Военные дороги Шотландии
Сеть военных дорог , иногда называемая « Военными дорогами генерала Уэйда» , была построена в Шотландском Хайленде в середине XVIII века как часть попытки британского правительства навести порядок в той части страны, которая восстала в результате восстания. Якобитское восстание 1715 года.
Дороги были построены, чтобы соединить Центральную низменность с рядом укрепленных казарм, стратегически расположенных на территории Хайленда. Их цель, как и сеть дорог, построенная римлянами более 1500 лет назад, заключалась в подавлении и установлении контроля над местным населением. [1] Инженерные дороги римского периода не простирались до Хайленда, где эти более поздние дороги были построены.
Первые четыре из этих дорог были построены в 1720-х и 1730-х годах под руководством генерала Джорджа Уэйда ( англо-ирландца ) и обычно называются «Военными дорогами генерала Уэйда» или просто «Дорогами Уэйда».
Впоследствии сеть была значительно расширена под руководством майора Уильяма Колфилда , хотя его имя сейчас в значительной степени забыто, и каждая из дорог, которые он проложил, упоминается, Артиллерийской службы например, на картах , просто как «Старая военная дорога». Еще одна дорога была построена Колфилдом на юго-западе Шотландии в 1760-х годах.
Дороги Уэйда
[ редактировать ]

Генерал Уэйд был отправлен в Шотландию в июле 1724 года. Еще в декабре он сообщал, что «более половины из 22 000 способных носить оружие людей в Хайленде и на островах были готовы создать новые неприятности и поднять оружие в пользу Самозванца » . В своем отчете Уэйд отметил, что правительственные войска выиграют от улучшения дорог и переправ через реки для подавления повстанцев. [3]
Георг I назначил Уэйда главнокомандующим Северной Британии. Первая из четырех дорог, строительство которых будет курировать Уэйд, уже строилась к следующему году;
- от Инвернесса до Форт-Уильяма (вдоль южного берега озера Лох-Несс)
- из Данкелда в Инвернесс через перевал Драмочтер
- от Криффа до существующей дороги в Далнакардохе через мост Аберфелди и Таммел
- от Далвинни до форта Огастус через перевал Корриейрак (и ответвление до Рутвена через Крубенбег)
Дороги были построены военными по средней цене 90 фунтов стерлингов за милю (60 фунтов стерлингов за км). [4] Их стандартная ширина составляла 16 футов (5 м), но при необходимости уменьшалась до 10 футов (3 м). Строительство велось с апреля/мая по октябрь каждого года, поскольку зимние месяцы были слишком суровыми для таких работ. Летом работа также может быть тяжелой из-за неустойчивой погоды и присутствия вездесущих мошек . [5] Строительные группы состояли из ста человек под присмотром двух капралов, двух сержантов, двух младших офицеров и капитана. Обычно их сопровождал барабанщик. Уэйд нанимал мастеров, обладающих навыками каменной кладки и столярных работ, например, чтобы гарантировать, что основные конструкции, такие как мосты, были построены в соответствии со стандартами. Лагеря были разбиты с интервалом в 10 миль (16 километров), а появившиеся гостиницы стали известны как Королевские дома. [1] Некоторые из них продолжают обслуживать путешественников и сегодня. Знаменитый Королевский дом на Раннох-Мур расположен рядом с маршрутом, проложенным преемником Уэйда Уильямом Колфилдом.
Форт-Уильям — Инвернесс
[ редактировать ]
Три форта были построены британским правительством вдоль Грейт- Глена в начале 18 века. На его юго-западном конце находился форт Уильям у истока озера Лох-Линнхе , где сейчас стоит город с таким названием. Второй форт был построен в 1715 году на южной оконечности озера Лох-Несс в Килкумейне. Он был назван Форт-Огастус в честь принца Уильяма Августа, герцога Камберлендского . На его северо-восточном конце в Инвернессе был построен первоначальный форт Джордж - только после разрушения этого форта во время восстания 1746 года его замена была построена в Ардерсье- Пойнт на Морей-Ферт .
Маршрут, протянувшийся на всю ширину Хайленда от моря до моря, был построен Уэйдом в 1726 и 1727 годах, чтобы соединить три форта. До завершения строительства северного участка, в качестве временной меры, на Лох-Нессе действовала галера. Она была отозвана, как только дорога была проложена, хотя позже она использовалась при строительстве Каледонского канала . [6]
Южный участок проходит по маршруту на восток от форта Огастус вдоль линии, по которой проходит современная дорога B862 , пересекая Оллт-Доу, проходя мимо Лох-Тарффа, въезжая в Стратеррик и проходя вдоль западного берега Лох-Мхора . Маршрут Уэйда к северо-востоку от озера Лох-Дантельчайг сегодня проходит по второстепенным дорогам. [7]
Новая трасса его северной части была построена ближе к берегу озера Лох-Несс в 1732 году. По этому маршруту следует современная дорога B852 между Инвернессом и Фойерсом и соединяется с более ранней линией возле Уайтбриджа.
Данкельд — Инвернесс
[ редактировать ]Построен между 1728 и 1730 годами Уэйдом. В отчете Уэйда от июля 1728 года упоминается около 300 человек, работавших над маршрутом, длина которого к тому времени была пройдена 15 миль (24 км). [8]


Маршрут, по которому шла второстепенная дорога (ранее A9 , прежде чем главная дорога была отклонена дальше на запад), шел на запад от Данкелда к Королевскому перевалу, а затем повернул на север, вверх по восточной стороне Страттея . Он продолжал двигаться на север через Баллинлуиг до Питлохри, прежде чем протиснуться через перевал Килликранки в Глен Гарри . Он пересек реку Тилт по Старому мосту Тилт к северу от атолла Блэр . Части маршрута все еще нетронуты: мимо Далнакардоха к перевалу Драмочтер и Далвинни ; хотя другие части были уничтожены конструкцией современного A9. Из Глен-Труима маршрут пролегал к востоку от современной дороги через Глен-Фернисдейл, Телефонс и пересечение Милтон-Бёрн у Дрохайд-Тиг-на-Майл (ныне брод) по пути к казармам в Ратвене недалеко от Кингасси .

После пересечения реки Спей дорога пролегала вдоль западной стороны Стратспея через Кинкрейг , Алви и Авимор в Кинвичи . Здесь он направился на северо-запад, в сторону от современных дорог, чтобы пересечь реку Дулнэйн через высокую каменную арку моста Слагган - перехода, который сейчас используется Национальной велосипедной сетью. Уэйд пошел по дороге через перевал в Слохде, как и современная дорога, и пересек реку Финдхорн в Райгбеге . Он решил пересечь реку Нэрн по мосту Фэйли, а затем проехать последние несколько миль через Драммосси Мьюир до казарм в Форт-Джордж в Инвернессе. [9]
Крифф в Дальнаркардох
[ редактировать ]
Эта дорога была построена в 1730 году Уэйдом. Мост через реку Тей в Аберфелди , спроектированный Уильямом Адамом , оказался самым дорогим сооружением во всей сети, стоимость которого превысила 4000 фунтов стерлингов на момент его завершения в 1734 году, через несколько лет после завершения строительства оставшейся части дороги. [5] [8]
Маршрут покидает Крифф, направляясь на северо-восток через гольф-клуб Crieff, и поворачивает на север в Гилмертоне, направляясь к Сма'-Глену . Его линия проходит по дороге A822 ; их маршруты совпадают лишь в небольшой части. Он пересекает реку Миндаль у моста Ньютон и бежит на север к Амулри , где пересекает реку Браан . Первоначально маршрут проходит более западно, чем современная дорога A826 через Глен-Кочилл, а затем неоднократно выключается и покидает современный маршрут, а затем спускается к пересечению реки Тэй в Аберфелди.
От Аберфелди маршрут повернул на запад вдоль Страт-Тея, а затем на северо-запад возле реки Лион , а затем свернул на север возле Келтни Берн и Глен Гуланди, направляясь к пересечению реки Таммел у моста Таммел - маршрут, приближенный к современной дороге B846. Дорога шла на северо-запад от моста и вокруг холма Драмкрой к отдаленной деревне Тринафур и пересечению реки Эррохти-Уотер . Последний участок шел на север отсюда, чтобы присоединиться к маршруту Данкельд-Инвернесс в Далнакардохе. [10]
Далвинни и Рутвен отправляются в Форт Огастус.
[ редактировать ]

Эта дорога, самый знаменитый участок которой проходит через перевал Корриейрак, была построена в 1731 году Уэйдом. [11] Начальная часть маршрута, идущая на север от Далвинни, состоит из множества прямых участков; многочисленные крутые повороты способствуют репутации следующей за ней современной дороги A889 как одной из самых опасных в Шотландии. Соединительный маршрут из Рутвена пролегал на запад от казарм через верхнюю часть Стратспея, сначала к югу от реки, но затем пересекал ее у моста Гарва. Взяв восходящую линию из долины Спей и к востоку от ожога Олт-Яйрак, он вошел в чашу Корри-Яйрак и вышел из нее, сделав серию крутых зигзагов и преодолев обнаженную вершину перевала. который находится на высоте 750 метров над уровнем моря. Затем маршрут спускается на северо-запад, а затем на север, оставаясь высоко над глубоко врезанной Глен-Тарфф перед окончательным спуском в Грейт-Глен. [12] По иронии судьбы, эта дорога могла служить якобитским силам более эффективно, чем правительственным войскам, поскольку во время восстания 1745 года, после того как принц Чарльз Эдвард Стюарт поднял свое знамя в Гленфиннане, он использовал ее, чтобы довольно быстро перебраться в Перт и Лоулендс.
Дороги Колфилда
[ редактировать ]Сам Уэйд вышел в отставку в 1747 году, но не раньше, чем его преемник, майор Уильям Колфилд, был назначен помощником ему на посту инспектора дорог в 1732 году. Как и Уэйд, Колфилд был ирландцем по происхождению. Он продолжал исполнять эту роль до своей смерти в 1767 году. Именно Колфилду приписывают строки: [13]
Видели ли вы эти дороги до того, как они были построены?
Вы бы подняли руки и благословили генерала Уэйда.
Тиндрам — Форт-Уильям
[ редактировать ]

Дорога была построена в 1752 году от Раннох-Мур через хребет до озера Лох-Левен и вызвала необходимость строительства впечатляющей серии зигзагов, известной как Лестница Дьявола . [11] до Участок от Крианлариха Форт -Уильяма был построен между 1749 и 1750 годами. [3]
Отдыхай и будь благодарен
[ редактировать ]
Строительство дороги из Думбартона восстанием 1745 года , . командованием Колфилда в 1743 было начато под году прервано но затем было в Инверари завершено было только в 1749 году. На вершине перевала высотой 860 футов (260 м) у истока Глена Кроу была воздвигнута каменная скамья, призывающая путешественников отдохнуть и быть благодарными , отсюда и современное название. Последующее обслуживание осуществлял 93-й полк Сазерлендских горцев, пока в 1814 году маршрут не был передан гражданским властям. Уильям Вордсворт позже напишет об этой дороге: [14]
Складываясь и сгибаясь трудной походкой,
Кто, тот достиг наконец желанной высоты,
Этот краткий простой способ побочного вызова может быть незначительным,
А остальные не благодарны? [15]
По маршруту этой военной дороги в настоящее время следуют дороги A82 и A83 , частично на исходной линии, частично параллельно ей. [16] Там, где старая военная дорога проходит параллельно новой дороге, ее иногда используют в качестве объездного маршрута. [17] [18]
Тарбет в Крианларих
[ редактировать ]Военная дорога между Тарбетом и Крианларихом была построена между 1752 и 1754 годами. [14] Его маршрут приближен к участку современной дороги А82 . За участком, который более широко отклоняется от современного маршрута в конце Крианлариха, теперь следует Вест-Хайленд-Уэй. [19]
Форт Огастус в Бернеру
[ редактировать ]
Казармы в Бернере в Гленелге на материковом берегу напротив Ская были построены в начале 1720-х годов. [20] Колфилд спроектировал дорогу через Вест-Хайлендс от форта Огастус до казарм Бернера в 1755 году, но . комиссары Телфорда перестроили ее в 1820-х годах Первоначально он направился на запад через лес Инчнакардох, поднявшись на высоту более 1280 футов (390 м), а затем упал в Глен Мористон . Судя по всему, он пересек реку Мористон где-то недалеко от места слияния реки Доу с Мористон, а затем пошел по маршруту несколько севернее нынешней дороги A887 и дороги A87 к северу от озера Лох-Клуани . Дорога спускалась по Глен Шил к Ратагану, а затем поднималась через Белах Ратагейн (перевал Ратаган) в Глен Мор, а оттуда к казармам на его западном конце, обращенном к морю.
Блэргоури — Инвернесс
[ редактировать ]
В связи со строительством нового форта Джордж в Ардерсье- Пойнт к востоку от Инвернесса Колфилду было поручено исследовать дальнейший, более восточный маршрут между Инвернессом и Пертом. Линия от Блэргоури до Бремара через Спиттал-оф-Гленши была обследована в 1748 году, а строительство началось в 1749 году. Продолжение на север через Коргарф , Грантаун-он-Спей и Инвернесс началось только в 1753 году. дороги, которые предстоит построить. [21]
От Бремара дорога была построена на восток вниз по долине Ди , пересекая реку у моста Инверко и продолжаясь к северному берегу до точки напротив замка Балморал . За этим участком следует часть современной дороги А93 . Затем он шел на северо-восток от окрестностей Крати по линии, по которой сейчас, за исключением самой южной части, проходит дорога B976 . Дорога пересекала реку Гаирн в Гайрншиле и продолжалась на север через высокий перевал к замку Коргарф в верхней части долины Дона . Замок возник в результате государственной покупки в 1746 году и последующего укрепления одного из охотничьих домиков графа Мара. Это было частью попытки уменьшить количество угонов скота в этом районе. [22]

высотой 2114 футов (644 м) Дорога шла на северо-запад через перевал Лехт по трассе, по которой в основном следовала современная дорога A939, ведущая к деревне Томинтул . От Томинтула дорога была построена на запад до Грантауна-он-Спей и включала соединение двух важных водотоков у мостов Эйвона и моста Брауна. [23]
За Грантауном-он-Спей дорога шла на север и запад, пересекая мощную реку Финдхорн у моста Далси и продолжая двигаться на северо-запад, пересекая реку Нэрн к западу от Кавдора . Лишь короткие участки этой дороги используются в качестве современных дорог. Последний участок проходил по прямой, за которой следовали современные дороги B9090 и B9006, ведущие к Ардерсье и Форт-Джордж. [24]
Дороги на северо-востоке Шотландии
[ редактировать ]
Дороги в Абердиншире и Банфшире возникли задолго до появления военных, но примерно с 1752 года войска под командованием Колфилда участвовали в усовершенствовании, по крайней мере частично за военные расходы, примерно 250 миль (400 километров) дорог. Основной маршрут пролегал из Феттеркэрна через Кэрн-о'Маунт и через Алфорд , Кит и Хантли в Фочаберс . Военные улучшали и поддерживали эту дорогу примерно с 1761 по 1784 год, но в Потарче реку Ди всегда приходилось пересекать на пароме. Другие маршруты шли из Стонхейвена через Абердин и Кинторе в Фочаберс и Портсой ; также от Портсоя до Хантли ; от замка Коргарф до Абердина по реке Дон . Участки дороги вдоль реки Ди также поддерживались. [25]
Мост Сарка в Портпатрик
[ редактировать ]
Колфилд также построил военную дорогу от моста Сарк, недалеко от Гретны, Дамфриса и Галлоуэя , на запад до Порт-Патрик на восточном побережье Северного канала в Галлоуэе. Дорога проходила через Дамфрис , Хау-оф-Урр , Касл-Дуглас , Мост Ди , Сторожку Флита , Критаун , Ньютон-Стюарт , Гленлюс и Странраер . [26] Он был построен в 1760-х годах для помощи в переброске войск в Ирландию с использованием участков существующей дороги. Большая часть его 105 миль (169 км) сейчас находится под современной дорогой A75, хотя другие участки теперь являются второстепенными дорогами или путями, а некоторые участки полностью потеряны. [27]
Последующая история
[ редактировать ]Программа строительства горных дорог прекратилась со смертью Колфилда в 1767 году, и было построено около 1100 миль (1800 километров). Уэйд отвечал за 300 миль (500 км), Колфилд - за оставшиеся 800 миль (1300 км).
По мере того, как к концу 18 века угроза якобитов отступила, потребность в содержании дорог для военных целей уменьшилась. Некоторые участки были полностью заброшены и практически не использовались в коммерческих целях; путешественники, например, избегали более крутых участков, которые оказались непригодными для автобусов. [1] К 1790 году пригодными для использования оставались только 600 миль (1000 км). [28] В 1803 году комиссары горных дорог и мостов были созданы ; именно они взяли на себя ответственность за содержание и ремонт дорог после того, как военные уступили свою роль.
Военная дорога между Грантауном и Форт-Джорджем не входила в число тех, последующий ремонт которых выпал на долю комиссаров. Скорее, он был бессистемно исправлен различными землевладельцами и властями. Поскольку первоначальные мосты на этом маршруте были смыты зимними паводками, было построено множество новых. [29]
Гражданская дорожная сеть была улучшена в девятнадцатом веке Томасом Телфордом и другими, и в нее были включены многие участки дорог Уэйда и Колфилда, хотя многие другие участки оказались нерелевантными для нужд более широких слоев населения и вышли из употребления. Теперь можно проследить мили бывшей дороги, простирающейся по всей стране, либо полностью заброшенной, либо служащей тропами для поместий или тропами для прогулок и катания на горных велосипедах. В последние годы некоторые из них были объединены в части обоих маршрутов дальнего следования, таких как West Highland Way , или как часть растущей Национальной велосипедной сети . Ряд участков военных дорог охраняются как памятники архитектуры из-за их археологической ценности, в том числе на перевале Корриейрак, [30] и часть дороги от Форта Огастуса до Бернеры. [31] [32]
Дорога из Данкелда в Инвернесс дала свое название роману Нила Манро « Новая дорога» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Создание военных дорог» . Военная дорога XVIII века в Шотландском нагорье и три моста . История Шотландии онлайн.
- ^ Миллер, Джеймс (2017). «Работа Уэйда». Самая прекрасная дорога в мире . Берлин. стр. 45–59. ISBN 978 1 78027 430 0 .
и Симпсон, Дэвид. «Карта ОС Великобритании с наложением военных дорог Шотландии XVIII века» . Дороги Роя. Сеть дорог из военной службы Шотландии, 1747 год . Проверено 26 декабря 2019 г. - ^ Jump up to: а б Анг и Поллард (1984)
- ^ Анг и Поллард (1984), стр.24
- ^ Jump up to: а б Анг и Поллард (1984), стр.31
- ^ Анг и Поллард (1984), стр. 100–1.
- ^ Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Лист карты Explorer 416 Инвернесс, Лох-Несс и Каллоден.
- ^ Jump up to: а б «Дороги генерала Уэйда» . Шотландские города . Архивировано из оригинала 31 января 2000 года.
- ^ Карта боеприпасов масштаба 1:25 000, листы карт Explorer 379, 386, 394, 402, 403, 416, 417.
- ↑ Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 368 Crieff, Comrie & Glen Artney , 379 Dunkeld, Aberfeldy & Glen Almond , 386 Pitlochry & Loch Tummel.
- ^ Jump up to: а б «Броды военных дорог» . САБР Вики . Общество всех британских и ирландских любителей дорожного движения.
- ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 401 Loch Laggan & Craig Meaghy и 402 Strathspey.
- ^ Анг и Поллард (1984), стр.28
- ^ Jump up to: а б Осборн, Брайан Д. (2005). «История отдыха и будьте благодарны» . Наследие Аррочара, Тарбета и Ардлуя .
- ^ Вордсворт, Уильям (1836). Поэтические произведения Уильяма Вордсворта . Пек и Ньютон. п. 277.
- ^ Обследование боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer с номерами 347 Loch Lomond South , 360 Loch Awe & Inveraray и 364 Loch Lomond North.
- ↑ Оползни и разрушения из-за проливных дождей в Шотландии , BBC News
- ↑ Продолжается уборка пострадавшего от оползня места «Отдыхай и будь благодарен» на A83 , BBC News
- ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000. Лист карты Explorer 364 Loch Lomond North.
- ^ «Казармы Бернера, Гленелг» . КЭНМОР . Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии .
- ^ Анг и Поллард (1984), стр.144 и далее.
- ^ Анг и Поллард (1984), стр.149 и далее.
- ^ Обзор боеприпасов в масштабе 1:25 000. Листы карт Explorer 404 Бремар, Томинтул и Глен Эйвон , 405 Абойн, Алфорд и Стратдон.
- ^ Обзор боеприпасов 1:50,000 Лист карты Landranger 27 Нэрн
- ^ Тейлор, Уильям (1996). Военные дороги Шотландии . Дандурн. стр. 88–93. ISBN 978-1-899863-08-2 .
- ^ Карта боеприпасов в масштабе 1:25 000, листы карт Explorer 309–313 и 319–321.
- ^ «Военная дорога» . Пути наследия . Скотвейс.
- ^ Анг и Поллард (1984), стр. 36–7,147.
- ^ Анг и Поллард (1984), стр. 148–9.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Перевал Корриейрак, военная дорога, от Коннаки-Бёрн до Кулачи (SM6143)» . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Историческая среда Шотландии. «Военная дорога Форт Август-Бернера, 570 м к юго-востоку от Ахлайна (SM11483)» . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Историческая среда Шотландии. «Военная дорога Форт-Огастус-Бернера, 1890 м к западу от коттеджа Чеаннакрок (SM11484)» . Проверено 29 марта 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анг, Т.; Поллард, М. (1984). Прогулка по Шотландскому нагорью: военные дороги генерала Уэйда . Лондон: Андре Дойч Лтд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пакет Pathfinder Pack о военных дорогах и фортах генерала Уэйда , ресурсы для обучения в Шотландии
- Транспортная инфраструктура построена в 1760-х годах.
- История британской армии XVIII века
- Военная история Шотландии
- Высокогорье и острова Шотландии
- Дороги в Шотландии
- Запланированные памятники в Шотландии
- Исторические тропы и дороги Соединенного Королевства
- Военные дороги
- 18 век в Шотландии.
- Якобитское восстание 1745 г.
- Военная логистика Соединенного Королевства