Стаффордширская фигура
Стаффордширские фигурки — это разновидность популярных керамических фигурок, изготавливаемых в Англии с 18 века. Многие стаффордширские фигурки, изготовленные в период с 1740 по 1900 год, были изготовлены небольшими гончарными мастерскими, и клейма производителей обычно отсутствуют. Большинство викторианских фигур (1837–1900 гг.) предназначались для установки на полке или каминной полке, поэтому моделируются и украшаются только там, где они видны спереди и по бокам. Они известны как «плоские спины». Форму им придавали либо прессованием, либо шликерным литьем . [2]
Фигурки производились в основном в Стаффордшире, но также и в других графствах и Шотландии; все это можно условно назвать «фигурами Стаффордшира». Фигуры, описываемые этим термином, обычно изготавливаются из глиняной посуды , хотя ранние из них могут быть из керамики , а более дорогие фарфоровые фигурки, изготовленные крупными гончарными мастерскими в Стаффордшире и других местах Англии, обычно не включаются в этот термин. Они отражали столичный и международный стили и были более тщательно смоделированы и расписаны. В течение некоторого времени в конце 18 века лучшие стаффордширские фигурки пытались конкурировать на этом рынке, но постепенно производители отказались от этих попыток и остановились на более широком массовом рынке, покупая более дешевые фигурки.
Из огромного разнообразия производимых фигурок статуэтка стаффордширской собаки была самой распространенной, особенно в качестве пары кинг-чарльз-спаниелей на каминной полке . Некогда дешевые статуэтки Стаффордшира широко коллекционируются в англоязычном мире, а современных имитаций и подделок предостаточно. Самые редкие фигурки, в основном ранние, иногда могут стоить дорого. Группа скамеек c. 1745 продан за 168 000 долларов на аукционе Christie's в 2006 году. [4] а в 1987 году Sotheby's продал одну за 179 520 долларов. [5]
Фигуры значительно различаются по размеру: наиболее типичная высота стоячей фигуры составляет от пяти до семи дюймов, хотя конные фигуры и группы бокажа часто достигают десяти дюймов. Самые большие фигурки, датированные примерно 1780–1810 годами, могут иметь высоту 20 дюймов, а самые маленькие – всего 2 дюйма. Их тщательно коллекционировали на протяжении прошлого столетия, хотя даже поздние фигурки массового рынка сейчас стоят дорого, и им посвящено немало литературы.
Производство
[ редактировать ]В разные периоды времени использовались различные производственные процессы. [6] часто перекрываются. Четыре категории для продукции, произведенной до 1900 года: [7]
- Около 1740–1780 гг. Ранние фигурки: редкая глазурованная солью керамика с ограниченной цветовой гаммой; цветные свинцовые глазури наносились на корпус печенья , а затем обжигались. [8]
- Около 1780–1840 гг. Фигурки Pratt Ware, цвета нанесены на корпус печенья, затем покрыты прозрачной свинцовой глазурью, а затем обожжены. [9]
- Приблизительно 1800–1837 гг. Довикторианские стаффордширские фигурки, прозрачная свинцовая глазурь наносится на корпус печенья и обжигается, затем поверх свинцовой глазури наносятся краски и обжигаются. [10]
- Приблизительно 1837–1900 гг. Викторианские стаффордширские фигурки, свинцовая глазурь с голубым оттенком наносится на корпус печенья и обжигается, затем на свинцовую глазурь наносятся краски и обжигаются, наконец, наносится позолота и обжигается. [11]
- Фигурки ястребов, глазурь соленая , около 1750 г. МЕТ 99567
- Лев Медичи , тонкая роспись эмалями на свинцовой глазури , около 1820 г.
Типы XVIII века
[ редактировать ]1740–1760-е гг.
[ редактировать ]Стаффордширские фигурки начали производить примерно в 1740-х или, возможно, в 1730-х годах. Первоначально на них было мало или вообще не было окрашенных цветов, обычно черные точки, чтобы выделить глаза, пуговицы или туфли. Ранние сюжеты включали жанровые фигуры дам и господ, музыкантов, любовников, солдат и тому подобное. Двумя сложными групповыми объектами были «группа в беседке», где двое влюбленных сидели перед кустом из листвы, и « группа на скамье », состоящая из фигур, сидящих на скамейке с высокой спинкой. Группа беседок представляет собой упрощение фарфоровых групп, тогда как группа скамеек более оригинальна для Стаффордшира. [12] Обычно это две или три фигуры с женщиной в центре; большое внимание уделяется деталям прически и одежды. с высокими спинками (защищающие от сквозняков). скамьи Местом действия является не церковь, как следует из обычного названия, а уютный дом или постоялый двор, где обычным предметом мебели были [13]
Группы обычно выполнены из глазурованной солью керамики, , но отдельные фигурки меньшего размера обычно выполнены из глазурованной глины, которая может быть агатовой посудой , в которой непосредственно перед формованием смешиваются белая и коричневая глины, чтобы придать эффект мраморности . Группы скамеек, очевидно, обычно имели форму и строились индивидуально, состоящие из «плит», свернутых в плоском виде. [14] кроме рук и лица, [15] но в остальном формы использовались даже для формирования первых фигур.
Есть фигурки животных, причем кошек в этот период значительно больше, чем собак. Некоторые животные очень слабо копируют стили аналогичных животных из китайского экспортного фарфора . Животные, скорее всего, будут выполнены из , покрытого соленой глазурью керамогранита , с зеленой, коричневой и синей глазурью в качестве основных цветов, нанесенных широкими мазками в качестве бликов.
Самые ранние фигурки не могут быть отнесены к конкретным производителям, но к 1750 году некоторые фигурки принадлежат известным гончарам, таким как Томас Уилдон , который, вероятно, изобрел черепаховую посуду в конце 1740-х годов. Других, его подражатели, называют «типом Уилдона»; многие из них, вероятно, были созданы Уильямом Грейтбэтчем , ранее работавшим с Уилдоном.
- Группа Пью , гр. 1745 г., керамогранит, глазурованный солью.
- Беседочная группа, гр. 1750; только глаза имеют краску. Бокаж . сзади состоит из формованных секций
- Подстрекательский Высшей церкви англиканский богослов Генри Сашеверелл (ум. 1724), ок. 1745 г., керамика
- Беседочная группа, гр. 1750; фаянс со свинцовой глазурью
- Кот, гр. 1745 г., с эффектами агата и подглазурными синими бликами.
- Кот, гр. 1750 г., «тип Уилдона» в черепаховой посуде.
- Восточная дама и ее собака, ок. 1750 г., посуда из черепахового панциря работы Томаса Уилдона.
- Доярка типа «Уилдон» и ее корова с причудливым бокажем , ок. 1750-е годы
- Солдат и читающий мужчина (не пара), «типа Уилдона», ок. 1760 г.
- Пара водяных буйволов и китайских мальчиков типа «Уилдон», ок. 1760 г.
1770–1800
[ редактировать ]Примерно с 1770 года, когда промышленность Стаффордшира продолжала расти и совершенствовать свою продукцию, художественный уровень лучших фигур значительно улучшился, хотя и с потерей большей части очарования народного искусства предыдущего периода. Предметы стали менее деревенскими и приблизились к фарфоровым. Они включали аллегорические наборы сюжетов, таких как « Времена года» и олицетворения добродетелей, а также могли быть точно смоделированы портреты известных личностей, часто в виде бюстов. Как и другие товары Стаффордшира, эти изделия все чаще попадали на американский рынок, доставляяся из Ливерпуля , и отцы-основатели были широко представлены; некоторые из них, несомненно, также были проданы в Великобритании.
Можно идентифицировать и других производителей и моделистов, включая три поколения Ральфа Вудса . Ральф Вуд, которого я моделировал для Уилдона, был двоюродным братом Еноха Вуда , чей отец Аарон также работал на Уилдона. Обе семьи владели крупными гончарными мастерскими, производя широкий ассортимент изделий. Вуды сами были моделистами, но другие гончары, стремившиеся конкурировать с фарфором, использовали таких специалистов-моделистов, как Джон Войез , который был уволен, а затем привлечен к ответственности Джозайей Веджвудом и заключен в тюрьму в 1769 году.
Фигуры теперь обычно раскрашивались либо цветной свинцовой глазурью, либо надглазурной эмалью ; Обычно это делалось очень тщательно, гораздо более тщательно, чем в следующем столетии, с использованием широкого спектра цветов. Трансферная печать , которая становилась очень важной для столовой посуды, не была практичной для фигурок. [16] а ручная роспись надглазурными эмалями стала нормой. Большие фигурки, нацеленные на вершину рынка, особенно характерны для периода примерно с 1785 по 1815 год, но продолжали производить более дешевые и грубые фигурки.
году Енохом Показанная ниже модель Демосфена впервые появляется примерно в 1785 Вудом . Иногда ее называют Святого Павла» «Проповедью или «Красноречием» , и, возможно, иногда ее продавали как таковую, но рельефная сцена на подиуме убедительно предполагает, что она была предназначена для изображения греческого оратора, который тренировался, обращаясь к морю. [17]
Как и в случае с фарфоровыми фигурками, одна и та же модель может быть изготовлена в полностью окрашенной и простой версиях, и окраска разных экземпляров часто сильно различается, особенно если формы использовались в течение нескольких лет. Многие типы моделей, представленные в этот период, оставались популярными, по крайней мере, до середины следующего столетия, например тип Парсона и Мозеса , полученный из гравюры Уильяма Хогарта 1736 года «Спящая конгрегация» . [18]
- Пара с птичьей клеткой, Джон Си , ок. 1765 г.
- Женщина кормит цыплят, гр. 1765 г.
- Вильгельм III как римский император, Ральф Вуд II, 1770-е гг. Фаянсовая посуда со свинцовой глазурью, 14 дюймов.
- Большие классические фигуры для богатых, Благоразумие и Стойкость, ок. 1790 год, рост 20 дюймов. Вероятно, Енох Вуд и Колдуэлл
- Демосфен , версия c. 1800 г., фигура 1780-х годов ростом более 18 дюймов (47,5 см), работа Еноха Вуда.
Социальный контекст
[ редактировать ]В XIX веке, особенно после 1820 года, глиняные фигурки в значительной степени отказались от попыток конкурировать с элитными фарфоровыми фигурками, и более крупные фирмы ушли с рынка глиняных фигурок. На самом деле вкус к фигуркам, занимающим лидирующие позиции на рынке, значительно снизился даже у фарфоровых компаний. Вместо этого растущее благосостояние открыло новые популярные рынки для фигурок, и производители фигурок Стаффордшира ушли на рынок, уменьшив сложность их форм и окраски и постепенно расширив спектр сюжетов. В то же время стаффордширская посуда превосходного качества, напечатанная методом трансферной печати, становилась дешевле, но на этом рынке доминировали более крупные гончарные изделия, что, возможно, вытеснило более мелкие предприятия на рынок фигурок.
Им удалось значительно увеличить объемы фигурок, обратившись к этому новому и гораздо более крупному рынку, и в этой области активно действовало больше производителей. Эти тенденции увеличения производства и снижения качества и цен продолжались на протяжении большей части столетия. С середины века или даже с 1840 года все цифры были нацелены на нижний сегмент рынка, и снова удалось идентифицировать лишь немногих производителей. Фигурки более высокого качества изготавливались из фарфора и новых керамических материалов, таких как паросская посуда , а также из некоторых видов керамики, но в 19 веке «стаффордширская фигура» стала обозначать именно более дешевые типы глиняной посуды.
Цифры Стаффордшира уникальным и осязаемым образом документируют особый аспект социальной истории Англии XIX века. [19] Оливер описывает их как важное английское народное искусство , «народа для народа». [20]
Очень похожие конструкции часто появляются в нескольких различных версиях, поскольку производители копировали конструкции друг друга и для популярных фигур было изготовлено множество форм.
Индустриализация, исход из деревни в город и рост населения продолжались на протяжении всего столетия. [21] Впервые в современной истории люди из рабочего класса имели средства, достаточные для того, чтобы покупать фигурки, если они того пожелают; цены на фигурки самого дешевого класса значительно упали. Производители стремились удовлетворить вкусы публики, тем самым оставляя физический отчет о занятиях и интересах того времени в увлекательном наборе керамических фигурок.
Типы XIX века
[ редактировать ]Сельские идиллии, сельскохозяйственные животные и домашние питомцы
[ редактировать ]Огромной популярностью пользовались фигурки, напоминающие горожанам об их деревенском прошлом, с изображениями идеализированных удовольствий и времяпрепровождения. Однако эти пасторальные изображения были более популярны в 18 веке и стали менее важными в 19 веке.
- «Конкурс», одна из пары, 1800-1815, жемчуг.
- «Убеждение», 1815–1825 гг., неправильное написание слова «Убеждение», но основано на гравюре 1809 года, а не на романе Джейн Остин 1818 года. [22]
- Группа Бокаже , идиллический сельский пейзаж, около 1820 года.
- Десятинная свинья , 1825-1830 гг., жемчуг. Как и многие изображения духовенства, в этом есть элемент сатиры.
- Фэнтезийное изображение загородного коттеджа, около 1860 года.
- Маленькая стаффордширская керамическая фигурка замка высотой 2,6 дюйма, около 1860 года.
- Маленькие стаффордширские керамические фигурки лежачих овец, 2 дюйма высотой, около 1855 года.
Еще одним фаворитом были домашние животные. Коллекция животных королевы Виктории и ее популярность в стране привели к взрывному росту числа кошек, спаниелей, уиппетов, [23] попугаи и другие. Часто они располагались парами, лицом друг к другу, на каминной полке. Наибольшей популярностью пользовались пары статуэток стаффордширских собак , обычно с кинг-чарльз-спаниелями .
- Держатели для загонов для борзых, c. 1825-1840 гг.
- Пара фигурок стаффордширских котов, около 1920 года.
- Пара фигурок уиппетов и зайцев, около 1860 года.
- Чернильница, попугай и ягненок, около 1860 г.
- Лежащая фигурка стаффордширского спаниеля, около 1860 года.
- Маленькая стаффордширская керамическая фигурка собаки-чернильницы ростом 2,1 дюйма на подушке, около 1860 года.
Общественная жизнь и сенсации
[ редактировать ]Портретные фигуры эпохи [24] изображают всех самых известных личностей того времени и немалое число тех, которые на короткое время заслуживали освещения в прессе, но затем исчезли из памяти. Особой популярностью пользовались изображения деятелей реформ, военных побед, героев и героинь, деятельность которых непосредственно влияла на жизнь трудящихся. Также были популярны персонажи легенд и художественной литературы.
- Освобожденный раб , посвященный отмене рабства в Британской империи, 1833-34 гг. На открытой книге написано: «БЛАГОСЛОВИТЕ БОГА / СПАСИБО БРИТАНЦУ / МЕНЯ НЕ РАБ».
- Королева Виктория верхом, ок. 1838 год, начало ее правления.
- Портретная фигура Ричарда Остлера , эффективного борца за реформу фабричных условий. На свитке написано «БЕЛОЕ РАБСТВО». Около 1860 года.
- Начальник штаба во время Крымской войны генерал Джеймс Симпсон захватил Севастополь в 1855 году, затем был посвящен в рыцари, ок. 1855.
- Сэр Роберт Пил , популярный премьер-министр, ответственный за создание организованных полицейских сил и Закон о здравоохранении 1848 года, ок. 1856.
- Флоренс Найтингейл вместе с раненым офицером продемонстрировала генералам Крымской войны , что чистота спасла тысячи жизней. Написал первое руководство по сестринскому делу и основал первую школу медсестер. Около 1856 года.
- Рисунок с надписью « Джордж Вашингтон », хотя явно изображает Бенджамина Франклина , ок. 1855.
- Фигурка Крымской войны «Прощание солдата», около 1853 года.
- Бюст Марии, королевы Шотландии , ок. 1815 г., жемчужные изделия
- Бюст Джорджа Вашингтона , Енох Вуд , ок. 1818 г. Подобные бюсты точной модели встречались реже, чем в конце 18 века.
Другие деятели прославляли скандалы, убийства, моду, спорт и преобразующие жизнь новинки чистой воды и железных дорог.
- «Смерть Манроу» , печально известный несчастный случай на охоте в Индии в 1792 году, очевидно, все еще известный в 1820-х годах, когда это было сделано.
- Группа травли быков , 1820-1830 гг.
- «Зверинец Полито», настоящее гастрольное шоу с участием «бурдов (так в оригинале) и зверей со всех концов света», ок. 1830. [25]
- «Смерть Королевы Льва». Эллен Брайт, тренер, забита до смерти на глазах у цирковой публики. Около 1856 года.
- Ведущие боксеры, такие как Том Крибб (ум. 1848), были популярными темами.
- Группа, возможно, представляющая вокзал Юстон в Лондоне или вообще празднующая быстрое расширение железнодорожных перевозок, 1850-е годы.
- Фигура Стаффордширского « Стэнфилд-холла », ключевое место в знаменитом деле об убийстве. Около 1860 года.
- « Шумеры », модное повальное увлечение. Около 1860 года.
- Пара уиппетов, изображающих гонку зайцем , ок. 1860.
- Стаффордширская фигурка вазы для разлива, празднующая прибытие чистой воды после принятия Закона о Великой вонь и здравоохранении 1848 года.
Литература и театр
[ редактировать ]Театральный, [26] и литературные темы являются общими.
- Актер Дэвид Гаррик в роли Ричарда III, ок. 1860 г.
- Вымышленные дядя Том и Ева, 1855–1860 гг.
- Из валлийской легенды окровавленный пес Гелерт , мертвый волк и сын Лливелина Великого , который возвращается и по ошибке убивает Гелерта и больше никогда не улыбается. в. 1860.
- Поездка Мазепы по мотивам стихотворения лорда Байрона 1818 года . Изобразить лошадь в виде зебры – полет фантазии. Ваза для разлива, гр. 1860.
Экзотические животные
[ редактировать ]Львы, [27] жирафы, тигры, зебры и слоны вызвали огромный ажиотаж, популяризированный передвижными зверинцами. Многие художники не устояли перед искушением превратить лошадей в зебр.
- Леопард, 19 век.
- Зебра, атакованная змеей, 1850-1870 гг.
- Вазы с жирафами, 1845-1855 гг.
- Лев, стеклянные глаза, декор спреем, 1890-1900 гг.
- Большая фигура слона, около 1860 года.
- Маленькие стаффордширские керамические фигурки слонов высотой 2,4 дюйма, около 1860 года.
- Частная коллекция фигурок зебр 1850-1880 гг.
Религия
[ редактировать ]Религиозный, [28] и предметы трезвости пользовались большим спросом [29] Среди владельцев керамики Стаффордшира было много нонконформистов , а Джон Уэсли был наиболее часто изображаемым постбиблейским религиозным деятелем: только во времена правления Виктории существовало 18 версий его и его брата. [30] Изображен ряд библейских сцен и фигур, в основном из Ветхого Завета , но включая некоторые новозаветные , а также наборы « Четырех евангелистов» . Были созданы изображения католической иконографии, такие как Мадонна с младенцем и некоторых святых, хотя они не очень распространены. Некоторые из них, вероятно, предназначались для экспорта, по крайней мере, в Ирландию и, возможно, во Францию. [31] Приблизительно 20 проповедникам-нонконформистам и некоторым другим лидерам были даны изображения, при этом звездный проповедник Чарльз Сперджен был наиболее распространенной современной фигурой, но наблюдается поразительное отсутствие портретных фигур англиканского духовенства, хотя некоторые ведущие евангелические англиканские миряне были изображены, а некоторые католики духовенство. [32]
Типы конца 18 века, высмеивающие духовенство, продолжались и в 19 веке, но новых типов не появлялось; самыми популярными остались Викарий и Моисей , Десятинная Свинья и пьяный Пастор и Клерк (или Опьянение ). [33]
- Джон Уэсли , влиятельный проповедник из гончарной мастерской, около 1840 года. Заимствован из бюста Еноха Вуда прошлого века.
- Харизматичный баптистский проповедник Чарльз Сперджен , ок. 1860.
- Дева Мария и младенец Иисус, ок. 1860.
- Молящаяся девушка, около 1860 года.
- Фигурант движения умеренности «Группа надежды», общества детей, принявших клятву, около 1847 года. [34]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Музей Винтертура, страница об их коллекции.
- ^ 'Портреты Стаффордшира и смежные предметы викторианской эпохи. Прокурор Гордон Хью.Барри и Дженкинс, 1971 год.
- ^ Бриггс, 63-64; «Викарий и Моисей» .
- ↑ СТАФФОРДШИРСКАЯ ПОСУДА «PEW GROUP», около 1745 г. , лот 500, продажа 1618, «Собственность из коллекции миссис Дж. Инсли Блэр», Нью-Йорк, 21 января 2006 г.
- ^ «СТРАСТВНЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ УСТАНОВИЛИ НОВЫЕ АУКЦИОННЫЕ МАКСИМУМ» , Рита Рейф, 22 января 1987 г., New York Times.
- ^ Коллекционная история английской керамики, Гризельда Льюис, Клуб коллекционеров антиквариата, 1999.
- ^ Методы нанесения цвета на ранние антикварные керамические фигурки Стаффордшира, Мирна Школьн, 2019, https://www.youtube.com/watch?v=lFFjfAWzSoI
- ↑ Английские глиняные фигурки 1740–1840 , Пэт Халфпенни, 1991.
- ^ Пратт Уэр 1780–1840 , Джон и Гризельда Льюис, 2005 г.
- ^ Люди, страсти, развлечения и удовольствия: Стаффордширские фигуры 1780–1840 гг. , Мирна Школьн, 2006 г.
- ↑ Викторианские стаффордширские фигуры 1835–1875 гг., Книги 1–4, А. и Н. Хардинг, 2000 г.
- ^ Вуд, 21–23.
- ^ Пул, 56–57 ( онлайн )
- ^ Пул, 56–57
- ^ "Pew Group" , Музей Фицуильяма.
- ^ Вуд, 23 года.
- ^ «Что в имени» , www.mystaffordshirefigures.com/blog
- ^ «Викарий и Моисей» ; [Файл: The Sleeping Congregation MET DP824961.jpg Пример в Metropolitan]
- ^ Современное христианство и культурные устремления, 2003, A&C Black, под редакцией Дэвида Беббингтона, Тимоти Ларсена. «К середине девятнадцатого века появился новый массовый тип красочной стаффордширской фигурки с плоской спиной…»
- ^ Стаффордширская керамика: племенное искусство Англии, Энтони Оливер, 1981.
- ^ Население Англии выросло с 8,3 миллиона в 1801 году до 16,8 миллиона в 1851 году, половина из которых сейчас живет в городах, до 30,5 миллиона в 1901 году.
- ^ "Perswaition" , mystaffordshirefigures.com/blog
- ^ Аризона стаффордширских собак, Клайв Мейсон Поуп, 1998, упомянуто тридцать пород.
- ^ Стаффордширские портретные фигуры викторианской эпохи, PD Гордон Пью, 1971
- ^ База данных Виктории и Альберта
- ^ Оксфордский справочник грузинского театра 1737-1832, OUP, 2014, под редакцией Джулии Суинделлс, Дэвида Фрэнсиса Тейлора «К середине девятнадцатого века появился новый массовый тип красочных стаффордширских фигур с плоской спиной…»
- ^ Antiques Trade Gazette, 2004 [1] «Сочетая экзотические сюжеты с редкостью, фигуры викторианского укротителя львов Исаака Ван Амбурга являются одними из самых желанных из всех портретных фигур Стаффордшира».
- ^ Бриггс, повсюду, особенно 57-63.
- ^ Бриггс, 75-77; Религиозные деятели викторианской стаффордширской керамики , Стивен Дакворт, 2016 г.
- ^ Бриггс, 70 лет.
- ^ Бриггс, 58-63.
- ^ Бриггс, повсюду, особенно 56-76.
- ^ Бриггс, 63–65.
- ^ Бриггс, 75 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Бриггс, Джон, «Нонконформизм и гончарная промышленность», в книге «Современное христианство и культурные устремления» , ред. Дэвид Беббингтон, Тимоти Ларсен, 2003, A&C Black, ISBN 0826462626 , 9780826462626, книги Google
- Пул, Джулия, Английская керамика (Справочники музея Фицуильяма), 1995, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521475201
- Вуд, Фрэнк Л., Мир британского керамогранита: его история, производство и изделия , 2014, Troubador Publishing Ltd, ISBN 178306367X , 9781783063673
- Школьн, Мирна, Одержимость: Коллекция ранней английской керамики, Том 1 , 2020, [2]
- Школьн, Мирна, Одержимость: Коллекция ранней английской керамики, Том 2 , 2020, [3]
- Школьн, Мирна, Одержимость: Коллекция ранней английской керамики, Том 3 , 2020, [4]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вступительное видео о фигурках раннего Стаффордшира [5]
- Ассоциация деятелей Стаффордшира [6]
- Стаффордширские фигуры в Метрополитен-музее, Нью-Йорк [7]
- Музей Виктории и Альберта [8]
- Британская энциклопедия , Стаффордширские рисунки [9]
- Ранние стаффордширские фигурки. Как отличить настоящее от подделки или репродукции, видео [10]