Джон Уиллок
Джон Уиллок | |
---|---|
Личные данные | |
Рожденный | 1515 |
Умер | 4 декабря 1585 г. приходской приход Лафборо |
Номинал | христианин |
Альма-матер | Университет Глазго |
Джон Уиллок (или Уиллокс , или Уиллокс ) (ок. 1515 – 4 декабря 1585) был шотландским реформатором. Судя по всему, он был монахом францисканского дома в Эре. Вступив в партию реформ до 1541 года, он спасая свою жизнь бежал в Англию. Там он стал известен как ревностный и энергичный проповедник. Это привело к его аресту за ересь согласно Акту Генрих VIII ., «за отмену разнообразия мнений» в вопросах религии. Его признали виновным в проповеди против чистилища, святой воды, священнической исповеди и молитвы святым, а также в том, что он утверждал, что священники могут законно жениться, и на некоторое время был заключен во флотскую тюрьму. После восшествия на престол Эдуарда VI он был капелланом Генриха, герцога Саффолка , который женился на племяннице короля Генриха и наиболее известен как отец леди Джейн. Серый. Некоторое время он проповедовал в Лондоне, в церкви Святой Екатерины, когда и он, и Джон Нокс , его верный друг, были получил генеральную лицензию на проповедь в любой точке Англии. Генрих, граф Хантингдон, представил его приходскому священнику в Лафборо в Лестершире, и он продолжал вести эту жизнь во время правления короля Эдуарда, а затем во время правления королевы Елизаветы до конца своей жизни. Таким образом, в последние годы своей жизни он находился в уникальном положении, будучи в то же время приходской служитель в Англии и Шотландии. Когда Мария Тюдор взошла на английский престол в 1553 году, Уиллок бежал в Эмбден в протестантском герцогстве Фрисландия . Там он с большим успехом практиковал как врач и добился некоторой известности. В 1555 и 1556 годах герцогиня Анна Фрисландская отправляла его в Шотландию в качестве своего комиссара по вопросам торговли. В 1558 году он вернулся домой и некоторое время проповедовал в Данди, получив большое признание среди друзей реформы. В 1559 году, когда Джону Ноксу пришлось покинуть Эдинбург, рискуя своей жизнью, Уиллук занял его место в качестве евангелиста Реформации. Именно тогда он провел в Сент-Джайлсе то, что считается самым ранним публичным празднованием Святого Причастия в Шотландии после реформированного ритуала. В 1560 году, когда королева Мария де Гиз умирала, графы Аргайл и Морей и другие лорды Конгрегации посоветовали ей «послать за благочестивым, ученым человеком, от которого она могла бы получить наставления»; и Уиллок был выбран служить ей, что он добросовестно и сделал. В том же году он был сделан Суперинтендант Глазго и Запада. Он также был одним из шести Джонов, которым было доверено с составлением Первой Книги Дисциплины, другими были Джон Нокс, Джон Винрам , Джон Споттисвуд , Джон Дуглас и Джон Роу . Где-то в том же году он поехал в Англию и привез домой свою жену, Кэтрин Пикнавелл, англичанку. Он был избран модератором Генеральной Ассамблеи в 1563, 1564, 1565 и 1568 годах. В 1565 году королева Мария попыталась положить конец его деятельности, заключив его в тюрьму в замке Дамбартон; но реформаторы были теперь для нее слишком сильны, и ей пришлось отступить от своей цели. [ 1 ]
После этого Уиллок вернулся в свой английский дом приходского священника в Лафборо. В 1567 году Генеральная ассамблея направила ему решительное письмо с призывом прийти снова и помочь благому делу. Это привело к его возвращению, и он был модератором Ассамблеи в 1568 году. Он снова отправился в Лафборо и был там в 1570 году, когда был убит регент Морей. Ноксу тогда очень хотелось получить помощь от своего старого друга в затруднениях того времени, но Уиллок не смог прийти. В его письме Ноксу рассказывается о его скорби по поводу потери доброго регента и о его большом восхищении этим ушедшим государственным деятелем. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он был уроженцем Эйршира , но о его происхождении ничего не известно. Он получил образование в Университете Глазго .
некоторое время он был монахом в Эре По словам Споттисвуда архиепископа францисканцев , . [ 2 ] но, по словам епископа Лесли из Доминиканского ордена . [ 3 ] Затем он принял реформированную религию и отправился в Лондон , где около 1542 года стал проповедником в церкви Святой Екатерины и капелланом Генри Грея, впоследствии герцога Саффолка , отца леди Джейн Грей .
Восточная Фризия
[ редактировать ]По вступлении Марии на английский престол в 1553 году он отправился в Эмден в Восточной Фризии , где практиковал как врач. [ 4 ] В 1555 и снова в 1556 году он был отправлен в Шотландию по поручению Марии Гиз , королевы-регентши, от Анны Ольденбургской , графини и регентши Восточной Фризии; но, по словам Нокса, его главной целью посещения Шотландии было «проверить, что Бог хочет сделать ему в его родной стране». [ 5 ] Там он присутствовал на ужине в доме Джона Эрскина из Дуна , когда ведущие реформаторы приняли окончательное решение не посещать мессу. [ 6 ] Он вернулся в Восточную Фризию в 1557 году.
Во время шотландской Реформации
[ редактировать ]Наконец он поселился в Шотландии в 1558 году, когда, хотя «он заболел опасной болезнью», он провел встречи с некоторыми представителями знати, баронами и джентльменами, «преподавая и увещевая, лежа в постели»; [ 7 ] и, по словам Нокса, именно поддержка и увещевания Уиллока в Данди и Эдинбурге заставили «братьев» начать «обсуждать некоторые общественные реформы» и решить послать королеве-регентше «речь и петицию» по поводу предмет. [ 8 ]
После этого Уиллок отправился в Эр, где под защитой графа Гленкэрна регулярно проповедовал в церкви Св. Иоанна. 2 февраля 1559 года он был обвинен в ереси перед королевой-регентшей и ее советом, а за неявку и продолжение проповеди в Эре 10 мая он был объявлен вне закона. в Эре, был предложен диспут В марте 1559 года между ним и Квинтином Кеннеди , настоятелем аббатства Кроссрагель , но, поскольку им не удалось договориться о методе толкования Священного Писания, он не состоялся (см. переписку между ними в [ 9 ] и в. [ 10 ] Приговор о объявлении его и других вне закона был вынесен, несмотря на собрание большого отряда вооруженных реформаторов в Перте, которым было дано обещание, что Уиллок и его друзья не будут подвергаться дальнейшим приставаниям; но объявление вне закона не могло быть эффективным. Уиллок прибыл в Перт вместе с графом Гленкерном, и там он и Нокс имели беседу с графом Аргайлом и лордом Джеймсом Стюартом (впоследствии графом Морей) , от которых они получили заверения, что в случае отъезда королевы-регента по ее согласию они будут «всеми силами» помогать и соглашаться «со своими братьями во все времена». [ 11 ] После разрушения монастырей в Перте, последовавшего за нарушением соглашения королевой-регентшей, Уиллок и Нокс ближе к концу июня 1559 года вошли в Эдинбург вместе с лордами Конгрегации . Вскоре после этого Нокс был избран священником собора Святого Джайлса в Эдинбурге ; но после того, как было заключено перемирие с королевой-регентшей, было сочтено целесообразным, чтобы Нокс на время удалился из Эдинбурга, а Уиллок стал его заменой в Сент-Джайлсе. Во время отсутствия Нокса королева-регент прилагала напряженные усилия, чтобы восстановить старую форму поклонения, но Уиллок твердо сопротивлялся ее попыткам; а в августе он впервые организовал Вечерю Господню в Эдинбурге по реформированному образцу.
После того, как королева-регент нарушила договор и начала укреплять Лейт состоялся съезд знати, баронов и горожан, , 21 октября в Толбуте чтобы принять во внимание ее поведение, и Уиллок, когда его спросили о его решении, высказал это как его мнение, что она «может быть справедливо лишена правительства», в котором, с некоторыми оговорками, его поддержал Нокс. [ 12 ] В результате ее полномочия были приостановлены, и был назначен совет для управления делами королевства до заседания парламента, причем Уиллок стал одним из четырех министров, выбранных для оказания помощи в работе совета.
После шотландской реформации
[ редактировать ]Вскоре после этого Уиллок уехал в Англию, и было предложено встретиться с Джоном Крейгом в Лондоне, поскольку Крейг сбежал с континента, чтобы избежать досягаемости Пия IV . Уиллок вернулся в Шотландию в 1560 году и, по просьбе реформированного дворянства, сопровождал Марию де Гиз, королеву-регентшу, на ее смертном одре в июне следующего года, когда, по словам Нокса, он также ясно показал ей добродетель и силу смерть Иисуса Христа как суета и мерзость идола мессы. [ 13 ] Комитетом парламента в июле 1560 года он был назначен суперинтендантом Запада, к которому он был принят в Глазго в июле 1561 года. В июле 1560 года он также был включен в состав комиссии, назначенной лордами Конгрегации для составления Первого Книга дисциплины .
Жизнь в Англии
[ редактировать ]Как шотландский реформатор, Уиллок стоит рядом с Ноксом по инициативе и влиянию; но возможно, что жесткая строгость Нокса стала ему неприятна, и, видимо, посчитав религиозную атмосферу Англии более благоприятной, он около 1562 г. - в этом году он, однако, был в июне и декабре модератором Генеральной Ассамблеи - стал настоятель церкви Всех Святых в Лафборо в Лестершире , которой его представил Генри Гастингс, 3-й граф Хантингдон . [ 14 ] Тем не менее, продолжая в течение нескольких лет занимать должность суперинтенданта Запада, он сохранил связь с шотландской церковью и был избран модератором Генеральной Ассамблеи 25 июня 1564 г., 25 июня 1565 г. и 1 июля 1568 г.
Пока он был в Шотландии в 1565 году, королева попыталась отправить его в замок Дамбартон, но ему удалось сбежать. [ 15 ] В январе 1568 года Генеральная ассамблея Кирка отправила ему через Нокса письмо с просьбой вернуться к своему прежнему подопечному в Шотландии; [ 16 ] но хотя он действительно посетил Шотландию и исполнял обязанности модератора Ассамблеи, он снова вернулся к своим обязанностям в Англии. По словам сэра Джеймса Мелвилла , граф Мортон использовал Уиллока, чтобы раскрыть Элизабет через графов Хантингдона и Лестера отношения герцога Норфолка с регентом Мореем для заключения соглашения, согласно которому герцог женится на королеве. шотландцев. [ 17 ]
Он отправился в Шотландию в мае 1568 года и написал, что люди севера Англии, которые были «просто невежественны в религии и совершенно необразованны», были довольны известием о том, что Мария, королева Шотландии, сбежала из замка Лохлевен . [ 18 ]
Смерть и тезка
[ редактировать ]Уиллок умер в своем приходском доме в Лафборо 4 декабря 1585 года и был похоронен на следующий день, в воскресенье; [ 19 ] его жена Кэтрин пережила его на четырнадцать лет и была похоронена в Лафборо 10 октября 1599 года (Флетчер, Приходские реестры Лафборо). Хотя Томас Демпстер приписывал ему Impia quædam , [ 20 ] не похоже, чтобы он оставил какие-либо работы. Джордж Чалмерс в своей «Жизни Раддимана » пытается отождествить Уиллока с неким «Джоном Уиллокисом, потомком шотландских прародителей», который 27 апреля 1590 года упоминается в государственной газете как находившийся в тюрьме в Лестере после того, как был осужден. судом присяжных за ограбление. [ 21 ] Предположение Чалмерса, достаточно невероятное само по себе, конечно, опровергается записью о смерти настоятеля в приходской книге, но существует лишь вероятность того, что грабителем мог быть сын настоятеля.
Семья
[ редактировать ]Жена Уиллока дожила до 1599 года. Его последнее завещание предусматривает содержание его сына Эдмунда и жены Эдмунда Гризель, а также их детей Джона, Кэтрин, Мэри, Бриджит, Дороти и Джорджа. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Скотт 1915 , стр. 50–51.
- ^ Споттисвуд 1847 , стр. 183 .
- ^ Скотт 1810 , стр. 53 .
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Нокс 1895a , стр. 245 .
- ^ Нокс 1895a , стр. 247 .
- ^ Нокс 1895a , стр. 256 .
- ^ Нокс 1895a , стр. 301 .
- ^ Кейт 1850 , приложение, стр. 393–404 .
- ^ Лэнг 1844 , стр. 259–277 .
- ^ Нокс 1895a , стр. 342 .
- ^ Нокс 1895a , страницы 442–443 .
- ^ Нокс 1895b , стр. 71 .
- ^ Николс 1804 , с. 900 .
- ^ Стивенсон 1870 , № 1510, с. 464 .
- ^ Нокс 1895c , страницы 445–446 .
- ^ Мелвилл 1827 , с. 213 .
- ^ Бейн 1900 , с. 412 .
- ^ Николс 1804 , с. 892 .
- ^ Демпстер 1829 , стр. 667 .
- ^ Чалмерс 1794 , стр. 307 .
- ^ Скотт 1915 , с. 51.
Источники
[ редактировать ]- Бейн, Джозеф, изд. (1898). Календарь государственных бумаг, касающихся Шотландии и Марии, королевы Шотландии. 1547–1603. Том 1. 1547–1563 гг . н.э. Эдинбург: Генеральный реестр Ее Величества.
- Бейн, Джозеф, изд. (1900). Календарь государственных документов, касающихся Шотландии и Марии, королевы Шотландии. 1547–1603. Том 2. 1563–1569 гг . н.э. Эдинбург: Генеральный реестр Ее Величества.
- Колдервуд, Дэвид (1842). Томсон, Томас Нэпьер (ред.). История Кирка Шотландии . Том. 1. Эдинбург: Общество Водроу.
- Колдервуд, Дэвид (1843). Томсон, Томас Нэпьер (ред.). История Кирка Шотландии . Том. 2. Эдинбург: Общество Водроу.
- Колдервуд, Дэвид (1843). Томсон, Томас Нэпьер (ред.). История Кирка Шотландии . Том. 3. Эдинбург: Общество Водроу.
- Чалмерс, Джордж (1794). Жизнь Томаса Раддимана . Лондон: Джон Стокдейл.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 688.
- Демпстер, Томас (1829). Ирвинг, Дэвид (ред.). Церковная история шотландского народа . Том. II. Эдинбург: Эндрю Бальфур.
- Хендерсон, Томас Финлейсон (1900). « Уиллок, Джон ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 62. Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 30. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Хьюат, Кирквуд (1920). «Джон Уиллок» . Создатели шотландской церкви во время реформации . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр. 130 -165 . Проверено 19 июля 2020 г.
- Кейт, Роберт (1850). Лион, Чарльз Джобсон (ред.). История дел церкви и государства в Шотландии от начала Реформации до 1568 года . Том. III. Эдинбург: Общество Споттисвуда.
- Нокс, Джон (1895a). Лэнг, Дэвид (ред.). Работы Джона Нокса . Том. 1. Эдинбург: Джеймс Тин.
- Нокс, Джон (1895b). Лэнг, Дэвид (ред.). Работы Джона Нокса . Том. 2. Эдинбург: Джеймс Тин.
- Нокс, Джон (1895c). Лэнг, Дэвид (ред.). Работы Джона Нокса . Том. 6. Эдинбург: Джеймс Тин.
- Лэнг, Дэвид , изд. (1844 г.). Сборник Общества Водроу . Том. Я. Эдинбург: Общество Водроу.
- Ли, Джон (1860). Лекции по истории Церкви Шотландии: от Реформации до Революционного урегулирования . Том. 1. Эдинбург: Уильям Блэквуд.
- Лиз, Джеймс Кэмерон (1889). Сент-Джайлс, Эдинбург: Церковь, колледж и собор: с древнейших времен до наших дней . Эдинбург: У. и Р. Чемберс. п. 113 .
- Сборник клуба Мейтленд . Том. III. Эдинбург. 1843.
- Мелвилл, Джеймс (1827). Мемуары о своей жизни сэра Джеймса Мелвилла из Холхилла . Эдинбург: Баннатайн Клуб. ISBN 9780404527181 .
- Николс, Джон (1804). История и древности графства Лестер . III , Часть II. Лондон: Джон Николс.
- Скотт, Хью (1868). Fasti Ecclesiæ Scoticanæ: преемственность служителей в приходских церквях Шотландии . II , Часть I (1-е изд.). Эдинбург: В. Патерсон. стр. 375–376.
- Скотт, Хью (1915). Fasti Ecclesiæ Scoticanæ: преемственность служителей в приходских церквях Шотландии . Том. 1 (2-е изд.). Эдинбург: Оливер и Бойд. п. 50.
- Скотт, Джеймс (1810). История жизни протестантских реформаторов в Шотландии . Эдинбург: для Джона Огла от Джеймса Баллантайна и компании.
- Споттисвуд, Джон (1847). Рассел, Майкл (ред.). История Церкви Шотландии . Том. 1. Эдинбург: Клуб Баннатайн.
- Стивенсон, Джозеф , изд. (1866). Календарь государственных бумаг: зарубежная серия времен правления Елизаветы, 1561–1562 гг . Лондон: Канцелярия Ее Величества. стр. 23 т.
- Стивенсон, Джозеф , изд. (1870). Календарь государственных бумаг: зарубежная серия времен правления Елизаветы, 1564–1565 гг . Лондон: Longman & Co. и Trübner & Co.
- Водроу, Роберт (1834). Дункан, Уильям Дж. (ред.). Сборники жизнеописаний реформаторов и наиболее выдающихся служителей Шотландской церкви . Глазго: Клуб Мейтленд. п. 99.448 кв.м.