Неоякобитское возрождение
Нео -якобитское возрождение — политическое движение, действовавшее течение 25 лет до Первой мировой войны в Великобритании в . Движение было монархическим и имело конкретную цель заменить британскую парламентскую демократию восстановленным монархом из свергнутого Дома Стюартов .
Царствование дома Стюартов
[ редактировать ]Дом Стюартов был европейским королевским домом , возникшим в Шотландии. Девять монархов Стюартов правили одной Шотландией с 1371 по 1603 год. Последний из них, король Шотландии Яков VI, стал королем Англии и Ирландии Яковом I после смерти Елизаветы I в Союзе Корон . Стюарты правили Соединенным Королевством до 1714 года, когда умерла королева Анна . Парламент принял Акт об урегулировании в 1701 году и Акт о безопасности в 1704 году, которые передали корону , Ганноверской палате положив конец линии монархов Стюартов.
Иаков заявлял о Божественном праве царей – это означало, что он верил, что его власть править была вдохновлена Богом. Он считал, что его решения не подвергались «вмешательству» ни со стороны парламента, ни со стороны церкви, и эта политическая точка зрения оставалась весьма последовательной среди его преемников Стюартов. [1] Когда парламент принял акты, положившие конец правлению Дома Стюартов, они фактически заявили, что власть монарха исходит от парламента, а не от Бога. [ нужна ссылка ]
Якобитизм
[ редактировать ]Основная вера якобитов заключалась в божественном праве королей и восстановлении дома Стюартов на троне. Однако якобитизм представлял собой сложную смесь идей; в Ирландии это было связано с терпимостью к католицизму и отменой земельных поселений 17 века. После 1707 года многие шотландские якобиты хотели отменить Акты об унии , создавшие Великобританию, но выступали против идеи божественного права.
Идеология
[ редактировать ]Хотя якобитская идеология была разнообразной, в целом она придерживалась четырех основных принципов:
- Божественное право королей и «подотчетность королей только Богу». [2]
- Неотчуждаемое наследственное право наследования. [2]
- «Недвусмысленное библейское предписание непротивления и пассивного послушания», [2]
- Яков II был незаконно лишен трона. [2] поэтому дом Стюартов должен быть восстановлен на троне.
Большинство ирландцев поддержали Якова II из-за его Декларации 1687 года о свободе совести , которая предоставила религиозную свободу всем конфессиям в Англии и Шотландии, а также из-за обещания Якова II ирландскому парламенту о возможном праве на самоопределение. . [3] [4]
Религия
[ редактировать ]Якобитизм был тесно связан с католицизмом , особенно в Ирландии, где католики составляли около 75% населения. В Британии к 1689 году католики составляли небольшое меньшинство, и основная часть поддержки якобитов исходила от англиканцев Высшей церкви . [5] По оценкам, в Шотландии (за исключением Хайленда и островов) около 2% населения были католиками, не считая епископального меньшинства.
Якобитские восстания: 1680–1750 гг.
[ редактировать ]Различные группы якобитов пытались свергнуть парламент в 17 и 18 веках. Значительные восстания включали Вильгельмскую войну 1689–1691 годов в Ирландии , ряд восстаний якобитов в Шотландии и Англии между 1689 и 1746 годами, а также ряд неудачных мелких заговоров. Крах восстания 1745 года в Шотландии положил конец якобитизму как серьезному политическому движению.
Однако запланированное французское вторжение в Британию (1759 г.) должно было разрушить британскую власть за рубежом и восстановить якобитских претендентов. Он привлек большую часть французских военных ресурсов, но так и не был запущен, поскольку Королевский флот сохранял контроль над устьем Ла-Манша. В результате французским войскам в Канаде и Индии не хватило ресурсов и кораблей, и они были потеряны. Без потребности якобитов в поддержке Франция, возможно, могла бы расширить свою империю на Индию и Северную Америку в 1750-х годах. Вместо этого в 1759 году у британцев был « Год побед ».
Подпольный якобитизм: 1750–1880 гг.
[ редактировать ]В годы сразу после 1745 г. якобитизм подвергался жесткому подавлению. Сторонники якобитов ушли в подполье, сформировав тайные клубы и общества для обсуждения своих идей наедине, особенно в некоторых районах Соединенного Королевства. Клуб Джона Шоу в Манчестере был основан в 1735 году, и в него входили несколько видных членов, симпатизировавших якобитам, в том числе его основатель Джон Шоу, Джон Байром (который, возможно, был «двойным агентом», сообщавшим о деятельности якобитов) и Томас Гаскелл. [6]
Северный Уэльс был особенно известен своими симпатиями к якобитам. В 18 веке группа под названием «Велоклуб» встретилась, чтобы обсудить идеи якобитов - полное название клуба, редко используемое публично, было «Цикл Белой розы». Клуб был основан в 1710 году и был тесно связан с семьей Уильямс-Винн , хотя его членами были многие известные семьи в районе Рексхэма. [6] Шарлотта Уильямс-Винн была членом клуба, а леди Уоткин Винн (жена Роберта Уоткин Винн ) была их покровительницей с 1780 года. [7] Велосипедный клуб существовал в различных формах примерно до 1860 года. [8]
Неоякобитское возрождение: 1886–1920 гг.
[ редактировать ]Появление неоякобитов
[ редактировать ]В 1886 году Бертрам Эшбернхем распространил листовку, ища сторонников якобитов, и среди тех, кто ответил, был Мелвилл Генри Массю . Вместе они основали Орден Белой Розы , якобитскую группу, которая была духовным преемником Велосипедного клуба. [7] Орден был официально основан 10 июня 1886 года. [9]
Орден привлек в свои ряды ирландских и шотландских националистов. Хотя эти различные интересы объединились под лозунгом восстановления дома Стюартов, у них также была общая направленность против научных и светских демократических норм того времени. Некоторые даже планировали (но не осуществили) военное свержение Ганноверской монархии с целью посадить принцессу Марию Терезию . на британский трон [10] См. преемственность якобитов .
Параллельно англо-католическое Оксфордское движение возродило симпатии к Карлу I и почитало его как мученика. Это, безусловно, сыграло свою роль в повествовании о якобитах, и эту нить почти якобитской мысли поддерживали такие люди, как Харрелл Фруд и Джеймс Йоуэлл, который был известен как «последний якобит в Англии». [11]
Выставка Стюартов
[ редактировать ]В 1889 году в Новой галерее в Лондоне прошла крупная выставка работ, связанных с Домом Стюартов. Королева Виктория предоставила на выставку ряд предметов, как и жена ее сына принца Леопольда, герцога Олбани ; Вещи пожертвовали семьи якобитов из Англии и Шотландии. [7] Выставка имела огромную популярность и вызвала новый широкий интерес к монархам Стюартам. [12] [13] Сама выставка продемонстрировала некоторые отличительные якобитские тенденции, как отмечает Гатри в своей книге:
Ясно, что целью всей выставки в Новой галерее... была реставрация Стюартов и доведение до сведения британской публики факта якобитов и современного преемственности притязаний Стюартов. [7]
Однако тот факт, что королева Виктория активно участвовала в выставке, ясно указывает на то, что она не считала неоякобитов серьезной угрозой ее трону.
Легитимистская якобитская лига и другие организации
[ редактировать ]Новая популярность вызвала новый пыл к делу якобитов. Вопреки этому, а также в связи с приближающимся трехсотлетием со дня рождения Оливера Кромвеля в 1899 году, Кромвель также стал популярной фигурой. [14] Сразу после выставки начали формироваться новые якобитские группы. В 1890 году Герберт Вивиан и Руарид Эрскин основали еженедельную газету «Вихрь» , которая поддерживала политические взгляды якобитов. [15]
Орден Белой Розы раскололся в 1891 году, когда Вивиан, Эрскин и Мелвилл Генри Массью сформировали Легитимистскую якобитскую лигу Великобритании и Ирландии . Вивиан и Массю были ведущими членами неоякобитского возрождения, в то время как Эрскин вскоре сосредоточил свои политические усилия на связанной с этим причине шотландского национализма . Лига была «публицистом якобитизма в масштабах, невиданных с восемнадцатого века». [11]
Неоякобиты на политической арене
[ редактировать ]Продолжающийся Орден Белой Розы сосредоточился на романтическом идеале якобитского прошлого, выраженном через искусство. Арт-дилер Чарльз Огастес Хауэлл и журналист Себастьян Эванс были членами Ордена. [11] в то время как поэты У. Б. Йейтс [16] и Эндрю Лэнг [11] были привлечены к делу.
Легитимистская якобитская лига была явно более воинственной политической организацией. [16] Они организовали серию протестов и мероприятий, часто посвященных статуям героев-якобитов. В январе 1893 года Лига попыталась возложить венок к статуе Карла I на Чаринг-Кросс , но была сорвана «значительным отрядом полиции», посланным по личному приказу Гладстона . [17]
Они также нашли сторонников в парламенте. В 1891 году ирландский националист сэр Джон Поуп Хеннесси , член парламента от Северного Килкенни , попытался расширить действие закона Гладстона, чтобы снять ограничения для католиков и распространить их на королевскую семью. Это был результат, которого искренне желали неоякобиты как шаг к восстановлению Стюартов. [11]
Якобиты начали баллотироваться в качестве кандидатов в парламент. В 1891 году художник Гилберт Бэрд Фрейзер стоял: [11] как и Вивиан, будучи кандидатом в Восточном Брэдфорде от «Индивидуалистической партии» на чисто якобитской платформе, [18] и Уолтер Клиффорд Меллор (сын члена парламента Джона Джеймса Меллора ) как якобит в избирательном округе Северный Хантингдоншир . Все три кандидата проиграли. [11] В 1895 году Вивиан выступала в Северном Хантингдоншире как якобит и снова проиграла. В 1906 году он был кандидатом от либералов в Дептфорде и сильно проиграл, несмотря на поддержку своего друга Уинстона Черчилля . [19] Наконец, в 1907 году он рассматривал кандидатуру Стерлинга Бурга в качестве легитимиста ; на этот раз он снял свою кандидатуру до выборов. [20]
В Шотландии к этому делу присоединились ряд шотландских националистов. Теодор Нэпьер , шотландский секретарь Якобитской лиги. [21] написал полемику под названием «Королевский дом Стюартов: призыв к его восстановлению. Обращение к лояльным шотландцам» в 1898 году, который был опубликован Легитимистской якобитской лигой. Это была одна из многих публикаций, выпущенных Лигой. [11]
Конец возрождения
[ редактировать ]Возрождение в основном подошло к концу с началом Первой мировой войны : к этому времени наследницей якобитских притязаний была пожилая королева Баварии , а ее сын и наследник, наследный принц Рупрехт , командовал немецкими войсками против британцев. на Западном фронте. Различные неоякобитские общества теперь представлены Королевским обществом Стюартов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный): 55–58. дои : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, JCD (2000). Английское общество 1660–1832 (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Харрис, Тим (2006). Революция: Великий кризис британской монархии, 1685–1720 гг . Лондон: Аллен Лейн. п. 440. ИСБН 978-0-7139-9759-0 .
- ^ Магеннис, Эоин (1998). «Осажденный протестант»?: Уолтер Харрис и разоблачение художественной литературы в Ирландии середины 18 века». Ирландия восемнадцатого века . 13 :6–111. дои : 10.3828/eci.1998.8 . JSTOR 30064327 . S2CID 256129781 .
- ^ Филлипс, Кевин (1999), Войны кузенов , Нью-Йорк: Basic Books, стр. 52–3.
- ^ Jump up to: а б Франсильон, RE (1905). «Подпольный якобитизм». Ежемесячный обзор . Том. 21. С. 17–30.
- ^ Jump up to: а б с д Гатри, Нил (12 декабря 2013 г.). Материальная культура якобитов . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Стед, Уильям Томас (1905). «Продолжительная любовь Стюартов» . Обзор обзоров . Том. 32.
- ^ Питток, Мюррей Г.Х. (17 июля 2014 г.). Изобретение Шотландии: миф о Стюартах и шотландская идентичность с 1638 года по настоящее время . Рутледж.
- ^ Шухард, Марша Кейт (28 октября 2011 г.). Эмануэль Сведенборг, Секретный агент на Земле и на Небесах: якобиты, евреи и масоны в Швеции раннего Нового времени . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Питток, Мюррей (1 августа 2014 г.). Спектр декаданса: литература 1890-х годов . Рутледж. ISBN 9781317629528 .
- ^ «Выставка Стюартов». Газета Сент-Джеймс . 12 апреля 1888 г.
- ^ «Выставка Стюартов». Глазго Ивнинг Пост . 9 января 1889 года.
- ^ «Еще выставки». Глобус . 2 мая 1889 года.
- ^ «Вихрь» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- ^ Jump up to: а б Пильц, Анна; Стэндли, Уитни (2016). Ирландское женское письмо, 1878–1922: Продвижение дела свободы . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Наш библиотечный стол» . Атенеум . Дж. Лекция. 1895.
- ^ «Из вихря». Глобус . 4 апреля 1891 г.
- ^ «Мистер Герберт Вивиан». Ноттингемский журнал . 2 января 1906 г.
- ^ «Вакансия в Стерлинг-Бургсе». Данди Ивнинг Телеграф . 29 апреля 1908 г.
- ^ «От якобитизма к ШНП: Корона, Союз и шотландский вопрос» (PDF) . Университет Рединга. 21 ноября 2013 г.