Jump to content

Шотландское общество в эпоху раннего Нового времени

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Горожанин и его жена из Блитс-Клоуз, Эдинбург.

Шотландское общество раннего Нового времени включает в себя социальную структуру и отношения, существовавшие в Шотландии с начала шестнадцатого века до середины восемнадцатого века . Это примерно соответствует эпохе раннего Нового времени в Европе , начиная с эпохи Возрождения и Реформации и заканчивая последними восстаниями якобитов и началом промышленной революции .

Шотландия в этот период представляла собой иерархическое общество со сложной серией рангов и орденов. Его возглавляли монарх и крупные магнаты . Ниже них находились лорды , которые возникли как отдельная группа на вершине местного общества, положение которой было закреплено экономическими и административными изменениями. Ниже лордов в сельском обществе существовало множество групп, часто нечетких, в том числе йомены , которые часто были крупными землевладельцами, и земледельцы , которые были землевладельцами, за которыми следовали коттары и пастбища, которые часто имели лишь ограниченные права на общую землю и пастбище. Городским обществом руководили богатые купцы, часто бывшие горожанами . , часто вступавшие в конфликт с городской элитой Ниже них находились ремесленники . Ниже этих рядов, как в городском, так и в сельском обществе, существовали разнообразные группы мобильных «безхозяев», безработных и бродяг.

Родство было по мужской линии , происхождение учитывалось только по мужской линии, что способствовало повышению важности фамилий и кланов. Возросшая власть государства и экономические изменения подорвали власть этих организаций, и этот процесс ускорился, поскольку правительство отреагировало на угрозу восстаний якобитов , подорвав власть вождей кланов в восемнадцатом веке. Реформация оказала большое влияние на семейную жизнь, изменив характер крещения, бракосочетания и погребений, приведя к изменению более широких отношений, сакраментального статуса и практики погребения, а также к большему акценту на роли отца.

Ограниченные демографические данные указывают на общий рост населения, ограниченный краткосрочными кризисами выживания, из которых самым серьезным, вероятно, был кризис «семи тяжелых лет» 1690-х годов. Городские центры городов продолжали расти, крупнейшим из которых был Эдинбург, за которым следовал Глазго. Рост населения и экономическая нестабильность со второй половины шестнадцатого века привели к растущей проблеме бродяжничества, на которую ответила серия парламентских актов, которые установили то, что впоследствии стало « Старым законом о бедных », который пытался обеспечить облегчение для бедных. «достойных» местных бедняков, а наказания для мобильных безработных и нищих. Патриархальная природа общества означала , что женщины были вынуждены подчиняться своим мужьям и семьям. Они оставались важной частью рабочей силы, и некоторые из них были экономически независимыми, в то время как другие вели маргинальное существование. В начале периода женщины имели незначительный правовой статус или вообще не имели его, но после Реформации подвергались все большей криминализации и были основными субъектами охота на ведьм , которая происходила в относительно больших количествах до конца семнадцатого века.

Социальная структура

[ редактировать ]

Аристократия

[ редактировать ]
Табель о рангах в шотландском обществе раннего Нового времени

Шотландия раннего Нового времени представляла собой иерархическое общество с рядом рангов и знаков статуса. Ниже короля стояли великие магнаты , которые к этому периоду уже не были феодальной знатью, чья власть основывалась на территориальном владении землей, а почетным пэром, а земля стала товаром для торговли. [ 1 ] Их возглавляли небольшое количество герцогов (обычно происходящих от очень близких родственников короля) и более крупная группа графов . Эти высокопоставленные дворяне сформировали политические классы в начале периода: иногда занимали важные посты, занимали место в королевском совете и принимали участие в крупных кризисах и восстаниях того периода. [ 2 ] Они считали себя «естественными советниками короля», а также возглавляли систему местного покровительства и лояльности. Это часто оформлялось посредством рентных обязательств , устанавливающих взаимные обязательства и преданность. [ 3 ]

Под властью магнатов находились бароны , которые владели все более номинальными феодальными владениями, важным пережитком которых было право иметь баронские суды. [ 3 ] который мог бы рассматривать как вопросы землевладения, так и межличностные правонарушения, включая мелкие акты насилия. [ 4 ] Также важную роль играли местные главные арендаторы , которые по закону владели своей землей непосредственно от короля и к этому периоду часто были основными местными землевладельцами в районе. В этот период, когда феодальные различия пришли в упадок, бароны и главные арендаторы объединились, чтобы сформировать новую идентифицируемую группу — лордов . [ 5 ] Эта группа была примерно эквивалентна английским джентльменам . [ 6 ] Подобно тому, как магнаты считали себя естественными советниками короля, так и лэрды давали советы и оказывали влияние на герцогов и графов. Лорды часто были самыми важными людьми в местном сообществе. Они управляли баронскими судами, выступали в качестве заместителей шерифов , заседали в местных присяжных и вызывались в качестве частных арбитров. В течение шестнадцатого века они приобрели роль в национальной политике, получили представительство в парламенте и сыграли важную роль в кризисе Реформации 1560 года . [ 3 ] В результате Реформации и создания пресвитерианской церкви их положение в местном обществе укрепилось. Они часто получали новый статус старейшин и больший надзор за поведением местного населения посредством дисциплинарных функций кирковых сессий . [ 7 ]

Средние чины

[ редактировать ]
Ричард Лаудер, лэрд Халтун, ум. 1675 г., член растущей определенной и важной социальной группы.

Ниже лордов существовало множество групп, часто плохо определенных. В их число входили йомены позже охарактеризовал , которых Вальтер Скотт как «лэрдов в шляпах», часто владевших значительной землей. [ 8 ] Практика феуинга (при которой арендатор платил вступительную сумму и ежегодный феу, но мог передать землю своим наследникам) означала, что количество людей, владеющих наследственными владениями землями, которые ранее контролировались церковью или дворянство, расширилось. [ 9 ] К семнадцатому веку их и лордов, вероятно, насчитывалось около 10 000 человек. [ 8 ] и стали теми, кого правительство определило как наследников , на которых все больше ложилось финансовое и юридическое бремя местного самоуправления. [ 10 ]

Ниже крупных землевладельцев располагались те, кто занимался натуральным сельским хозяйством и составлял большинство работающего населения. [ 11 ] Правами собственности обладали земледельцы , мелкие землевладельцы и свободные арендаторы. [ 12 ] Большая часть сельского хозяйства базировалась на низинных фермтаунах или горных бейле , поселениях горстки семей, которые владели индивидуальными правами на землю, но совместно обрабатывали территорию, теоретически подходящую для двух или трех пахотных бригад. [ 13 ] Ниже их располагались коттары , которые часто делили права на общие пастбища, занимали небольшие участки земли и участвовали в совместном сельском хозяйстве в качестве наемной рабочей силы. На фермах также могли быть травоядные, имевшие право только на выпас скота. Данные восемнадцатого века свидетельствуют о том, что дети коттаров и травников часто становились прислугой в сельском хозяйстве или ремеслах. [ 12 ] Крепостное право вымерло в Шотландии в четырнадцатом веке, но было фактически восстановлено статутным законом для шахтеров и солеваров. [ 8 ]

Общество в городских поселениях бургов возглавляли более богатые купцы, которые часто занимали местные должности в качестве горожанина , олдермена , бейлиса или члена городского совета. [ 14 ] Ниже них находились ремесленники и рабочие, составлявшие большую часть городского населения. [ 15 ] И купцы, и ремесленники часто проходили длительное ученичество, приобретая навыки и статус, прежде чем они стали свободными гражданами города и могли пользоваться определенными правами и привилегиями. Основными источниками торговли были экспорт шерсти, рыбы, угля, соли и скота. Импорт включал вино, сахар и другие предметы роскоши. Важные ремесла включали обработку металла, столярное дело, обработку кожи, гончарное дело, а затем пивоварение и изготовление париков. [ 16 ] Между горожанами и ремесленниками часто возникали споры по поводу прав и политического контроля над городом, иногда перераставшие в насилие, как это произошло в Перте в первой половине шестнадцатого века. [ 17 ]

Дом с соломенной крышей Бэйле-Гин в поселке , Хайлендский народный музей иллюстрирует сельскую бедность.

В нижней части общества находились «мужчины и женщины без хозяина» (у которых не было четких социальных отношений с социальным вышестоящим, например, служба или ученичество), безработные и бродяги, число которых увеличивалось во времена экономического спада или трудностей. [ 18 ] Женщины, не имеющие хозяина, возможно, составляли до 18 процентов всех домохозяйств и особенно беспокоили власти. [ 19 ] В сельском обществе те, кто нуждался в облегчении от крайних лишений, были представителями самых низких слоев сельского общества, включая крестьян, чернорабочих и слуг. Большинство из тех, кто вышел на дороги, около трёх четвертей, были мужчинами. Большинство из них имели инвалидность, например слепоту, или утверждали, что пережили личное бедствие, такое как пожар или кража. Некоторые из них были уволенными солдатами и матросами, вероятно, возвращавшимися домой или в поисках работы. Большинство из них, как правило, перемещались по ограниченной территории, вероятно, перемещаясь между ограниченным числом приходов в поисках работы и помощи. Для некоторых это могло быть связано с сельскохозяйственным календарем, и люди могли перемещаться по кругу по мере того, как появлялись разные продукты питания и работа. [ 20 ] Бедность была более распространена в городских центрах, особенно в таких крупнейших центрах, как Эдинбург. В результате, особенно во времена крайних трудностей, бедняки тяготели к городам. Они могли составлять большую часть общества: примерно четверть населения Перта в 1584 году относилась к бедным. Бедняки в городском обществе представляли собой разнообразную группу, большую часть которой составляли женщины, и большинство из них были вдовами . В Абердине в период 1695–1705 гг. три четверти бедняков, получивших помощь, составляли женщины, и из этих двух третей были вдовы. Остальную часть составляли слуги, поденные рабочие, подмастерья , ремесленники, нищие, бродяги и сироты. [ 21 ]

Родство и кланы

[ редактировать ]
Лорд Мунго Мюррей , пятый сын 1-го маркиза Атолла , изображенный в шотландском платье около 1680 года.

В отличие от Англии, где родство было преимущественно родственным , происходящим как через мужчин, так и через женщин, в Шотландии родство было по мужской линии , при этом члены группы имели общего предка (иногда вымышленного). Женщины сохраняли свою первоначальную фамилию при вступлении в брак, и браки были призваны создать дружбу между родственными группами, а не новые родственные узы. [ 22 ] В Пограничье это часто отражалось в общей фамилии. Общая фамилия рассматривалась как «проверка родства», доказывающая наличие большого количества родственников, которые могли рассчитывать на поддержку друг друга. В начале периода это, возможно, способствовало усилению идеи вражды, которая обычно осуществлялась как форма мести за родственника и в отношении которой можно было рассчитывать на поддержку большого числа родственников соперничающих сторон, хотя конфликт внутри родственных групп также имели место. [ 23 ] Со времени правления Якова VI были введены в действие системы судебного права, и к началу восемнадцатого века вражда была подавлена. [ 24 ] В границах в семнадцатом веке лидерство глав знатных фамилий в значительной степени было заменено властью землевладельческих лордов. [ 25 ]

Сочетание родства по мужской линии и феодальной системы повинностей рассматривалось как создание горной клановой системы. [ 26 ] Главой клана обычно был старший сын последнего вождя самой могущественной септы или ветви. [ 27 ] Ведущие семьи клана образовывали штраф , часто рассматриваемый как эквивалент равнинных лордов, обеспечивающий совет в мирное время и лидерство в войне; [ 28 ] ниже них располагались daoine usisle (по-гэльски) или таксмены (по-шотландски), которые управляли землями клана и собирали ренту. [ 29 ] На островах и вдоль прилегающего западного побережья располагались также буанначанны , которые выступали в качестве военной элиты, защищая земли клана от набегов или принимая участие в нападениях на врагов клана. Большинство последователей клана были арендаторами, которые поставляли рабочую силу главам кланов, а иногда выступали в роли солдат. В эпоху раннего Нового времени они обычно использовали название клана в качестве своей фамилии, превращая его в огромную, хотя зачастую и вымышленную, родственную группу. [ 27 ] Поскольку кланы Хайленда не представляли прямой угрозы правительству Реставрации или отношениям с Англией, те же усилия по подавлению их независимости, которые были сосредоточены на границах, не были предприняты до окончания Славной революции. [ 30 ] Экономические перемены и установление королевского правосудия начали подрывать клановую систему еще до восемнадцатого века, но этот процесс ускорился после восстания 1745 года, когда была запрещена одежда горцев , принудительное разоружение членов клана, принудительная покупка наследственных юрисдикций, изгнание многих вождей и отправка рядовых членов клана в колонии в качестве наемной рабочей силы. Все это в значительной степени низвело лидеров кланов до статуса простых землевладельцев в течение одного поколения. [ 31 ]

Портрет сэра Фрэнсиса Гранта, лорда Каллена и его семьи работы Джона Смайберта (1688–1751).

В этот период существовала серьезная обеспокоенность по поводу безопасности детей, вызванная высокой детской смертностью. Отмена крестных родителей в эпоху Реформации означала, что крещение стало механизмом подчеркивания роли и ответственности отцов. [ 32 ] Для маленьких детей использовались кормилицы , но в большинстве семей главную роль в воспитании детей брала на себя мать, а для детей старшего возраста Кирк подчеркивал роль отца. [ 33 ] После Реформации все большее внимание уделялось образованию, что привело к развитию приходской школьной системы, но ее влияние было ограничено для детей бедняков и девочек. [ 34 ] Большинство детей уходили из дома на период жизненного цикла службы, в течение которого молодые люди уходили из дома, чтобы работать домашней или сельскохозяйственной прислугой или становиться подмастерьями, и который заканчивался, когда они женились и создавали независимые семьи. [ 35 ]

Браки часто были предметом тщательных переговоров, особенно среди высших слоев общества. [ 36 ] Брак потерял свой сакраментальный статус во время Реформации, и нерегулярный брак, простое публичное обещание или взаимное соглашение, за которым следовало консумация или сожительство, продолжали считаться действительными на протяжении всего периода. [ 37 ] [ 38 ] Женщины вели домашнее хозяйство и иногда работали рядом со своими мужьями. [ 35 ] и хотя подчеркивалось послушание мужьям, на практике оно могло быть ограничено. [ 39 ] Развод возник после Реформации, был доступен по более широкому кругу причин и доступен гораздо большей части общества, чем в Англии. [ 40 ] Из-за высокого уровня смертности вдовство было относительно распространенным состоянием, и некоторые женщины приобретали независимость и статус, но другие были вынуждены вести маргинальное существование; повторный брак был обычным явлением. [ 41 ] Сложные похороны и сложная система молитв за умерших, которые доминировали в позднесредневековой Шотландии, были отменены во время Реформации, когда были введены более простые службы. [ 42 ] [ 43 ] Похороны внутри церкви не поощрялись, что вызвало некоторый ужас среди местных лордов, которые хотели быть похороненными вместе со своими предками. Это привело к уникальному шотландскому решению: добавить к церквям Т-образной формы четвертый неф , обычно за кафедрой, который был закрыт и использовался для захоронения семей местного лэрда. Однако для большинства захоронение должно было происходить за пределами церкви, и с начала семнадцатого века кладбища с каменными указателями становились все более распространенными. [ 44 ] [ 45 ]

Демография

[ редактировать ]
Вид на Эдинбург в конце семнадцатого века, показывающий пригород за пределами городских стен.

Почти нет надежных источников, с помощью которых можно было бы отслеживать население Шотландии до конца семнадцатого века. Оценки, основанные на английских записях, предполагают, что к концу Средневековья Черная смерть и последующие повторяющиеся вспышки чумы , возможно, привели к тому, что население Шотландии сократилось до полумиллиона человек. [ 46 ] Инфляция цен, которая обычно отражает растущий спрос на продукты питания, позволяет предположить, что он, вероятно, увеличился в первой половине шестнадцатого века. [ 47 ] Почти половину второй половины шестнадцатого века наблюдался местный или национальный дефицит, что вызвало необходимость доставки больших объемов зерна из Прибалтики. Бедствие усугублялось вспышками чумы, крупные эпидемии пришлись на периоды 1584–1588, 1595 и 1597–1609 годов. [ 48 ]

Рост населения, вероятно, стабилизировался после голода 1590-х годов, поскольку в начале семнадцатого века цены были относительно стабильными. [ 47 ] В начале XVII века голод был обычным явлением: в период с 1620 по 1625 год наблюдалось четыре периода голодных цен. Вторжения 1640-х годов оказали глубокое влияние на шотландскую экономику: уничтожение посевов и разрушение рынков привели к быстрый рост цен в этом столетии, но население, вероятно, увеличилось в период стабильности, последовавший за Реставрацией в 1660 году. [ 49 ] Расчеты, основанные на налоговых декларациях очага за 1691 год, показывают, что население составляет 1 234 575 человек. Население, возможно, серьезно пострадало от неурожаев (1695, 1696 и 1698-1699 гг.), известных как «семь тяжелых лет». [ 50 ] Результатом стал сильный голод и депопуляция, особенно на севере. [ 51 ] Голод 1690-х годов считался особенно жестоким, отчасти потому, что во второй половине XVII века голод стал относительно редким, всего лишь один год голода (в 1674 году), а дефицит 1690-х годов был последним в своем роде. . [ 52 ] Первые достоверные сведения о населении страны содержатся в переписи населения, проведенной преподобным Александром Вебстером в 1755 году, которая показала, что численность жителей Шотландии составила 1 265 380 человек. [ 53 ] [ 54 ]

Руины Хайлендского шейлинга на окраине к югу от Обана

По сравнению с ситуацией после перераспределения населения в результате вырубок и промышленной революции , начавшейся в восемнадцатом веке, эти цифры, должно быть, были равномерно распределены по королевству, причем примерно половина проживала к северу от Тэя. [ 55 ] Большая часть населения раннего Нового времени, как в Лоуленде, так и в Хайленде, проживала в небольших деревнях и изолированных жилищах. [ 56 ] По мере роста населения некоторые из этих поселений были разделены на части, чтобы создать новые деревни, и было заселено больше маргинальных земель, при этом шейлинги (группы хижин, занятых в то время, когда летние пастбища использовались для выпаса скота), стали постоянными поселениями. [ 57 ] Вероятно, десять процентов населения проживало в одном из многих городов, возникших в период позднего Средневековья, главным образом на востоке и юге страны. Было высказано предположение, что их средняя численность населения составляла около 2000 человек, но многие из них были намного меньше 1000 человек, а в самом крупном, Эдинбурге, в начале эпохи, вероятно, проживало более 10 000 человек. [ 58 ] В семнадцатом веке число людей, живущих в столице, быстро росло. Он также расширился за пределы городских стен в пригородах Каугейта , Бристо и Вестпорта. [ 59 ] а к 1750 году его население вместе с пригородами достигло 57 000 человек. Единственными другими городами с населением выше 10 000 к концу периода были Глазго с 32 000, Абердин с населением около 16 000 и Данди с 12 000. [ 60 ]

Бедность и бродяжничество

[ редактировать ]
Кувшины в приходской церкви Даддингстона , которые с 1594 года было приказано установить для нищих и других правонарушителей.

В средние века в Шотландии была гораздо более ограниченная организация помощи бедным, чем в Англии, и ей не хватало религиозных братств, как в крупных английских городах. В нем было несколько больниц, больниц и лепрозорий , которые предлагали скорее заключение, чем лечение. [ 61 ] Поскольку так много шотландских приходов было присвоено каким-либо религиозным фондам, возможно, целых 87 процентов, средств не было в наличии для местных целей, таких как помощь бедным. [ 62 ] Протестантские реформаторы в « Книге дисциплины» (1560 г.) предлагали использовать часть имущества католической церкви для поддержки бедных, но эта цель так и не была реализована. [ 63 ] Рост населения и экономическая нестабильность со второй половины шестнадцатого века привели к растущей проблеме бродяжничества. Правительство отреагировало тремя основными законодательными актами о бедности и бродяжничестве в 1574, 1579 и 1592 годах. Кирк стал основным элементом системы помощи бедным, и мировым судьям была поручена ответственность за решение этой проблемы. Закон о бедных 1574 года был создан по образцу английского закона, принятого двумя годами ранее; он ограничил помощь заслужившим беднякам, старикам, больным и немощным, наложив драконовские наказания на длинный список «мастерских нищих», включая жонглеров, хиромантов и нелицензированных репетиторов. Приходские дьяконы, старейшины или другие надзиратели, [ 48 ] и в городских приставах и ректорах , [ 64 ] должны были составить списки заслуживающих внимания бедных, и каждый из них будет оценен. Тех, кто не принадлежал к приходу, следовало отправить обратно к месту своего рождения, заковать в колодки или наказать иным образом, что, вероятно, фактически увеличивало уровень бродяжничества. В отличие от английского закона, здесь не было попыток обеспечить работой трудоспособную бедноту. [ 48 ] На практике запреты на попрошайничество часто игнорировались во времена крайних трудностей. [ 65 ] Плохие тарифы устанавливались в городах очень медленно, причем Эдинбург был первым в результате вспышки чумы в 1584 году. Затем он постепенно был введен в других городах, таких как Сент-Эндрюс в 1597 году, Перт в 1599 году, Абердин в 1619 г., Глазго и Данди в 1636 г. [ 66 ]

Этот закон лег в основу того, что позже будет известно как «Старый закон о бедных» в Шотландии, который оставался в силе до середины девятнадцатого века, когда, столкнувшись с гораздо более серьезными проблемами бедности, вызванными индустриализацией и ростом населения, была создана более комплексная система, известная как « Новый закон о бедных» . [ 67 ] Большинство последующих законов строилось на принципах обеспечения местных достойных бедняков и наказания мобильных и незаслуженных «крепких нищих». Самым важным более поздним актом был закон 1649 года, который провозгласил, что местные наследники должны оцениваться на сессии Кирка для предоставления финансовых ресурсов для местной помощи, а не полагаться на добровольные пожертвования. [ 68 ] К середине семнадцатого века система была в основном распространена в Лоулендах, но была ограничена в Хайленде. [ 66 ] Система в значительной степени была в состоянии справиться с общей бедностью и небольшими кризисами, помогая старым и немощным выжить и обеспечивая жизнеобеспечение в периоды спада с относительно низкими затратами, но была подавлена ​​крупным жизненным кризисом 1690-х годов. [ 69 ]

Агнес Дуглас, графиня Аргайл (1574–1607), приписываемая Адриану Вансону

Шотландия раннего Нового времени была теоретически патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами, но как это работало на практике, трудно понять. [ 36 ] Браки, особенно высших слоев общества, часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров по поводу точера ( приданого ). Некоторые матери играли ведущую роль в переговорах и поиске браков, как это делала леди Гленорчи для своих детей в 1560-х и 1570-х годах, или в качестве свах , находя подходящих и совместимых партнеров. До Реформации обширные запреты на брак по признаку родства означали, что для большинства браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказывался политически или лично неудобным. [ 36 ] В начале периода женщины имели очень ограниченный правовой статус. Уголовные суды отказывались признавать их свидетелями или независимыми преступниками, а ответственность за их действия лежала на их мужьях, отцах и родственниках. В период после Реформации произошла криминализация женщин, что частично проявилось в преследованиях за колдовство с 1563 года. [ 35 ] В 1640-х годах были созданы независимые комиссии для суда над женщинами за убийство детей, а после давления со стороны церкви закон 1690 года наложил на женщину презумпцию виновности, если она скрыла беременность и роды, а ее ребенок позже умер. [ 35 ]

К восемнадцатому веку многие девочки из бедных семей обучались в женских школах , неофициально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. [ 70 ] Среди дворянства было много образованных и культурных женщин. [ 71 ] Женщины составляли важную часть рабочей силы. Многие незамужние женщины работали вдали от своих семей в качестве прислуги на ферме, а замужние женщины работали вместе со своими мужьями на ферме, принимая участие во всех основных сельскохозяйственных работах. Они играли особую роль в качестве стрижки урожая, составляя большую часть жнецской команды бандвина . Женщины также играли важную роль в развивающейся текстильной промышленности, прядя и устанавливая основы для ткачества мужчин. Есть свидетельства того, что одинокие женщины занимаются независимой экономической деятельностью, особенно вдовы, которые ведут школы, варят эль и занимаются торговлей. [ 35 ] Некоторые из них были очень успешными, например, Джанет Фоккарт , эдинбургская вдова или ростовщица, которая осталась вдовой с семью детьми после самоубийства третьего мужа и которая так успешно управляла своими делами, что накопила благодаря своему движимому поместью в 22 000 фунтов стерлингов. смерть в конце шестнадцатого века. [ 72 ] На более низких уровнях социальной лестницы списки пособий для бедных указывают на то, что большое количество вдов с детьми вело маргинальное существование. [ 35 ]

[ редактировать ]
Библия Уильяма Ханнея из Тандергарта, жителя Ковенантера периода « Время убийств ».

Шотландский протестантизм был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Многие Библии представляли собой большие, иллюстрированные и очень ценные предметы. В начале века женевский перевод . широко использовался [ 73 ] В 1611 году Кирк принял Авторизованную версию короля Иакова , а первая шотландская версия была напечатана в Шотландии в 1633 году, но Женевская Библия продолжала использоваться и в семнадцатом веке. [ 74 ] Библии часто становились предметом суеверий, использовались при гадании . [ 75 ] Ковенантеры всячески поощряли семейное поклонение. Книги молитв были распространены, чтобы поощрить эту практику, и служителям было предложено выяснить, осуществляется ли это. [ 76 ] Семнадцатый век ознаменовал высшую точку кёркской дисциплины. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [ 77 ]

К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца семнадцатого века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [ 78 ] Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. [ 79 ] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд» и «Годли Баллатис» , которые представляли собой духовные сатиры на популярные баллады, сочиненные братьями Джеймсом , Джоном и Робертом Веддербернами . Никогда не принятые кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. Позже кальвинизм, который стал доминировать, был гораздо более враждебен католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на псалмы . Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Теперь эти псалмы пели целые общины, часто используя общие мелодии, в отличие от обученных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [ 80 ]

Суды над ведьмами

[ редактировать ]
Ведьмы Северного Бервика встречают Дьявола на местном кладбище, из современной брошюры « Новости из Шотландии» .

В позднесредневековой Шотландии есть свидетельства периодических судебных преследований отдельных лиц за причинение вреда посредством колдовства, но в первой половине шестнадцатого века их количество, возможно, уменьшилось. После первоначального урегулирования Реформации парламент принял Закон о колдовстве 1563 года , аналогичный тому, который был принят в Англии годом ранее, который объявил колдовство преступлением, караемым смертной казнью. Несмотря на то, что в Шотландии, вероятно, проживало около четверти населения Англии, количество судебных преследований за колдовство в ней было в три раза больше - около 6000 за весь период. [ 81 ] Визит Якова VI в Данию, страну, знакомую с охотой на ведьм, возможно, стимулировал интерес к изучению колдовства. [ 82 ] После своего возвращения в Шотландию он присутствовал на процессах над ведьмами в Северном Бервике , первом крупном преследовании ведьм в Шотландии в соответствии с Законом 1563 года. Несколько человек, в первую очередь Агнес Сэмпсон , были признаны виновными в использовании колдовства для наведения шторма на корабль Джеймса. Джеймс стал одержим угрозой, исходящей от ведьм, и, вдохновленный своим личным участием, в 1597 году написал « Демонологию» , трактат, который выступал против практики колдовства и который предоставил справочный материал для шекспировской трагедии «Макбет» . [ 83 ] Известно, что Джеймс лично руководил пытками женщин, обвиненных в колдовстве. [ 83 ] После 1599 года его взгляды стали более скептичными. [ 84 ]

В семнадцатом веке занятие колдовством было в значительной степени перенято сессиями кирков и часто использовалось для нападок на суеверия и католические обычаи в шотландском обществе. Большинство обвиняемых, 75 процентов, были женщинами, более 1500 из них были казнены, а охота на ведьм в Шотландии рассматривалась как средство контроля над женщинами. [ 85 ] Самая интенсивная охота на ведьм произошла в 1661–1662 годах, в ней участвовали 664 названные ведьмы в четырех графствах. [ 86 ] С этого момента количество судебных преследований начало сокращаться, поскольку судебные процессы стали более жестко контролироваться судебной властью и правительством, пытки применялись реже, а стандарты доказывания были повышены. Возможно, также наблюдался рост скептицизма, а при относительном мире и стабильности экономическая и социальная напряженность, которая способствовала обвинениям, возможно, уменьшилась. Время от времени происходили локальные вспышки, такие как в Восточном Лотиане в 1678 году и в Пейсли в 1697 году. Последние зарегистрированные казни были в 1706 году, а последний суд состоялся в 1727 году. Британский парламент отменил Закон о колдовстве 1563 года в 1736 году. [ 87 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , с. 28.
  2. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 12–22.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 30–3.
  4. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 81.
  5. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 79.
  6. ^ А. Грант, «Служба и владение в позднесредневековой Шотландии 1324–1475» в книге А. Карри и Э. Мэтью, ред. « Концепции и модели службы в позднем средневековье» (Вудбридж: Бойделл, 2000), ISBN   0851158145 , стр. 145–65.
  7. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , с. 138.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 80.
  9. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 51–2.
  10. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 331.
  11. ^ А. Грант, «Основы позднего средневековья», в книге А. Гранта и К. Дж. Стрингера, ред., « Объединение королевства?: Создание британской истории» (Лондон: Routledge, 1995), ISBN   0415130417 , с. 99.
  12. ^ Перейти обратно: а б Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 82.
  13. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 41–55.
  14. ^ К. Стивенсон, «Тайская война называлась knynchtis и носила имя и честь этого ордена хе: шотландское рыцарство в пятнадцатом веке», в изд. Л. Кларка, « Идентичность и восстание в позднем средневековье » (Вудбридж: Бойделл) , 2006), ISBN   1843832704 , с. 38.
  15. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 48–9.
  16. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , стр. 100–3.
  17. ^ М. Вершуур, «Купцы и ремесленники в Перте шестнадцатого века», в изд. М. Линча, Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN   0709916779 , с. 39.
  18. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 286.
  19. ^ М. Линч, «Проповедь обращенным?: Перспективы шотландской Реформации», в книге А. Аласдера А. Макдональда, М. Линча и И. Б. Коуэна, « Возрождение в Шотландии: предлагаемые исследования в области литературы, религии, истории и культуры». Джону Дархану (BRILL, 1994), ISBN   9004100970 , с. 340.
  20. ^ И. Д. Уайт, «Мобильность населения в ранней современной Шотландии», в Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, ред., Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0521891671 , стр. 55–7.
  21. ^ Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, «Введение» в Р. А. Хьюстон и И. Д. Уайт, ред., Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0521891671 , с. 13.
  22. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 29–35.
  23. ^ Дж. У. Армстронг, «Огонь гнева Киндилда» в шотландских марках пятнадцатого века», в SA Throop и PR Hyams, ред., « Месть в средние века: эмоции, религия и вражда» (Aldershot: Ashgate, 2010), ISBN   075466421X , с. 71.
  24. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , стр. 15–16.
  25. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 92.
  26. ^ GWS Барроу, Роберт Брюс (Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1965), стр. 7.
  27. ^ Перейти обратно: а б Дж. Л. Робертс, Клан, король и Завет: история горных кланов от гражданской войны до резни в Гленко (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN   0748613935 , с. 13.
  28. ^ MJ Green, Кельтский мир (Лондон: Routledge, 1996), ISBN   0415146275 , стр. 667.
  29. ^ Д. Муди, Шотландская семейная история (Балтимор, Мэриленд: Geneaological Publishing Com, 1994), ISBN   0806312688 , стр. 99–104.
  30. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 122.
  31. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , стр. 166–7.
  32. ^ М. Холландер, «Имя отца»: крещение и социальная конструкция отцовства в Эдинбурге раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии » (Олдершот: Эшгейт, 2008 г.) ), ISBN   0754660494 , с. 68.
  33. ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 278.
  34. ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0-521-89088-8 , стр. 5 и 63-8.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , стр. 86–8.
  36. ^ Перейти обратно: а б с JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , стр. 62–3.
  37. ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 270.
  38. ^ Дж. Р. Гиллис, К лучшему, к худшему, британские браки с 1600 года по настоящее время (Оксфорд: Oxford University Press, 1985), стр. 195.
  39. ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 274.
  40. ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 273.
  41. ^ Д. Г. Муллан, «Родители и дети в Шотландии раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии» (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN   0754660494 , с. 75.
  42. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 33.
  43. ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   052158602X , с. 254.
  44. ^ Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 275.
  45. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 131.
  46. ^ SH Ригби, изд., Спутник Британии в позднем средневековье (Оксфорд: Wiley-Blackwell, 2003), ISBN   0631217851 , стр. 109–11.
  47. ^ Перейти обратно: а б Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , с. 145.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 166–8.
  49. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , стр. 291–3.
  50. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , стр. 291–2 и 301-2.
  51. ^ К. Дж. Каллен, Голод в Шотландии: «Плохие годы» 1690-х годов (Edinburgh University Press, 2010), ISBN   0748638873 .
  52. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , стр. 254–5.
  53. ^ К. Дж. Каллен, Голод в Шотландии: «Плохие годы» 1690-х годов (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN   0748638873 , стр. 123–4.
  54. ^ Команда, Сеть национальных рекордов Шотландии (31 мая 2013 г.). «Национальные рекорды Шотландии» . Национальные рекорды Шотландии . Проверено 3 марта 2019 г.
  55. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , с. 61.
  56. ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж: 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN   0415029929 , с. 5.
  57. ^ И.Д. Уайт и К.А. Уайт, Меняющийся шотландский пейзаж: 1500–1800 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1991), ISBN   0415029929 , стр. 18–19.
  58. ^ Э. Геммилл и Нью-Джерси Мэйхью, Изменение ценностей в средневековой Шотландии: исследование цен, денег, весов и мер (Кембридж: Cambridge University Press, 1995), ISBN   0521473853 , стр. 8–10.
  59. ^ У. Маки, «Эдинбург в середине семнадцатого века», в изд. М. Линча, « Ранний современный город в Шотландии» (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN   0709916779 , стр. 195–6.
  60. ^ ФМЛ Томпсон, Кембриджская социальная история Великобритании 1750–1950: Люди и их окружающая среда (Кембридж: Cambridge University Press, 1992), ISBN   0521438152 , с. 5.
  61. ^ О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415121302 , с. 223.
  62. ^ О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415121302 , с. 230.
  63. ^ О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415121302 , с. 36.
  64. ^ О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415121302 , с. 221.
  65. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , с. 143.
  66. ^ Перейти обратно: а б О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 гг. (Лондон: Routledge, 1997), , ISBN   0415121302 , с. 37.
  67. ^ Р. Митчисон, Старый закон о бедных в Шотландии: опыт бедности, 1574–1845 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN   0748613447 .
  68. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , с. 96.
  69. ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X , стр. 127 и 145.
  70. ^ Б. Гатерер, «Шотландские учителя», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN   0-7486-1625-X , с. 1022.
  71. ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN   0748612998 , с. 187.
  72. ^ JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN   0748614559 , с. 322.
  73. ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN   0521248779 , стр. 1–4.
  74. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 192–3.
  75. ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN   0521248779 , с. 12.
  76. ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN   0521248779 , с. 8.
  77. ^ Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт «Введение» в Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт, ред., Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0521891671 , с. 30.
  78. ^ Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт «Введение» в Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт, ред., Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   0521891671 , с. 34.
  79. ^ А. Томас, «Возрождение», в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0191624330 , стр. 198–9.
  80. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 187–90.
  81. ^ К. А. Эдвардс, «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, « Спутник литературы Тюдоров», «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN   1405154772 , с. 32.
  82. ^ П. Крофт, Король Джеймс (Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003), ISBN   0-333-61395-3 , с. 26.
  83. ^ Перейти обратно: а б Дж. Кей и Дж. Кей, Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Harper Collins, 1994), ISBN   0-00-255082-2 , с. 556.
  84. ^ П. Крофт, Король Джеймс (Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003), ISBN   0-333-61395-3 , с. 27.
  85. ^ С. Дж. Браун, «Религия и общество до 1900 года», Т. М. Дивайн и Дж. Вормолд, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN   0199563691 , с. 81.
  86. ^ Б. П. Левак, «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в изд. Дж. Гудэра, « Шотландская охота на ведьм в контексте» (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN   0719060249 , с. 169.
  87. ^ Б. П. Левак, «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в изд. Дж. Гудэра, « Шотландская охота на ведьм в контексте» (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN   0719060249 , стр. 166–180.

Библиография

[ редактировать ]
  • О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 гг. (Лондон: Routledge, 1997), ISBN   0415121302
  • Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN   074860233X
  • Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805
  • Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7a3e661d545e5ed9ab7299d3af7e9cb__1722976620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/cb/c7a3e661d545e5ed9ab7299d3af7e9cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish society in the early modern era - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)