Шотландская литература XVIII века.

Шотландская литература восемнадцатого века — это литература, написанная в Шотландии или шотландскими писателями восемнадцатого века. Сюда входит литература, написанная на английском , шотландском гэльском и шотландском языках , в таких формах, как поэзия, драматургия и романы. После Союза в 1707 году шотландская литература приобрела отчетливую национальную идентичность. Аллан Рамзи возглавил «народное возрождение», тенденцию к пасторальной поэзии, и разработал строфу Хабби . Он был частью сообщества поэтов, работавших на шотландском и английском языках, в которое входили Уильям Гамильтон из Гилбертфилда , Роберт Кроуфорд, Александр Росс , Уильям Гамильтон из Бангура, Элисон Резерфорд Кокберн и Джеймс Томсон . Восемнадцатый век был также периодом инноваций в гэльской народной поэзии. Среди основных фигур были Роб Донн Маккей , Доннчад Бан Мак ан т-Сауар , Уиллин Росс и Аласдер мак Мхайстир Аласдер , которые помогли вдохновить новую форму поэзии о природе. Джеймс Макферсон был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию, утверждая, что нашел стихи, написанные Оссиан . Роберт Бернс широко известен как национальный поэт .
Драмой занимались шотландские драматурги в Лондоне, такие как Кэтрин Троттер и Дэвид Кроуфорд, которые развили характер сценического шотландца. Ньюбург Гамильтон продюсировал комедии, а позже написал либретто к опере Генделя «Самсон» (1743). Пьесы Джеймса Томсона часто посвящены борьбе между общественным долгом и личными чувствами. » Дэвида Маллета ( « Эвридику 1731) обвинили в том, что она является закодированной якобитской пьесой. Опера «Маска Альфреда» (1740) была результатом сотрудничества Томпсона, Маллета и композитора Томаса Арне , причем Томпсон написал текст к патриотической песне Rule, Britannia! . Внутри Шотландии драма столкнулась с враждебностью со стороны Кирка. Аллан Рамзи был крупным сторонником шотландского театра, основав небольшой театр в Карруберс-Клоуз в Эдинбурге, и есть свидетельства существования компаний в других местах Шотландии, но Закон о лицензировании 1737 года сделал их деятельность незаконной, и эти театры вскоре закрылись. Последовал период в три десятилетия, в течение которого институциональная и организованная драма была приостановлена. Была принята уловка, заключающаяся в предложении бесплатной драмы в конце музыкального представления. Дугласа министра Джона Хоума впервые был исполнен в 1756 году в Эдинбурге. Он имел успех как в Шотландии, так и в Англии, но вызвал разногласия с кирком, которые, вероятно, заставили Хоума покинуть Шотландию и переехать в Лондон. Среди других эмигрантов в Лондон был Тобиас Смоллетт . Несмотря на противодействие церковного театра, хождение начало становиться регулярной частью жизни элиты Шотландии. В соответствии с этим законом правительство предоставило первую лицензию шотландскому театру в 1767 году. В конце восемнадцатого века многие пьесы были написаны и исполнены небольшими любительскими труппами и не были опубликованы, поэтому большинство из них были утеряны. К концу века появились « тайные драмы », предназначенные в первую очередь для чтения. Среди важных шотландских драматургов были Генри Маккензи , Джон Логан , Арчибальд Макларен и Джоанна Бэйли .
В этом столетии роман стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. Тобиаса Смоллетта Пикантные романы , такие как «Приключения Родерика Рэндома» и «Приключения Перегрина Пикла», означают, что его часто считают первым писателем Шотландии. Другие шотландцы, которые внесли свой вклад в развитие романа в восемнадцатом веке, включают Генри Маккензи , Джона Мура и Джин Маришалл .
Поэзия
[ редактировать ]После Союза в 1707 году шотландская литература приобрела отчетливую национальную идентичность и стала пользоваться международной репутацией. Аллан Рамзи (1686–1758) был самым важным литературным деятелем той эпохи, которого часто называют лидером «возрождения народного языка». Он заложил основы пробуждения интереса к старой шотландской литературе, опубликовав «Вечно зеленый» (1724 г.), сборник, в который вошли многие крупные поэтические произведения периода Стюартов. [1] Он возглавил направление пасторальной поэзии, помогая разработать строфу Хабби , которая позже будет использована Робертом Бернсом как поэтическая форма . [2] Его «Сборник чайного стола» (1724–37) содержал старый шотландский фольклорный материал, его собственные стихи в народном стиле и «язычество» шотландских стихов в английском неоклассическом стиле. [3] Рамзи был частью сообщества поэтов, работавших на шотландском и английском языках. В их число входили Уильям Гамильтон из Гилбертфилда (ок. 1665–1751), Роберт Кроуфорд (1695–1733), Александр Росс (1699–1784), якобит Уильям Гамильтон из Бангура (1704–1754), светская львица Элисон Резерфорд Кокберн (1712–94). ), а также поэт и драматург Джеймс Томсон (1700–1748), наиболее известный благодаря поэзии природы в своих «Времена года» . [4]

Восемнадцатый век был также периодом инноваций в гэльской народной поэзии. Среди основных фигур были сатирик Роб Донн Маккей (Роберт Маккей, 1714–1778), поэт-охотник Доннчад Бан Мак ан т-Сауар (Дункан Бан Макинтайр, 1724–1812). [5] и Уиллин Росс (Уильям Росс, 1762–90), наиболее известный своими мучительными песнями о любви. [6] Наиболее значительной фигурой в этой традиции был Аласдер мак Мхайстир Аласдер (Аласдер Макдональд, ок. 1698–1770), который стал поэтом-националистом якобитского дела и чья поэзия знаменует собой отход от клановой панегирической традиции. [6] Его интерес к традиционным формам можно увидеть в его самом значительном стихотворении « Галерея Кланранальда» . Он также смешал эти традиции с влияниями Лоулендса, в том числе с «Временами года » Томпсона , которые помогли вдохновить новую форму поэзии о природе на гэльском языке, которая не была сосредоточена на их отношении к человеческим проблемам. [5]
Джеймс Макферсон (1736–96) был первым шотландским поэтом, получившим международную репутацию, утверждая, что нашел стихи, написанные Оссианом , он публиковал переводы, которые приобрели международную популярность, будучи провозглашенными кельтским эквивалентом классического эпоса . «Фингал», написанный в 1762 году, был быстро переведен на многие европейские языки, и его глубокая оценка природной красоты и меланхолическая нежность обращения с древней легендой сделали больше, чем какое-либо отдельное произведение, для возникновения романтического движения в европейской, и особенно в немецкой литературе. , оказав влияние на Гердера и Гете . [7] В конце концов стало ясно, что стихи не были прямыми переводами с гэльского языка, а цветистыми адаптациями, сделанными с учетом эстетических ожиданий его аудитории. [8]
Роберт Бернс (1759–1796) находился под сильным влиянием цикла Оссиана. Бернс, эйрширский поэт и автор текстов, широко известен как национальный поэт Шотландии и важная фигура романтического движения. Помимо создания оригинальных композиций, Бернс также собирал народные песни со всей Шотландии, часто пересматривая или адаптируя их. Его стихотворение (и песня) « Auld Lang Syne » часто исполняется в Хогманай (последний день года), а « Scots Wha Hae » долгое время служила неофициальным национальным гимном страны. [9] Поэзия Бернса основывалась на глубоком знакомстве и знании классической , библейской и английской литературы , а также шотландской традиции Макара . [10] Бернс умел писать не только на шотландском языке , но и на шотландско-английском диалекте английского языка . Некоторые из его работ, такие как «Любовь и свобода» (также известные как «Веселые нищие»), написаны как на шотландском, так и на английском языках для достижения различных эффектов. [11] Его темы включали республиканизм , радикализм , шотландский патриотизм , антиклерикализм , классовое неравенство, гендерные роли , комментарии о шотландском Кирке его времени, шотландскую культурную идентичность , бедность , сексуальность и полезные аспекты народного общения. [12]
Среди основных поэтов, писавших в радикальной традиции Бернса, - Александр Уилсон (1766–1813), чьи откровенные взгляды вынудили его эмигрировать в США. [13] Среди крупных литературных деятелей, связанных с романтизмом, — поэты Джеймс Хогг (1770–1835) и Аллан Каннингем (1784–1842). [14]
Драма
[ редактировать ]
Драмой занимались шотландские драматурги в Лондоне, такие как Кэтрин Троттер (1679–1749), родившаяся в Лондоне в семье шотландцев, а затем переехавшая в Абердин. Среди ее пьес - стихи-трагедия " Роковая дружба" (1698), комедия " Любовь в растерянности" (1700) и история "Революция в Швеции" (1706). Среди пьес Дэвида Кроуфорда (1665–1726) были комедии эпохи Реставрации « Ухаживание в моде» (1700) и «Любовь с первого взгляда» (1704). Они развили характер сценического шотландца, часто клоуна, но хитрого и преданного. Ньюбург Гамильтон (1691–1761), родившийся в Ирландии шотландского происхождения, продюсировал комедии «Плоттер в нижней юбке» (1712) и «Любовники-любовники , или Распутник» (1715). Позже он написал либретто к опере Генделя «Самсон» (1743), основанное на Джона Мильтона «Самсоне-агонисте» . Пьесы Джеймса Томсона часто посвящены борьбе между общественным долгом и личными чувствами, включая «Софонисбу» (1730 г.), «Агамемнон» (1738 г.) и «Танкрид и Сигизмуда» (1745 г.), последняя из которых имела международный успех. » Дэвида Маллета (ок. 1705–1765) «Эвридику (1731) обвинили в том, что она представляет собой закодированную якобитскую пьесу, а его более поздние работы указывают на оппозицию администрации Уолпола . Опера «Маска Альфреда» (1740) была результатом сотрудничества Томпсона, Маллета и композитора Томаса Арне , причем Томпсон написал тексты для его самого известного произведения — патриотической песни « Правь, Британия!» . [15]
В Шотландии выступления в основном ограничивались выступлениями приезжих актеров, столкнувшихся с враждебностью со стороны Кирка. [16] В ноябре 1727 года городской совет Эдинбурга осудил постановки. [17] отменил Сессионный суд ходатайства мировых судей, но преподобный Роберт Водроу пожаловался на пьесы как на «семинары праздности, распущенности и греха». [17] В брошюре того времени актеры описывались как «самые расточительные негодяи и самые мерзкие паразиты, которых когда-либо извергал ад… грязь и мусор земли, нечистота и пятно человеческой природы, экскременты и отбросы всего человечества». [17] В 1729 году труппа шотландских комиков, созданная для драматических развлечений, была вынуждена закрыться. [17] Эдинбургская компания игроков имела возможность выступать в Данди, Монтроузе, Абердине и регулярно выступать в Тейлорс-холле в Эдинбурге под защитой Королевского патента. [16] В 1727 году Аллан Рамзи написал книгу « Некоторые советы в защиту драматических развлечений» . [17] Рамзи сыграл важную роль в их создании в небольшом театре в Карруберс-Клоуз в Эдинбурге. [18] Данди сформировал компанию игроков в 1734 году. [17] Однако принятие Закона о лицензировании 1737 года сделало их деятельность незаконной, и эти театры вскоре закрылись. [19]

Закон о лицензировании положил начало трехдесятилетнему периоду, когда институциональная и организованная драма была приостановлена. В конце концов была принята уловка, заключающаяся в предложении бесплатной драмы в конце музыкального представления. Известно, что он использовался в Эдинбурге с 1739 года, когда «Спровоцированный муж» исполнялся . С 1741 года после концертов в Тейлорс-холле проводились регулярные выступления. [20] Среди других представлений - постановка « Гамлета» на открытии специально построенного театра «Концертный дом Кэннонгейт» в 1747 году. [21] который работал как театр без лицензии до 1760-х годов. [18] Театры Абердина были закрыты духовенством в 1745 и 1751 годах. [22] В 1752 году сгорел первый театр Глазго, вскоре после того, как Джордж Уитфилд пожаловался, что это «Дом дьявола». [22] Трагедия белого стиха « Дуглас » министра Джона Хоума впервые была исполнена в 1756 году в Эдинбурге. На протяжении десятилетий фильм имел успех как в Шотландии, так и в Англии, привлекая многих известных актеров, таких как Эдмунд Кин , дебютировавший в нем. [23] Пег Уоффингтон и Сара Сиддонс . [24] Церковные власти преследовали Хоума за Дугласом , и это, возможно, заставило его покинуть свой приход и переехать работать на лондонскую сцену. [24] Среди других эмигрантов в Лондоне был Тобиас Смоллетт (1721–1771), чья пьеса «Цареубийство» о смерти Якова I не получила постановки в столице, но после его успеха как романиста она была опубликована в 1749 году, а его «Расправа» — роман комедия, основанная на его морских впечатлениях, была поставлена Дэвидом Гарриком на Друри-Лейн в 1757 году. [25] Несмотря на противодействие церкви, посещение театра стало регулярной частью жизни элиты Шотландии. [26] леди Хьюстон» Спектакли включали Элеонору Картхарт, «Кокетки в 1759 году, политический фарс Джона (или Джеймса) Бэйля «Патриотизм» в 1763 году и любовный фарс Эндрю Эскина « Она не он, он не она» в 1764 году. [26] Британское правительство предоставило первую лицензию шотландскому театру в соответствии с законом в 1767 году. [21] в рамках планов строительства Нового города в Эдинбурге. Новый Королевский театр открылся в 1769 году. [26] В Перте театр начал строиться в 1780 году. Еще в 1784 году совет Данди не позволил компании из Эдинбурга войти в город. [22]
В конце восемнадцатого века многие пьесы были написаны и исполнены небольшими любительскими труппами, но не были опубликованы, и поэтому большинство из них были утеряны. К концу века появились « тайные драмы », предназначенные в первую очередь для чтения, а не для исполнения, в том числе произведения Джеймса Хогга (1770–1835), Джона Галта (1779–1839) и Джоанны Бэйли (1762–1851). часто под влиянием балладной традиции и готического романтизма. [27] Генри Маккензи (1745–1821) был первым Скоттом, поставившим в новом Королевском театре пьесу « Принц Тунисский» в 1773 году. Пьеса имела успех как в Шотландии, так и в Лондоне, а также стала успешным писателем, продюсировавшим Маккензи. пьесы, в том числе «Кораблекрушение» (1784 г.) и «Сила моды» (1789 г.). [26] Джона Логана Трагедия «Руннамед » была показана в Эдинбургском театре в 1783 году. Она отражала современную политику в ее акценте на свободе субъекта, [28] [29] проводил параллели между королем Иоанном и Георгом III , и по этой причине цензура лорда -камергера не позволила поставить его на лондонской сцене. [30] Среди самых плодовитых шотландских драматургов был Арчибальд Макларен (1755–1826), автор «Фокусника»; или «Шотландец в Лондоне» (1781) перевернул стереотип о доверчивом шотландце, распространенный в лондонских пьесах. Он поставил более ста пьес. [31] Работы Бэйли сейчас считаются особенно значимыми, хотя большую часть ее жизни они чаще публиковались анонимно, чем исполнялись. Бэйли Первый том «Пьес о страстях» был опубликован в 1798 году и состоял из «Графа Бэзила» — трагедии о любви, «Испытания» — комедии о любви и «Де Монфора» — трагедии о ненависти. Де Монфор успешно выступала на Друри-Лейн в Лондоне до того, как стало известно о ее личности и предубеждения против женщин-драматургов начали влиять на ее карьеру. [32]
Романы
[ редактировать ]
Роман в его современной форме быстро развивался в восемнадцатом веке и вскоре стал важным элементом шотландской литературной и критической жизни. В Шотландии был спрос на новейшие романы, включая «Робинзона Крузо» (1719 г.), «Памелу» (1740 г.), «Тома Джонса» (1749 г.) и «Эвелину» (1788 г.). В периодических изданиях выходили еженедельные рецензии на романы, важнейшими из которых были «Ежемесячное обозрение» и «Критическое обозрение» . Библиотеки абонемента были созданы в Эдинбурге, Глазго и Абердине. создавались частные усадебные библиотеки В усадебных домах . Университеты начали приобретать романы, и они стали частью учебной программы. [33] К 1770-м годам в Великобритании и Ирландии ежегодно печаталось около тридцати романов, и существует множество свидетельств того, что их читали, особенно женщины и студенты в Шотландии. Шотландия и шотландские авторы внесли скромный вклад в это раннее развитие. До 1800 года в Шотландии было напечатано около сорока полных книг прозы. Одним из первых было « Избранное собрание восточных сказок», написанное анонимно (1776 г.). [34]
Тобиас Смоллетт не только поэт, эссеист, сатирик и драматург, но наиболее известен своими плутовскими романами , такими как «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перегрина Пикла» (1751), за которые его часто считают шотландским шотландским романом. первый романист. [35] Его самым влиятельным романом был его последний эпистолярный роман «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771). [36] Его работы окажут большое влияние на более поздних романистов, таких как Теккерей и Диккенс . [34] Среди других романистов восемнадцатого века был Генри Маккензи, чья основная работа «Человек чувств» (1771) представляла собой сентиментальный роман , посвященный человеческим эмоциям, написанный под влиянием Сэмюэля Ричардсона и Лоуренса Стерна , а также мышления философа Дэвида Юма . Действие его более поздних романов, «Человек мира» (1773 г.) и «Жюлия де Рубинье» (1777 г.), происходит в дебрях Америки и Франции соответственно, причем персонаж из названия последней является первой главной героиней женского пола в шотландском романе. [37] врача Джона Мура Роман « Зелуко» (1789) был посвящен антигерою, итальянскому дворянину с этим титулом, и оказал большое влияние на творчество Байрона . [38] Среди женщин-романисток была Джин Маришалл (р. 1765–1789), опубликовавшая эпистолярные романы « История мисс Камиллы Кэткарт» и «Мисс Фанни Рентон» (1766 г.) и «История Алисии Монтегю» (1767 г.). [39]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Р. М. Хогг, Кембриджская история английского языка (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1994), ISBN 0521264782 , с. 39.
- ^ Дж. Бьюкен (2003), Переполненный гениями , Харпер Коллинз, с. 311 , ISBN 0-06-055888-1
- ^ «Поэзия в шотландцах: от Брюса до ожогов» в CR Woodring и JS Shapiro, ред., « История британской поэзии Колумбии» (Columbia University Press, 1994), ISBN 0585041555 , с. 100.
- ^ К. Маклахлан, Перед ожогами (Canongate Books, 2010), ISBN 1847674666 , стр. ix–xviii.
- ^ Jump up to: а б Дж. Макдональд, «Гэльская литература» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 255–7.
- ^ Jump up to: а б «Шотландская поэзия» С. Кушмана, К. Кавана, Дж. Рамазани и П. Рузера, ред., Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики: четвертое издание (Princeton University Press, 2012), ISBN 1400841429 , стр. 1276–9.
- ^ Дж. Бьюкен (2003), Переполненный гениями , Харпер Коллинз, с. 163 , ISBN 0-06-055888-1
- ^ Д. Томсон (1952), Гэльские источники «Оссиана» Макферсона , Абердин: Оливер и Бойд
- ^ Л. Макилванни (весна 2005 г.), «Хью Блэр, Роберт Бернс и изобретение шотландской литературы», Eighteenth-Century Life , 29 (2): 25–46, doi : 10.1215/00982601-29-2-25
- ↑ Роберт Бернс: « Литературный стиль. Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine », получено 24 сентября 2010 г.
- ↑ Роберт Бернс: « Хэ мясо », получено 24 сентября 2010 г.
- ^ Кафе Red Star: « Кублу ». Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Г. Каррутерс, Шотландская литература (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2009), ISBN 074863309X , стр. 58–9.
- ^ А. Маундер, FOF-компаньон британского рассказа (Infobase Publishing, 2007), ISBN 0816074968 , с. 374.
- ^ И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , стр. 28–30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Х. Г. Фармер, История музыки в Шотландии (Хинрихсен, 1947), ISBN 0-306-71865-0 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Г. Гарлик, «Театр за пределами Лондона, 1660–1775», в книге Дж. Миллинга, П. Томсона и Дж. Донохью, ред., «Кембриджская история британского театра», том 2 (Кембридж: Cambridge University Press, 2004), ISBN 0521650682 , стр. 170–1.
- ^ Б. Белл, «Национальная драма, Джоанна Байль и национальный театр», в книге И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя, 1707–1918» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2007), ISBN 0748624813 с. 288.
- ^ И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Дж. Соренсен, «Разновидности публичных выступлений: народные песни, баллады, популярная драма и проповеди», в книге И. Брауна, « Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918)» (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Х. Г. Фармер, История музыки в Шотландии (Хинрихсен, 1947), ISBN 0-306-71865-0 , с. 308.
- ^ «Эдмунд Кин» . Артурллойд.co.uk . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кей, Дж. и Кей, Дж., Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Harper Collins, 1994).
- ^ И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , с. 36.
- ^ И. Браун, Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748624813 , стр. 229–30.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ С. Коллини и Р. Ватмор, История, религия и культура: британская интеллектуальная история 1750–1950 (Кембридж: Cambridge University Press, 2001), ISBN 978-0-521-62639-2 , с. 96.
- ^ HW Meikle, archive.org. Шотландия и Французская революция (1912), с. 4.
- ^ И. Браун, «Публичные и частные выступления: 1650–1800», в изд. И. Брауна, « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , с. 39.
- ^ Б. Белл, «Национальная драма и девятнадцатый век» И. Браун, изд., « Эдинбургский компаньон шотландской драмы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748641076 , стр. 48–9.
- ^ П.Г. Батор, «Вход романа в шотландские университеты», в изд. Р. Кроуфорда, «Шотландское изобретение английской литературы» (Кембридж: Cambridge University Press, 1998), ISBN 0521590388 , стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 313.
- ^ Дж. К. Бизли, Тобиас Смоллетт: писатель (University of Georgia Press, 1998), ISBN 0820319716 , с. 1.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 316.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , стр. 321–3.
- ^ Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN 0-19-538623-X , с. 392.
- ^ П. Бейнс, Дж. Ферраро и П. Роджерс, редакторы, Энциклопедия писателей и писателей восемнадцатого века Уайли-Блэквелла (Оксфорд: Wiley-Blackwell, 2011), ISBN 9781405156691 .