Jump to content

Военные дороги Шотландии

(Перенаправлено со страницы «Старые военные дороги Шотландии »)

Хорошо сохранившийся участок Военной дороги генерала Уэйда возле Мельгарве, ведущей к перевалу Корриейрак.

Сеть военных дорог , иногда называемая « Военными дорогами генерала Уэйда» , была построена в Шотландском Хайленде в середине XVIII века как часть попытки британского правительства навести порядок в той части страны, которая восстала в результате восстания. Якобитское восстание 1715 года.

Дороги были построены, чтобы соединить Центральную низменность с рядом укрепленных казарм, стратегически расположенных на территории Хайленда. Их цель, как и сеть дорог, построенная римлянами более 1500 лет назад, заключалась в подавлении и установлении контроля над местным населением. [1] Инженерные дороги римского периода не простирались до Хайленда, где эти более поздние дороги были построены.

Первые четыре из этих дорог были построены в 1720-х и 1730-х годах под руководством генерала Джорджа Уэйда ( англо-ирландца ) и обычно называются «Военными дорогами генерала Уэйда» или просто «Дорогами Уэйда».

Впоследствии сеть была значительно расширена под руководством майора Уильяма Колфилда , хотя его имя сейчас в значительной степени забыто, и каждая из дорог, которые он проложил, упоминается, Артиллерийской службы например, на картах , просто как «Старая военная дорога». Еще одна дорога была построена Колфилдом на юго-западе Шотландии в 1760-х годах.

Дороги Уэйда

[ редактировать ]
Фельдмаршал Джордж Уэйд , картина около 1731 года.
Военные дороги Уэйда и Колфилда [2]

Генерал Уэйд был отправлен в Шотландию в июле 1724 года. Еще в декабре он сообщал, что «более половины из 22 000 способных носить оружие людей в Хайленде и на островах были готовы создать новые неприятности и поднять оружие в пользу Самозванца » . В своем отчете Уэйд отметил, что правительственные войска выиграют от улучшения дорог и переправ через реки для подавления повстанцев. [3]

Георг I назначил Уэйда главнокомандующим Северной Британии. Первая из четырех дорог, строительство которых будет курировать Уэйд, уже строилась к следующему году;

  1. от Инвернесса до Форт-Уильяма (вдоль южного берега озера Лох-Несс)
  2. из Данкелда в Инвернесс через перевал Драмочтер
  3. от Криффа до существующей дороги в Далнакардохе через мост Аберфелди и Таммел
  4. от Далвинни до форта Огастус через перевал Корриейрак (и ответвление до Рутвена через Крубенбег)

Дороги были построены военными по средней цене 90 фунтов стерлингов за милю (60 фунтов стерлингов за км). [4] Их стандартная ширина составляла 16 футов (5 м), но при необходимости уменьшалась до 10 футов (3 м). Строительство велось с апреля/мая по октябрь каждого года, поскольку зимние месяцы были слишком суровыми для таких работ. Летом работа также может быть тяжелой из-за неустойчивой погоды и присутствия вездесущих мошек . [5] Строительные группы состояли из ста человек под присмотром двух капралов, двух сержантов, двух младших офицеров и капитана. Обычно их сопровождал барабанщик. Уэйд нанимал мастеров, обладающих навыками каменной кладки и столярных работ, например, чтобы гарантировать, что основные конструкции, такие как мосты, были построены в соответствии со стандартами. Лагеря были разбиты с интервалом в 10 миль (16 километров), а появившиеся гостиницы стали известны как Королевские дома. [1] Некоторые из них продолжают обслуживать путешественников и сегодня. Знаменитый Королевский дом на Раннох-Мур расположен рядом с маршрутом, проложенным преемником Уэйда Уильямом Колфилдом.

Форт-Уильям — Инвернесс

[ редактировать ]
Рядом со Спинским мостом

Три форта были построены британским правительством вдоль Грейт- Глена в начале 18 века. На его юго-западном конце находился форт Уильям у истока озера Лох-Линнхе , где сейчас стоит город с таким названием. Второй форт был построен в 1715 году на южной оконечности озера Лох-Несс в Килкумейне. Он был назван Форт-Огастус в честь принца Уильяма Августа, герцога Камберлендского . На его северо-восточном конце в Инвернессе был построен первоначальный форт Джордж - только после разрушения этого форта во время восстания 1746 года его замена была построена в Ардерсье- Пойнт на Морей-Ферт .

Маршрут, протянувшийся на всю ширину Хайленда от моря до моря, был построен Уэйдом в 1726 и 1727 годах, чтобы соединить три форта. До завершения строительства северного участка, в качестве временной меры, на Лох-Нессе действовала галера. Она была отозвана, как только дорога была проложена, хотя позже она использовалась при строительстве Каледонского канала . [6]

Южный участок проходит по маршруту на восток от форта Огастус вдоль линии, по которой проходит современная дорога B862 , пересекая Оллт-Доу, проходя мимо Лох-Тарффа, въезжая в Стратеррик и проходя вдоль западного берега Лох-Мхора . Маршрут Уэйда к северо-востоку от озера Лох-Дантельчайг сегодня проходит по второстепенным дорогам. [7]

Новая трасса его северной части была построена ближе к берегу озера Лох-Несс в 1732 году. По этому маршруту следует современная дорога B852 между Инвернессом и Фойерсом и соединяется с более ранней линией возле Уайтбриджа.

Данкельд — Инвернесс

[ редактировать ]

Построен между 1728 и 1730 годами Уэйдом. В отчете Уэйда от июля 1728 года упоминается около 300 человек, работавших над маршрутом, длина которого к тому времени была пройдена 15 миль (24 км). [8]

Блэр Атолл
Оконный мост возле Струана, Пертшир

Маршрут, по которому шла второстепенная дорога (ранее A9 , прежде чем главная дорога была отклонена дальше на запад), шел на запад от Данкелда к Королевскому перевалу, а затем повернул на север, вверх по восточной стороне Страттея . Он продолжал двигаться на север через Баллинлуиг до Питлохри, прежде чем протиснуться через перевал Килликранки в Глен Гарри . Он пересек реку Тилт по Старому мосту Тилт к северу от атолла Блэр . Части маршрута все еще нетронуты: мимо Далнакардоха к перевалу Драмочтер и Далвинни ; хотя другие части были уничтожены конструкцией современного A9. Из Глен-Труима маршрут пролегал к востоку от современной дороги через Глен-Фернисдейл, Телефонс и пересечение Милтон-Бёрн у Дрохайд-Тиг-на-Майл (ныне брод) по пути к казармам в Ратвене недалеко от Кингасси .

Рядом с Томатин

После пересечения реки Спей дорога пролегала вдоль западной стороны Стратспея через Кинкрейг , Алви и Авимор в Кинвичи . Здесь он направился на северо-запад, в сторону от современных дорог, чтобы пересечь реку Дулнэйн через высокую каменную арку моста Слагган - перехода, который сейчас используется Национальной велосипедной сетью. Уэйд пошел по дороге через перевал в Слохде, как и современная дорога, и пересек реку Финдхорн в Райгбеге . Он решил пересечь реку Нэрн по мосту Фэйли, а затем проехать последние несколько миль через Драммосси Мьюир до казарм в Форт-Джордж в Инвернессе. [9]

Крифф в Дальнаркардох

[ редактировать ]
Тей-Бридж, Аберфелди

Эта дорога была построена в 1730 году Уэйдом. Мост через реку Тей в Аберфелди , спроектированный Уильямом Адамом , оказался самым дорогим сооружением во всей сети, стоимость которого превысила 4000 фунтов стерлингов на момент его завершения в 1734 году, через несколько лет после завершения строительства оставшейся части дороги. [5] [8]

Маршрут покидает Крифф, направляясь на северо-восток через гольф-клуб Crieff, и поворачивает на север в Гилмертоне, направляясь к Сма'-Глену . Его линия проходит по дороге A822 ; их маршруты совпадают лишь в небольшой части. Он пересекает реку Миндаль у моста Ньютон и бежит на север к Амулри , где пересекает реку Браан . Первоначально маршрут проходит более западно, чем современная дорога A826 через Глен-Кочилл, а затем неоднократно выключается и покидает современный маршрут, а затем спускается к пересечению реки Тэй в Аберфелди.

От Аберфелди маршрут повернул на запад вдоль Страт-Тея, а затем на северо-запад возле реки Лион , а затем свернул на север возле Келтни Берн и Глен Гуланди, направляясь к пересечению реки Таммел у моста Таммел - маршрут, приближенный к современной дороге B846. Дорога шла на северо-запад от моста и вокруг холма Драмкрой к отдаленной деревне Тринафур и пересечению реки Эррохти-Уотер . Последний участок шел на север отсюда, чтобы присоединиться к маршруту Данкельд-Инвернесс в Далнакардохе. [10]

Далвинни и Рутвен отправляются в Форт Огастус.

[ редактировать ]
Старая военная дорога между фортом Огастус и Лагганом пересекает перевал Корриейрак.
Зигзаги на перевале Корриэрк

Эта дорога, самый знаменитый участок которой проходит через перевал Корриейрак, была построена в 1731 году Уэйдом. [11] Начальная часть маршрута, идущая на север от Далвинни, состоит из множества прямых участков; многочисленные крутые повороты способствуют репутации следующей за ней современной дороги A889 как одной из самых опасных в Шотландии. Соединительный маршрут из Рутвена пролегал на запад от казарм через верхнюю часть Стратспея, сначала к югу от реки, но затем пересекал ее у моста Гарва. Взяв восходящую линию из долины Спей и к востоку от ожога Олт-Яйрак, он вошел в чашу Корри-Яйрак и вышел из нее, сделав серию крутых зигзагов и преодолев обнаженную вершину перевала. который находится на высоте 750 метров над уровнем моря. Затем маршрут спускается на северо-запад, а затем на север, оставаясь высоко над глубоко врезанной Глен-Тарфф перед окончательным спуском в Грейт-Глен. [12] По иронии судьбы, эта дорога могла служить якобитским силам более эффективно, чем правительственным войскам, поскольку во время восстания 1745 года, после того как принц Чарльз Эдвард Стюарт поднял свое знамя в Гленфиннане, он использовал ее, чтобы довольно быстро перебраться в Перт и Лоулендс.

Дороги Колфилда

[ редактировать ]

Сам Уэйд вышел в отставку в 1747 году, но не раньше, чем его преемник, майор Уильям Колфилд, был назначен помощником ему на посту инспектора дорог в 1732 году. Как и Уэйд, Колфилд был ирландцем по происхождению. Он продолжал исполнять эту роль до своей смерти в 1767 году. Именно Колфилду приписывают строки: [13]

Видели ли вы эти дороги до того, как они были построены?
Вы бы подняли руки и благословили генерала Уэйда.

Тиндрам — Форт-Уильям

[ редактировать ]
Дьявольская лестница
Глен Орчи

Дорога была построена в 1752 году от Раннох-Мур через хребет до озера Лох-Левен и вызвала необходимость строительства впечатляющей серии зигзагов, известной как Лестница Дьявола . [11] до Участок от Крианлариха Форт -Уильяма был построен между 1749 и 1750 годами. [3]

Отдыхай и будь благодарен

[ редактировать ]
Глен Кроу из «Отдыхайте и будьте благодарны», показывая военную дорогу в долине.

Строительство дороги из Думбартона восстанием 1745 года , . командованием Колфилда в 1743 было начато под году прервано но затем было в Инверари завершено было только в 1749 году. На вершине перевала высотой 860 футов (260 м) у истока Глена Кроу была воздвигнута каменная скамья, призывающая путешественников отдохнуть и быть благодарными , отсюда и современное название. Последующее обслуживание осуществлял 93-й полк Сазерлендских горцев, пока в 1814 году маршрут не был передан гражданским властям. Уильям Вордсворт позже напишет об этой дороге: [14]

Складываясь и сгибаясь трудной походкой,
Кто, тот достиг наконец желанной высоты,
Этот краткий простой способ побочного вызова может быть незначительным,
А остальные не благодарны? [15]

По маршруту этой военной дороги в настоящее время следуют дороги A82 и A83 , частично на исходной линии, частично параллельно ей. [16] Там, где старая военная дорога проходит параллельно новой дороге, ее иногда используют в качестве объездного маршрута. [17] [18]

Тарбет в Крианларих

[ редактировать ]

Военная дорога между Тарбетом и Крианларихом была построена между 1752 и 1754 годами. [14] Его маршрут приближен к участку современной дороги А82 . За участком, который более широко отклоняется от современного маршрута в конце Крианлариха, теперь следует Вест-Хайленд-Уэй. [19]

Форт Огастус в Бернеру

[ редактировать ]
Мост в Ратаган лесу

Казармы в Бернере в Гленелге на материковом берегу напротив Ская были построены в начале 1720-х годов. [20] Колфилд спроектировал дорогу через Вест-Хайлендс от форта Огастус до казарм Бернера в 1755 году, но . комиссары Телфорда перестроили ее в 1820-х годах Первоначально он направился на запад через лес Инчнакардох, поднявшись на высоту более 1280 футов (390 м), а затем упал в Глен Мористон . Судя по всему, он пересек реку Мористон где-то недалеко от места слияния реки Доу с Мористон, а затем пошел по маршруту несколько севернее нынешней дороги A887 и дороги A87 к северу от озера Лох-Клуани . Дорога спускалась по Глен Шил к Ратагану, а затем поднималась через Белах Ратагейн (перевал Ратаган) в Глен Мор, а оттуда к казармам на его западном конце, обращенном к морю.

Блэргоури — Инвернесс

[ редактировать ]
Рядом с локтем дьявола

В связи со строительством нового форта Джордж в Ардерсье- Пойнт к востоку от Инвернесса Колфилду было поручено исследовать дальнейший, более восточный маршрут между Инвернессом и Пертом. Линия от Блэргоури до Бремара через Спиттал-оф-Гленши была обследована в 1748 году, а строительство началось в 1749 году. Продолжение на север через Коргарф , Грантаун-он-Спей и Инвернесс началось только в 1753 году. дороги, которые предстоит построить. [21]

От Бремара дорога была построена на восток вниз по долине Ди , пересекая реку у моста Инверко и продолжаясь к северному берегу до точки напротив замка Балморал . За этим участком следует часть современной дороги А93 . Затем он шел на северо-восток от окрестностей Крати по линии, по которой сейчас, за исключением самой южной части, проходит дорога B976 . Дорога пересекала реку Гаирн в Гайрншиле и продолжалась на север через высокий перевал к замку Коргарф в верхней части долины Дона . Замок возник в результате государственной покупки в 1746 году и последующего укрепления одного из охотничьих домиков графа Мара. Это было частью попытки уменьшить количество угонов скота в этом районе. [22]

Мост Далси через реку Финдхорн

высотой 2114 футов (644 м) Дорога шла на северо-запад через перевал Лехт по трассе, по которой в основном следовала современная дорога A939, ведущая к деревне Томинтул . От Томинтула дорога была построена на запад до Грантауна-он-Спей и включала соединение двух важных водотоков у мостов Эйвона и моста Брауна. [23]

За Грантауном-он-Спей дорога шла на север и запад, пересекая мощную реку Финдхорн у моста Далси и продолжая двигаться на северо-запад, пересекая реку Нэрн к западу от Кавдора . Лишь короткие участки этой дороги используются в качестве современных дорог. Последний участок проходил по прямой, за которой следовали современные дороги B9090 и B9006, ведущие к Ардерсье и Форт-Джордж. [24]

Дороги на северо-востоке Шотландии

[ редактировать ]
Мост Дай к северу от Кэрн-о-Маунт

Дороги в Абердиншире и Банфшире возникли задолго до появления военных, но примерно с 1752 года войска под командованием Колфилда участвовали в усовершенствовании, по крайней мере частично за военные расходы, примерно 250 миль (400 километров) дорог. Основной маршрут пролегал из Феттеркэрна через Кэрн-о'Маунт и через Алфорд , Кит и Хантли в Фочаберс . Военные улучшали и поддерживали эту дорогу примерно с 1761 по 1784 год, но в Потарче реку Ди всегда приходилось пересекать на пароме. Другие маршруты шли из Стонхейвена через Абердин и Кинторе в Фочаберс и Портсой ; также от Портсоя до Хантли ; от замка Коргарф до Абердина по реке Дон . Участки дороги вдоль реки Ди также поддерживались. [25]

Мост Сарка в Портпатрик

[ редактировать ]
Рядом с Анвотом

Колфилд также построил военную дорогу от моста Сарк, недалеко от Гретны, Дамфриса и Галлоуэя , на запад до Порт-Патрик на восточном побережье Северного канала в Галлоуэе. Дорога проходила через Дамфрис , Хау-оф-Урр , Касл-Дуглас , Мост Ди , Сторожку Флита , Критаун , Ньютон-Стюарт , Гленлюс и Странраер . [26] Он был построен в 1760-х годах для помощи в переброске войск в Ирландию с использованием участков существующей дороги. Большая часть его 105 миль (169 км) сейчас находится под современной дорогой A75, хотя другие участки теперь являются второстепенными дорогами или путями, а некоторые участки полностью потеряны. [27]

Последующая история

[ редактировать ]

Программа строительства горных дорог прекратилась со смертью Колфилда в 1767 году, и было построено около 1100 миль (1800 километров). Уэйд отвечал за 300 миль (500 км), Колфилд - за оставшиеся 800 миль (1300 км).

По мере того, как к концу 18 века угроза якобитов отступила, потребность в содержании дорог для военных целей уменьшилась. Некоторые участки были полностью заброшены и практически не использовались в коммерческих целях; путешественники, например, избегали более крутых участков, которые оказались непригодными для автобусов. [1] К 1790 году пригодными для использования оставались только 600 миль (1000 км). [28] В 1803 году комиссары горных дорог и мостов были созданы ; именно они взяли на себя ответственность за содержание и ремонт дорог после того, как военные уступили свою роль.

Военная дорога между Грантауном и Форт-Джорджем не входила в число тех, последующий ремонт которых выпал на долю комиссаров. Скорее, он был бессистемно исправлен различными землевладельцами и властями. Поскольку первоначальные мосты на этом маршруте были смыты зимними паводками, было построено множество новых. [29]

Гражданская дорожная сеть была улучшена в девятнадцатом веке Томасом Телфордом и другими, и в нее были включены многие участки дорог Уэйда и Колфилда, хотя многие другие участки оказались нерелевантными для нужд более широких слоев населения и вышли из употребления. Теперь можно проследить мили бывшей дороги, простирающейся по всей стране, либо полностью заброшенной, либо служащей тропами для поместий или тропами для прогулок и катания на горных велосипедах. В последние годы некоторые из них были объединены в части обоих маршрутов дальнего следования, таких как West Highland Way , или как часть растущей Национальной велосипедной сети . Ряд участков военных дорог охраняются как памятники архитектуры из-за их археологической ценности, в том числе на перевале Корриейрак, [30] и часть дороги от Форта Огастуса до Бернеры. [31] [32]

Дорога из Данкелда в Инвернесс дала свое название роману Нила Манро « Новая дорога» .

  1. ^ Jump up to: а б с «Создание военных дорог» . Военная дорога XVIII века в Шотландском нагорье и три моста . История Шотландии онлайн.
  2. ^ Миллер, Джеймс (2017). «Работа Уэйда». Самая прекрасная дорога в мире . Берлин. стр. 45–59. ISBN  978 1 78027 430 0 .
    и Симпсон, Дэвид. «Карта ОС Великобритании с наложением военных дорог Шотландии XVIII века» . Дороги Роя. Сеть дорог из военной службы Шотландии, 1747 год . Проверено 26 декабря 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б Анг и Поллард (1984)
  4. ^ Анг и Поллард (1984), стр.24
  5. ^ Jump up to: а б Анг и Поллард (1984), стр.31
  6. ^ Анг и Поллард (1984), стр. 100–1.
  7. ^ Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Лист карты Explorer 416 Инвернесс, Лох-Несс и Каллоден.
  8. ^ Jump up to: а б «Дороги генерала Уэйда» . Шотландские города . Архивировано из оригинала 31 января 2000 года.
  9. ^ Карта боеприпасов масштаба 1:25 000, листы карт Explorer 379, 386, 394, 402, 403, 416, 417.
  10. Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 368 Crieff, Comrie & Glen Artney , 379 Dunkeld, Aberfeldy & Glen Almond , 386 Pitlochry & Loch Tummel.
  11. ^ Jump up to: а б «Броды военных дорог» . САБР Вики . Общество всех британских и ирландских любителей дорожного движения.
  12. ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 401 Loch Laggan & Craig Meaghy и 402 Strathspey.
  13. ^ Анг и Поллард (1984), стр.28
  14. ^ Jump up to: а б Осборн, Брайан Д. (2005). «История отдыха и будьте благодарны» . Наследие Аррочара, Тарбета и Ардлуя .
  15. ^ Вордсворт, Уильям (1836). Поэтические произведения Уильяма Вордсворта . Пек и Ньютон. п. 277.
  16. ^ Обследование боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer с номерами 347 Loch Lomond South , 360 Loch Awe & Inveraray и 364 Loch Lomond North.
  17. Оползни и разрушения из-за проливных дождей в Шотландии , BBC News
  18. Продолжается уборка пострадавшего от оползня места «Отдыхай и будь благодарен» на A83 , BBC News
  19. ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000. Лист карты Explorer 364 Loch Lomond North.
  20. ^ «Казармы Бернера, Гленелг» . КЭНМОР . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии .
  21. ^ Анг и Поллард (1984), стр.144 и далее.
  22. ^ Анг и Поллард (1984), стр.149 и далее.
  23. ^ Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 404 Бремар, Томинтул и Глен Эйвон , 405 Абойн, Алфорд и Стратдон.
  24. ^ Обзор боеприпасов 1:50,000 Лист карты Landranger 27 Нэрн
  25. ^ Тейлор, Уильям (1996). Военные дороги Шотландии . Дандурн. стр. 88–93. ISBN  978-1-899863-08-2 .
  26. ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000, листы карт Explorer 309–313 и 319–321.
  27. ^ «Военная дорога» . Пути наследия . Скотвейс.
  28. ^ Анг и Поллард (1984), стр. 36–7,147.
  29. ^ Анг и Поллард (1984), стр. 148–9.
  30. ^ Историческая среда Шотландии . «Перевал Корриейрак, военная дорога, от Коннаки-Бёрн до Кулачи (SM6143)» . Проверено 29 марта 2019 г.
  31. ^ Историческая среда Шотландии. «Военная дорога Форт Август-Бернера, 570 м к юго-востоку от Ахлайна (SM11483)» . Проверено 29 марта 2019 г.
  32. ^ Историческая среда Шотландии. «Военная дорога Форт-Огастус-Бернера, 1890 м к западу от коттеджа Чеаннакрок (SM11484)» . Проверено 29 марта 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Анг, Т.; Поллард, М. (1984). Прогулка по Шотландскому нагорью: военные дороги генерала Уэйда . Лондон: Андре Дойч Лтд.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58487a57060616bc8f37ea0518d70d3e__1662654720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/3e/58487a57060616bc8f37ea0518d70d3e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Military roads of Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)