Уильям Адам (архитектор)
Уильям Адам | |
---|---|
Рожденный | Октябрь 1689 г. |
Умер | 24 июня 1748 г. (58 лет) |
Занятие | Архитектор |
Супруг | Мэри Робертсон |
Дети | минимум 10, включая Джона , Роберта и Джеймса |
Здания | Хоптаун Хаус Мэвисбанк Хаус Арнистон Хаус Дафф Хаус Дом Поллока |
Проекты | Замок Инверарей |
Уильям Адам (1689 — 24 июня 1748) — шотландский архитектор , каменщик и предприниматель. Он был выдающимся архитектором своего времени в Шотландии. [1] [2] проектирует и строит многочисленные загородные дома и общественные здания, часто выступая как подрядчиком, так и архитектором. Среди его самых известных работ — Дом Хоптаун недалеко от Эдинбурга и Дом Даффа в Банфе . Его индивидуальный, яркий стиль построен на палладианском стиле, но с деталями барокко, вдохновленными Ванбру и континентальной архитектурой.
В 18 веке Адама считали «универсальным архитектором Шотландии». [3] Однако с начала 20 века архитектурные критики стали придерживаться более взвешенной точки зрения: например, Колин Маквильям обнаружил, что качество его работ «крайне различается». [1] Помимо того, что Адам был архитектором, он участвовал в нескольких промышленных предприятиях и проектах улучшения, включая добычу угля, промывку соли , каменные карьеры и мельницы. В 1731 году он начал застраивать собственное поместье в Кинроссшире , которое назвал Блэр Адам. Он был отцом трех архитекторов; Джон , Роберт и Джеймс , двое последних были разработчиками « стиля Адама ».
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильям Адам родился в Линктауне Эбботшолла, ныне пригороде Киркалди , Файф , и был крещен 24 октября 1689 года. [4] Он был единственным выжившим ребенком Джона Адама (1710 г.), каменщика, и Хелен Крэнстоун, дочери Уильяма Крэнстоуна, 3-го лорда Крэнстоуна . Его дедом по отцовской линии был Арчибальд Адам, лэрд из Ангуса . [4] Адам, вероятно, посещал гимназию в Кирколди до 1704 года, когда ему исполнилось 15 лет, а затем научился каменному ремеслу, возможно, у своего отца. Часто предполагают, что Адам был учеником сэра Уильяма Брюса в Кинросс-Хаусе , хотя даты делают это маловероятным. Джон Флеминг предполагает, что если Адам вообще обучался у Брюса, то это должно было быть в Хоптаун-Хаусе , который Брюс строил с 1699 по 1703 год. [5] К 1717 году Адам был полноправным членом гильдии каменщиков Киркалди. [6] а до 1720 года он путешествовал по Франции и Нидерландам , посещая загородные дома и осматривая канал в Остенде . [6]
В 1714 году Адам заключил партнерство с Уильямом Робертсоном из Глэдни , местным лэрдом , чтобы основать кирпичный завод в Линктауне . Предприятие оказалось успешным, и Адаму приписывают внедрение производства голландских трусов в Шотландию. [7] 30 мая 1716 года Адам женился на дочери Робертсона Мэри, и пара переехала в его дом Глэдни-Хаус в Эбботсхолле. [8]
Подняться к славе
[ редактировать ]Неизвестно, как Уильям Адам с этого момента стал успешным архитектором, но к 1721 году он занимался крупными проектами в замке Этажей , где выполнил проект Ванбру, а также проектировал пристройки к дому Хоптаун . Джон Гиффорд связывает возвышение Адама с уходом на пенсию Джеймса Смита , самого выдающегося архитектора начала 18 века, которому к тому времени было уже за 70. [9] Как и Смит, Адам был квалифицированным каменщиком, имел социальные связи через свою семью и финансовую поддержку успешных деловых предприятий. [9] В 1721 году Адам стал масоном, получив посвящение в Эдинбургской Ложе (Часовня Марии), № 1. [10]
Однако, в отличие от членов епископальной церкви Смита и Брюса, Адам был пресвитерианским вигом во времена доминирования вигов в британском правительстве. [11] Шотландские епископалы были связаны с якобитизмом и поэтому не пользовались особой популярностью у правящего ганноверского режима. Сэр Уильям Брюс, например, был заключен в тюрьму по крайней мере трижды в период с 1693 года до своей смерти в 1710 году только из-за своих принципов. [12] Убеждения Адама были гораздо более приемлемыми, хотя ему удалось сохранить отношения с изгнанным якобитом и архитектором-любителем Джоном Эрскином, графом Марским . [13] Политическая позиция Адама позволила ему приобрести влиятельных покровителей, таких как Джон Дэлримпл, 2-й граф Стейр и сэр Джон Клерк из Пеникуика . [14] которые, помимо того, что были его клиентами, пытались обеспечить ему государственные должности и контракты. [15] Например, сэр Джон Клерк безуспешно предложил Адама на должность городского архитектора в соответствии с «Эдинбургским законопроектом», согласно которому он должен был курировать новые общественные работы в столице. [16] В 1727 году Стэйр попытался, снова безуспешно, назначить Адама инспектором королевских работ в Шотландии, хотя в следующем году он получил меньшую должность клерка и кладовщика королевских работ в Шотландии под руководством мастера работ сэра Джона Анструтера . [17] В 1730 году Адам был назначен главным масоном в Совет артиллерийского вооружения Северной Британии . [17]
В 1727 году Адам и сэр Джон Клерк отправились в Лондон, посетив по пути ряд загородных поселков, в том числе Кливеден , Уилтон и Уонстед-Хаус . [18] В Лондоне Адам попытался установить дальнейшие политические контакты, а также найти гравера для своей запланированной книги архитектурных планов , которой в конечном итоге стал Витрувий Скотикус . Также, находясь в Лондоне, он работал Уильяма Айкмана . над портретом [19]
Архитектор, предприниматель и лэрд
[ редактировать ]К 1728 году Адам прочно зарекомендовал себя как успешный архитектор с многочисленными текущими бизнес-задачами, включая добычу угля, промывку соли, разработку карьеров и улучшение сельского хозяйства, хотя в том же году произошла смерть его партнера и тестя Уильяма Робертсона. [20] В том же году Уильям Адам и Александр МакГилл названы архитекторами в списке подписчиков « Джеймса Гиббса Книги архитектуры» . 21 февраля 1728 года Адам стал горожанином Эдинбурга . [21] и переехал со своей семьей в поместье на Каугейт, где позже построил большой многоквартирный дом. [22]
Его деловая деятельность продолжала расширяться. С момента ввода в эксплуатацию Хоптауна в 1721 году он арендовал карьеры возле Куинсферри , которые давали камень для его строительных контрактов. [23] Начиная с 1734 года он арендовал чердаки, зернохранилища и склады в Лейте, а также арендовал угольные шахты и соляные копи в Коккензи , а позже в соседнем Пинки он построил канал в 1742–1744 годах для обслуживания шахт. [24] Другие инженерные работы включали в себя прокладку акведука через холм в Инвереске , а в 1741 году — попытку продвинуть канал Форт и Клайд — проект, который в конечном итоге был реализован другими примерно 30 лет спустя. [25] Его главной заботой с 1731 года стало поместье Блэр Крамбет в Кинроссшире , недалеко от Келти , которое он приобрел в том же году за 8010 фунтов стерлингов шотландцев . [25] Переименовав поместье в Блэр-Адам, он приступил к его расширению и благоустройству, посадке деревьев, огораживанию земель и устройству угольных шахт. Он основал деревню Мэрибург для размещения шахтеров и построил небольшой дом, хотя редко посещал его в течение длительного времени. [26]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1741 году Адам был вынужден возбудить судебное дело против Уильяма, лорда Брако , чтобы вернуть невыплаченные гонорары, возникшие за его работу в Дафф-Хаусе. Официального контракта не было, и клиент и архитектор разошлись во мнениях относительно стоимости резной каменной кладки. [27] Адам подал в суд на 5796 фунтов стерлингов 12 шиллингов 11 пенсов, и первоначально дело было решено в его пользу. Однако Брацо был упорным оппонентом и затянул разбирательство, которое завершилось только незадолго до смерти Адама. [23]
После восстания якобитов в 1745 году должность Адама масоном в Управлении артиллерийского вооружения принесла ему ряд крупных военных контрактов в Хайленде. [11] В 1746 году должность мастера-плотника в Управлении по артиллерийскому вооружению стала вакантной, и Адам поспешил выдвинуть на рассмотрение имя своего сына Джона, хотя ему не удалось обеспечить ему эту должность. [28] К 1746 году все трое его старших сыновей были вовлечены в семейный бизнес, Джеймс и Джон рано покинули Эдинбургский университет, чтобы присоединиться к своему отцу. [28]
Уильям Адам скончался от болезни в конце 1747 года и умер следующим летом. Он был похоронен в Грейфрайерс Киркьярд в Эдинбурге, где Джон Адам спроектировал семейный мавзолей, построенный в 1753 году. [11] Он был восстановлен городским советом Эдинбурга и Исторической Шотландией в 1997 году, чтобы отметить 250-летие со дня его смерти.
Адам создал личную библиотеку в Блер-Адаме, в которой хранилось более 140 архитектурных произведений из Италии, Франции, Германии, Нидерландов и Великобритании. После своей смерти он завещал свою библиотеку сыновьям. [29]
Архитектурные работы
[ редактировать ]Адам использовал самые разные источники для своих проектов и создал изобретательный личный стиль оформления. [18] Основное влияние на него оказал английский палладианизм , и некоторые из его домов сравнивали с проектами, воспроизведенными в Колена Кэмпбелла » «Витрувии Британнике , но Адам смешал их с мотивами английского барокко Гиббса и Ванбру. [30] [31] Он во многом полагался на ряд французских, итальянских и английских книг образцов, в том числе « Книгу архитектуры » Гиббса , из которой он свободно заимствовал, не обращая внимания на последовательность стиля. [18] Кроме того, он черпал вдохновение из ранней шотландской архитектуры эпохи Возрождения, а также от своих предшественников Брюса и Смита. [32] За свою почти 30-летнюю карьеру архитектора Адам спроектировал, расширил или реконструировал более 40 загородных домов и выполнил множество государственных контрактов. [11] Он также разработал схемы ландшафтных садов, например, в Ньюлистоне и замке Теймут . [11]
Загородные дома
[ редактировать ]Его первый заказ, похоже, заключался в расширении дома Хоптаун недалеко от Эдинбурга для Чарльза Хоупа, 1-го графа Хоптауна . [33] Хоптаун был построен всего 20 лет назад сэром Уильямом Брюсом, и Адама наняли для восстановления юго-восточного крыла. Эти работы, завершенные в 1725 году, были направлены на придание восточному фасаду смелого нового фасада, выступающего вперед на концах с изогнутыми участками. По словам Джона Флеминга, «в Шотландии никогда прежде не предпринимались ничего столь амбициозного или изобретательного». [34] В последующие годы Адам вернется в Хоптаун, построив южную колоннаду с 1726 года, северное крыло с 1728 года и, наконец, павильоны с 1736 года. Они не были закончены до 1742 года, года смерти графа, и завершенный проект был завершен. закончено сыновьями Адама после его собственной смерти. [35] Адам также разбил сады, возможно, по проекту Брюса, чьему осевому стилю они следуют. [36]
Другие ранние проекты включали Дом Драм , который мог похвастаться первым в Шотландии венецианским окном , [37] и Mavisbank House , оба недалеко от Эдинбурга. Дом Мэвисбанк, построенный между 1723 и 1727 годами, был первой виллой Палладио в Шотландии. [38] результат сотрудничества Адама и владельца, архитектора-любителя сэра Джона Клерка из Пеникуика. Последний взял на себя большую часть заслуг и, конечно же, подверг критике некоторые предложения Адама, хотя данные свидетельствуют о том, что Адам добился своего по ряду пунктов. [39] Как и в Хоптауне, здесь у Адама были необычайно близкие отношения со своим клиентом, несмотря на различия во мнениях. [40] в стиле барокко, вдохновленный Ванбру Его самой амбициозной ранней работой был дом Арнистон , недалеко от Горбриджа . Построенный для Роберта Дандаса , юриста и политика, связанного с Джоном Дэлримплом, 1-м графом Стейром , Арнистон включает в себя обширную территорию, заложенную Адамом, с партером и каскадом, а также главный проспект, сосредоточенный на Троне Артура на севере. [39] Лепнина в зале Арнистона — один из лучших интерьеров Адама в стиле Ванбру. [41]
Дом Даффа , главная работа Адама 1730-х годов, демонстрирует нарастание местных и иностранных влияний, представляя себя «средневековым замком в одежде в стиле барокко». [42] Построенный между 1735 и 1739 годами, Адам выступал в качестве подрядчика и архитектора Уильяма, лорда Брако . Джеймс Гиббс недавно построил еще один дом для лорда Брако, но отказался от заказа Даффу, порекомендовав Адама для этой работы. [27] Главный фасад Дафф-хауса примечателен своей высотой, а высокие угловые башни создают впечатление высоко вертикального дома. Этот стиль связан с проектами изгнанного якобита графа Мара , архитектора-любителя, который сотрудничал с Адамом в Доме Дуна . [30] Чарльз Маккин 17 века сравнивает Дафф с замком Драмланриг и помещает его в рамки шотландской архитектурной традиции. Как и Драмланриг и больница Хериота (1620–1690-е годы) в Эдинбурге до этого, Дафф-Хаус представляет собой двухсвайный блок, окруженный более высокими квадратными угловыми башнями. [32] «Платье в стиле барокко» в Даффе происходит из Ванбру и, в частности, из Истбери-парка (1724–1738) в Дорсете . [42] Проекты павильонов и квадрантных крыльев так и не были реализованы из-за спора лорда Брако с Адамом. По той же причине Брацо никогда не занимал и не обустраивал дом. [27]
Другие дома Адама 1730-х годов включают Дом Дана в Ангусе, Тинвальд в Дамфрисшире, Дом юристов в Пертшире и Дом Хаддо в Абердиншире. Его ранний, нереализованный проект «Дома Дуна», созданный в сотрудничестве с графом Маром, интересен, поскольку на нем изображен традиционный высокий шотландский дом-башня с винтовой лестницей внутри стен, но снаружи облицованный неоклассическими деталями; Адам явно черпал вдохновение из шотландского языка. [43] Шательро , герцога Гамильтона «Питомник для собак» и охотничий домик недалеко от Гамильтона , было завершено в 1743 году. [11] Ремонт квартиры герцога в Холирудхаусе был самым важным заказом Адама по дизайну интерьера. [44] В 1730-х годах Адам расширил замок Теймут и разбил сады, хотя его постройка была в значительной степени снесена, чтобы освободить место для нынешнего здания в 19 веке. [11] Подход Адама здесь отразил работу Брюса в Балкаски , расширив шотландский дом-башню, чтобы сформировать почти симметричную архитектурную композицию. [32]
После 1740 года Адам построил только два дома: Дом Камбернаулда для графа Вигтона и Дом Кэлли для Александра Мюррея, который не был завершен до 1763 года. [45] С 1746 года Адам исполнял обязанности «генерального интенданта» и подрядчика, наблюдая за строительством замка Инверари по готическому проекту Роджера Морриса. Его роль заключалась в переписке с архитектором от имени клиента, Арчибальда Кэмпбелла, 3-го герцога Аргайлла , а Адам также предлагал Моррису свои собственные советы по детальному проектированию. [46] Он также предоставил ранний проект планировки нового города в Инверари . [47] Его последняя архитектурная работа была для лорда Ловата в 1744 году — новый дом в замке Дуни. Камень был поставлен, но строительство так и не началось, поскольку лорд Ловат «отсутствовал» во время восстания якобитов в 1745 году , а его собственность была разграблена правительственными войсками. [48]
Общественные здания
[ редактировать ]Первые заказы Адама на общественное строительство были в Абердине , где он построил городской дом или ратушу с 1729 по 1730 год, после снесения, а также больницу Роберта Гордона с 1730 по 1732 год, ныне независимую школу. [11] Первоначальный Эдинбургский королевский лазарет на Больничной улице представлял собой внушительное здание, спроектированное Адамом в 1738 году, хотя и основанное на стандартном казарменном блоке Артиллерийского управления. [49] Один из первых лазаретов в мире, он был основан врачом Александром Монро и снесен в 1884 году. Остатки здания можно найти на разных участках города. Также в Эдинбурге Адам построил больницу Джорджа Ватсона с 1738 по 1741 год, снесенную в 2004 году, которая в 19 веке была включена Дэвидом Брайсом как часть нового Королевского лазарета. [11] В 1745 году были завершены работы над «Новой библиотекой» Уильяма Адама для Университета Глазго , которая также была снесена. [11] Таунхаус Адама в Данди также был снесен; Таунхаус Хаддингтона сохранился, но сильно изменился. [11] Адам построил только одну церковь, Старую приходскую церковь Гамильтона , в 1733 году, работая над соседним Шательро. [11]
Последнее восстание якобитов произошло в 1745 году , когда « Красивый принц Чарли » попытался захватить британский трон при помощи мятежных шотландских горцев. После этого неудачного переворота Хайленд был широко милитаризирован правительством, и, как следствие, объем работы Адамовского артиллерийского управления увеличился. Он и его сыновья выполняли работы в Форт-Огастесе , Форт-Уильяме , Карлайле и замках Дамбартон , Стерлинг , Эдинбург , Блэкнесс и Дуарт . [50] В 1747 году он был нанят для выполнения каменных работ и кирпичной кладки для форта Джордж недалеко от Инвернесса , хотя проект начался только незадолго до смерти Адама. [51] Каждое лето до 1760 года один из его сыновей проводил лето в Форт-Джордж, руководя работами под руководством полковника Скиннера, главного инженера Северной Британии. [50]
Витрувий Скотик
[ редактировать ]В 1720-х годах Адам планировал опубликовать книгу архитектурных чертежей шотландских домов, включая свои собственные работы и работы других. Его Витрувий Скотикус был начат и назван в ответ на Колена Кэмпбелла Витрувий Британник . Он заказал несколько гравюр во время своей поездки в Лондон в 1727 году и начал собирать подписки. [15] Дальнейшая гравюра была завершена в Эдинбурге в 1730-х годах Ричардом Купером. [23] Затем проект застопорился, возможно, из-за отсутствия подписок (было собрано всего 150, по сравнению с более чем 700 у Витрувия Британника ), хотя, возможно, он был возрожден примерно во время смерти Адама. В 1766 году Джон Адам предпринял попытку перезапустить проект и собрать новые подписки, но из этого ничего не вышло. Книга была наконец опубликована в 1812 году сыном Джона Уильямом и содержала 160 листов, включая 100 собственных рисунков Адама. [11]
Наследие
[ редактировать ]Доминирующее положение Уильяма Адама в шотландской архитектуре подкрепляется отсутствием у него современников. Колин МакВильям в книге «Здания Шотландии: Лотиан» задавался вопросом, «достигла ли бы шотландская архитектура того периода… многого ли без него». [1]
Смерть Адама совпала с окончательным поражением якобитской угрозы в 1746 году и развитием шотландского Просвещения , в результате которого стали популярными новые стили строительства. Развитие неоклассицизма в конце 18 века сопровождалось возрождением «замковой» формы дома, что привело к появлению шотландского баронского стиля . [52] Однако ни одна из идиом не во многом обязана работе Уильяма Адама. Будучи скорее практиком, чем теоретиком, Адам так и не разработал достаточно сильный стиль, чтобы оказать прямое влияние на ход проектирования зданий.
Его главным наследием в истории архитектуры стали трое его сыновей-архитекторов, и в частности Роберт Адам, чей успех как разработчика «Стиля Адама» намного превзошел успех его отца. Хотя Роберт сформировал свой собственный стиль в результате длительного обучения в Риме, Джон Флеминг обнаруживает следы влияния своего отца на работы всех трех братьев и предполагает, что принцип «движения» Адама в архитектуре был частично вдохновлен восхищением Уильяма Ванбру. Говоря конкретнее, Флеминг отмечает, что работа с отцом дала братьям прочную основу в технических аспектах архитектуры и познакомила их с кругом клиентов, к которым в противном случае они никогда бы не имели доступа. [53]
Критическая оценка
[ редактировать ]Хотя его современники признавали Адама «гением архитектуры», [54] недавние историки архитектуры обнаружили, что его работы имеют более разное качество. В 18 и 19 веках он был признан «универсальным архитектором Шотландии», а в конце 19 века Макгиббон и Росс » предположили в книге «Замковая и домашняя архитектура Шотландии , что Уильям был «по крайней мере» равным по таланту его сын Роберт. [55]
В 20 веке к творчеству Адама был принят более критический взгляд. Например, Ян Ханна в «Истории Шотландии в камне» (1934) нашел Адама «довольно обычным классическим архитектором». [56] Артур Т. Болтон во введении к своей окончательной работе о Роберте и Джеймсе Адамах (1922) назвал работу отца «тяжелой и заурядной» и просто «сборником идей... от Ванбру и Гиббса до Кента». [57] Джон Флеминг посетовал на свою «специальную импровизацию на основе неправильно переваренных первоисточников». [58] и решил, что ему «нельзя удостоиться большого признания как архитектору». [59] Джон Саммерсон игнорирует работу Адама в книге «Архитектура в Британии, 1530–1830» (1953), поскольку она не вписывается в английскую палладианскую ортодоксальность: [58] хотя Джон Данбар предполагает, что «он мог бы достаточно убедительно выразить себя этой идиомой», [60] например, в Haddo House. [60] Данбар нашел работы Адама «столь же замечательными как своим эклектизмом, так и неравномерностью качества», и далее он подчеркнул «твердость и прямоту» Уильяма Адама и нашел их «соответствующими художественному климату Северной Британии». [60] Гиффорд также подчеркивает шотландский контекст Адама, указывая на то, что Шотландия во многих отношениях была чужой страной во время его трудовой жизни и действительно была отдельной страной по отношению к Англии до 1707 года. Адам утверждает, что Адама следует рассматривать не как провинциального британского архитектора, а как провинциального британского архитектора. как «архитектор Шотландии». [61]
Джон Флеминг и Колин МакВильям согласны с тем, что Адам был лучшим соавтором. Комментарий Флеминга о том, что Адам «был в своих лучших проявлениях, когда им руководил человек со вкусом, знавший свое мнение», [62] этому вторит Маквильям, который предполагает, что Уильям Адам «всегда старался изо всех сил, но делал все возможное в архитектуре… когда он был в контакте не только со своими источниками, но и с другими живыми умами». [1]
Семья
[ редактировать ]У Уильяма Адама и Мэри Робертсон было десять выживших детей:
- Джанет («Дженни») (род. 1717), родившаяся в Линктауне, позже управляла лондонским бизнесом своих братьев.
- Джон (род. 3 июля 1721 г.), родившийся в Линктауне, взял на себя управление Блэром Адамом и другими семейными предприятиями, а также занимался архитектурой.
- Роберт (род. 3 июля 1728 г.), родился в Линктауне, архитектор и самый известный из братьев Адам.
- Джеймс (род. 21 июля 1732 г.) архитектор, деловой партнер Роберта.
- Уильям («Вилли») (р. 1738)
- Элизабет («Бетти») вместе с Джанет управляли лондонским бизнесом своих братьев.
- Хелен («Нелли»)
- Маргарет («Пегги»)
- Мэри вышла замуж за преподобного Джона Дрисдейла FRSE (1718–1788), служителя Тронного Кирка, обладавшего редкой честью: он дважды был модератором Генеральной ассамблеи Шотландской церкви (1773 и 1784 гг.), Хотя сейчас его больше всего помнят за его дружбу с экономист Адам Смит .
- Сюзанна вышла замуж за сэра Джона Клерка из Элдина , сына сэра Джона Клерка из Пеникуика.
Даты рождения их пяти младших дочерей не зафиксированы. [28] Кроме того, еще один сын по имени Уильям и две дочери умерли в младенчестве. [21]
После смерти Уильяма Адама его старший сын Джон унаследовал семейный бизнес и сразу же заключил партнерство со своими братьями Робертом и Джеймсом, которое продлилось до конца 1750-х годов, когда Роберт обосновался в Лондоне. В некрологе Уильяма Адама в Caledonian Mercury отмечалось, что «к счастью, он оставил после себя несколько многообещающих молодых людей, которые продолжат то, что он так счастливо начал». [63] Джон Адам передал Блэра Адама своему собственному сыну, юристу и политику Уильяму Адаму К.С., потомки которого продолжают владеть поместьем, включая нескольких известных политиков, солдат и государственных служащих. [64]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д МакВильям, стр.57
- ^ Глендиннинг и др. (1999) стр.48
- ↑ Джон Клерк из Элдина впервые использовал термин «Универсальный Архитектор» для описания Адама в своей неопубликованной « Жизни Роберта Адама» . Гиффорд (1990) стр.1
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр. 68 и 75.
- ^ Кинросс строился с 1686 года. Флеминг, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.72.
- ^ Гиффорд (1989), стр.73–74.
- ^ Гиффорд (1989), стр.75
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.76–77.
- ^ Купер, Роберт Л.Д., Эд. 2010. Знаменитые шотландские масоны, стр. 4–6. ISBN 978-0-9560933-8-7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Колвин, стр. 56–59.
- ^ Фенвик, стр.73–78.
- ^ Глендиннинг и Маккечни (2004), стр.103
- ^ Гиффорд (1989), стр.80–81.
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.106.
- ^ Флеминг, стр.34
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.107.
- ^ Jump up to: а б с Фридман, стр.37
- ^ Гиффорд (1989), стр.108
- ^ Гиффорд (1989), стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр.110.
- ^ Гиффорд (1989), стр.176
- ^ Jump up to: а б с Гиффорд (1989), стр.179.
- ^ Гиффорд (1989), стр. 176 и 178.
- ^ Jump up to: а б Флеминг, стр.52
- ^ Гиффорд (1989), стр. 176–178. Блер Адам и сегодня остается домом семьи Адам.
- ^ Jump up to: а б с Дональдсон, Питер Р. (1996). «Пример сохранения: проект дома Дафф». Архитектурное наследие . VI : 33–48.
- ^ Jump up to: а б с Гиффорд (1989), стр.183.
- ^ «Уильям Адам 1689–1748 - Владельцы книг в Интернете» . bookowners.online . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Глендиннинг и МакКечни (2004), стр.103.
- ^ Гиффорд (1989), проход
- ^ Jump up to: а б с Маккин, стр.258
- ↑ Контракт был подписан 17 января 1721 г. Гиффорд, стр.76.
- ^ Флеминг, стр.47
- ^ Гиффорд (1989), стр.88, 124, 127.
- ^ Гиффорд (1989), стр.89
- ^ Флеминг, стр.49
- ^ Круикшанк, Дэн (1985). Путеводитель по георгианским зданиям Великобритании и Ирландии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 226–7. ISBN 0-297-78610-5 .
- ^ Jump up to: а б Гиффорд (1989), стр. 90–94.
- ^ Флеминг, стр.44
- ^ Флеминг, стр.51
- ^ Jump up to: а б Данбар, стр.106
- ^ Флеминг, стр.35
- ^ Флеминг, стр.59
- ^ Флеминг, стр.56
- ^ Флеминг, стр.65
- ^ Уокер, стр. 305 и 313.
- ^ Флеминг, стр.63–64.
- ^ Флеминг, стр.62
- ^ Jump up to: а б Флеминг, стр.64
- ^ Гиффорд (1992), стр.174
- ^ Глендиннинг и МакКечни (2004) стр.97
- ^ Флеминг, стр.74–75.
- ↑ Некролог Уильяма Адама в Caledonian Mercury , цитируется в Gifford (1990), стр.1.
- ^ Цитируется в Гиффорде (1990), стр.2.
- ^ Ханна, стр.306
- ^ Цитируется в Гиффорде (1990), стр.3.
- ^ Jump up to: а б Цитируется в Гиффорде (1990), стр. 4.
- ^ Флеминг, стр.73
- ^ Jump up to: а б с Данбар, стр.104
- ^ Гиффорд (1989), стр.9
- ^ Флеминг, стр.72
- ^ Цитируется у Флеминга, стр.66.
- ^ « Адам из Блэра Адама», в книге Берка «Землевладельцы Шотландии » (PDF) . стр. 3–4 . Проверено 3 сентября 2007 г.
Источники
- Колвин, Ховард (1978) Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 , Джон Мюррей
- Дональдсон, Питер Р. (1996). «Пример сохранения: проект дома Дафф». Архитектурное наследие . VI : 33–48.
- Данбар, Джон (1978) Архитектура Шотландии , 2-е издание, BT Batsford. ISBN 0-7134-1142-2
- Фенвик, Хьюберт (1970) Королевский архитектор: жизнь и творчество сэра Уильяма Брюса , Roundwood Press
- Флеминг, Джон (1962) Роберт Адам и его круг , Джон Мюррей
- Фридман, Терри (1990). «Г-н Иниго Пиластер и сэр Кристофер Куполо: о преимуществах архитектурного Фарраго». Архитектурное наследие . Я : 33–48.
- Гиффорд, Джон (1989) Уильям Адам 1689–1748 , Mainstream Publishing / RIAS
- Гиффорд, Джон (1990). «Уильям Адам и историки». Архитектурное наследие . Я : 33–48.
- Гиффорд, Джон (1992) Здания Шотландии: Хайленд и острова , Пингвин
- Глендиннинг, Майлз, Маккечни, Аонгхус и Макиннес, Ранальд (1999) Строительство нации: история архитектуры Шотландии , Кэнонгейт. ISBN 0-86241-830-5
- Глендиннинг, Майлз, и МакКечни, Аонгхус, (2004) Шотландская архитектура , Темза и Гудзон. ISBN 0-500-20374-1
- Ханна, Ян К. (1988) История Шотландии в камне , 2-е издание, Strong Oak Press. ISBN 1-871048-05-2
- Маккин, Чарльз (2004) Шотландский замок , Sutton Publishing. ISBN 0-7509-3527-8
- Маквильям, Колин (1978) Здания Шотландии: Лотиан (кроме Эдинбурга) , Пингвин
- Рикверт, Джозеф, и Рикверт, Энн (1985) Братья Адам – Мужчины и стиль , Коллинз, Лондон. ISBN 0-00-217509-6
- Уокер, Фрэнк Арнейл (2000) Здания Шотландии: Аргайл и Бьют , Пингвин
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам, Уильям. Витрувий Скотикус представляет собой собрание планов, фасадов и секций общественных зданий, дворянских и джентльменских домов в Шотландии, в основном по проектам покойного Уильяма Адамса, эсквайра. Архитектор . Эдинбург: напечатано для Адама Блэка и Дж. Дж. Робертсона, 1812 г.
- Гиффорд, Джон. Уильям Адам, 1689–1748 гг. Жизнь и времена универсального архитектора Шотландии . Эдинбург: Мейнстрим, 1989. ISBN 1-85158-295-9
- Ховард, Дебора (ред.), Уильям Адам. Архитектурное наследие I. Журнал Общества архитектурного наследия Шотландии, выпуск 17. Эдинбург, University Press. 1990. ISBN 0-7486-0232-1