Jump to content

Промышленная революция в Шотландии

Судоходство по Клайду , Джон Аткинсон Гримшоу , 1881 год.

В Шотландии промышленная революция представляла собой переход к новым производственным процессам и экономическому подъему между серединой восемнадцатого и концом девятнадцатого веков. К началу восемнадцатого века политический союз между Шотландией и Англией стал политически и экономически привлекательным, обещая открыть гораздо более крупные рынки Англии, а также рынки растущей Британской империи , что привело к заключению Союзного договора 1707 года . Среди дворянства и знати была сознательная попытка улучшить сельское хозяйство Шотландии . Были введены новые культуры, и вольеры начали вытеснять систему беговых установок и бесплатные пастбища. Экономические выгоды от союза проявлялись очень медленно, некоторый прогресс был виден, например, продажа полотна и скота в Англию, денежные потоки от военной службы и торговля табаком, в которой после 1740 года доминировал Глазго. Американская торговля начала инвестировать в кожу, текстиль, железо, уголь, сахар, веревки, парусину, стекольные заводы, пивоварни и мыловаренные заводы, заложив основу для превращения города в ведущий промышленный центр после 1815 года.

Льняная промышленность была ведущей отраслью промышленности Шотландии в восемнадцатом веке и легла в основу более поздней промышленности по производству хлопка, джута и шерсти. Поощряемые и субсидируемые Попечительским советом , чтобы они могли конкурировать с немецкой продукцией, торговые предприниматели стали доминировать на всех этапах производства льняных изделий и увеличили долю рынка шотландского льняного полотна, особенно на американском колониальном рынке. Историки часто подчеркивают, что гибкость и динамизм банковской системы Шотландии в значительной степени способствовали быстрому развитию экономики в девятнадцатом веке. Сначала ведущей отраслью промышленности, базирующейся на Западе, было прядение и ткачество хлопка. После прекращения поставок хлопка-сырца с 1861 года в результате Гражданской войны в США шотландские предприниматели и инженеры, а также больших запасов легко добываемого угля, страна диверсифицировала свою деятельность в машиностроении, судостроении и локомотивостроении, причем сталь заменила железо после 1870. В результате Шотландия стала центром машиностроения, судостроения и производства локомотивов.

К 1800 году Шотландия уже была одним из самых урбанизированных обществ в Европе. Глазго стал одним из крупнейших городов мира и известен как «Второй город Империи» после Лондона. Данди модернизировал свою гавань и зарекомендовал себя как промышленный и торговый центр. Промышленное развитие, хотя и принесло рабочие места и богатство, было настолько быстрым, что жилищное строительство, градостроительство и здравоохранение не успевали за ним, и какое-то время условия жизни в некоторых городах были заведомо плохими. с перенаселенностью, высокой детской смертностью и ростом заболеваемости туберкулезом . Владельцы поддерживают спонсируемые государством жилищные программы, а также проекты самопомощи среди респектабельного рабочего класса. Даже при росте промышленности хороших рабочих мест не хватало, в результате в период 1841–1931 гг. около двух миллионов шотландцев эмигрировали в Северную Америку и Австралию, а еще 750 000 шотландцев переселились в Англию. К XXI веку насчитывалось примерно столько же людей, Шотландские канадцы и шотландские американцы как пять миллионов, оставшихся в Шотландии.

Адам Смит . «отец современной экономики»

К началу восемнадцатого века политический союз между Шотландией и Англией стал политически и экономически привлекательным, обещая открыть гораздо более крупные рынки Англии, а также рынки растущей Британской империи . Шотландский парламент проголосовал 6 января 1707 года 110 голосами против 69 за принятие Союзного договора . Это был полноценный экономический союз. Большая часть его 25 статей касалась экономических механизмов нового государства, известного как «Великобритания». Он добавил 45 шотландцев к 513 членам Палаты общин Великобритании и 16 шотландцев к 190 членам Палаты лордов и упразднил шотландский парламент. Он также заменил шотландские системы валюты, налогообложения и законов, регулирующих торговлю, законами, принятыми в Лондоне. В то время в Англии было примерно в пять раз больше населения, чем Шотландии, и примерно в 36 раз больше богатства. [1]

Основными факторами, которые способствовали индустриализации Шотландии, были дешевая и обильная рабочая сила; природные ресурсы, включая уголь, железняк с черной полосой и потенциальную гидроэнергию; развитие новых технологий, в том числе парового двигателя и рынков, на которых можно было бы покупать шотландскую продукцию. Другие факторы, которые также способствовали этому процессу, включали улучшение транспортных связей, которые способствовали перемещению товаров, обширную банковскую систему и широкое распространение идей об экономическом развитии, берущих свое начало в эпоху шотландского Просвещения . [2]

Просвещение

[ редактировать ]

В восемнадцатом веке шотландское Просвещение вывело страну на передний план интеллектуальных достижений Европы. [3] Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до конкретно научных. Адам Смит разработал и опубликовал «Богатство народов» первую работу современной экономики. Это оказало непосредственное влияние на британскую экономическую политику и до сих пор является основой дискуссий по вопросам глобализации и тарифов . [4] Ключевая научная работа включала открытия Уильяма Каллена , врача и химика; Джеймс Андерсон , агроном ; Джозеф Блэк , физик и химик; и Джеймс Хаттон , первый современный геолог . [5] Традиционно считается, что эпоха Просвещения в Шотландии завершилась к концу восемнадцатого века. [6] непропорционально большой вклад Шотландии в британскую науку и литературу продолжался еще 50 и более лет благодаря таким деятелям, как Джеймс Хаттон , Джеймс Уотт , Уильям Мердок , Джеймс Клерк Максвелл и лорд Кельвин . [7]

Сельскохозяйственная революция

[ редактировать ]
Мужчина ведет двух лошадей, толкающих машину
Иллюстрация 1851 года, показывающая жатку, разработанную Патриком Беллом.

После унии с Англией в 1707 году дворянство и дворянство предприняли сознательную попытку улучшить сельское хозяйство Шотландии. Общество благоустроителей было основано в 1723 году, в него входили 300 членов герцогов, графов, лордов и землевладельцев. [8] В первой половине века эти изменения ограничивались арендованными фермами в Восточном Лотиане и поместьями нескольких энтузиастов, таких как Джон Кокберн и Арчибальд Грант . Не все были успешными: Кокберн довел себя до банкротства, но идеал улучшения распространился среди землевладельцев. [9] Наряду с английским плугом и иностранными травами было введено сенокошение , посев райграса и клевера. Были завезены репа и капуста, огорожены земли и осушены болота, выложена известь, построены дороги и посажены леса. сеялка, посев и севооборот Введены . Введение картофеля в Шотландию в 1739 году значительно улучшило рацион крестьянства. Вольеры стали вытеснять систему беговых установок и свободное выпас. Растет специализация: Лотиан стал крупным центром выращивания зерна, Эйршир - разведением крупного рогатого скота и границей разведения овец. [8] Хотя некоторые владельцы недвижимости улучшили качество жизни своих уволенных рабочих, [8] Сельскохозяйственная революция привела непосредственно к тому, что все чаще называют « вырубками низин» . [10] когда сотни тысяч фермеров-арендаторов из центральной и южной Шотландии были насильственно переселены с ферм и небольших хозяйств, которые их семьи занимали сотни лет. [8] Улучшение продолжалось и в девятнадцатом веке. Инновации включали первую работающую жатку , разработанную Патриком Беллом в 1828 году. Его соперник Джеймс Смит обратился к улучшению дренажа подпочвы и разработал метод вспашки, который мог разрушить подпочвенный барьер, не нарушая верхний слой почвы. Ранее непригодные для обработки низинные земли теперь можно было использовать для пахотного производства, и в результате получился ровный равнинный ландшафт, который до сих пор преобладает. [11] Развитие шотландского сельского хозяйства означало, что Шотландия могла поддержать свое растущее население продуктами питания и высвободить рабочую силу, которая могла бы принять участие в промышленном производстве. [2]

Банковское дело

[ редактировать ]
Бывшая штаб-квартира British Linen Bank на Сент-Эндрюс-сквер в Эдинбурге.

Первыми банками, образованными в Шотландии, были Банк Шотландии (Эдинбург, 1695 г.) и Королевский банк Шотландии (Эдинбург, 1727 г.). [12] Вскоре за этим последовал Глазго, открывший собственные филиалы (в частности, первым стал Dunlop, Houston & Co. в 1749 году, известный как «Корабельный банк» из-за изображения корабля, напечатанного на всех их счетах). [13] и к концу века Шотландия имела процветающую финансовую систему. Было более 400 филиалов, что составляло один офис на 7000 человек, что вдвое больше, чем в Англии. Банки регулировались более мягко, чем в Англии. Историки часто подчеркивают, что гибкость и динамизм банковской системы Шотландии в значительной степени способствовали быстрому развитию экономики в девятнадцатом веке. [14] [15] Будучи акционерным обществом, British Linen Company имела право привлекать средства путем выпуска векселей или облигаций. Поскольку облигации функционировали как банкноты, компания постепенно перешла к кредитованию и предоставлению скидок другим производителям льна, а в начале 1770-х годов банковское дело стало ее основным видом деятельности. [16]

Транспорт

[ редактировать ]

Обширная береговая линия Шотландии означала, что немногие части страны были недоступны для морского транспорта, особенно центральный пояс, который стал центром промышленного развития. До восемнадцатого века большинство дорог представляли собой относительно плохие грунтовые дороги. В конце восемнадцатого века были проведены улучшения магистральными трестами и создан ряд военных дорог . [2] Также развивалось строительство каналов с четырьмя основными равнинными каналами: Форт и Клайд , Юнион , Монкленд и Кринан, а также дальше на север каналами Пейсли , Каледониан и Инверури , перевозившими к началу девятнадцатого века тысячи пассажиров и тонны грузов. [17]

Корабли у Гринока, Шотландия (1813 г.), автор Роберт Салмон .

После отмены пошлин с Англией потенциал для торговли для шотландских купцов стал значительным, особенно с колониальной Америкой . Однако экономические выгоды от союза проявлялись очень медленно, прежде всего потому, что Шотландия была слишком бедна, чтобы использовать возможности значительно расширившегося свободного рынка. Шотландия в 1750 году все еще была бедным сельским аграрным обществом с населением 1,3 миллиона человек. [18] Более того, экономика Шотландии была разрушена схемой Дариена : по некоторым оценкам, половина всего оборотного богатства Шотландии пошла на эту схему. Торговцы из Глазго проявили особый энтузиазм и, следовательно, не имели собственных кораблей в течение двадцати лет после катастрофы. [19] Был виден некоторый прогресс, например, продажа белья и скота в Англию, денежные потоки от военной службы и торговля табаком, в которой после 1740 года доминировал Глазго. Клиперы, принадлежащие Табачным лордам Глазго , были самыми быстрыми кораблями на маршруте. в Вирджинию. [20] Торговля началась с контрабанды в 1600-х годах, но с принятием Акта о Союзе она стала законной, и торговля активизировалась. [21] Купцы, получившие прибыль от американской торговли, начали инвестировать в кожу, текстиль, железо, уголь, сахар, веревки, парусину, стекольные заводы, пивоварни и мыловаренные заводы, заложив основу для превращения города в ведущий промышленный центр после 1815 года. [22] Торговля табаком рухнула во время Американской революции (1776–1783), когда ее источники были отрезаны британской блокадой американских портов. Однако торговля с Вест-Индией начала восполнять потери табачного бизнеса. [23] отражая экстенсивный рост хлопковой промышленности, британский спрос на сахар и спрос в Вест-Индии на сельдь и льняные товары. В 1750–1815 гг. 78 купцов из Глазго не только специализировались на импорте сахара, хлопка и рома из Вест-Индии, но и диверсифицировали свои интересы, приобретая плантации Вест-Индии, шотландские поместья или хлопчатобумажные фабрики. Они не должны были быть самосохраняющимися из-за опасностей торговли, случаев банкротства и меняющейся сложности экономики Глазго. [24] Другие города также получили выгоду. Гринок расширил свой порт в 1710 году и отправил свой первый корабль в Америку в 1719 году, но вскоре стал играть важную роль в импорте сахара и рома. [25]

Нью-Ланарк , хлопчатобумажные фабрики и жилые дома на реке Клайд, основанные в 1786 году.

Производство льна было ведущей отраслью промышленности Шотландии в восемнадцатом веке и легло в основу более позднего производства хлопка, джута, [26] и шерстяная промышленность. [27] Промышленная политика Шотландии была разработана Советом попечителей рыболовства и промышленности Шотландии , который стремился построить экономику, дополняющую, а не конкурирующую с Англией. Поскольку в Англии была шерсть, то это означало лен. [28] Шотландским парламентариям удалось провести попытку ввести вывозную пошлину на полотно, и с 1727 г. оно получало субсидии в размере 2750 фунтов стерлингов в год в течение шести лет, что привело к значительному расширению торговли. Пейсли перенял голландские методы и стал крупным центром производства. Глазго производил продукцию для экспортной торговли, объем которой увеличился вдвое в период с 1725 по 1738 год. [29]

Поощряемые и субсидируемые Попечительским советом, чтобы они могли конкурировать с немецкой продукцией, купцы-предприниматели стали доминировать на всех этапах производства льняных изделий и увеличили долю рынка шотландского льняного полотна, особенно на американском колониальном рынке. [28] Британская льняная компания, основанная в 1746 году, была крупнейшей фирмой шотландской льняной промышленности восемнадцатого века, экспортировавшей лен в Англию и Америку. [16] В 1728 году было произведено 2,2 миллиона ярдов льняной ткани, а к 1730 году она уже вытеснила шерстяную ткань в качестве основной обрабатывающей промышленности. К 1750 году оно достигло 7,6 миллиона, а в 1775 году достигло пика в 12,1 миллиона ярдов. Однако случались резкие спады, особенно в периоды 1734–43 и 1763–72. Это была в основном сельская промышленность, большая часть производства осуществлялась дома, а не на фабриках. На нем работало около 100 000 человек, четыре из пяти которых были женщинами, прявшими лен, а мужчины работали на ткацких станках. [30]

Правительство поощряло использование льна с конца 17 века: парламентский акт 1686 года гласил, что все шотландцы должны быть похоронены в изготовленных в Шотландии льняных намоточных простынях с использованием шотландского льна. В 1748 году эмбарго на импорт или использование французского батиста дало дополнительный импульс развитию льняной промышленности. [21] К 1770 году Глазго был крупнейшим производителем льна в Великобритании, а в 1787 году Калтон, Глазго, стал местом первого промышленного спора в Шотландии, когда 7000 ткачей объявили забастовку в знак протеста против сокращения их заработной платы на 25%. убиты . Был послан 39-й пехотный полк, и три человека были [31]

Прозрачный лен, вошедший тогда в моду, в 1780-х годах в Шотландии был практически недоступен. Стремясь оставаться конкурентоспособными, производители Глазго обратились к тонкому хлопковому муслину, в котором они преуспели настолько, что он стал дешевле, чем импортный индийский муслин. [32] С популярностью индийского муслина, начиная с 1760-х годов, пришла мода на тамбурное кружево , или сшитый муслин , который на короткое время стал процветающим бизнесом в Эйршире, благодаря предприимчивому духу миссис Джеймисон .

Девятнадцатый век

[ редактировать ]
Слайд с фонарем, на котором изображен более поздний миссионер Дэвид Ливингстон (1813–1873 гг.) в роли мастера по пирсингу хлопка, около 1825 года.

Экономика, долгое время основанная на сельском хозяйстве, [18] индустриализация началась после 1790 года. Сначала ведущей отраслью промышленности, базирующейся на западе, было производство хлопка. После прекращения поставок хлопка-сырца с 1861 года в результате Гражданской войны в США страна диверсифицировала свою деятельность в машиностроении, судостроении и локомотивостроении, а после 1870 года сталь заменила железо. [33]

Примерно с 1790 года текстильная промышленность стала важнейшей отраслью промышленности на западе Шотландии, особенно прядение и ткачество хлопка. Первая хлопкопрядильная фабрика была открыта в Пеникуике в 1778 году. К 1787 году в Шотландии было 19 фабрик, к 1795 году - 95, а к 1839 году - 192. Рост производства хлопка был результатом внезапного падения цен на сырье из-за рабства. , в основном импортируемая из США, а также наличие дешевой рабочей силы, вызванное ростом населения и миграцией. В 1775 году в Клайд было импортировано 137 000 фунтов хлопка-сырца, а к 1812 году оно увеличилось в восемь раз и превысило 11 миллионов фунтов. Капитал, вложенный в промышленность, увеличился в семь раз в период с 1790 по 1840 год. [34] К 1800 году производство хлопка было основной отраслью промышленности в районе Глазго: фабрики Нью-Ланарк в то время были крупнейшими в мире. [35] Раннему производству способствовала новая технология прядения мула , водной рамы и гидроэнергетики. [2] Паровые машины были внедрены в промышленность с 1782 года. [34] Однако лишь около трети рабочих были заняты на фабриках, и они продолжали в значительной степени полагаться на ручного ткача, работавшего у себя дома. В 1790 г. в производстве хлопка было занято около 10 000 ткачей, а к 1800 г. - 50 000. [36] Хлопковая промышленность процветала до тех пор, пока в 1861 году гражданская война в США не прекратила поставки хлопка-сырца. [37] Промышленность так и не восстановилась, но к тому времени в Шотландии была развита тяжелая промышленность, основанная на ресурсах угля и железа. [38]

Головной убор на шахте Фрэнсиса, Файф.

Добыча угля стала крупной отраслью промышленности и продолжала развиваться в двадцатом веке, производя топливо для выплавки железа, обогрева домов и фабрик, а также привода паровых двигателей локомотивов и пароходов. Добыча угля быстро росла в восемнадцатом веке, достигнув 700 000 тонн в год к 1750 году. Большая часть угля добывалась на пяти месторождениях в Центральном поясе . Первый паровой двигатель Ньюкомена был установлен на шотландской угольной шахте в 1719 году, но вода оставалась самым важным источником энергии на протяжении большей части столетия. С увеличением спроса на бытовое топливо со стороны растущего городского населения и растущими потребностями тяжелой промышленности производство выросло с примерно 1 миллиона тонн в год в 1775 году до 3 миллионов к 1830 году. [39] Производство почти удвоилось к 1840-м годам и достигло пика в 1914 году и составило около 42 миллионов тонн в год. [40]

Первоначально увеличение производства стало возможным благодаря внедрению дешевой рабочей силы, предоставленной с 1830-х годов большим количеством ирландских иммигрантов. [41] Затем произошли изменения в практике добычи угля, которые включали внедрение взрывчатого вещества в 1850-х годах и использование механизированных методов транспортировки угля на поверхность. [42] наряду с введением паровой энергии в 1870-х гг. [41] На смену землевладельцам пришли коммерческие товарищества по аренде и акционерные общества, члены которых часто были вовлечены в развивающуюся металлургическую промышленность. [39] К 1914 году в Шотландии было миллион шахтеров. Вначале возник стереотип о шотландских угольных шахтерах как о жестоких, нерелигиозных и социально изолированных крепостных; [43] это было преувеличением, поскольку их образ жизни повсюду напоминал образ жизни шахтеров, с сильным акцентом на мужественность, эгалитаризм, групповую солидарность и поддержку радикальных рабочих движений. [44]

Железо и сталь

[ редактировать ]
Карта Монклендских железных дорог и прилегающих линий 1848 года.

Изобретение Джеймсом Бомонтом Нильсоном процесса горячего дутья для выплавки железа в 1828 году произвело революцию в черной металлургии Шотландии, позволив плавить богатую самородную чернокаменную железную руду с обычным углем. [2] В 1830 году в Шотландии было 27 железных печей, к 1840 году их было 70, в 1850 году — 143, а в 1860 году — 171. [45] В 1857 году объем производства составил более 2 500 000 тонн железной руды, что составило 6,5 процента производства Великобритании. Производство чугуна выросло с 797 000 тонн в 1854 году до пика в 1 206 000 тонн в 1869 году. [46] В результате Шотландия стала центром машиностроения, судостроения и производства локомотивов. [38] По переписи 1871 года рабочая сила в тяжелой промышленности обогнала текстильную промышленность в регионе Стратклайд, и в 1891 году она стала основным работодателем в стране. К концу девятнадцатого века производство стали в значительной степени заменило производство железа. [45]

железные дороги

[ редактировать ]

Великобритания была мировым лидером в строительстве железных дорог и их использовании для расширения торговли и поставок угля. Первая успешная линия с локомотивами в Шотландии между Монклендом и Киркинтиллохом открылась в 1826 году. К концу 1830-х годов существовала сеть железных дорог, которая включала линии между Данди и Арбротом и соединяла Глазго, Пейсли и Эйр. Линия между Глазго и Эдинбургом, в основном предназначенная для пассажирских перевозок, открылась в 1842 году и оказалась весьма успешной. К середине 1840-х годов началась мания железных дорог. [47] Хорошее пассажирское сообщение, налаженное к концу 1840-х годов, и сеть грузовых линий снизили стоимость перевозки угля, что сделало продукцию, произведенную в Шотландии, конкурентоспособной на всей территории Великобритании. [48] Северо -Британская железная дорога была основана в 1844 году, чтобы связать Эдинбург и восточную Шотландию с Ньюкаслом, а в следующем году Каледонская железная дорога начала соединять Глазго и запад с Карлайлом. Для завершения создания густой сети в Лоулендах, связанной с Англией, потребуется время до 1870-х годов. [49]

Серия слияний привела к тому, что к 1860-м годам пять основных компаний управляли 98 процентами системы. Капитал, вложенный в шотландские железные дороги, в 1859 году составлял 26,6 миллиона фунтов стерлингов, а к 1900 году достиг 166,1 миллиона фунтов стерлингов. Размещение железнодорожных компаний стало основным фактором в формировании шотландских фондовых бирж и росте пакета акций в Шотландии, а после первых этапов привлекло большие объемы английских инвестиций. [49] Время в пути между Эдинбургом или Глазго и Лондоном сократилось с 43 часов до 17, а к 1880-м годам оно сократилось до 8. [47] Железные дороги открыли лондонский рынок для шотландской говядины и молока. Они позволили абердин-ангусу стать породой крупного рогатого скота с мировым именем. [48] [50]

Судостроение

[ редактировать ]
Уцелевшие краны на бывшей верфи Fairfield в Говане

Судостроение на Клайдсайде в Гриноке были открыты первые небольшие верфи (река Клайд через Глазго и другие пункты) началось, когда в 1712 году на верфи семьи Скоттов . [51] Крупнейшие фирмы включали Денни из Дамбартона, Scotts Shipbuilding and Engineering Company из Гринока, Литгоуза из Порт-Глазго, Саймона и Лобница из Ренфрю, Александра Стивена и сыновей из Линтхауса, Фэрфилда из Гована, Инглиса из Пойнтхауса, Баркли Керла из Уайтича, Коннелла и Ярроу из Скотстоун. Не менее важными были инжиниринговые фирмы, которые поставляли оборудование для привода этих судов, котлы, насосы и рулевое управление — Rankin & Blackmore , Hastie's and Kincaid's из Гринока, Rowan's из Финнистона, Weir's из Кэткарта, Howden's из Tradeston и Babcock & Wilcox из Ренфрю. . [52] Крупнейшим клиентом был сэр Уильям Маккиннон, который в девятнадцатом веке управлял пятью судоходными компаниями со своей базы в Глазго. [53] Завод «Вулкан», принадлежавший компании «Роберт Нэпьер и сыновья» , первым начал производство больших пассажирских железных судов в 1840-х годах. [54]

В 1835 году «Клайд» произвел лишь 5 процентов тоннажа кораблей, построенных в Великобритании. Переход от деревянных кораблей к железным был неравномерным: деревянные корабли было дешевле строить примерно до 1850 года, а этот материал продолжал использоваться до 1860-х годов в кораблях с композитными корпусами, таких как клипер « Катти Сарк» , спущенный на воду из Дамбартона. в 1869 году. Стоимость также задержала переход от чугунного судостроения к стальному, и уже в 1879 году на Клайде было спущено на воду только 18 000 тонн стальных судов, что составляло 10 процентов от всего тоннажа. Аналогичный процесс произошел в средствах движения с переходом от паруса к пару и обратно между 1840-ми годами и внедрением более эффективного паротурбинного двигателя, который стал доминирующим в середине 1880-х годов. С 1880 по 1914 год тоннаж увеличился более чем в шесть раз. [54] Пик производства пришелся на Первую мировую войну, и термин «Создано Клайдом» стал синонимом промышленного качества. [55]

Инженерная архитектура

[ редактировать ]
Четвертый мост после завершения в 1890 году.

В девятнадцатом веке было реализовано несколько крупных инженерных проектов, в том числе Томаса Телфорда (1757–1834 гг.) каменный мост Дина (1829–1831 гг.) и железный мост Крейгеллачи (1812–1814 гг.). [56] В 1850-х годах возможности новых кованых и чугунных конструкций были изучены при строительстве коммерческих складов в Глазго. стиль с круглой аркой, Он принял венецианский впервые использованный Александром Киркландом (1824–1892 гг.) на сильно украшенной Миллер-стрит, 37–51 (1854 г.) и переведенный в железо на складе Гарднера Джона Бэрда I (1855–56 гг.) С открытым железом. рамное и практически сплошное остекление. Большинство промышленных зданий избегали этой чугунной эстетики, например, Элгинский моторный завод Уильяма Спенса (1806?–83), построенный в 1856–1858 годах, с использованием массивных бутовых блоков. [57]

Самым важным инженерным проектом был Форт-Бридж , консольный железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт на востоке Шотландии , в 14 километрах (9 миль) к западу от центра Эдинбурга . Строительство подвесного моста по проекту Томаса Буша (1822–1880 гг.) было остановлено после обрушения другого его сооружения, моста Тей , в 1847 году. [58] Проект взяли на себя Джон Фаулер (1817–1898) и Бенджамин Бейкер (1840–1907), которые спроектировали здание, построенное компанией Sir William Arrol & Co. из Глазго в 1883 году. Оно было открыто 4 марта 1890 года. и имеет общую длину 2528,7 метра (8296 футов). Это было первое крупное сооружение в Великобритании, построенное из стали; [59] ее современник, Эйфелева башня, была построена из кованого железа . [60]

Население и урбанизация

[ редактировать ]
Карта Глазго, «второго города Империи», 1878 года.

Перепись, проведенная преподобным Александром Вебстером в 1755 году, показала, что население Шотландии составляло 1 265 380 человек. [61] К моменту первой десятилетней переписи 1801 года население составляло 1 608 420 человек. В девятнадцатом веке оно неуклонно росло: до 2 889 000 в 1851 году и 4 472 000 в 1901 году. [62]

Хотя в некоторых сельских районах в результате аграрной революции население сократилось, в городах оно быстро росло. Абердин, Данди и Глазго выросли на треть или более в период с 1755 по 1775 год, а текстильный город Пейсли увеличил свое население более чем вдвое. [34] К 1800 году Шотландия уже была одним из самых урбанизированных обществ в Европе. [63] В 1800 году 17 процентов жителей Шотландии жили в городах с населением более 10 000 человек. К 1850 году оно составляло 32 процента, а к 1900 году — 50 процентов. К 1900 году каждая третья часть населения проживала в четырех городах: Глазго, Эдинбурге, Данди и Абердине. [64]

Глазго стал крупнейшим городом. Его население в 1780 году составляло 43 000 человек, а к 1820 году достигло 147 000 человек; к 1901 году оно выросло до 762 000. Это произошло из-за высокого уровня рождаемости и иммиграции из сельской местности, особенно из Ирландии; но с 1870-х годов произошло падение уровня рождаемости и снижение уровня миграции, и большая часть роста была связана с увеличением продолжительности жизни. [64] Глазго теперь был одним из крупнейших городов мира и стал известен как «Второй город Империи» после Лондона. [65]

Свидетельства высокой детской смертности на надгробии в Эдинбурге

Данди модернизировал свою гавань и зарекомендовал себя как промышленный и торговый центр. Индустриальное наследие Данди основывалось на «трех J»: джут, джем и журналистика. Восточно-центральная Шотландия стала слишком сильно зависеть от льна, конопли и джута. Несмотря на циклический характер торговли, которая периодически разоряла более слабые компании, прибыли в девятнадцатом веке оставались на хорошем уровне. Типичными фирмами были семейные предприятия, даже после введения в 1890-х годах общества с ограниченной ответственностью. Прибыли помогли сделать город важным источником зарубежных инвестиций, особенно в Северной Америке. Однако прибыль редко инвестировалась на местном уровне, за исключением торговли льном. Причины заключались в том, что низкая заработная плата ограничивала местное потребление, а также в отсутствии важных природных ресурсов; таким образом, регион Данди предлагал мало возможностей для прибыльной промышленной диверсификации. [66]

Промышленное развитие, хотя и принесло рабочие места и богатство, было настолько быстрым, что жилищное строительство, градостроительство и здравоохранение не успевали за ним, и какое-то время условия жизни в некоторых городах были заведомо плохими. с перенаселенностью, высокой детской смертностью и ростом заболеваемости туберкулезом. [67] Уровень смертности был высоким по сравнению с Англией и другими европейскими странами. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что уровень смертности в стране составлял 30 на 1000 человек в 1755 году, 24 в 1790-х и 22 в начале 1860-х годов. Смертность, как правило, была намного выше в городских поселениях, чем в сельских. Когда они были измерены впервые в 1861–1882 годах, в четырех крупных городах они составляли 28,1 на 1000 человек и 17,9 в сельской местности. Смертность, вероятно, достигла пика в Глазго в 1840-х годах, когда большой приток населения из Хайленда и Ирландии сочетался с ростом численности населения, превышающим санитарное обеспечение, и сопровождался вспышками эпидемических заболеваний. Национальные показатели начали падать в 1870-х годах, особенно в городах, по мере улучшения экологических условий. [68] Компании привлекали сельских рабочих, а также иммигрантов из католической Ирландии недорогим жильем, что было резким шагом вверх по сравнению с трущобами в центре города. Эта патерналистская политика побудила многих владельцев поддержать спонсируемые государством жилищные программы, а также проекты самопомощи среди респектабельного рабочего класса. [69]

Идентичность класса

[ редактировать ]
Торговая марка Carron Company на заводе Carron Works, цели радикальной войны 1820 года.

Одним из последствий индустриализации и урбанизации стало развитие отдельного квалифицированного рабочего класса . У.Х. Фрейзер утверждает, что возникновение классовой идентичности можно отнести к периоду до 1820-х годов, когда рабочие хлопка, в частности, были вовлечены в серию политических протестов и событий. Это привело к радикальной войне 1820 года, в которой провозглашение временного правительства тремя ткачами совпало с забастовкой хлопкоробов Глазго. Кульминацией пятидневной войны стал марш из Глазго-Грин в Фолкерк с целью взять под свой контроль металлургический завод Каррона . Это закончилось кавалерийской атакой правительственных войск в Боннимюре . Результатом стал отказ рабочих от прямых политических действий, хотя попытки политических реформ продолжались в таких движениях, как чартизм и движение за короткий рабочий день в 1830-х годах. [70]

С 1830-х годов политическое влияние рабочего класса расширилось за счет расширения избирательных прав, забастовок, а также роста и организации профсоюзного движения. в Шотландии насчитывалось менее 5000 избирателей, имеющих право голоса До того, как Закон о реформе 1832 года расширил избирательное право, включив в него деловых людей среднего класса, . Закон 1868 года привлек квалифицированных ремесленников, а закон 1884 года допустил многих сельскохозяйственных рабочих, земледельцев, шахтеров и неквалифицированных рабочих. Эти изменения были поддержаны профсоюзами. [71] который развивался с середины века. Согласованные забастовки были предприняты прядильщиками хлопчатобумажной промышленности в 1836-1837 годах после того, как коллапс иностранных рынков привел к сокращению заработной платы, но в конечном итоге они были побеждены владельцами фабрик. Наиболее продолжительные забастовки наблюдались в горнодобывающей промышленности, где владельцы контролировали занятость, а также жилищное строительство и розничную торговлю посредством системы грузовых автомобилей . В 1887 году шахтеры на западе Шотландии одержали крупную победу как в области заработной платы, так и в отношении арендной платы. [72] Шотландский тред-юнионизм девятнадцатого века отличался от профсоюзов остальной Британии тем, что профсоюзы часто были небольшими, сильно локализованными и не имели более высокой промышленной и национальной организации. [73] Торговые советы были созданы в Эдинбурге в 1853 году и в Глазго в 1858 году в попытке организовать их на региональной основе, но часто они оказывались безрезультатными. [74] Новое профсоюзное движение последних двух десятилетий века привело к тому, что докеры и железнодорожники организовали сеть региональной и национальной поддержки, но к концу века она начала ослабевать, и ситуация профсоюзной ограниченности оставалась доминирующей формой до тех пор, пока не произойдет объединение профсоюзов. началось после 1914 года. [75]

Иллюстрация ткачества на механическом ткацком станке в 1835 году, показывающая идеализированный взгляд на женщин, работающих в чистом и просторном помещении.

Индустриализация Шотландии оказала большое влияние на роль женщин. Женщины и девочки составляли гораздо более высокую долю рабочей силы, чем где-либо еще в Великобритании, и составляли большинство работников в некоторых отраслях. Расширение льнопрядения и подъем льняной промышленности в восемнадцатом веке почти полностью зависели от женского труда, и шитья муслина к концу века ситуация была аналогичной в производстве на западе Шотландии. Когда льнопрядение стало механизированным, соотношение мужчин и женщин составляло 100:280, что стало самым высоким соотношением женщин в Соединенном Королевстве. В Данди в 1840-х годах, в то время как занятость мужчин увеличилась в 1,6 раза, занятость женщин выросла в 2,5, что сделало его единственным крупным городом в Шотландии, где большая часть женского населения работала по найму. В хлопководстве в XIX веке женщины и девушки составляли 61 процент рабочей силы на шотландских фабриках по сравнению с 50 процентами в Ланкашире. Хотя большинство женщин были заняты в текстильной промышленности, они также составляли значительную часть рабочей силы в других областях, составляя 12 процентов подземных рабочих в горнодобывающей промышленности по сравнению с 4 процентами в Великобритании в целом. [76] Расширенные возможности для женщин и дополнительный доход, который они и дети приносили в домашнее хозяйство, вероятно, больше всего способствовали повышению уровня жизни семей рабочего класса. [77]

Роль женщин в рабочей силе достигла своего пика в 1830-х годах. Когда тяжелая промышленность стала доминировать, возможностей для женщин стало меньше. [76] С середины девятнадцатого века существовал ряд законов, ограничивавших роль женщин в промышленности, начиная с Закона о регулировании горной деятельности 1842 года, который запрещал им работать под землей. Это лишило работы 2500 женщин на востоке Шотландии, что вызвало настоящие трудности, поскольку их вклад в семейную экономику был жизненно важен. За этим последовала серия фабричных законов, которые наложили ограничения на трудоустройство женщин. Многие из этих законов были приняты из-за давления со стороны профсоюзов, которые пытались обеспечить прожиточный минимум для своих членов-мужчин. Женщины имели относительно мало участия в официальных профсоюзах на протяжении большей части периода индустриализации. Однако они часто были вовлечены в неофициальные споры, первый из которых был зарегистрирован в 1768 году и, как известно, в период с 1850 по 1914 год было зарегистрировано 300 забастовок с участием женщин. К концу века попытки объединить женщин в профсоюзы стали возрастать. Шотландский женский торговый совет (SWTC) был основан в 1887 году. Лига защиты и обеспечения женщин (WPPL) и Совет Глазго по женским профессиям (GCWT). В 1893 году был создан Национальный федеральный совет Шотландии по женским профессиям (NFCSWT), а в 1900 году — Шотландский совет по женским профессиям (SCWT). К 1895 году только NFCSWT насчитывал 100 000 аффилированных членов. [78]

Миграция

[ редактировать ]
«Первая шотландская колония Новой Зеландии» - плакат 1839 года, рекламирующий эмиграцию из Шотландии в Новую Зеландию.

Рост промышленности привел к прибытию большого количества рабочих из Ирландии, которые перебрались на фабрики и шахты в 1830-х и 1840-х годах. [79] Многие из них были сезонными рабочими, работавшими на строительстве доков, каналов, а затем железных дорог. [80] По оценкам, к 1840-м годам 60–70 процентов угольщиков в Ланаркшире были ирландцами. Прибытие усилилось с Великим голодом 1845 года. [79] По переписи 1841 года 126 321 человек, или 4,6 процента населения Шотландии, родились в Ирландии, и многие другие имели ирландское происхождение. Большинство из них были сосредоточены на западе Шотландии, а в Глазго проживало 44 000 человек, родившихся в Ирландии, или 16 процентов населения города. [81] Большинство ирландских иммигрантов, около трёх четвертей, были католиками. [79] что привело к серьезным культурным и религиозным изменениям в Шотландии, но четверть из них были протестантами, что в конечном итоге принесло с собой такие учреждения, как Орден оранжистов , и усилило сектантский раскол в крупных городах. [80]

Даже при росте промышленности хороших рабочих мест было недостаточно, что при серьезных изменениях в сельском хозяйстве означало, что в период 1841–1931 годов около двух миллионов шотландцев эмигрировали в Северную Америку и Австралазию, а еще 750 000 шотландцев переехали в Англию. [82] Из тех, кто мигрировал в неевропейские страны за столетие до 1914 года, 44 процента уехали в США, 28 процентов в Канаду и 25 процентов в Австралию и Новую Зеландию. Другие важные места включали Карибский бассейн, Индию и Южную Африку. [83] К XXI веку шотландских канадцев и шотландских американцев было примерно столько же , сколько пяти миллионов оставшихся в Шотландии. [82] Правительство оказало небольшую поддержку, и на ранних этапах многие мигранты соглашались на соглашения , особенно с Тринадцатью колониями , которые оплачивали их проезд и гарантировали жилье и работу в течение пяти или семи лет. Более поздней иммиграции помогали агенты и общества, такие как Армия Спасения , Барнадос и Союз женщин Абердина, которые часто ориентировались на молодых иммигрантов или женщин. [83]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ TC Смаут, «Англо-Шотландский союз 1707 года. I: Экономическая подоплека», Обзор экономической истории , Новая серия, Том. 16, № 3, стр. 455–67 в JSTOR.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Р. Финли, «4. Экономика: эпоха индустриализации 1770–1850 годов», в изд. М. Линча, « Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 198–9.
  3. ^ А. Герман , Как шотландцы изобрели современный мир (Лондон: Crown Publishing Group, 2001), ISBN   0-609-80999-7 .
  4. ^ М. Фрай, Наследие Адама Смита: его место в развитии современной экономики (Лондон: Routledge, 1992), ISBN   0-415-06164-4 .
  5. ^ Дж. Репчек, Человек, который нашел время: Джеймс Хаттон и открытие древности Земли (Кембридж, Массачусетс: Basic Books, 2003), ISBN   0-7382-0692-X , стр. 117–43.
  6. ^ М. Магнуссон (10 ноября 2003 г.), «Обзор Джеймса Бьюкена, Столица разума: как Эдинбург изменил мир » , New Statesman , заархивировано из оригинала 6 июня 2011 г.
  7. ^ Э. Уиллс, «Первые в Шотландии: праздник инноваций и достижений» (Эдинбург: Mainstream, 2002), ISBN   1-84018-611-9 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 288–91.
  9. ^ И. Д. Уайт, «Экономика: первичный сектор: 1 Сельское хозяйство до 1770-х годов», в издании М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 206–7.
  10. ^ Роберт Аллан Хьюстон и Ян Д. Уайт, Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0-521-89167-1 , стр. 148–151.
  11. ^ Г. Спрот, «Сельское хозяйство, 1770-е годы и далее», в издании М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0199693056 , стр. 321–3.
  12. ^ Р. Сэвилл, Банк Шотландии: история, 1695–1995 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0757-9 .
  13. ^ Майкл Мейган, Глазго: История (Amberley Publishing, 2013), с. 22.
  14. ^ М. Дж. Даунтон, Прогресс и бедность: экономическая и социальная история Великобритании 1700–1850 гг. (Оксфорд: Oxford University Press, 1995), ISBN   0-19-822281-5 , с. 344.
  15. ^ Т. Коуэн и Р. Крошнер, «Шотландское банковское дело до 1845 года: модель невмешательства?», Journal of Money, Credit and Banking , vol. 21 (2), (май 1989 г.), стр. 221–31, в JSTOR .
  16. ^ Jump up to: а б К. А. Малкольм, История Британского льняного банка (Эдинбург: T. & A. Constable, 1950), ISBN   1446526283 .
  17. ^ А. Дж. Дьюри, «Движение, транспорт и туризм» Т. Гриффитса и Г. Мортона, ред., « История повседневной жизни в Шотландии, 1800–1900» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748621709 , с. 149.
  18. ^ Jump up to: а б Х. Гамильтон, Экономическая история Шотландии в восемнадцатом веке (Оксфорд: Clarendon Press, 1963).
  19. ^ Алан Мэсси, Глазго: Портреты города (Барри и Дженкинс, 1989), с. 21-2.
  20. ^ М. Лестер, «Табачные лорды: исследование торговцев табаком в Глазго и их деятельности», Историческое общество Вирджинии, том. 84, № 1 (1976), в JSTOR , с. 100.
  21. ^ Jump up to: а б Майкл Мейган, Глазго: История (Amberley Publishing, 2013), стр. 21.
  22. ^ Т.М. Дивайн, «Колониальная торговля и промышленные инвестиции в Шотландии, ок. 1700–1815», « Обзор экономической истории», февраль 1976 г., том. 29 (1), стр. 1–13.
  23. ^ Р. Х. Кэмпбелл, «Англо-Шотландский союз 1707 года. II: Экономические последствия», Economic History Review, апрель 1964 г., том. 16, стр. 468–477 в JSTOR .
  24. ^ Т. М. Дивайн, «Деловая элита восемнадцатого века: торговцы Глазго и Вест-Индии, около 1750–1815», Scottish Historical Review, апрель 1978 г., том. 57 (1), стр. 40–67.
  25. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 296.
  26. ^ Л. Мискелл и К.А. Уотли, «Ютеополис в процессе становления: лен и промышленная трансформация Данди, ок. 1820–1850», История текстиля , осень 1999 г., том. 30 (2), стр. 176–98.
  27. ^ А. Дж. Дьюри, «Рынки шотландского льна, 1730–1775», Scottish Historical Review, том. 52, нет. 153, Часть 1 (апрель 1973 г.), стр. 30–49 в JSTOR .
  28. ^ Jump up to: а б Аластер Дьюри, «Имитация шотландского текстиля восемнадцатого века: стремление к созданию производства оснабургского льна», Журнал истории дизайна, 1993, том. 6 (2), стр. 71–6.
  29. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 292–3.
  30. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 381.
  31. ^ Майкл Мейган, Глазго: История (Amberley Publishing, 2013), с. 47.
  32. ^ Маргарет Суэйн, Шотландская вышивка: от средневековья до современности (BT Batsford, 1986), с. 95.
  33. ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0748601023 , с. 26.
  34. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , с. 383.
  35. ^ Майкл Мейган, Глазго: История (Amberley Publishing, 2013), с. 48.
  36. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 384.
  37. ^ В. О. Хендерсон, Хлопковый голод в Ланкашире 1861–65 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1934), стр. 122.
  38. ^ Jump up to: а б К. А. Уотли, Промышленная революция в Шотландии (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1997), ISBN   0-521-57643-1 , с. 51.
  39. ^ Jump up to: а б И. Д. Уайт, «Экономика: первичный сектор: 1 отрасль до 1770-х годов», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии » (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 211–12.
  40. ^ К. А. Уотли, «Экономика: первичный сектор: 3 горнодобывающая промышленность и разработка карьеров», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 208–9.
  41. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 408.
  42. ^ В. Нокс, Индустриальная нация: работа, культура и общество в Шотландии, 1800 – настоящее время (Эдинбург: Серия издательств Эдинбургского университета, 1999), ISBN   0748610855 , с. 105.
  43. ^ CA Уотли, «Шотландские «крепостные-угольщики», британские угольные рабочие? Аспекты шотландского общества угольных шахт в восемнадцатом веке», Labor History Review, осень 1995 г., том. 60 (2), стр. 66–79.
  44. ^ А. Кэмпбелл, Шотландские горняки, 1874–1939 (Олдершот: Эшгейт, 2000), ISBN   0-7546-0191-9 .
  45. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 407.
  46. ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0748601023 , стр. 24–5.
  47. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 410.
  48. ^ Jump up to: а б О. Чекленд и С.Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0-7486-0102-3 , стр. 17–52.
  49. ^ Jump up to: а б О. Чекленд и С.Г. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия, 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0-7486-0102-3 , стр. 26–7.
  50. ^ В. Вамплью, «Железные дороги и трансформация шотландской экономики», Economic History Review , февраль 1971 г., том. 24 (1), стр. 37–54.
  51. ^ Дж. Шилдс, Построен Клайдом: история судостроения на реке Клайд (Глазго: Уильям Маклеллан, 1949).
  52. ^ Р. Джонстон, Clydeside Capital, 1870–1920: социальная история работодателей (Tuckwell Press, 2000), ISBN   1862321027 .
  53. ^ Дж. Форбс Манро, Морское предприятие и империя: сэр Уильям Маккиннон и его бизнес-сеть, 1823–1893 (Boydell Press, 2003), ISBN   0851159354 , с. 494.
  54. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 409.
  55. ^ Р. Финли, «Экономика: 5 1850–1918, Зрелая экономика», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 199–200.
  56. ^ К. Харви, Шотландия: Краткая история (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), ISBN   0-19-210054-8 , с. 133.
  57. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 254.
  58. ^ И.Б. Уайт, Эй.Дж. Макдональд и К. Бакстер, Джон Фаулер, Бенджамин Бейкер, Форт-Бридж (Аксель Менгес, 2-е изд., 1997), ISBN   3-930698-18-8 , с. 7.
  59. ^ А. Блан, М. МакЭвой и Р. Планк, Архитектура и строительство из стали (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1993), ISBN   0-419-17660-8 , с. 16.
  60. ^ Дж. Э. Макклеллан и Х. Дорн, Наука и технологии во всемирной истории: введение (JHU Press, 2-е изд., 2006 г.), ISBN   0-8018-8360-1 , с. 315.
  61. ^ К. Дж. Каллен, Голод в Шотландии: «Плохие годы» 1690-х годов (Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0-7486-3887-3 , стр. 123–4.
  62. ^ AK Cairncross, Шотландская экономика: статистический отчет о шотландской жизни, составленный сотрудниками Университета Глазго (Глазго: Glasgow University Press, 1953), стр. 10.
  63. ^ У. Фергюсон, «Идентичность шотландской нации: исторический квест» (1998) Интернет-издание .
  64. ^ Jump up to: а б М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0712698930 , стр. 411–12.
  65. ^ Дж. Ф. Маккензи, «Второй город Империи: Глазго - имперский муниципалитет», в книге Ф. Драйвера и Д. Гилберта, ред., « Имперские города: ландшафт, отображение и идентичность» (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN   0-7190-6497-X , стр. 215–23.
  66. ^ Б. Ленман и Кэтлин Дональдсон, «Доходы партнеров, инвестиции и диверсификация в шотландском льняном регионе 1850–1921», История бизнеса , январь 1971 г., том. 13(1), стр. 1–18.
  67. ^ CH Lee, Шотландия и Соединенное Королевство: экономика и Союз в двадцатом веке (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN   0-7190-4101-5 , с. 43.
  68. ^ М. Андерсон, «Структура населения: 2 с 1770 года», в изд. М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0-19-969305-6 , стр. 489–91.
  69. ^ Дж. Меллинг, «Работодатели, промышленное жилье и эволюция политики социального обеспечения компаний в тяжелой промышленности Великобритании: западная Шотландия, 1870–1920», International Review of Social History , декабрь 1981 г., том. 26 (3), стр. 255–301.
  70. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , стр. 390–1.
  71. ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0748601023 , с. 66.
  72. ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0748601023 , стр. 86–8.
  73. ^ В. Кенефик, Красная Шотландия!: Взлет и падение радикальных левых, ок. 1872–1932 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748625186 , с. 8.
  74. ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN   0748601023 , с. 89.
  75. ^ В. Кенефик, Красная Шотландия!: Взлет и падение радикальных левых, ок. 1872–1932 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748625186 , с. 9.
  76. ^ Jump up to: а б К. А. Уотли, Промышленная революция в Шотландии (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1997), ISBN   0521576431 , стр. 74–5.
  77. ^ К. А. Уотли, Промышленная революция в Шотландии (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1997), ISBN   0521576431 , с. 83.
  78. ^ Ю. Браун, «Женщины: 1770-е годы и далее», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2007), ISBN   0199234825 , стр. 647–50.
  79. ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN   0-7126-9893-0 , с. 395.
  80. ^ Jump up to: а б Дж. Маккаффери, «Иммиграция, ирландцы», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 331–3.
  81. ^ В. Нокс, Индустриальная нация: работа, культура и общество в Шотландии, 1800 – настоящее время (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1999), ISBN   0748610855 , с. 37.
  82. ^ Jump up to: а б Р. А. Хьюстон и В. В. Нокс, редакторы, «Новая история пингвинов Шотландии» (Лондон: Penguin, 2001), ISBN   0-14-026367-5 , с. xxxii
  83. ^ Jump up to: а б Доктор медицинских наук Харпер, «Эмиграция: 4 человека после 1750 года, за исключением Хайленда», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 232–4.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5004c475f0dd22bd43699626aec0f55e__1692947340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/5e/5004c475f0dd22bd43699626aec0f55e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Industrial Revolution in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)