Jump to content

Архитектура в современной Шотландии

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Мост Форт-Роуд , один из престижных архитектурных проектов 1960-х годов.

Архитектура современной Шотландии охватывает все здания в Шотландии с начала двадцатого века до наших дней. Самым значительным архитектором начала двадцатого века был Чарльз Ренни Макинтош , который смешал элементы традиционной шотландской архитектуры с современными движениями. усадебных домов В двадцатом веке важность дизайна снизилась. В первые десятилетия века традиционные материалы начали уступать место более дешевым современным. После Первой мировой войны модернизм и офисные здания стали доминировать в строительстве в крупных городах, и начались попытки улучшить качество городского жилья для бедных, что привело к масштабной программе строительства муниципальных домов . продолжался Неоготический стиль и в двадцатом веке, но наиболее распространенными формами в этот период были простые и массивные неороманские здания.

После Второй мировой войны в качестве решения были приняты бруталистские многоэтажки, и в этот период были построены новые города, в том числе Гленротс и Камбернаулд , но вскоре стали очевидны социальные и строительные проблемы этих построек. Создание новых городов и поместий муниципальных домов потребовало быстрого строительства новых церквей. С 1980-х годов шотландская архитектура начала восстанавливать свою репутацию: были построены новые здания, подобные этому, для размещения коллекции Баррелла в Глазго, а в последнее время - здания шотландского парламента в Эдинбурге. Также произошла регенерация городов , включающая замену и реконструкцию существующих зданий и ландшафтов. В 1980-е годы наблюдался рост спекулятивного жилищного строительства застройщиками и появление в Шотландии английского кирпичного и фахверкового народного стиля. Поскольку в 1970-х годах производство спонсируемого государством жилья сократилось, в церковном дизайне произошел возврат к консерватизму, но были некоторые оригинальные и постмодернистские проекты 1980-х годов.

Стиль Глазго и начало ХХ века

[ редактировать ]
Школа искусств Глазго считается одним из величайших проектов Чарльза Ренни Макинтоша.

Самым значительным шотландским архитектором начала ХХ века, оказавшим значительное влияние на европейскую архитектуру, был Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928). Он смешал элементы шотландской баронской архитектуры , движения искусств и ремесел и модерна, чтобы создать элегантные современные здания. Его основные работы включали «Чайные Уиллоу» на Сошихолл-стрит, Глазго (1903), Школу искусств Глазго (1897–1909) и Хилл-хаус в Хеленсбурге (1902–04). [1] Влияние стиля Макинтоша в Глазго можно увидеть в работах таких архитекторов, как Джеймс Сэлмон (1873–1924), чьи проекты включали в себя «Хатрак» в стиле модерн со стеклянным фасадом (1899–1902) на Винсент-стрит и Львиные палаты . Хоуп-стрит (1904–05), ранний образец железобетонной конструкции. [2]

В двадцатом веке важность дизайна усадебных домов снизилась. Исключением стала работа Джона Кинросса (1855–1955). Начав с реконструкции Терстон-хауса в Данбаре в 1890 году, он осуществил серию крупных проектов загородных домов. [3] Самым важным был Мандерстон-хаус (1901–03), построенный для Джеймса Миллера в стиле Адама . [4] Замок Скибо для промышленника Эндрю Карнеги был перестроен Россом и Макбетом (1899–1903). Английский архитектор Ч. Б. Квеннелл спроектировал неогеоргианский особняк в Альтморе (1912–14) для владельца московского универмага. После Первой мировой войны в строительстве наступило затишье, а социальные изменения подорвали строительство сельских загородных домов. [5]

В двадцатом веке характерное шотландское использование каменной архитектуры пришло в упадок, поскольку оно было заменено более дешевыми альтернативами, такими как портландцемент , бетон и кирпич массового производства. Однако камень будет сохранен в качестве материала для некоторого жилищного фонда в Эдинбурге, Абердине и Дамфрисе и подвергнется возрождению. [6] В двадцатом веке частная архитектура все больше ориентировалась на клиентов. [7] Джеймс Роберт Ринд (1854–1918), сын Дэвида Ринда, добился успеха в конкурсе на строительство новых библиотек в Глазго после того, как Эндрю Карнеги подарил городу 100 000 фунтов стерлингов в 1901 году. Его проекты были выбраны для семи библиотек. , что позволило ему продемонстрировать свою индивидуальную интерпретацию архитектуры эдвардианского барокко . Все библиотеки Райнда были построены из песчаника, добытого в местных карьерах, который гармонировал с существующими жилыми кварталами. Его знаковые здания были значительно улучшены благодаря щедрому использованию колонн, куполов и скульптурных элементов. [8] Джеймс Миллер (1860–1947) известен своими шотландскими железнодорожными станциями, такими как расширение Центрального железнодорожного вокзала Глазго в 1901–05 годах . [9] и впечатляющий железнодорожный вокзал Уэмисс-Бэй на заливе Ферт-оф-Клайд . [10]

Ранний модернизм

[ редактировать ]
Северный фасад Дома Святого Андрея , от памятника Нельсону.

После Первой мировой войны Миллер и его главный дизайнер Ричард Ганн (1889–1933) вместе с другими адаптировались к растущим потребностям офисного здания. В Глазго, с его планом центральной решетки , это последовало за практикой в ​​​​Соединенных Штатах, когда засыпали целые кварталы и строили здания со стальным каркасом настолько высокой, насколько это позволял начальник пожарной охраны, как в здании Union Bank, находившемся под сильным американским влиянием (1924 г.) в Сент-Винсент-стрит. [11] С середины двадцатого века общественная архитектура стала более утилитарной, что стало частью стремления к созданию всеобъемлющего государства всеобщего благосостояния . [7] Томас С. Тейт (1882–1954) был одним из самых выдающихся модернистских архитекторов той эпохи, использовав пирамидальные ступенчатые конструкции для таких зданий, как Дом Святого Андрея в Эдинбурге (1935–39), построенный для шотландского офиса, и «Башня 1939 года». Империя» для выставки «Империя», Шотландия, 1938 год , проходившей в парке Беллахьюстон , Глазго. [7] После Первой мировой войны в строительстве наступило затишье, а социальные изменения подорвали строительство сельских загородных домов. Отдельные примеры включали дома, сочетающие в себе современные и традиционные элементы, спроектированные Бэзилом Спенсом и построенные в Бротон-Плейс (1936 г.) и Гриблохе (1937–1939 гг.). [5] После Второй мировой войны из-за нехватки строительных материалов количество больших роскошных домов еще больше сократилось. Отдельные примеры включают Дом Логана, спроектированный Дэвидом Стайлом в 1950-х годах. В 1960-х годах Бэзил Хьюз проектировал Снейгоу для Эрла Кадогана и реконструировал Дом Гаска Клод Филлимор. В этот период также была проведена значительная реставрация существующих домов. [5]

Во время Первой мировой войны правительство все больше осознавало жилищные проблемы Шотландии, особенно после арендаторов в Глазго 1915 году. забастовки в «коттеджи на фермах, целые поселки, непригодные для проживания людей в земледельческих графствах и на островах… группы темных и непроветриваемых домов в старых городах, сгустки трущоб в больших городах». [12] Результатом стала масштабная программа строительства муниципальных домов . Многие первые муниципальные дома были построены на новых участках вдали от загрязнения города, часто представляли собой двухквартирные дома или коттеджи с террасами. Найтсвуд , расположенный к северо-западу от Глазго, был построен как выставочный образец с 1923 по 1929 год, с библиотекой, социальным центром и семью торговыми «парадами». В 1930-х годах проекты, как правило, строились более дешево, как, например, в Блэкхилле, Глазго , с тысячами двух- и трехэтажных многоквартирных домов. Эти схемы строительства были разработаны для переселения людей, перемещенных в результате сноса городских трущоб , в результате чего были снесены тысячи многоквартирных домов. Однако, часто располагаясь на бедных землях рядом с железными дорогами или газовыми заводами, они вскоре приобрели дурную славу. Обследование 1936 года показало, что почти половина домов Шотландии все еще не соответствует требованиям. [12]

Церковь Св. Патрика, Оринджфилд в (1934–35) Гриноке , одном из Гиллеспи, Кидда и Койа. довоенных кирпичных зданий

Неоготический стиль, который стал почти универсальным для церковного строительства в конце девятнадцатого века, продолжался и в двадцатом, с примерами, включая Мемориальную церковь Л.Г. Томсона Рида в Эдинбурге (1929–33). Однако наиболее распространенными формами в этот период были простые и массивные неороманские постройки. Протестантские примеры включают деревенскую церковь Х.О. Тарболтона в Бангуре (1924–30), а римско-католические примеры включают Реджинальда Фэрли церковь Непорочного зачатия в Форт-Уильяме (1933–34). [13] Воссоединение Церкви Шотландии в 1929 году устранило большую часть необходимости в строительстве новых пресвитерианских церквей, на смену которым пришла тенденция к обновлению церквей девятнадцатого века. Основной тенденцией в церковном проектировании 1930-х годов было движение к классицизму. Существовали отдельные крупные классические протестантские комиссии, такие как баптистская церковь Бристо в Эдинбурге (1933–35), но основные здания в этой форме находились в католической церкви, где после понтификата Пия наблюдалось движение в сторону базиликанских планов, ориентированных на верующих. Х (1903–14). Это движение достигло своего пика в 1960-е годы после Второго Ватиканского Собора . [13] Ведущей фигурой в развитии этого стиля был Джакомо Антонио (Джек) Койа из Gillespie, Kidd & Coia . С конца 1920-х годов он придерживался кирпичного стиля католической архитектуры. Первая церковь Койи, Св. Анны, Деннистоун (1931 г.), использовала инженерные приемы архитектуры изящных искусств , в результате чего получилось широкое централизованное пространство с узкими аркадами, а не проходами, с монументальным фасадом из красного кирпича. Он использовал более линейный план в последующих проектах, включая собор Святого Патрика в Гриноке (1934–35). Временная католическая часовня с открытой крышей партнера Койи Т. Уорнетта Кеннеди на Эмпайрской выставке (1938 г.) была украшена металлической сеткой в ​​стиле Макинтош, а его церковь Святого Петра в Цепях в Ардроссане (1938 г.) - со строгими стенами и башнями. , показал влияние «абстрактных композиций» современной шведской архитектуры и указал на будущее влияние модернизма. [14]

Послевоенный брутализм

[ редактировать ]
Восемь башен брутального комплекса Red Road Flats в Глазго.

В послевоенный период Шотландия продолжала выпускать выдающихся архитекторов, в том числе Джеймса Стирлинга (1926–92), который вместе с Джеймсом Гоуэном (1923–) спроектировал комплекс «Квартиры в Хэм-Коммон» в Лондоне (1955–58), считавшийся вехой в развитие модернистской и бруталистской жилой планировки - стиля, который оказал глубокое влияние на Шотландию. [15] Их более поздние работы, почти все за пределами Шотландии, будут иметь большое влияние в международном масштабе. [16]

Основным направлением послевоенного планирования будет расчистка и восстановление, начиная с Пейсли , где с 1955 года население округов было декантировано, здания снесены и началось восстановление, в результате чего в первом районе, Джордж-стрит/Канал-стрит, в невысоких квартирах из оштукатуренных и повторно использованных щебней вокруг благоустроенных дворов с 15-этажной башней на одном конце. [17] По мере того, как послевоенное стремление к возрождению городов набирало силу, оно сосредоточилось на многоэтажном доме , отстаиваемом в Глазго Дэвидом Гибсоном , руководителем городского жилищного комитета. Такие проекты, как бруталистские квартиры на Красной дороге, изначально давали надежду на новое начало и побег из переполненных многоквартирных домов города девятнадцатого века, но им не хватало достаточной инфраструктуры, и вскоре они пришли в упадок. Они также широко использовали асбест в качестве антипирена, что привело к долгосрочным проблемам со здоровьем строителей и жителей. [18] Роберт Мэтью (1906–75) и Бэзил Спенс (1907–76) отвечали за реконструкцию Горбалов в Глазго, за снос Эдинбургского университета и за резкую реконструкцию, типичным примером которой является Башня Дэвида Хьюма (1960–63). [7] Новую уверенность этого периода можно также увидеть в инфраструктурных проектах, мост Форт-Роуд (открытый в 1962 году). ключевым примером которых был [19]

Модернистская церковь, покрытая белой штукатуркой, с большим современным витражом и деревянным крестом, выступающим из крыши двухэтажной башни здания.
Церковь Святого Павла, Гленротес, одна из первых модернистских церквей, созданных Гиллеспи, Киддом и Койа.

Другим решением, принятым в Шотландии, было строительство новых городов, таких как Гленротес (1948 г.) и Камбернаулд (1956 г.), призванных вывезти из городов избыточное население. [20] В них использовался новый низкий, плотный образец общественного дизайна с коттеджами с террасами и невысокими квартирами. [21] Камбернаулд хвалили за его архитектуру, когда он был впервые построен, но незавершенный центр и планировка города в целом подверглись резкой критике в XXI веке: его модернистская архитектура была описана одним жителем как «лего-фантазия несчастного ребенка». ". [22] Бруталистская тенденция во всеобъемлющем городском планировании Шотландии будет высмеиваться критиками за ее «планирование tabula rasa» и «высокомерие архитектора». [23]

Создание новых городов и поместий муниципальных домов потребовало быстрого строительства новых церквей. [24] Жесткая экономия, нехватка материалов и необходимость быстрого строительства препятствовали развитию инновационного дизайна. Это сопровождалось отказом большинства архитекторов от традиционных форм в пользу международного стиля , характеризующегося простыми очертаниями, незагроможденными внутренними пространствами, отсутствием цвета и плоскими крышами. [25] Католическая церковь, традиционное членство которой больше всего пострадало от изменений в жилищном вопросе, первой отреагировала на эту ситуацию, создав в период с 1845 по 1960 год 76 новых приходов только на западе страны. Баптистская и епископальная церкви следовали за ними, особенно в новых городах. [24] В Церкви Шотландии близость прихожан и духовенства выражалась в домашней простоте залов церквей Райха двойного назначения 1950-х годов, как, например, в приходской церкви Килдрам в Камбернаулде (завершено в 1962 году), здании со стальным каркасом, облицованном деревом и кирпичом с плоская крыша. [26] Из 129 зданий, построенных Шотландской церковью в период с 1948 по 1959 год, 108 построены по этой базовой схеме. [24]

Постмодернизм: с 1980-х по настоящее время

[ редактировать ]
Башня Глазго , самая высокая башня Шотландии, и кинотеатр IMAX в Научном центре Глазго.

С 1980-х годов наблюдалась негативная реакция на этатизм и сжимающий характер модернистской архитектуры. Вместо этого произошел переход к форме постмодернизма, которая представляла собой столкновение стилей с новым акцентом на визуальную эстетику, отсылающую к классицизму . Также имело место сочетание частного и общественного. [27] Это движение против модернизма также включало возобновление влияния шотландских баронов и Макинтошем проектов, вдохновленных ; их можно увидеть соответственно в отеле Scandic Crown (1988–89) в Старом городе Эдинбурга и в здании Национальной библиотеки на Козуэйсайде (1985–87, расширенном в 1993–94). [28] Наиболее значимой фигурой в развитии архитектуры Шотландии с 1980-х годов был академик Чарльз Маккин . Он был секретарем и казначеем Королевской корпорации архитекторов Шотландии (RIAS) с 1979 по 1995 год. Он выступал против расширения автомагистралей и производства серых бесцветных монолитов. Ранние частные работы, вдохновленные этими идеями, включали D. & D. Warehouse, Center Street и Банк Пакистана на Sauchiehall Street, оба в Глазго. [27] Общественные постройки включали здание для размещения коллекции Баррелла в Глазго (1981 г.). [29] и Суд шерифа Глазго (1980–86). [27]

С 1990-х годов произошел возврат к некоторым элементам модернизма, особенно в крупных проектах общественного строительства. [30] Среди последних крупных общественных зданий - Шотландский выставочный и конференц-центр в Глазго (1997 г.), спроектированный Норманом Фостером (1935–) и известный своей сегментированной изогнутой крышей как «Броненосец», [31] и множество ярких современных зданий на берегу реки Клайд, [29] такие как Научный центр Глазго , кинотеатр IMAX и башня Глазго (2001 г.), которая является самой высокой в ​​Шотландии. [32] Самым важным общественным зданием начала XXI века является здание шотландского парламента в Эдинбурге, спроектированное Энриком Мираллесом (1955–2000) и открытое в 2004 году. Его дизайн напоминает перевернутые рыбацкие лодки. [33] Все чаще предпринимаются попытки сохранить большую часть того, что сохранилось от архитектурного наследия Шотландии, в том числе великие здания и памятники, а также дома в таких городах, как Эдинбург и Глазго, построенные под классическим влиянием. [34] и уцелевшие многоквартирные дома, многие из которых были отремонтированы, восстановлены с черных фасадов, образовавшихся в результате загрязнения, до их первоначального розового и медового песчаника, [35] и доведено до современных стандартов проживания. [36] Попытки возрождения города предпринимались также в районах постиндустриального упадка, таких как Торговый город в Глазго, который был возвращен под жилье в 1980-х годах с переоборудованием складских лофтов, [37] и, совсем недавно, набережная в Эдинбурге, что привело к возвращению постоянного населения в крупные городские центры. [38]

Вдалеке виден современный дом в Вуденде, Абердин, построенный из кирпича, фахверк.

В 1980-е годы наблюдался рост спекулятивного жилищного строительства застройщиками. Они привнесли в Шотландию народные стили английского кирпича и фахверка , которые до этого периода были практически неизвестны. Многие из них были небольшими и построены по минимальным стандартам, без особого внимания к вопросам энергетики или окружающей среды. Продажа муниципальных домов была популярна в Шотландии до середины 1990-х годов, поскольку, в отличие от Англии, местные власти могли использовать все свои капитальные поступления на развитие. [39] По решению Шотландской Ассамблеи в 2001 году организация Scottish Homes была упразднена и заменена организацией Communities Scotland , которая отвечала за обеспечение доступного жилья и улучшение окружающей среды. [40] В 2011 году его, в свою очередь, заменило Управление по регулированию жилищного строительства Шотландии , в компетенцию которого входят арендодатели местных органов власти Шотландии. [41]

Поскольку в 1970-х годах строительство спонсируемого государством жилья сократилось, произошел возврат к консерватизму в дизайне церквей, что, возможно, отражало потерю доверия к церквям, поскольку посещаемость быстро снижалась. [25] М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. Маккечни определили стиль «посткойа », возникший в этот период. [42] Ограниченное количество новых зданий, некоторые из которых заменяли существующие церкви, как правило, возводились строительными компаниями с использованием клееных деревянных балок, открытой кирпичной кладки и пирамидальных крыш для создания утилитарных, хотя и непритязательных с эстетической точки зрения, конструкций. [25] С конца 1980-х годов появилось несколько оригинальных проектов, в том числе «Святая Мария Богородица» в Порт-Глазго (1984) Фрэнка Бернета, Bell and Partners; Католическая церковь Святого Антония в Кирримюре (1987 г.), архитектор Джеймс Ф. Стивен; и новая церковь в католической церкви Святого Иосифа в Фейфли (1997 г.), построенная Якобсеном и Френчем. [25] Был также постмодернистский дизайн католической церкви Святого Иоанна Огилви в Ирвине (1982) Дугласа Гудвина Малкольма Нивена [1] , [42] и близлежащая приходская церковь Гердл Толл (1992 г.), которая была преобразована из фермерского дома. [25]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ А.Л. Палмер, Архитектура от А до Я (Scarecrow Press, 2009), ISBN   0-8108-6895-4 , с. 34.
  2. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 368.
  3. ^ «Джон Кинросс» , Словарь шотландского архитектора , получено 9 февраля 2012 г.
  4. ^ Х. Монтгомери-Массингберд и К.С. Сайкс, Великие дома Шотландии (Laurence King Publishing, 1997), ISBN   1-85669-106-3 , с. 9.
  5. ^ Jump up to: а б с Д. Мэйс, «Деревня с 1600 г. по настоящее время», в изд. М. Линча, Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), ISBN   0-19-969305-6 , стр. 326–8.
  6. ^ И. Максвелл, «История каменного строительства Шотландии» в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 , с. 29.
  7. ^ Jump up to: а б с д М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN   0-7486-2027-3 , с. 173.
  8. ^ «Библиотеки в стиле барокко в Глазго». Архивировано 6 сентября 2017 года в Wayback Machine , Библиотеки Карнеги в Шотландии , получено 11 мая 2012 года.
  9. ^ Э. Уильямсон, А. Ричес и М. Хиггс, Глазго (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1990), ISBN   0-14-071069-8 , с. 97.
  10. ^ Ф.А. Уокер, Устье Южного Клайда: Иллюстрированный архитектурный путеводитель по Инверклайду и Ренфрю (Эдинбург: Королевская корпорация архитекторов в Шотландии, 2006), ISBN   0-7073-0476-8 , с. 146.
  11. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 395.
  12. ^ Jump up to: а б А. Макинтош Грей и В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), ISBN   0-19-917063-0 , стр. 70–1.
  13. ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 418.
  14. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 417.
  15. ^ HF Mallgrave, Современная архитектурная теория: исторический обзор, 1673–1968 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0-521-79306-8 , с. 353.
  16. ^ GH Бейкер, Архитектура Джеймса Стирлинга и его партнеров Джеймса Гоуэна и Майкла Уилфорда: исследование архитектурного творчества в двадцатом веке (Олдершот: Эшгейт, 2011), ISBN   1-4094-0926-0 .
  17. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , стр. 450 и 451.
  18. ^ Р. Джонстон и А. Максивор, Смертельная работа: история асбестовой трагедии в Шотландии (Ист-Линтон, Tuckwell Press, 2000), стр. 103–4.
  19. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 450.
  20. ^ П. Фрай, П.С. Фрай и Ф.С. Фрай, История Шотландии (Лондон: Routledge, 1990), ISBN   0-415-06601-8 , стр. 203–4.
  21. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 457.
  22. ^ А. Александр, Новые города Британии: города-сады для устойчивых сообществ (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2009), ISBN   0-415-47513-9 , с. 117.
  23. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 453.
  24. ^ Jump up to: а б с К. Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1997), ISBN   0-7486-0886-9 , с. 164.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Дж. Р. Хьюм, «Послевоенные церкви в Шотландии: ломая стереотипы» , Фонд церквей Шотландии , получено 29 декабря 2012 г.
  26. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , стр. 471–2.
  27. ^ Jump up to: а б с М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 483.
  28. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , стр. 486–7.
  29. ^ Jump up to: а б Н. Уилсон и А. Мерфи, Шотландия (Лондон: Lonely Planet, 5-е изд., 2008 г.), ISBN   1-74104-725-0 , с. 51.
  30. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , стр. 496–7.
  31. ^ А. Мерфи и Р. Форд, Справочник Footprint Glasgow: Путеводитель (Бат: Путеводители Footprint, 2002), ISBN   1-903471-24-9 , с. 118.
  32. ^ AC Теокас, Основания для обзора: Фестиваль садов в городском планировании и дизайне (Ливерпуль: Liverpool University Press, 2004), ISBN   0-85323-539-2 , с. 173.
  33. ^ Дж. Майерсон и П. Росс, Пространство для работы: дизайн нового офиса (Лондон: Лоуренс Кинг, 2006), ISBN   1-85669-456-9 , с. 94.
  34. ^ П. Уилсон, «Современный материал», в изд. П. Уилсона, « Здание из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 , с. 5.
  35. ^ Д. Ховард, редактор, Уильям Адам, Том 1 , Том 17 журнала Общества архитектурного наследия Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1990), ISBN   0-7486-0232-1 , с. 112.
  36. ^ RW Brunskill, Дома и коттеджи Британии (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2-е изд., 2000), ISBN   0-575-07122-2 , стр. 234–5.
  37. ^ М. Коуэн и К. Линдси, «Восстановление центра города в городском контексте: опыт Глазго в 1980-х годах» в книге Дж. Берри, С. МакГрила и У. Деддиса, ред., « Восстановление города: инвестиции в недвижимость и развитие» (Лондон). : Тейлор и Фрэнсис, 1993), ISBN   0-419-18310-8 , стр. 175–92.
  38. ^ П. Джонс и Дж. Эванс, Возрождение городов в Великобритании (Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE, 2008), ISBN   1-4129-3491-5 , стр. 149–51.
  39. ^ И. Колкухун, Книга Риба о британском жилищном дизайне: с 1900 года до наших дней (Лондон: Routledge, 2-е изд., 2008 г.), ISBN   0-7506-8254-X , с. 319.
  40. ^ И. Колкухун, Книга Риба о британском жилищном дизайне: с 1900 года до наших дней (Лондон: Routledge, 2-е изд., 2008 г.), ISBN   0-7506-8254-X , с. 321.
  41. ^ П. Робсон, «Жилищное строительство» в книге Э. Сазерленда и К.Э. Гудолла, ред., «Законотворчество и шотландский парламент: ранние годы», том 9 серии «Эдинбургские исследования в области права» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN   0-7486-4019-3 , с. 150.
  42. ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 487.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ecea4119c9e5c1d60b7f3cd57c663885__1696680240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/85/ecea4119c9e5c1d60b7f3cd57c663885.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture in modern Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)