Jump to content

История Данди

Данди ( шотландский гэльский : Dùn Deagh ) — четвертый по величине город Шотландии . с населением около 150 000 человек Он расположен на северном берегу Ферт-оф-Тэй на восточном побережье Центральной низменности Шотландии. Район Данди был заселен со времен мезолита , и свидетельства проживания пиктов начались в железном веке . В эпоху Средневековья город стал известным торговым портом и был местом многих сражений. Во время промышленной революции местная джутовая промышленность способствовала быстрому росту города. В этот период Данди также приобрел известность благодаря своей мармеладной промышленности и журналистике, что дало Данди прозвище «город джута, джема и журналистики».

Топонимия

[ редактировать ]

Имя «Данди» имеет неопределенную этимологию. Оно включает элемент названия dùn , fort, присутствующий как в гэльском , так и в британских языках, таких как пиктский . [1] Остальная часть имени менее очевидна. Одна из возможностей состоит в том, что оно происходит от гэльского слова «Dèagh», что означает «огонь». Другая причина заключается в том, что оно происходит от слова «Тай», и именно в такой форме «Дунтай» город изображен на Тимоти Понта (ок. 1583–1596). карте [2] Другое предположение состоит в том, что это личное имя, относящееся к неизвестному местному правителю по имени Дайг. [3] или «Хорошо».

Народная этимология , повторенная Гектором Боэсом в 1527 году, утверждает, что первоначально название города было Аллектум, и он был переименован в Деи Донум , «Дар Божий», после прибытия сюда Дэвида, 8-го графа Хантингдона, по его возвращению из Святой Земли. [4] называли город Некоторые говорящие на гэльском языке, особенно в Хайленд Пертшире и Бремаре, Ан Атайлиг . [5]

Ранняя история

[ редактировать ]

Данди и его окрестности были постоянно заселены со времен мезолита . Кухонный мусор той даты был раскопан во время работ в гавани в 1879 году, и в нем были обнаружены кремни, древесный уголь и каменный топор. [6]

Неолитический . курс с соответствующими курганами был обнаружен в северо-западной части города [7] а неподалеку находится Каменный круг Балгартно . [8] Отсутствие стратиграфии вокруг каменного круга не позволило определить точный возраст. [9] но считается, что он датируется примерно поздним неолитом / ранним бронзовым веком . [10] В прошлом этот круг подвергался вандализму, и недавно его оградили, чтобы защитить. [11] Находки бронзового века довольно многочисленны в Данди и его окрестностях, особенно в виде захоронений в коротких ящиках . [12]

Хилл , Пожалуй, наиболее выдающимися руинами железного века являются форт Лоу- [13] хотя домашние останки также хорошо представлены. [14] Недалеко от Данди можно найти хорошо известные цокольные этажи в Карлунги и Ардести, датируемые примерно 2 веком нашей эры. [15] В этом районе также найдено несколько брошей , в том числе руины на холме Лоуз недалеко от Монифита . [16] в Крейгхилле [17] и в Херли-Хокине , недалеко от Лиффа, Ангус . [18]

Раннее Средневековье

[ редактировать ]
I типа. Камень замка Стратмартин, пиктский камень

Раннесредневековая история города во многом опирается на традиции. Во времена пиктов часть Данди, которая позже была расширена до города Бургал в двенадцатом и тринадцатом веках, была небольшим поселением в королевстве Цирцинн, позже известном как Ангус . [19] Территория, примерно эквивалентная нынешней городской территории Данди, вероятно, образовала владения с центром в замке Данди. [20]

Гектор Боэс записывает древнее название поселения как Алектум в своей работе 1527 года Historia Gentis Scotorum («История шотландского народа»). [21] Хотя есть свидетельства того, что это название использовалось для обозначения города в 18 веке. [22] к его ранней атрибуции следует относиться с осторожностью, поскольку надежность Боэса как источника сомнительна. [23]

Хроники Хантингдона (около 1290 г.) записывают битву 20 июля 834 г. н.э. между шотландцами во главе с Альпином (отцом Кеннета МакАльпина ) и пиктами , которая предположительно произошла в бывшей деревне Питалпин (№ 370 329). Битва якобы стала решающей победой пиктов, и, как говорят, Альпин был казнен путем обезглавливания. [24] К этому рассказу, возможно, и привлекательному, следует относиться с осторожностью, поскольку историческая достоверность битвы вызывает сомнения. [25]

Высокое Средневековье

[ редактировать ]

Традиция называет Данди местом расположения придворного дворца Дома Данкельдов . [26] Однако физических следов такого жилища не осталось, и оно, скорее всего, мифическое. [27] Происхождением этого мифа, вероятно, было неправильное толкование древнего названия Эдинбурга , Данидин . [28]

История Данди как крупного города восходит к хартии, в которой король Уильям даровал графство Данди своему младшему брату Дэвиду (впоследствии графу Хантингдону) в 1179–1182 годах. [29] Считается, что граф Дэвид построил замок Данди, который раньше занимал место, которое сейчас занимает собор Святого Павла. [20]

Положение Данди на реке Тэй с его естественной гаванью между Сент-Николас-Крейгом и Станнергейтом (теперь скрытым застройкой) сделало его идеальным местом для торгового порта, что привело к периоду значительного роста города, поскольку Эрл Дэвид продвигал город как бург. [30]

После смерти Давида в 1219 году город перешел первым к его сыну Иоанну . Джон умер бесплодным в 1237 году, и город был разделен поровну между тремя его сестрами, при этом замок стал собственностью старшей, Маргарет , а затем ее младшей дочери, Дерворгиллы . Часть города, принадлежавшая Дерворгилье, позже перешла к ее старшему оставшемуся в живых сыну, Джону Баллиолу , и город стал королевским городом после коронации Джона на престол в 1292 году. [20]

Данди пережил периоды оккупации и разрушений в конце 13 - начале 14 веков. После Джона Баллиола отказа (1295 г.) от заявленной власти Эдуарда I над Шотландией, английский король дважды посетил Шотландию с враждебными намерениями. Эдвард («Молот шотландцев») отменил королевскую хартию Данди, лишив жителей города права контролировать местное правительство и судебную систему. Он занял замок в Данди в начале Первой войны за независимость в 1296 году, но замок был взят в результате осады войсками Уильяма Уоллеса в 1297 году, непосредственно перед битвой при Стерлингском мосту . [20]

С 1303 по 1312 год город снова был оккупирован. Удаление Эдварда привело к полному разрушению замка Робертом Брюсом , который был провозглашен королем Шотландии в соседнем Сконе в 1306 году. В 1327 году Брюс предоставил королевскому городу новую хартию. [31] Позже, в 14 веке, во время конфликта между Англией и Францией, известного как Столетняя война , французы призвали Старый союз , втянув Шотландию в военные действия. Ричард II впоследствии двинулся на север и разрушил Эдинбург , Перт и Данди.

Ранняя современная эпоха

[ редактировать ]
Считается, что арка Уишарта — единственная сохранившаяся часть городских стен.

Данди стал обнесенным стеной городом в 1545 году, в период английских военных действий, известных как « грубое ухаживание» ( попытка Генриха VIII распространить свои протестантские амбиции на север, женив своего младшего сына Эдварда, герцога Корнуолла, на Марии, королеве Шотландии ). Считалось, что арка Уишарта является единственной сохранившейся частью стены, хотя часть за собором Святого Павла, возможно, сохранилась, хотя это остается неподтвержденным в ходе дальнейшего расследования. Мария поддерживала союз с французами, которые захватили протестантских противников, в том числе Джона Нокса , в замке Сент-Эндрюс , недалеко от восточного Файфа, в июле 1547 года. В том же году, после победы в битве при Пинки-Клю , англичане оккупировали Эдинбург и продолжили уничтожить большую часть Данди бомбардировками с моря. Могильник Хауффа , подаренный жителям Данди в 1546 году, был подарком Мэри. В июле 1547 года большая часть города была разрушена английской морской бомбардировкой.

В период относительного мира между Шотландией и Англией статус Данди как королевского города был подтвержден (в Великой Хартии Карла I от 14 сентября 1641 года). В 1645 году, во время Войн Трех Королевств , Данди снова был осажден, на этот раз маркизом-роялистом Монтроузом . [32] [33] В 1648 году Данди сильно пострадал от чумы. [34]

1 сентября 1651 года, во время Третьей гражданской войны , город подвергся нападению Оливера Кромвеля парламентских сил во главе с Джорджем Монком . Большая часть города была разрушена, около 2000 жителей были убиты или взяты в плен. [31] (См. Осада Данди .) Было потоплено и/или конфисковано до 200 кораблей Данди. После этого большой контингент английских солдат остался в городе и женился на местных женщинах, что оказало постоянное влияние на состав населения. [34]

Позже Данди стал местом раннего якобитов восстания , когда Джон Грэм из Клаверхауса, 1-й виконт Данди поднял штандарт Стюарта по Закону Данди в 1689 году. Эта демонстрация поддержки Якова VII (Якова II Англии) после его свержения принесла виконту титул прозвище Бонни Данди . [35] [36]

Проблемы и финансовые крахи 1760-х годов стали причиной возникновения толпы за едой Тейсайда в 1772 и 1773 годах, которая началась в Данди летом 1772 года. [37]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Данди значительно увеличился в размерах во время промышленной революции, главным образом из-за растущей торговли Британской империей, льняной, а затем и джутовой промышленности. [38] К концу XIX века большинство рабочих города были заняты на многочисленных джутовых фабриках и в смежных отраслях. Расположение Данди в главном устье реки позволяло легко импортировать джут с Индийского субконтинента , а также китовый жир города , необходимый для переработки джута, от крупной китобойной промышленности . Также развивалась значительная прибрежная морская торговля: между городом Данди и лондонским портом работало прибрежное судоходство. В 20 веке отрасль начала приходить в упадок, поскольку обработка ткани на Индийском субконтиненте стала дешевле. Последняя джутовая фабрика города закрылась в 1970-х годах.

Оригинальный мост Тей (с юга) на следующий день после катастрофы. Обрушившуюся секцию можно увидеть возле северного конца.

Помимо джута город также известен вареньем и журналистикой. Ассоциация «варенье» относится к мармеладу , который якобы был изобретен в городе Джанет Кейллер в 1797 году (хотя на самом деле рецепты мармелада были найдены еще в 16 веке). Мармелад Кейллера стал известным брендом благодаря массовому производству и экспорту по всему миру. Эта отрасль никогда не была крупным работодателем по сравнению с торговлей джутом. [39] С тех пор мармелад стал «заповедником» крупных предприятий, но банки с мармеладом Кейллера по-прежнему широко доступны. «Журналистика» относится к издательской фирме DC Thomson & Co. , которая была основана в городе в 1905 году и остается крупнейшим работодателем после индустрии здравоохранения и отдыха. [40] Фирма издает различные газеты, детские комиксы и журналы, в том числе The Sunday Post , The Courier , Shout и детские издания The Beano и The Dandy . [41]

В девятнадцатом веке Данди был домом для различных инвестиционных фондов, в том числе Dundee Investment Company, Dundee Mortgage and Trust, Oregon and Washington Trust и Oregon and Washington Savings Bank, Limited. Они объединились в 1888 году и образовали Alliance Trust . Многие из инвесторов этого фонда были известными местными деятелями, включая землевладельцев, таких как граф Эйрли , купцов, судовладельцев, судостроителей, джутовых баронов и других производителей текстиля. Alliance Trust делил свою штаб-квартиру с другим трастом из Данди, Western & Hawaiian Investment Company, позже известным как Second Alliance Trust. В 2006 году эти две компании, наконец, объединились в одну фирму. Первоначальные основные интересы двух Alliance Trusts были сосредоточены на ипотеке и земельном бизнесе, главным образом в сельскохозяйственных районах запада Соединенных Штатов (особенно в Орегоне , Айдахо и Техасе ) и на Гавайях . Компания также арендовала права на добычу полезных ископаемых в Техасе и Оклахоме , а также инвестировала в различные предприятия в Великобритании и за рубежом. В 2008 году компания была включена в листинг Индекс FTSE 100 , а в следующем году переехал в новую специально построенную штаб-квартиру. [42] [43]

В 19 веке Данди также развил крупную морскую и судостроительную промышленность. В период с 1871 по 1881 год в Данди было построено 2000 кораблей, в том числе антарктическое исследовательское судно которым пользовался Роберт Фалькон Скотт , «РРС Дискавери» . Этот корабль сейчас выставлен на выставке в Дискавери-Пойнт в городе, а в викторианском заводе со стальным каркасом, на котором был построен двигатель Дискавери, теперь находится крупнейший книжный магазин города. [44] Потребность местной джутовой промышленности в китовом жире также способствовала развитию крупного китобойного промысла. Остров Данди в Антарктике получил свое название от китобойной экспедиции Данди , которая открыла его в 1892 году. Китобойный промысел прекратился в 1912 году, а судостроение прекратилось в 1981 году. [45] Последняя связь с китобойным промыслом в Данди, как сообщается, закончилась в 1922 году, когда торговый кеч, принадлежавший компании Robert Kinnes & Sons, которая сначала была создана как торговая компания для компании Tay Whale Fishing Company, был потерян в проливе Камберленд . [46]

Устье реки Тей было местом расположения первого железнодорожного моста Тей , построенного Томасом Бушем и завершенного в 1877 году. [47] В то время это был самый длинный железнодорожный мост в мире. Мост рухнул во время шторма менее чем через год под тяжестью поезда, полного пассажиров, в результате так называемой катастрофы на мосту Тэй . Никто из пассажиров не выжил. [48]

Гавань Данди, конец 19 века.

Томлинсон и др. утверждают, что Данди пережил «золотой век» 1950-х и 1960-х годов. [49] Они утверждают, что крах джутовой промышленности был успешно преодолен по трем причинам. Во-первых, джутовая промышленность была защищена государством от дешевого импорта. Тарифы и квоты не допускались соглашениями ГАТТ . Вместо этого защита пришла благодаря продолжению с 1945 по 1970-е годы системы контроля за джутом военного времени, с помощью которой Министерство материалов импортировало джутовые товары и продавало их по искусственной цене, связанной с себестоимостью производства в Данди. [50] Во-вторых, джутовые фирмы согласились на консолидацию компаний, чтобы повысить свою эффективность, повысить производительность труда и сотрудничать в разработке новых волокон и товаров. В-третьих, профсоюзы и руководство положили конец обидам, которые вызвали столько волнений среди рабочих и достигли апогея в мрачное десятилетие безработицы 1930-х годов. О послевоенном сотрудничестве работодатели, профсоюзы и город говорили в один голос. Успех в борьбе с упадком джута, и краткая информация [ нужны разъяснения ] транснациональных корпораций, таких как NCR и Timex , сдерживали спад, и вплоть до 1970-х годов в городе наблюдалась относительная полная занятость. Золотой век закончился в 1980-х годах, когда транснациональные корпорации нашли более дешевую рабочую силу в Бангладеш, Индии и Южной Америке, а правительство Тэтчер прекратило государственную поддержку британской промышленности. К 1990-м годам джут исчез из Данди. [51]

Корпорация Timex была крупным работодателем в городе в послевоенное время, но в начале 1980-х финансовые трудности привели к попыткам оптимизировать ее деятельность в Данди. Это привело к забастовке, и после крупной забастовки в 1993 году компания полностью покинула Данди. [52]

Промышленная революция

[ редактировать ]

После того, как Союз с Англией положил конец военным действиям, Данди смог реконструировать свою гавань и зарекомендовал себя как промышленный и торговый центр. Промышленное наследие Данди традиционно описывается как «три J»: джут, джем и журналистика. Восточно-центральная Шотландия стала слишком сильно зависеть от льна, конопли и джута. Несмотря на индийскую конкуренцию и циклический характер торговли, которая периодически разоряла более слабые компании, прибыль сохранялась на хорошем уровне в 19 веке. Типичными фирмами были семейные предприятия, даже после введения в 1890-х годах общества с ограниченной ответственностью. Прибыль, полученная от фирм или оставленная под проценты, помогла городу стать важным источником зарубежных инвестиций, особенно в Северной Америке. Прибыль редко инвестировалась на местном уровне, за исключением торговли льном, поскольку низкая заработная плата ограничивала местное потребление, а поскольку не было важных природных ресурсов, регион предлагал мало возможностей для прибыльной промышленной диверсификации. [53]

Cox's Stack, дымоход бывшей джутовой фабрики в Кампердауне. Дымоход получил свое название в честь джутового барона Джеймса Кокса, который позже стал проректором города.

Лен лег в основу роста текстильной промышленности в Данди. В XVIII и XIX веках лен импортировался из стран, окружающих Балтийское море , для производства льна . К 1835 году торговля поддерживала 36 прядильных фабрик, но различные конфликты, в том числе Крымская война , остановили торговлю. Таким образом, текстиль составлял важную часть экономики задолго до появления джута, но именно джут для изготовления веревок и грубых тканей помог поставить Данди на карту мировой торговли. [54] Первые льняные фабрики Данди на Гатри-стрит и Чапелшейд появились в 1793 году. В начале 19 века промышленность пережила спад, но через несколько лет восстановилась, а в 1821 и 1822 годах в Данди и Лочи было построено 12 льняных фабрик . [55]

Фирма Baxter Brothers из Данди, которая владела и управляла большим комплексом Dens Works, была крупнейшим в мире производителем льна примерно с 1840 по 1890 год. [56] Фирма началась в 1822 году, когда Уильям Бакстер, который ранее управлял мельницей в Гламисе , и его сын Эдвард построили мельницу на Денс-Бёрн. В 1825 году Эдвард покинул компанию, и два младших брата присоединились в качестве партнеров, фирма была переименована в Baxter Brothers and Co. В 1924 году компания стала частью Low and Bonar Group, торговцев и производителей джута. Baxter Brothers торговали как предприятие внутри Low. и Бонар до 1978 года. [57] [58] Бакстеры также имели долгосрочный интерес к Клаверхаусу Бличфилду, расположенному немного к северу от Данди, а теперь и в пределах города. Отбеливатель, используемый для кипячения и отбеливания белья и пряжи, использовался с восемнадцатого века. С 1814 года ею управляла Turnbull & Co, компания, в которой участвовали члены семьи Бакстер и которая превратилась в Boase & Co. В 1892 году компания Baxter Brothers владела 55% акций Boase & Co. и в конечном итоге взяла на себя полную собственность фирма в 1921 году. [59] [60] Обширные архивы Baxter Brothers, включая очень подробные планы Dens Works, теперь хранятся в Архивной службе Университета Данди . [56] [57] Деньги семьи Бакстеров сыграли решающую роль в создании Университетского колледжа Данди, ныне Университета Данди , и Технического института Данди, ныне Университета Абертея . Соучредителем и главным благотворителем Университетского колледжа была дочь Уильяма Бакстера, Мэри Энн Бакстер . Внук Эдварда Бакстера сэр Джордж Вашингтон Бакстер позже стал президентом колледжа. Сын Уильяма сэр Дэвид Бакстер оставил завещание, которое позже будет использовано для основания Технического института. [61] [62]

Еще одной крупной фабрикой по производству льна была фабрика Stobswell Works на Дура-стрит, построенная в 1860-х годах. Первоначально она принадлежала Laing and Sandeman, а затем Laing Brothers, прежде чем в 1900 году стала базой Buist Spinning Company. Buist Spinning Company в конечном итоге была добровольно ликвидирована в 1979 году, через год после того, как она стала дочерней компанией Tay Textiles. [63] [64]

Население Данди увеличивается [65]
Год Население
1801 2,472
1831 4,135
1841 55,338
1851 64,704
1921 168,784

Джут — грубое волокно из Индии, используемое для изготовления мешковины, мешковины, шпагата и холста. К 1830-м годам было обнаружено, что обработка китовым жиром , побочным продуктом китобойного промысла Данди, сделала возможным прядение джутового волокна, что привело к развитию крупной джутовой промышленности в городе, которая создала рабочие места для сельских мигрантов. Отрасль также отличалась высоким уровнем занятости женщин. В 1901 году в джутовой промышленности было занято 25 000 женщин, причем женщины составляли более 70% рабочих отрасли в Данди. [66] К 1911 году доля женщин, занятых в джутовой промышленности Данди, выросла до 75%. Джутовая промышленность Данди также была примечательна тем, что относительно большое количество занятых в ней были замужними женщинами, что было необычно для того времени. [67] В 1911 году в джутовой промышленности Данди было занято 31 500 человек, что составляло 40,4% всех рабочих города. [68]

Первый патент на джут в Данди был выдан в 1852 году Дэвиду Томсону. Томсон был учеником пионера джута Джеймса Нейша и основал свой текстильный бизнес в 1848 году. Позже он превратился в Thomson, Shepherd & Co. Ltd, чей завод Seafield Works на Тейлорс-лейн работал до 1986 года. [69] [70]

В девятнадцатом веке в городе выросло несколько крупных промышленных комплексов, в которых размещалась джутовая промышленность, в том числе завод Camperdown Works в Лочи , который был крупнейшим в мире заводом по производству джута. Он принадлежал братьям Кокс, чья семья занималась торговлей льном в Лочи с начала восемнадцатого века, и был построен с 1850 года. К 1878 году у него была собственная железнодорожная ветка, и в нем работало 4500 рабочих, а к 1900 году их общее число выросло до 5000. [71] [72] Как и некоторые производители джута в Данди, Cox Brothers стала частью Jute Industries Ltd, которая была образована в результате слияния нескольких джутовых фирм Данди в 1920 году. [73] [74] Дж. Эрнест Кокс, внук одного из основателей фирмы, стал председателем Jute Industries в 1920 году и занимал эту должность до 1948 года. [73] Завод в Кампердауне закрылся в 1981 году. [71] Caldrum Works, построенный в 1872–1873 годах и управляемый компанией Harry Walker & Sons, к 1920-м годам был вторым по величине джутовым заводом в Данди (и Великобритании). В 1913 году работы охватывали 8 акров земли. Как и братья Кокс, сыновья Гарри Уокера стали частью Jute Industries в 1920 году. [75] [76]

Другой фирмой, которая стала частью джутовой промышленности в 1920 году, была J. & AD Grimond Ltd, основанная в 1840 году и владевшая заводами Maxwelltown Works и заводами в Боубридже в районе Хиллтауна. [77] [78] В состав компании Jute Industries также входила компания Gilroy Sons & Co Ltd, основанная тремя братьями в 1849 году. Gilroys была одной из первых компаний в Данди, которая напрямую импортировала джут из Индии, а ее продукция включала мешки, мешковину и холст. [79] В 1971 году компания Jute Industries стала Sidlaw Industries Ltd. [74] Low & Bonar Ltd, открывшая в городе фабрику Eagle Jute Mills в 1930 году и купившая Baxter Brothers в 1924 году, также была крупной джутовой фирмой, расширившей свои интересы в этой области с приобретением в 1953 году компании Генри Боасе и Ко. [80]

Еще одним крупным текстильным предприятием в Данди была компания Don Brothers, Buist & Co. Она была основана в 1860-х годах, когда фирма Forfar, принадлежащая William and John Don & Co и AJ Buist, владельцам Ward Mills в Данди. В 1867 году фирма построила Новую мельницу на Линдси-стрит в Данди. В 1960-х годах Don Brothers, Buist and Co объединились с торговцами текстилем Low Brothers & Co (Dundee) Ltd, чтобы сформировать Don and Low, группу, которая в конечном итоге владела или управляла несколькими другими текстильными фирмами. [81] Компания Low Brothers ранее взяла под свой контроль компанию Alexander Henderson & Son Ltd, компанию по прядению джута в Данди, которая была основана в 1833 году и базировалась на заводе South Dudhope Works. [82]

Компания Caird (Dundee) Ltd ведет свою историю с 1832 года, когда Эдвард Кэрд начал производить ткани в сарае с 12 ткацкими станками на заводе Ashton Works. Кэрд был пионером в Данди в ткачестве ткани из джутовой основы и утка. В 1870 году бизнес взял на себя его сын Джеймс Ки Кэрд , позже известный как филантроп. Он значительно расширил его, перестроив и расширив Ashton Works и приобретя Craigie Works. В Кэрдсе когда-то работало 2000 рабочих, а его фабрики были описаны газетой Dundee Advertiser в 1916 году как «образец комфорта для рабочих». [83] Компания William Halley and Sons Ltd также была основана в 1832 году и управляла заводом Wallace Craigie Works. Бум цен на джут, вызванный Гражданской войной в США, привел к тому, что завод увеличился вдвое, и к 1946 году на нем было 3312 веретен и 130 ткацких станков. [84] [85] В 1857 году Хью и Александр Скотт основали компанию H. & A. Scott, Manufacturing, которая располагалась на заводе Tayfield Works, Сифилд-роуд. Эта фирма, которая со временем перешла на производство полипропилена , а также джута и других тканей, просуществовала до 1985 года, когда ее перешла во владение Amoco UK Ltd. [86]

К концу XIX века большая часть работающего населения Данди была занята в производстве джута, но в 1914 году отрасль начала приходить в упадок, когда стало дешевле полагаться на импорт готовой продукции из Индии . («Джутовые бароны» Данди вложили значительные средства в индийские фабрики). К 1951 году только 18,5% рабочей силы Данди было занято в джутовой промышленности, при этом общее количество женщин, занятых в этой отрасли, сократилось на 62%. [68] В 1942 году завод Эштона был реквизирован правительством и передан компании «Briggs Motor Bodies Ltd» для производства канистр . К моменту дереквизиции в 1946 году было произведено десять миллионов. Завод в Крейги закрылся по экономическим причинам в конце 1954 года, когда исследование показало, что он не пригоден для модернизированного оборудования; Впоследствии производство было перенесено на завод Эштона. Коммерческое производство джута в Данди прекратилось в 1970-х годах, особенно после прекращения контроля над джутом 30 апреля 1969 года. [87] Некоторые производители успешно диверсифицировали свою деятельность и начали производить синтетические волокна и линолеум на короткое время . Последняя фабрика по производству джута закрылась в 1999 году. Из общего количества фабрик, насчитывавших более 130, многие с тех пор были снесены, хотя около шестидесяти были переоборудованы для жилого или другого коммерческого использования.

Ассоциация прядильщиков и производителей джута была основана в Данди в 1918 году. Ее первоначальная цель заключалась в том, чтобы действовать как картель , чтобы поддерживать цены на продукцию своих членов. Однако вскоре она превратилась в крупную организацию работодателей. [88] Он также занимался всем национальным и местным законодательством, которое влияло на джутовую промышленность и было направлено на содействие хорошим отношениям между рабочими и работодателями. [89] Первоначально Ассоциация насчитывала 56 членов только в районах Данди и Тейпорт , но к 1982 году в Соединенном Королевстве осталось только 8 прядильщиков или производителей джута. [88]

Отмеченный наградами музей, расположенный на территории старого завода Verdant Works , увековечивает промышленное наследие города и управляет небольшим предприятием по переработке джута. Архивные службы Университета Данди хранят широкий спектр коллекций, касающихся текстильной промышленности Данди, включая записи многих основных работ из джута. [90]

Ассоциация Данди с джемом связана с Джанет Кейллер «изобретением» мармелада в 1797 году . [91] Г-жа Кейллер якобы разработала рецепт, чтобы использовать партию горьких севильских апельсинов, приобретенную ее мужем на испанском корабле. Это сообщение, скорее всего, является апокрифом, поскольку рецепты мармелада были обнаружены еще в 16 веке, причем Кейллеры, вероятно, разработали свой мармелад, изменив существующий рецепт мармелада из айвы . Тем не менее, мармелад стал знаменитым предметом экспорта из Данди после того, как Алекс Кейллер, сын Джеймса, в 19 веке индустриализировал производственный процесс. [39]

Первоначально Кейллеры начали продавать свою продукцию в небольшом кондитерском магазине в районе Сигейт города, который специализировался на продаже местных консервированных фруктов и джемов. В 1845 году Алекс Кейллер перевел бизнес из Seagate в новое, более просторное помещение на Касл-стрит. Позже он также купил помещения на Гернси , чтобы воспользоваться отсутствием пошлин на сахар. На помещения Гернси приходилось треть продукции фирмы, но на них все еще был логотип Данди. Завод на Гернси был закрыт в 1879 году из-за низкой рентабельности и переведен в Северный Вулидж , где снова был передан под контроль филиала в Данди. Несмотря на то, что джем является знаковым для города, он никогда не был основным сектором городской промышленности: на пике его развития в нем работало около 300 человек по сравнению с тысячами, которые работали в джутовой промышленности в то же время. [39] Сегодня традиционное производство мармелада стало прерогативой более крупных предприятий, но характерные белые банки мармелада Кейллера все еще можно купить. В течение многих лет их изготавливала керамика Малинг в Ньюкасл-апон-Тайн .

Журналистика

[ редактировать ]

Журналистика в Данди обычно относится к издательской компании DC Thomson & Co. Ltd. Основанная в 1905 году Дэвидом Купаром Томсоном и до сих пор принадлежащая и управляемая семьей Томсон, фирма издает множество газет , детских комиксов и журналов, в том числе The Sunday Post , The Courier , Shout и детские издания The Beano и The Dandy . Журналистика - единственная буква «J», все еще существующая в городе, и благодаря штаб-квартире компании на Альберт-сквер и обширным помещениям на Кингсуэй-Ист, DC Thomson остается одним из крупнейших работодателей города после местных органов власти и службы здравоохранения , в котором работает около 2000 человек. [92]

Морская индустрия

[ редактировать ]
РРС Дискавери

Поскольку Данди расположен в крупном устье реки, здесь развита морская промышленность как китобойный порт (с 1753 года), так и судостроение. В 1857 году китобойное судно «Тай» первым в мире было оснащено паровыми двигателями . [45] К 1872 году Данди стал главным китобойным портом Британских островов , отчасти из-за спроса местной джутовой промышленности на китовый жир для использования при обработке ткани. В период с 1871 по 1881 год в городе было построено более 2000 кораблей. Последним китобойным судном, построенным в Данди, была « Терра Нова» в 1884 году. Китобойный промысел прекратился примерно в 1912 году. [45] Последняя связь между Данди и китобойным промыслом закончилась в 1922 году с потерей торгового кеча «Easonian», который принадлежал базирующимся в Данди судовым агентам и чартерной компании Robert Kinnes & Sons. Компания Kinnes & Sons была основана в 1883 году управляющим директором компании Tay Whale Fishing Company. [93]

В декабре 1883 года в реке Тэй был пойман кит, который позднее был публично препарирован профессором Джоном Струтерсом из Абердинского университета . Инцидент понравился общественности, и были организованы дополнительные железнодорожные поездки, чтобы помочь жителям близлежащих районов, желающим увидеть кита. Существо стало известно как Тайский кит , и это событие было также отмечено в стихотворении Уильяма МакГонагалл .

Компания Dundee Perth and London Shipping Company (DPLC) отправляла пароходы по реке Тэй из Перта в Халл и Лондон. Фирма все еще существует, но теперь это туристическое агентство. Однако судостроение сократилось с закрытием пяти причалов бывшей Caledon Shipbuilding & Engineering Company в 1981 году и полностью прекратилось в 1987 году, когда верфь Kestrel Marine была закрыта с потерей 750 рабочих мест.

RRS Discovery , корабль, доставленный в Антарктику Робертом Фальконом Скоттом , и последний деревянный трехмачтовый корабль, построенный на Британских островах, был построен в Данди в 1901 году. [44] Он вернулся в Данди в апреле 1986 года и первоначально был пришвартован в доке Виктория. С 1992 года Discovery пришвартован рядом со специально построенным центром для посетителей Discovery Point. Самый старый деревянный британский военный корабль, все еще находящийся на плаву, HMS Unicorn , пришвартован в доке Виктория, хотя он был построен не в Данди. Данди также был портом приписки антарктической китобойной экспедиции Данди в 1892 году, которая открыла остров Данди , названный в честь порта приписки экспедиции. Пароход SS Californian , известный прежде всего своим бездействием во время затопления Титаника, был построен в Данди. [94]

Гавань и причалы

[ редактировать ]

Прибрежный город с крупной морской промышленностью, гавань Данди уже давно имеет важное значение. Еще в 1447 году король Шотландии Джеймс II предоставил Совету Данди патент на письма, дающий им право взимать пошлины с товаров, поступающих через порт. [95] В 1770 году гавань была реконструирована Джоном Смитоном, который построил водные туннели для решения постоянных проблем, вызванных огромным количеством ила, смываемого рекой Тэй , который образовывал песчаные отмели в гавани и блокировал ее. [96] В 1815 году был принят Закон о гавани, который передал контроль над гаванью от городского совета Совету комиссаров порта. Под их руководством гавань была значительно расширена с 1820-х годов за счет добавления дока короля Вильгельма IV, дока Эрл Грей, дока Виктория и дока Кампердаун. [97] [98] В 1844 году у входа в гавань была возведена триумфальная деревянная арка в ознаменование прибытия по морю королевы Виктории, направлявшейся на свой первый отпуск в Абердиншир . В 1849 году был проведен конкурс на проект нового постоянного строения. Конкурс выиграл проект Джеймса Томаса Рочхеда. Получившаяся в результате Королевская арка быстро стала одним из самых знаковых символов Данди. [99] Док Короля Вильгельма IV и Док Раннего Серого были засыпаны в 1960-х годах во время строительства моста Тэй-Роуд и подъездных дорог к нему, одновременно с этим была снесена Королевская арка. [100] Арка является предметом знаменитой фотографии фотожурналиста Майкла Пето . [101] [102]

В Данди все еще есть несколько причалов . Самыми известными пристанями являются пристани короля Георга V, Западный Каледон, Принцессы Александры, Восточный и Восточный Каледон. Док Виктория был построен в 19 веке для погрузки основного импортного джута. Деятельность прекратилась в 1960-х годах, и пристань не работала сорок лет. С тех пор он был переоборудован в торговую пристань, известную как City Quay . На набережной есть 500-ярдовый мост Миллениум, пересекающий восточную набережную, который поворачивается, пропуская корабли. Доки Кампердауна по состоянию на 2006 год. также реконструируется аналогично Кэнэри-Уорф в Лондоне, и его планируется завершить в 2008 году. Последняя пристань, построенная в Данди, была в Станнергейте для судостроителей Kestrel Marine. Он был официально открыт Чарльзом, принцем Уэльским 17 июля 1979 года и назван в его честь. [103]

Катастрофа на мосту Тэй

[ редактировать ]
Оригинальный мост Тей (с севера)

В 1878 году был открыт новый железнодорожный мост через Тэй , соединивший железнодорожную сеть Данди с Файфом и Эдинбургом . Его завершение было отмечено в стихах Уильямом МакГонагаллом . Примерно через два года после завершения строительства мост рухнул под тяжестью полного пассажирского поезда во время сильного шторма. Все находившиеся в поезде погибли, а тела некоторых так и не были найдены. [48] В книге МакГонагалл «Катастрофа на мосту Тэй» описана трагедия в стихах. возможно, одно из его самых известных стихотворений.

Оригинальный мост Тей (с юга) на следующий день после катастрофы.

Общественное расследование катастрофы на мосту Тей в 1880 году показало, что мост был «плохо спроектирован, плохо построен и плохо обслуживался», а сэр Томас Бауч в катастрофе был обвинен . Он недостаточно спроектировал конструкцию и использовал хрупкий чугун для изготовления важнейших компонентов, особенно проушин, которые удерживали натянутые стяжки в башнях. Именно эти проушины первыми сломались и дестабилизировали башни в секции высоких балок. Отверстия для болтов в боевых упорах были литыми и имели коническое сечение, поэтому вся нагрузка концентрировалась на острой внешней кромке. Такие конические отверстия для болтов также использовались для важных проушин горизонтальных стоек и существенно ослабляли конструкцию. Башни секции высоких балок были сильно нагружены и имели очень тяжелый верх, что делало их подверженными опрокидыванию. Башни обрушились во время урагана, когда мимо проезжал поезд, и последовала цепная реакция, когда обрушилась каждая из башен в секции высоких балок. В 1887 году мост заменил Уильям Генри Барлоу. с гораздо более прочным мостом, который в то время был самым длинным железнодорожным мостом в Европе, длиной чуть более 2 миль (3,2 км) (сегодня самый длинный мост в Европе - это Эресуннский мост ).

Общественный транспорт

[ редактировать ]

Первым муниципальным общественным транспортом в Данди управляли компании Dundee и District Tramways . С 1877 года они в основном были конными, но к июню 1885 года были представлены паровые машины в зелено-белой ливрее. Необычно то, что трамвайные линии были построены и принадлежали государству, хотя первоначально комиссары полиции сдавали их в аренду частным компаниям. [104]

В 1893 году все маршруты перешли под прямой муниципальный контроль, что позволило городу использовать воздушные линии электропередачи для питания трамваев. Между 1899 и 1902 годами трамваи были полностью электрифицированы. Первый электрический трамвай в Данди запустился 12 июля 1900 года. Маршрут пролегал от Хай-стрит до Найнуэллса на западе через Нетергейт и Перт-роуд, а позже - до Драйбурга на севере. Пик развития трамвайной сети пришелся на 1932 год, когда в городе действовало 79 линий. К 1951 году многие трамваи не обновлялись. По крайней мере треть акций была старше 50 лет. Исследование, проведенное консультантом по транспорту из Белфаста полковником Р. МакКрири, показало, что стоимость трамваев по сравнению с автобусами составляет 26 700 и 21 204 пенса за милю соответственно. В 1952 году он выступал за отказ от трамвайной системы. В октябре 1956 года последние трамваи были незаметно выведены из эксплуатации. [105] Вечером 20 октября 1956 года последний трамвай (№ 25) отправился в депо Мэрифилд. Более 5000 человек стали свидетелями того, как трамвай покинул депо в 12:31 и направился в депо Лочи . Все оставшиеся автомобили были сожжены на металлолом.

После закрытия системы два трамвайных вагона были переданы на консервацию. Один был одним из партии из 10 трамваев, построенных Брашем в 1930 году. Другой был одним из двух одноэтажных заводских вагонов, имевших номера RW1 и RW2. Первоначально они были частью партии из шести трамваев, построенных Брашем и доставленных в Данди в 1907 году. В 1935 году эти два были разобраны и переоборудованы в ремонтные вагоны. В конечном итоге, поскольку подходящих мест хранения найти не удалось, их не сохранили для консервации, а сдали на слом вместе с остальным флотом. [106]

Автобусы

[ редактировать ]

Первые троллейбусы в Шотландии появились на Клепингтон-роуд в Данди в 1912–1914 годах. [107] Однако автобусы с 1921 года в дополнение к трамвайной системе постепенно вводились двухэтажные автобусы , а десять лет спустя появились . Электрические двигатели, эксплуатируемые «Dundee Corporation Electricity Works», все еще использовались в некоторых частях города до 1961 года. В 1975 году компания Dundee Corporation Transport стала частью нового регионального совета Тейсайда . Компания Tayside приняла для своих автобусов новую темно-синюю, бело-голубую окраску, заменив прежнюю темно-зеленую. Двухэтажный автобус Volvo B55 стал стандартом для автопарка Tayside в 1970-х и 1980-х годах. В 1986 году, после дерегулирования , Tayside Buses была создана как отдельная компания. Позже он был приватизирован и выкуплен компанией National Express , и теперь он торгуется как Xplore Dundee и находится в собственности McGill's Bus Services . [108]

Данди (и прилегающую сельскую местность) также обслуживали автобусы компании Walter Alexander (часть государственной компании Scottish Bus Group была переименована в Northern Scottish ), которая в начале 1960-х годов . В 1980-х годах предприятие Северной Шотландии в Тейсайде стало отдельной компанией Strathtay Scottish . Компания была приватизирована в 1991 году и продана компании Yorkshire Traction , которая в 2005 году стала частью Stagecoach Group . [109] [110]

Железнодорожный

[ редактировать ]

Железнодорожный транспорт в Данди начался с железнодорожной компании Данди и Ньютайл, которая была основана в 1826 году и стала первой железной дорогой, построенной на севере Шотландии. Железная дорога, связывающая Данди с Ньютайлом, открылась в 1832 году и со временем стала частью Каледонской железной дороги . [111] За этим последовала железнодорожная компания Данди и Арброта, которая была зарегистрирована в мае 1836 года. Линия, соединяющая Данди и Арброт, открылась в октябре 1838 года от временной конечной остановки возле Крейги и была полностью введена в эксплуатацию к 1840 году. [112] Маршрут на запад материализовался с основанием железнодорожной компании Данди и Перта в 1845 году. Она открыла свою линию два года спустя, хотя не была связана со станцией Перт до 1849 года. Компания также арендовала линию Ньютайл с 1846 года и линию Арброт. линия с 1848 года. [113]

К концу 1870-х годов в Данди было три основные станции: Данди (Тей-Бридж), обслуживающий Северо-Британскую железную дорогу и ее соединения, Данди-Уэст, Каледонская железнодорожная станция, ведущая в Перт и Глазго, которая была великолепно перестроена в 1889 году. –1890 г., и меньший Восточный Данди на совместной железной дороге Данди и Арброт. Были выдвинуты различные планы по концентрации всех железнодорожных объектов Данди на новой центральной станции. Эта идея была впервые выдвинута в 1864 году Джоном Ленгом , тогдашним редактором Dundee Advertiser , и идея вновь возникла в 1872 году после начала работ над железнодорожным мостом Тэй . Концепция также была выдвинута в последний раз в 1896 году. Были предложены различные места для центральной станции, в том числе ее строительство между Хай-стрит и гаванью, между Мюррейгейтом и Медоузом, а также на участке набережной, созданном путем частичного заполнения двух доков Данди. Однако ни одно из этих предложений так и не было реализовано, и три отдельные станции сохранились как независимые образования. [114]

Раньше в Данди ходили пригородные поезда, связывавшие станцию ​​Данди (Тей-Бридж) с Уормитом и Ньюпорт-он-Тей . Они прекратились после открытия моста Тей-Роуд . Другие пригородные поезда до Инвергоури , Балмосси , Броти-Ферри и Монифита были существенно сокращены с 1980-х годов. Данди-Ист закрылся в 1959 году, а станция Данди-Уэст закрылась в мае 1965 года, при этом весь трафик был перенаправлен на станцию ​​​​Тей-Бридж (теперь известную просто как станция Данди). Западный вокзал был снесен в 1966 году и обошёлся в 1150 фунтов стерлингов. [115]

Тэй Ферри

[ редактировать ]

Пассажирское и автомобильное паромное сообщение через реку Тей курсировало от пирса Крейги, Данди, до Ньюпорт-он-Тэй . Широко известный в Данди как «Фифи» , этот сервис был закрыт в августе 1966 года и заменен недавно открытым мостом Тей-Роуд .

В последнее время эту услугу обслуживали три судна - колесный пароход BL Nairn (1929 года) и два более современных парома Abercraig и Scotscraig , оба были оснащены гребными винтами Voith Schneider .

Больницы

[ редактировать ]

Первоначальная городская больница в Данди была основана на территории нынешнего Нетергейта в 1530 году для оказания поддержки больным и пожилым людям, проживающим в городе и управляемым тринитариями . После Реформации его управление перешло в ведение городского совета, и он использовался для размещения и ухода за дюжиной «разложившихся горожан ». Первоначальное здание было заменено примерно в 1678 году. В 18 веке было решено, что о нуждающихся лучше заботиться в их собственных домах, и тогда больницу использовали для других целей. Тей-стрит была построена на территории обширных садов, а собор Святого Андрея . на месте самой больницы позже был возведен [116]

В 1798 году на Кинг-стрит был открыт лазарет, который на протяжении почти 200 лет служил главной больницей Данди. Эта больница получила Королевскую хартию от Георга III в 1819 году, после чего она стала известна как «Королевский лазарет и приют Данди». В 1820 году приют был официально учрежден как отдельное учреждение в собственном помещении на Альберт-стрит, а больница на Кинг-стрит стала Королевской больницей Данди (широко известной как DRI). В 1855 году лазарет переехал в более просторное помещение на Барак-роуд. [117] Приют получил Королевскую хартию от королевы Виктории в 1875 году и стал известен как Королевский сумасшедший дом Данди . В 1879 году начались работы на новом месте для приюта на ферме Вестгрин в Лиффе , куда к октябрю 1882 года были переведены все пациенты. Второе здание, Gowrie House, было построено к югу от Вестгрин для частных пациентов. С 1903 года Вестгрин принадлежал и управлялся Советом по борьбе с безумием округа Данди как приют округа Данди, а Дом Гоури продолжал оставаться Королевским приютом для умалишенных Данди. В 1959 году они были объединены в Королевскую психиатрическую больницу Данди, а позже стали известны как Королевская больница Данди Лифф . [118]

Во время вспышки холеры в 1832 году здание на Лоуэр-Юнион-стрит было преобразовано в инфекционную больницу, но после того, как эпидемия закончилась, было переоборудовано для использования в качестве жилого помещения. [119] Другие временные изоляторы использовались позже в том же столетии, но в 1889 году на Клепингтон-роуд была открыта больница Кингс-Кросс как первая постоянная лихорадочная больница в Данди. К 1913 году его помещения расширились с двух палат до семи. Он находился в ведении городского совета до создания Национальной службы здравоохранения . [120] С 1929 года городской совет также управлял Мэрифилд больницей в Стобсуэлле , которая раньше была больницей для бедных домов в Восточной больнице. В конечном итоге больница заняла всю территорию Восточной богадельни и стала второй главной больницей Данди после DRI. [121]

Чуть севернее Данди располагался институт Балдована, основанный в 1852 году как «приют, больница и место обучения и обучения для «слабоумных» детей». Его основание произошло во многом благодаря благосклонности сэра Джона и леди Джейн Огилви . Позже приют и приют были разделены, а первый превратился в больницу Стратмартин (это название было принято в 1959 году). [122] Стратмартин постепенно выводился из эксплуатации с конца 1980-х годов и полностью закрылся в 2003 году. [123] В 2014 году финансирование лотереи наследия было выделено на проект, направленный на то, чтобы бывшие жители и сотрудники больницы Стратмартин записали свои истории о больнице. Проект возглавляется Thera Trust и включает в себя Университет Данди, Краеведческую группу Данди, организацию Advocating Together и Ассоциацию живой памяти. [124]

В 1899 году на Джедбру-роуд была открыта больница Виктории для неизлечимых для оказания долгосрочного ухода за неизлечимо больными . Позже это станет Королевской больницей Виктории . В 1959 году в нем появилось гериатрическое отделение, которое сейчас используется в основном для пациентов старше 65 лет, а также здесь находится Центр реабилитации после травм головного мозга. [125] В 1980 году оставшиеся пациенты больницы Сидлав , бывшего санатория , который в последнее время использовался как дом для выздоравливающих и для временного ухода, были переведены в отель Royal Victoria. [126]

Больница для женщин, известная как Женская больница и дом престарелых Данди , была открыта в 1897 году. Первоначально она располагалась на Сифилд-роуд и предназначалась для оказания хирургической помощи женщинам по низкой цене. Эта больница переехала на Эллиотт-роуд и в конце концов закрылась в 1970-х годах. [127]

Больница для стоматологического лечения Dundee Dental Hospital открылась в 1914 году в Парк-Плейс. Во время Первой мировой войны госпиталь оказывал стоматологические услуги регулярным и территориальным солдатам. В 1916 году больница была расширена за счет стоматологической школы. Он стал частью Национальной службы здравоохранения в 1948 году, а новые помещения в Парк-Плейс открылись в 1968 году. Стоматологическая школа является частью Университета Данди . [128] предложил закрытие стоматологической школы В 1980-х годах Комитет по грантам университета . Этому решительно сопротивлялись, и успешная кампания, проведенная университетом, привела к его сохранению. [129]

После Второй мировой войны вскоре стало очевидно, что существующих больниц Данди недостаточно. Они также предоставили неадекватные условия обучения для студентов-медиков в будущем Университете Данди . Планировалось построить новую больницу, и после нескольких задержек она была открыта в Найнуэллсе в 1974 году. [130] [131] Открытие больницы Найнуэллс привело к закрытию Мэрифилда для пациентов в 1976 году, хотя некоторые из ее зданий были сохранены для использования в административных целях. [121] Функции Королевской больницы Данди также постепенно были переданы Найнуэллсу, и она закрылась в 1998 году. [117] В 1990-х и 2000-х годах многие функции больницы Кингс-Кросс также были перенесены в Найнуэллс, но она по-прежнему сохраняет ряд амбулаторных отделений, а также служит штаб-квартирой NHS Tayside . [120]

города Герб представляет собой горшок с тремя серебряными лилиями на синем щите, поддерживаемом двумя зелеными драконами. Над щитом изображена единственная лилия, а над ней - свиток с девизом Dei Donum , дар Божий.

Говорят, что синий цвет щита представляет плащ Девы Марии, а серебряные (белые) лилии также тесно связаны с ней. На Старом шпиле города есть ранняя резьба, на которой изображен похожий герб с Марией, защищающей своего ребенка щитом от драконов. После парламентского акта, принятого в 1672 году, «новый» герб Данди был принят в должность герольдмейстера лорда Лиона 30 июля 1673 года. Однако к этому времени Шотландия стала пресвитерианской нацией, и любое подобное идолопоклонство Деву Марию вызвали бы неодобрением, что привело бы к более утонченному символизму, который появляется сегодня. Существуют разные теории относительно того, почему драконов стали использовать в качестве сторонников. Во-первых, на более ранних гербах они представляют бушующее море, от которого Дева Мария защитила Давида. Другая причина заключается в том, что они связаны с местной легендой о Стратмартинском Драконе .

С годами вкрались небольшие изменения, пока в 1932 году городской совет не решил спросить лорда Лиона, герольдмейстера, о правильной форме. Среди других отличий он отметил, что драконы на гербе на самом деле были вивернами. (Хотя у близкородственных виверн только две ноги, а у драконов — четыре.) На гербе над воротами Восточного кладбища изображены виверны вместо драконов и три лилии над щитом вместо одной. Было решено вернуться к первоначальной форме с опорами-драконами и одной лилией и добавить второй девиз «Prudentia et Candore» – Мудрость и Истина.

Герб был немного изменен в 1975 году, когда в соответствии с Законом о местном самоуправлении (Шотландия) 1973 года был создан Окружной совет города Данди . Была включена корона с головками чертополоха; эта эмблема является общей для гербов всех окружных советов Шотландии. Дальнейшее изменение произошло в 1996 году, когда Окружной совет был заменен нынешним городским советом Данди; дизайн короны был изменен до нынешнего формата.

Важные люди, связанные с Данди

[ редактировать ]

Уинстон Черчилль

[ редактировать ]

Между 1908 и 1922 годами одним из членов городского парламента был Уинстон Черчилль , в то время член (коалиционной) Либеральной партии . Он получил это место на дополнительных выборах 8 мая 1908 года и поначалу пользовался популярностью, особенно потому, что был президентом Министерства торговли , а затем и старшим министром кабинета министров. Однако его частое отсутствие в Данди по делам кабинета министров в сочетании с местной горечью и разочарованием, вызванными Великой войной , обострили эти отношения. В преддверии всеобщих выборов 1922 года даже местные газеты содержали язвительную риторику относительно его политического статуса в городе. На одном из собраний он смог говорить только 40 минут, когда часть аудитории заперла его. [132] которая в последние дни предвыборной кампании не могла участвовать в предвыборной кампании из-за аппендицита , Его жену Клементину, даже оплевали за ношение жемчуга . [133] Черчилль был свергнут шотландским сторонником сухого закона Эдвином Скримджером (это шестая попытка Скримджера на выборах) и действительно занял лишь четвертое место в опросе. Позже Черчилль напишет, что он покинул Данди «без приложения, места и партии» . [134] В 1943 году ему предложили свободу города – 16 голосами против 15 – но он отказался принять. На просьбу совета подробно изложить свои причины он просто написал: «Мне нечего добавить к уже отправленному ответу». [135]

Известные дандонцы и люди, связанные с Данди

[ редактировать ]

Инновации

[ редактировать ]
  • Джеймс Боуман Линдсей продемонстрировал свое изобретение прототипа электрической лампочки на публичном собрании в 1835 году.
  • Клейкая почтовая марка была изобретена в Данди Джеймсом Чалмерсом . На его надгробии на городском кладбище Хауффа написано: «Создатель клейкой почтовой марки, которая спасла схему Uniform Penny Post 1840 года от краха, что принесло ей безоговорочный успех и которая с тех пор была принята во всех почтовых системах мира».

Многие исторические записи Данди хранятся в двух местных архивах : Городском архиве Данди , которым управляет городской совет Данди , и Университета Данди Архивной службе . Архивы города Данди хранят официальные отчеты о городе, а также о бывшем регионе Тейсайд . [146] В архиве также хранятся записи различных групп людей и организаций, связанных с Данди. Архивные службы университета содержат широкий спектр материалов, касающихся университета и его предшественников, а также лиц, связанных с университетом, таких как Д'Арси Вентворт Томпсон . Archive Services также является домом для архивов нескольких частных лиц, предприятий и организаций, базирующихся в Данди и его окрестностях. [147] Документы, хранящиеся в университете, включают значительное количество деловых архивов, касающихся джутовой и льняной промышленности в Данди, записи других предприятий, включая архивы Alliance Trust и универмага GL Wilson, записи Бречинской епархии Шотландии . Епископальная церковь и Архив NHS Tayside . [148] [149]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тейлор (1898); Форсайт (1997)
  2. ^ Понт (1583–1596) стр. 325
  3. ^ Курган
  4. ^ Боэсе (1527)
  5. ^ «Ainmean-Aite na hAlba (AAA) – гэльские топонимы Шотландии» . географические названия.скот . Проверено 18 июля 2019 г.
  6. ^ Кэнмор ID 33477; Мэтьюсон (1878–79)
  7. ^ Историческая среда Шотландии: SM6560
  8. ^ Джервис (1854–57); Историческая среда Шотландии: SM128
  9. ^ Кэнмор ID 31955
  10. ^ Совет шотландской археологии: Каменный круг Балгартно
  11. ^ BBC News: Каменный круг, защищенный забором
  12. ^ См., например: Куттс (1963–64); Керр (1896)
  13. ^ Дрисколл (1995)
  14. ^ Гибсон (1989)
  15. ^ Армит (1999)
  16. ^ Фичем (1977); Brand-dd.com: Drumsturdy Broch
  17. ^ Фичем (1977); Историческая среда Шотландии: SM3038
  18. ^ Фичем (1977); Кэнмор ID 32052; Тейлор (1982)
  19. ^ Барроу (1990); Чедвик (1949)
  20. ^ Jump up to: а б с д Барроу (1990)
  21. ^ Боэсе (1527) стр. 325
  22. ^ Маленький (1842)
  23. ^ Фергюсон (1998)
  24. ^ Скен (1886); (1867)
  25. ^ Кэнмор ID 31944
  26. ^ Маки (1836); Артиллерийское обследование (1857 г.): план города Данди; Уилсон (около 1883 г.); Фордун (1360 г.); Винтаун (около 1420 г.)
  27. ^ Кэнмор ID 33497; Маккин 2009 , с. 2
  28. ^ Скен (1886 г.)
  29. ^ Барроу (2003)
  30. ^ Барроу (1990); Маки (1836)
  31. ^ Jump up to: а б Маки (1836)
  32. ^ Справочник Шотландии: Обзор Джеймса Грэма
  33. ^ Варфоломей (1887)
  34. ^ Jump up to: а б Книга Данди, Билли Кей
  35. ^ Справочник Шотландии: Обзор Джона Грэма из Клаверхауса
  36. ^ «Обзор Джона Грэма из Клаверхауза» . Справочник Шотландии . Эдинбургский университет. 2006 год . Проверено 9 июля 2006 г.
  37. ^ Толпа Тейсайдской еды 1772-3 SGE Lythe
  38. ^ Видение Британии во времени: Общая численность населения Данди
  39. ^ Jump up to: а б с Кейллер: липкий успех
  40. ^ История Данди, Праздники Путешествия по Шотландии; Викторианский Данди – джут, джем и журналистика
  41. ^ Веб-сайт DC Thomson
  42. ^ «Коллекция MS 335 — Архив Альянса Траст» . Каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 30 апреля 2024 г.
  43. ^ Фрейзер, Дуглас (25 апреля 2015 г.). «Кому доверять в Alliance Trust?» . Новости Би-би-си . Проверено 8 мая 2018 г.
  44. ^ Jump up to: а б Хантфорд (1986)
  45. ^ Jump up to: а б с Охота на кита – Китовые корабли
  46. ^ «Коллекция MS 59 - Компания по ловле китов (оцифрованный микрофильм))» . Каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 20 апреля 2024 г.
  47. ^ «Документы Джеймса Кокса MS 6/2» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 5 января 2016 г.
  48. ^ Jump up to: а б Ужасающая катастрофа, падение моста Тэй
  49. ^ Джим Томлинсон, Карло Морелли и Валери Райт, Упадок джута: управление промышленным спадом (Лондон: Пикеринг и Чатто, 2011), с. 162
  50. ^ Томлинсон и др. Упадок джута , стр. 122–23.
  51. ^ Томлинсон и др. Упадок джута , с. 160
  52. ^ «Коллекция MS 272 — Коллекция Timex (Джордж Мейсон)» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 2 января 2023 г.
  53. ^ Брюс Ленман и Кэтлин Дональдсон, «Доходы партнеров, инвестиции и диверсификация в шотландском льняном регионе 1850–1921», История бизнеса, январь 1971 г., Vol. 13#1 стр. 1–18
  54. ^ Луиза Мискелл и К. А. Уотли, «Ютеополис в процессе становления: лен и промышленная трансформация Данди, ок. 1820–1850», История текстиля , осень 1999 г., Vol. 30 № 2 стр. 176–198.
  55. ^ Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. п. 12. ISBN  0907033512 .
  56. ^ Jump up to: а б Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. стр. 202–203. ISBN  0907033512 .
  57. ^ Jump up to: а б «Коллекция MS 11 — Baxter Brothers & Co Ltd, прядильные машины и производители льна и джута, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 19 декабря 2022 г.
  58. ^ «Коллекция MS 24 - Low & Bonar Ltd, прядильщики джута, производители и торговцы, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 19 декабря 2022 г.
  59. ^ «MS 10 Boase & Co. Ltd, Клаверхаус Бличфилд, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 19 января 2018 г.
  60. ^ «Клаверхаус Ангус» . Видение Британии сквозь время . Университет Портсмута . Проверено 19 января 2018 г.
  61. ^ «MS 369 Завещания семьи Бакстеров, юридические документы и сопутствующие материалы» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 ноября 2017 г.
  62. ^ Кеннет Бакстер (2011). «Мэри Энн Бакстер». Десять Тайсайдеров . Данди: Историческое общество Абертея . стр. 32–34.
  63. ^ Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. п. 226. ИСБН  0907033512 .
  64. ^ «Коллекция MS 71 — Buist Spinning Co. Ltd., Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 30 декабря 2022 г.
  65. Взгляд на Британию во времени: Данди: Общая численность населения.
  66. ^ Бакстер, Кеннет (2010). « Матриархальный» или «патриархальный»? Данди, Женщины и муниципальная партийная политика в Шотландии около 1918-1939 годов» . Международное обозрение шотландских исследований . 35 : 98. дои : 10.21083/irss.v35i0.1243 .
  67. ^ Райт, Валери (2011). «Ютеополис и после: женщины и работа в Данди двадцатого века». В Джиме Томлинсоне и Кристофере А. Уотли (ред.). Джута больше нет . Данди: Издательство Университета Данди. стр. 132–133. ISBN  978-1-84586-090-5 .
  68. ^ Jump up to: а б Карстерс, AM (1974). Промышленное население Тейсайда, 1911–1951 гг . Данди: Историческое общество Абертея. п. 33.
  69. ^ «Коллекция MS 95 - Thomson, Shepherd & Co. Ltd, прядильщики и производители джута, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 4 января 2023 г.
  70. ^ Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. п. 225. ИСБН  0907033512 .
  71. ^ Jump up to: а б Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. п. 139. ИСБН  0907033512 .
  72. ^ «MS 6 Cox Brothers Ltd, прядильные машины и производители джута, а также бумаги семейства Кокс» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 9 декабря 2022 г.
  73. ^ Jump up to: а б «Деловые записи братьев Кокс MS 6/1» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  74. ^ Jump up to: а б «МС 66 Сидлау Индастриз Лтд.» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  75. ^ «Подфонд MS 66/6 — Harry Walker & Sons Ltd, прядильщики и производители джута, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 19 декабря 2022 г.
  76. ^ Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. п. 199. ИСБН  0907033512 .
  77. ^ «J & AD Grimond Ltd, прядильщики и производители джута, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 19 декабря 2022 г.
  78. ^ Уотсон, Марк (1990). Заводы по производству джута и льна в Данди . Тейпорт: Хаттон Пресс. стр. 196–197 и 217. ISBN.  0907033512 .
  79. ^ «MS 66/3 Gilroy Sons & Co Ltd, прядильщики и производители джута, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  80. ^ «MS 24 Low & Bonar Ltd, прядильщики джута, производители и торговцы, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  81. ^ «МС 100 Дон энд Лоу [Холдингс] Лтд» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  82. ^ «MS 100/5 Alexander Henderson & Son Ltd, Спиннерс, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  83. ^ «MS 60 Caird (Dundee) Ltd, производители джута» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  84. ^ «MS 139 William Halley and Sons Ltd, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 22 декабря 2017 г.
  85. ^ Ежегодник и справочник «Торговля джутом и холстом», 1946 год . Лондон: Британская континентальная торговая пресса. 1946. с. 88.
  86. ^ «MS 98 H & A Scott Limited, производители текстиля, Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 26 марта 2019 г.
  87. ^ Генеральные соглашения по тарифам и торговле
  88. ^ Jump up to: а б «MS 84 Ассоциация прядильных машин и производителей джута» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 17 ноября 2017 г.
  89. ^ Ежегодник и справочник «Торговля джутом и холстом», 1946 год . Лондон: Британская континентальная торговая пресса. 1946. с. 20.
  90. ^ «Архивные источники по местной и шотландской истории» . Архивные услуги . Университет Данди. Архивировано из оригинала 24 сентября 2012 года . Проверено 17 июня 2016 г.
  91. ^ Британский продовольственный фонд
  92. ^ История Данди: Путешествие по Шотландии; Праздники; Викторианский Данди – джут, джем и журналистика
  93. ^ «MS 59 Tay Whale Fishing Company (микрофильм)» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 28 марта 2018 г.
  94. ^ «Размышления о Титанике» . Архивы, записи и артефакты Университета Данди . Университет Данди. 13 августа 2009 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
  95. ^ «MS 158 Благотворительное общество Данди-Харбор-Портерс» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 15 марта 2016 г.
  96. ^ Маккин, Чарльз и Уотли Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Затерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 12–13. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  97. ^ Маккин, Чарльз и Уотли Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Затерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 95–97. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  98. ^ «Интернет-каталог архивных услуг Комиссары гавани Данди» . Университет Данди . Проверено 5 января 2016 г.
  99. ^ Маккин, Чарльз и Уотли Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Затерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 104–106. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  100. ^ Маккин, Чарльз и Уотли Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Затерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 181–182. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  101. ^ «Данди в искусстве и фотографии» . Университет Данди . Проверено 31 октября 2011 г.
  102. ^ «Изображение недели из архива Королевской арки, Данди» . Университет Данди . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 29 марта 2012 г.
  103. ^ Принц Чарльз открывает новую пристань
  104. ^ Уитли, Суинфен и Смит (1993)
  105. ^ Фитт и Робсон (2006)
  106. ^ Уоллер, Питер (2016). Региональные трамваи Шотландии . Барнсли: Транспортировка ручки и меча. стр. 61, 64 и 67. ISBN.  978-1473823853 .
  107. ^ Данди 1912: справочник и путеводитель по Данди и округу
  108. ^ National Express продаст Xplore Dundee компании McGill's Buses Route One , 22 декабря 2020 г.
  109. ^ YTC намерен выиграть Strathtay Commercial Motor 16 мая 1991 г.
  110. ^ Тяга увеличивает тяговую мощность. Выпуск On Stage от 61 января 2006 г., стр. 1.
  111. ^ «Субфонды MS 105/2 — Железнодорожная компания Данди и Ньютайл» . Каталог архива Университета Данди . Университет Данди . Проверено 2 августа 2023 г.
  112. ^ «Подфонды MS 17/3 - Объединенная железная дорога Данди и Арброта; Железные дороги округа Киркалди: разные документы» . Каталог архива Университета Данди . Университет Данди . Проверено 2 августа 2023 г.
  113. ^ «Субфонды MS 105/3 — Компания железнодорожного узла Данди, Перта и Абердина» . Каталог архива Университета Данди . Университет Данди . Проверено 2 августа 2023 г.
  114. ^ Маккин, Чарльз; Уотли, Патрисия; с Бакстером, Кеннетом (2013). Потерянный Данди. Утерянное архитектурное наследие Данди (2-е изд.). Эдинбург: Бирлинн. стр. 228–242.
  115. ^ Страчан, Грэм (28 июня 2021 г.). «Смерть железнодорожной станции: Данди-Уэст навсегда потерян для города в 1966 году» . Курьер . DC Thomson & Co Ltd. Проверено 3 августа 2023 г.
  116. ^ Маккин, Чарльз, и Уотли, Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Потерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 51–53. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  117. ^ Jump up to: а б «THB 1 Королевский лазарет Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  118. ^ «THB 7 Королевская больница Данди Лифф» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  119. ^ Маккин, Чарльз, и Уотли, Патрисия, с Бакстером, Кеннетом (2008). Потерянный Данди: утраченное архитектурное наследие Данди . Эдинбург: Бирлинн. стр. 94–95. ISBN  978-1-84158-562-8 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  120. ^ Jump up to: а б «Больница Кингс-Кросс THB 22» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  121. ^ Jump up to: а б «Больница Мэрифилд THB 14» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  122. ^ «Больница THB 8 Стратмартин» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  123. ^ «Записи Национальной службы здравоохранения остались, несмотря на предупреждения» . Новости Би-би-си. 3 октября 2008 г. Проверено 22 января 2013 г.
  124. ^ «Проект наследия Стратмартина» . Группа Тера . Фонд Тера. Архивировано из оригинала 8 марта 2015 года . Проверено 6 марта 2015 г.
  125. ^ «THB 3 Королевская больница Виктории» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  126. ^ «Больница Сидлав THB 12» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  127. ^ «Женская больница и дом престарелых THB 4 Данди» . Интернет-каталог архивов Университета Данди . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  128. ^ «DDH / Стоматологическая больница Данди» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 3 ноября 2017 г.
  129. ^ Бакстер, Кеннет; Суинфен, Дэвид; Рольф, Мервин (2007). Праздник в Данди . Университет Данди. п. 25.
  130. ^ Шафе, Майкл (1982). Университетское образование в Данди 1881–1981 гг. Иллюстрированная история . Данди: Университет Данди . стр. 131–145.
  131. ^ «Больница и медицинская школа THB 24 Найнуэллс» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 13 декабря 2017 г.
  132. ^ Черчилль выл
  133. ^ МакГрат (2006)
  134. ^ Все выборы, на которых когда-либо участвовал Черчилль
  135. ^ Оглянитесь во гневе
  136. ^ Смит, Грэм (23 сентября 2004 г.). «Бруксбанк [урожденная Сутар], Мэри Уотсон (1897–1978), революционерка и автор песен» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/54394 . ISBN  978-0-19-861412-8 . Проверено 27 декабря 2020 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  137. ^ Почему стоит учиться в Данди? , Университет Данди, заархивировано из оригинала 13 июня 2011 г. , получено 8 октября 2010 г.
  138. ^ «Маргарет Фенвик | Женская тропа Данди» .
  139. ^ «UR-SF 9 сэр Патрик Геддес, профессор ботаники Университетского колледжа, Данди, 1888–1919» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 26 марта 2019 г.
  140. ^ Тримбл, Вирджиния; Уильямс, Томас; Брейчер, Кэтрин; Джаррелл, Ричард; Марше, Джордан Д.; Рагеп, Ф. Джамиль (18 сентября 2007 г.). Биографическая энциклопедия астрономов . Springer Science & Business Media. п. 482. ИСБН  978-0-387-30400-7 .
  141. ^ Бакстер, Кеннет. «Флоренс Гертруда Хорсбру. Забытая первая леди Консервативной партии». Консервативный исторический журнал . Зима 2009/2010: 21–23.
  142. ^ Брукс, Памела (1967). Женщины в Вестминстере . Лондон: Питер Дэвис. стр. 182 и 274.
  143. ^ «Специальный выпуск всеобщих выборов 1: Парламентские выборы в Данди 1910–2010 гг.» . Архивы, записи и артефакты Университета Данди. 26 апреля 2010 года . Проверено 5 января 2016 г.
  144. ^ «Кейзер [урожденная Митчелл], Изабелла [Белла] (1922–1992), работница текстильной и верфи, а также женская активистка» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 2004. doi : 10.1093/ref:odnb/54416 . ISBN  978-0-19-861412-8 . Проверено 4 ноября 2020 г. . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  145. ^ Клементс, Крис (14 января 2015 г.). "Шотландский радиоведущий Эдди Мэйр: Мне пришлось отказаться от выпивки после двухдневного похмелья и невнятных разговоров с таксистами" . Ежедневный отчет . Проверено 27 декабря 2020 г.
  146. ^ «Архивы» . Городской совет Данди . Проверено 17 ноября 2011 г.
  147. ^ «Архивная служба Университета Данди» . Университет Данди . Проверено 2 июня 2011 г.
  148. ^ «Архивы Университета Данди обслуживают коллекции» . Университет Данди. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 2 июня 2011 г.
  149. ^ «Бизнес-архив» . Архивы, записи и артефакты Университета Данди. 27 января 2011 года . Проверено 5 января 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Томлинсон, Джим; Уотли, Кристофер (2022). Джута больше нет: Преобразование Данди . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-1-4744-7327-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 407692cd9f10414a197d9ee4a5e24a08__1719009540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/08/407692cd9f10414a197d9ee4a5e24a08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Dundee - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)