Архитектура в современной Шотландии
Архитектура современной Шотландии охватывает все здания в Шотландии с начала двадцатого века до наших дней. Самым значительным архитектором начала двадцатого века был Чарльз Ренни Макинтош , который смешал элементы традиционной шотландской архитектуры с современными движениями. усадебных домов В двадцатом веке важность дизайна снизилась. В первые десятилетия века традиционные материалы начали уступать место более дешевым современным. После Первой мировой войны модернизм и офисные здания стали доминировать в строительстве в крупных городах, и начались попытки улучшить качество городского жилья для бедных, что привело к масштабной программе строительства муниципальных домов . продолжался Неоготический стиль и в двадцатом веке, но наиболее распространенными формами в этот период были простые и массивные неороманские здания.
После Второй мировой войны в качестве решения были приняты бруталистские многоэтажки, и в этот период были построены новые города, в том числе Гленротс и Камбернаулд , но вскоре стали очевидны социальные и строительные проблемы этих построек. Создание новых городов и поместий муниципальных домов потребовало быстрого строительства новых церквей. С 1980-х годов шотландская архитектура начала восстанавливать свою репутацию: были построены новые здания, подобные этому, для размещения коллекции Баррелла в Глазго, а в последнее время - здания шотландского парламента в Эдинбурге. Также произошла регенерация городов , включающая замену и реконструкцию существующих зданий и ландшафтов. В 1980-е годы наблюдался рост спекулятивного жилищного строительства застройщиками и появление в Шотландии английского кирпичного и фахверкового народного стиля. Поскольку в 1970-х годах производство спонсируемого государством жилья сократилось, в церковном дизайне произошел возврат к консерватизму, но были некоторые оригинальные и постмодернистские проекты 1980-х годов.
Стиль Глазго и начало ХХ века
[ редактировать ]
Самым значительным шотландским архитектором начала ХХ века, оказавшим значительное влияние на европейскую архитектуру, был Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928). Он смешал элементы шотландской баронской архитектуры , движения искусств и ремесел и модерна, чтобы создать элегантные современные здания. Его основные работы включали «Чайные Уиллоу» на Сошихолл-стрит, Глазго (1903), Школу искусств Глазго (1897–1909) и Хилл-хаус в Хеленсбурге (1902–04). [1] Влияние стиля Макинтоша в Глазго можно увидеть в работах таких архитекторов, как Джеймс Сэлмон (1873–1924), чьи проекты включали в себя «Хатрак» в стиле модерн со стеклянным фасадом (1899–1902) на Винсент-стрит и Львиные палаты . Хоуп-стрит (1904–05), ранний образец железобетонной конструкции. [2]
В двадцатом веке важность дизайна усадебных домов снизилась. Исключением стала работа Джона Кинросса (1855–1955). Начав с реконструкции Терстон-хауса в Данбаре в 1890 году, он осуществил серию крупных проектов загородных домов. [3] Самым важным был Мандерстон-хаус (1901–03), построенный для Джеймса Миллера в стиле Адама . [4] Замок Скибо для промышленника Эндрю Карнеги был перестроен Россом и Макбетом (1899–1903). Английский архитектор Ч. Б. Квеннелл спроектировал неогеоргианский особняк в Альтморе (1912–14) для владельца московского универмага. После Первой мировой войны в строительстве наступило затишье, а социальные изменения подорвали строительство сельских загородных домов. [5]
В двадцатом веке характерное шотландское использование каменной архитектуры пришло в упадок, поскольку оно было заменено более дешевыми альтернативами, такими как портландцемент , бетон и кирпич массового производства. Однако камень будет сохранен в качестве материала для некоторого жилищного фонда в Эдинбурге, Абердине и Дамфрисе и подвергнется возрождению. [6] В двадцатом веке частная архитектура все больше ориентировалась на клиентов. [7] Джеймс Роберт Ринд (1854–1918), сын Дэвида Ринда, добился успеха в конкурсе на строительство новых библиотек в Глазго после того, как Эндрю Карнеги подарил городу 100 000 фунтов стерлингов в 1901 году. Его проекты были выбраны для семи библиотек. , что позволило ему продемонстрировать свою индивидуальную интерпретацию архитектуры эдвардианского барокко . Все библиотеки Райнда были построены из песчаника, добытого в местных карьерах, который гармонировал с существующими жилыми кварталами. Его знаковые здания были значительно улучшены благодаря щедрому использованию колонн, куполов и скульптурных элементов. [8] Джеймс Миллер (1860–1947) известен своими шотландскими железнодорожными станциями, такими как расширение Центрального железнодорожного вокзала Глазго в 1901–05 годах . [9] и впечатляющий железнодорожный вокзал Уэмисс-Бэй на заливе Ферт-оф-Клайд . [10]
Ранний модернизм
[ редактировать ]
После Первой мировой войны Миллер и его главный дизайнер Ричард Ганн (1889–1933) вместе с другими адаптировались к растущим потребностям офисного здания. В Глазго, с его планом центральной решетки , это последовало за практикой в Соединенных Штатах, когда засыпали целые кварталы и строили здания со стальным каркасом настолько высокой, насколько это позволял начальник пожарной охраны, как в здании Union Bank, находившемся под сильным американским влиянием (1924 г.) в Сент-Винсент-стрит. [11] С середины двадцатого века общественная архитектура стала более утилитарной, что стало частью стремления к созданию всеобъемлющего государства всеобщего благосостояния . [7] Томас С. Тейт (1882–1954) был одним из самых выдающихся модернистских архитекторов той эпохи, использовав пирамидальные ступенчатые конструкции для таких зданий, как Дом Святого Андрея в Эдинбурге (1935–39), построенный для шотландского офиса, и «Башня 1939 года». Империя» для выставки «Империя», Шотландия, 1938 год , проходившей в парке Беллахьюстон , Глазго. [7] После Первой мировой войны в строительстве наступило затишье, а социальные изменения подорвали строительство сельских загородных домов. Отдельные примеры включали дома, сочетающие в себе современные и традиционные элементы, спроектированные Бэзилом Спенсом и построенные в Бротон-Плейс (1936 г.) и Гриблохе (1937–1939 гг.). [5] После Второй мировой войны из-за нехватки строительных материалов количество больших роскошных домов еще больше сократилось. Отдельные примеры включают Дом Логана, спроектированный Дэвидом Стайлом в 1950-х годах. В 1960-х годах Бэзил Хьюз проектировал Снейгоу для Эрла Кадогана и реконструировал Дом Гаска Клод Филлимор. В этот период также была проведена значительная реставрация существующих домов. [5]
Во время Первой мировой войны правительство все больше осознавало жилищные проблемы Шотландии, особенно после арендаторов в Глазго 1915 году. забастовки в «коттеджи на фермах, целые поселки, непригодные для проживания людей в земледельческих графствах и на островах… группы темных и непроветриваемых домов в старых городах, сгустки трущоб в больших городах». [12] Результатом стала масштабная программа строительства муниципальных домов . Многие первые муниципальные дома были построены на новых участках вдали от загрязнения города, часто представляли собой двухквартирные дома или коттеджи с террасами. Найтсвуд , расположенный к северо-западу от Глазго, был построен как выставочный образец с 1923 по 1929 год, с библиотекой, социальным центром и семью торговыми «парадами». В 1930-х годах проекты, как правило, строились более дешево, как, например, в Блэкхилле, Глазго , с тысячами двух- и трехэтажных многоквартирных домов. Эти схемы строительства были разработаны для переселения людей, перемещенных в результате сноса городских трущоб , в результате чего были снесены тысячи многоквартирных домов. Однако, часто располагаясь на бедных землях рядом с железными дорогами или газовыми заводами, они вскоре приобрели дурную славу. Обследование 1936 года показало, что почти половина домов Шотландии все еще не соответствует требованиям. [12]

Неоготический стиль, который стал почти универсальным для церковного строительства в конце девятнадцатого века, продолжался и в двадцатом, с примерами, включая Мемориальную церковь Л.Г. Томсона Рида в Эдинбурге (1929–33). Однако наиболее распространенными формами в этот период были простые и массивные неороманские постройки. Протестантские примеры включают деревенскую церковь Х.О. Тарболтона в Бангуре (1924–30), а римско-католические примеры включают Реджинальда Фэрли церковь Непорочного зачатия в Форт-Уильяме (1933–34). [13] Воссоединение Церкви Шотландии в 1929 году устранило большую часть необходимости в строительстве новых пресвитерианских церквей, на смену которым пришла тенденция к обновлению церквей девятнадцатого века. Основной тенденцией в церковном проектировании 1930-х годов было движение к классицизму. Существовали отдельные крупные классические протестантские комиссии, такие как баптистская церковь Бристо в Эдинбурге (1933–35), но основные здания в этой форме находились в католической церкви, где после понтификата Пия наблюдалось движение в сторону базиликанских планов, ориентированных на верующих. Х (1903–14). Это движение достигло своего пика в 1960-е годы после Второго Ватиканского Собора . [13] Ведущей фигурой в развитии этого стиля был Джакомо Антонио (Джек) Койа из Gillespie, Kidd & Coia . С конца 1920-х годов он придерживался кирпичного стиля католической архитектуры. Первая церковь Койи, Св. Анны, Деннистоун (1931 г.), использовала инженерные приемы архитектуры изящных искусств , в результате чего получилось широкое централизованное пространство с узкими аркадами, а не проходами, с монументальным фасадом из красного кирпича. Он использовал более линейный план в последующих проектах, включая собор Святого Патрика в Гриноке (1934–35). Временная католическая часовня с открытой крышей партнера Койи Т. Уорнетта Кеннеди на Эмпайрской выставке (1938 г.) была украшена металлической сеткой в стиле Макинтош, а его церковь Святого Петра в Цепях в Ардроссане (1938 г.) - со строгими стенами и башнями. , показал влияние «абстрактных композиций» современной шведской архитектуры и указал на будущее влияние модернизма. [14]
Послевоенный брутализм
[ редактировать ]
В послевоенный период Шотландия продолжала выпускать выдающихся архитекторов, в том числе Джеймса Стирлинга (1926–92), который вместе с Джеймсом Гоуэном (1923–) спроектировал комплекс «Квартиры в Хэм-Коммон» в Лондоне (1955–58), считавшийся вехой в развитие модернистской и бруталистской жилой планировки - стиля, который оказал глубокое влияние на Шотландию. [15] Их более поздние работы, почти все за пределами Шотландии, будут иметь большое влияние в международном масштабе. [16]
Основным направлением послевоенного планирования будет расчистка и восстановление, начиная с Пейсли , где с 1955 года население округов было декантировано, здания снесены и началось восстановление, в результате чего в первом районе, Джордж-стрит/Канал-стрит, в невысоких квартирах из оштукатуренных и повторно использованных щебней вокруг благоустроенных дворов с 15-этажной башней на одном конце. [17] По мере того, как послевоенное стремление к возрождению городов набирало силу, оно сосредоточилось на многоэтажном доме , отстаиваемом в Глазго Дэвидом Гибсоном , руководителем городского жилищного комитета. Такие проекты, как бруталистские квартиры на Красной дороге, изначально давали надежду на новое начало и побег из переполненных многоквартирных домов города девятнадцатого века, но им не хватало достаточной инфраструктуры, и вскоре они пришли в упадок. Они также широко использовали асбест в качестве антипирена, что привело к долгосрочным проблемам со здоровьем строителей и жителей. [18] Роберт Мэтью (1906–75) и Бэзил Спенс (1907–76) отвечали за реконструкцию Горбалов в Глазго, за снос Эдинбургского университета и за резкую реконструкцию, типичным примером которой является Башня Дэвида Хьюма (1960–63). [7] Новую уверенность этого периода можно также увидеть в инфраструктурных проектах, мост Форт-Роуд (открытый в 1962 году). ключевым примером которых был [19]

Другим решением, принятым в Шотландии, было строительство новых городов, таких как Гленротес (1948 г.) и Камбернаулд (1956 г.), призванных вывезти из городов избыточное население. [20] В них использовался новый низкий, плотный образец общественного дизайна с коттеджами с террасами и невысокими квартирами. [21] Камбернаулд хвалили за его архитектуру, когда он был впервые построен, но незавершенный центр и планировка города в целом подверглись резкой критике в XXI веке: его модернистская архитектура была описана одним жителем как «лего-фантазия несчастного ребенка». ". [22] Бруталистская тенденция во всеобъемлющем городском планировании Шотландии будет высмеиваться критиками за ее «планирование tabula rasa» и «высокомерие архитектора». [23]
Создание новых городов и поместий муниципальных домов потребовало быстрого строительства новых церквей. [24] Жесткая экономия, нехватка материалов и необходимость быстрого строительства препятствовали развитию инновационного дизайна. Это сопровождалось отказом большинства архитекторов от традиционных форм в пользу международного стиля , характеризующегося простыми очертаниями, незагроможденными внутренними пространствами, отсутствием цвета и плоскими крышами. [25] Католическая церковь, традиционное членство которой больше всего пострадало от изменений в жилищном вопросе, первой отреагировала на эту ситуацию, создав в период с 1845 по 1960 год 76 новых приходов только на западе страны. Баптистская и епископальная церкви следовали за ними, особенно в новых городах. [24] В Церкви Шотландии близость прихожан и духовенства выражалась в домашней простоте залов церквей Райха двойного назначения 1950-х годов, как, например, в приходской церкви Килдрам в Камбернаулде (завершено в 1962 году), здании со стальным каркасом, облицованном деревом и кирпичом с плоская крыша. [26] Из 129 зданий, построенных Шотландской церковью в период с 1948 по 1959 год, 108 построены по этой базовой схеме. [24]
Постмодернизм: с 1980-х по настоящее время
[ редактировать ]
С 1980-х годов наблюдалась негативная реакция на этатизм и сжимающий характер модернистской архитектуры. Вместо этого произошел переход к форме постмодернизма, которая представляла собой столкновение стилей с новым акцентом на визуальную эстетику, отсылающую к классицизму . Также имело место сочетание частного и общественного. [27] Это движение против модернизма также включало возобновление влияния шотландских баронов и Макинтошем проектов, вдохновленных ; их можно увидеть соответственно в отеле Scandic Crown (1988–89) в Старом городе Эдинбурга и в здании Национальной библиотеки на Козуэйсайде (1985–87, расширенном в 1993–94). [28] Наиболее значимой фигурой в развитии архитектуры Шотландии с 1980-х годов был академик Чарльз Маккин . Он был секретарем и казначеем Королевской корпорации архитекторов Шотландии (RIAS) с 1979 по 1995 год. Он выступал против расширения автомагистралей и производства серых бесцветных монолитов. Ранние частные работы, вдохновленные этими идеями, включали D. & D. Warehouse, Center Street и Банк Пакистана на Sauchiehall Street, оба в Глазго. [27] Общественные постройки включали здание для размещения коллекции Баррелла в Глазго (1981 г.). [29] и Суд шерифа Глазго (1980–86). [27]
С 1990-х годов произошел возврат к некоторым элементам модернизма, особенно в крупных проектах общественного строительства. [30] Среди последних крупных общественных зданий - Шотландский выставочный и конференц-центр в Глазго (1997 г.), спроектированный Норманом Фостером (1935–) и известный своей сегментированной изогнутой крышей как «Броненосец», [31] и множество ярких современных зданий на берегу реки Клайд, [29] такие как Научный центр Глазго , кинотеатр IMAX и башня Глазго (2001 г.), которая является самой высокой в Шотландии. [32] Самым важным общественным зданием начала XXI века является здание шотландского парламента в Эдинбурге, спроектированное Энриком Мираллесом (1955–2000) и открытое в 2004 году. Его дизайн напоминает перевернутые рыбацкие лодки. [33] Все чаще предпринимаются попытки сохранить большую часть того, что сохранилось от архитектурного наследия Шотландии, в том числе великие здания и памятники, а также дома в таких городах, как Эдинбург и Глазго, построенные под классическим влиянием. [34] и уцелевшие многоквартирные дома, многие из которых были отремонтированы, восстановлены с черных фасадов, образовавшихся в результате загрязнения, до их первоначального розового и медового песчаника, [35] и доведено до современных стандартов проживания. [36] Попытки возрождения города предпринимались также в районах постиндустриального упадка, таких как Торговый город в Глазго, который был возвращен под жилье в 1980-х годах с переоборудованием складских лофтов, [37] и, совсем недавно, набережная в Эдинбурге, что привело к возвращению постоянного населения в крупные городские центры. [38]

В 1980-е годы наблюдался рост спекулятивного жилищного строительства застройщиками. Они привнесли в Шотландию народные стили английского кирпича и фахверка , которые до этого периода были практически неизвестны. Многие из них были небольшими и построены по минимальным стандартам, без особого внимания к вопросам энергетики или окружающей среды. Продажа муниципальных домов была популярна в Шотландии до середины 1990-х годов, поскольку, в отличие от Англии, местные власти могли использовать все свои капитальные поступления на развитие. [39] По решению Шотландской Ассамблеи в 2001 году организация Scottish Homes была упразднена и заменена организацией Communities Scotland , которая отвечала за обеспечение доступного жилья и улучшение окружающей среды. [40] В 2011 году его, в свою очередь, заменило Управление по регулированию жилищного строительства Шотландии , в компетенцию которого входят арендодатели местных органов власти Шотландии. [41]
Поскольку в 1970-х годах строительство спонсируемого государством жилья сократилось, произошел возврат к консерватизму в дизайне церквей, что, возможно, отражало потерю доверия к церквям, поскольку посещаемость быстро снижалась. [25] М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. Маккечни определили стиль «посткойа », возникший в этот период. [42] Ограниченное количество новых зданий, некоторые из которых заменяли существующие церкви, как правило, возводились строительными компаниями с использованием клееных деревянных балок, открытой кирпичной кладки и пирамидальных крыш для создания утилитарных, хотя и непритязательных с эстетической точки зрения, конструкций. [25] С конца 1980-х годов появилось несколько оригинальных проектов, в том числе «Святая Мария Богородица» в Порт-Глазго (1984) Фрэнка Бернета, Bell and Partners; Католическая церковь Святого Антония в Кирримюре (1987 г.), архитектор Джеймс Ф. Стивен; и новая церковь в католической церкви Святого Иосифа в Фейфли (1997 г.), построенная Якобсеном и Френчем. [25] Был также постмодернистский дизайн католической церкви Святого Иоанна Огилви в Ирвине (1982) Дугласа Гудвина Малкольма Нивена [1] , [42] и близлежащая приходская церковь Гердл Толл (1992 г.), которая была преобразована из фермерского дома. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ А.Л. Палмер, Архитектура от А до Я (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0-8108-6895-4 , с. 34.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 368.
- ^ «Джон Кинросс» , Словарь шотландского архитектора , получено 9 февраля 2012 г.
- ^ Х. Монтгомери-Массингберд и К.С. Сайкс, Великие дома Шотландии (Laurence King Publishing, 1997), ISBN 1-85669-106-3 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Д. Мэйс, «Деревня с 1600 г. по настоящее время», в изд. М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN 0-19-969305-6 , стр. 326–8.
- ^ И. Максвелл, «История каменного строительства Шотландии» в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 0-7486-2027-3 , с. 173.
- ^ «Библиотеки в стиле барокко в Глазго». Архивировано 6 сентября 2017 года в Wayback Machine , Библиотеки Карнеги в Шотландии , получено 11 мая 2012 года.
- ^ Э. Уильямсон, А. Ричес и М. Хиггс, Глазго (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1990), ISBN 0-14-071069-8 , с. 97.
- ^ Ф.А. Уокер, Устье Южного Клайда: Иллюстрированный архитектурный путеводитель по Инверклайду и Ренфрю (Эдинбург: Королевская корпорация архитекторов в Шотландии, 2006), ISBN 0-7073-0476-8 , с. 146.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б А. Макинтош Грей и В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), ISBN 0-19-917063-0 , стр. 70–1.
- ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 418.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 417.
- ^ HF Mallgrave, Современная архитектурная теория: исторический обзор, 1673–1968 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0-521-79306-8 , с. 353.
- ^ GH Бейкер, Архитектура Джеймса Стирлинга и его партнеров Джеймса Гоуэна и Майкла Уилфорда: исследование архитектурного творчества в двадцатом веке (Олдершот: Эшгейт, 2011), ISBN 1-4094-0926-0 .
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 450 и 451.
- ^ Р. Джонстон и А. Максивор, Смертельная работа: история асбестовой трагедии в Шотландии (Ист-Линтон, Tuckwell Press, 2000), стр. 103–4.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 450.
- ^ П. Фрай, П.С. Фрай и Ф.С. Фрай, История Шотландии (Лондон: Routledge, 1990), ISBN 0-415-06601-8 , стр. 203–4.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 457.
- ^ А. Александр, Новые города Британии: города-сады для устойчивых сообществ (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2009), ISBN 0-415-47513-9 , с. 117.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 453.
- ^ Jump up to: а б с К. Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1997), ISBN 0-7486-0886-9 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и Дж. Р. Хьюм, «Послевоенные церкви в Шотландии: ломая стереотипы» , Фонд церквей Шотландии , получено 29 декабря 2012 г.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , стр. 471–2.
- ^ Jump up to: а б с М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 483.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 486–7.
- ^ Jump up to: а б Н. Уилсон и А. Мерфи, Шотландия (Лондон: Lonely Planet, 5-е изд., 2008 г.), ISBN 1-74104-725-0 , с. 51.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 496–7.
- ^ А. Мерфи и Р. Форд, Справочник Footprint Glasgow: Путеводитель (Бат: Путеводители Footprint, 2002), ISBN 1-903471-24-9 , с. 118.
- ^ AC Теокас, Основания для обзора: Фестиваль садов в городском планировании и дизайне (Ливерпуль: Liverpool University Press, 2004), ISBN 0-85323-539-2 , с. 173.
- ^ Дж. Майерсон и П. Росс, Пространство для работы: дизайн нового офиса (Лондон: Лоуренс Кинг, 2006), ISBN 1-85669-456-9 , с. 94.
- ^ П. Уилсон, «Современный материал», в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 5.
- ^ Д. Ховард, редактор, Уильям Адам, Том 1 , Том 17 журнала Общества архитектурного наследия Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1990), ISBN 0-7486-0232-1 , с. 112.
- ^ RW Brunskill, Дома и коттеджи Британии (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2-е изд., 2000), ISBN 0-575-07122-2 , стр. 234–5.
- ^ М. Коуэн и К. Линдси, «Восстановление центра города в городском контексте: опыт Глазго в 1980-х годах» в книге Дж. Берри, С. МакГрила и У. Деддиса, ред., « Восстановление города: инвестиции в недвижимость и развитие» (Лондон). : Тейлор и Фрэнсис, 1993), ISBN 0-419-18310-8 , стр. 175–92.
- ^ П. Джонс и Дж. Эванс, Возрождение городов в Великобритании (Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE, 2008), ISBN 1-4129-3491-5 , стр. 149–51.
- ^ И. Колкухун, Книга Риба о британском жилищном дизайне: с 1900 года до наших дней (Лондон: Routledge, 2-е изд., 2008 г.), ISBN 0-7506-8254-X , с. 319.
- ^ И. Колкухун, Книга Риба о британском жилищном дизайне: с 1900 года до наших дней (Лондон: Routledge, 2-е изд., 2008 г.), ISBN 0-7506-8254-X , с. 321.
- ^ П. Робсон, «Жилищное строительство» в книге Э. Сазерленда и К.Э. Гудолла, ред., «Законотворчество и шотландский парламент: ранние годы», том 9 серии «Эдинбургские исследования в области права» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0-7486-4019-3 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 487.