Роман в Шотландии

Роман в Шотландии включает в себя всю длинную прозу, опубликованную в Шотландии и шотландскими авторами с момента развития литературного формата в восемнадцатом веке. Вскоре роман стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. Тобиаса Смоллетта , Пикантные романы такие как «Приключения Родерика Рэндома» и «Приключения Перегрина Пикла», означают, что его часто считают первым писателем Шотландии. Среди других шотландцев, внесших свой вклад в развитие романа в восемнадцатом веке, — Генри Маккензи и Джон Мур .
В начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики, которая включала работы Элизабет Гамильтон , Мэри Брантон и Кристиана Джонстона . Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт, чей «Уэверли» часто называют первым историческим романом . Он имел большое влияние во всем мире. Его успех привел к издательскому буму в Шотландии. Среди основных фигур, получивших выгоду, были Джеймс Хогг , Джон Галт , Джон Гибсон Локхарт , Джон Уилсон и Сьюзен Ферриер . В середине девятнадцатого века среди основных литературных деятелей, внесших вклад в развитие романа, были Дэвид Макбет Мойр , Джон Стюарт Блэки , Уильям Эдмондстоун Эйтун и Маргарет Олифант . В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной репутации, в том числе Роберт Льюис Стивенсон и Артур Конан Дойл , чьи рассказы о Шерлоке Холмсе помогли основать традицию детективной фантастики . В последние два десятилетия века « школа каллиарда » (капустный участок) изображал Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривается как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, которые прокатились по Шотландии в ходе промышленной революции. Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена , С.Р. Крокетта. и Дж. М. Барри , известный прежде всего своим созданием Питера Пэна , который помог развитию жанра фэнтези , как и работы Джорджа Макдональда .
Среди наиболее важных романов начала двадцатого века был «Дом с зелеными ставнями» Джорджа Дугласа Брауна , порвавший с традицией Кайларда. Джон Бьюкен сыграл главную роль в создании современного триллера с «Тридцатью девятью шагами» и «Зеленой мантией» . Шотландский литературный Ренессанс пытался привнести модернизм в искусство и создать самобытную национальную литературу. Все больше внимания уделялось роману. Среди основных фигур были Нил Ганн , Джордж Блейк , Эй Джей Кронин , Эрик Линклейтер и Льюис Грассик Гиббон . С движением было также связано большое количество женщин-авторов, в том числе Кэтрин Карсвелл , Уилла Мьюир , Нэн Шепард и Наоми Митчисон . Многие крупные шотландские послевоенные романисты, такие как Робин Дженкинс , Джесси Кессон , Мюриэл Спарк , Александр Трокки и Джеймс Кеннауэй , провели большую часть своей жизни за пределами Шотландии, но часто затрагивали шотландские темы. Среди успешных произведений массового рынка были боевики Алистера Маклина и историческая фантастика Дороти Даннетт . В молодое поколение романистов, появившееся в 1960-х и 1970-х годах, входили Аллан Мэсси , Шена Маккей и Алан Спенс . Идентичность рабочего класса продолжали исследовать Арчи Хинд , Алан Шарп , Джордж Фрил и Уильям Макилванни .
С 1980-х годов шотландская литература пережила еще одно крупное возрождение, среди таких фигур, как Аласдер Грей , Джеймс Келман , Ирвин Уэлш , Алан Уорнер , Дженис Галлоуэй , А.Л. Кеннеди , Иэн Бэнкс , Кандия МакВильям , Фрэнк Куппнер и Эндрю О'Хаган . В жанровой фантастике Иэн Бэнкс, писавший как Иэн М. Бэнкс, создал новаторскую научную фантастику , а шотландская криминальная фантастика стала основной областью роста благодаря успеху таких писателей, как Фредерик Линдсей , Квинтин Джардин , Вэл МакДермид , Дениз Мина , Кристофер Брукмайр. и особенно Ян Рэнкин и его романы об инспекторе Ребусе . [1]
восемнадцатый век
[ редактировать ]
Роман в его современной форме быстро развивался в восемнадцатом веке и вскоре стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. В Шотландии был спрос на новейшие романы, включая «Робинзона Крузо» (1719 г.), «Памелу» (1740 г.), «Тома Джонса» (1749 г.) и «Эвелину» (1788 г.). В периодических изданиях выходили еженедельные рецензии на романы, важнейшими из которых были «Ежемесячное обозрение» и «Критическое обозрение» . Библиотеки абонемента были созданы в Эдинбурге, Глазго и Абердине. создавались частные усадебные библиотеки В усадебных домах . Университеты начали приобретать романы, и они стали частью учебной программы. [2] К 1770-м годам в Великобритании и Ирландии ежегодно печаталось около тридцати романов, и существует множество свидетельств того, что их читали, особенно женщины и студенты в Шотландии. Шотландия и шотландские авторы внесли скромный вклад в это раннее развитие. До 1800 года в Шотландии было напечатано около сорока полных книг прозы. Одним из первых было « Избранное собрание восточных сказок», написанное анонимно (1776 г.). [3]
Тобиас Смоллетт (1721–71) был поэтом, эссеистом, сатириком и драматургом, но наиболее известен своими плутовскими романами , такими как «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перегрина Пикля» (1751), за которые его часто считается первым писателем Шотландии. [4] Его самым влиятельным романом был его последний эпистолярный роман «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771). [5] Его работы окажут большое влияние на более поздних романистов, таких как Теккерей и Диккенс . [3] Среди других романистов восемнадцатого века был Генри Маккензи (1745–1821), чья основная работа «Человек чувств» (1771) представляла собой сентиментальный роман , посвященный человеческим эмоциям, написанный под влиянием Сэмюэля Ричардсона и Лоуренса Стерна , а также мышления философа Дэвида Юма . Действие его более поздних романов, «Человек мира» (1773 г.) и «Жюлия де Рубинье» (1777 г.), происходит в дебрях Америки и Франции соответственно, причем героиня названия последней является первой главной героиней женского пола в шотландском романе. [6] врача Джона Мура Роман « Зелуко» (1789) сосредоточился на антигерое, итальянском дворянине с этим титулом, и оказал большое влияние на творчество Байрона . [7]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]Как и повсюду на Британских островах, в начале девятнадцатого века существовала традиция моральной и бытовой фантастики. В Шотландии он не процветал в такой степени, но выпустил ряд значительных публикаций. К ним относятся «Дисциплина» Элизабет Гамильтон (1756–1816), «Коттеджеры Гленберни» (1808), » Мэри Брантон (1778–1818) «Дисциплина (1814) и Кристиана Джонстона ( «Клан-Альбин» 1815). [8]

Выдающимся литературным деятелем начала XIX века был Вальтер Скотт (1771–1832). Начав как собиратель баллад и поэт, Уэверли в 1814 году написал свое первое прозаическое произведение, которое часто называют первым историческим романом , и начал весьма успешную карьеру романиста. [9] Его первые девять романов были посвящены истории Шотландии, особенно Хайленда и Бордерс , и включали « Роба Роя» (1817 г.) и «Сердце Мидлотиана» (1818 г.). Начиная с «Айвенго» (1820 г.), он обратился к английской истории и положил начало европейской моде на свои работы. сделал его баронетом Георг IV в 1820 году и стал первым литературным деятелем, удостоенным этой чести. Его работа помогла укрепить респектабельность романа как литературы. [10] и сделал больше, чем любой другой деятель, для определения и популяризации шотландской культурной самобытности в девятнадцатом веке. [11] Его считают первым писателем на английском языке, сделавшим при жизни международную карьеру. [12] оказавший большое влияние на писателей Италии, Франции, России и США, а также Великобритании. [10]
Успех Скотта привел к издательскому буму в Шотландии, который пошел на пользу его подражателям и соперникам. Доля всех издательских изданий Великобритании увеличилась в три раза, достигнув пика в 15 процентов в 1822–1825 годах. Многие романы были первоначально опубликованы в периодических изданиях, в том числе в The Edinburgh Review , основанном в 1802 году, и в журнале Blackwood's Magazine , основанном в 1817 году, оба из которых принадлежали издателю Скотта Blackwoods . [8] Вместе они оказали большое влияние на развитие британской литературы в эпоху романтизма, помогая укрепить литературную респектабельность романа. [13] [14]
Среди основных фигур, получивших выгоду от этого бума, был Джеймс Хогг (1770–1835), чья самая известная работа — «Частные мемуары и исповедь оправданного грешника» (1824), в которой затрагивались темы пресвитерианской религии и сатанинской одержимости, напоминая пейзаж. Эдинбурга и его окрестностей. [15] Джона Галта Самой известной работой (1779–1839) были «Анналы прихода» (1821), представленные в форме дневника, который вел сельский священник в течение пятидесяти лет и позволяющего Галту делать наблюдения об изменениях в шотландской жизни. общество. [16] Зять Вальтера Скотта Джон Гибсон Локхарт (1794–1854) наиболее известен своей книгой «Жизнь Адама Блэра» (1822), в которой основное внимание уделяется борьбе между желанием и виной. [16] Юрист и критик Джон Уилсон в роли Кристофера Норта опубликовал романы, в том числе «Света и тени шотландской жизни» (1822 г.), «Испытания Маргарет Линдси» (1823 г.) и «Лесники» (1825 г.), в которых исследуется индивидуальная психология. [17] Единственной крупной писательницей-женщиной, появившейся после успеха Скотта, была Сьюзан Ферье (1782–1854), чьи романы «Брак» (1818), «Наследство» (1824) и «Судьба» (1831) продолжили отечественную традицию. [8]

В середине девятнадцатого века среди крупных литературных деятелей, внесших свой вклад в разработку романа, были Дэвид Макбет Мойр (1798–1851), Джон Стюарт Блэки (1809–95) и Уильям Эдмондстоун Эйтун (1813–65). [16] Маргарет Олифант (1828–1897) написала более сотни романов, многие из которых — исторические или исследования нравов, действие которых происходит в Шотландии и Англии. [18] в том числе «Жена министра» (1886 г.) и Кирстин (1890 г.). Ее сериал « Хроники Карлингфорда» сравнивали с лучшим произведением Энтони Троллопа . [19]
В конце девятнадцатого века ряд авторов шотландского происхождения добились международной известности. Работы Роберта Льюиса Стивенсона (1850–1894) включали городскую готическую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), в которой исследовались психологические последствия современности. Стивенсон также сыграл решающую роль в дальнейшем развитии исторического романа с историческими приключениями в таких книгах, как «Похищенный» (1886) и «Остров сокровищ» (1893) и особенно «Мастер Баллантрэ» (1888), в которых исторический фон использовался как механизм для изучения современных проблем посредством аллегория. [18] Рассказы Артура Конан Дойля (1859–1930) о Шерлоке Холмсе создали архетипическую фигуру детектива и помогли основать традицию детективной фантастики . [18]
В последние два десятилетия века « каустная школа » (капустная грядка) изображала Шотландию в сельской и ностальгической манере, что часто рассматривалось как «слабость нервов» в борьбе с быстрыми изменениями, прокатившимися по Шотландии в ходе промышленной революции. . Фигуры, связанные с этим движением, включают Иэна Макларена (1850–1907), С.Р. Крокетта (1859–1914) и наиболее известного Дж. М. Барри (1860–1937), наиболее известного своим созданием «Питера Пэна» , которое помогло развитию жанра фэнтези . [18] Также важную роль в развитии фэнтези сыграла работа Джорджа Макдональда (1824–1905), написавшего детские романы, в том числе «Принцесса и гоблин» (1872) и «На спине северного ветра» (1872), реалистические романы о шотландской жизни, но также «Фантаст: волшебный роман для мужчин и женщин» (1858 г.) и позже «Лилит: романс» (1895 г.), которые оказали важное влияние на творчество К.С. Льюиса и Дж.Р.Р. Толкина . [18]
Начало двадцатого века
[ редактировать ]Среди наиболее важных романов начала двадцатого века был «Дом с зелеными ставнями » (1901) Джорджа Дугласа Брауна (1869–1902), реалистическое произведение, порвавшее с традицией Кайларда изображать современное шотландское общество, используя шотландский язык и игнорируя ностальгия. [18] Важное значение имела также работа Джона Бьюкена (1875–1940), сыгравшего главную роль в создании современного триллера ( «Тридцать девять шагов» 1915) и «Зеленая мантия» (1916). Его плодотворная работа включала исторический роман «Ведьмин лес» (1927), действие которого происходит в Шотландии семнадцатого века, и посмертно опубликованную «Реку больного сердца» (1941), исследование физиологического расстройства в дикой природе Канады ( генерал-губернатором которой Бьюкен был с 1936 года). до его смерти). Его работы были важным связующим звеном между традициями Шотландии и Стивенсона и шотландским Возрождением . [20]

Шотландский литературный Ренессанс был попыткой привнести модернизм в искусство и создать самобытную национальную литературу. На ранних этапах движение было в основном сосредоточено на поэзии, но все больше концентрировалось на романах, особенно после 1930-х годов, когда его главный деятель Хью МакДиармид жил изолированно на Шетландских островах, а его лидерство перешло к писателю Нилу Ганну (1891–1973). Романы Ганна, начиная с «Серого берега» (1926), включая «Хайленд-Ривер» (1937) и «Зеленый остров Великой бездны» (1943), были в основном написаны на английском языке, а не на шотландском языке, предпочитаемом Мак-Диармидом, сосредоточенным на горной местности его страны. рождения и отличались своими повествовательными экспериментами. [20] Среди других крупных фигур, связанных с движением, - Джордж Блейк (1893–1961), А. Дж. Кронин (1896–1981), Эрик Линклейтер (1899–1974) и Льюис Грассик Гиббон (1901–1935). С этим движением было также связано большое количество женщин-авторов, демонстрировавших растущее женское сознание. Среди них были Кэтрин Карсвелл (1879–1946), Уилла Мьюир (1890–1970), [20] Нэн Шепард (1893–1981) [1] и наиболее активно Наоми Митчисон (1897–1999). [20] Все они родились в течение пятнадцати лет, и, хотя их нельзя назвать членами одной школы, все они стремились к исследованию своей идентичности, отвергая ностальгию и ограниченность и занимаясь социальными и политическими проблемами. [1] Врача А. Дж. Кронина сейчас часто считают сентиментальным, но его ранние работы, особенно его первый роман «Замок Шляпника» (1931) и его самая успешная «Цитадель» (1937), были преднамеренной реакцией на традицию Кайлярда, обнажая невзгоды и превратности жизни. простых людей, [21] Он был самым переводимым шотландским писателем двадцатого века. [22] Джордж Блейк стал пионером в исследовании опыта рабочего класса в своих главных произведениях, таких как «Кораблестроители» (1935). Эрик Линклейтер продюсировал комедии абсурда, в том числе «Хуан в Америке » (1931), рассказывающий об Америке сухого закона , и критику современной войны в «Рядовом Анджело» (1946). Льюис Грассик Гиббон, псевдоним Джеймса Лесли Митчелла, произвел одну из важнейших реализаций идей шотландского Возрождения в своей трилогии «Шотландский квартал» ( «Песня заката» , 1932, «Клауд Хоу» , 1933 и «Серый гранит» , 1934), в которой смешались различные шотландские диалекты с повествовательным голосом. [20] Среди других работ, исследовавших рабочий класс, были работы Джеймса Барка (1905–58), «Крупная операция» (1936) и «Земля лила» (1939), а также работа Дж. Ф. Хендри (1912–86) «Ферни Брей» (1947). [20]
Конец двадцатого века до наших дней
[ редактировать ]Вторая мировая война оказала большее влияние на роман, чем на поэзию. Это положило конец карьере одних писателей и задержало начало других. [20] Многие крупные шотландские послевоенные романисты, такие как Робин Дженкинс (1912–2005), Джесси Кессон (1916–94), Мюриэл Спарк (1918–2006), Александр Трокки (1925–84) и Джеймс Кеннауэй (1928–68), провели большую часть своей жизни за пределами Шотландии, но часто занимались шотландскими темами. [1] Основные романы Дженкинса, такие как «Собиратели конусов» (1955), «Подменыш» (1958) и «Фергюс Ламонт» (1978), посвящены дилеммам рабочего класса в мире, лишенном духовного утешения. Совершенно разные по тону, Спарк написала романы, в которых исследуется современная общественная жизнь, как, например, в двух ее откровенно шотландских романах «Баллада о Пекхеме Ржи» (1960) и эдинбургском «Расцвете сил мисс Джин Броди» (1961). [20] Успешные произведения для массового рынка включали боевики Алистера Маклина (1922–87) и историческую фантастику Дороти Даннетт (р. 1923). [1] В молодое поколение романистов, появившееся в 1960-х и 1970-х годах, входили Аллан Мэсси (род. 1938), Шена Маккей (род. 1944) и Алан Спенс (род. 1947). [1] Работы Мэсси часто затрагивают исторические темы, осознавая при этом ограничения исторической объективности, как, например, в его работах «Август» (1986), «Тиберий» (1991) и «Рваный лев» (1994). [20] Идентичность рабочего класса продолжала оставаться основной темой послевоенного романа, и ее можно увидеть в романах Арчи Хинда (1928–2008) «Дорогое зеленое место» (1966), Алана Шарпа (1934–2013) «Зеленое дерево в Гедде (1965), (1972) Джорджа Фрила (1910–75 г-н Альфред М.А. ) и (1975) Уильяма Макилванни (р. 1936 Дочерти ). [20]

С 1980-х годов шотландская литература пережила еще одно серьезное возрождение, особенно связанное с группой писателей из Глазго, сосредоточивших свои усилия на встречах в доме критика, поэта и учителя Филипа Хобсбаума (1932–2005). Также важную роль в движении сыграл Питер Кравиц , редактор Polygon Books . [1] В их число входил Аласдер Грей (р. 1934), чей эпический фильм «Ланарк» (1981) основан на романе о рабочем классе и исследует реалистичные и фантастические повествования. (1989) Джеймса Келмана (род. 1946) «Автобусный проводник Хайнс» (1984) и «Разочарование» были одними из первых романов, в которых в качестве главного рассказчика полностью использовался шотландский рабочий класс. [20] В 1990-х годах в результате этого движения появились крупные шотландские романы, получившие награды, включая « Бедные дела Грея » (1992), в которых исследовалось капиталистическое и имперское происхождение Шотландии в перевернутой версии мифа о Франкенштейне . [20] «На игле » (1993 ), посвященная наркозависимости в современном Эдинбурге, «Морверн Каллар» Алана Уорнера (род. 1964), «Морверн Каллар» (1995), посвященная смерти и авторству, и «Как поздно» Келмана. Было, как поздно (1994), роман о потоке сознания, повествующий о жизни, полной мелких преступлений. [1] Эти работы были связаны реакцией на тэтчеризм , который иногда был откровенно политическим, и исследовали маргинальные области опыта, используя яркий разговорный язык (включая ругательства и шотландский диалект). [1]
Среди других известных авторов, получивших известность в этот период, были Дженис Галлоуэй (род. 1956) с такими работами, как «Уловка в том, чтобы продолжать дышать» (1989) и «Иностранные части» (1994); А. Л. Кеннеди (р. 1965) с «В поисках возможного танца» (1993) и «Так я рад» (1995); Иэн Бэнкс (1954–2013) с «Воронья дорога» (1992) и «Соучастие» (1993); Кандия МакВильям (род. 1955) с «Спорной землей» (1994); Фрэнк Куппнер (р. 1951) с «Что-то очень похожее на убийство» (1994); и Эндрю О'Хаган (р. 1968) с «Нашими отцами» (1999). [20] В жанре фантастики Иэн Бэнкс, писавший под псевдонимом Иэн М. Бэнкс, создал новаторскую научную фантастику . [20] Шотландская криминальная фантастика, известная как Тартан Нуар . [23] был основной областью роста благодаря успеху таких писателей, как Фредерик Линдсей (1933–2013), Квинтин Джардин (р. 1945), Вэл Макдермид (р. 1955), Дениз Мина (р. 1966), Кристофер Брукмайр (р. 1966). 1968), и особенно успех эдинбургских романов Яна Рэнкина (р. 1960) и его об инспекторе Ребусе . романов [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Шотландский «Ренессанс» и не только» , Посещение искусств: Шотландия: Культурный профиль , заархивировано из оригинала 30 сентября 2011 г.
- ^ П.Г. Батор, «Вход романа в шотландские университеты», в изд. Р. Кроуфорда, «Шотландское изобретение английской литературы» (Кембридж: Cambridge University Press, 1998), ISBN 0521590388 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 313.
- ^ Дж. К. Бизли, Тобиас Смоллетт: писатель (University of Georgia Press, 1998), ISBN 0820319716 , с. 1.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 316.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , стр. 321–3.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 392.
- ^ Jump up to: а б с И. Дункан, «Скотт и исторический роман: появление романа в Шотландии», в книге Г. Каррутерса и Л. Макилванни, ред., The Cambridge Companion to Scottish Literature (Cambridge Cambridge University Press, 2012), ISBN 0521189365 , с. 105.
- ^ К.С. Уеттер, Понимание жанра и средневекового романа (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0-7546-6142-3 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Г. Л. Барнетт, изд., Британские романисты девятнадцатого века о романе (Ardent Media, 1971), стр. 29.
- ^ Н. Дэвидсон, Истоки шотландской государственности (Pluto Press, 2008), ISBN 0-7453-1608-5 , с. 136.
- ^ Р. Х. Хаттон, сэр Вальтер Скотт (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2011), ISBN 1108034675 , с. 1.
- ^ А. Джаррелс, «Ассоциации, уважающие прошлое»: Просвещение и романтический историзм», в Дж. П. Кланчере, Краткий спутник эпохи романтизма (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2009), ISBN 0631233555 , с. 60.
- ^ А. Бенчимол, редактор, Интеллектуальная политика и культурный конфликт в период романтизма: шотландские виги, английские радикалы и создание британской публичной сферы (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 0754664465 , с. 210.
- ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN 0816074968 , с. 374.
- ^ Jump up to: а б с И. Кэмпбелл, «Культура: Просвещение (1660–1843): роман», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 138–40.
- ^ Дж. Келли, Английская художественная литература периода романтизма, 1789–1830 (Лондон: Longman, 1989), ISBN 0582492602 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б с д и ж К. Крейг, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914): литература», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 149–51.
- ^ А.С. Чейн, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914), в целом», в изд. М. Линча, The Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 143–6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н К. Крейг, «Культура: современность (1914–): роман», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 157–9.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 587.
- ^ П. Барнаби и Т. Хаббард, «Международный прием и влияние шотландской литературы периода с 1918 года», в изд. И. Брауна, Эдинбургская история шотландской литературы: современные трансформации: новые идентичности (с 1918 г.) ( Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624821 , с. 32.
- ^ П. Клэндфид, «Помещение «черного» в «тартан-нуар»» в книге Джули Х. Ким, изд., « Раса и религия в постколониальном британском детективе: десять эссе» (МакФарланд, 2005), ISBN 0786421754 , с. 221.