Jump to content

Роман в Шотландии

Вальтер Скотт , выдающийся писатель начала XIX века.

Роман в Шотландии включает в себя всю длинную прозу, опубликованную в Шотландии и шотландскими авторами с момента развития литературного формата в восемнадцатом веке. Вскоре роман стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. Тобиаса Смоллетта , Пикантные романы такие как «Приключения Родерика Рэндома» и «Приключения Перегрина Пикла», означают, что его часто считают первым писателем Шотландии. Среди других шотландцев, внесших свой вклад в развитие романа в восемнадцатом веке, — Генри Маккензи и Джон Мур .

В начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики, которая включала работы Элизабет Гамильтон , Мэри Брантон и Кристиана Джонстона . Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт, чей «Уэверли» часто называют первым историческим романом . Он имел большое влияние во всем мире. Его успех привел к издательскому буму в Шотландии. Среди основных фигур, получивших выгоду, были Джеймс Хогг , Джон Галт , Джон Гибсон Локхарт , Джон Уилсон и Сьюзен Ферриер . В середине девятнадцатого века среди основных литературных деятелей, внесших вклад в развитие романа, были Дэвид Макбет Мойр , Джон Стюарт Блэки , Уильям Эдмондстоун Эйтун и Маргарет Олифант . В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной репутации, в том числе Роберт Льюис Стивенсон и Артур Конан Дойл , чьи рассказы о Шерлоке Холмсе помогли основать традицию детективной фантастики . В последние два десятилетия века « школа каллиарда » (капустный участок) изображал Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривается как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, которые прокатились по Шотландии в ходе промышленной революции. Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена , С.Р. Крокетта. и Дж. М. Барри , известный прежде всего своим созданием Питера Пэна , который помог развитию жанра фэнтези , как и работы Джорджа Макдональда .

Среди наиболее важных романов начала двадцатого века был «Дом с зелеными ставнями» Джорджа Дугласа Брауна , порвавший с традицией Кайларда. Джон Бьюкен сыграл главную роль в создании современного триллера с «Тридцатью девятью шагами» и «Зеленой мантией» . Шотландский литературный Ренессанс пытался привнести модернизм в искусство и создать самобытную национальную литературу. Все больше внимания уделялось роману. Среди основных фигур были Нил Ганн , Джордж Блейк , Эй Джей Кронин , Эрик Линклейтер и Льюис Грассик Гиббон . С движением было также связано большое количество женщин-авторов, в том числе Кэтрин Карсвелл , Уилла Мьюир , Нэн Шепард и Наоми Митчисон . Многие крупные шотландские послевоенные романисты, такие как Робин Дженкинс , Джесси Кессон , Мюриэл Спарк , Александр Трокки и Джеймс Кеннауэй , провели большую часть своей жизни за пределами Шотландии, но часто затрагивали шотландские темы. Среди успешных произведений массового рынка были боевики Алистера Маклина и историческая фантастика Дороти Даннетт . В молодое поколение романистов, появившееся в 1960-х и 1970-х годах, входили Аллан Мэсси , Шена Маккей и Алан Спенс . Идентичность рабочего класса продолжали исследовать Арчи Хинд , Алан Шарп , Джордж Фрил и Уильям Макилванни .

С 1980-х годов шотландская литература пережила еще одно крупное возрождение, среди таких фигур, как Аласдер Грей , Джеймс Келман , Ирвин Уэлш , Алан Уорнер , Дженис Галлоуэй , А.Л. Кеннеди , Иэн Бэнкс , Кандия МакВильям , Фрэнк Куппнер и Эндрю О'Хаган . В жанровой фантастике Иэн Бэнкс, писавший как Иэн М. Бэнкс, создал новаторскую научную фантастику , а шотландская криминальная фантастика стала основной областью роста благодаря успеху таких писателей, как Фредерик Линдсей , Квинтин Джардин , Вэл МакДермид , Дениз Мина , Кристофер Брукмайр. и особенно Ян Рэнкин и его романы об инспекторе Ребусе . [1]

восемнадцатый век

[ редактировать ]
Тобиас Смоллетт , которого часто считают первым писателем Шотландии.

Роман в его современной форме быстро развивался в восемнадцатом веке и вскоре стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. В Шотландии был спрос на новейшие романы, включая «Робинзона Крузо» (1719 г.), «Памелу» (1740 г.), «Тома Джонса» (1749 г.) и «Эвелину» (1788 г.). В периодических изданиях выходили еженедельные рецензии на романы, важнейшими из которых были «Ежемесячное обозрение» и «Критическое обозрение» . Библиотеки абонемента были созданы в Эдинбурге, Глазго и Абердине. создавались частные усадебные библиотеки В усадебных домах . Университеты начали приобретать романы, и они стали частью учебной программы. [2] К 1770-м годам в Великобритании и Ирландии ежегодно печаталось около тридцати романов, и существует множество свидетельств того, что их читали, особенно женщины и студенты в Шотландии. Шотландия и шотландские авторы внесли скромный вклад в это раннее развитие. До 1800 года в Шотландии было напечатано около сорока полных книг прозы. Одним из первых было « Избранное собрание восточных сказок», написанное анонимно (1776 г.). [3]

Тобиас Смоллетт (1721–71) был поэтом, эссеистом, сатириком и драматургом, но наиболее известен своими плутовскими романами , такими как «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перегрина Пикля» (1751), за которые его часто считается первым писателем Шотландии. [4] Его самым влиятельным романом был его последний эпистолярный роман «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771). [5] Его работы окажут большое влияние на более поздних романистов, таких как Теккерей и Диккенс . [3] Среди других романистов восемнадцатого века был Генри Маккензи (1745–1821), чья основная работа «Человек чувств» (1771) представляла собой сентиментальный роман , посвященный человеческим эмоциям, написанный под влиянием Сэмюэля Ричардсона и Лоуренса Стерна , а также мышления философа Дэвида Юма . Действие его более поздних романов, «Человек мира» (1773 г.) и «Жюлия де Рубинье» (1777 г.), происходит в дебрях Америки и Франции соответственно, причем героиня названия последней является первой главной героиней женского пола в шотландском романе. [6] врача Джона Мура Роман « Зелуко» (1789) сосредоточился на антигерое, итальянском дворянине с этим титулом, и оказал большое влияние на творчество Байрона . [7]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Как и повсюду на Британских островах, в начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики. В Шотландии он не процветал в такой степени, но выпустил ряд значительных публикаций. К ним относятся «Дисциплина» Элизабет Гамильтон (1756–1816), «Коттеджеры Гленберни» (1808), » Мэри Брантон (1778–1818) «Дисциплина (1814) и Кристиана Джонстона ( «Клан-Альбин» 1815). [8]

к изданию « Уэверли» 1893 года . Иллюстрация Вальтера Скотта

Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт (1771–1832). Начав как собиратель баллад и поэт, Уэверли в 1814 году написал свое первое прозаическое произведение, которое часто называют первым историческим романом , и начал весьма успешную карьеру романиста. [9] Его первые девять романов были посвящены истории Шотландии, особенно Хайленда и Бордерс , и включали « Роба Роя» (1817 г.) и «Сердце Мидлотиана» (1818 г.). Начиная с «Айвенго» (1820 г.), он обратился к английской истории и положил начало европейской моде на свои работы. сделал его баронетом Георг IV в 1820 году и стал первым литературным деятелем, удостоенным этой чести. Его работа помогла укрепить респектабельность романа как литературы. [10] и сделал больше, чем любой другой деятель, для определения и популяризации шотландской культурной самобытности в девятнадцатом веке. [11] Его считают первым писателем на английском языке, сделавшим при жизни международную карьеру. [12] оказавший большое влияние на писателей Италии, Франции, России и США, а также Великобритании. [10]

Успех Скотта привел к издательскому буму в Шотландии, который пошел на пользу его подражателям и соперникам. Доля всех издательских изданий Великобритании увеличилась в три раза, достигнув пика в 15 процентов в 1822–1825 годах. Многие романы были первоначально опубликованы в периодических изданиях, в том числе в The Edinburgh Review , основанном в 1802 году, и в журнале Blackwood's Magazine , основанном в 1817 году, оба из которых принадлежали издателю Скотта Blackwoods . [8] Вместе они оказали большое влияние на развитие британской литературы в эпоху романтизма, помогая укрепить литературную респектабельность романа. [13] [14]

Среди основных фигур, получивших выгоду от этого бума, был Джеймс Хогг (1770–1835), чья самая известная работа — «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника» (1824), в которой затрагивались темы пресвитерианской религии и сатанинской одержимости, напоминая пейзаж. Эдинбурга и его окрестностей. [15] Джона Галта Самой известной работой (1779–1839) были «Анналы прихода» (1821), представленные в форме дневника, который вел сельский священник в течение пятидесяти лет и позволяющего Галту делать наблюдения об изменениях в шотландской жизни. общество. [16] Зять Вальтера Скотта Джон Гибсон Локхарт (1794–1854) наиболее известен своей книгой «Жизнь Адама Блэра» (1822), в которой основное внимание уделяется борьбе между желанием и виной. [16] Юрист и критик Джон Уилсон в роли Кристофера Норта опубликовал романы, в том числе «Света и тени шотландской жизни» (1822 г.), «Испытания Маргарет Линдси» (1823 г.) и «Лесники» (1825 г.), в которых исследуется индивидуальная психология. [17] Единственной крупной писательницей-женщиной, появившейся после успеха Скотта, была Сьюзан Ферье (1782–1854), чьи романы «Брак» (1818), «Наследство» (1824) и «Судьба» (1831) продолжили отечественную традицию. [8]

Роберт Луи Стивенсон, один из шотландских романистов, получивших международную репутацию в конце девятнадцатого века.

В середине девятнадцатого века среди крупных литературных деятелей, внесших свой вклад в разработку романа, были Дэвид Макбет Мойр (1798–1851), Джон Стюарт Блэки (1809–95) и Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–65). [16] Маргарет Олифант (1828–1897) написала более сотни романов, многие из которых — исторические или исследования нравов, действие которых происходит в Шотландии и Англии. [18] в том числе «Жена министра» (1886 г.) и Кирстин (1890 г.). Ее сериал « Хроники Карлингфорда» сравнивали с лучшим произведением Энтони Троллопа . [19]

В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной известности. Работы Роберта Льюиса Стивенсона (1850–1894) включали городскую готическую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), в которой исследовались психологические последствия современности. Стивенсон также сыграл решающую роль в дальнейшем развитии исторического романа с историческими приключениями в таких книгах, как «Похищенный» (1886) и «Остров сокровищ» (1893) и особенно «Мастер Баллантрэ» (1888), в которых исторический фон использовался как механизм для изучения современных проблем посредством аллегория. [18] Рассказы Артура Конан Дойля (1859–1930) о Шерлоке Холмсе создали архетипическую фигуру детектива и помогли основать традицию детективной фантастики . [18]

В последние два десятилетия века « каустная школа » (капустная грядка) изображала Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривалось как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, прокатившимися по Шотландии в ходе промышленной революции. . Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена (1850–1907), С.Р. Крокетта (1859–1914) и наиболее известного Дж. М. Барри (1860–1937), наиболее известного своим созданием «Питера Пэна» , которое помогло развитию жанра фэнтези . [18] Также важную роль в развитии фэнтези сыграла работа Джорджа Макдональда (1824–1905), написавшего детские романы, в том числе «Принцесса и гоблин» (1872) и «На спине северного ветра» (1872), реалистические романы о шотландской жизни, но также «Фантаст: волшебный роман для мужчин и женщин» (1858 г.) и позже «Лилит: романс» (1895 г.), которые оказали важное влияние на творчество К.С. Льюиса и Дж.Р.Р. Толкина . [18]

Начало двадцатого века

[ редактировать ]

Среди наиболее важных романов начала двадцатого века был «Дом с зелеными ставнями » (1901) Джорджа Дугласа Брауна (1869–1902), реалистическое произведение, порвавшее с традицией Кайларда изображать современное шотландское общество, используя шотландский язык и игнорируя ностальгия. [18] Важное значение имела также работа Джона Бьюкена (1875–1940), сыгравшего главную роль в создании современного триллера ( «Тридцать девять шагов» 1915) и «Зеленая мантия» (1916). Его плодотворная работа включала исторический роман «Ведьмин лес» (1927), действие которого происходит в Шотландии семнадцатого века, и посмертно опубликованную «Реку больного сердца» (1941), исследование физиологического расстройства в дикой природе Канады ( генерал-губернатором которой Бьюкен был с 1936 года). до его смерти). Его работы были важным связующим звеном между традициями Шотландии и Стивенсона и шотландским Возрождением . [20]

Первое издание Джона Бьюкена романа «Тридцать девять шагов» (1915), сыгравшее главную роль в создании современного триллера.

Шотландский литературный Ренессанс был попыткой привнести модернизм в искусство и создать самобытную национальную литературу. На ранних этапах движение было в основном сосредоточено на поэзии, но все больше концентрировалось на романах, особенно после 1930-х годов, когда его главный деятель Хью МакДиармид жил изолированно на Шетландских островах, а его лидерство перешло к писателю Нилу Ганну (1891–1973). Романы Ганна, начиная с «Серого берега» (1926), включая «Хайленд-Ривер» (1937) и «Зеленый остров Великой бездны» (1943), были в основном написаны на английском языке, а не на шотландском языке, предпочитаемом Мак-Диармидом, сосредоточенным на горной местности его страны. рождения и отличались своими повествовательными экспериментами. [20] Среди других крупных фигур, связанных с движением, - Джордж Блейк (1893–1961), А. Дж. Кронин (1896–1981), Эрик Линклейтер (1899–1974) и Льюис Грассик Гиббон ​​(1901–1935). С этим движением было также связано большое количество женщин-авторов, демонстрировавших растущее женское сознание. Среди них были Кэтрин Карсвелл (1879–1946), Уилла Мьюир (1890–1970), [20] Нэн Шепард (1893–1981) [1] и наиболее активно Наоми Митчисон (1897–1999). [20] Все они родились в течение пятнадцати лет, и, хотя их нельзя назвать членами одной школы, все они стремились к исследованию своей идентичности, отвергая ностальгию и ограниченность и занимаясь социальными и политическими проблемами. [1] Врача А. Дж. Кронина сейчас часто считают сентиментальным, но его ранние работы, особенно его первый роман «Замок Шляпника» (1931) и его самая успешная «Цитадель» (1937), были преднамеренной реакцией на традицию Кайлярда, обнажая невзгоды и превратности жизни. простых людей, [21] Он был самым переводимым шотландским писателем двадцатого века. [22] Джордж Блейк стал пионером в исследовании опыта рабочего класса в своих главных произведениях, таких как «Кораблестроители» (1935). Эрик Линклейтер продюсировал комедии абсурда, в том числе «Хуан в Америке » (1931), рассказывающий об Америке сухого закона , и критику современной войны в «Рядовом Анджело» (1946). Льюис Грассик Гиббон, псевдоним Джеймса Лесли Митчелла, произвел одну из важнейших реализаций идей шотландского Возрождения в своей трилогии «Шотландский квартал» ( «Песня заката» , 1932, «Клауд Хоу» , 1933 и «Серый гранит» , 1934), в которой смешались различные шотландские диалекты с повествовательным голосом. [20] Среди других работ, исследовавших рабочий класс, были работы Джеймса Барка (1905–58), «Крупная операция» (1936) и «Земля лила» (1939), а также работа Дж. Ф. Хендри (1912–86) «Ферни Брей» (1947). [20]

Конец двадцатого века до наших дней

[ редактировать ]

Вторая мировая война оказала большее влияние на роман, чем на поэзию. Это положило конец карьере одних писателей и задержало начало других. [20] Многие крупные шотландские послевоенные романисты, такие как Робин Дженкинс (1912–2005), Джесси Кессон (1916–94), Мюриэл Спарк (1918–2006), Александр Трокки (1925–84) и Джеймс Кеннауэй (1928–68), провели большую часть своей жизни за пределами Шотландии, но часто занимались шотландскими темами. [1] Основные романы Дженкинса, такие как «Собиратели конусов» (1955), «Подменыш» (1958) и «Фергюс Ламонт» (1978), посвящены дилеммам рабочего класса в мире, лишенном духовного утешения. Совершенно разные по тону, Спарк написала романы, в которых исследуется современная общественная жизнь, как, например, в двух ее откровенно шотландских романах «Баллада о Пекхеме Ржи» (1960) и эдинбургском «Расцвете сил мисс Джин Броди» (1961). [20] Успешные произведения для массового рынка включали боевики Алистера Маклина (1922–87) и историческую фантастику Дороти Даннетт (р. 1923). [1] В молодое поколение романистов, появившееся в 1960-х и 1970-х годах, входили Аллан Мэсси (род. 1938), Шена Маккей (род. 1944) и Алан Спенс (род. 1947). [1] Работы Мэсси часто затрагивают исторические темы, осознавая при этом ограничения исторической объективности, как, например, в его работах «Август» (1986), «Тиберий» (1991) и «Рваный лев» (1994). [20] Идентичность рабочего класса продолжала оставаться основной темой послевоенного романа, и ее можно увидеть в романах Арчи Хинда (1928–2008) «Дорогое зеленое место» (1966), Алана Шарпа (1934–2013) «Зеленое дерево в Гедде (1965), (1972) Джорджа Фрила (1910–75 г-н Альфред М.А. ) и (1975) Уильяма Макилванни (р. 1936 Дочерти ). [20]

Ян Рэнкин с последним томом серии «Инспектор Ребус» в 2007 году.

С 1980-х годов шотландская литература пережила еще одно серьезное возрождение, особенно связанное с группой писателей из Глазго, сосредоточивших свои усилия на встречах в доме критика, поэта и учителя Филипа Хобсбаума (1932–2005). Также важную роль в движении сыграл Питер Кравиц , редактор Polygon Books . [1] В их число входил Аласдер Грей (р. 1934), чей эпический фильм «Ланарк» (1981) основан на романе о рабочем классе и исследует реалистичные и фантастические повествования. (1989) Джеймса Келмана (род. 1946) «Автобусный проводник Хайнс» (1984) и «Разочарование» были одними из первых романов, в которых в качестве главного рассказчика полностью использовался шотландский рабочий класс. [20] В 1990-х годах в результате этого движения появились крупные шотландские романы, получившие награды, включая « Бедные дела Грея » (1992), в которых исследовалось капиталистическое и имперское происхождение Шотландии в перевернутой версии мифа о Франкенштейне . [20] «На игле » (1993 ), посвященная наркозависимости в современном Эдинбурге, «Морверн Каллар» Алана Уорнера (род. 1964), «Морверн Каллар» (1995), посвященная смерти и авторству, и «Как поздно» Келмана. Было, как поздно (1994), роман о потоке сознания, повествующий о жизни, полной мелких преступлений. [1] Эти работы были связаны реакцией на тэтчеризм , который иногда был откровенно политическим, и исследовали маргинальные области опыта, используя яркий разговорный язык (включая ругательства и шотландский диалект). [1]

Среди других известных авторов, получивших известность в этот период, были Дженис Галлоуэй (род. 1956) с такими работами, как «Уловка в том, чтобы продолжать дышать» (1989) и «Иностранные части» (1994); А. Л. Кеннеди (р. 1965) с «В поисках возможного танца» (1993) и «Так я рад» (1995); Иэн Бэнкс (1954–2013) с «Воронья дорога» (1992) и «Соучастие» (1993); Кандия МакВильям (род. 1955) с «Спорной землей» (1994); Фрэнк Куппнер (р. 1951) с «Что-то очень похожее на убийство» (1994); и Эндрю О'Хаган (р. 1968) с «Нашими отцами» (1999). [20] В жанре фантастики Иэн Бэнкс, писавший под псевдонимом Иэн М. Бэнкс, создал новаторскую научную фантастику . [20] Шотландская криминальная фантастика, известная как Тартан Нуар . [23] был основной областью роста благодаря успеху таких писателей, как Фредерик Линдсей (1933–2013), Квинтин Джардин (р. 1945), Вэл Макдермид (р. 1955), Дениз Мина (р. 1966), Кристофер Брукмайр (р. 1966). 1968), и особенно успех эдинбургских романов Яна Рэнкина (р. 1960) и его об инспекторе Ребусе . романов [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Шотландский «Ренессанс» и не только» , Посещение искусств: Шотландия: Культурный профиль , заархивировано из оригинала 30 сентября 2011 г.
  2. ^ П.Г. Батор, «Вход романа в шотландские университеты», в изд. Р. Кроуфорда, «Шотландское изобретение английской литературы» (Кембридж: Cambridge University Press, 1998), ISBN   0521590388 , стр. 89–90.
  3. ^ Jump up to: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , с. 313.
  4. ^ Дж. К. Бизли, Тобиас Смоллетт: писатель (University of Georgia Press, 1998), ISBN   0820319716 , с. 1.
  5. ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , с. 316.
  6. ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , стр. 321–3.
  7. ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , с. 392.
  8. ^ Jump up to: а б с И. Дункан, «Скотт и исторический роман: появление романа в Шотландии», в книге Г. Каррутерса и Л. Макилванни, ред., The Cambridge Companion to Scottish Literature (Cambridge Cambridge University Press, 2012), ISBN   0521189365 , с. 105.
  9. ^ К.С. Уеттер, Понимание жанра и средневекового романа (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN   0-7546-6142-3 , с. 28.
  10. ^ Jump up to: а б Г. Л. Барнетт, изд., Британские романисты девятнадцатого века о романе (Ardent Media, 1971), стр. 29.
  11. ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN   0-7453-1608-5 , с. 136.
  12. ^ Р. Х. Хаттон, сэр Вальтер Скотт (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011), ISBN   1108034675 , с. 1.
  13. ^ А. Джаррелс, «Ассоциации, уважающие прошлое»: Просвещение и романтический историзм», в Дж. П. Кланчере, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN   0631233555 , с. 60.
  14. ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN   0754664465 , с. 210.
  15. ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN   0816074968 , с. 374.
  16. ^ Jump up to: а б с И. Кэмпбелл, «Культура: Просвещение (1660–1843): роман», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 138–40.
  17. ^ Дж. Келли, Английская художественная литература периода романтизма, 1789–1830 (Лондон: Longman, 1989), ISBN   0582492602 , с. 320.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж К. Крейг, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914): литература», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 149–51.
  19. ^ А.С. Чейн, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914), в целом», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 143–6.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н К. Крейг, «Культура: современность (1914–): роман», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 157–9.
  21. ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   0-19-538623-X , с. 587.
  22. ^ П. Барнаби и Т. Хаббард, «Международный прием и влияние шотландской литературы периода с 1918 года», в изд. И. Брауна, Эдинбургская история шотландской литературы: современные трансформации: новые идентичности (с 1918 г.) ( Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748624821 , с. 32.
  23. ^ П. Клэндфид, «Помещение «черного» в «тартан-нуар»» в книге Джули Х. Ким, изд., « Раса и религия в постколониальном британском детективе: десять эссе» (МакФарланд, 2005), ISBN   0786421754 , с. 221.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09f01b65bf725258a7d1ffc79f00e080__1720619340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/80/09f01b65bf725258a7d1ffc79f00e080.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Novel in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)