Jump to content

Шотландская литература XIX века.

Вальтер Скотт , коллекционер баллад, поэт, драматург и выдающийся писатель начала XIX века.

литература девятнадцатого века включает все написанные и опубликованные произведения шотландских писателей Шотландская того периода. Он включает литературу, написанную на английском , шотландском гэльском и шотландском языках в таких формах, как стихи, романы, драмы и рассказы.

Самый успешный литературный деятель той эпохи, Вальтер Скотт , начал свою литературную карьеру как поэт, а также собирал и публиковал шотландские баллады. Шотландская поэзия часто рассматривается как вступающая в период упадка в девятнадцатом веке: поэзию на шотландском языке критикуют за использование приходского диалекта, а английскую поэзию за отсутствие шотландства. Среди успешных поэтов были Уильям Том , леди Маргарет Маклин, Клефан Комптон Нортгемптон и Томас Кэмпбелл . Среди наиболее влиятельных поэтов конца девятнадцатого века были Джеймс Томсон и Джон Дэвидсон . Highland Clearance и массовая эмиграция ослабили гэльский язык и культуру и оказали глубокое влияние на природу гэльской поэзии. Особенно значительными были работы Уиллама Мак Дхуна Лейбхе, Сеонаида Фадрайга Ярсиадайра и Майри Мхора нан Орана.

В начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики, которая включала работы Элизабет Гамильтон , Мэри Брантон и Кристиана Джонстона . Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт, чей «Уэверли» часто называют первым историческим романом . Он имел большое влияние во всем мире. Его успех привел к издательскому буму в Шотландии. Среди основных фигур, получивших выгоду, были Джеймс Хогг , Джон Галт , Джон Гибсон Локхарт , Джон Уилсон и Сьюзен Ферриер . В середине девятнадцатого века среди основных литературных деятелей, внесших вклад в развитие романа, были Дэвид Макбет Мойр , Джон Стюарт Блэки , Уильям Эдмондстоун Эйтун и Маргарет Олифант . В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной репутации, в том числе Роберт Льюис Стивенсон и Артур Конан Дойл , чьи рассказы о Шерлоке Холмсе помогли основать традицию детективной фантастики . В последние два десятилетия века « школа каллиарда » (капустный участок) изображал Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривается как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, которые прокатились по Шотландии в ходе промышленной революции. Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена , С.Р. Крокетта. и Дж. М. Барри , известный прежде всего своим созданием Питера Пэна , который помог развитию жанра фэнтези , как и работы Джорджа Макдональда .

Шотландская «национальная драма» возникла в начале 1800-х годов, когда на шотландской сцене стали доминировать пьесы на специфически шотландские темы. Скотт остро интересовался драмой, написав пять пьес. Также важной была работа Джоанны Бэйли . Эти очень популярные пьесы привели к расширению социального диапазона и размера театральной аудитории и помогли сформировать театральную практику в Шотландии до конца столетия. Несмотря на эти успехи, в шотландском театре начал проявляться провинциализм. Ряд фигур, которые могли бы внести большой вклад в шотландскую драму, переехали на юг, в Лондон. Многие стихи и романы были первоначально опубликованы в периодических изданиях, в том числе в The Edinburgh Review и Blackwood's Magazine . Они также сыграли важную роль в развитии рассказа.

Портрет Джеймса Томсона , публиковавшего стихи под псевдонимом Биши Ванолис.

Шотландская поэзия часто рассматривается как вступающая в период упадка в девятнадцатом веке: поэзию на шотландском языке критикуют за использование приходского диалекта, а английскую поэзию за отсутствие шотландства. [ 1 ] Консервативные и антирадикальные клубы Бернса возникли по всей Шотландии, наполненные членами, которые восхваляли очищенную версию жизни и творчества Роберта Бернса , а также поэтами, которые зациклились на «строфе Бернса» как форме. «Анстерская ярмарка» Уильяма Теннанта (1784–1848) (1812) представляет собой более респектабельную версию народных пирушек. [ 2 ] Шотландская поэзия рассматривалась как скатывающаяся в инфантализм, примером чему являются очень популярные антологии «Свисток Бинки» , вышедшие в 1830–1890 годах и которые, как известно, вошли в один том « Маленький Вилли Винки » Уильяма Майлера (1810–72). [ 2 ] Считается, что эта тенденция привела шотландскую поэзию конца девятнадцатого века к сентиментальной ограниченности школы Кейлярд . [ 3 ]

Однако Шотландия продолжала производить талантливых и успешных поэтов. Литературная карьера Вальтера Скотта (1771–1832) началась с коллекционирования баллад и поэзии, с очень успешных произведений, таких как повествовательная поэма «Леди озера» (1810), которая сделала его самым популярным поэтом, пока его место не занял Байрон. и он перешел к написанию прозы. [ 4 ] Среди поэтов низших слоев общества был поэт-ткач Уильям Том (1799–1848), чей роман «Вождь, неизвестный королеве» (1843) сочетал в себе простой шотландский язык с социальной критикой визита королевы Виктории в Шотландию. Находясь на другом конце социальной лестницы, леди Маргарет Маклин Клефан Комптон Нортгемптон (ум. 1830) переводила якобитские стихи с гэльского языка и стихи Петрарки и Гете , а также создала свои собственные оригинальные произведения. Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–1865), в конечном итоге назначенный профессором изящной словесности в Эдинбургском университете . Он наиболее известен благодаря «Песням о шотландских кавалерах» и использовал форму баллады в своих стихах, таких как «Ботвелл» . Среди наиболее успешных шотландских поэтов был уроженец Глазго Томас Кэмпбелл (1777–1844), который написал патриотические британские песни, среди которых были «Моряки Англии», переработка « Правила Британией! », и сентиментальные, но сильные эпопеи о современные события, в том числе Гертруда Вайомингская . Его произведения широко переиздавались в период 1800–60. [ 1 ]

Среди наиболее влиятельных поэтов конца девятнадцатого века, отвергавших ограничения школы Кейлярд, были Джеймс Томсон (1834–1882), чей « Город ужасной ночи » нарушил многие условности поэзии девятнадцатого века, и Джон Дэвидсон (1857–1882) . 1909), чьи произведения, в том числе «Беглый олень» и «Тридцать бобов в неделю», вошли в многочисленные антологии, окажут большое влияние на поэтов-модернистов, включая Хью МакДиармид , Уоллес Стивенс и Т.С. Элиот . [ 3 ]

Выселения в Хайленд и массовая эмиграция значительно ослабили гэльский язык и культуру и оказали глубокое влияние на природу гэльской поэзии. Лучшие стихи в этом духе содержали сильный элемент протеста, в том числе возражение Уиллама Мак Дхуна Лейбхе (Уильям Ливингстон, 1808–1870) против разрешений на остров Айлей в «Fios Thun a' Bhard» («Послание для поэта») и Seonaidh. Длительное эмоциональное осуждение Фадрайга Ярсиадайра (Джон Смит, 1848–1881 гг.) лиц, ответственных за разминирование Спиорда. а' Шартанне . Самым известным гэльским поэтом той эпохи была Майри Мхор нан Оран (Мэри Макферсон, 1821–1898 гг.), чьи стихи критиковали за недостаток интеллектуального веса, но которые воплощают дух земельной агитации 1870-х и 1880-х годов и чьи воспоминания Место и настроение сделали ее одной из самых стойких гэльских поэтесс. [ 5 ]

к изданию « Уэверли» 1893 года . Иллюстрация Вальтера Скотта

Как и повсюду на Британских островах, в начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики. В Шотландии он не процветал в такой степени, но выпустил ряд значительных публикаций. К ним относятся «Дисциплина» Элизабет Гамильтон (1756–1816), «Коттеджеры Гленберни» (1808), » Мэри Брантон (1778–1818) «Дисциплина (1814) и Кристиана Джонстона ( «Клан-Альбин» 1815). [ 6 ]

Первое прозаическое произведение Вальтера Скотта, «Уэверли» 1814 года, часто называют первым историческим романом и положило начало весьма успешной карьере писателя. [ 7 ] Его ранние работы были посвящены истории Шотландии, особенно Хайленда и Бордерс , и включали « Роба Роя» (1817 г.) и «Сердце Мидлотиана» (1818 г.). Начиная с «Айвенго» (1820 г.), он обратился к английской истории и положил начало европейской моде на свои работы. [ 8 ] Он сделал больше, чем любой другой деятель, для определения и популяризации шотландской культурной самобытности девятнадцатого века. [ 9 ] Его считают первым писателем на английском языке, сделавшим при жизни международную карьеру. [ 10 ] оказавший большое влияние на писателей Италии, Франции, России и США, а также Великобритании. [ 8 ]

Успех Скотта привел к издательскому буму, который пошел на пользу его подражателям и соперникам. Доля всех издательских изданий Великобритании увеличилась в три раза, достигнув пика в 15 процентов в 1822–1825 годах. [ 6 ] Среди основных фигур, получивших выгоду от этого бума, был Джеймс Хогг (1770–1835), чья самая известная работа — «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника» (1824), в которой затрагивались темы пресвитерианской религии и сатанинской одержимости, напоминая пейзаж. Эдинбурга и его окрестностей. [ 11 ] Джона Галта Самой известной работой (1779–1839) были «Анналы прихода» (1821), представленные в форме дневника, который вел сельский священник в течение пятидесяти лет и позволяющие Галту делать наблюдения об изменениях в шотландской жизни. общество. [ 12 ] Зять Вальтера Скотта Джон Гибсон Локхарт (1794–1854) наиболее известен своей книгой «Жизнь Адама Блэра» (1822), в которой основное внимание уделяется борьбе между желанием и виной. [ 12 ] Юрист и критик Джон Уилсон в роли Кристофера Норта опубликовал романы, в том числе «Света и тени шотландской жизни» (1822 г.), «Испытания Маргарет Линдси» (1823 г.) и «Лесники» (1825 г.), в которых исследовалась индивидуальная психология. [ 13 ] Единственной крупной писательницей-женщиной, появившейся после успеха Скотта, была Сьюзен Ферье (1782–1854), чьи романы «Брак» (1818), «Наследство» (1824) и «Судьба» (1831) продолжили отечественную традицию. [ 6 ]

Роберт Луи Стивенсон, один из шотландских романистов, получивших международную репутацию в конце девятнадцатого века.

В середине девятнадцатого века среди крупных литературных деятелей, внесших свой вклад в разработку романа, были Дэвид Макбет Мойр (1798–1851), Джон Стюарт Блэки (1809–95) и Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–65). [ 12 ] Маргарет Олифант (1828–1897) написала более сотни романов, многие из которых являются историческими или исследованиями нравов, действие которых происходит в Шотландии и Англии. [ 14 ] в том числе «Жена министра» (1886 г.) и Кирстин (1890 г.). Ее сериал « Хроники Карлингфорда» сравнивали с лучшим произведением Энтони Троллопа . [ 15 ]

В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения завоевали международную репутацию. Работы Роберта Льюиса Стивенсона (1850–1894) включали городскую готическую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), в которой исследовались психологические последствия современности. Стивенсон также сыграл решающую роль в дальнейшем развитии исторического романа с историческими приключениями в таких книгах, как «Похищенные » (1886 г.) и «Остров сокровищ» (1893 г.) и особенно «Мастер Баллантрэ» (1888 г.), в которых исторический фон использовался как механизм для изучения современных проблем. через аллегорию. [ 14 ] Рассказы Артура Конан Дойля (1859–1930) о Шерлоке Холмсе создали образ типичного детектива и помогли основать традицию детективной фантастики . [ 14 ]

В последние два десятилетия века « каустная школа » (капустная грядка) изображала Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривалось как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, прокатившимися по Шотландии в ходе промышленной революции. . Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена (1850–1907), С.Р. Крокетта (1859–1914) и Дж. М. Барри (1860–1937), наиболее известного своим созданием «Питера Пэна» , которое помогло развитию жанра фэнтези . [ 14 ] Также важную роль в развитии фэнтези сыграла работа Джорджа Макдональда (1824–1905), написавшего детские романы, в том числе «Принцесса и гоблин» (1872) и «На спине северного ветра» (1872), реалистические романы о шотландской жизни, но также «Фантаст: романс о феях для мужчин и женщин» (1858 г.) и позже «Лилит: романс» (1895 г.), которые оказали важное влияние на творчество К.С. Льюиса и Дж.Р.Р. Толкина . [ 14 ]

Королевский театр в Эдинбурге , каким он был с 1769 по 1830 год.

Шотландская «национальная драма» возникла в начале 1800-х годов, когда на шотландской сцене стали доминировать пьесы на специфически шотландские темы. [ 16 ] Это носило в основном исторический характер и основывалось на адаптациях романов Скотта Уэверли. [ 16 ] Скотт живо интересовался драмой и стал акционером Королевского театра в Эдинбурге . [ 17 ] Скотт также написал пять пьес, из которых «Халлидон Хилл» (1822 г.) и «Кросс Макдаффа» (1822 г.) были патриотическими шотландскими историями. [ 17 ] Адаптации романов Уэверли, впервые представленные в основном в небольших театрах, а не в более крупных Патентных театрах , включали «Леди в озере» (1817 г.), «Сердце Мидлотиана» (1819 г.) (описанное специально как «романтическая пьеса» из-за ее первого исполнения). ) и Роба Роя , которые за этот период дали более 1000 выступлений в Шотландии. Также для сцены были адаптированы «Гай Мэннеринг» , «Невеста Ламмермура» и «Аббат» . Эти очень популярные пьесы привели к расширению социального диапазона и размера театральной аудитории и помогли сформировать театральную практику в Шотландии до конца столетия. [ 18 ]

Также важным было творчество Джоанны Бэйли (1762–1851), хотя на протяжении большей части ее жизни анонимные работы в печати, чем спектакли, были более значимыми, она стала одним из ведущих драматургов Шотландии. Бэйли Первый том « Пьес о страстях» был опубликован в 1798 году и состоял из «Графа Бэзила» , трагедии о любви, «Испытания» , комедии о любви, и «Де Монфора» , трагедии о ненависти. Де Монфор успешно выступала на Друри-Лейн в Лондоне до того, как стало известно о ее личности и предубеждения против женщин-драматургов начали влиять на ее карьеру. [ 19 ] Бэйли на тему Хайленда «Семейная легенда» была впервые поставлена ​​в Эдинбурге в 1810 году с помощью Скотта как часть целенаправленной попытки стимулировать национальную шотландскую драму. [ 20 ] Драма местного производства в этот период включала « Джона О'Арну» , адаптированную по стихотворению Джорджа Битти актером -менеджером Чарльзом Бассом и поэтом Джеймсом Боуиком для Королевского театра в Монтроузе в 1826 году. Имея местный успех, Басс также привез пьесу в Данди и Эдинбург. [ 21 ]

Журнал Blackwood's Edinburgh Magazine , одно из ведущих британских литературных периодических изданий.

Несмотря на эти успехи, в шотландском театре начал проявляться провинциализм. К 1840-м годам шотландские театры были более склонны использовать плакаты с такими лозунгами, как «лучшая труппа Лондона», а не производить собственный материал. [ 22 ] шло пять постановок « Гамлета» . В 1893 году в Глазго за один сезон [ 23 ] Во второй половине века развитию шотландского театра препятствовал рост железнодорожных перевозок, а это означало, что английским туристическим компаниям было легче прибывать и уезжать для коротких спектаклей. [ 24 ] Ряд фигур, которые могли бы внести большой вклад в шотландскую драму, переехали на юг, в Лондон, в том числе Уильям Шарп (1855–1905), Уильям Арчер (1856–1924) и Дж. М. Барри. [ 23 ]

Периодические издания и рассказ

[ редактировать ]

В первой половине века основным издательским форматом в Британии было периодическое издание . В результате своего развития эссе стало доминирующей и наиболее востребованной литературной формой в течение двух десятилетий в начале века. Образец для ежеквартальных периодических изданий был задан The Edinburgh Review , основанным в Эдинбурге в 1802 году четырьмя юристами- вигами с литературными устремлениями. Авторам хорошо платили, а бумажные обложки, размеры и форматы статей постоянно копировались. Самым важным конкурентом был издатель Тори Уильям Блэквуд , издатель Вальтера Скотта. Он был известен как журнал Blackwood's Magazine , но был основан как Edinburgh Monthly Magazine в 1817 году и позже сокращен до Maga . Включение Блэквудом резких литературных обзоров привело к большому количеству судебных исков, которые помешали его публикации, но обеспечили его литературную репутацию. Журнал вступил в ожесточенное соперничество с London Magazine , основанным абердинцем Джоном Скоттом (1781–1821), которое закончилось дуэлью, закончившейся смертью Скотта в 1821 году. [ 25 ]

Блэквуд был пионером в публикации романов, которые первоначально выпускались в периодических изданиях. [ 25 ] Периодические издания оказали большое влияние на развитие британской литературы в эпоху романтизма, помогая укрепить литературную респектабельность романов, которые получили множество рецензий на их страницах. [ 26 ] [ 27 ] Они также сыграли важную роль в развитии рассказа. [ 2 ] Публикации включали работы Скотта, Галта и Хогга, а также писателей из-за пределов Шотландии, таких как Чарльз Диккенс , Эмили Бронте , Роберт Браунинг и Эдгар Аллан По , а также менее известных деятелей, включая Уильяма Мадфорда , Уильяма Годвина и Сэмюэля Уоррена. [ 28 ] В них особое внимание уделялось новому жанру готики , который состоял из экзотических, сверхъестественных деревенских сказок, которые понравились новому городскому населению, перемещенному в результате промышленной революции . [ 2 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Л. Манделл, «Шотландская поэзия девятнадцатого века», в изд. И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918)» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748624813 , стр. 301–07.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Г. Каррутерс, Шотландская литература (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN   074863309X , стр. 58–9.
  3. ^ Перейти обратно: а б М. Линдси и Л. Дункан, Эдинбургская книга шотландской поэзии двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN   074862015X , стр. xxxiv – xxxv.
  4. ^ А. Колдер, Байрон и Шотландия: радикал или денди? (Роуман и Литтлфилд, 1989), ISBN   0389208736 , с. 112.
  5. ^ Дж. Макдональд, «Гэльская литература», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 255–7.
  6. ^ Перейти обратно: а б с И. Дункан, «Скотт и исторический роман: появление романа в Шотландии», в книге Г. Каррутерса и Л. Макилванни, ред., The Cambridge Companion to Scottish Literature (Cambridge Cambridge University Press, 2012), ISBN   0521189365 , с. 105.
  7. ^ К.С. Уеттер, Понимание жанра и средневекового романа (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN   0-7546-6142-3 , с. 28.
  8. ^ Перейти обратно: а б Г. Л. Барнетт, изд., Британские романисты девятнадцатого века о романе (Ardent Media, 1971), стр. 29.
  9. ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN   0-7453-1608-5 , с. 136.
  10. ^ Р. Х. Хаттон, сэр Вальтер Скотт (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011), ISBN   1108034675 , с. 1.
  11. ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN   0816074968 , с. 374.
  12. ^ Перейти обратно: а б с И. Кэмпбелл, «Культура: Просвещение (1660–1843): роман», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 138–40.
  13. ^ Г. Келли, Английская художественная литература периода романтизма, 1789–1830 (Лондон: Longman, 1989), ISBN   0582492602 , с. 320.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и К. Крейг, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914): литература», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 149–51.
  15. ^ А.С. Чейн, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914), в целом», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 143–6.
  16. ^ Перейти обратно: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748624813 , стр. 229–30.
  17. ^ Перейти обратно: а б И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748624813 , стр. 185–6.
  18. ^ И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2007), ISBN   0748624813 , с. 231.
  19. ^ Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, изд., « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN   0748641076 , стр. 48–9.
  20. ^ М. О'Халлоран, «Национальный дискурс или раздор? Трансформации семейной легенды Бэйля, Скотта и Хогга», в SR. Алкер и Х. Ф. Нельсон, редакторы, Джеймс Хогг и литературный рынок: шотландский романтизм и автор из рабочего класса (Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., 2009), ISBN   0754665690 , с. 43.
  21. ^ Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, изд., « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011). ISBN   0748641076 , с. 55.
  22. ^ Х. Г. Фармер, История музыки в Шотландии (Хинрихсен, 1947), ISBN   0-306-71865-0 , с. 414.
  23. ^ Перейти обратно: а б Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, редактор, « Эдинбургский спутник шотландской драмы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2011). ISBN   0748641076 , с. 57.
  24. ^ П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл 1850–1914 (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN   0719061474 , с. 8.
  25. ^ Перейти обратно: а б Д. Финкельштейн, «Периодические издания, энциклопедии и литературная продукция девятнадцатого века», в изд. И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918)» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007). , ISBN   0748624813 , стр. 201–07.
  26. ^ А. Джаррелс, «Ассоциации, уважающие прошлое»: Просвещение и романтический историзм», в Дж. П. Кланчере, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN   0631233555 , с. 60.
  27. ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN   0754664465 , с. 210.
  28. ^ Р. Моррисон и К. Болдик, редакторы, Tales of Terror из журнала Blackwood's Magazine (Оксфорд: Oxford University Press, 1995), ISBN   0192823663 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 554ece9320889355afd5efc2162fedc6__1706821020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/c6/554ece9320889355afd5efc2162fedc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish literature in the nineteenth century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)