Jump to content

Уильям Адам (архитектор)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Уильям Адам
Портрет Уильяма Айкмана , 1727 год.
Рожденный Октябрь 1689 г.
Линктаун Эбботшолл
(ныне Киркалди ), Файф , Шотландия
Умер 24 июня 1748 г. (58 лет)
Занятие Архитектор
Супруг Мэри Робертсон
Дети минимум 10, включая Джона , Роберта и Джеймса
Здания Хоптаун Хаус
Мэвисбанк Хаус
Арнистон Хаус
Дафф Хаус
Дом Поллока
Проекты Замок Инверарей

Уильям Адам (1689 — 24 июня 1748) — шотландский архитектор , каменщик и предприниматель. Он был выдающимся архитектором своего времени в Шотландии. [1] [2] проектирует и строит многочисленные загородные дома и общественные здания, часто выступая как подрядчиком, так и архитектором. Среди его самых известных работ — Дом Хоптаун недалеко от Эдинбурга и Дом Даффа в Банфе . Его индивидуальный, яркий стиль построен на палладианском стиле, но с деталями барокко, вдохновленными Ванбру и континентальной архитектурой.

В 18 веке Адама считали «универсальным архитектором Шотландии». [3] Однако с начала 20 века архитектурные критики стали придерживаться более взвешенной точки зрения: например, Колин Маквильям обнаружил, что качество его работ «крайне различается». [1] Помимо того, что Адам был архитектором, он участвовал в нескольких промышленных предприятиях и проектах улучшения, включая добычу угля, промывку соли , каменные карьеры и мельницы. В 1731 году он начал застраивать собственное поместье в Кинроссшире , которое назвал Блэр Адам. Он был отцом трех архитекторов; Джон , Роберт и Джеймс , двое последних были разработчиками « стиля Адама ».

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Уильям Адам родился в Линктауне Эбботшолла, ныне пригороде Киркалди , Файф , и был крещен 24 октября 1689 года. [4] Он был единственным выжившим ребенком Джона Адама (1710 г.), каменщика, и Хелен Крэнстоун, дочери Уильяма Крэнстоуна, 3-го лорда Крэнстоуна . Его дедом по отцовской линии был Арчибальд Адам, лэрд из Ангуса . [4] Адам, вероятно, посещал гимназию в Кирколди до 1704 года, когда ему исполнилось 15 лет, а затем научился каменному ремеслу, возможно, у своего отца. Часто предполагают, что Адам был учеником сэра Уильяма Брюса в Кинросс-Хаусе , хотя даты делают это маловероятным. Джон Флеминг предполагает, что если Адам вообще обучался у Брюса, то это должно было быть в Хоптаун-Хаусе , который Брюс строил с 1699 по 1703 год. [5] К 1717 году Адам был полноправным членом гильдии каменщиков Киркалди. [6] а до 1720 года он путешествовал по Франции и Нидерландам , посещая загородные дома и осматривая канал в Остенде . [6]

В 1714 году Адам заключил партнерство с Уильямом Робертсоном из Глэдни , местным лэрдом , чтобы основать кирпичный завод в Линктауне . Предприятие оказалось успешным, и Адаму приписывают внедрение производства голландских трусов в Шотландию. [7] 30 мая 1716 года Адам женился на дочери Робертсона Мэри, и пара переехала в его дом Глэдни-Хаус в Эбботсхолле. [8]

Восточный фасад дома Хоптаун, спроектированный и построенный Уильямом Адамом в течение более 20 лет.

Подняться к славе

[ редактировать ]

Неизвестно, как Уильям Адам с этого момента стал успешным архитектором, но к 1721 году он занимался крупными проектами в замке Этажей , где выполнил проект Ванбру, а также проектировал пристройки к дому Хоптаун . Джон Гиффорд связывает возвышение Адама с уходом на пенсию Джеймса Смита , самого выдающегося архитектора начала 18 века, которому к тому времени было уже за 70. [9] Как и Смит, Адам был квалифицированным каменщиком, имел социальные связи через свою семью и финансовую поддержку успешных деловых предприятий. [9] В 1721 году Адам стал масоном, получив посвящение в Эдинбургской Ложе (Часовня Марии), № 1. [10]

Однако, в отличие от членов епископальной церкви Смита и Брюса, Адам был пресвитерианским вигом во времена доминирования вигов в британском правительстве. [11] Шотландские епископалы были связаны с якобитизмом и поэтому не пользовались особой популярностью у правящего ганноверского режима. Сэр Уильям Брюс, например, был заключен в тюрьму по крайней мере трижды в период с 1693 года до своей смерти в 1710 году только из-за своих принципов. [12] Убеждения Адама были гораздо более приемлемыми, хотя ему удалось сохранить отношения с изгнанным якобитом и архитектором-любителем Джоном Эрскином, графом Марским . [13] Политическая позиция Адама позволила ему приобрести влиятельных покровителей, таких как Джон Дэлримпл, 2-й граф Стейр и сэр Джон Клерк из Пеникуика . [14] которые, помимо того, что были его клиентами, пытались обеспечить ему государственные должности и контракты. [15] Например, сэр Джон Клерк безуспешно предложил Адама на должность городского архитектора в соответствии с «Эдинбургским законопроектом», согласно которому он должен был курировать новые общественные работы в столице. [16] В 1727 году Стэйр попытался, снова безуспешно, назначить Адама инспектором королевских работ в Шотландии, хотя в следующем году он получил меньшую должность клерка и кладовщика королевских работ в Шотландии под руководством мастера работ сэра Джона Анструтера . [17] В 1730 году Адам был назначен главным масоном в Совет артиллерийского вооружения Северной Британии . [17]

Колена Кэмпбелла для Wanstead House Дизайн

В 1727 году Адам и сэр Джон Клерк отправились в Лондон, посетив по пути ряд загородных поселков, в том числе Кливеден , Уилтон и Уонстед-Хаус . [18] В Лондоне Адам попытался установить дальнейшие политические контакты, а также найти гравера для своей запланированной книги архитектурных планов , которой в конечном итоге стал Витрувий Скотикус . Также, находясь в Лондоне, он работал Уильяма Айкмана . над портретом [19]

Архитектор, предприниматель и лэрд

[ редактировать ]

К 1728 году Адам прочно зарекомендовал себя как успешный архитектор с многочисленными текущими бизнес-задачами, включая добычу угля, промывку соли, разработку карьеров и улучшение сельского хозяйства, хотя в том же году произошла смерть его партнера и тестя Уильяма Робертсона. [20] В том же году Уильям Адам и Александр МакГилл названы архитекторами в списке подписчиков « Джеймса Гиббса Книги архитектуры» . 21 февраля 1728 года Адам стал горожанином Эдинбурга . [21] и переехал со своей семьей в поместье на Каугейт, где позже построил большой многоквартирный дом. [22]

Его деловая деятельность продолжала расширяться. С момента ввода в эксплуатацию Хоптауна в 1721 году он арендовал карьеры возле Куинсферри , которые давали камень для его строительных контрактов. [23] Начиная с 1734 года он арендовал чердаки, зернохранилища и склады в Лейте, а также арендовал угольные шахты и соляные копи в Коккензи , а позже в соседнем Пинки он построил канал в 1742–1744 годах для обслуживания шахт. [24] Другие инженерные работы включали в себя прокладку акведука через холм в Инвереске , а в 1741 году — попытку продвинуть канал Форт и Клайд — проект, который в конечном итоге был реализован другими примерно 30 лет спустя. [25] Его главной заботой с 1731 года стало поместье Блэр Крамбет в Кинроссшире , недалеко от Келти , которое он приобрел в том же году за 8010 фунтов стерлингов шотландцев . [25] Переименовав поместье в Блэр-Адам, он приступил к его расширению и благоустройству, посадке деревьев, огораживанию земель и устройству угольных шахт. Он основал деревню Мэрибург для размещения шахтеров и построил небольшой дом, хотя редко посещал его в течение длительного времени. [26]

Реализованные проекты южного фасада (вверху) и северного фасада Дома Дана, Ангус.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1741 году Адам был вынужден возбудить судебное дело против Уильяма, лорда Брако , чтобы вернуть невыплаченные гонорары, возникшие за его работу в Дафф-Хаусе. Официального контракта не было, и клиент и архитектор разошлись во мнениях относительно стоимости резной каменной кладки. [27] Адам подал в суд на 5796 фунтов стерлингов 12 шиллингов 11 пенсов, и первоначально дело было решено в его пользу. Однако Брацо был упорным оппонентом и затянул разбирательство, которое завершилось только незадолго до смерти Адама. [23]

После восстания якобитов в 1745 году должность Адама масоном в Управлении артиллерийского вооружения принесла ему ряд крупных военных контрактов в Хайленде. [11] В 1746 году должность мастера-плотника в Управлении по артиллерийскому вооружению стала вакантной, и Адам поспешил выдвинуть на рассмотрение имя своего сына Джона, хотя ему не удалось обеспечить ему эту должность. [28] К 1746 году все трое его старших сыновей были вовлечены в семейный бизнес, Джеймс и Джон рано покинули Эдинбургский университет, чтобы присоединиться к своему отцу. [28]

Уильям Адам скончался от болезни в конце 1747 года и умер следующим летом. Он был похоронен в Грейфрайерс Киркьярд в Эдинбурге, где Джон Адам спроектировал семейный мавзолей, построенный в 1753 году. [11] Он был восстановлен городским советом Эдинбурга и Исторической Шотландией в 1997 году, чтобы отметить 250-летие со дня его смерти.

Адам создал личную библиотеку в Блер-Адаме, в которой хранилось более 140 архитектурных произведений из Италии, Франции, Германии, Нидерландов и Великобритании. После своей смерти он завещал свою библиотеку сыновьям. [29]

Архитектурные работы

[ редактировать ]
Старая приходская церковь Гамильтона , спроектированная Адамом в 1735 году.

Адам использовал самые разные источники для своих проектов и создал изобретательный личный стиль оформления. [18] Основное влияние на него оказал английский палладианизм , и некоторые из его домов сравнивали с проектами, воспроизведенными в Колена Кэмпбелла » «Витрувии Британнике , но Адам смешал их с мотивами английского барокко Гиббса и Ванбру. [30] [31] Он во многом полагался на ряд французских, итальянских и английских книг образцов, в том числе « Книгу архитектуры » Гиббса , из которой он свободно заимствовал, не обращая внимания на последовательность стиля. [18] Кроме того, он черпал вдохновение из ранней шотландской архитектуры эпохи Возрождения, а также от своих предшественников Брюса и Смита. [32] За свою почти 30-летнюю карьеру архитектора Адам спроектировал, расширил или реконструировал более 40 загородных домов и выполнил множество государственных контрактов. [11] Он также разработал схемы ландшафтных садов, например, в Ньюлистоне и замке Теймут . [11]

Загородные дома

[ редактировать ]

Его первый заказ, похоже, заключался в расширении дома Хоптаун недалеко от Эдинбурга для Чарльза Хоупа, 1-го графа Хоптауна . [33] Хоптаун был построен всего 20 лет назад сэром Уильямом Брюсом, и Адама наняли для восстановления юго-восточного крыла. Эти работы, завершенные в 1725 году, были направлены на придание восточному фасаду смелого нового фасада, выступающего вперед на концах с изогнутыми участками. По словам Джона Флеминга, «в Шотландии никогда прежде не предпринимались ничего столь амбициозного или изобретательного». [34] В последующие годы Адам вернется в Хоптаун, построив южную колоннаду с 1726 года, северное крыло с 1728 года и, наконец, павильоны с 1736 года. Они не были закончены до 1742 года, года смерти графа, и завершенный проект был завершен. закончено сыновьями Адама после его собственной смерти. [35] Адам также разбил сады, возможно, по проекту Брюса, чьему осевому стилю они следуют. [36]

Крейгдаррок в Дамфрисшире, небольшой дом, спроектированный Адамом в 1729 году для Александра Фергюссона.

Другие ранние проекты включали Дом Драм , который мог похвастаться первым в Шотландии венецианским окном , [37] и Mavisbank House , оба недалеко от Эдинбурга. Дом Мэвисбанк, построенный между 1723 и 1727 годами, был первой виллой Палладио в Шотландии. [38] результат сотрудничества Адама и владельца, архитектора-любителя сэра Джона Клерка из Пеникуика. Последний взял на себя большую часть заслуг и, конечно же, подверг критике некоторые предложения Адама, хотя данные свидетельствуют о том, что Адам добился своего по ряду пунктов. [39] Как и в Хоптауне, здесь у Адама были необычайно близкие отношения со своим клиентом, несмотря на различия во мнениях. [40] в стиле барокко, вдохновленный Ванбру Его самой амбициозной ранней работой был дом Арнистон , недалеко от Горбриджа . Построенный для Роберта Дандаса , юриста и политика, связанного с Джоном Дэлримплом, 1-м графом Стейром , Арнистон включает в себя обширную территорию, заложенную Адамом, с партером и каскадом, а также главный проспект, сосредоточенный на Троне Артура на севере. [39] Лепнина в зале Арнистона — один из лучших интерьеров Адама в стиле Ванбру. [41]

Дафф Хаус, «средневековый замок в стиле барокко»

Дом Даффа , главная работа Адама 1730-х годов, демонстрирует нарастание местных и иностранных влияний, представляя себя «средневековым замком в одежде в стиле барокко». [42] Построенный между 1735 и 1739 годами, Адам выступал в качестве подрядчика и архитектора Уильяма, лорда Брако . Джеймс Гиббс недавно построил еще один дом для лорда Брако, но отказался от заказа Даффу, порекомендовав Адама для этой работы. [27] Главный фасад Дафф-хауса примечателен своей высотой, а высокие угловые башни создают впечатление высоко вертикального дома. Этот стиль связан с проектами изгнанного якобита графа Мара , архитектора-любителя, который сотрудничал с Адамом в Доме Дуна . [30] Чарльз Маккин 17 века сравнивает Дафф с замком Драмланриг и помещает его в рамки шотландской архитектурной традиции. Как и Драмланриг и больница Хериота (1620–1690-е годы) в Эдинбурге до этого, Дафф-Хаус представляет собой двухсвайный блок, окруженный более высокими квадратными угловыми башнями. [32] «Платье в стиле барокко» в Даффе происходит из Ванбру и, в частности, из Истбери-парка (1724–1738) в Дорсете . [42] Проекты павильонов и квадрантных крыльев так и не были реализованы из-за спора лорда Брако с Адамом. По той же причине Брацо никогда не занимал и не обустраивал дом. [27]

Шательро, охотничий домик герцога Гамильтона, 1731–1743 гг.

Другие дома Адама 1730-х годов включают Дом Дана в Ангусе, Тинвальд в Дамфрисшире, Дом юристов в Пертшире и Дом Хаддо в Абердиншире. Его ранний, нереализованный проект «Дома Дуна», созданный в сотрудничестве с графом Маром, интересен, поскольку на нем изображен традиционный высокий шотландский дом-башня с винтовой лестницей внутри стен, но снаружи облицованный неоклассическими деталями; Адам явно черпал вдохновение из шотландского языка. [43] Шательро , герцога Гамильтона «Питомник для собак» и охотничий домик недалеко от Гамильтона , было завершено в 1743 году. [11] Ремонт квартиры герцога в Холирудхаусе был самым важным заказом Адама по дизайну интерьера. [44] В 1730-х годах Адам расширил замок Теймут и разбил сады, хотя его постройка была в значительной степени снесена, чтобы освободить место для нынешнего здания в 19 веке. [11] Подход Адама здесь отразил работу Брюса в Балкаски , расширив шотландский дом-башню, чтобы сформировать почти симметричную архитектурную композицию. [32]

После 1740 года Адам построил только два дома: Дом Камбернаулда для графа Вигтона и Дом Кэлли для Александра Мюррея, который не был завершен до 1763 года. [45] С 1746 года Адам исполнял обязанности «генерального интенданта» и подрядчика, наблюдая за строительством замка Инверари по готическому проекту Роджера Морриса. Его роль заключалась в переписке с архитектором от имени клиента, Арчибальда Кэмпбелла, 3-го герцога Аргайлла , а Адам также предлагал Моррису свои собственные советы по детальному проектированию. [46] Он также предоставил ранний проект планировки нового города в Инверари . [47] Его последняя архитектурная работа была для лорда Ловата в 1744 году — новый дом в замке Дуни. Камень был поставлен, но строительство так и не началось, поскольку лорд Ловат «отсутствовал» во время восстания якобитов в 1745 году , а его собственность была разграблена правительственными войсками. [48]

Общественные здания

[ редактировать ]
Уильяма Адама Мост Тей в Аберфелди

Первые заказы Адама на общественное строительство были в Абердине , где он построил городской дом или ратушу с 1729 по 1730 год, после снесения, а также больницу Роберта Гордона с 1730 по 1732 год, ныне независимую школу. [11] Первоначальный Эдинбургский королевский лазарет на Больничной улице представлял собой внушительное здание, спроектированное Адамом в 1738 году, хотя и основанное на стандартном казарменном блоке Артиллерийского управления. [49] Один из первых лазаретов в мире, он был основан врачом Александром Монро и снесен в 1884 году. Остатки здания можно найти на разных участках города. Также в Эдинбурге Адам построил больницу Джорджа Ватсона с 1738 по 1741 год, снесенную в 2004 году, которая в 19 веке была включена Дэвидом Брайсом как часть нового Королевского лазарета. [11] В 1745 году были завершены работы над «Новой библиотекой» Уильяма Адама для Университета Глазго , которая также была снесена. [11] Таунхаус Адама в Данди также был снесен; Таунхаус Хаддингтона сохранился, но сильно изменился. [11] Адам построил только одну церковь, Старую приходскую церковь Гамильтона , в 1733 году, работая над соседним Шательро. [11]

Последнее восстание якобитов произошло в 1745 году , когда « Красивый принц Чарли » попытался захватить британский трон при помощи мятежных шотландских горцев. После этого неудачного переворота Хайленд был широко милитаризирован правительством, и, как следствие, объем работы Адамовского артиллерийского управления увеличился. Он и его сыновья выполняли работы в Форт-Огастесе , Форт-Уильяме , Карлайле и замках Дамбартон , Стерлинг , Эдинбург , Блэкнесс и Дуарт . [50] В 1747 году он был нанят для выполнения каменных работ и кирпичной кладки для форта Джордж недалеко от Инвернесса , хотя проект начался только незадолго до смерти Адама. [51] Каждое лето до 1760 года один из его сыновей проводил лето в Форт-Джордж, руководя работами под руководством полковника Скиннера, главного инженера Северной Британии. [50]

Больница Роберта Гордона, Абердин, ныне Колледж Роберта Гордона

Витрувий Скотик

[ редактировать ]

В 1720-х годах Адам планировал опубликовать книгу архитектурных чертежей шотландских домов, включая свои собственные работы и работы других. Его Витрувий Скотикус был начат и назван в ответ на Колена Кэмпбелла Витрувий Британник . Он заказал несколько гравюр во время своей поездки в Лондон в 1727 году и начал собирать подписки. [15] Дальнейшая гравюра была завершена в Эдинбурге в 1730-х годах Ричардом Купером. [23] Затем проект застопорился, возможно, из-за отсутствия подписок (было собрано всего 150, по сравнению с более чем 700 у Витрувия Британника ), хотя, возможно, он был возрожден примерно во время смерти Адама. В 1766 году Джон Адам предпринял попытку перезапустить проект и собрать новые подписки, но из этого ничего не вышло. Книга была наконец опубликована в 1812 году сыном Джона Уильямом и содержала 160 листов, включая 100 собственных рисунков Адама. [11]

Наследие

[ редактировать ]

Доминирующее положение Уильяма Адама в шотландской архитектуре подкрепляется отсутствием у него современников. Колин МакВильям в книге «Здания Шотландии: Лотиан» задавался вопросом, «достигла ли бы шотландская архитектура того периода… многого ли без него». [1]

Смерть Адама совпала с окончательным поражением якобитской угрозы в 1746 году и развитием шотландского Просвещения , в результате которого стали популярными новые стили строительства. Развитие неоклассицизма в конце 18 века сопровождалось возрождением «замковой» формы дома, что привело к появлению шотландского баронского стиля . [52] Однако ни одна из идиом не во многом обязана работе Уильяма Адама. Будучи скорее практиком, чем теоретиком, Адам так и не разработал достаточно сильный стиль, чтобы оказать прямое влияние на ход проектирования зданий.

Его главным наследием в истории архитектуры стали трое его сыновей-архитекторов, и в частности Роберт Адам, чей успех как разработчика «Стиля Адама» намного превзошел успех его отца. Хотя Роберт сформировал свой собственный стиль в результате длительного обучения в Риме, Джон Флеминг обнаруживает следы влияния своего отца на работы всех трех братьев и предполагает, что принцип «движения» Адама в архитектуре был частично вдохновлен восхищением Уильяма Ванбру. Говоря конкретнее, Флеминг отмечает, что работа с отцом дала братьям прочную основу в технических аспектах архитектуры и познакомила их с кругом клиентов, к которым в противном случае они никогда бы не имели доступа. [53]

Критическая оценка

[ редактировать ]

Хотя его современники признавали Адама «гением архитектуры», [54] недавние историки архитектуры обнаружили, что его работы имеют более разное качество. В 18 и 19 веках он был признан «универсальным архитектором Шотландии», а в конце 19 века Макгиббон ​​и Росс » предположили в книге «Замковая и домашняя архитектура Шотландии , что Уильям был «по крайней мере» равным по таланту его сын Роберт. [55]

В 20 веке к творчеству Адама был принят более критический взгляд. Например, Ян Ханна в «Истории Шотландии в камне» (1934) нашел Адама «довольно обычным классическим архитектором». [56] Артур Т. Болтон во введении к своей окончательной работе о Роберте и Джеймсе Адамах (1922) назвал работу отца «тяжелой и заурядной» и просто «сборником идей... от Ванбру и Гиббса до Кента». [57] Джон Флеминг посетовал на свою «специальную импровизацию на основе неправильно переваренных первоисточников». [58] и решил, что ему «нельзя удостоиться большого признания как архитектору». [59] Джон Саммерсон игнорирует работу Адама в книге «Архитектура в Британии, 1530–1830» (1953), поскольку она не вписывается в английскую палладианскую ортодоксальность: [58] хотя Джон Данбар предполагает, что «он мог бы достаточно убедительно выразить себя этой идиомой», [60] например, в Haddo House. [60] Данбар нашел работы Адама «столь же замечательными как своим эклектизмом, так и неравномерностью качества», и далее он подчеркнул «твердость и прямоту» Уильяма Адама и нашел их «соответствующими художественному климату Северной Британии». [60] Гиффорд также подчеркивает шотландский контекст Адама, указывая на то, что Шотландия во многих отношениях была чужой страной во время его трудовой жизни и действительно была отдельной страной по отношению к Англии до 1707 года. Адам утверждает, что Адама следует рассматривать не как провинциального британского архитектора, а как провинциального британского архитектора. как «архитектор Шотландии». [61]

Джон Флеминг и Колин МакВильям согласны с тем, что Адам был лучшим соавтором. Комментарий Флеминга о том, что Адам «был в своих лучших проявлениях, когда им руководил человек со вкусом, знавший свое мнение», [62] этому вторит Маквильям, который предполагает, что Уильям Адам «всегда старался изо всех сил, но делал все возможное в архитектуре… когда он был в контакте не только со своими источниками, но и с другими живыми умами». [1]

У Уильяма Адама и Мэри Робертсон было десять выживших детей:

  • Джанет («Дженни») (род. 1717), родившаяся в Линктауне, позже управляла лондонским бизнесом своих братьев.
  • Джон (род. 3 июля 1721 г.), родившийся в Линктауне, взял на себя управление Блэром Адамом и другими семейными предприятиями, а также занимался архитектурой.
  • Роберт (род. 3 июля 1728 г.), родился в Линктауне, архитектор и самый известный из братьев Адам.
  • Джеймс (род. 21 июля 1732 г.) архитектор, деловой партнер Роберта.
  • Уильям («Вилли») (р. 1738)
  • Элизабет («Бетти») вместе с Джанет управляли лондонским бизнесом своих братьев.
  • Хелен («Нелли»)
  • Маргарет («Пегги»)
  • Мэри вышла замуж за преподобного Джона Дрисдейла FRSE (1718–1788), служителя Тронного Кирка, обладавшего редкой честью: он дважды был модератором Генеральной ассамблеи Шотландской церкви (1773 и 1784 гг.), Хотя сейчас его больше всего помнят за его дружбу с экономист Адам Смит .
  • Сюзанна вышла замуж за сэра Джона Клерка из Элдина , сына сэра Джона Клерка из Пеникуика.

Даты рождения их пяти младших дочерей не зафиксированы. [28] Кроме того, еще один сын по имени Уильям и две дочери умерли в младенчестве. [21]

После смерти Уильяма Адама его старший сын Джон унаследовал семейный бизнес и сразу же заключил партнерство со своими братьями Робертом и Джеймсом, которое продлилось до конца 1750-х годов, когда Роберт обосновался в Лондоне. В некрологе Уильяма Адама в Caledonian Mercury отмечалось, что «к счастью, он оставил после себя несколько многообещающих молодых людей, которые продолжат то, что он так счастливо начал». [63] Джон Адам передал Блэра Адама своему собственному сыну, юристу и политику Уильяму Адаму К.С., потомки которого продолжают владеть поместьем, включая нескольких известных политиков, солдат и государственных служащих. [64]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д МакВильям, стр.57
  2. ^ Глендиннинг и др. (1999) стр.48
  3. Джон Клерк из Элдина впервые использовал термин «Универсальный Архитектор» для описания Адама в своей неопубликованной « Жизни Роберта Адама» . Гиффорд (1990) стр.1
  4. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр. 68 и 75.
  5. ^ Кинросс строился с 1686 года. Флеминг, стр. 6–7.
  6. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.72.
  7. ^ Гиффорд (1989), стр.73–74.
  8. ^ Гиффорд (1989), стр.75
  9. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.76–77.
  10. ^ Купер, Роберт Л.Д., Эд. 2010. Знаменитые шотландские масоны, стр. 4–6. ISBN   978-0-9560933-8-7
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Колвин, стр. 56–59.
  12. ^ Фенвик, стр.73–78.
  13. ^ Глендиннинг и Маккечни (2004), стр.103
  14. ^ Гиффорд (1989), стр.80–81.
  15. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.106.
  16. ^ Флеминг, стр.34
  17. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.107.
  18. ^ Jump up to: а б с Фридман, стр.37
  19. ^ Гиффорд (1989), стр.108
  20. ^ Гиффорд (1989), стр. 109–110.
  21. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.110.
  22. ^ Гиффорд (1989), стр.176
  23. ^ Jump up to: а б с Гиффорд (1989), стр.179.
  24. ^ Гиффорд (1989), стр. 176 и 178.
  25. ^ Jump up to: а б Флеминг, стр.52
  26. ^ Гиффорд (1989), стр. 176–178. Блер Адам и сегодня остается домом семьи Адам.
  27. ^ Jump up to: а б с Дональдсон, Питер Р. (1996). «Пример сохранения: проект дома Дафф». Архитектурное наследие . VI : 33–48.
  28. ^ Jump up to: а б с Гиффорд (1989), стр.183.
  29. ^ «Уильям Адам 1689–1748 - Владельцы книг в Интернете» . bookowners.online . Проверено 5 сентября 2022 г.
  30. ^ Jump up to: а б Глендиннинг и МакКечни (2004), стр.103.
  31. ^ Гиффорд (1989), проход
  32. ^ Jump up to: а б с Маккин, стр.258
  33. Контракт был подписан 17 января 1721 г. Гиффорд, стр.76.
  34. ^ Флеминг, стр.47
  35. ^ Гиффорд (1989), стр.88, 124, 127.
  36. ^ Гиффорд (1989), стр.89
  37. ^ Флеминг, стр.49
  38. ^ Круикшанк, Дэн (1985). Путеводитель по георгианским зданиям Великобритании и Ирландии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 226–7. ISBN  0-297-78610-5 .
  39. ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр. 90–94.
  40. ^ Флеминг, стр.44
  41. ^ Флеминг, стр.51
  42. ^ Jump up to: а б Данбар, стр.106
  43. ^ Флеминг, стр.35
  44. ^ Флеминг, стр.59
  45. ^ Флеминг, стр.56
  46. ^ Флеминг, стр.65
  47. ^ Уокер, стр. 305 и 313.
  48. ^ Флеминг, стр.63–64.
  49. ^ Флеминг, стр.62
  50. ^ Jump up to: а б Флеминг, стр.64
  51. ^ Гиффорд (1992), стр.174
  52. ^ Глендиннинг и МакКечни (2004) стр.97
  53. ^ Флеминг, стр.74–75.
  54. Некролог Уильяма Адама в Caledonian Mercury , цитируется в Gifford (1990), стр.1.
  55. ^ Цитируется в Гиффорде (1990), стр.2.
  56. ^ Ханна, стр.306
  57. ^ Цитируется в Гиффорде (1990), стр.3.
  58. ^ Jump up to: а б Цитируется в Гиффорде (1990), стр. 4.
  59. ^ Флеминг, стр.73
  60. ^ Jump up to: а б с Данбар, стр.104
  61. ^ Гиффорд (1989), стр.9
  62. ^ Флеминг, стр.72
  63. ^ Цитируется у Флеминга, стр.66.
  64. ^ « Адам из Блэра Адама», в книге Берка «Землевладельцы Шотландии » (PDF) . стр. 3–4 . Проверено 3 сентября 2007 г.

Источники

  • Колвин, Ховард (1978) Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , Джон Мюррей
  • Дональдсон, Питер Р. (1996). «Пример сохранения: проект дома Дафф». Архитектурное наследие . VI : 33–48.
  • Данбар, Джон (1978) Архитектура Шотландии , 2-е издание, BT Batsford. ISBN   0-7134-1142-2
  • Фенвик, Хьюберт (1970) Королевский архитектор: жизнь и творчество сэра Уильяма Брюса , Roundwood Press
  • Флеминг, Джон (1962) Роберт Адам и его круг , Джон Мюррей
  • Фридман, Терри (1990). «Г-н Иниго Пиластер и сэр Кристофер Куполо: о преимуществах архитектурного Фарраго». Архитектурное наследие . Я : 33–48.
  • Гиффорд, Джон (1989) Уильям Адам 1689–1748 , Mainstream Publishing / RIAS
  • Гиффорд, Джон (1990). «Уильям Адам и историки». Архитектурное наследие . Я : 33–48.
  • Гиффорд, Джон (1992) Здания Шотландии: Хайленд и острова , Пингвин
  • Глендиннинг, Майлз, Маккечни, Аонгхус и Макиннес, Ранальд (1999) Строительство нации: история архитектуры Шотландии , Кэнонгейт. ISBN   0-86241-830-5
  • Глендиннинг, Майлз, и МакКечни, Аонгхус, (2004) Шотландская архитектура , Темза и Гудзон. ISBN   0-500-20374-1
  • Ханна, Ян К. (1988) История Шотландии в камне , 2-е издание, Strong Oak Press. ISBN   1-871048-05-2
  • Маккин, Чарльз (2004) Шотландский замок , Sutton Publishing. ISBN   0-7509-3527-8
  • Маквильям, Колин (1978) Здания Шотландии: Лотиан (кроме Эдинбурга) , Пингвин
  • Рикверт, Джозеф, и Рикверт, Энн (1985) Братья Адам – Мужчины и стиль , Коллинз, Лондон. ISBN   0-00-217509-6
  • Уокер, Фрэнк Арнейл (2000) Здания Шотландии: Аргайл и Бьют , Пингвин

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адам, Уильям. Витрувий Скотикус представляет собой собрание планов, фасадов и секций общественных зданий, дворянских и джентльменских домов в Шотландии, в основном по проектам покойного Уильяма Адамса, эсквайра. Архитектор . Эдинбург: напечатано для Адама Блэка и Дж. Дж. Робертсона, 1812 г.
  • Гиффорд, Джон. Уильям Адам, 1689–1748 гг. Жизнь и времена универсального архитектора Шотландии . Эдинбург: Мейнстрим, 1989. ISBN   1-85158-295-9
  • Ховард, Дебора (ред.), Уильям Адам. Архитектурное наследие I. Журнал Общества архитектурного наследия Шотландии, выпуск 17. Эдинбург, University Press. 1990. ISBN   0-7486-0232-1
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ff2acee982c015ddbc3466c41495186__1712039580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/86/1ff2acee982c015ddbc3466c41495186.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
William Adam (architect) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)