Джон Гласс


Джон Глас (5 октября 1695 — 2 ноября 1773) был шотландским священнослужителем , основателем движения церкви Гласит .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в Охтермухти , Файф , где его отец был приходским священником . Он получил образование в Кинклавене и Пертской гимназии , окончил Сент-Эндрюсский университет в 1713 году и завершил свое образование для служения в Эдинбурге . Он получил лицензию проповедника от пресвитерии Данкелда , был а вскоре после этого рукоположен пресвитерией Данди на должность священника прихода Тилинга (1719 г.), где его проповеди вскоре собрали большое собрание. В начале своего служения он был остановлен во время чтения лекций по Краткому катехизису из-за вопроса : «Как Христос исполняет обязанности царя?» Это привело к рассмотрению новозаветных оснований христианской церкви , и в 1725 году в письме Фрэнсису Арчибальду, священнику Гатри , Форфаршир , он отказался от обязательности национальных заветов.
Отдельное общество
[ редактировать ]В том же году он образовал отдельное от толпы общество, насчитывавшее почти сто человек и набранное из своего и соседних приходов. Члены этой ecclesiola in ecclesia поклялись объединиться в христианском исповедании, следовать за Христом Господом как за праведность Его народа, идти вместе в братской любви и выполнять свои обязанности, подчиняясь Гласу как своему надзирателю. в Господе, раз в месяц соблюдать Вечерю Господню и подчиняться закону Господню об устранении обид. Из библейского учения о духовной природе Царства Христова Глас в своем публичном учении сделал следующие выводы:
- в Новом Завете нет оснований для создания национальной церкви
- магистрат как таковой не имеет никакой функции в церкви
- Национальные заветы не имеют библейских оснований
- истинная Реформация не может быть осуществлена политическим и светским оружием, а только словом и духом Христа.
Трактат
[ редактировать ]

Наиболее полно этот аргумент изложен в трактате « Свидетельство царя мучеников» (1729). За распространение этих взглядов, которые расходились с доктринами национальной церкви Шотландии, он был вызван (1726 г.) в свою пресвитерию , где в ходе расследования он подтвердил свою веру в то, что каждая национальная церковь, основанная Законы земных царств являются антихристианскими по своей конституции и гонящими по своему духу, а также заявили о мнениях по вопросу церковного управления, которые равнозначны отказу от пресвитерианства и принятию пуританского типа независимости.
Отстранение от служения
[ редактировать ]За эти взгляды он был в 1728 году отстранен от своих министерских функций и окончательно низложен в 1730 году. Члены уже упомянутого общества, однако, по большей части продолжали придерживаться его, составив, таким образом, первую гласситскую или гласитскую церковь. Вскоре после этого резиденция этого собрания была перенесена в Данди (откуда Глас впоследствии переехал в Эдинбург ), где он некоторое время исполнял обязанности старейшины. Затем он несколько лет трудился в Перте, где к нему присоединился Роберт Сандеман . [1] женившийся на его дочери Кэтрин — со временем Сандеман был признан лидером и главным выразителем взглядов Гласа; он развил их в направлении, которое сделало их открытыми для обвинений в антиномианстве .
Восстановление в служении
[ редактировать ]В конце концов, в 1730 году Глас вернулся в Данди на остаток своей жизни. Он ввел в своей церкви примитивный обычай osculum pacis и агапе, празднуемый как обычная трапеза с бульоном . Из-за этого обычая его прихожане стали называть «кейл-кирк». В 1739 году Генеральная Ассамблея без какой-либо апелляции с его стороны отменила приговор о смещении с него и восстановила его в статусе служителя Евангелия Христа, но не в статусе служителя официальной церкви Шотландии , заявив, что он не имел права на обвинение до тех пор, пока не отказался от принципов, несовместимых с конституцией церкви.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1721 году Глас женился на Кэтрин Блэк, младшей дочери преподобного Томаса Блэка из церкви Святого Иоанна в Перте. Блэк был модератором Генеральной ассамблеи Шотландской церкви . [2]
У пары был счастливый брак, и у них родилось 15 детей, причем все они умерли раньше него, как и его жена, умершая от туберкулеза в 1749 году, за 24 года до него. Его сын, капитан Джордж Глас Р.Н., был убит вместе со своей женой и дочерью на борту корабля с сокровищами, следовавшего из Тенерифе в Лондон в 1765 году. В то время этот случай был печально известен и считается источником вдохновения для создания романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Стивенсон вырос рядом с церковью Гласите в Эдинбурге, и, возможно, вся семья поклонялась там. По свидетельствам того времени, Глас был самым добросердечным человеком, очень любящим детей, самым гуманным человеком, без тени фанатизма или фанатизма . Одна дочь Агнес Глас вышла замуж за Гектора Тернбулла , который разрабатывал отбеливающие поля в Ланкарти недалеко от Перта .
Джон Глас умер 2 ноября 1773 года и был похоронен в Хауффе в Данди 5 ноября 1773 года. [3] Могила находится на юго-западе, рядом с тропой с севера на юг. Первоначальный памятник из песчаника подвергся эрозии и был заменен долговечным памятником из красного гранита примерно в 1880 году.
Внеконфессиональное христианство
[ редактировать ]Когда Глас обнаружил несоответствия с Шотландской церковью и с тем, что он обнаружил в Новом Завете, в первой половине 18 века он возглавил церковное движение, которое продвигало идеал, согласно которому церковь должна управляться простым порядком, установленным в Новом Завете. чем человеческие соборы и синоды. Около тридцати Церквей Христа были основаны в Великобритании усилиями Гласа и других, в том числе его зятя Роберта Сандемана . Эти церкви подчеркивали ношение только новозаветных имен – обычно «Церковь Христа», учили, что крещение необходимо для отпущения грехов, и практиковали пение а капелла во время богослужения.
Публикации
[ редактировать ]Опубликованные работы Гласа свидетельствуют о его энергичном уме и научных достижениях. Его реконструкция « Истинного слова Цельса» (1753 г.) на основе ответа Оригена на него представляет собой компетентную и ученую работу. «Свидетельство Царя мучеников о Его Царстве» (1729 г.) представляет собой классическое отрицание эрастианства и защиту духовной автономии церкви под руководством Иисуса Христа. Его здравый смысл проявляется в его отказе от попытки Джона Хатчинсона доказать, что Библия представляет собой полную систему физических наук, а также в его проницательности в его «Заметках о текстах Священных Писаний» (1747). Он опубликовал том « Христианских песен» (Перт, 1784 г.; 13-е изд., 1847 г.). Собрание его сочинений было опубликовано в Эдинбурге в 1761 году (4 тома, 8 vo) и снова в Перте в 1782 году (5 томов, 8 vo).
Наследие
[ редактировать ]Хотя церковь Глазит сейчас «вымерла», некоторые бывшие часовни Гласите, которые имели необычную форму, сохранились, например, в Эдинбурге , Данди и Перте . Бывшая церковь Данди Гласите до сих пор используется в религиозных целях: в 1973 году она была приобретена соседней приходской церковью Святого Андрея и преобразована в часть комплекса залов. [4] Архивы Гласитской церкви хранятся в Архивной службе Университета Данди. [5]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предприниматели Перта: Сандеманы из Спрингфилда , Чарльз Д. Уотерстон, 2008, страницы 22–26: на этих страницах есть ссылки на другие источники информации. ISBN 978-0-905452-52-4
- ^ Посты Шотландской церкви ; Хью Скотт
- ^ https://www.fdca.org.uk/pdf%20files/HowffG04.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ МакКроу, Ян (2000). Кирки пресвитерии Данди, 1558–1999 гг . Данди: Друзья архивов города Данди. п. 63. ИСБН 0-9536553-2-6 .
- ^ «Интернет-каталог архивных услуг: Гласитовая церковь» . Университет Данди . Проверено 20 декабря 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
- свободном доступе : Дугальд Макфадьен (1911). « Синий, Джон ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в