Шотландская литература XIX века.
литература девятнадцатого века включает все написанные и опубликованные произведения шотландских писателей Шотландская того периода. Он включает литературу, написанную на английском , шотландском гэльском и шотландском языках в таких формах, как стихи, романы, драмы и рассказы.
Самый успешный литературный деятель той эпохи, Вальтер Скотт , начал свою литературную карьеру как поэт, а также собирал и публиковал шотландские баллады. Шотландская поэзия часто рассматривается как вступающая в период упадка в девятнадцатом веке: поэзию на шотландском языке критикуют за использование приходского диалекта, а английскую поэзию за отсутствие шотландства. Среди успешных поэтов были Уильям Том , леди Маргарет Маклин, Клефан Комптон Нортгемптон и Томас Кэмпбелл . Среди наиболее влиятельных поэтов конца девятнадцатого века были Джеймс Томсон и Джон Дэвидсон . Highland Clearance и массовая эмиграция ослабили гэльский язык и культуру и оказали глубокое влияние на природу гэльской поэзии. Особенно значительными были работы Уиллама Мак Дхуна Лейбхе, Сеонаида Фадрайга Ярсиадайра и Майри Мхора нан Орана.
В начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики, которая включала работы Элизабет Гамильтон , Мэри Брантон и Кристиана Джонстона . Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт, чей «Уэверли» часто называют первым историческим романом . Он имел большое влияние во всем мире. Его успех привел к издательскому буму в Шотландии. Среди основных фигур, получивших выгоду, были Джеймс Хогг , Джон Галт , Джон Гибсон Локхарт , Джон Уилсон и Сьюзен Ферриер . В середине девятнадцатого века среди основных литературных деятелей, внесших вклад в развитие романа, были Дэвид Макбет Мойр , Джон Стюарт Блэки , Уильям Эдмондстоун Эйтун и Маргарет Олифант . В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной репутации, в том числе Роберт Льюис Стивенсон и Артур Конан Дойл , чьи рассказы о Шерлоке Холмсе помогли основать традицию детективной фантастики . В последние два десятилетия века « школа каллиарда » (капустный участок) изображал Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривается как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, которые прокатились по Шотландии в ходе промышленной революции. Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена , С.Р. Крокетта. и Дж. М. Барри , известный прежде всего своим созданием Питера Пэна , который помог развитию жанра фэнтези , как и работы Джорджа Макдональда .
Шотландская «национальная драма» возникла в начале 1800-х годов, когда на шотландской сцене стали доминировать пьесы на специфически шотландские темы. Скотт остро интересовался драмой, написав пять пьес. Также важной была работа Джоанны Бэйли . Эти очень популярные пьесы привели к расширению социального диапазона и размера театральной аудитории и помогли сформировать театральную практику в Шотландии до конца столетия. Несмотря на эти успехи, в шотландском театре начал проявляться провинциализм. Ряд фигур, которые могли бы внести большой вклад в шотландскую драму, переехали на юг, в Лондон. Многие стихи и романы были первоначально опубликованы в периодических изданиях, в том числе в The Edinburgh Review и Blackwood's Magazine . Они также сыграли важную роль в развитии рассказа.
Поэзия
[ редактировать ]Шотландская поэзия часто рассматривается как вступающая в период упадка в девятнадцатом веке: поэзию на шотландском языке критикуют за использование приходского диалекта, а английскую поэзию за отсутствие шотландства. [ 1 ] Консервативные и антирадикальные клубы Бернса возникли по всей Шотландии, наполненные членами, которые восхваляли очищенную версию жизни и творчества Роберта Бернса , а также поэтами, которые зациклились на «строфе Бернса» как форме. «Анстерская ярмарка» Уильяма Теннанта (1784–1848) (1812) представляет собой более респектабельную версию народных пирушек. [ 2 ] Шотландская поэзия рассматривалась как скатывающаяся в инфантализм, примером чему являются очень популярные антологии «Свисток Бинки» , вышедшие в 1830–1890 годах и которые, как известно, вошли в один том « Маленький Вилли Винки » Уильяма Майлера (1810–72). [ 2 ] Считается, что эта тенденция привела шотландскую поэзию конца девятнадцатого века к сентиментальной ограниченности школы Кейлярд . [ 3 ]
Однако Шотландия продолжала производить талантливых и успешных поэтов. Литературная карьера Вальтера Скотта (1771–1832) началась с коллекционирования баллад и поэзии, с очень успешных произведений, таких как повествовательная поэма «Леди озера» (1810), которая сделала его самым популярным поэтом, пока его место не занял Байрон. и он перешел к написанию прозы. [ 4 ] Среди поэтов низших слоев общества был поэт-ткач Уильям Том (1799–1848), чей роман «Вождь, неизвестный королеве» (1843) сочетал в себе простой шотландский язык с социальной критикой визита королевы Виктории в Шотландию. Находясь на другом конце социальной лестницы, леди Маргарет Маклин Клефан Комптон Нортгемптон (ум. 1830) переводила якобитские стихи с гэльского языка и стихи Петрарки и Гете , а также создала свои собственные оригинальные произведения. Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–1865), в конечном итоге назначенный профессором изящной словесности в Эдинбургском университете . Он наиболее известен благодаря «Песням о шотландских кавалерах» и использовал форму баллады в своих стихах, таких как «Ботвелл» . Среди наиболее успешных шотландских поэтов был уроженец Глазго Томас Кэмпбелл (1777–1844), который написал патриотические британские песни, среди которых были «Моряки Англии», переработка « Правила Британией! », и сентиментальные, но сильные эпопеи о современные события, в том числе Гертруда Вайомингская . Его произведения широко переиздавались в период 1800–60. [ 1 ]
Среди наиболее влиятельных поэтов конца девятнадцатого века, отвергавших ограничения школы Кейлярд, были Джеймс Томсон (1834–1882), чей « Город ужасной ночи » нарушил многие условности поэзии девятнадцатого века, и Джон Дэвидсон (1857–1882) . 1909), чьи произведения, в том числе «Беглый олень» и «Тридцать бобов в неделю», вошли в многочисленные антологии, окажут большое влияние на поэтов-модернистов, включая Хью МакДиармид , Уоллес Стивенс и Т.С. Элиот . [ 3 ]
Выселения в Хайленд и массовая эмиграция значительно ослабили гэльский язык и культуру и оказали глубокое влияние на природу гэльской поэзии. Лучшие стихи в этом духе содержали сильный элемент протеста, в том числе возражение Уиллама Мак Дхуна Лейбхе (Уильям Ливингстон, 1808–1870) против разрешений на остров Айлей в «Fios Thun a' Bhard» («Послание для поэта») и Seonaidh. Длительное эмоциональное осуждение Фадрайга Ярсиадайра (Джон Смит, 1848–1881 гг.) лиц, ответственных за разминирование Спиорда. а' Шартанне . Самым известным гэльским поэтом той эпохи была Майри Мхор нан Оран (Мэри Макферсон, 1821–1898 гг.), чьи стихи критиковали за недостаток интеллектуального веса, но которые воплощают дух земельной агитации 1870-х и 1880-х годов и чьи воспоминания Место и настроение сделали ее одной из самых стойких гэльских поэтесс. [ 5 ]
Роман
[ редактировать ]Как и повсюду на Британских островах, в начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики. В Шотландии он не процветал в такой степени, но выпустил ряд значительных публикаций. К ним относятся «Дисциплина» Элизабет Гамильтон (1756–1816), «Коттеджеры Гленберни» (1808), » Мэри Брантон (1778–1818) «Дисциплина (1814) и Кристиана Джонстона ( «Клан-Альбин» 1815). [ 6 ]
Первое прозаическое произведение Вальтера Скотта, «Уэверли» 1814 года, часто называют первым историческим романом и положило начало весьма успешной карьере писателя. [ 7 ] Его ранние работы были посвящены истории Шотландии, особенно Хайленда и Бордерс , и включали « Роба Роя» (1817 г.) и «Сердце Мидлотиана» (1818 г.). Начиная с «Айвенго» (1820 г.), он обратился к английской истории и положил начало европейской моде на свои работы. [ 8 ] Он сделал больше, чем любой другой деятель, для определения и популяризации шотландской культурной самобытности девятнадцатого века. [ 9 ] Его считают первым писателем на английском языке, сделавшим при жизни международную карьеру. [ 10 ] оказавший большое влияние на писателей Италии, Франции, России и США, а также Великобритании. [ 8 ]
Успех Скотта привел к издательскому буму, который пошел на пользу его подражателям и соперникам. Доля всех издательских изданий Великобритании увеличилась в три раза, достигнув пика в 15 процентов в 1822–1825 годах. [ 6 ] Среди основных фигур, получивших выгоду от этого бума, был Джеймс Хогг (1770–1835), чья самая известная работа — «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника» (1824), в которой затрагивались темы пресвитерианской религии и сатанинской одержимости, напоминая пейзаж. Эдинбурга и его окрестностей. [ 11 ] Джона Галта Самой известной работой (1779–1839) были «Анналы прихода» (1821), представленные в форме дневника, который вел сельский священник в течение пятидесяти лет и позволяющие Галту делать наблюдения об изменениях в шотландской жизни. общество. [ 12 ] Зять Вальтера Скотта Джон Гибсон Локхарт (1794–1854) наиболее известен своей книгой «Жизнь Адама Блэра» (1822), в которой основное внимание уделяется борьбе между желанием и виной. [ 12 ] Юрист и критик Джон Уилсон в роли Кристофера Норта опубликовал романы, в том числе «Света и тени шотландской жизни» (1822 г.), «Испытания Маргарет Линдси» (1823 г.) и «Лесники» (1825 г.), в которых исследовалась индивидуальная психология. [ 13 ] Единственной крупной писательницей-женщиной, появившейся после успеха Скотта, была Сьюзен Ферье (1782–1854), чьи романы «Брак» (1818), «Наследство» (1824) и «Судьба» (1831) продолжили отечественную традицию. [ 6 ]
В середине девятнадцатого века среди крупных литературных деятелей, внесших свой вклад в разработку романа, были Дэвид Макбет Мойр (1798–1851), Джон Стюарт Блэки (1809–95) и Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–65). [ 12 ] Маргарет Олифант (1828–1897) написала более сотни романов, многие из которых являются историческими или исследованиями нравов, действие которых происходит в Шотландии и Англии. [ 14 ] в том числе «Жена министра» (1886 г.) и Кирстин (1890 г.). Ее сериал « Хроники Карлингфорда» сравнивали с лучшим произведением Энтони Троллопа . [ 15 ]
В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения завоевали международную репутацию. Работы Роберта Льюиса Стивенсона (1850–1894) включали городскую готическую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), в которой исследовались психологические последствия современности. Стивенсон также сыграл решающую роль в дальнейшем развитии исторического романа с историческими приключениями в таких книгах, как «Похищенные » (1886 г.) и «Остров сокровищ» (1893 г.) и особенно «Мастер Баллантрэ» (1888 г.), в которых исторический фон использовался как механизм для изучения современных проблем. через аллегорию. [ 14 ] Рассказы Артура Конан Дойля (1859–1930) о Шерлоке Холмсе создали образ типичного детектива и помогли основать традицию детективной фантастики . [ 14 ]
В последние два десятилетия века « каустная школа » (капустная грядка) изображала Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривалось как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, прокатившимися по Шотландии в ходе промышленной революции. . Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена (1850–1907), С.Р. Крокетта (1859–1914) и Дж. М. Барри (1860–1937), наиболее известного своим созданием «Питера Пэна» , которое помогло развитию жанра фэнтези . [ 14 ] Также важную роль в развитии фэнтези сыграла работа Джорджа Макдональда (1824–1905), написавшего детские романы, в том числе «Принцесса и гоблин» (1872) и «На спине северного ветра» (1872), реалистические романы о шотландской жизни, но также «Фантаст: романс о феях для мужчин и женщин» (1858 г.) и позже «Лилит: романс» (1895 г.), которые оказали важное влияние на творчество К.С. Льюиса и Дж.Р.Р. Толкина . [ 14 ]
Драма
[ редактировать ]Шотландская «национальная драма» возникла в начале 1800-х годов, когда на шотландской сцене стали доминировать пьесы на специфически шотландские темы. [ 16 ] Это носило в основном исторический характер и основывалось на адаптациях романов Скотта Уэверли. [ 16 ] Скотт живо интересовался драмой и стал акционером Королевского театра в Эдинбурге . [ 17 ] Скотт также написал пять пьес, из которых «Халлидон Хилл» (1822 г.) и «Кросс Макдаффа» (1822 г.) были патриотическими шотландскими историями. [ 17 ] Адаптации романов Уэверли, впервые представленные в основном в небольших театрах, а не в более крупных Патентных театрах , включали «Леди в озере» (1817 г.), «Сердце Мидлотиана» (1819 г.) (описанное специально как «романтическая пьеса» из-за ее первого исполнения). ) и Роба Роя , которые за этот период дали более 1000 выступлений в Шотландии. Также для сцены были адаптированы «Гай Мэннеринг» , «Невеста Ламмермура» и «Аббат» . Эти очень популярные пьесы привели к расширению социального диапазона и размера театральной аудитории и помогли сформировать театральную практику в Шотландии до конца столетия. [ 18 ]
Также важным было творчество Джоанны Бэйли (1762–1851), хотя на протяжении большей части ее жизни анонимные работы в печати, чем спектакли, были более значимыми, она стала одним из ведущих драматургов Шотландии. Бэйли Первый том « Пьес о страстях» был опубликован в 1798 году и состоял из «Графа Бэзила» , трагедии о любви, «Испытания» , комедии о любви, и «Де Монфора» , трагедии о ненависти. Де Монфор успешно выступала на Друри-Лейн в Лондоне до того, как стало известно о ее личности и предубеждения против женщин-драматургов начали влиять на ее карьеру. [ 19 ] Бэйли на тему Хайленда «Семейная легенда» была впервые поставлена в Эдинбурге в 1810 году с помощью Скотта как часть целенаправленной попытки стимулировать национальную шотландскую драму. [ 20 ] Драма местного производства в этот период включала « Джона О'Арну» , адаптированную по стихотворению Джорджа Битти актером -менеджером Чарльзом Бассом и поэтом Джеймсом Боуиком для Королевского театра в Монтроузе в 1826 году. Имея местный успех, Басс также привез пьесу в Данди и Эдинбург. [ 21 ]
Несмотря на эти успехи, в шотландском театре начал проявляться провинциализм. К 1840-м годам шотландские театры были более склонны использовать плакаты с такими лозунгами, как «лучшая труппа Лондона», а не производить собственный материал. [ 22 ] шло пять постановок « Гамлета» . В 1893 году в Глазго за один сезон [ 23 ] Во второй половине века развитию шотландского театра препятствовал рост железнодорожных перевозок, а это означало, что английским туристическим компаниям было легче прибывать и уезжать для коротких спектаклей. [ 24 ] Ряд фигур, которые могли бы внести большой вклад в шотландскую драму, переехали на юг, в Лондон, в том числе Уильям Шарп (1855–1905), Уильям Арчер (1856–1924) и Дж. М. Барри. [ 23 ]
Периодические издания и рассказ
[ редактировать ]В первой половине века основным издательским форматом в Британии было периодическое издание . В результате своего развития эссе стало доминирующей и наиболее востребованной литературной формой в течение двух десятилетий в начале века. Образец для ежеквартальных периодических изданий был задан The Edinburgh Review , основанным в Эдинбурге в 1802 году четырьмя юристами- вигами с литературными устремлениями. Авторам хорошо платили, а бумажные обложки, размеры и форматы статей постоянно копировались. Самым важным конкурентом был издатель Тори Уильям Блэквуд , издатель Вальтера Скотта. Он был известен как журнал Blackwood's Magazine , но был основан как Edinburgh Monthly Magazine в 1817 году и позже сокращен до Maga . Включение Блэквудом резких литературных обзоров привело к большому количеству судебных исков, которые помешали его публикации, но обеспечили его литературную репутацию. Журнал вступил в ожесточенное соперничество с London Magazine , основанным абердинцем Джоном Скоттом (1781–1821), которое закончилось дуэлью, закончившейся смертью Скотта в 1821 году. [ 25 ]
Блэквуд был пионером в публикации романов, которые первоначально выпускались в периодических изданиях. [ 25 ] Периодические издания оказали большое влияние на развитие британской литературы в эпоху романтизма, помогая укрепить литературную респектабельность романов, которые получили множество рецензий на их страницах. [ 26 ] [ 27 ] Они также сыграли важную роль в развитии рассказа. [ 2 ] Публикации включали работы Скотта, Галта и Хогга, а также писателей из-за пределов Шотландии, таких как Чарльз Диккенс , Эмили Бронте , Роберт Браунинг и Эдгар Аллан По , а также менее известных деятелей, включая Уильяма Мадфорда , Уильяма Годвина и Сэмюэля Уоррена. [ 28 ] В них особое внимание уделялось новому жанру готики , который состоял из экзотических, сверхъестественных деревенских сказок, которые понравились новому городскому населению, перемещенному в результате промышленной революции . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Л. Манделл, «Шотландская поэзия девятнадцатого века», в изд. И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918)» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 301–07.
- ^ Перейти обратно: а б с д Г. Каррутерс, Шотландская литература (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN 074863309X , стр. 58–9.
- ^ Перейти обратно: а б М. Линдси и Л. Дункан, Эдинбургская книга шотландской поэзии двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 074862015X , стр. xxxiv – xxxv.
- ^ А. Колдер, Байрон и Шотландия: радикал или денди? (Роуман и Литтлфилд, 1989), ISBN 0389208736 , с. 112.
- ^ Дж. Макдональд, «Гэльская литература», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 255–7.
- ^ Перейти обратно: а б с И. Дункан, «Скотт и исторический роман: появление романа в Шотландии», в книге Г. Каррутерса и Л. Макилванни, ред., The Cambridge Companion to Scottish Literature (Cambridge Cambridge University Press, 2012), ISBN 0521189365 , с. 105.
- ^ К.С. Уеттер, Понимание жанра и средневекового романа (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0-7546-6142-3 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Г. Л. Барнетт, изд., Британские романисты девятнадцатого века о романе (Ardent Media, 1971), стр. 29.
- ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN 0-7453-1608-5 , с. 136.
- ^ Р. Х. Хаттон, сэр Вальтер Скотт (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011), ISBN 1108034675 , с. 1.
- ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN 0816074968 , с. 374.
- ^ Перейти обратно: а б с И. Кэмпбелл, «Культура: Просвещение (1660–1843): роман», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 138–40.
- ^ Г. Келли, Английская художественная литература периода романтизма, 1789–1830 (Лондон: Longman, 1989), ISBN 0582492602 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б с д и К. Крейг, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914): литература», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 149–51.
- ^ А.С. Чейн, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914), в целом», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 143–6.
- ^ Перейти обратно: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 229–30.
- ^ Перейти обратно: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 185–6.
- ^ И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2007), ISBN 0748624813 , с. 231.
- ^ Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, изд., « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , стр. 48–9.
- ^ М. О'Халлоран, «Национальный дискурс или раздор? Трансформации семейной легенды Бэйля, Скотта и Хогга», в SR. Алкер и Х. Ф. Нельсон, редакторы, Джеймс Хогг и литературный рынок: шотландский романтизм и автор из рабочего класса (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2009), ISBN 0754665690 , с. 43.
- ^ Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, изд., « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011). ISBN 0748641076 , с. 55.
- ^ Х. Г. Фармер, История музыки в Шотландии (Хинрихсен, 1947), ISBN 0-306-71865-0 , с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, редактор, « Эдинбургский спутник шотландской драмы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2011). ISBN 0748641076 , с. 57.
- ^ П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл 1850–1914 (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN 0719061474 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Д. Финкельштейн, «Периодические издания, энциклопедии и литературная продукция девятнадцатого века», в изд. И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918)» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007). , ISBN 0748624813 , стр. 201–07.
- ^ А. Джаррелс, «Ассоциации, уважающие прошлое»: Просвещение и романтический историзм», в Дж. П. Кланчере, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN 0631233555 , с. 60.
- ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 0754664465 , с. 210.
- ^ Р. Моррисон и К. Болдик, редакторы, Tales of Terror из журнала Blackwood's Magazine (Оксфорд: Oxford University Press, 1995), ISBN 0192823663 .