Роберт Сандеман (теолог)
Роберт Сандеман | |
---|---|
Портрет Сандемана | |
Рожденный | 29 апреля 1718 г. Перт , Шотландия |
Умер | 2 апреля 1771 г. | (52 года)
Национальность | шотландский |
Образование | Эдинбургский университет |
Занятие | Богослов |
Известный | Основание сандеманизма в Англии и Америке |
Заметная работа | Письма о Терон и Аспазио |
Супруг | Екатерина |
Родитель | Дэвид Сандеман и Маргарет Рэмси |
Родственники | Уильям Сандеман |
Роберт Сандеман (29 апреля 1718, Перт — 2 апреля 1771, Дэнбери, Коннектикут ) — шотландский нонконформист богослов- . Он был тесно связан с церковью Гласите , которую помогал продвигать. [1] [2] Его значение было таково, что гласитские церкви за пределами Шотландии были известны как сандеманские.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и религиозное развитие
[ редактировать ]Он родился вторым из двенадцати детей в семье ткача льна Дэвида Сандемана и его жены Маргарет Рамзи. [3] Он учился в Эдинбургском университете в течение двух лет, начиная с 1734 года, где изначально казалось, что ему суждено сделать карьеру либо в медицине, либо в официальной церкви. Однако именно здесь он познакомился с учением Джона Гласа и присоединился к своей общине в Данди в 1735 году. Именно в этот период он несколько лет учился на ткача льна, прежде чем вместе со своим братом Уильямом начать семейный бизнес. [4] В 1737 году он женился на дочери Гласа Екатерине. К моменту ее смерти в 1746 году у них не было детей. В возрасте 26 лет он был избран старейшиной церкви Гласите в Перте. [3]
После смерти жены Сандеман посвятил свою жизнь церкви и Священным Писаниям. Он путешествовал между Пертом, Данди и Эдинбургом, где служил старейшиной в общинах Глазитов. Он был более решительным, чем Глас, а также более противоречивым. Именно он нес большую ответственность за распространение учения церкви как в Шотландии, так и за ее пределами. В результате за пределами Шотландии деноминация Glasite была известна как Sandemanian, что отражало его важность. [1]
Растущее влияние
[ редактировать ]В 1757 году он привлек более широкое внимание, опубликовав «Письма о Тероне и Аспасио» , в которых он подверг критике богословие Джеймса Херви (чьи «Терон и Аспасио» были опубликованы в 1755 году). В частности, Сандеман не согласился с идеей Херви о вмененной праведности, но также выдвинул интеллектуалистическое восприятие религии, которое он разделял с Гласом, и его мнение о том, что вера - это начало соответствия, ведущего к полной уверенности в надежде. [1]
Его работы были широко читаны и оказали влияние на большое количество независимых священнослужителей по всей Англии. Из-за его легковерия « Письма» вызвали бурную реакцию со стороны таких богословов, как Джон Уэсли и Джон Брайн , которые были более близки к взглядам Херви. [3] В последующие годы Сэмюэл Пайк , Уильям Кадворт (1717–1763?) , Джон Барнард (1725–1804? Ислингтон) и Бенджамин Ингэм вступили с ним в переписку, чтобы помочь им в их служении. Первые трое исповедовали свою веру и были приняты в лондонскую общину , а последний реорганизовал свои ингамитские церкви по образцу, установленному гласитами. Ингэм был избран старейшиной своей общины в Тадкастере в 1762 году. Переписка Джона Барнарда привела к визиту Сандемана в Лондон и созданию первой гласитской , или за пределами Шотландии, сандеманской общины в Лондоне в Гловерс-холле, Бич-лейн , Барбикан, 23 марта 1762 года. [5] [6] [7] Кадворт, Барнард и Джеймс Аллен, новообращенный из Ингема, сыграли важную роль для Сандемана и Гласа в создании сандеманских общин по всей Англии и Уэльсу.
Сандеман вызвал споры по поводу сотериологии определения истинной веры. Взгляды Сандемана параллельны взглядам некоторых современных теологов Свободной благодати . [8] [9]
Основание церквей в Америке
[ редактировать ]Сандеман основал одну из первых церквей Христа в Америке в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, 4 мая 1765 года. В 1760 году «Письма» были опубликованы в Новой Англии , что привело к приглашению в 1763 году в Дэнбери, штат Коннектикут , для консультирования по вопросам формирования церкви. Джеймс Каргилл (перчаточник из Данди, Шотландия) [10] ) отплыл с ним на борту « Джорджа и Джеймса» в Бостон. Там Сандеман провел несколько довольно успешных дискуссий, основав несколько церквей, несмотря на противодействие ортодоксальных конгрегационалистов. [1] Примерно в это же время друг Сандемана Эбенезер Уайт основал Церковь Христа в Дэнбери, штат Коннектикут. В результате этих усилий было основано около восьми собраний в Новой Англии и еще одно в Канаде. Конгрегации подчеркивали необходимость полагаться на Священное Писание при поиске церковной доктрины, еженедельного причастия, библейских церковных названий, таких как «Церковь Христа», надзора со стороны старейшин и автономии общины. Общинам, связанным с Сандеманом, было трудно поддерживаться, вероятно, из-за его лояльности Великобритании в годы, предшествовавшие американской войне за независимость . [1] Однако аналогичные церковные усилия в Новой Англии будут возрождены на рубеже веков, хотя и независимо от влияния Сандемана, другими, такими как Эбнер Джонс и Элиас Смит .
Семья
[ редактировать ]Его отец, Дэвид Сандеман, был городским судьей в Перте с 1735 по 1763 год. [11] Уильям Сандеман , его брат, разработал льняные поля в Пертшире .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дерек Б. Мюррей, «Роберт Сандеман» в Евангельском биографическом словаре Дональда М. Льюиса (редактор), Блэквелл, 1995, стр. 970–971.
- ^ Предприниматели Перта: Сандеманы из Спрингфилда , Чарльз Д. Уотерстон, 2008, страницы 22–26: на этих страницах есть ссылки на другие источники информации. ISBN 978-0-905452-52-4
- ^ Jump up to: а б с «Сандеман, Роберт». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/24615 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ См. стр. 68 Смита (2008).
- ^ См. страницы 38 и 39 Кантора (1991).
- ^ См. страницы 81–83 Смита (2008).
- ^ См. страницы 220, 221 и 261–276 книги Вильсона, том III (1810 г.).
- ^ «Доктрины благодати в неожиданном месте: кальвинистская сотериология в братской мысли девятнадцатого века - Евангелическое общество благодати» . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Юг, Томас Джейкоб (1993). Ответ Эндрю Фуллера на сандеманианский взгляд на спасительную веру (Тезис). OCLC 32657986 .
- ^ См. стр. 22 Кантора (1991).
- ^ См. страницы 1 и 2 Торнтона (1895 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биографические данные Роберта Сандемана
- «Майкл Хейкин: Эндрю Фуллер и сандеманианцы»
Библиография
[ редактировать ]- Кантор, Джеффри: Майкл Фарадей, Сандеманиан и учёный: исследование науки и религии в девятнадцатом веке , Макмиллан (Гэмпшир, 1991).
- Смит, Джон Ховард: Идеальное правило христианской религии: история сандеманизма в восемнадцатом веке , SUNY (Олбани, Нью-Йорк, 2008).
- Торнтон, Томас Генри: полковник сэр Роберт Сандеман: его жизнь и работа на нашей границе с Индией. (Лондон, 1895 г.).
- Уилсон, Уолтер: История и древности несогласных церквей и молитвенных домов в Лондоне, Вестминстере и Саутварке; Включая жизнь их министров, от возникновения нонконформизма до наших дней , 4 тома. (Лондон, 1810 г.).
- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .