Jump to content

Архитектура Шотландии в эпоху промышленной революции

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Знаменитый мост Форт — первое крупное сооружение в Британии, построенное из стали.

Архитектура Шотландии в период промышленной революции включает все здания в Шотландии с середины восемнадцатого века до конца девятнадцатого века. В этот период в стране произошла экономическая и социальная трансформация в результате индустриализации , которая отразилась в новых архитектурных формах, методах и масштабах строительства. Во второй половине восемнадцатого века Эдинбург был центром строительного бума в классическом стиле, который отражал растущее богатство и уверенность столицы. Жилье часто представляло собой горизонтально разделенные многоквартирные дома . Некоторые из ведущих европейских архитекторов этого периода были шотландцами, в том числе Роберт Адам и Уильям Чемберс .

В то время как городские центры были перестроены из местных материалов, в том числе Абердин из гранита и Глазго из красного песчаника, дома сельской бедноты оставались простыми, особенно в Хайленде . В городах они были ограничены разбросанными в пригородах многоквартирными домами, такими как дома Горбалов в Глазго. Одним из ответов на рост населения было создание запланированных новых городов , таких как Инверэри и Нью-Ланарк . Девятнадцатый век также был возрождением стиля шотландского барона , впервые впервые использованного в Вальтера Скотта в доме Абботсфорде и подтвержденного в популярности резиденцией королевы Виктории в замке Балморал . Произошло возрождение готики и в церковной архитектуре. Неоклассицизм продолжал оставаться основным движением в творчестве архитекторов, в том числе Уильяма Генри Плейфэра и Александра «Грека» Томсона . Во второй половине века также были созданы некоторые из наиболее важных архитектурных произведений новой инженерии, в том числе культовый мост Форт .

Конец восемнадцатого века

[ редактировать ]

Неоклассицизм

[ редактировать ]
План Нового города в Эдинбурге ( Джеймса Крейга 1768 г.)

Во время промышленной революции Шотландия стала одним из торговых и промышленных центров Британской империи. [ 1 ] С середины восемнадцатого века это растущее богатство и уверенность отразились в вдохновленном классикой строительном буме, сосредоточенном в Эдинбурга Новом городе . Он был построен по плану из прямоугольных блоков с открытыми квадратами, составленному Джеймсом Крейгом (1739–1795 гг.) и построенному из прочного песчаника Крейглита , который каменщики могли точно обрезать. [ 2 ] Большинство жилых домов были построены как многоквартирные квартиры, разделенные по горизонтали, в которых разные жильцы пользовались общей лестницей, в отличие от домов, которые использовались в современной застройке в Англии. У самых маленьких могла быть только одна комната; самый большой, несколько спален и гостиных. [ 3 ] Общие черты неоклассического здания включали колонны, фасады храмов, закругленные арки, боковые крылья и купола. [ 4 ] [ 5 ] Этот классицизм, а также его репутация крупного центра Просвещения привели к тому, что город получил прозвище «Северные Афины». [ 6 ] План решетки , формы зданий и архитектурные детали будут скопированы во многих небольших городах, хотя и выполнены из материалов, добытых в местных карьерах. [ 7 ]

Несмотря на этот строительный бум, централизация большей части правительственной администрации, включая работы короля , в Лондоне, означала, что ряд шотландских архитекторов провели большую часть своей карьеры в Англии, где они оказали большое влияние на грузинскую архитектуру . [ 8 ] Роберт Адам (1728–1792) стал лидером первой фазы неоклассического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года и до своей смерти. [ 9 ] Он отверг тщательно продуманный палладианский стиль , который доминировал в здании, как «тяжеловесный» и «отвратительный». [ 10 ] Однако он продолжил традицию черпать вдохновение непосредственно из классической античности , под влиянием своего четырехлетнего пребывания в Европе, где он увидел раскопки в Помпеях и Геркулануме , которые впервые позволили современным европейцам увидеть классические здания воочию, а не чем работать по литературным описаниям. [ 10 ] Неоклассицизм стремился к большей простоте, часто на него больше повлияли греческие, а не римские модели. Основные работы Адама в Эдинбурге включали здание Главного реестра (1774–1792 гг.), Здание университета (1789 г.) и площадь Шарлотты (1791 г.). [ 11 ] Он также спроектировал 36 загородных домов в Шотландии. [ 4 ] Дизайнер интерьеров, а также архитектор, вместе со своими братьями Джоном (1721–92) и Джеймсом (1732–94), развивая стиль Адама , он повлиял на развитие архитектуры не только в Великобритании, но и в Западной Европе, Северной Америке. и в России, где его образцы взял шотландский архитектор Чарльз Кэмерон (1745–1812). [ 12 ]

Главным соперником Адама был Уильям Чемберс (1723–1796), еще один шотландец, но родившийся в Швеции. [ 13 ] Большую часть своей работы он проделал в Лондоне, имея небольшое количество домов в Шотландии. Он был назначен наставником по архитектуре принца Уэльского, позже Георга III , а в 1766 году вместе с Робертом Адамом — архитектором короля. [ 14 ] Более интернациональный по мировоззрению, чем Адам, он сочетал в себе неоклассицизм и палладианские традиции, и его влияние было опосредовано большим количеством учеников. [ 15 ] Классическое влияние коснулось и церковной архитектуры. Архитектор шотландского происхождения Джеймс Гиббс (1682–1754) сознательно привнес античный стиль в свою реконструкцию церкви Святого Мартина в полях в Лондоне с массивным портиком со шпилем и прямоугольным планом с боковыми приделами. Подобные образцы в Шотландии можно увидеть в соборе Святого Андрея на площади в Глазго (1737–1759 гг.), спроектированном Алланом Дрегхорном (1706–1764 гг.) и построенном мастером-каменщиком Мунго Нэсмитом. Собственный проект Гиббса для Святого Николая Веста в Абердине (1752–1755 гг.) имел такой же прямоугольный план, с нефами и проходами, цилиндрическим сводом и наложенным фронтоном фасада. [ 16 ]

Начало девятнадцатого века

[ редактировать ]

Народное здание

[ редактировать ]
Задняя часть многоквартирного дома XIX века в Эдинбурге.

Народная архитектура этого периода продолжала зависеть от местных материалов и стилей. [ 17 ] Дома сельской бедноты, которые часто строились группами друзей и родственников, обычно имели очень простую конструкцию. Современники отмечали, что коттеджи в Хайленде и на островах, как правило, были более грубыми, с отдельными комнатами, щелями в окнах и земляными полами, в которых часто проживала большая семья. Напротив, многие коттеджи Лоулэнда имели отдельные комнаты и комнаты, были покрыты штукатуркой или краской и даже имели застекленные окна. В начале 1800-х годов в городской среде также были традиционные соломенные дома, а также более крупные таунхаусы купцов и городской знати с каменными и шиферными крышами. [ 17 ]

Промышленная революция изменила масштабы шотландских городов, сделав Глазго «вторым городом Империи». [ 18 ] население выросло с 77 385 человек в 1801 году до 274 324 к 1841 году. [ 19 ] Между 1780 и 1830 годами три «новых города» среднего класса были заложены по решетчатым планам, подобным тем, что были в Эдинбурге, к югу и западу от старого города. [ 20 ] Другой стороной роста богатства и плановой архитектуры для аристократии и среднего класса был рост разрастания городов. В Глазго растущая рабочая сила была брошена на милость рыночных сил, поскольку пригородные многоквартирные дома были разрушены, особенно к востоку от города. [ 20 ] как и в Горбалах на юге, где перенаселенность, отсутствие санитарных условий и общая бедность способствовали болезням, преступности и очень низкой целесообразности жизни. [ 21 ]

Городские центры все чаще использовали камень, добываемый на месте. В то время как в Эдинбурге широко использовался желтый песчаник, коммерческий центр и многоквартирные дома Глазго были построены из характерного красного песчаника. [ 2 ] После крупного пожара в преимущественно деревянном Абердине в 1740-х годах отцы города постановили, что основные здания должны быть возведены из местного гранита. Это положило начало новому этапу крупномасштабной добычи карьеров и привело к тому, что «гранитный город» стал центром крупной промышленности, которая снабжала Шотландию и Англию облицовочным камнем, тротуарными плитами и колоннами. [ 22 ]

Новые города

[ редактировать ]
Нью-Ланарк , хлопчатобумажные фабрики и жилье для рабочих, основанный в 1786 году и построенный Робертом Оуэном с 1800 года.

Иногда утопическая концепция нового города , направленная на улучшение общества посредством создания архитектурно спроектированных сообществ, была важной частью шотландского мышления с середины восемнадцатого по двадцатый век. Помимо Нового города Эдинбурга, они включали полную реконструкцию Инверари для Джона Кэмпбелла, 5-го герцога Аргайла Джоном Адамом (1721–92) и Робертом Милном (1733–1811) между 1772 и 1800 годами. [ 23 ] Хеленсбург недалеко от Глазго был заложен в 1776 году по железному плану. [ 24 ] Небольшие новые города на плане сетки в период 1770–1830 годов включали Куминстаун , Нью-Пицлиго , Томинтул и Аберчирдер . [ 25 ] В Фочаберсе с 1776 года Джон Бакстер перепроектировал деревню в виде сетки, с центральной площадью, ориентированной на церковь Белли (1795–97), все еще следуя традициям Гиббса, с тетрастильным портиком и шпилем. [ 26 ] С 1800 года Роберта Оуэна , Нью-Ланарк спроектированный как автономное сообщество, сочетающее промышленность с упорядоченными и улучшенными условиями жизни, стал важной вехой в историческом развитии городского планирования . [ 27 ] Жилье сочеталось с просторными общественными и жилыми помещениями, детской школой и общественным образовательным центром. Он также открыл деревенский магазин, предлагающий товары по более низким ценам, и стал образцом кооперативного движения . [ 28 ] В Шотландии также появилась одна из главных фигур в городском планировании: социолог Патрик Геддес (1854–1932), который разработал концепцию городских агломераций и отказался от идеи «широких расчисток» для удаления существующего жилья и введения плана сетки . В пользу «консервативной хирургии»: сохранение лучших зданий в районе и удаление худших. Он применил это на практике в Эдинбурге, купив и улучшив многоквартирные дома в трущобах в Джеймс Корт, а также в новых проектах в Рамзи Гарден . [ 29 ]

Неоклассический упадок

[ редактировать ]
Гракко-барочный собор Святого Стефана, Эдинбург

В начале девятнадцатого века традиция шпиля под влиянием Гиббса продолжилась в церковной архитектуре, что можно увидеть в Роберта Нисбета ( церкви Инвереск 1803–1810). Греческая форма была разработана в церкви Уильяма Берна в Норт-Лейт (1813 г.) и епископальной церкви Святого Иоанна в Эдинбурге (1816 г.). Споры по поводу стиля Шотландского национального памятника в 1816 году привели к тому, что мотивы греческих храмов были названы «языческими», и после этого в столице было построено относительно мало колонных греческих церквей. Исключением была церковь Арчибальда Эллиота ( Бротонская 1820–1821 гг.), Фасад которой имел дорический храм. Более распространенными в Эдинбурге были церкви, сочетавшие классические элементы с другими особенностями, такие как куполообразная церковь Святого Георгия, площадь Шарлотты (1811–1814 гг.), выполненная Робертом Ридом в стиле барокко Плейфэра Уильяма , или церковь Святого Стефана (1827–28 гг.). . [ 30 ] В Глазго существовала традиция прикреплять портики к существующим молитвенным домам, которая продолжалась в Независимой церкви Гиллеспи Грэма на Вест-Джордж-стрит (1818 г.), которую критиковали как « папскую », и в Объединенной сецессионной церкви Грейфрайарс Джона Бэрда I (1821 г.). ), перед которым располагался римский дорический портик. Классические проекты существующей церкви включали реконструкцию Уильямом Старком церкви Святого Георгия-Трона (1807–08), приходской церкви Святого Еноха Дэвида Гамильтона (1768–1843) (1827) и приходской церкви Святого Павла (1835). [ 30 ]

Конец девятнадцатого века

[ редактировать ]

Готическое возрождение

[ редактировать ]

Некоторые из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры происходят из Шотландии. [ 31 ] Замок Инверари , построенный в 1746 году по проекту Уильяма Адама, имеет башенки. В основном это были традиционные дома в палладианском стиле, вобравшие в себя некоторые внешние черты стиля шотландских баронов. [ 31 ] Дома Роберта Адама в этом стиле включают Меллерстейн и Веддерберн в Бервикшире и Сетон-Хаус в Восточном Лотиане, но наиболее отчетливо это видно в замке Калзин в Эйршире, реконструированном Адамом в 1777 году. [ 31 ] Общие черты, заимствованные из домов шестнадцатого и семнадцатого веков, включали зубчатые ворота, ступенчатые фронтоны , остроконечные башенки и машины . [ 32 ]

Дом Абботсфорда , перестроенный для Вальтера Скотта , помог начать возрождение шотландского барона .

Важным фактором принятия стиля в начале девятнадцатого века был Эбботсфорд-хаус , резиденция писателя и поэта сэра Вальтера Скотта . Перестроенный для него в 1816 году, он стал образцом современного возрождения баронского стиля. [ 32 ] Эдвард Блор (1787–1879), Эдвард Калверт (ок. 1847–1914) и Роберт Стодарт Лоример (1864–1929), а также в городских условиях, включая здание Кокберн-стрит в Эдинбурге (1850-е годы), а также Национальный дворец Уоллеса. Памятник в Стерлинге (1859–1869 гг.). [ 33 ] Важную роль в распространении этого стиля сыграли » Роберта Биллингса многотомные «Баронские и церковные древности Шотландии (1813–1874 гг.) (1848–52). [ 34 ] Перестройка замка Балморал в баронский дворец и его использование в качестве королевской резиденции с 1855 по 1858 год подтвердили популярность этого стиля. [ 35 ]

В церковной архитектуре был принят стиль, имеющий больше общего со стилем Англии, основанный на моделях позднего средневековья, часто с использованием арочных окон, витражей и резьбы. [ 36 ] Важными фигурами были Фредерик Томас Пилкингтон (1832–1898), который разработал новый стиль церковного строительства, соответствующий модной высокой готике . Он адаптировал его для богослужений Свободной церкви Шотландии , как, например, в церкви Барклай-Вьюфорт в Эдинбурге (1862–1864 гг.). [ 37 ] Роберт Роуанд Андерсон (1834–1921), который перед возвращением в Эдинбург обучался в офисе Джорджа Гилберта Скотта в Лондоне, работал в основном над небольшими церквями в стиле «первого острого» (или раннего английского), который характерен для бывших помощников Скотта. К 1880 году его практика заключалась в проектировании некоторых из самых престижных общественных и частных зданий в Шотландии, таких как Шотландская национальная портретная галерея ; Купол Старого колледжа, медицинский факультет и Макьюэн-холл Эдинбургского университета ; отель Central на центральном вокзале Глазго , католическую апостольскую церковь в Эдинбурге и дом на горе Стюарт на острове Бьют. [ 38 ]

Классическое возрождение

[ редактировать ]
Александра Томсона на Церковь Каледония Роуд , Глазго

Несмотря на то, что неоклассицизм затмили шотландские баронские и готические формы, он продолжал оставаться основным стилем в девятнадцатом веке. Уильям Генри Плейфэр (1790–1857) был дизайнером многих неоклассических достопримечательностей Эдинбурга в Новом городе. Две из его лучших работ — Национальная галерея Шотландии и Королевская шотландская академия , расположенные в центре Эдинбурга. Однако фигурой, наиболее связанной с классическим стилем, был Александр «Греческий» Томсон (1817–75). Работая в основном в Глазго, он отвернулся от готического стиля в сторону стиля древних греков и египтян, что можно увидеть в храме и колоннах, которые были частью церкви Каледония-роуд (1856 г.). [ 37 ]

Дэвид Ринд (1808–1883) использовал как неоклассический, так и баронский стили, и его работа включала многие филиалы Коммерческого банка Шотландии , в том числе их штаб-квартиру в Эдинбурге. [ 39 ] Он также спроектировал ряд церквей, зданий местного самоуправления и домов. Одним из его величайших проектов была больница Дэниела Стюарта, ныне Мелвилл-колледж Стюарта в Эдинбурге. В 1849 году ему было поручено спроектировать планировку района Поллокшилдс в Глазго, который до этого был сельскохозяйственными угодьями в 2 милях (3,2 км) к югу от центра города. [ 40 ] Ринд заключил партнерство с Робертом Гамильтоном Патерсоном (1843–1911), который выполнил крупные работы для пивоваров, солодовников и складских рабочих (центром которых был Эдинбург), включая проектирование аббатства Джеймса Колдера и компании, замка, Холируда, Drybrough's , Caledonian пивоварни и Clydesdale; а также работаю на McVitie и Price . [ 41 ] Партнерство заключалось в реализации важных проектов, таких как Мемориал королевы Виктории в Ливерпуле. [ 42 ] и Королевский военный мемориал шотландцев в соборе Святого Джайлса в Эдинбурге. [ 43 ]

Новая техника

[ редактировать ]

В девятнадцатом веке было реализовано несколько крупных инженерных проектов, в том числе Томаса Телфорда каменный мост Дина (1757–1834 гг.) (1829–1831 гг.) и железный мост Крейгеллачи (1812–1814 гг.). [ 44 ] В 1850-х годах возможности новых кованых и чугунных конструкций были изучены при строительстве коммерческих складов в Глазго. стиль с круглой аркой, Он принял венецианский впервые использованный Александром Киркландом (1824–1892 гг.) на сильно украшенной Миллер-стрит, 37–51 (1854 г.) и переведенный в железо на складе Гарднера Джона Бэрда I (1855–6 гг.) С открытым железом. рамное и практически сплошное остекление. Большинство промышленных зданий избегали этой чугунной эстетики, например, Элгинский моторный завод Уильяма Спенса (1806?–83), построенный в 1856–1858 годах, с использованием массивных бутовых блоков. [ 45 ]

Самым важным инженерным проектом был Форт-Бридж , консольный железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт на востоке Шотландии , в 9 милях (14 км) к западу от центра Эдинбурга . Строительство подвесного моста по проекту Томаса Буша (1822–1880 гг.) было остановлено после обрушения другого его сооружения — моста Тей . [ 46 ] Проект взяли на себя Джон Фаулер (1817–1898) и Бенджамин Бейкер (1840–1907), которые спроектировали здание, построенное компанией Sir William Arrol & Co. из Глазго в 1883 году. Оно было открыто 4 марта 1890 года. и имеет общую длину 8 296 футов (2529 м). Это было первое крупное сооружение в Великобритании, построенное из стали; [ 47 ] ее современник, Эйфелева башня, была построена из кованого железа . [ 48 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Т.А. Ли, Искатели истины: шотландские основатели современной государственной бухгалтерской отчетности (Бингли: Emerald Group, 2006), ISBN   0-7623-1298-X , стр. 23–4.
  2. ^ Jump up to: а б П. Уилсон, «Современный материал», в изд. П. Уилсона, « Строительство из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 , с. 5.
  3. ^ RW Brunskill, Дома и коттеджи Британии (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2-е изд., 2000), ISBN   0575071222 , стр. 234–5.
  4. ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 153.
  5. ^ К. Стрикленд и А. Хэнди, Аннотированная арка: ускоренный курс истории архитектуры (Эндрюс МакМил, 2001), ISBN   0740710249 с. 100.
  6. ^ «Старые и новые города Эдинбурга – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 20 ноября 2008 года . Проверено 28 января 2010 г.
  7. ^ И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN   1-904320-02-3 , с. 27.
  8. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 73.
  9. ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Лондон: Пеликан, 2-е издание, 1951), стр. 237.
  10. ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 106.
  11. ^ С. Битолетти, Неоклассицизм и романтизм (Стерлинг, 2009), ISBN   1402759231 , с. 36.
  12. ^ Адам Сильвер (HMSO/Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1953), с. 1.
  13. ^ Дж. Харрис и М. Снодин, архитектор сэра Уильяма Чемберса Георга III (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1996), ISBN   0-300-06940-5 , с. 11.
  14. ^ Д. Уоткин, Король-архитектор: Георг III и культура Просвещения (Royal Collection Publications, 2004), стр. 15.
  15. ^ П. Роджерс, Восемнадцатый век (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1978), ISBN   0-416-56190-X , с. 217.
  16. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 143.
  17. ^ Jump up to: а б К. Маккин, «Улучшение и модернизация в повседневной жизни Просвещения в Шотландии», в книге Э.А. Фойстера и К.А. Уотли, изд., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN   0-7486-1965-8 , стр. 55–6.
  18. ^ Дж. Ф. Маккензи, «Второй город Империи: Глазго - имперский муниципалитет», в книге Ф. Драйвера и Д. Гилберта, ред., « Имперские города: ландшафт, отображение и идентичность» (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN   0-7190-6497-X , стр. 215–23.
  19. ^ А. Кларк, Борьба за бриджи: гендер и формирование британского рабочего класса (Калифорнийский университет Press, 1997), ISBN   0520208838 , с. 18.
  20. ^ Jump up to: а б А. Миддлтон, «Ист-Энд Глазго», в книге Д.В. Доннисона и А. Миддлтона, «Возрождение внутреннего города: опыт Глазго» (Лондон: Routledge, 1987), ISBN   0710211171 , стр. 19–20.
  21. ^ П. Фрай, П.С. Фрай и Ф.С. Фрай, История Шотландии (Лондон: Routledge, 1990), ISBN   0-415-06601-8 , стр. 203–4.
  22. ^ Г. Койл, Богатство под нашими ногами: как горнодобывающая промышленность сформировала Британию (Оксфорд: Oxford University Press, 2010), ISBN   0191613975 .
  23. ^ М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN   0-7486-2027-3 , с. 164.
  24. ^ Р. Тейлор, М. Кокс и И. Дикинс, редакторы, Британское наследие планирования: региональный справочник (Лондон: Routledge, 1975), ISBN   0856641928 , с. 200.
  25. ^ К. Маккин, «Улучшение и модернизация в повседневной жизни Просвещения в Шотландии», в Э.А. Фойстере и К.А. Уотли, История повседневной жизни в Шотландии, 1600–1800 гг. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN   0748619658 , с. 72.
  26. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 181.
  27. ^ А. Александр, Новые города Великобритании: города-сады для устойчивых сообществ (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2009), ISBN   0-415-47513-9 , с. 55.
  28. ^ П. Сандерс, С. Сазерли и К. Шибата, «Созданная среда, дизайн и этика: социальная ответственность образовательных учреждений» в книге Э. Фелтона, О. Зеленко и С. Воана, ред., Дизайн и этика: размышления о практике. (Лондон: Рутледж, 2013 г.), ISBN   1136342648 , с. 146.
  29. ^ Х. Меллер, Патрик Геддес: социальный эволюционист и градостроитель (Лондон: Routledge, 1994), ISBN   0-415-10393-2 , стр. 54–5, 133 и 135.
  30. ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 234.
  31. ^ Jump up to: а б с И. Д. Уайт и К. А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 гг. (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN   0-415-02992-9 , с. 100.
  32. ^ Jump up to: а б Л. Халл, Средневековые замки Великобритании (Лондон: Гринвуд, 2006), ISBN   0-275-98414-1 , с. 154.
  33. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , стр. 276–85.
  34. ^ Т.М. Дивайн, «В ​​постели со слоном: почти триста лет Англо-Шотландского союза» , «Дела Шотландии » , 57, осень 2006 г., стр. 11.
  35. ^ Х.-Р. Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 4-е изд., 1989), ISBN   0-300-05320-7 , с. 146.
  36. ^ JS Curl, Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN   0198606788 , с. 325.
  37. ^ Jump up to: а б Г. Стэмп, «Викторианская церковь: пресвитерианская архитектура в Шотландии девятнадцатого века», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN   0-7190-4020-5 , стр. 108–10.
  38. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN   0-7486-0849-4 , с. 552.
  39. ^ Историческая среда Шотландии . «Джордж-стрит, 14, бывший коммерческий банк... (здание категории А) (LB28862)» . Проверено 19 марта 2019 г.
  40. ^ «Дэвид Райнд: Биография» , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 11 мая 2012 года.
  41. ^ «Роберт Гамильтон Патерсон: Биография». Архивировано 21 октября 2012 года в Wayback Machine , Словаре шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
  42. ^ «Отчет о строительстве и дизайне - Мемориал королевы Виктории, Ливерпуль» , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
  43. ^ Отчет о строительстве и проектировании - Собор Святого Джайлса, Королевский военный мемориал шотландцев , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
  44. ^ К. Харви, Шотландия: Краткая история (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), ISBN   0-19-210054-8 , с. 133.
  45. ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN   978-0-7486-0849-2 , с. 254.
  46. ^ И.Б. Уайт, Эй.Дж. Макдональд и К. Бакстер, Джон Фаулер, Бенджамин Бейкер, Форт-Бридж (Аксель Менгес, 2-е изд., 1997), ISBN   3-930698-18-8 , с. 7.
  47. ^ А. Блан, М. МакЭвой и Р. Планк, Архитектура и строительство из стали (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1993), ISBN   0-419-17660-8 , с. 16.
  48. ^ Дж. Э. Макклеллан и Х. Дорн, Наука и технологии во всемирной истории: введение (JHU Press, 2-е изд., 2006 г.), ISBN   0-8018-8360-1 , с. 315.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fbb447b5f9cdcac2f0356479da373c0__1694025960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/c0/1fbb447b5f9cdcac2f0356479da373c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Scotland in the Industrial Revolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)