Архитектура Шотландии в эпоху промышленной революции

Архитектура Шотландии в период промышленной революции включает все здания в Шотландии с середины восемнадцатого века до конца девятнадцатого века. В этот период в стране произошла экономическая и социальная трансформация в результате индустриализации , которая отразилась в новых архитектурных формах, методах и масштабах строительства. Во второй половине восемнадцатого века Эдинбург был центром строительного бума в классическом стиле, который отражал растущее богатство и уверенность столицы. Жилье часто представляло собой горизонтально разделенные многоквартирные дома . Некоторые из ведущих европейских архитекторов этого периода были шотландцами, в том числе Роберт Адам и Уильям Чемберс .
В то время как городские центры были перестроены из местных материалов, в том числе Абердин из гранита и Глазго из красного песчаника, дома сельской бедноты оставались простыми, особенно в Хайленде . В городах они были ограничены разбросанными в пригородах многоквартирными домами, такими как дома Горбалов в Глазго. Одним из ответов на рост населения было создание запланированных новых городов , таких как Инверэри и Нью-Ланарк . Девятнадцатый век также был возрождением стиля шотландского барона , впервые впервые использованного в Вальтера Скотта в доме Абботсфорде и подтвержденного в популярности резиденцией королевы Виктории в замке Балморал . Произошло возрождение готики и в церковной архитектуре. Неоклассицизм продолжал оставаться основным движением в творчестве архитекторов, в том числе Уильяма Генри Плейфэра и Александра «Грека» Томсона . Во второй половине века также были созданы некоторые из наиболее важных архитектурных произведений новой инженерии, в том числе культовый мост Форт .
Конец восемнадцатого века
[ редактировать ]Неоклассицизм
[ редактировать ]
Во время промышленной революции Шотландия стала одним из торговых и промышленных центров Британской империи. [ 1 ] С середины восемнадцатого века это растущее богатство и уверенность отразились в вдохновленном классикой строительном буме, сосредоточенном в Эдинбурга Новом городе . Он был построен по плану из прямоугольных блоков с открытыми квадратами, составленному Джеймсом Крейгом (1739–1795 гг.) и построенному из прочного песчаника Крейглита , который каменщики могли точно обрезать. [ 2 ] Большинство жилых домов были построены как многоквартирные квартиры, разделенные по горизонтали, в которых разные жильцы пользовались общей лестницей, в отличие от домов, которые использовались в современной застройке в Англии. У самых маленьких могла быть только одна комната; самый большой, несколько спален и гостиных. [ 3 ] Общие черты неоклассического здания включали колонны, фасады храмов, закругленные арки, боковые крылья и купола. [ 4 ] [ 5 ] Этот классицизм, а также его репутация крупного центра Просвещения привели к тому, что город получил прозвище «Северные Афины». [ 6 ] План решетки , формы зданий и архитектурные детали будут скопированы во многих небольших городах, хотя и выполнены из материалов, добытых в местных карьерах. [ 7 ]
Несмотря на этот строительный бум, централизация большей части правительственной администрации, включая работы короля , в Лондоне, означала, что ряд шотландских архитекторов провели большую часть своей карьеры в Англии, где они оказали большое влияние на грузинскую архитектуру . [ 8 ] Роберт Адам (1728–1792) стал лидером первой фазы неоклассического возрождения в Англии и Шотландии примерно с 1760 года и до своей смерти. [ 9 ] Он отверг тщательно продуманный палладианский стиль , который доминировал в здании, как «тяжеловесный» и «отвратительный». [ 10 ] Однако он продолжил традицию черпать вдохновение непосредственно из классической античности , под влиянием своего четырехлетнего пребывания в Европе, где он увидел раскопки в Помпеях и Геркулануме , которые впервые позволили современным европейцам увидеть классические здания воочию, а не чем работать по литературным описаниям. [ 10 ] Неоклассицизм стремился к большей простоте, часто на него больше повлияли греческие, а не римские модели. Основные работы Адама в Эдинбурге включали здание Главного реестра (1774–1792 гг.), Здание университета (1789 г.) и площадь Шарлотты (1791 г.). [ 11 ] Он также спроектировал 36 загородных домов в Шотландии. [ 4 ] Дизайнер интерьеров, а также архитектор, вместе со своими братьями Джоном (1721–92) и Джеймсом (1732–94), развивая стиль Адама , он повлиял на развитие архитектуры не только в Великобритании, но и в Западной Европе, Северной Америке. и в России, где его образцы взял шотландский архитектор Чарльз Кэмерон (1745–1812). [ 12 ]
Главным соперником Адама был Уильям Чемберс (1723–1796), еще один шотландец, но родившийся в Швеции. [ 13 ] Большую часть своей работы он проделал в Лондоне, имея небольшое количество домов в Шотландии. Он был назначен наставником по архитектуре принца Уэльского, позже Георга III , а в 1766 году вместе с Робертом Адамом — архитектором короля. [ 14 ] Более интернациональный по мировоззрению, чем Адам, он сочетал в себе неоклассицизм и палладианские традиции, и его влияние было опосредовано большим количеством учеников. [ 15 ] Классическое влияние коснулось и церковной архитектуры. Архитектор шотландского происхождения Джеймс Гиббс (1682–1754) сознательно привнес античный стиль в свою реконструкцию церкви Святого Мартина в полях в Лондоне с массивным портиком со шпилем и прямоугольным планом с боковыми приделами. Подобные образцы в Шотландии можно увидеть в соборе Святого Андрея на площади в Глазго (1737–1759 гг.), спроектированном Алланом Дрегхорном (1706–1764 гг.) и построенном мастером-каменщиком Мунго Нэсмитом. Собственный проект Гиббса для Святого Николая Веста в Абердине (1752–1755 гг.) имел такой же прямоугольный план, с нефами и проходами, цилиндрическим сводом и наложенным фронтоном фасада. [ 16 ]
Начало девятнадцатого века
[ редактировать ]Народное здание
[ редактировать ]
Народная архитектура этого периода продолжала зависеть от местных материалов и стилей. [ 17 ] Дома сельской бедноты, которые часто строились группами друзей и родственников, обычно имели очень простую конструкцию. Современники отмечали, что коттеджи в Хайленде и на островах, как правило, были более грубыми, с отдельными комнатами, щелями в окнах и земляными полами, в которых часто проживала большая семья. Напротив, многие коттеджи Лоулэнда имели отдельные комнаты и комнаты, были покрыты штукатуркой или краской и даже имели застекленные окна. В начале 1800-х годов в городской среде также были традиционные соломенные дома, а также более крупные таунхаусы купцов и городской знати с каменными и шиферными крышами. [ 17 ]
Промышленная революция изменила масштабы шотландских городов, сделав Глазго «вторым городом Империи». [ 18 ] население выросло с 77 385 человек в 1801 году до 274 324 к 1841 году. [ 19 ] Между 1780 и 1830 годами три «новых города» среднего класса были заложены по решетчатым планам, подобным тем, что были в Эдинбурге, к югу и западу от старого города. [ 20 ] Другой стороной роста богатства и плановой архитектуры для аристократии и среднего класса был рост разрастания городов. В Глазго растущая рабочая сила была брошена на милость рыночных сил, поскольку пригородные многоквартирные дома были разрушены, особенно к востоку от города. [ 20 ] как и в Горбалах на юге, где перенаселенность, отсутствие санитарных условий и общая бедность способствовали болезням, преступности и очень низкой целесообразности жизни. [ 21 ]
Городские центры все чаще использовали камень, добываемый на месте. В то время как в Эдинбурге широко использовался желтый песчаник, коммерческий центр и многоквартирные дома Глазго были построены из характерного красного песчаника. [ 2 ] После крупного пожара в преимущественно деревянном Абердине в 1740-х годах отцы города постановили, что основные здания должны быть возведены из местного гранита. Это положило начало новому этапу крупномасштабной добычи карьеров и привело к тому, что «гранитный город» стал центром крупной промышленности, которая снабжала Шотландию и Англию облицовочным камнем, тротуарными плитами и колоннами. [ 22 ]
Новые города
[ редактировать ]
Иногда утопическая концепция нового города , направленная на улучшение общества посредством создания архитектурно спроектированных сообществ, была важной частью шотландского мышления с середины восемнадцатого по двадцатый век. Помимо Нового города Эдинбурга, они включали полную реконструкцию Инверари для Джона Кэмпбелла, 5-го герцога Аргайла Джоном Адамом (1721–92) и Робертом Милном (1733–1811) между 1772 и 1800 годами. [ 23 ] Хеленсбург недалеко от Глазго был заложен в 1776 году по железному плану. [ 24 ] Небольшие новые города на плане сетки в период 1770–1830 годов включали Куминстаун , Нью-Пицлиго , Томинтул и Аберчирдер . [ 25 ] В Фочаберсе с 1776 года Джон Бакстер перепроектировал деревню в виде сетки, с центральной площадью, ориентированной на церковь Белли (1795–97), все еще следуя традициям Гиббса, с тетрастильным портиком и шпилем. [ 26 ] С 1800 года Роберта Оуэна , Нью-Ланарк спроектированный как автономное сообщество, сочетающее промышленность с упорядоченными и улучшенными условиями жизни, стал важной вехой в историческом развитии городского планирования . [ 27 ] Жилье сочеталось с просторными общественными и жилыми помещениями, детской школой и общественным образовательным центром. Он также открыл деревенский магазин, предлагающий товары по более низким ценам, и стал образцом кооперативного движения . [ 28 ] В Шотландии также появилась одна из главных фигур в городском планировании: социолог Патрик Геддес (1854–1932), который разработал концепцию городских агломераций и отказался от идеи «широких расчисток» для удаления существующего жилья и введения плана сетки . В пользу «консервативной хирургии»: сохранение лучших зданий в районе и удаление худших. Он применил это на практике в Эдинбурге, купив и улучшив многоквартирные дома в трущобах в Джеймс Корт, а также в новых проектах в Рамзи Гарден . [ 29 ]
Неоклассический упадок
[ редактировать ]
В начале девятнадцатого века традиция шпиля под влиянием Гиббса продолжилась в церковной архитектуре, что можно увидеть в Роберта Нисбета ( церкви Инвереск 1803–1810). Греческая форма была разработана в церкви Уильяма Берна в Норт-Лейт (1813 г.) и епископальной церкви Святого Иоанна в Эдинбурге (1816 г.). Споры по поводу стиля Шотландского национального памятника в 1816 году привели к тому, что мотивы греческих храмов были названы «языческими», и после этого в столице было построено относительно мало колонных греческих церквей. Исключением была церковь Арчибальда Эллиота ( Бротонская 1820–1821 гг.), Фасад которой имел дорический храм. Более распространенными в Эдинбурге были церкви, сочетавшие классические элементы с другими особенностями, такие как куполообразная церковь Святого Георгия, площадь Шарлотты (1811–1814 гг.), выполненная Робертом Ридом в стиле барокко Плейфэра Уильяма , или церковь Святого Стефана (1827–28 гг.). . [ 30 ] В Глазго существовала традиция прикреплять портики к существующим молитвенным домам, которая продолжалась в Независимой церкви Гиллеспи Грэма на Вест-Джордж-стрит (1818 г.), которую критиковали как « папскую », и в Объединенной сецессионной церкви Грейфрайарс Джона Бэрда I (1821 г.). ), перед которым располагался римский дорический портик. Классические проекты существующей церкви включали реконструкцию Уильямом Старком церкви Святого Георгия-Трона (1807–08), приходской церкви Святого Еноха Дэвида Гамильтона (1768–1843) (1827) и приходской церкви Святого Павла (1835). [ 30 ]
Конец девятнадцатого века
[ редактировать ]Готическое возрождение
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних свидетельств возрождения готической архитектуры происходят из Шотландии. [ 31 ] Замок Инверари , построенный в 1746 году по проекту Уильяма Адама, имеет башенки. В основном это были традиционные дома в палладианском стиле, вобравшие в себя некоторые внешние черты стиля шотландских баронов. [ 31 ] Дома Роберта Адама в этом стиле включают Меллерстейн и Веддерберн в Бервикшире и Сетон-Хаус в Восточном Лотиане, но наиболее отчетливо это видно в замке Калзин в Эйршире, реконструированном Адамом в 1777 году. [ 31 ] Общие черты, заимствованные из домов шестнадцатого и семнадцатого веков, включали зубчатые ворота, ступенчатые фронтоны , остроконечные башенки и машины . [ 32 ]

Важным фактором принятия стиля в начале девятнадцатого века был Эбботсфорд-хаус , резиденция писателя и поэта сэра Вальтера Скотта . Перестроенный для него в 1816 году, он стал образцом современного возрождения баронского стиля. [ 32 ] Эдвард Блор (1787–1879), Эдвард Калверт (ок. 1847–1914) и Роберт Стодарт Лоример (1864–1929), а также в городских условиях, включая здание Кокберн-стрит в Эдинбурге (1850-е годы), а также Национальный дворец Уоллеса. Памятник в Стерлинге (1859–1869 гг.). [ 33 ] Важную роль в распространении этого стиля сыграли » Роберта Биллингса многотомные «Баронские и церковные древности Шотландии (1813–1874 гг.) (1848–52). [ 34 ] Перестройка замка Балморал в баронский дворец и его использование в качестве королевской резиденции с 1855 по 1858 год подтвердили популярность этого стиля. [ 35 ]
В церковной архитектуре был принят стиль, имеющий больше общего со стилем Англии, основанный на моделях позднего средневековья, часто с использованием арочных окон, витражей и резьбы. [ 36 ] Важными фигурами были Фредерик Томас Пилкингтон (1832–1898), который разработал новый стиль церковного строительства, соответствующий модной высокой готике . Он адаптировал его для богослужений Свободной церкви Шотландии , как, например, в церкви Барклай-Вьюфорт в Эдинбурге (1862–1864 гг.). [ 37 ] Роберт Роуанд Андерсон (1834–1921), который перед возвращением в Эдинбург обучался в офисе Джорджа Гилберта Скотта в Лондоне, работал в основном над небольшими церквями в стиле «первого острого» (или раннего английского), который характерен для бывших помощников Скотта. К 1880 году его практика заключалась в проектировании некоторых из самых престижных общественных и частных зданий в Шотландии, таких как Шотландская национальная портретная галерея ; Купол Старого колледжа, медицинский факультет и Макьюэн-холл Эдинбургского университета ; отель Central на центральном вокзале Глазго , католическую апостольскую церковь в Эдинбурге и дом на горе Стюарт на острове Бьют. [ 38 ]
Классическое возрождение
[ редактировать ]
Несмотря на то, что неоклассицизм затмили шотландские баронские и готические формы, он продолжал оставаться основным стилем в девятнадцатом веке. Уильям Генри Плейфэр (1790–1857) был дизайнером многих неоклассических достопримечательностей Эдинбурга в Новом городе. Две из его лучших работ — Национальная галерея Шотландии и Королевская шотландская академия , расположенные в центре Эдинбурга. Однако фигурой, наиболее связанной с классическим стилем, был Александр «Греческий» Томсон (1817–75). Работая в основном в Глазго, он отвернулся от готического стиля в сторону стиля древних греков и египтян, что можно увидеть в храме и колоннах, которые были частью церкви Каледония-роуд (1856 г.). [ 37 ]
Дэвид Ринд (1808–1883) использовал как неоклассический, так и баронский стили, и его работа включала многие филиалы Коммерческого банка Шотландии , в том числе их штаб-квартиру в Эдинбурге. [ 39 ] Он также спроектировал ряд церквей, зданий местного самоуправления и домов. Одним из его величайших проектов была больница Дэниела Стюарта, ныне Мелвилл-колледж Стюарта в Эдинбурге. В 1849 году ему было поручено спроектировать планировку района Поллокшилдс в Глазго, который до этого был сельскохозяйственными угодьями в 2 милях (3,2 км) к югу от центра города. [ 40 ] Ринд заключил партнерство с Робертом Гамильтоном Патерсоном (1843–1911), который выполнил крупные работы для пивоваров, солодовников и складских рабочих (центром которых был Эдинбург), включая проектирование аббатства Джеймса Колдера и компании, замка, Холируда, Drybrough's , Caledonian пивоварни и Clydesdale; а также работаю на McVitie и Price . [ 41 ] Партнерство заключалось в реализации важных проектов, таких как Мемориал королевы Виктории в Ливерпуле. [ 42 ] и Королевский военный мемориал шотландцев в соборе Святого Джайлса в Эдинбурге. [ 43 ]
Новая техника
[ редактировать ]В девятнадцатом веке было реализовано несколько крупных инженерных проектов, в том числе Томаса Телфорда каменный мост Дина (1757–1834 гг.) (1829–1831 гг.) и железный мост Крейгеллачи (1812–1814 гг.). [ 44 ] В 1850-х годах возможности новых кованых и чугунных конструкций были изучены при строительстве коммерческих складов в Глазго. стиль с круглой аркой, Он принял венецианский впервые использованный Александром Киркландом (1824–1892 гг.) на сильно украшенной Миллер-стрит, 37–51 (1854 г.) и переведенный в железо на складе Гарднера Джона Бэрда I (1855–6 гг.) С открытым железом. рамное и практически сплошное остекление. Большинство промышленных зданий избегали этой чугунной эстетики, например, Элгинский моторный завод Уильяма Спенса (1806?–83), построенный в 1856–1858 годах, с использованием массивных бутовых блоков. [ 45 ]
Самым важным инженерным проектом был Форт-Бридж , консольный железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт на востоке Шотландии , в 9 милях (14 км) к западу от центра Эдинбурга . Строительство подвесного моста по проекту Томаса Буша (1822–1880 гг.) было остановлено после обрушения другого его сооружения — моста Тей . [ 46 ] Проект взяли на себя Джон Фаулер (1817–1898) и Бенджамин Бейкер (1840–1907), которые спроектировали здание, построенное компанией Sir William Arrol & Co. из Глазго в 1883 году. Оно было открыто 4 марта 1890 года. и имеет общую длину 8 296 футов (2529 м). Это было первое крупное сооружение в Великобритании, построенное из стали; [ 47 ] ее современник, Эйфелева башня, была построена из кованого железа . [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Шотландии раннего Нового времени
- Архитектура в современной Шотландии
- Архитектура Шотландии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Т.А. Ли, Искатели истины: шотландские основатели современной государственной бухгалтерской отчетности (Бингли: Emerald Group, 2006), ISBN 0-7623-1298-X , стр. 23–4.
- ^ Jump up to: а б П. Уилсон, «Современный материал», в изд. П. Уилсона, « Строительство из шотландского камня » (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 5.
- ^ RW Brunskill, Дома и коттеджи Британии (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2-е изд., 2000), ISBN 0575071222 , стр. 234–5.
- ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 153.
- ^ К. Стрикленд и А. Хэнди, Аннотированная арка: ускоренный курс истории архитектуры (Эндрюс МакМил, 2001), ISBN 0740710249 с. 100.
- ^ «Старые и новые города Эдинбурга – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 20 ноября 2008 года . Проверено 28 января 2010 г.
- ^ И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , с. 27.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 73.
- ^ Н. Певснер, Очерк европейской архитектуры (Лондон: Пеликан, 2-е издание, 1951), стр. 237.
- ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 106.
- ^ С. Битолетти, Неоклассицизм и романтизм (Стерлинг, 2009), ISBN 1402759231 , с. 36.
- ^ Адам Сильвер (HMSO/Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1953), с. 1.
- ^ Дж. Харрис и М. Снодин, архитектор сэра Уильяма Чемберса Георга III (Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1996), ISBN 0-300-06940-5 , с. 11.
- ^ Д. Уоткин, Король-архитектор: Георг III и культура Просвещения (Royal Collection Publications, 2004), стр. 15.
- ^ П. Роджерс, Восемнадцатый век (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1978), ISBN 0-416-56190-X , с. 217.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б К. Маккин, «Улучшение и модернизация в повседневной жизни Просвещения в Шотландии», в книге Э.А. Фойстера и К.А. Уотли, изд., « История повседневной жизни в Шотландии, с 1600 по 1800 годы» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0-7486-1965-8 , стр. 55–6.
- ^ Дж. Ф. Маккензи, «Второй город Империи: Глазго - имперский муниципалитет», в книге Ф. Драйвера и Д. Гилберта, ред., « Имперские города: ландшафт, отображение и идентичность» (Манчестер: Manchester University Press, 2003), ISBN 0-7190-6497-X , стр. 215–23.
- ^ А. Кларк, Борьба за бриджи: гендер и формирование британского рабочего класса (Калифорнийский университет Press, 1997), ISBN 0520208838 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б А. Миддлтон, «Ист-Энд Глазго», в книге Д.В. Доннисона и А. Миддлтона, «Возрождение внутреннего города: опыт Глазго» (Лондон: Routledge, 1987), ISBN 0710211171 , стр. 19–20.
- ^ П. Фрай, П.С. Фрай и Ф.С. Фрай, История Шотландии (Лондон: Routledge, 1990), ISBN 0-415-06601-8 , стр. 203–4.
- ^ Г. Койл, Богатство под нашими ногами: как горнодобывающая промышленность сформировала Британию (Оксфорд: Oxford University Press, 2010), ISBN 0191613975 .
- ^ М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 0-7486-2027-3 , с. 164.
- ^ Р. Тейлор, М. Кокс и И. Дикинс, редакторы, Британское наследие планирования: региональный справочник (Лондон: Routledge, 1975), ISBN 0856641928 , с. 200.
- ^ К. Маккин, «Улучшение и модернизация в повседневной жизни Просвещения в Шотландии», в Э.А. Фойстере и К.А. Уотли, История повседневной жизни в Шотландии, 1600–1800 гг. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748619658 , с. 72.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 181.
- ^ А. Александр, Новые города Великобритании: города-сады для устойчивых сообществ (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2009), ISBN 0-415-47513-9 , с. 55.
- ^ П. Сандерс, С. Сазерли и К. Шибата, «Созданная среда, дизайн и этика: социальная ответственность образовательных учреждений» в книге Э. Фелтона, О. Зеленко и С. Воана, ред., Дизайн и этика: размышления о практике. (Лондон: Рутледж, 2013 г.), ISBN 1136342648 , с. 146.
- ^ Х. Меллер, Патрик Геддес: социальный эволюционист и градостроитель (Лондон: Routledge, 1994), ISBN 0-415-10393-2 , стр. 54–5, 133 и 135.
- ^ Jump up to: а б М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с И. Д. Уайт и К. А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж, 1500–1800 гг. (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN 0-415-02992-9 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Л. Халл, Средневековые замки Великобритании (Лондон: Гринвуд, 2006), ISBN 0-275-98414-1 , с. 154.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , стр. 276–85.
- ^ Т.М. Дивайн, «В постели со слоном: почти триста лет Англо-Шотландского союза» , «Дела Шотландии » , 57, осень 2006 г., стр. 11.
- ^ Х.-Р. Хичкок, Архитектура: девятнадцатый и двадцатый века (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 4-е изд., 1989), ISBN 0-300-05320-7 , с. 146.
- ^ JS Curl, Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (Оксфорд: Oxford University Press, 2006), ISBN 0198606788 , с. 325.
- ^ Jump up to: а б Г. Стэмп, «Викторианская церковь: пресвитерианская архитектура в Шотландии девятнадцатого века», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN 0-7190-4020-5 , стр. 108–10.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1996), ISBN 0-7486-0849-4 , с. 552.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Джордж-стрит, 14, бывший коммерческий банк... (здание категории А) (LB28862)» . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ «Дэвид Райнд: Биография» , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 11 мая 2012 года.
- ^ «Роберт Гамильтон Патерсон: Биография». Архивировано 21 октября 2012 года в Wayback Machine , Словаре шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
- ^ «Отчет о строительстве и дизайне - Мемориал королевы Виктории, Ливерпуль» , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
- ^ Отчет о строительстве и проектировании - Собор Святого Джайлса, Королевский военный мемориал шотландцев , Словарь шотландских архитекторов 1903 года , получено 20 июля 2011 года.
- ^ К. Харви, Шотландия: Краткая история (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), ISBN 0-19-210054-8 , с. 133.
- ^ М. Глендиннинг, Р. Макиннес и А. МакКечни, История шотландской архитектуры: от эпохи Возрождения до наших дней (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2002), ISBN 978-0-7486-0849-2 , с. 254.
- ^ И.Б. Уайт, Эй.Дж. Макдональд и К. Бакстер, Джон Фаулер, Бенджамин Бейкер, Форт-Бридж (Аксель Менгес, 2-е изд., 1997), ISBN 3-930698-18-8 , с. 7.
- ^ А. Блан, М. МакЭвой и Р. Планк, Архитектура и строительство из стали (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1993), ISBN 0-419-17660-8 , с. 16.
- ^ Дж. Э. Макклеллан и Х. Дорн, Наука и технологии во всемирной истории: введение (JHU Press, 2-е изд., 2006 г.), ISBN 0-8018-8360-1 , с. 315.