Jump to content

Джордж Уайтфилд

(Перенаправлено с Джорджа Уитфилда )

Джордж Уайтфилд
Портрет Джозефа Бэджера , ок. 1745 г.
Рожденный 27 декабря [ OS 16 декабря] 1714 г.
Умер 30 сентября 1770 г. (1770-09-30) (55 лет)
Альма-матер Пембрук-колледж, Оксфорд
Подпись

Джордж Уайтфилд ( / ˈ hw ɪ t f l d / ; 27 декабря [ OS 16 декабря] 1714 — 30 сентября 1770), также известный как Джордж Уитфилд , был английским англиканским священником и проповедником, который был одним из основателей методизма и евангелическое движение . [ 1 ] [ 2 ] Он родился в Глостере , в 1732 году поступил в Пембрук-колледж в Оксфорде. Там он вступил в « Священный клуб » и был представлен Джону и Чарльзу Уэсли , с которыми он будет тесно сотрудничать в своем более позднем служении. В отличие от Уэсли, он принял кальвинизм .

Уайтфилд был рукоположен после получения степени бакалавра гуманитарных наук . Он немедленно начал проповедовать, но не стал служителем ни одного англиканской церкви прихода ; скорее, он стал странствующим проповедником и евангелистом . В 1740 году Уайтфилд отправился в Британскую Северную Америку , где проповедовал серию христианских возрождений , которые стали частью Первого Великого Пробуждения . Его методы были противоречивыми, и он участвовал в многочисленных дебатах и ​​спорах с другими священнослужителями.

Уайтфилд получил широкое признание во время своего служения; он проповедовал по крайней мере 18 000 раз примерно десяти миллионам слушателей в Британской империи . Уайтфилд мог увлечь большую аудиторию мощным сочетанием драмы, религиозного красноречия и патриотизма . Он использовал технику пробуждения сильных эмоций, а затем использовал уязвимость своей очарованной аудитории для проповеди. [ 3 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
The Old Bell Inn, Саутгейт-стрит, Глостер

Уайтфилд родился 27 декабря [ OS 16 декабря] 1714 года в гостинице Bell Inn на Саутгейт-стрит, Глостер . Уайтфилд был пятым сыном (седьмым и последним ребенком) Томаса Уайтфилда и Элизабет Эдвардс, которые содержали гостиницу в Глостере. [ 4 ] Его отец умер, когда ему было всего два года, и он помогал матери с гостиницей. В раннем возрасте он обнаружил, что у него есть страсть и талант к игре в театре, страсть, которую он будет продолжать в самых театральных инсценировках библейских историй, которые он рассказывал во время своих проповедей. Он получил образование в Crypt School в Глостере. [ 5 ] и в Пембрук-Колледже, Оксфорд . [ 6 ] [ 7 ]

Поскольку дела в гостинице пошли на убыль, у Уайтфилда не было средств на оплату обучения. [ 8 ] Поэтому он поступил в Оксфордский университет в качестве сервитора , самого низкого ранга среди студентов. Получив бесплатное обучение, он действовал как слуга для своих собратьев и простолюдинов; обязанности, включая обучение их по утрам, помощь им в купании, уборку в комнатах, перенос книг и помощь в работе. [ 8 ] Но позже Уитфилд признался, что, хотя он и творил добрые дела и пытался подчиняться закону Божьему, он еще не обратился во Христа по-настоящему. По словам Уитфилда, именно книга Генри Скугала «Жизнь Бога в душе человека» открыла ему глаза на Евангелие и привела к его обращению. По его словам, именно в этой книге Бог показал ему, что он все еще заблудился, несмотря на все его попытки завоевать расположение Бога посредством добрых дел. Только по благодати Божией человек может осознать, что он оскорбил Бога и свою потребность в Иисусе Христе, Сыне Божьем, и Его праведности, вмененной ему по вере. Книга Генри Скугала показала ему, что человеку необходимо родиться от Бога свыше, и что это сверхъестественная работа Святого Духа, создающая новое сердце и новую природу внутри, которая хочет служить Богу, а не для того, чтобы спастись. , а потому, что человек был милостиво и незаслуженно спасен. В 1736 году, после обращения Уитфилда, епископ Глостерский рукоположил его в дьякона церкви англиканской . [ 1 ]

Евангелизация

[ редактировать ]
У Уайтфилда было так называемое «ленивое око» ( косоглазие ), которое не влияло на его зрение, но заставляло людей в большой толпе думать, что его глаза направлены прямо на них.

Уайтфилд произнес свою первую проповедь в церкви Святой Марии де Склеп. [ 2 ] в своем родном городе Глостере, через неделю после своего рукоположения в диаконы. Англиканская церковь не выделила ему церковь, поэтому он начал проповедовать в парках и полях Англии самостоятельно, обращаясь к людям, которые обычно не посещали церковь.

В 1738 году он отправился в Крайст-Черч в Саванне , провинция Джорджия , в американских колониях. [ 9 ] который был основан Джоном Уэсли, когда он был в Саванне. Находясь там, Уайтфилд решил, что одной из самых больших потребностей этого района является приют. Он решил, что это будет делом его жизни. священника В 1739 году он вернулся в Англию для сбора средств, а также для получения сан . Готовясь к своему возвращению, он проповедовал перед большими собраниями. По предложению друзей он проповедовал шахтерам Кингсвуда , недалеко от Бристоля, на открытом воздухе. Поскольку он возвращался в Джорджию, он пригласил Джона Уэсли возглавить его бристольские общины и проповедовать на открытом воздухе сначала в Кингсвуде, а затем в Блэкхите, Лондон . [ 10 ]

Уайтфилд, как и многие другие англиканские евангелисты XVIII века, такие как Огастес Топлади , Джон Ньютон и Уильям Ромейн , принял простое прочтение статьи 17 — доктрины англиканской церкви о предопределении взглядами братьев Уэсли — и не согласился с арминианскими на доктрину предопределения. искупление . [ 11 ] Однако в конце концов Уайтфилд сделал то, на что надеялись его друзья, — передал все служение Джону Уэсли. [ 12 ] Уайтфилд сформировал и стал президентом первой методистской конференции, но вскоре оставил свой пост, чтобы сосредоточиться на евангелической работе. [ 13 ]

Во имя его имени в Англии были основаны три церкви — одна на Пенн-стрит в Бристоле и две в Лондоне, в Мурфилдсе и на Тоттенхэм-Корт-роуд — все три из которых стали известны под названием «Скиния Уайтфилда». Собрание общества во второй школе Кингсвуда в Кингсвуде в конечном итоге также было названо Скинией Уайтфилда . Уайтфилд был капелланом Селины , графини Хантингдон , и некоторые из его последователей присоединились к графине Хантингдон форма кальвинистского методизма, , чьи часовни были построены Селиной, где преподавалась подобная форме Уайтфилда. Многие часовни Селины были построены в английских и валлийских графствах. [ 14 ] и одна, Часовня Спа-Филдс , была построена в Лондоне. [ 15 ] [ 16 ]

Детский дом Бетесда

[ редактировать ]

Попытка Уайтфилда построить приют в Джорджии была центральной в его проповеди. [ 4 ] и Приют Бетесда его проповедь составляли «двойную задачу», занимавшую всю оставшуюся жизнь. [ 17 ] 25 марта 1740 года началось строительство. Уайтфилд хотел, чтобы приют стал местом сильного влияния Евангелия , с здоровой атмосферой и строгой дисциплиной. [ 18 ] Собрав деньги своей проповедью, Уайтфилд «настоял на единоличном контроле над приютом». Он отказался предоставить попечителям финансовый отчет. Попечители также возражали против использования Уайтфилдом «неправильного метода» для контроля над детьми, которых «часто заставляют молиться и плакать всю ночь». [ 4 ]

В 1740 году он нанял моравских братьев из Джорджии построить приют для негритянских детей на земле, которую он купил в долине Лихай в Пенсильвании . Из-за богословских разногласий он уволил их и не смог завершить строительство, которое впоследствии купили и достроили моравцы. Сейчас это дом Уайтфилда в центре моравского района Назарет, штат Пенсильвания . [ 19 ] [ 20 ]

Встречи возрождения

[ редактировать ]
Проповедь Уайтфилда. гравюра 1857 года

Начиная с 1740 года, Уайтфилд проповедовал почти каждый день в течение нескольких месяцев перед огромными толпами людей, достигавшими восьмидесяти тысяч человек, путешествуя по колониям, особенно по Новой Англии . Его путешествие верхом из Нью-Йорка в Чарльстон, Южная Каролина , было на тот момент самым длинным из когда-либо задокументированных в Северной Америке. [ 21 ] Как и Джонатан Эдвардс , он разработал стиль проповеди, который вызывал эмоциональные отклики у аудитории. Но Уайтфилд обладал харизмой, а его громкий голос, маленький рост и даже косоглазая внешность (которую некоторые воспринимали как знак божественной милости) — все это помогло ему стать одной из первых знаменитостей в американских колониях. [ 22 ] Как и Эдвардс, Уайтфилд стойко проповедовал кальвинистскую теологию, соответствующую «умеренному кальвинизму» Тридцати девяти статей. [ 23 ] Недвусмысленно подтверждая единоличное участие Бога в спасении, Уайтфилд свободно предлагал Евангелие , говоря в конце своих проповедей: «Придите, бедный, потерянный, погибший грешник такими, какие вы есть , придите ко Христу ». [ 24 ]

Для Уайтфилда «евангельское послание было настолько важным, что он чувствовал себя обязанным использовать все земные средства, чтобы распространить его». [ 25 ] Благодаря широкому распространению печатных СМИ, возможно, половина всех колонистов в конечном итоге услышала, прочитала или прочитала что-то, написанное Уайтфилдом. Он систематически использовал печатные издания, посылая вперед людей, чтобы они расклеивали плакаты и распространяли рекламные листовки, объявляющие о его проповедях. Он также организовал публикацию своих проповедей. [ 26 ] Большая часть рекламы Уайтфилда была связана с работой Уильяма Сьюарда, богатого мирянина, который сопровождал Уайтфилда. Сьюард выступал в роли «сборщика средств, бизнес-координатора и публициста» Уайтфилда. Он снабжал газеты и книготорговцев материалами, в том числе копиями произведений Уайтфилда. [ 4 ]

Когда Уайтфилд вернулся в Англию в 1742 году, его встретила толпа в 20–30 000 человек. [ 27 ] Одно из таких собраний под открытым небом состоялось в Минчингемптон-Коммон , Глостершир. Уайтфилд проповедовал « конгрегации Родборо » — собранию из 10 000 человек — в месте, ныне известном как «дом Уайтфилда». [ 28 ] Уайтфилд стремился оказать влияние на колонии после возвращения в Англию. Он заключил контракт на публикацию своих автобиографических журналов по всей Америке. Эти журналы были охарактеризованы как «идеальное средство для создания общественного имиджа, который мог бы работать в его отсутствие». Они изобразили Уайтфилда в «наилучшем свете». Когда он вернулся в Америку для своего третьего турне в 1745 году, он был более известен, чем когда он уехал. [ 29 ]

Держатель раба

[ редактировать ]
Стаффордширская фигура, раскрашенный глиняный бюст, смоделированный и изготовленный Енохом Вудом , ок. 1790 г.

Уайтфилд был владельцем плантации и рабовладельцем и считал труд рабов необходимым для финансирования деятельности своего приюта. [ 30 ] [ 31 ] Джон Уэсли осудил рабство как «сумму всех злодеяний» и подробно описал злоупотребления, связанные с ним . [ 32 ] [ 33 ] Однако защита рабства была распространена среди протестантов 18-го века, особенно среди миссионеров, которые использовали этот институт, чтобы подчеркнуть Божье провидение. [ 34 ] У Уайтфилда сначала были разногласия по поводу рабов. Он считал их людьми и был возмущен тем, что с ними обращались как с «подчиненными существами». [ 35 ] Тем не менее, Уайтфилд и его друг Джеймс Хабершам сыграли важную роль в восстановлении рабства в Джорджии. [ 36 ] Рабство было объявлено вне закона в молодой колонии Джорджии в 1735 году. В 1747 году Уайтфилд объяснил финансовые проблемы своего приюта Бетесда запретом Джорджии на пребывание чернокожих в колонии. [ 34 ] Он утверждал, что «конституция этой колонии [Грузии] очень плохая, и жители не могут существовать», пока чернокожие находятся под запретом. [ 30 ]

Защитник рабства

[ редактировать ]

Между 1748 и 1750 годами Уайтфилд выступал за легализацию афроамериканской эмиграции в колонию, поскольку попечители Джорджии запретили рабство. Уайтфилд утверждал, что колония никогда не будет процветающей, если рабам не будет разрешено обрабатывать землю. [ 37 ] Уайтфилд хотел легализовать рабство ради процветания колонии, а также для финансовой жизнеспособности приюта Бетесда. «Если бы неграм разрешили» жить в Джорджии, сказал он, «теперь у меня было бы достаточно средств, чтобы содержать большое количество сирот, не тратя при этом более половины выделенной суммы». [ 30 ] Стремление Уайтфилда к легализации рабской эмиграции в Грузию «нельзя объяснить исключительно основами экономики». Это была также его надежда на их усыновление и вечное спасение. [ 38 ]

Чернокожим рабам было разрешено жить в Грузии в 1751 году. [ 37 ] Уайтфилд рассматривал «легализацию (черного проживания) как частично личную победу, а частично божественную волю». [ 39 ] Уайтфилд приводил доводы в пользу библейского оправдания проживания чернокожих в качестве рабов. Он увеличил количество чернокожих детей в своем приюте, используя свои проповеди, чтобы собрать деньги для их размещения. Уайтфилд стал «пожалуй, самым энергичным и заметным евангелистским защитником и практиком прав чернокожих». [ 4 ] Пропагандируя такую ​​«теологическую защиту» проживания чернокожих, Уайтфилд помог рабовладельцам процветать. [ 38 ] После своей смерти Уайтфилд оставил все, что было в приюте, графине Хантингдон. Сюда входило 4000 акров земли и 49 черных рабов. [ 4 ]

О крайностях рабства

[ редактировать ]

В 1740 году, во время своего второго визита в Америку, Уайтфилд опубликовал «открытое письмо плантаторам Южной Каролины, Вирджинии и Мэриленда», в котором отчитал их за жестокость по отношению к своим рабам. Он написал: «Я думаю, что Бог поссорился с вами из-за вашего жестокого обращения и жестокого обращения с бедными неграми». [ 40 ] Более того, Уайтфилд писал: «Ваших собак ласкают и ласкают за вашими столами; но ваши рабы, которых часто называют собаками или животными, не имеют равных привилегий». [ 30 ] Однако Уайтфилд «не вынес морального суждения самому рабству как институту». [ 38 ]

Уайтфилда помнят как одного из первых, кто проповедовал рабам. [ 31 ] Некоторые утверждают, что приют Бетесда «подает пример гуманного обращения» с чернокожими людьми. [ 41 ] Филлис Уитли (1753–1784), который был рабом, в 1770 году написал стихотворение «На смерть преподобного мистера Джорджа Уайтфилда». В первой строке Уайтфилд назван «счастливым святым». [ 42 ]

Отношения с Бенджамином Франклином

[ редактировать ]

Бенджамин Франклин присутствовал на собрании возрождения в Филадельфии и был очень впечатлен способностью Уайтфилда донести послание до такой большой группы. Франклин ранее отвергал как преувеличение сообщения о проповедях Уайтфилда перед толпами в десятки тысяч человек в Англии. Слушая проповедь Уайтфилда из здания суда Филадельфии, Франклин пошел к своему магазину на Маркет-стрит до тех пор, пока не перестал отчетливо слышать Уайтфилда - Уайтфилда можно было услышать на расстоянии более 500 футов. Затем он оценил расстояние до Уайтфилда и вычислил площадь полукруга с центром в Уайтфилде. Учитывая два квадратных фута на человека, он подсчитал, что Уайтфилда на открытом воздухе смогут услышать более 30 000 человек. [ 43 ] [ 44 ] После одной из проповедей Уайтфилда Франклин заметил:

замечательно... вскоре в нравах наших жителей произошли перемены. Из-за легкомыслия и безразличия к религии казалось, будто весь мир становился религиозным, так что нельзя было пройти вечером по городу и не услышать псалмы, поемые в разных семьях на каждой улице.

преподобного Джорджа Уайтфилда Статуя , которая раньше стояла на территории кампуса Пенсильванского университета в Филадельфии , штат Пенсильвания , США.

Франклин был экуменистом и одобрял обращение Уайтфилда к членам многих конфессий, но, в отличие от Уайтфилда, не был евангелистом. Он восхищался Уайтфилдом как коллегой-интеллектуалом и опубликовал несколько его трактатов, но думал, что план Уайтфилда по управлению приютом в Джорджии принесет убытки. Между проповедником возрождения и мирским Франклином сложилась близкая дружба на всю жизнь. [ 45 ] Истинная преданность, основанная на искренней привязанности, в сочетании с высокой ценностью дружбы, со временем помогла их союзу укрепиться. [ 46 ] Письма, которыми обменялись Франклин и Уайтфилд, можно найти в Американском философском обществе в Филадельфии. [ 47 ] В этих письмах документируется создание приюта для мальчиков под названием «Благотворительная школа». В 1749 году Франклин выбрал молитвенный дом Уайтфилда с его благотворительной школой для покупки в качестве места для недавно созданной Филадельфийской академии, открывшейся в 1751 году, а в 1755 году — Филадельфийского колледжа, предшественников Университета Филадельфии. Пенсильвания . Статуя Джорджа Уайтфилда была расположена в четырехугольнике общежития, стоя перед секциями Морриса и Бодина нынешнего здания колледжа Уэр в кампусе Пенсильванского университета. [ 48 ] 2 июля 2020 года Пенсильванский университет объявил, что снесет статую из-за связи Уайтфилда с рабством. [ 49 ]

Хронология путешествия Уайтфилда в Америку [ 50 ]
1738 Первое путешествие в Америку. Провел три месяца в Грузии.
1740–1741 Второе путешествие в Америку. Основан приют для сирот Бетесда. Проповедовал в Новой Англии.
1745–1748 Третье путешествие в Америку. В плохом состоянии здоровья.
1751–1752 Четвертое путешествие в Америку.
1754 Пятое путешествие в Америку.
1763–1765 Шестое путешествие в Америку. Путешествовал по восточному побережью.
1770 Седьмое путешествие в Америку. Зимовал в Джорджии, затем отправился в Новую Англию, где и умер.

«Я верю, что на то, чтобы я женился, есть воля Божия», — писал Джордж Уайтфилд другу в 1740 году. [ 51 ] Но он был обеспокоен: «Я молю Бога, чтобы у меня не было жены, пока я не смогу жить так, как если бы у меня ее не было». Эта двойственность — вера в то, что Бог желает иметь жену, но при этом желание жить так, как будто без нее — принесла Уайтфилду разочаровывающую личную жизнь и в значительной степени несчастливый брак. [ 51 ]

14 ноября 1741 года Уайтфилд женился на Элизабет (урожденной Гвинн), вдове, ранее известной как Элизабет Джеймс. [ 52 ] После их пребывания в Америке в 1744–1748 годах она никогда не сопровождала его в путешествиях. Уайтфилд отметил, что «никто в Америке не вынесет ее». Его жена считала, что она была для него «всего лишь обузой и бременем». [ 53 ] В 1743 году после четырех выкидышей Елизавета родила единственного ребенка, сына. Ребенок умер в четыре месяца. [ 51 ] Двадцать пять лет спустя Элизабет умерла от лихорадки 9 августа 1768 года и была похоронена в склепе часовни Тоттенхэм-Корт-Роуд. В конце XIX века часовня нуждалась в реставрации, и все похороненные там, за исключением Огастеса Топлади, были перенесены на кладбище Чингфорд-Маунт на севере Лондона; ее могила на новом месте без опознавательных знаков. [ 4 ] [ 54 ]

Корнелиус Винтер , который какое-то время жил с Уайтфилдами, заметил об Уайтфилде: «Он не был счастлив со своей женой». И: «Он не намеренно делал свою жену несчастной. Он всегда сохранял большую порядочность и приличия в своем поведении по отношению к ней. Ее смерть дала ему большую свободу». [ 53 ] [ 55 ] Однако после смерти Элизабет Уитфилд сказал: «Я каждый день чувствую потерю правой руки». [ 56 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

В 1770 году 55-летний Уайтфилд продолжал проповедовать, несмотря на слабое здоровье. Он сказал: «Я скорее изношусь, чем заржавею». Его последняя проповедь была произнесена в поле «на вершине большой бочки». [ 57 ] На следующее утро, 30 сентября 1770 года, Уайтфилд умер в пасторском доме Старой Южной пресвитерианской церкви . [ 58 ] Ньюберипорт, Массачусетс , и был похоронен, по его желанию, в склепе под кафедрой этой церкви. [ 4 ] Бюст Уайтфилда находится в коллекции Глостерского городского музея и художественной галереи .

Могила Джорджа Уайтфилда в склепе Старой Южной пресвитерианской церкви в Ньюберипорте, Массачусетс , между Джонатаном Парсонсом и Джозефом Принсом.

Именно Джон Уэсли произнес свою похоронную проповедь в Лондоне по просьбе Уайтфилда. [ 59 ]

Уайтфилд оставил друзьям и семье почти 1500 фунтов стерлингов (что эквивалентно 263 000 фунтов стерлингов в 2023 году). Кроме того, он внес 1000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 175 000 фунтов стерлингов в 2023 году) для своей жены, если он умрет раньше ее, и пожертвовал 3300 фунтов стерлингов (что эквивалентно 578 000 фунтов стерлингов в 2023 году) в приют Бетесда. «Вопросы об источнике его личного богатства преследовали его. В завещании говорилось, что все эти деньги недавно были оставлены ему «самым неожиданным образом и непродуманными средствами». [ 4 ]

В эпоху, когда пересечение Атлантического океана было долгим и опасным приключением, он посетил Америку семь раз, совершив в общей сложности 13 переходов через океан. (Он умер в Америке.) По оценкам, за свою жизнь он произнес более 18 000 официальных проповедей, 78 из которых были опубликованы. [ 60 ] Помимо своей работы в Северной Америке и Англии, он совершил 15 поездок в Шотландию — наиболее известная из них — на « Проповедь Брейса » в Камбусланге в 1742 году — две поездки в Ирландию и по одной на Бермудские острова, Гибралтар и Нидерланды. [ 61 ] В Англии и Уэльсе маршрут Уайтфилда включал все графства. [ 62 ]

Округ Уитфилд, штат Джорджия , назван в честь Уайтфилда. [ 63 ] Когда был написан акт Генеральной ассамблеи Джорджии о создании округа, буква «е» была опущена в написании имени, чтобы отразить произношение имени. [ 64 ]

Колледж Джорджа Уайтфилда , Библейский колледж Уайтфилда и Теологическая семинария Уайтфилда названы в его честь. Уайтфилда . На логотипе Banner of Truth Trust изображена проповедь [ 65 ]

Kidd 2014 , стр. 260–263 резюмирует наследие Уайтфилда.

  1. «Уайтфилд был самым влиятельным англо-американским евангелистским лидером восемнадцатого века».
  2. «Он также неизгладимо обозначил характер евангельского христианства».
  3. Он «был первым всемирно известным странствующим проповедником и первой современной трансатлантической знаменитостью любого рода».
  4. «Возможно, он был величайшим евангелистским проповедником, которого когда-либо видел мир».

Марк Галли писал о наследии Уайтфилда:

Джордж Уайтфилд был, вероятно, самым известным религиозным деятелем восемнадцатого века. Газеты называли его «чудом века». Уайтфилд был проповедником, способным управлять тысячами людей на двух континентах благодаря исключительной силе своего ораторского искусства. За свою жизнь он проповедовал не менее 18 000 раз, возможно, 10 миллионам слушателей.

Отношения с другими лидерами методистов

[ редактировать ]

С богословской точки зрения Уайтфилд, в отличие от Уэсли, был сторонником кальвинизма. [ 66 ] Эти двое разошлись во мнениях относительно вечного избрания , окончательной стойкости и освящения, но примирились как друзья и соработники, каждый пошел своим путем. Распространено заблуждение, что Уайтфилд не был в первую очередь таким организатором, как Уэсли. Однако, как утверждает Люк Тайерман, историк Уэсли: «Примечательно, что первая кальвинистская методистская ассоциация была проведена за восемнадцать месяцев до того, как Уэсли провел свою первую методистскую конференцию ». [ 67 ] Он был человеком глубокого опыта, который он сообщал публике ясно и страстно. Его покровительство со стороны Селины Гастингс, графини Хантингдон, отражало этот акцент на практике.

Оппозиция и споры

[ редактировать ]

Уайтфилд приветствовал оппозицию, потому что, по его словам, «чем больше мне противостоят, тем больше радости я чувствую». [ 68 ] Он доказал, что умеет создавать противоречия. Во время своего визита в Чарльз-Таун в 1740 году Уайтфилду «понадобилось всего четыре дня, чтобы погрузить Чарльз-Таун в религиозные и социальные противоречия». [ 69 ] Уайтфилд думал, что он может быть замучен за свои взгляды. После того, как он напал на существующую церковь, он предсказал, что он «будет сведен во нет раввинами нашей церкви и, возможно, в конце концов будет ими убит». [ 4 ]

Духовенство

[ редактировать ]
У Уайтфилда были натянутые отношения с Джоном Уэсли (изображенным на гравюре).
Меццо-тинто из Уайтфилда по мотивам Джеймса Мура, после 1751 года.

Уайтфилд отчитал других священнослужителей за то, что они учили лишь «оболочке и тени религии», поскольку они не придерживались необходимости нового рождения, без которого человек был бы «брошен в ад». [ 4 ] Во время своего визита в Северную Америку в 1740–1741 годах (как и в Англии) он напал на другое духовенство (в основном англиканское), назвав их «преследователями Бога». Он сказал, что Эдмунд Гибсон , епископ Лондона, курирующий англиканское духовенство в Америке, [ 70 ] знал о христианстве не «больше, чем Махаомет или неверный». [ 4 ] После того, как Уайтфилд проповедовал в епископальной церкви Св. Филиппа в Чарльстоне, Южная Каролина , комиссар Александр Гарден отстранил его от должности как «бродячего священнослужителя». После отстранения Уайтфилд в печати подверг критике все англиканское духовенство Южной Каролины. Новой Англии Уайтфилд выступил с полным обвинением служителям Конгрегации в «отсутствии рвения». [ 4 ]

В 1740 году Уайтфилд опубликовал нападки на «работы двух уважаемых авторов англиканства семнадцатого века». Уайтфилд писал, что Джон Тиллотсон , архиепископ Кентерберийский (1691–1694), «был не более истинным христианином, чем Мухаммед». Он также подверг критике книгу Ричарда Аллестри «Весь долг человека» , один из самых популярных духовных трактатов англиканства. По крайней мере однажды Уайтфилд приказал своим последователям сжечь участок «с великим отвращением». [ 4 ] В Англии и Шотландии (1741–1744) Уайтфилд резко обвинил Джона Уэсли в подрыве его работы. Он проповедовал против Уэсли, утверждая, что нападки Уэсли на предопределение оттолкнули «очень многих из моих духовных детей». Уэсли ответил, что атаки Уайтфилда были «предательскими» и что Уайтфилд сделал себя «одиозным и презренным». Однако в дальнейшей жизни они помирились. Наряду с Уэсли, Уайтфилд находился под влиянием Моравской церкви, но в 1753 году он осудил их и напал на их лидера, графа Николауса Зинцендорфа , и их методы. Когда Джозеф Трапп Уайтфилда» раскритиковал «Журналы , Уайтфилд возразил, что Трапп был «не христианином, а слугой сатаны». [ 4 ]

Английское, шотландское и американское духовенство нападало на Уайтфилда, часто в ответ на его нападки на них и англиканство. В начале своей карьеры Уайтфилд критиковал англиканскую церковь. В ответ духовенство назвало Уайтфилда одним из «молодых шарлатанов в богословии», которые «нарушают мир и единство» церкви. С 1738 по 1741 год Уайтфилд выпустил семь журналов . [ 71 ] Проповедь в соборе Святого Павла изобразила их как «смесь тщеславия, чепухи и богохульства, перемешанных воедино». Трапп назвал журналы «кощунственными» и обвинил Уайтфилда в том, что он «одурманен гордостью или безумием». [ 4 ] В Англии к 1739 году, когда он был рукоположен в священники, [ 72 ] Уайтфилд писал, что «дух духовенства стал сильно озлоблен» и что «мне постепенно отказали в церквях». [ 73 ] Уайтфилда В ответ на «Журналы » епископ Лондона Эдмунд Гибсон опубликовал пастырское письмо 1739 года с критикой Уайтфилда. [ 74 ] [ 75 ] В ответ Уайтфилд назвал англиканское духовенство «ленивым, бездуховным и ищущим удовольствий». Он отверг церковную власть, заявив, что «весь мир теперь мой приход». [ 4 ]

В 1740 году Уайтфилд выступил с критикой книги Тиллотсона и Ричарда Аллестри « Весь долг человека» . Эти нападения привели к враждебной реакции и снижению посещаемости его лондонских проповедей под открытым небом. [ 4 ] В 1741 году Уайтфилд совершил свой первый визит в Шотландию по приглашению «Ральфа и Эбенезера Эрскинов» , лидеров отколовшегося Ассоциированного пресвитерия . Когда они потребовали, а Уайтфилд отказался, чтобы он проповедовал только в их церквях, они набросились на него как на «колдуна» и «тщеславное, корыстное, напыщенное существо». Кроме того, Уайтфилд собирает деньги для своего приюта в Бетесде вместе с истерия, вызванная его проповедями под открытым небом, привела к резким нападкам в Эдинбурге и Глазго». [ 4 ]

Британская политическая карикатура 1763 года, осуждающая Уайтфилда.

Уайтфилда Странствующим проповедям по колониям противостоял епископ Бенсон, который рукоположил его на постоянное служение в Джорджии. Уайтфилд ответил, что если епископы не санкционируют его странствующую проповедь, Бог даст ему такую ​​власть. [ 4 ] В 1740 году Джонатан Эдвардс пригласил Уайтфилда проповедовать в его церкви в Нортгемптоне. Эдвардс был «глубоко обеспокоен его безоговорочным обращением к эмоциям, его открытым осуждением тех, кого он считал необращенными, и его требованием мгновенного обращения». Уайтфилд отказался обсуждать с ним опасения Эдвардса. Позже Эдвардс произнес серию проповедей, содержащих лишь «тонко завуалированную критику» проповеди Уайтфилда, «предостерегая от чрезмерной зависимости от красноречия и пылкости проповедника». [ 4 ] Во время визита Уайтфилда в Америку в 1744–1748 годах было опубликовано десять критических брошюр , две — представителями Гарварда и Йельского университета . Эта критика была частично вызвана критикой Уайтфилда «их образования и христианской приверженности» в его «Дневнике 1741 года». Уайтфилд рассматривал это противодействие как «заговор» против него. [ 4 ] Уайтфилда высмеивали, называя его такими именами, как «доктор Сквинтум», высмеивая его за его эзотропию . [ 76 ]

Когда Уайтфилд проповедовал в инакомыслящей церкви и «реакция собрания была мрачной», он объяснил реакцию «ожесточением народа», как это было с «фараоном и египтянами» в Библии. [ 77 ]

Многие жители Новой Англии утверждали, что Уайтфилд разрушил «упорядоченную приходскую систему, общины и даже семьи Новой Англии». В «Декларации Ассоциации графства Нью-Хейвен, 1745 г.» говорилось, что после проповеди Уайтфилда «религия сейчас находится в гораздо худшем состоянии, чем была». [ 4 ] После того, как Уайтфилд проповедовал в Чарлстауне , статья в местной газете напала на него как на «кощунственного, немилосердного и неразумного». [ 78 ] После того, как Уайтфилд осудил моравцев и их обычаи, его бывший лондонский типограф (моравец) назвал Уайтфилда «Магометом, Цезарем, самозванцем, Дон Кихотом , дьяволом, зверем, человеком греха, Антихристом». [ 4 ]

На открытом воздухе в Дублине , Ирландия (1757 г.), Уайтфилд осудил католицизм , спровоцировав нападение «сот и сотен папистов», которые проклинали и жестоко ранили его и разбили его переносную кафедру. [ 4 ] В различных случаях женщина нападала на Уайтфилда с «ножницами, пистолетом и зубами». В него бросали «камни и дохлых кошек». Мужчина чуть не убил его тростью с медным набалдашником. «Другой залез на дерево, чтобы помочиться на него». [ 79 ] пародировал Уайтфилда В 1760 году Сэмюэл Фут в «Недоросле» . [ 80 ]

дворянство

[ редактировать ]

Селина Гастингс, графиня Хантингдон, назначила Уайтфилда своим личным капелланом. В ее часовне было отмечено, что его проповедь была «более уважаема среди лиц высшего ранга», посещавших службы графини. Уайтфилд был скромен перед графиней, заявив, что плакал, когда «думал о том, что ваша светлость снизошла и покровительствовала такой мертвой собаке, как я». Теперь он сказал, что «высоко уважает епископов англиканской церкви из-за их священного характера». Он признался, что «во многих вещах» «судил и поступал неправильно» и «был слишком ожесточен в своем рвении». В 1763 году, защищая методизм, Уайтфилд «повторил раскаяние за многое, содержащееся в его дневниках ». [ 4 ]

Среди знати, слышавшей Уайтфилда в доме графини Хантингдон, была леди Тауншенд. [ 81 ] Что касается перемен в Уайтфилде, кто-то спросил леди Таунсенд: «Скажите, мадам, правда ли, что Уайтфилд отрекся ?» Она ответила: «Нет, сэр, он только кантировал ». [ 82 ] Одно из значений кантата - «влиять на религиозную или пиетистскую фразеологию, особенно в вопросах моды или профессии; говорить нереально или лицемерно, с притворством доброты или благочестия». [ 83 ]

Религиозные инновации

[ редактировать ]

Во время Первого Великого Пробуждения вместо того, чтобы скромно слушать проповедников, люди стонали и ревели от восторженных эмоций. Уайтфилд был «страстным проповедником», который часто «проливал слезы». В основе этого лежало его убеждение, что подлинная религия «затрагивает сердце, а не только голову». [ 84 ] В своей проповеди Уайтфилд использовал риторические приемы, характерные для театра — художественной среды, малоизвестной в колониальной Америке. Гарри С. Стаут называет его «божественным драматургом» и приписывает его успех театральным проповедям, которые заложили основу новой формы ораторского искусства с кафедры. [ 85 ] «Авраам предлагает своего сына Исаака» Уайтфилда является примером проповеди, вся структура которой напоминает театральную пьесу. [ 86 ]

Открылись богословские школы, чтобы бросить вызов гегемонии Йеля и Гарварда; личный опыт стал для проповедников более важным, чем формальное образование. Такие концепции и привычки сформировали необходимую основу для Американской революции . [ 87 ] Проповедь Уайтфилда поддержала «развивающуюся республиканскую идеологию, которая стремилась к местному демократическому контролю над гражданскими делами и свободе от монархического и парламентского вторжения». [ 88 ]

Работает

[ редактировать ]

Широко считалось, что проповеди Уайтфилда вызывают преданность аудитории. Многие из них, а также его письма и дневники были опубликованы при его жизни. Он также был превосходным оратором, сильным голосом и знатоком импровизации . [ 89 ] Его голос был настолько выразительным, что люди, как говорят, плакали, просто услышав, как он намекает на «Месопотамию». Его журналы, первоначально предназначавшиеся только для частного распространения, были впервые опубликованы Томасом Купером. [ 90 ] [ 91 ] Затем Джеймс Хаттон опубликовал версию с одобрения Уайтфилда. Его яркий и «слишком апостольский» язык подвергся критике; его журналы больше не издавались после 1741 года. [ 92 ]

Уайтфилд подготовил новую часть в 1744–1745 годах, но она не была опубликована до 1938 года. Биографии XIX века обычно ссылаются на его более раннюю работу « Краткий отчет о взаимоотношениях Бога с преподобным Джорджем Уайтфилдом» (1740), которая охватывала его жизнь до его рукоположение. В 1747 году он опубликовал «Дальнейший отчет о взаимоотношениях Бога с преподобным Джорджем Уайтфилдом» , охватывающий период от его рукоположения до его первого путешествия в Джорджию. В 1756 году была опубликована тщательно отредактированная версия его журналов и автобиографических отчетов. [ 93 ] [ 94 ] Уайтфилд «глубоко заботился об имидже». Его сочинения были «предназначены для того, чтобы представить Уайтфилда и его жизнь как образец библейской этики… как смиренных и благочестивых». [ 95 ]

После смерти Уайтфилда Джон Гиллис , друг из Глазго, опубликовал мемуары и шесть томов сочинений, включающих три тома писем, том трактатов и два тома проповедей. Еще один сборник проповедей был опубликован незадолго до того, как он в последний раз покинул Лондон в 1769 году. От них отказались Уайтфилд и Гиллис, которые пытались скупить все копии и превратить их в бумагу. Их стенографировали, но Уайтфилд сказал, что иногда они заставляли его говорить чепуху. Эти проповеди были включены в том XIX века « Проповеди на важные темы » вместе с «утвержденными» проповедями из « Сочинений » . Однотомное издание журналов было отредактировано Уильямом Уэйлом в 1905 году. Оно было переиздано с дополнительными материалами в 1960 году фондом Banner of Truth Trust. В нем отсутствуют записи из журналов Бермудских островов, найденные в биографии Гиллиса, и цитаты из рукописных журналов, найденные в биографиях XIX века. Сравнение этого издания с оригинальными публикациями XVIII века показывает многочисленные упущения — некоторые незначительные, а некоторые — существенные. [ 96 ]

Уайтфилд также написал несколько гимнов и отредактировал один Чарльзом Уэсли . В 1739 году Уэсли сочинил гимн: «Слушайте, как все звенит»; В 1758 году Уайтфилд переработал вступительный куплет « Слушайте! Ангелы-вестники поют ». [ 97 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Джордж Уайтфилд: методистский евангелист» . Эфирная библиотека христианской классики . нд . Проверено 29 марта 2019 г.
  2. ^ Jump up to: а б Шоссе 1985 , с. 141.
  3. ^ Скрибнер 2016 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Шлентер 2010 .
  5. ^ «Старые криптонианцы» . Криптальная школа . Проверено 26 августа 2018 г.
  6. ^ Галли 2010 .
  7. ^ «Письмо преподобному доктору Дареллу, вице-канцлеру Оксфордского университета; вызвано поздним исключением шести студентов из Эдмунд-Холла. / Джордж Уайтфилд, магистр искусств, выпускник Пембрук-колледжа, Оксфорд; и капеллан Графиня Хантингдон» . Текстовый архив Оксфордского университета . Оксфордский университет . Проверено 26 августа 2018 г.
  8. ^ Jump up to: а б Даллимор 2010 , с. 13.
  9. Миллс, Фредерик В., «Джордж Уайтфилд», Энциклопедия Новой Джорджии , 6 июня 2017 г.
  10. ^ «Гора Уайтфилда» . Братский архив . Проверено 21 ноября 2015 г.
  11. ^ Уолш 1993 , с. 2.
  12. ^ Вирсбе 2009 , стр. 42–43.
  13. ^ Анон 2010 , с. 680.
  14. ^ Уайт 2011 , стр. 136–150.
  15. ^ «Поля холодных ванн и курортные поля» . Британская история онлайн . Касселл, Петтер и Галпин . Проверено 21 ноября 2015 г.
  16. ^ Тайсон 2011 , стр. 28–40.
  17. ^ Уильямс 1968 .
  18. Дайан Северанс и Дэн Грейвс, «Приют Уайтфилда в Бетесде»
  19. ^ " "История Назарета" " . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 28 марта 2016 г.
  20. ^ «Добро пожаловать в Моравское историческое общество, место, где ваша семья может открыть для себя историю» . Moravianhistoricalsociety.org . Проверено 23 июля 2016 г.
  21. ^ «Джордж Уайтфилд» . Цифровой пуританин . Проверено 21 ноября 2015 г.
  22. ^ «Джордж Уайтфилд: Знаете ли вы?» . Христианская история . Проверено 21 ноября 2015 г.
  23. ^ Уайтфилд 2001 , с. 3:383.
  24. ^ Борман 1985 , с. 73.
  25. ^ Кидд 2014 , с. 260.
  26. ^ Стаут 1991 , с. 38.
  27. ^ Макфарлан 1847 , с. 65.
  28. ^ «VCH Глостершир, Том 11 - Минчингемптон: протестантское нонконформизм» . Проверено 6 декабря 2023 г.
  29. ^ Махаффи 2007 , стр. 107, 112, 115.
  30. ^ Jump up to: а б с д Галли 1993б .
  31. ^ Jump up to: а б Кидд 2015 .
  32. ^ Уэсли 1774 .
  33. ^ Иригойен и Догерти 1999 .
  34. ^ Jump up to: а б Кох 2015 , стр. 369–393.
  35. ^ Парр 2015 , стр. 5, 65.
  36. ^ Бэбб 2013 .
  37. ^ Jump up to: а б Даллимор 2010 , с. 148.
  38. ^ Jump up to: а б с Штейн 2009 , с. 243.
  39. ^ Парр 2015 , с. 76.
  40. ^ Парр 2015 , с. 67.
  41. ^ Кашин 2001 , с. 75.
  42. ^ «На смерть преподобного мистера Джорджа Уайтфилда. 1770» bartleby.com. По состоянию на 15 сентября 2022 г.
  43. ^ Франклин 1888 , с. 135.
  44. ^ Хоффер 2011 , с. 7.
  45. ^ Грэгг 1978 , с. 574.
  46. ^ Бренды 2000 , с. 138–150.
  47. ^ Письмо Джорджу Уайтфилду; Филадельфия, 17 июня 1753 года . Библиотека Американского философского общества. 7 апреля 1882 года . Проверено 11 октября 2015 г.
  48. ^ «Статуя Джорджа Уайтфилда» . Пенсильванский государственный университет . Проверено 11 октября 2015 г.
  49. ^ «Пенн объявляет о планах снести статую Джорджа Уайтфилда и формирует рабочую группу для изучения названий и иконографии кампусов» . Пенн сегодня . 2 июля 2020 г. Проверено 14 марта 2021 г.
  50. ^ Временная шкала адаптирована из «Жизнь Джорджа Уайтфилда: временная шкала 1714–1770»
  51. ^ Jump up to: а б с Галли 1993а .
  52. ^ Даллимор 1980 , стр. 101, 109.
  53. ^ Jump up to: а б Шлентер, Бойд Стэнли (2010) [2004]. «Уайтфилд, Джордж (1714–1770)». Оксфордский национальный биографический словарь. Издательство Оксфордского университета. doi:10.1093/ref:odnb/29281 (2004). «Уайтфилд, Джордж (1714–1770), лидер кальвинистских методистов» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/29281 . Проверено 21 января 2023 г. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  54. ^ «Жизнь Джорджа Уайтфилда» . Знамя Истины США . 13 мая 2015 года . Проверено 29 июля 2019 г.
  55. ^ Избранные обзоры литературы и дух иностранных журналов . 1809.
  56. ^ «Любопытная личная жизнь Уайтфилда | Журнал христианской истории» . Институт христианской истории . Проверено 30 января 2023 г.
  57. ^ Галли 2010 , с. 66.
  58. ^ Первая пресвитерианская (Старая Южная) церковь .
  59. ^ Уэсли, Джон (1951). «Запись от 10 ноября 1770 года» (онлайн) . Журнал Джона Уэсли . Чикаго: Муди Пресс. п. 202.
  60. ^ Проповеди Джорджа Уайтфилда, которые еще никогда не переиздавались , Квинта .
  61. ^ Гледстон 1871 , с. 38.
  62. ^ «Биография автора Джорджа Уайтфилда» . Знамя Истины США . Проверено 20 мая 2023 г.
  63. ^ «Исторический маркер Джорджа Уайтфилда» . Цифровая библиотека Грузии . Проверено 3 июля 2016 г.
  64. ^ «История округа Уитфилд» . Округ Уитфилд. Архивировано из оригинала 13 мая 2018 года . Проверено 11 октября 2015 г.
  65. ^ «Наша миссия» . Знамя Истины Доверие . Проверено 27 марта 2021 г.
  66. ^ Мэддок 2012 .
  67. ^ Даллимор 2010 , с. 130.
  68. ^ Кидд 2014 , стр. 23, 117.
  69. ^ Забавно 2008 .
  70. ^ Андерсон 1856 , с. 187.
  71. ^ Семь журналов 1738–1741 гг.
  72. ^ «Кембридж, Джордж Оуэн (1736–1739) (идентификатор лица CCEd 38535)» . База данных духовенства англиканской церкви за 1540–1835 гг . Проверено 24 августа 2022 г.
  73. ^ Уайт 1855 , с. 330.
  74. ^ Дэниэлс 1883 , с. 173.
  75. ^ Гибсон 1801 .
  76. ^ Корбетт, П. Скотт; Пречт, Джей; Янссен, Волкер; Лунд, Джон М.; Пфаннестиэль, Тодд; Викери, Пол; Васкевич, Сильви (2014). История США . ОпенСтакс . п. 115. ИСБН  978-1-947172-08-1 . Слева — иллюстрация к мемуарам Уайтфилда, а справа — карикатура, высмеивающая цирковую атмосферу, которую, казалось, привлекала его проповедь (доктор Сквинтум — прозвище Уайтфилда, который был косоглазым).
  77. ^ Остроумный 2008 , с. 139.
  78. ^ Остроумный 2008 , с. 144.
  79. ^ Цой 2014 .
  80. ^ Гордон 1900 .
  81. ^ Новый журнал графини Хантингдон . Партридж и Оки. 1850. с. 310.
  82. ^ Уолш, Литтел и Смит 1833 , с. 467.
  83. ^ "Косяк, т.3." Оксфордский онлайн-словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета, март 2016 г. Интернет. 1 апреля 2016 г.
  84. ^ Кидд 2014 , с. 65.
  85. ^ Стаут|first=Гарри С. |title=Божественный драматург: Джордж Уайтфилд и рост современного евангелизма|year=1991|publisher=Wm. Издательство Б. Эрдманс
  86. ^ Покойска и Романовска 2012 , стр. 211.
  87. ^ Руттенбург 1993 , стр. 429–458.
  88. ^ Махаффи 2007 , с. 107.
  89. ^ «Джордж Уайтфилд» . Христианская история . Проверено 21 ноября 2015 г.
  90. ^ «Журналы Джорджа Уайтфилда» . Кинта Пресс . Проверено 21 ноября 2015 г.
  91. ^ Лам и Смит 1944 .
  92. ^ Ламберт 2002 , стр. 77–84.
  93. ^ Кидд 2014 , с. 269.
  94. ^ «Работы журналов Джорджа Уайтфилда» (PDF) . Кинта Пресс . Проверено 21 ноября 2015 г.
  95. ^ Парр 2015 , стр. 12, 16.
  96. ^ «Произведения Джорджа Уайтфилда» . Кинта Пресс . Проверено 21 ноября 2015 г.
  97. ^ Боулер, Джерри (29 декабря 2013 г.), «Слушайте! Ангелы-вестники поют» , UM Today , Университет Манитобы .

Первоисточники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98036e6d28c2f5acdbfc898a25ec5297__1722642420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/97/98036e6d28c2f5acdbfc898a25ec5297.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Whitefield - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)