Усадьбы в Шотландии

Усадьбы в Шотландии или шотландские загородные дома — это большие дома, обычно расположенные на земельных участках в Шотландии. Их строили с шестнадцатого века, после того как оборонительные замки стали заменяться более комфортабельными резиденциями для королевской семьи, знати и местных лордов . Истоки шотландских поместий лежат в аристократическом подражании обширному строительству и перестройке королевских резиденций, начиная с Линлитгоу , под влиянием архитектуры эпохи Возрождения . В 1560-х годах возник уникальный шотландский стиль шотландских баронов , который сочетал в себе черты средневековых замков, домов-башен и башен из кожуры с планами эпохи Возрождения в домах, предназначенных в первую очередь для проживания, а не для защиты.
После Реставрации (1660 г.) работы архитектора сэра Уильяма Брюса открыли в Шотландии новую фазу классицизации архитектуры в форме королевских дворцов и усадеб, включающих элементы палладианского стиля . В восемнадцатом веке в Шотландии родились некоторые из наиболее важных британских архитекторов, в том числе неопалладианец Уильям Адам и его новаторский сын Роберт Адам , который отверг палладианский стиль и был одним из европейских инициаторов неоклассической архитектуры , воплощенной в серии поместий. дома в Шотландии и Англии. Включение «готических» элементов средневековой архитектуры Уильямом Адамом помогло начать возрождение шотландского барона в девятнадцатом веке, учитывая его популярность в доме Вальтера Скотта в Абботсфорде и королевы Виктории убежище в замке Балморал . В двадцатом веке строительство поместий пришло в упадок, поскольку влияние аристократии ослабло, и многие из них были переданы Национальному фонду Шотландии и Шотландии. Историческая Шотландия .
После Реформации и ухода шотландского двора в 1603 году художники и ремесленники обратились к светскому покровительству, а поместья стали хранилищами произведений искусства и изысканной мебели. Усадебные дома украшались картинами, резьбой по дереву и лепниной. Гранд- тур поощрял сбор классического искусства и принятие классических стилей для новых работ, которые были включены в стиль Адама . Баронское возрождение привело к синтезу викторианского стиля, который сочетал в себе элементы Возрождения, символы земельной власти и национальной принадлежности с современными деталями. С конца шестнадцатого века многие усадебные дома были окружены садами, вдохновленными садами итальянского Возрождения . С конца семнадцатого века образцами были формальные сады Версаля важными и голландские сады . В восемнадцатом веке менее формальные и симметричные планировки стали обычным явлением с развитием английского ландшафтного сада . В девятнадцатом веке рядом с домом вернулся регулярный сад. Развитие палладианского загородного дома в семнадцатом веке отделило семью домовладельца от слуг. Дворянские семьи проводили большую часть своего времени в гостях у семьи, друзей или соседей, и гостеприимство было важной частью жизни. Основные занятия включали охоту, карты, шахматы и музыку. Обильные и роскошные обеды были важной частью общественной жизни. В восемнадцатом веке усадьбы проектировались как центры публичного показа, но в девятнадцатом веке они становились все более частными и создавали отдельные мужские зоны.
Архитектура
[ редактировать ]Ренессанс
[ редактировать ]
Истоки частных поместий в Шотландии лежат в обширном строительстве и перестройке королевских дворцов, которое, вероятно, началось при Якове III (годы правления 1460–1488), ускорилось при Якове IV (годы правления 1488–1513) и достигло своего пика при Якове. V (годы правления 1512–42). [ 1 ] Эти работы рассматривались как непосредственно отражающие влияние стилей Возрождения. Линлитгоу был впервые построен при Якове I под руководством мастера работ Джона де Вальтуна и назывался дворцом, что, по-видимому, было первым использованием этого термина в стране с 1429 года. Он был расширен при Якове III и стал соответствовать до модного четырехугольного итальянского синьорского дворца с угловой башней palatium ad moden castri (дворец в стиле замка), сочетающего классическую симметрию с нео-рыцарскими образами. Есть свидетельства того, что итальянские каменщики работали на Якова IV, во время правления которого был завершен Линлитгоу, а другие дворцы были перестроены в итальянских пропорциях. [ 2 ] Джеймс V столкнулся с французской версией здания эпохи Возрождения во время своего бракосочетания с Мадлен Валуа в 1536 году, и его второй брак с Марией де Гиз, возможно, привел к более долгосрочным связям и влияниям. [ 3 ] Работы его правления в значительной степени игнорировали островной стиль, принятый в Англии при Генрихе VIII, и принимали формы, которые были узнаваемо европейскими. [ 4 ] За этим последовали перестройки в Холируде , Фолкленде , Стерлинге и Эдинбурге . [ 5 ] описывается как «одни из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения в Великобритании». [ 6 ]
Большая часть этой работы была запланирована и профинансирована Джеймсом Гамильтоном из Финнарта (ок. 1495–1540), в дополнение к его работе в замке Блэкнесс , замке Ротсей , доме в Кроуфордджоне , «Новой гостинице» в монастыре собора Святого Андрея и жилье в аббатстве Балмерино для больной королевы Мадлен. [ 7 ] Вместо того чтобы рабски копировать континентальные формы, большая часть шотландской архитектуры включила элементы этих стилей в традиционные местные образцы. [ 5 ] адаптируя их к шотландским идиомам и материалам (особенно камню и харлу ). [ 8 ] Работы, предпринятые для Джеймса VI, продемонстрировали продолжающееся влияние эпохи Возрождения: Королевская часовня в Стерлинге имела классический вход, построенный в 1594 году под руководством Уильяма Шоу , и северное крыло Линлитгоу, построенное в 1618 году, с использованием классических фронтонов, спроектированных Джеймсом Мюрреем . Подобные темы можно увидеть в частных домах аристократов, например, в Марс-Уорке , Стерлинге (ок. 1570 г.) и замке Крайтон , построенном для графа Ботвелла в 1580-х годах. [ 9 ]
шотландский барон
[ редактировать ]
Уникальный стиль великолепных частных домов в Шотландии, позже известный как шотландский баронский, зародился в 1560-х годах. Он сохранил черты средневековых замков с высокими стенами, которые в значительной степени устарели из-за порохового оружия и, возможно, находились под влиянием французских каменщиков, привезенных в Шотландию для работы над королевскими дворцами. Нарисовал на башенных домах и облупленных башнях , [ 10 ] сотни из них были построены местными лордами с четырнадцатого века, особенно на границах. Эти заброшенные оборонительные стены заменены укреплёнными убежищами, предназначенными для того, чтобы пережить набег, а не длительную осаду. [ 11 ] [ 12 ] Обычно они были трехэтажными, обычно увенчанными парапетом , выступающим на кронштейнах и переходящим в круглые бартизаны на каждом углу. [ 13 ] Новые дома, построенные в конце шестнадцатого века дворянами и лордами, в первую очередь строились для комфорта, а не для защиты. Они сохранили многие из этих внешних черт, которые стали ассоциироваться с дворянством, но с более крупным планом земли. Классически это был «Z-план» прямоугольного блока с башнями, как в замке Коллистон (1583 г.) и замке Клейпоттс (1569–1588 гг.). [ 10 ]
Особенно влиятельной была работа Уильяма Уоллеса , королевского мастера-каменщика с 1617 года до своей смерти в 1631 году. Он работал над восстановлением разрушенного Северного хребта Линлитгоу с 1618 года, дома Уинтона для Джорджа Сетона, 3-го графа Винтона, и начал работу над Больница Хериот , Эдинбург. Он принял особый стиль, в котором элементы шотландских укреплений и фламандского влияния были применены к плану эпохи Возрождения, подобному тому, который использовался в замке Анси-ле-Франк . Этот стиль можно увидеть в домах лордов, построенных в Керлаверлоке (1620 г.), Морей-Хаусе , Эдинбурге (1628 г.) и замке Драмланриг (1675–89), и он пользовался большим влиянием, пока баронский стиль не уступил место более величественным английским формам, связанным с Иниго Джонсом. в конце семнадцатого века. [ 10 ]
Реставрация
[ редактировать ]
В бурную эпоху гражданских войн (1639–1651 гг.) и английской оккупации Шотландии (1651–1660 гг.) значительные здания в Шотландии в основном ограничивались военной архитектурой. [ 14 ] После Реставрации 1660 года снова началось крупномасштабное строительство, часто включающее более комплексные идеи возрождения классицизма. [ 14 ] Сэр Уильям Брюс (1630–1710), считающийся «основателем классической архитектуры в Шотландии», был ключевой фигурой во внедрении палладианского стиля в Шотландию, следуя принципам итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508–1580). Идеи Палладио были в значительной степени основаны на симметрии, перспективе и ценностях формальной классической храмовой архитектуры древних греков и римлян и ассоциировались в Англии с проектами Иниго Джонса . Брюс популяризировал среди знати стиль загородного дома, что способствовало переходу к более континентальной архитектуре, ориентированной на отдых. [ 15 ] Он построил и реконструировал загородные дома, в том числе замок Тирлестейн и дом Престонфилд . [ 16 ] Среди его наиболее значительных работ был его собственный палладианский особняк в Кинроссе , построенный на территории поместья Лох-Левен, которое он приобрел в 1675 году. [ 16 ] В качестве инспектора и надзирателя королевских работ он предпринял восстановление Королевского дворца Холирудхаус в 1670-х годах, что придало дворцу его нынешний вид. [ 15 ] После смерти Карла II Брюс потерял политическую благосклонность, а позже, после Славной революции , не раз попадал в тюрьму как подозреваемый в якобите . [ 17 ] Эти дома преимущественно строились с использованием хорошо высеченной тесаной кладки на фасадах, а бутовая кладка использовалась только для внутренних стен. [ 18 ]
Джеймс Смит работал каменщиком при восстановлении Брюсом дворца Холируд. В 1683 году он был назначен инспектором и надзирателем королевских работ и отвечал за содержание Холирудского дворца. Вместе со своим тестем, мастером-каменщиком Робертом Милном , Смит работал над парком Кэролайн в Эдинбурге (1685 г.) и замком Драмланриг (1680-е гг.). Загородные дома Смита следовали образцу, установленному Уильямом Брюсом, с шатровыми крышами и фронтонами в простом, но красивом палладианском стиле. [ 15 ] Дворец Гамильтона (1695 г.) был фасадом гигантских коринфских колонн и входом с фронтоном, хотя в остальном он был сдержан. Дворец Далкейт (1702–1710 гг.) был построен по образцу Вильгельма Оранского дворца в Хет-Лоо в Нидерландах. [ 19 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]После Акта об унии 1707 года растущее процветание Шотландии привело к волне строительства новых зданий. [ 18 ] В Шотландии родились одни из самых значительных архитекторов этой эпохи, в том числе Колен Кэмпбелл (1676–1729), Джеймс Гиббс (1682–1754) и Уильям Адам (1689–1748), которые создали работы, в некоторой степени похожие на классические модели. Кэмпбелл находился под влиянием палладианского стиля, и ему приписывают создание георгианской архитектуры. Историк архитектуры Говард Колвин предположил, что он был связан с Джеймсом Смитом и что Кэмпбелл, возможно, даже был его учеником. [ 15 ] Большую часть своей карьеры он провел в Италии и Англии, где у него возникло соперничество с соотечественником-шотландцем Джеймсом Гиббсом. Гиббс тренировался в Риме, а также практиковал в основном в Англии. Его архитектурный стиль включал в себя палладианские элементы, а также формы итальянского барокко и Иниго Джонса, но на него наиболее сильно повлияла интерпретация барокко сэра Кристофера Рена . [ 20 ]
Уильям Адам был выдающимся архитектором своего времени в Шотландии. [ 21 ] [ 22 ] проектирование и строительство многочисленных загородных домов и общественных зданий. Среди его самых известных работ — Дом Хоптаун недалеко от Эдинбурга и Дом Даффа в Банфе . Его индивидуальный, яркий стиль был основан на палладианском стиле, но с деталями барокко, вдохновленными Ванбру и континентальной архитектурой. После его смерти его сыновья Роберт и Джон взяли на себя семейный бизнес, который включал прибыльную работу в Управлении артиллерийского вооружения . Роберт стал лидером первой фазы неоклассического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года и до своей смерти. [ 23 ] Он отверг палладианский стиль как «тяжеловесный» и «отвратительный». [ 24 ] Однако он продолжил традицию черпать вдохновение непосредственно из классической античности , под влиянием своего четырехлетнего пребывания в Европе. [ 24 ] Он повлиял на развитие архитектуры не только в Великобритании, но и в Западной Европе, Северной Америке и в России, где его образцы были взяты шотландским архитектором Чарльзом Кэмероном . [ 25 ] Главным соперником Адама был Уильям Чемберс, еще один шотландец, но родившийся в Швеции. [ 26 ] Большую часть своей работы он проделал в Лондоне, имея небольшое количество домов в Шотландии. Он был назначен наставником по архитектуре принца Уэльского, позже Георга III , а в 1766 году вместе с Робертом Адамом — архитектором короля. [ 27 ] Более интернациональный по мировоззрению, чем Адам, он объединил неоклассицизм и палладианские традиции, и его влияние было опосредовано большим количеством учеников. [ 28 ]
Баронское возрождение
[ редактировать ]
Некоторые из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры происходят из Шотландии. Замок Инверари , построенный в 1746 году по проекту Уильяма Адама, имеет башенки. Эти ранние готические дома были в основном традиционными домами в палладианском стиле, которые включали в себя некоторые внешние черты шотландского баронского стиля. Дома Роберта Адама в этом стиле включают Меллерстейн и Веддерберн в Бервикшире и Сетон-Хаус в Восточном Лотиане, но наиболее отчетливо это видно в замке Калзин в Эйршире, реконструированном Адамом в 1777 году. [ 29 ]
Важным фактором принятия стиля в начале девятнадцатого века был Эбботсфорд-хаус , резиденция писателя и поэта сэра Вальтера Скотта . Перестроенный для него в 1816 году, он стал образцом современного возрождения баронского стиля. Общие черты, заимствованные из домов шестнадцатого и семнадцатого веков, включали зубчатые ворота, ступенчатые фронтоны , остроконечные башенки и машины . Этот стиль был популярен по всей Шотландии и применялся к относительно скромным жилищам такими архитекторами, как Уильям Берн (1789–1870), Дэвид Брайс (1803–76), [ 30 ] Эдвард Блор (1787–1879), Эдвард Калверт (ок. 1847–1914) и Роберт Стодарт Лоример (1864–1929). [ 31 ] Публикация книги Роберта Биллингса « Баронская и церковная архитектура Шотландии » (1848–1852 гг.) послужила справочником по стилю. [ 32 ] а перестройка замка Балморал в баронский дворец (и последующее использование его в качестве королевской резиденции с 1855 по 1858 год) подтвердила его популярность. [ 33 ] Строительство поместных домов процветало примерно между 1855 годом и сельскохозяйственной депрессией, а также крахом банка Глазго в 1878 году. Теперь в строительстве преобладал покровительство промышленников- нуворишей . Сокращение количества прислуги, связанное с введением электричества, центрального отопления и трудосберегающих устройств, таких как пылесос, также привело к изменениям в масштабах строительства. Дизайн декоративно-прикладного искусства впервые был представлен в готическом дизайне Филипа Уэбба (1831–1915) в Арисайге (1863–64). Его преследовал Уильям Летаби в Мелсеттер-Хаусе, Хой (1898 г.) в пользу промышленника из Бирмингема. [ 32 ]
Двадцатый век до наших дней
[ редактировать ]
Баронский стиль достиг своего пика к концу девятнадцатого века, а в двадцатом веке важность строительства больших домов снизилась. [ 32 ] Исключением стала работа Джона Кинросса (1855–1955). Начав с реконструкции Терстон-хауса в Данбаре, с 1890 года он создал серию крупных проектов загородных домов. [ 34 ] Самым важным был Мандерстон-хаус (1901–03), построенный для Джеймса Миллера (1864–1906) в стиле Адама. [ 35 ] Баронский стиль продолжал влиять на строительство некоторых поместий, в том числе замка Скибо для промышленника Эндрю Карнеги (1899–1903). , который был перестроен Россом и Макбетом [ 32 ] [ 36 ] Английский архитектор Ч. Б. Квеннелл (1872–1935) спроектировал неогеоргианский особняк в Альтморе (1912–14) для владельца московского универмага. [ 32 ]
После Первой мировой войны в строительстве наступило затишье, а социальные изменения подорвали строительство сельских усадебных домов. Отдельные примеры включают дома, спроектированные Бэзилом Спенсом и построенные в Бротон-Плейс (1936 г.) и Гриблохе (1937–39 гг.), В которых сочетаются современные и традиционные элементы. [ 32 ] Вторая мировая война прервала оккупацию усадебных домов, поскольку во время войны они использовались как школы, казармы, жилые дома для эвакуированных и больницы. После войны многие из них устарели из-за отсутствия электричества и современной сантехники. Была нехватка прислуги, и аристократия, облагаемая высокими налогами, также не могла найти деньги на модернизацию и содержание больших домов. Нехватка строительных материалов в послевоенный период также сделала усадебные дома ценным ресурсом камня. [ 37 ] В результате после 1945 года 200 из 378 архитектурно важных поместий были снесены, что больше, чем в Англии. [ 38 ] В число разрушенных вошли работы Роберта Адама, в том числе Дом Балбарди и Дворец Гамильтона. Одна фирма, Charles Brand of Dundee , снесла по меньшей мере 56 загородных домов в Шотландии за 20 лет с 1945 по 1965 год. [ 39 ] Нехватка строительных материалов еще больше сократила количество новых больших элитных домов. Отдельные примеры включают Дом Логана, спроектированный Дэвидом Стайлом в 1950-х годах. В 1960-х годах в Снейгоу был проект Бэзила Хьюза для графа Кадогана , а Клод Филлимор реконструировал Дом Гаска. В этот период также была проведена значительная реставрация существующих домов. [ 32 ]
Интерьеры
[ редактировать ]
Создание усадебных домов привело к большей приватности, комфорту и роскоши для проживавших в них семей. Были реконструированы интерьеры: появились более широкие лестницы, добавлены семейные комнаты и улучшено отопление. Эркерные окна давали лучший вид, больше света и могли открываться для поступления свежего воздуха. [ 40 ] После Реформации, которая практически положила конец религиозному покровительству искусства в Шотландии, ремесленники и художники обратились к светским покровителям. [ 41 ] утверждает, что с отъездом шотландского двора в Англию в 1603 году Дженни Вормальд произошел переход «от двора к замку» в покровительстве и творчестве; усадебные дома стали хранилищами произведений искусства и изысканной мебели, которая подчеркивала богатство и вкус их обитателей. [ 42 ]
Одним из результатов стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения в усадебных домах. Они включали подробные цветные узоры и сцены, экземпляров которых сохранилось более сотни. [ 41 ] В дизайне использовались книги континентальных образцов, которые часто приводили к включению гуманистической моральной и философской символики, а также элементов, призывающих к геральдике, благочестию, классическим мифам и аллегориям. [ 41 ] Самый ранний из дошедших до нас примеров находится во дворце Гамильтона в Киннейле , Западный Лотиан, украшенном в 1550-х годах для тогдашнего регента Джеймса Гамильтона, графа Аррана . [ 43 ] Другие примеры включают потолок в Престонгрейндж-Хаусе , выполненный в 1581 году для Марка Керра, коммендата Ньюбаттла , , и длинную галерею в Пинки-Хаусе , нарисованную для Александра Ситона графа Данфермлина в 1621 году. [ 41 ]

Шотландские поместья все чаще украшались картинами, в том числе портретами , пейзажами , а затем классическими , жанровыми и историческими картинами. [ 44 ] Томас Уоррендер (1673–1713) зарабатывал на жизнь декоратором домов, тесно сотрудничая с архитекторами, в том числе с Уильямом Адамом. [ 45 ] Возможно, он обучал Джеймса Нори (1684–1757), который со своими сыновьями Джеймсом (1711–1736) и Робертом (ум. 1766) также работал с Адамсами, рисуя дома пэров шотландскими пейзажами, которые представляли собой стилизацию итальянского и Голландские сцены. [ 46 ] Они стали наставниками многих художников, и им приписывают зарождение традиции шотландской пейзажной живописи , которая получила свое развитие в конце восемнадцатого века. [ 47 ] Художники Аллан Рамзи (1713–84), Гэвин Гамильтон (1723–98), братья Джон (1744–68/9) и Александр Рансимэн (1736–85), Джейкоб Мор (1740–93) и Дэвид Аллан (1744–1744–1785 гг.) 96), в основном начинались в традициях Нори, но были художниками европейского значения, проводившими значительную часть своей карьеры за пределами Шотландии. [ 48 ] Генри Реберн (1756–1823) был самым выдающимся художником восемнадцатого века, всю свою карьеру проведшим в Шотландии, и с этого момента шотландские художники смогут стать профессионалами на своей родине, часто снабжая знать и лордов произведениями для заполнения. стены своих домов. [ 49 ]
Резьба и штукатурка также стали особенностью усадебных домов. Некоторые из лучших образцов домашней резьбы по дереву представлены на панелях Битон, изготовленных для аббатства Арброт , которые в конечном итоге были перенесены в столовую дома Бальфура в Файфе. [ 50 ] [ 51 ] Резьба в замке Хантли , перестроенном для Джорджа Гордона, 1-го маркиза Хантли в начале семнадцатого века, сосредоточена на геральдических изображениях. Их « папский » подтекст привел к тому, что в 1640 году они были повреждены оккупационной армией Ковенантера . [ 52 ] С семнадцатого века на фронтонах и каминах широко использовалась резьба с геральдическими гербами и классическими мотивами. Стали также использовать штукатурку, часто изображающую цветы и херувимов. [ 53 ] Уильям Брюс отдал предпочтение голландским резчикам за создание Дома Кинросса, где есть гирлянды , трофеи и рог изобилия вокруг дверных проемов и ворот . Возможно, сюда входили работы Яна ван Сант Вурта, голландского резчика, который, как известно, жил в Лейте, который предоставил Брюсу резную геральдическую дверь в 1679 году и работал над восстановлением Брюсом дворца Холируд. С 1674 года лондонские штукатуры Джордж Данстерфилд (фл. 1660–76) и Джон Хоулберт (фл. 1674–79) работали на Брюса в Тирлстейне , Бервикшире и в Холирудхаусе. Данстерфилд также действовал в Балкаски , Файфе и, вероятно, в замке Келли . [ 54 ]

В восемнадцатом веке развитие Гранд -тура привело молодых шотландских аристократов на континент, в частности в Рим, где проживали изгнанные якобиты Стюарты. Это, в свою очередь, подогрело интерес к классическому стилю и стилям Возрождения, а также покупку художественных произведений, особенно скульптур. [ 55 ] Однако единственной крупной шотландской коллекцией мрамора до девятнадцатого века была коллекция Джеймса Джонстона, 2-го маркиза Аннандейла . [ 56 ] Как и в Англии, заказы на новые скульптуры, как правило, выполнялись из относительно дешевого свинца и еще более экономичного окрашенного или позолоченного гипса. штукатурка двора Джона Чира Особым спросом пользовалась в Лондоне. Также важными были работы со двора Джона Бэкона (1740–99). Бэкон также был партнером фабрики искусственного камня г-жи Элеоноры Коуд в Ламбете в Лондоне. В результате была получена керамика цвета желтого цвета, которую можно было формовать для получения мелких деталей и обжигать по частям, но она была невосприимчива к морозу и огню. Гораздо более дешевый, чем резной камень, Coadstone использовался для изготовления сфинксов , балюстрад , капителей , гербов, табличек и декоративных ваз. Он широко использовался братьями Адам, особенно в домах, которые они построили в Шотландии, таких как Каллен , Банф, Замок Калзин , Эйршир, Замок Данбар , Восточный Лотиан, Госфорд-Хаус , Восточный Лотиан и Веддерберн , Бервикшир. Они также поставили скульптуры, канделябры и циппи, составляющие неоклассический стиль Адама . [ 55 ]
Интерьеры девятнадцатого века часто могли быть роскошными и эклектичными. [ 57 ] Истоки этого стиля лежат в Абботсфорде Скотта, где автор начал использовать настоящие старые архитектурные фрагменты и предметы мебели в больших масштабах (фактическое начало коллекционирования «антиквариата» в Шотландии). Он также начал обрабатывать новые поверхности, чтобы они напоминали старые, затемняя новую древесину, чтобы она напоминала старый дуб. [ 58 ] От решения Адама с зубчатым экстерьером и неоклассическим интерьером отказались, а в домах в стиле баронского возрождения это изменение было расширено для создания синтезированного викторианского стиля, сочетающего в себе элементы Возрождения, такие как оштукатуренные или бутовые стены, неокрашенные каменные камины и смоляная сосна. деревянная отделка, оштукатуренные потолки в стиле семнадцатого века. К этому были добавлены символы земельной власти и национальной принадлежности, в том числе тартан, оружие и головы чучел животных. В эти традиционные материалы и стили были интегрированы современные детали, такие как подпружиненная обивка, газовое освещение и туалеты. [ 59 ]
Сады
[ редактировать ]Сады или дворы вокруг средневековых замков, аббатств и домов были формальными и соответствовали европейской традиции огорода с травами , огорода и фруктового сада . Они часто были окружены оборонительными стенами, а иногда примыкали к охотничьему парку . Первые сады в стиле ренессанс в Шотландии были построены для династии Стюартов в их королевских дворцах. Французские садовники были наняты Яковом IV в Стерлинге в 1501 году и Яковом V в Холируде в 1536 году, где археологические находки указывают на наличие сложных формальных садов. Аналогичный ландшафтный дизайн также можно найти на Фолкленде и Линлитгоу, включая королевский сад в Стерлинге. С конца шестнадцатого века на ландшафтный дизайн многих усадебных домов повлияли сады итальянского Возрождения . [ 60 ] Они рассматривались как убежище от мирских проблем и восхвалялись в поэзии загородных домов , например, в поэзии Уильяма Драммонда из Хоторндена (1585–1649). (1555–1622) разбил в Пинки-Хаусе Александр Сетон, 1-й граф Данфермлин обширные сады с лужайками, фонтанами, прудами и вольерами для развлечения гостей. Племянник Данфермлина, Джордж Сетон, 3-й граф Уинтон (1584–1650), посадил сад с травами в Ситон-хаусе в 1620 году. Замок графа Сазерленда в Данробине был окружен фруктовыми садами, травами и цветами. Лучшим сохранившимся садом начала семнадцатого века является сад в замке Эдзелл , где между 1604 и 1610 годами Дэвид Линдсей (1551?–1610) создал ограду, украшенную скульптурами семи кардинальных добродетелей , семи свободных искусств и семи планетарных добродетелей. Божества , за счет которых в итоге он обанкротился. [ 61 ]

Наследие Старого Альянса , [ 62 ] и начало большого тура, [ 60 ] означало, что французские стили были особенно важны в Шотландии, хотя и адаптированы к шотландскому климату. С конца семнадцатого века моделью были сады Версаля с их формальными аллеями, партерами и фонтанами, подчеркивавшими симметрию и порядок. После Славной революции голландское влияние также было значительным, с равномерными посадками и топиариями . [ 62 ] Книги по садоводству с континента и из Англии стали широко доступны в этот период, и первая книга по садоводству, опубликованная в Шотландии, «Джон Рид, шотландский Гарднер» (1683 г.), заимствована из перевода Джона Эвелина (1658 г.) книги Николаса де Боннефона «Le Jardinair françois». (1651 г.), адаптировав свои идеи к условиям Шотландии. В конце семнадцатого века Уильям Брюс выдвинул Шотландию на передний план европейского садового дизайна, понизив садовые стены, чтобы включить окружающую сельскую местность в панораму. Это позволило сосредоточиться на важных особенностях ландшафта, таких как скала Басс в Балкаски и замок Лох-Левен в Кинроссе. Александр Эдвард (1651–1708) продолжил традицию, заложенную Брюсом, добавив пейзажи в домах, включая дворец Гамильтон и замок Киннэрд в Ангусе. [ 60 ] Грандиозные проекты во французской традиции включали Джеймса Дугласа, 2-го герцога Куинсберри (1662–1711), переработку террас в замке Драмланриг , в результате которой семейный герб Дугласов был включен в дизайн партера, а также милитаристские земляные работы, предпринятые для фельдмаршала Джона Дэлримпла, 2-го Граф Стэйр (1679–1747) в замке Кеннеди , Вигтауншир. [ 60 ] Дворец графа Мара в Аллоа был величайшим воплощением садов Версальского стиля в Шотландии: он включал каналы, партеры, статуи и декоративные деревья. [ 62 ]

В восемнадцатом веке произошла реакция против «абсолютизма» и «папства» французского двора и отказ от расходов на содержание больших формальных садов. Менее симметричные планировки стали обычным явлением с развитием «естественного» стиля английского сада , который пытался создать виды сельской идиллии. [ 62 ] Антиквар Джон Клерк из Пенникуика (1676–1755), одна из ключевых фигур в определении элитного вкуса в Шотландии, восхваляет сад поместья в своем стихотворении «Загородный дом» (1727), построенном на идеях Александра Поупа . он создал сады в Мависбанке С помощью Уильяма Адама и Пеникуике, Мидлотиан, которые сочетали формальность с холмистой почвой. Переход к менее формальному ландшафту парковых зон и нерегулярных группировок посадок, связанный в Англии с Кэпэбилидж Брауном (1716–1783 гг.), В Шотландии доминировали его последователи Роберт Робинсон и Томас Уайт старший и младший. С 1770 по 1809 год белые участвовали в планировании более 70 садов поместий в Шотландии, в том числе в замке Гламис и дворце Скоун . Важные публикации включали Джеймса Джастиса книгу «Директор шотландского садовника» (1754 г.), а репутация шотландских садовников в управлении теплицами, горячими стенами и выращивании фруктовых деревьев означала, что они стали пользоваться спросом в Англии. В конце восемнадцатого века началась реакция на английский стиль сада под влиянием Живописный вкус и распространение оссианского романтизма, поощрявшего создание диких садов. Это привело к созданию таких объектов, как Зеркальный зал Оссиана в Эрмитаже Данкельд и Пещера Отшельника у водопада Ачарн , в которых упор делается на сокрытие и неожиданное раскрытие естественного. [ 60 ]
В девятнадцатом веке труды Хамфри Рептона (1752–1818) оказали большое влияние на возвращение формального сада рядом с домом. Его сыновья принимали непосредственное участие в реструктуризации ландшафта в Вэллифилде, Файф . [ 60 ] Неприязнь Вальтера Скотта к сносу старых регулярных садов также повлияла на акцент на их сохранении и восстановлении. Его идеи были подхвачены Джоном Клавдием Лаудоном (1783–1843), самым плодовитым писателем века по садоводству в Великобритании, имевшим большое влияние во всем мире. К 1850 году амбициозные формальные сады были воссозданы в замке Драммонд, Данробине и Драмландриге. Новые растения со всего мира, часто обнаруживаемые и отобранные шотландцами, такие как рододендрон и обезьянье дерево-головоломка , означали, что викторианские и эдвардианские сады характеризовались эклектичным сочетанием формального, живописного и садового . К концу века идеи Уильяма Робинсона (1838–1935), Гертруды Джекил (1843–1932) и Фрэнсис Хоуп из Эдинбурга (ум. 1880), выступавших за неформальные цветочные сады, начали доминировать. Они привели к возрождению смешанного цветочного и огородного сада семнадцатого века, как это было сделано Робертом Лоримером в замках Келли и Эрлшолл, Файф. [ 60 ]
Социальная жизнь
[ редактировать ]
Развитие палладианского загородного дома в семнадцатом веке отделило семью домовладельца от слуг. Раньше слугам приходилось делить зал и ночевать у ног или у дверей хозяина, теперь им были предоставлены отдельные небольшие комнаты. Иногда их размещали в мезонине, как в Кинроссе. Слуги были менее заметны, пользовались черной лестницей, которая держала их подальше от членов семьи и гостей, и выполняли необходимые, а иногда и неприятные задания. Их также было меньше, они имели более низкий социальный статус и преимущественно были женщинами. [ 63 ] В загородном доме могло быть от 10 до 20 слуг, а в больших домах - больше. [ 64 ] Иерархия должностей развивалась от дворецкого и экономки до лакеев и горничных . Представители обоих полов все чаще были разделены по своим помещениям. [ 65 ]
Относительно изолированные дворянские семьи проводили большую часть времени в гостях у родственников, друзей или соседей. В результате гостеприимство стало важной частью жизни. [ 61 ] Досуг дворянства включал охоту, игры в карты и шахматы. Музыка оставалась важной в знатных домах: в отчетах упоминались профессиональные музыканты, нанятые для развлечения семьи и гостей. [ 66 ] Однако содержать профессиональных музыкантов было дорого. В восемнадцатом веке члены семьи часто устраивали музыкальные развлечения на клавесине , органе и фортепиано. Домашние библиотеки часто содержали значительное количество музыки, как, например, во дворце Далкейт , где дочь герцога Бакклю собирала вокальную музыку между 1780 и 1800 годами. В девятнадцатом веке главными исполнителями были женщины в семье, а мужчины - нет. ожидается, что он будет играть на пианино в гостиных. [ 67 ]

Потребление обильных и роскошных обедов было важной частью общественной жизни. Некоторые из них были тщательно спланированы, другие стали результатом неожиданных гостей. Обычно они состояли из трех или четырех блюд, в каждом из которых подавались разнообразные блюда, из которых посетитель должен был выбирать. В восемнадцатом веке обслуживание было по-французски , когда все блюда впечатляюще выставлялись на столах одновременно, вплоть до появления в девятнадцатом веке обслуживания по-русски , когда их подавали последовательно. Алкоголь в различных формах и тосты были важной частью официального обеда, и до эпохи Регентства десерт и напитки часто подавали в отдельной десертной комнате. [ 68 ]
В восемнадцатом веке усадьбы проектировались как центры всеобщего обозрения, но в девятнадцатом веке они стали все более частными. Первое семейное крыло в Великобритании было пристроено к замку Блэркуан в Эйршире в 1820 году архитектором Уильямом Берном , и этот стиль стал характерным для викторианского загородного дома. С 1830-х годов в доме начали появляться отдельные мужские помещения, в которых мужчины могли уединиться и предаться «мужским» беседам и занятиям, в основном в курительных и бильярдных комнатах . С 1870-х годов оружейные помещения , в основном для хранения оружия на охотничьих выходных. начали пристраиваться [ 69 ] Популярность ловли лосося, выслеживания оленей и охоты на тетерева , особенно в Хайленде, была подтверждена покупкой королевой Викторией охотничьего домика в Балморале. Он быстро расширялся, поскольку южные промышленники и бизнесмены начали рассматривать спорт, предлагаемый шотландскими поместьями, как символ статуса, как, например, семья Спелсбери в Данмавари в 1920-х годах. Большие участки земли были отведены для охоты, и охотничьи вечеринки стали важной частью жизни шотландского поместья. [ 70 ] В девятнадцатом веке для представителей праздных классов был также разработан более широкий спектр занятий, таких как крокет , большой теннис, бильярд, прогулки в карете, шарады и любительские спектакли. [ 71 ]
Текущая собственность
[ редактировать ]В двадцатом веке, когда финансы и потребности землевладельцев изменились, многие уцелевшие загородные дома были проданы и превращены в школы-интернаты, больницы, курорты, конференц-центры и отели. [ 72 ] Национальный фонд Шотландии (основанный в 1931 году) заботится о постсредневековых замках и поместьях, которые все еще находились в оккупации до двадцатого века и открыты для публики. [ 73 ] [ 74 ] Историческая Шотландия (созданная как агентство в 1991 году) заботится о более чем 300 объектах недвижимости, которые находятся в публичном доступе. [ 75 ] [ 76 ] Landmark Trust реставрирует и использует исторические здания в качестве домов для отдыха. [ 77 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 225.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 9.
- ^ А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 195.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0-7486-0276-3 , стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , с. 189.
- ^ Р. Мэйсон, «Возрождение и Реформация: шестнадцатый век», в изд. Дж. Вормалда, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0-19-162243-5 , с. 102.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , стр. 120.
- ^ Д. М. Паллисер, Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540, Том 1 (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN 0-521-44461-6 , стр. 391–2.
- ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 201–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Саммерсон, Архитектура в Великобритании, 1530–1830 гг. (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 9-е изд., 1993), ISBN 0-300-05886-1 , стр. 502–11.
- ^ С. Той, Замки: их строительство и история (Нью-Йорк: Dover Publications, 1985), ISBN 978-0-486-24898-1 , с. 224.
- ^ С. Рид, Замки и дома-башни шотландских кланов, 1450–1650 (Ботли: Osprey, 2006), ISBN 978-1-84176-962-2 , с. 33.
- ^ Дж. Саммерсон, Архитектура в Великобритании, 1530–1830 (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 9-е изд., 1993), ISBN 0-300-05886-1 , с. 502.
- ^ Перейти обратно: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д Х. Колвин, Биографический словарь британских архитекторов, 1600–1840 (Нью-Хейвен/Лондон: издательство Йельского университета, 1995), ISBN 0-300-12508-9 , стр. 755–8.
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Гиффорд, Уильям Адам 1689–1748 (Эдинбург: Mainstream Publishing/RIAS, 1989), ISBN 1-85158-295-9 , стр. 57–8.
- ^ Х. Фенвик, Королевский архитектор: жизнь и работа сэра Уильяма Брюса (Kineton: Roundwood Press, 1970), ISBN 0-8390-0156-8 , стр. 73–8.
- ^ Перейти обратно: а б И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 26.
- ^ Дж. Гиффорд, Уильям Адам 1689–1748 (Эдинбург: Mainstream Publishing/RIAS, 1989), ISBN 1-85158-295-9 , стр. 62–7.
- ^ Дж. Саммерсон, Архитектура Великобритании, 1530–1830 (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 9-е издание, 1993), ISBN 0-300-05886-1 , стр. 330 и 333.
- ^ К. Маквильям, Здания Шотландии: Лотиан (кроме Эдинбурга) (Лондон: Penguin, 1978), стр. 57.
- ^ М. Глендиннинг, А. МакКечни, Р. Макиннес, строя нацию: история архитектуры Шотландии (Canongate, 1999), ISBN 0-86241-830-5 , стр. 48.
- ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Лондон: Пеликан, 2-е издание, 1951), стр. 237.
- ^ Перейти обратно: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 106.
- ^ Адам Сильвер (HMSO/Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1953), с. 1.
- ^ Дж. Харрис и М. Снодин, архитектор сэра Уильяма Чемберса Георга III (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1996), ISBN 0-300-06940-5 , стр. 11.
- ^ Д. Уоткин, Король-архитектор: Георг III и культура Просвещения (Royal Collection Publications, 2004), ISBN 1-902163-50-8 , с. 15.
- ^ П. Роджерс, Восемнадцатый век (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1978), ISBN 0-416-56190-X , с. 217.
- ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0-415-02992-9 , с. 100.
- ^ Л. Халл, Средневековые замки Великобритании (Лондон: Гринвуд, 2006), ISBN 0-275-98414-1 , стр. 154.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 276–85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Д. Мэйс, «Жилье: 4 загородных дома, ок. 1600 – настоящее время», в издании М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Oxford: Oxford University Press, 2011), ISBN 0-19-969305-6 , стр. 326–8.
- ^ Х.-Р. Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 4-е изд., 1989), ISBN 0-300-05320-7 , с. 146.
- ^ «Джон Кинросс» , Словарь шотландских архитекторов , получено 9 февраля 2012 г.
- ^ Х. Монтгомери-Массингберд и К.С. Сайкс, Великие дома Шотландии (Laurence King Publishing, 1997), ISBN 1-85669-106-3 , с. 9.
- ^ «Новый отель — первый замок Шотландии 21 века» . Исходный провод. 10 августа 2007 г.
- ^ И. Гоу, Затерянные дома Шотландии (Трафальгарская площадь, 2006 г.), ISBN 1-84513-051-0 .
- ^ М. Бинни, Затерянные дома Шотландии (Спасите британское наследие, 2006), ISBN 0-905978-05-6 .
- ^ RCAHMS, «Исследование мест Шотландии» , Королевская комиссия по древним и историческим памятникам Шотландии , заархивировано из оригинала , получено 8 августа 2011 г.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0748612998 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с д А. Томас, Возрождение , в Т. М. Дивайне и Дж. Вормалде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-162433-0 , стр. 198–9.
- ^ К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Manchester University Press, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 179.
- ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0-7486-1455-9 , с. 290.
- ^ К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Manchester University Press, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 213–15.
- ^ М. Макдональд, Шотландское искусство (Лондон: Темза и Гудзон, 2000), ISBN 0500203334 . п. 51.
- ^ И. Баудино, «Эстетика и отображение британской идентичности в живописи», в книге А. Мюллера и И. Карреманна, изд., « Опосредование идентичностей в Англии восемнадцатого века: публичные переговоры, литературные дискурсы, топография» (Олдершот: Эшгейт, 2011). , ISBN 1-4094-2618-1 , с. 153.
- ^ EK Waterhouse, Живопись в Великобритании, 1530–1790 (Лондон: Penguin, 4-е изд., 1978), стр. 293.
- ^ Дж. Вормальд, Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN 0-19-162243-5 .
- ^ Д. Кэмпбелл, Эдинбург: культурная и литературная история (Оксфорд: Signal Books, 2003), ISBN 1-902669-73-8 , стр. 142–3.
- ^ Х. Скотт, изд., Шотландия: краткая история культуры (Mainstream, 1993), ISBN 1-85158-581-8 , с. 208.
- ^ « Одна из «панелей битонов» », Национальные музеи Шотландии , получено 14 мая 2014 г.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 46.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-85263-748-9 , с. 68.
- ^ Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN 0903598140 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Т. Клиффорд, «Введение», в изд. Ф. Пирсона, « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN 0903598140 , стр. 14–15.
- ^ Б. Скиннер, «Шотландское знание и большое турне» в книге Ф. Пирсона, изд., « Добродетель и видение: скульптура в Шотландии 1540–1990» (Эдинбург: Национальные галереи Шотландии, 1991), ISBN 0903598140 , стр. 39–40.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0748608494 , с. 115.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0748608494 , с. 239.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0748608494 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ф. Джеймисон, «Садоводство и пейзажи» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 258–60.
- ^ Перейти обратно: а б К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0748612998 , стр. 210–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 135–6.
- ^ М. Жируар, «Жизнь в английском загородном доме» в изд. Д. Арнольда, « Чтение истории архитектуры » (Psychology Press, 2002), ISBN 0415250498 , с. 146.
- ^ Э. Битон, «Вспомогательные постройки поместья», в Г. Стелле, Дж. Шоу и С. Сторриере, ред., « Шотландская жизнь и общество: здания Шотландии» (Tuckwell Press, 2004), ISBN 186232123X , с. 195.
- ^ М. Рид. Пейзаж Британии (Лондон: Routledge, 2002), ISBN 1134728042 , с. 315.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN 0748612998 , стр. 215–18.
- ^ К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Manchester University Press, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 287–8.
- ^ К. Кристи, Британский загородный дом в восемнадцатом веке (Манчестер: Manchester University Press, 2000), ISBN 0719047250 , стр. 234–5.
- ^ М. Рид, Пейзаж Британии (Лондон: Routledge, 2002), ISBN 1134728042 , с. 315.
- ^ М. Стюарт и Ф. Уотсон, «Земля, пейзаж и люди в Шотландии девятнадцатого века», Т. Гриффитс и Г. Мортон. История повседневной жизни в Шотландии с 1800 по 1900 год (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748621709 , с. 43.
- ^ М. Патерсон, Частная жизнь в величественных домах Великобритании: хозяева и слуги в золотой век (Констебль и Робинсон, 2012), ISBN 178033690X .
- ^ К. Берберих, «От славы до пустоши: новое открытие загородного дома в литературе двадцатого века» в Д. Джеймсе и П. Тью, Новые версии пасторали: постромантические, современные и современные ответы на традицию (Associated University Presse) , 2009), ISBN 083864189X , с. 44.
- ^ «Места для посещения: Меблированный исторический дом» . Национальный фонд Шотландии. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ↑ Ф. Арфин, «Английское наследие, историческая Шотландия и национальные фонды: забота об исторических сокровищах Великобритании». Архивировано 4 апреля 2013 г. на Wayback Machine , About.com , получено 9 февраля 2013 г.
- ^ С. Рид, Замки и дома-башни шотландских кланов, 1450–1650 (Ботли: Osprey, 2006), ISBN 1-84176-962-2 , с. 58.
- ^ «Перечень объектов недвижимости, находящихся на учете» . Историческая Шотландия. стр. 220–226 . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Шотландия» . Ориентир Траст . Проверено 12 ноября 2013 г.