итальянских и голландских пейзажей. [ 3 ] Они стали наставниками многих художников, и им приписывают зарождение традиции шотландской пейзажной живописи , которая получила свое развитие в конце восемнадцатого века. [ 4 ] Художники Аллан Рамзи (1713–84), Гэвин Гамильтон (1723–98), братья Джон (1744–68/9) и Александр Рансимен (1736–85), Джейкоб Мор (1740–93) и Дэвид Аллан (1744–1744). 96), в основном начинались в традициях Нори, но были художниками европейского значения, проводившими значительную часть своей карьеры за пределами Шотландии. [ 5 ] Генри Реберн (1756–1823) был самым значительным художником того периода, всю свою карьеру проведшим в Шотландии. Он родился в Эдинбурге и вернулся туда после поездки в Италию в 1786 году. [ 6 ]

В 1729 году в Эдинбурге была основана первая академия искусств в Шотландии как Академия Святого Луки, вдохновленная гильдиями Святого Луки по всей Европе и, в частности, Академией Сан-Лука в Риме. Президентом был Джордж Маршалл, художник натюрмортов и портретов, а казначеем и мастером рисования - гравер Ричард Купер- старший (1701-1764). Его спонсорами были Нори-старший, поэт Аллан Рамзи и Уильям Адам. Среди других членов были ученик Купера Роберт Стрэндж , двое младших Нори, художники-портретисты Джон Александр (ок. 1690–1733) и Аллан Рамзи, сын поэта (1713–84). [ 7 ] Академия возникла в результате сотрудничества Ричарда Купера в Эдинбургском университете с анатомом Александром Монро ( 1697-1767 ), где он и второстепенный художник Уильям Робертсон (или Робинсон) рисовали и гравировали анатомические образцы для публикации в «Медицинских очерках» между 1733 и 45. Успех группы был несколько ограничен ее связями с якобитизмом , когда Стрэндж печатал банкноты для повстанцев, но, что особенно важно, она предоставляла возможности для рисования с натуры в классе анатомии Монро до смерти Купера в 1764 году. [ 8 ] Академия Фулис была основана в Глазго в 1754 году братьями-граверами Робертом и Эндрю Фулисами , а в Эдинбурге Попечительский совет по рыболовству, производству и улучшениям в Шотландии учредил в 1760 году Академию рисования попечителей, что указывает на то, что искусство теперь стало частью общественной жизни. и не только аристократическое покровительство. [ 9 ]

Растущее значение искусства можно увидеть на должности Королевского художника и Лимнера , созданной в 1702 году для Джорджа Огилви. В обязанности входило «рисование изображений личности нашего [Монарха] или наших преемников или других членов нашей королевской семьи для украшения наших домов и дворцов». Однако с 1723 по 1823 год эту должность занимала синекура членов семьи Аберкромби, не обязательно связанных с художественными способностями. [ 10 ]

[ редактировать ]
Автопортрет Джейкоба Мора

Все основные художники того периода в той или иной степени находились под влиянием форм неоклассицизма , которые возродили греческие и римские формы художественного выражения. [ 5 ] Италия стала важной отправной точкой для шотландских художников: известно, что более пятидесяти художников и архитекторов путешествовали туда в период 1730–1780 годов в рамках Гранд-тура , чтобы рисовать, пробовать искусство и учиться у итальянских мастеров. [ 5 ] С таким количеством приезжающих или проживающих здесь художников Рим стал почти « Третьей Академией») . для шотландцев [ 11 ] Во второй половине века шотландцы стали основными фигурами в торговле античной скульптурой, особенно Гэвин Гамильтон, Колин Морисон (1732–1801) и Джеймс Байрс (1734–1817), что сделало их арбитрами британского вкуса в этой области. Однако единственной крупной шотландской коллекцией мрамора до девятнадцатого века была коллекция Джеймса Джонстона, 2-го маркиза Аннандейла . [ 12 ]

Шотландские художники конца восемнадцатого века находились под сильным влиянием эпохи Просвещения , которая подчеркивала рационализм и человеческие исследования, главным центром влияния которых была Шотландия. Такие художники, как Алан Рэмси, вместе с философами Дэвидом Юмом и Адамом Смитом сформировали «Избранное общество» и создали свой «Диалог о вкусе» , который внес большой вклад в изучение эстетики. [ 9 ] Шотландия также сыграла важную роль в зарождении романтического движения благодаря публикации « Джеймса Макферсона цикла » Оссианского , который был провозглашен кельтским эквивалентом классического эпоса . «Фингал» , написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его глубокая оценка природной красоты и меланхолическая нежность обращения с древней легендой сделали больше, чем какое-либо отдельное произведение, для возникновения романтического движения в Европе, и особенно в Немецкая литература, оказавшая влияние на Гердера и Гете . [ 13 ]

Джейкоба Мора : «Водопад Клайда» Корра Линн , ок. 1771 г.

Нори Истоки традиции шотландской пейзажной живописи лежат в каприччио или стилизации итальянских и голландских пейзажей. [ 3 ] Якоб Мор, обучавшийся у Нори, переехал в Италию в 1773 году и известен главным образом как художник-пейзажист. [ 3 ] В этот период произошел сдвиг в отношении к Хайленду и горным ландшафтам в целом: от рассмотрения их как враждебных, пустых регионов, населенных отсталыми и маргинальными людьми, к интерпретации их как эстетически приятных образцов природы, населенных суровыми примитивами, которые теперь изображались в драматической форме. [ 14 ] Серия из четырех картин Мора «Водопад Клайда» (1771–1773), созданная перед отъездом в Италию, была описана историком искусства Дунканом Макмилланом как рассматривающая водопады как «своего рода природный национальный памятник» и рассматривалась как ранний работать над развитием романтического восприятия шотландского пейзажа. [ 14 ]

Александр Нэсмит посетил Италию и работал в Лондоне, но большую часть своей карьеры вернулся в родной Эдинбург. Он создал работы в самых разных формах, включая портрет поэта-романтика Роберта Бернса , на котором он изображен на драматическом шотландском фоне, но его больше всего помнят за его пейзажи, и в Оксфордском словаре искусств он описан как «основатель шотландская пейзажная традиция». [ 15 ] Он также был очень влиятельным преподавателем в Академии рисования попечителей в Эдинбурге. [ 16 ] Творчество Джона Нокса (1778–1845) продолжило тему пейзажа, напрямую связав ее с романтическими произведениями Вальтера Скотта . [ 17 ] Он также был одним из первых художников, которые проявили большой интерес к изображению городского пейзажа Глазго. [ 18 ] Александр Рансиман был, вероятно, первым художником, нарисовавшим шотландские пейзажи акварелью в более романтическом стиле, возникшем к концу века. [ 19 ]

Портретная живопись

[ редактировать ]
Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон , традиционно приписываемый Генри Реберну (1756–1823).

Уроженцы Абердина Джон Александр и Уильям Моссман были ведущими художниками-портретистами первой половины века. Джон Александр родился в Абердине и был правнуком художника-портретиста Джорджа Джеймсона . Он учился в Лондоне и Риме, вернувшись в Шотландию около 1720 года. [ 20 ] Его младший современник Уильям Моссман (1700–1771) также был родом из Абердина и учился в Риме. Оба работали преимущественно на северо-востоке своего родного города, но также нарисовали многих деятелей Эдинбурга раннего Просвещения. Самая известная работа Александра включала портрет Джорджа Драммонда, лорда -мэра Эдинбурга (1756 г.), который был ответственным за создание Нового города в Эдинбурге, и Королевского лазарета , который показан на заднем плане картины. Работа Мосмана включала его портрет Джона Кэмпбелла из Банка (1749), который был главным кассиром Королевского банка Шотландии и вигом , но изображен в недавно запрещенном горском платье . Из-за своих симпатий к якобитам Александр был вынужден уехать на континент после восстания 1745 года, и в Риме он зарабатывал на жизнь, рисуя собравшихся там якобитских эмигрантов, прежде чем вернуться через несколько лет. [ 1 ]

Аллан Рамзи учился в Швеции, Лондоне и Италии, а затем обосновался в Эдинбурге, где он зарекомендовал себя как ведущий портретист шотландской знати и написал портреты многих крупных деятелей шотландского Просвещения, в том числе своего друга, философа Дэвида Юма. и приехавший в гости Жан-Жак Руссо . После второго визита в Италию он переехал в Лондон в 1757 году, а с 1761 года был главным художником Ординара Георга III . Теперь он сосредоточился на королевских портретах, которые король часто дарил послам и губернаторам колоний. Его работы рассматривались как предвосхищение величественной манеры Джошуа Рейнольдса , но многие из его ранних портретов, особенно женских, представляют собой менее формальные и более интимные исследования. [ 21 ]

Ведущим портретистом второй половины века был Генри Реберн (1756–1823). Он был первым значительным художником, всю свою карьеру проведшим в Шотландии. Он родился в Эдинбурге и вернулся туда после поездки в Италию в 1786 году. Он наиболее известен своими интимными портретами ведущих деятелей шотландской жизни, выходящими за рамки аристократии и заканчивающимися юристами, врачами, профессорами, писателями и министрами. [ 6 ] добавление элементов романтизма к великих манер традиции Джошуа Рейнольдса . Самая известная картина, приписываемая ему, — «Преподобный Роберт Уокер, катающийся на коньках на озере Даддингстон» , известная как «Министр конькобежного спорта» . [ 22 ] Он стал рыцарем в 1822 году и королевским художником и литератором в 1823 году, что ознаменовало возвращение на пост, связанный с производством произведений искусства. [ 6 ]

Неоклассизм и жанровая живопись

[ редактировать ]
Дэвид Аллан , Свадьба в Хайленде, Блэр Атол (1780)

Гэвин Гамильтон провел почти всю свою карьеру в Италии и стал новатором неоклассического художника исторических и мифических тем, включая изображения сцен из Гомера » «Илиады , а также был неофициальным наставником британских художников, одним из первых археологов и антикваров. [ 23 ] Многие из его работ можно рассматривать как размышления эпохи Просвещения о происхождении общества и политики, включая смерть Лукреции (1768 г.), событие, которое считалось решающим для рождения Римской республики . Его классицизм оказал большое влияние на французского художника Жака-Луи Давида (1748–1825). [ 24 ]

Джон и Александр Рансиманы завоевали репутацию художников мифологических и исторических тем. Они отправились в Италию, где работали с Гамильтоном. Джон умер в 1768/9 году, и Александр вернулся домой. Его самые известные работы, представленные в виде офортов, были мифологическими. [ 25 ] В его версии «Происхождения живописи» (1773 г.), изображающей историю Плиния о молодой коринфской женщине, очерчивающей тень на стене, ее рукой руководил Купидон , предполагая, что окончательной мотивацией для искусства была любовь. Два года спустя ту же тему нарисовал другой протеже Гамильтона, Дэвид Аллан. [ 26 ] В конце восемнадцатого века Оссиан стал обычным предметом для шотландских художников, и его работы выполнялись, в частности, Александром Рансиманом и Дэвидом Алланом. [ 25 ] [ 27 ]

Александр также создал один из самых ранних образцов шотландской исторической картины, показывающий побег Марии, королевы Шотландии из замка Лох-Левен , который стал основной формой в девятнадцатом веке. [ 28 ] Аллан вернулся в Эдинбург в 1780 году, стал директором и магистром Академии художеств в 1786 году. Здесь он создал свою самую известную работу с иллюстрациями на темы из шотландской жизни, за что получил титул «Шотландский Хогарт». [ 27 ] В их число входили «Свадьба в Хайленде», «Блэр Атол» Аллана Рэмси-старшего (1780 г.) и иллюстрации к «Нежному пастырю» (1788 г.). [ 26 ] Эти темы подхватил Дэвид Уилки (1785–1841), которого часто называют основателем британской традиции жанровой живописи. [ 29 ]

Скульптура

[ редактировать ]
Портрет Джеймса Тэсси работы Дэвида Аллана , ок. 1781 г.

После Актов об унии 1707 года королевская семья проводила очень мало времени и денег в шотландских дворцах, и многие шотландские дворяне последовали примеру королевского двора в Англию, стремясь вкладывать средства в скульптуры для своих резиденций в Лондоне, а не в свои поместья в Шотландии. . [ 30 ] С ростом гражданского развития рос спрос на публичные скульптуры, часто под патронажем государственных учреждений, таких как ведущая фигура Георга II в недавно основанном Королевском лазарете в Эдинбурге в 1753 году или фигура судьи Дункана Форбса. для Внешнего здания парламента в 1752 году. Популярным стал и портретный бюст, предназначенный для внутренней экспозиции. К середине века среди аристократии скульптуре стали отдавать предпочтение живописным портретам. [ 31 ]

Как и в Англии, заказы на новые скульптуры, как правило, выполнялись из относительно дешевого свинца и еще более экономичного окрашенного или позолоченного гипса. штукатурка двора Джона Чира Особым спросом пользовалась в Лондоне. Также важной была работа со двора Джона Бэкона (1740–1799), который поставил памятник Роберту Дандасу (ум. 1787) в Бортвикской церкви и памятник миссис Аллардайс (ум. 1787) в Западной церкви в Абердине . Бэкон также был партнером фабрики искусственного камня г-жи Элеоноры Коуд в Ламбете в Лондоне. В результате была получена керамика цвета желтого цвета, которую можно было формовать для получения мелких деталей и обжигать по частям, но она была невосприимчива к морозу и огню. Гораздо более дешевый, чем резной камень, камень Коад использовался для изготовления сфинксов, балюстрад , капителей , гербов, табличек, декоративных ваз, церковных памятников и купелей. Он широко использовался братьями Адам , особенно в домах, которые они построили в Шотландии, таких как Каллен , Банф, Замок Калзин , Эйршир, Замок Данбар , Восточный Лотиан, Регистрационный дом. , Эдинбург, Госфорд-Хаус , Восточный Лотиан и Веддерберн , Бервикшир. Помимо поставок скульптур, канделябров и циппи , семья Адам поставляла проекты компании Carron , основанной в 1759 году, которая производила широкий ассортимент изделий из железа, включая печи, сейфы, вазы и планшеты. [ 32 ]

С конца восемнадцатого века есть несколько примеров работ шотландских художников. В их число входили статуи друидов на портике вырезанные дома Пеникуик, неким «Вилли Джинсом» в 1776 году; мраморный бюст Джеймса Гиллеспи работы малоизвестного Роберта Берна (1790–1816) и бронзовая фигура в римских доспехах в Городских палатах Эдинбурга , которая может представлять Чарльза Эдварда Стюарта или Людовика XV . [ 33 ] Джеймс Тэсси (1735–1799 гг.) родился в Глазго и получил образование каменщика. Он учился в Академии Фулиса, а затем переехал в Дублин, а затем в Лондон. Он разработал формулу изготовления слепков из стекловидной пасты и изготовил слепки античных резных драгоценных камней . Он также производил портретные медальоны, и среди его натурщиков было много ведущих деятелей шотландской интеллектуальной жизни, таких как Адам Смит , Дэвид Хьюм и Генри Реберн . Его медальоны пользовались популярностью, когда производились из Веджвуда яшмы и использовались компанией Carron Company для отливки из железа. [ 34 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Макдональд, Шотландское искусство , с. 56.
  2. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 51.
  3. ^ Jump up to: а б с Баудино, «Эстетика и отображение британской идентичности в живописи», с. 153.
  4. ^ Уотерхаус, Живопись в Великобритании: 1530–1790 , с. 293.
  5. ^ Jump up to: а б с Вормальд, Шотландия: История .
  6. ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Эдинбург: история культуры и литературы , стр. 142–3.
  7. ^ Смарт, Жизнь и искусство Аллана Рамзи , с. 11.
  8. ^ Брайдалл, Роберт, Искусство в Шотландии: его происхождение и прогресс (Эдинбург, 1889), стр. 110-11. Он записал Устав об учреждении Академии, где пункты IV и V относятся именно к житейскому классу. Маки, Ленман и Паркер, История Шотландии , стр. 311.
  9. ^ Jump up to: а б Макдональд, Шотландское искусство , с. 57.
  10. ^ Законы Шотландии: Мемориальная энциклопедия Лестницы , том. 7 «Корона», п. 847.
  11. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 64.
  12. ^ Скиннер, «Шотландские знатоки и Гранд-тур», стр. 39–40.
  13. ^ Бьюкен, Переполненный гениями , с. 163.
  14. ^ Jump up to: а б CWJ Withers, География, наука и национальная идентичность: Шотландия с 1520 года (Кембридж: Cambridge University Press, 2001), ISBN   0-521-64202-7 , стр. 151–3.
  15. ^ Чилверс, Оксфордский словарь искусств и художников , стр. 433.
  16. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 78–83.
  17. ^ Хилл, Изображение Шотландии через романы Уэверли , с. 104.
  18. ^ Кемп, Удовольствия и сокровища Британии , стр. 401.
  19. ^ Уотерхаус, Живопись в Британии , с. 293.
  20. ^ Уотерхаус, Живопись в Британии , с. 330.
  21. ^ «Аллан Рэмси» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 года.
  22. ^ Охтербек, Зеленый гид Мишлен: издание для Великобритании , стр. 84.
  23. ^ «Гэвин Гамильтон» , Британская энциклопедия , получено 7 мая 2012 года.
  24. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 63–5.
  25. ^ Jump up to: а б Чилверс, Оксфордский словарь искусств и художников , стр. 554.
  26. ^ Jump up to: а б Макдональд, Шотландское искусство , с. 65.
  27. ^ Jump up to: а б Биографический словарь Хоутона Миффлина , стр. 34–5.
  28. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 56, 64.
  29. ^ Макдональд, Шотландское искусство , стр. 84–7.
  30. ^ Клиффорд, «Введение», с. 9.
  31. ^ Бейкер, «Правильные украшения для библиотеки или грота», с. 47.
  32. ^ Клиффорд, «Введение», стр. 14–15.
  33. ^ Клиффорд, «Введение», стр. 13–14.
  34. ^ Клиффорд, «Введение», с. 16.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейкер, М., «Правильные украшения для библиотеки или грота: лондонские скульпторы и их шотландские покровители в восемнадцатом веке» в издании Фионы Пирсон, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990 » (Эдинбург: Национальные галереи Шотландия , 1991), ISBN   0-903598-14-0 .
  • Баудино И., «Эстетика и отображение британской идентичности в живописи», в книге Ани Мюллер и Изабель Карреманн, изд., « Опосредование идентичностей в Англии восемнадцатого века: публичные переговоры, литературные дискурсы, топография» (Берлингтон, Вирджиния; Олдершот: Эшгейт, 2011), ISBN   1-4094-2618-1 .
  • Бьюкен, Джеймс, Переполненный гениями (Нью-Йорк; Лондон: HarperCollins , 2003), ISBN   0-06-055888-1 .
  • Кэмпбелл, Дональд, Эдинбург: история культуры и литературы (Оксфорд: Signal Books, 2003), ISBN   1-902669-73-8 .
  • Чилверс, Ян, изд., Оксфордский словарь искусств и художников (Оксфорд: Oxford University Press , 4-е изд., 2009 г.), ISBN   0-19-953294-X .
  • Клиффорд, Т., «Введение», в книге Фионы Пирсон, изд., « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0-903598-14-0 .
  • Хилл, Ричард Дж., Изображение Шотландии через романы Уэверли: Вальтер Скотт и истоки викторианского иллюстрированного романа (Берлингтон, Вирджиния; Фарнхэм, Сарри; Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN   0-7546-6806-1 , с. 104.
  • Кемп, Дэвид, Удовольствия и сокровища Британии: спутник взыскательного путешественника (Торонто: Дандурн, 1992), ISBN   1-55002-159-1 .
  • Макдональд, Мердо, шотландское искусство (Нью-Йорк; Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN   0-500-20333-4 .
  • Маки Дж. Д., Ленман Б. и Паркер Г. История Шотландии (Лондон: Penguin Publishing , 1991), ISBN   0-14-013649-5 .
  • Охтербек, CC, редактор, Зеленый гид Мишлен: издание для Великобритании (Гринвилл, Южная Каролина; Лондон: Мишлен , 5-е изд., 2007 г.), ISBN   1-906261-08-3 .
  • Скиннер, Б., «Шотландское знание и большое турне» в книге Фионы Пирсон, изд., « Достоинство и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990 » (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN   0-903598-14-0 .
  • Смарт А., Жизнь и искусство Аллана Рамзи (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1951).
  • Биографический словарь Хоутона Миффлина (Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Harcourt , 2003), ISBN   0-618-25210-X .
  • Уотерхаус, Эллис К., Живопись в Великобритании: с 1530 по 1790 годы (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета , 5-е изд., 1994), ISBN   0-300-05833-0 .
  • Уизерс, Чарльз У.Дж., География, наука и национальная идентичность: Шотландия с 1520 года (Кембридж: Cambridge University Press , 2001), ISBN   0-521-64202-7 .
  • Вормальд, Дж., Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN   0-19-162243-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df156a3630c24b5235289169b0e52c77__1704115500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/77/df156a3630c24b5235289169b0e52c77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish art in the eighteenth century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)