История популярной религии в Шотландии

История народной религии в Шотландии включает в себя все формы формального богословия и структуры институциональной религии. [ 1 ] между древнейшими временами заселения человеком территории нынешней Шотландии и нашими днями. Очень мало известно о религии в Шотландии до прихода христианства. Обычно предполагается, что это напоминало кельтский политеизм , и есть свидетельства поклонения духам и источникам. Христианизация Шотландии была осуществлена ирландско-шотландскими миссионерами и, в меньшей степени, миссионерами из Рима и Англии, начиная с шестого века. Элементы язычества сохранились и в христианскую эпоху (см.: Народная религия ). Самые ранние свидетельства религиозной практики сильно ориентированы на монашескую жизнь. Священники совершали крещения, мессы и погребения, молились за усопших и читали проповеди. Церковь диктовала моральные и юридические вопросы и влияла на другие элементы повседневной жизни посредством своих правил поста, диеты, забоя животных, а также правил чистоты и ритуального очищения. Одной из главных особенностей средневековой Шотландии был культ святых со святынями, посвященными местным и национальным деятелям, в том числе Святого Андрея и установление маршрутов паломничества (см.: Народные святые ). Шотландцы также сыграли важную роль в крестовых походах . Историки отмечают упадок монашеской жизни в период позднего средневековья. Напротив, в городах наблюдался расцвет нищенствующих орденов монахов в конце пятнадцатого века . По мере того, как доктрина чистилища приобретала значение, количество часовен, священников и месс для умерших в приходских церквях быстро росло. Новые «международные» культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали проникать в Шотландию в пятнадцатом веке. Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале пятнадцатого века, но не нашла значительного числа последователей.
Реформация кальвинизма , проведенная в Шотландии в середине шестнадцатого века и находящаяся под сильным влиянием , составила революцию в религиозной практике. Проповеди теперь были в центре богослужения. Закон о колдовстве 1563 года объявил колдовство или консультации с ведьмами тяжкими преступлениями. Крупные серии судебных процессов прошли в 1590–91 , 1597 , 1628–31, 1649–50 и 1661–62 годах . Число уголовных преследований начало сокращаться, поскольку судебные процессы стали более жестко контролироваться судебной властью и правительством, пытки применялись реже, а стандарты доказывания были повышены. Семьдесят пять процентов обвиняемых составляли женщины, и по современным оценкам за весь период было казнено более 1500 человек. Шотландский протестантизм в семнадцатом веке был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. В середине семнадцатого века шотландское пресвитерианское богослужение приняло ту форму, которую оно должно было поддерживать до литургического возрождения девятнадцатого века с принятием Вестминстерская директория в 1643 году. В семнадцатом веке была высшая точка кирковой дисциплины, когда на кирковых сессиях можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, для принуждения к благочестивому поведению и послушанию. Сессии Кирка также имели административное бремя в системе помощи бедным и играли важную роль в образовании. В восемнадцатом веке произошел ряд реформ в церковной музыке. Причастие было центральным событием церкви и проводилось не чаще одного раза в год, иногда на святых ярмарках под открытым небом .
Индустриализация , урбанизация и распад 1843 года подорвали традиции приходских школ. Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . К 1830-м и 1840-м годам они расширились и включили миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования. После Великой смуты 1843 года контроль над оказанием помощи был снят с церкви и передан приходским советам. Движение за воздержание было импортировано из Америки и к 1850 году стало центральной темой миссионерской кампании среди рабочего класса. Посещаемость церкви во всех конфессиях снизилась после Первой мировой войны. Она увеличилась в 1950-х годах в результате проповеднических кампаний возрожденцев, особенно турне Билли Грэма в 1955 году , и вернулась почти к довоенному уровню. С этого момента начался устойчивый спад, который ускорился в 1960-е годы. Сектантство стало серьезной проблемой в двадцатом веке. Наиболее заметно это было в Глазго в традиционно римско-католической команде « Селтик» и традиционно Протестантская команда «Рейнджерс» . Отношения между церквями Шотландии неуклонно улучшались во второй половине двадцатого века, и было выдвинуто несколько инициатив по сотрудничеству, признанию и союзу. Основание экуменического сообщества Иона в 1938 году привело к появлению очень влиятельной формы музыки, которая использовалась в Великобритании и США. Консультации в Данблейне в 1961–69 годах привели к британскому «Взрыву гимнов» 1960-х годов, в результате которого было выпущено множество сборников новых гимнов. В последние годы другие религии установили свое присутствие в Шотландии, в основном за счет иммиграции, включая ислам , индуизм , буддизм и сикхизм . Другие религиозные меньшинства включают веру бахаи и небольшие неоязыческие группы. Существуют также различные организации, активно пропагандирующие гуманизм и секуляризм .
Дохристианская религия
[ редактировать ]
Очень мало известно о религии в Шотландии до прихода христианства. Отсутствие местных письменных источников среди пиктов означает, что об этом можно судить только по параллелям в других местах, случайным сохранившимся археологическим свидетельствам и враждебным рассказам более поздних христианских писателей. Обычно предполагается, что это напоминало кельтский политеизм . Были отмечены имена более чем двухсот кельтских божеств, некоторые из которых, такие как Луг , Дагда и Морриган , происходят из более поздней ирландской мифологии, тогда как другие, такие как Теутатис , Таранис и Кернуннос , происходят из свидетельств из Галлии . [ 2 ] Кельтские язычники строили храмы и святилища для почитания этих богов, что они делали посредством приношений по обету и совершения жертвоприношений, возможно, включая человеческие жертвоприношения . Согласно греческим и римским источникам, в Галлии, Британии и Ирландии существовала жреческая каста « магико-религиозных специалистов», известная как друиды , хотя о них достоверно известно очень мало. [ 3 ] Ирландские легенды о происхождении пиктов и истории из жизни святого Ниниана связывают пиктов с друидами. Пикты также ассоциируются в христианской письменности с поклонением «демонам», и в одной истории о святом Колумбе он изгоняет демона из колодца в Пиктландии, что позволяет предположить, что поклонение колодезным духам было особенностью пиктского язычества. В подтверждение этого предположения были приняты римские упоминания о поклонении богине Минерве у колодцев и пиктский камень, связанный с колодцем возле замка Данвеган на острове Скай. [ 4 ]
Раннее Средневековье
[ редактировать ]
Христианизация Шотландии была осуществлена ирландско-шотландскими миссионерами и, в меньшей степени, миссионерами из Рима и Англии с шестого века. [ 5 ] Это движение традиционно ассоциируется с фигурами святого Ниниана , святого Кентигерна и святого Колумбы . [ 6 ] [ 7 ] Элементы язычества сохранились и в христианскую эпоху. Священные колодцы и источники стали почитаться как места паломничества. [ 8 ]
Большинство свидетельств христианской практики исходят от монахов и имеют сильный уклон в сторону монашеской жизни. Отсюда можно увидеть ежедневный цикл молитв и служение Мессы . Менее хорошо описана, но не менее значительна роль епископов и их духовенства. Епископы имели дело с руководителями туата , рукополагали духовенство и освящали церкви. На них также лежали обязанности по отношению к бедным, голодным, заключенным, вдовам и сиротам. Священники совершали крещения, мессы и погребения. Они также молились за умерших и читали проповеди. Они умащали больных маслом, причащали умирающих и совершали епитимью грешников. Церковь поощряла раздачу милостыни и гостеприимство. Он также диктовал моральные и юридические вопросы, включая брак и наследование. Оно также влияло на другие элементы повседневной жизни через свои правила поста, диеты, забоя животных, а также правила чистоты и ритуального очищения. [ 8 ]
Ранние поместные церкви были широко распространены, но, поскольку они в основном были деревянными, [ 8 ] как тот, что был раскопан в Уитхорне , [ 9 ] единственное свидетельство, которое сохранилось для большинства, - это топонимы, содержащие слова, обозначающие церковь, включая cill, eccles и annat , но другие обозначены каменными крестами и христианскими захоронениями. [ 8 ] Начиная с западного побережья и островов и распространяясь на юг и восток, они были заменены простыми каменными зданиями. Многие из них были построены местными лордами для своих арендаторов и последователей, но часто сохраняли тесные связи с монастырскими учреждениями. [ 10 ]
Набеги викингов на такие монастыри, как Иона и Линдисфарн, начались в восьмом веке. Оркнейские , Шетландские и Западные острова в конечном итоге перешли к скандинавам. [ 11 ] Хотя есть свидетельства различных погребальных обрядов, практиковавшихся скандинавскими поселенцами в Шотландии, например, погребальный инвентарь, найденный в Колонсей и Вестрее , мало что позволяет подтвердить, что скандинавские боги почитались до восстановления христианства. [ 12 ] Камень Одина использовался как свидетельство верований и обычаев Одина , но его происхождение вполне может быть от «камня клятвы». [ 13 ] Несколько скандинавских поэтических отсылок позволяют предположить, что оркадская публика понимала элементы скандинавского пантеона , хотя это вряд ли является убедительным доказательством активных убеждений. [ 14 ] Тем не менее, вполне вероятно, что языческие обычаи существовали и в ранней скандинавской Шотландии. [ 15 ]
Высокое Средневековье
[ редактировать ]
Одной из главных особенностей средневековой Шотландии был культ святых . Среди святых ирландского происхождения, которые особенно почитались, были различные фигуры, называемые святыми Фаэланом и святым Колманом , а также святыми Финдбаром и Финаном . [ 16 ] заложил новый фонд Колумба оставался важной фигурой в четырнадцатом веке, и Вильгельм I (годы правления 1165–1214) в аббатстве Арброт . Его мощи, хранящиеся в Монимусском реликварии , были переданы на попечение настоятеля. [ 17 ] Региональные святые оставались важными для местной идентичности. В Стратклайде самым важным святым был святой Кентигерн, чей культ (под домашним именем святой Мунго) сосредоточился в Глазго. [ 18 ] В Лотиане это был святой Катберт , чьи мощи проносились через Нортумбрию после того, как Линдисфарн был разграблен викингами, прежде чем они были установлены в Даремском соборе. [ 19 ] После его мученической кончины около 1115 года на Оркнейских, Шетландских и северной Шотландии возник культ вокруг Магнуса Эрлендссона, графа Оркнейского . [ 20 ] Один из наиболее важных культов Шотландии, культ Святого Андрея , был основан на восточном побережье в Килримонте пиктскими королями еще в восьмом веке. [ 21 ] Храм, в котором, как говорят, с двенадцатого века хранились мощи святого, привезенные в Шотландию святым Регулом . [ 22 ] начал привлекать паломников со всей Шотландии, а также из Англии и других стран. К двенадцатому веку место в Килримонте стало известно просто как Сент-Эндрюс , и оно стало все больше ассоциироваться с шотландской национальной идентичностью и королевской семьей. [ 21 ] Это место было обновлено как центр поклонения под патронажем королевы Маргарет. [ 23 ] которая также стала важной после ее канонизации в 1250 году и после торжественного переноса ее останков в Данфермлинское аббатство , как одна из самых почитаемых национальных святых. [ 21 ]
Паломничество совершалось к местным, национальным и международным святыням для личного поклонения, в качестве покаяния, налагаемого священником, или в поисках лекарства от болезней или немощей. [ 24 ] Письменные источники и значки паломников, найденные в Шотландии из глины, гагата и олова, указывают на путешествия, предпринятые к шотландским святыням и дальше. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Наиболее посещаемыми местами паломничества в христианском мире позднего средневековья были Иерусалим, Рим и Сантьяго-де-Компостела в Испании, но шотландские паломники также посещали Амьен во Франции и Кентербери в Англии. [ 28 ]
Шотландцы также сыграли роль в крестовых походах . Монахи проповедовали крестовый поход, а с конца двенадцатого века были введены специальные налоги. [ 29 ] Отряд шотландцев принял участие в Первом крестовом походе (1096–1099 гг.). Значительное количество шотландцев участвовало в египетских крестовых походах, а также в седьмом (1248–1254 гг.) и восьмом крестовых походах (1270 г.), возглавляемых Людовиком IX из Франции . Более поздний комментатор отметил, что многие из них были обычными шотландцами. Многие умерли от болезней, в том числе лидеры и сам Людовик. Это был последний великий крестовый поход, хотя идеал оставался главной заботой королей позднего средневековья, включая Роберта I и Якова IV. [ 30 ]
Христианский календарь включал в себя элементы существующей практики и доминировал в социальной жизни общин. проводились ярмарки На Троицу и Мартинмас , на которых люди торговали, женились, переезжали и занимались другими общественными делами. Сезон Йоля в середине зимы включал две недели пиршеств, к которым присоединялось даже духовенство. Праздник Тела Христова , посвященный телу Христову и проводившийся в июне, приобретал все большее значение на протяжении всего периода. Центральным событием христианского календаря была Пасха. Ему предшествовал 40-дневный пост Великого поста , во время которого проповедники призывали к полной исповеди, которая проходила в церковных приделах священникам и монахам. Оно накопилось в пасхальное воскресенье, когда большинство прихожан ежегодно причащались. [ 29 ]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]Традиционная протестантская историография имела тенденцию подчеркивать коррумпированность и непопулярность позднесредневековой шотландской церкви, но более поздние исследования показали, каким образом она удовлетворяла духовные потребности различных социальных групп. [ 31 ] [ 32 ] Историки отмечают упадок монашеской жизни в этот период: во многих религиозных домах содержалось меньшее количество монахов, а оставшиеся часто отказывались от общинной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Количество новых монашеских пожертвований от дворянства также снизилось в пятнадцатом веке. [ 31 ] [ 33 ] Напротив, в конце пятнадцатого века в городах наблюдался расцвет нищенствующих монахов , которые, в отличие от более старых монашеских орденов, делали упор на проповедь и служение населению. Орден наблюдательных монахов был организован как шотландская провинция с 1467 года, а старшие францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах. [ 31 ]
В большинстве шотландских городов , в отличие от английских городов, где церкви и приходы имели тенденцию к увеличению числа церквей, обычно существовала только одна приходская церковь. [ 34 ] но по мере того, как в тот период доктрина Чистилища приобретала значение, количество часовен, священников и месс для умерших внутри них, предназначенных для ускорения перехода душ на Небеса, быстро росло. [ 35 ] Число алтарей, посвященных святым, которые могли ходатайствовать в этом процессе, также резко возросло: в церкви Святой Марии в Данди их было около 48, а в церкви Святого Джайлса в Эдинбурге - более 50. [ 34 ] Число святых, прославляемых в Шотландии, также увеличилось: около 90 было добавлено к миссалу, используемому в церкви Святого Николая в Абердине . [ 36 ] Новые «международные» культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали достигать Шотландии в пятнадцатом веке, включая « Пять ран» , « Святую кровь» и «Святое имя Иисуса» . [ 34 ] [ 36 ] но также святой Иосиф , святая Анна , три короля и апостолы станут более значимыми в Шотландии. [ 37 ] Появились и новые религиозные праздники , в том числе праздники Сретения , Посещения и Марии Снежной . [ 34 ] [ 36 ]
Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале пятнадцатого века. Лолларды были последователями Джона Уиклифа (ок. 1330–84), а затем Яна Гуса (ок. 1369–1415), которые призывали к реформе Церкви и отвергали ее учение о Евхаристии . Несмотря на свидетельства ряда сожжений еретиков и ограниченную общественную поддержку его антисакраментальных элементов, оно, вероятно, оставалось небольшим движением. [ 38 ] Были также дальнейшие попытки отличить шотландскую литургическую практику от литургической практики в Англии: в 1507 году по королевскому патенту был установлен печатный станок, чтобы заменить английское использование Сарума для богослужений. [ 34 ]
Шестнадцатый век
[ редактировать ]
Реформация, проведенная в Шотландии в середине шестнадцатого века и находящаяся под сильным влиянием кальвинизма , составила революцию в религиозной практике. Это привело к отмене ушной исповеди , мессы, которая больше не рассматривалась как «работа», латыни в богослужениях, молитв Марии и святым и учения о Чистилище. Интерьеры храмов были преобразованы: убраны Главный алтарь , алтарные перила , крестовые перегородки , хоры , приделы, статуи и изображения святых. Красочные краски позднего средневековья были удалены, а стены побелены, чтобы скрыть фрески. Вместо всего этого были простой стол для причастия, скамьи для прихожан, кафедры и кафедры для проповедей, которые теперь были центром поклонения. Печатные проповеди показывают, что они могли длиться до трех часов. До 1590-х годов большинство приходов обслуживались не священниками, а чтецами, которые не могли проповедовать или совершать таинства. В результате они могли слушать проповедь только раз в две недели, а причастие обычно совершалось раз в год в пасхальное воскресенье. [ 39 ]
В эпоху позднего средневековья было несколько судебных преследований за вред, причиненный посредством колдовства, но принятие Закона о колдовстве 1563 года сделало колдовство, или консультации с ведьмами, тяжкими преступлениями. [ 40 ] Первой крупной серией судебных процессов в соответствии с новым законом были процессы над ведьмами в Северном Бервике , начавшиеся в 1589 году, в которых Яков VI играл важную роль в качестве «жертвы» и следователя. [ 41 ] Он заинтересовался колдовством и опубликовал статью в защиту охоты на ведьм в « Демонологии» в 1597 году, но, судя по всему, он становился все более скептически настроенным и в конечном итоге предпринял шаги по ограничению судебных преследований. По оценкам, за этот период от 4000 до 6000 человек, в основном из Шотландской низменности , были осуждены за колдовство; гораздо более высокий показатель, чем в соседней Англии. Крупные серии судебных процессов прошли в 1590–91 , 1597 , 1628–31, 1649–50 и 1661–62 годах . Семьдесят пять процентов обвиняемых составляли женщины, и охота рассматривалась как средство контроля над женщинами. По современным оценкам, за весь период было казнено более 1500 человек. [ 42 ]
Семнадцатый век
[ редактировать ]
Шотландский протестантизм в семнадцатом веке был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. В начале века женевский перевод . широко использовался [ 43 ] В 1611 году Кирк принял Авторизованную версию короля Иакова , а первая шотландская версия была напечатана в Шотландии в 1633 году, но Женевская Библия продолжала использоваться и в семнадцатом веке. [ 44 ] Многие Библии представляли собой большие, иллюстрированные и очень ценные предметы. [ 43 ] Они часто становились предметом суеверий, использовались при гадании . [ 45 ] Ковенантеры всячески поощряли семейное поклонение. Для поощрения этой практики распространялись молитвенные книги, а служителям было предложено выяснить, осуществляется ли это. [ 46 ]
Именно в середине семнадцатого века шотландское пресвитерианское богослужение приняло ту форму, которую оно должно было поддерживать до литургического возрождения девятнадцатого века. Принятие Вестминстерской директории в 1643 году означало, что шотландцы переняли английскую пуританскую неприязнь к устоявшимся формам богослужения. От чтения Символа веры , Молитвы Господней , Десяти заповедей и Славословия отказались в пользу длинной проповеди лекции. Центральное место проповеди означало, что службы, как правило, носили дидактический и многословный характер. Единственное участие прихожан было музыкальным, а именно пением псалмов. [ 47 ] С конца семнадцатого века обычной практикой была выкладка , при которой регент пел или зачитывал каждую строчку, а затем она повторялась прихожанами. [ 48 ]
В семнадцатом веке наблюдался пик кёркской дисциплины. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [ 49 ] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца семнадцатого века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [ 50 ] Сессии Кирка также имели административную нагрузку в системе помощи бедным. [ 49 ] Закон 1649 года провозгласил, что местные наследники должны оцениваться на собраниях Кирка, чтобы обеспечить финансовые ресурсы для местной помощи, а не полагаться на добровольные пожертвования. [ 51 ] К середине семнадцатого века система была распространена по Лоуленду, но была ограничена в Хайленде. [ 52 ] Система в значительной степени была в состоянии справиться с общей бедностью и небольшими кризисами, помогая старым и немощным выжить и обеспечивая жизнеобеспечение в периоды спада с относительно небольшими затратами, но была подавлена крупным жизненным кризисом 1690-х годов. [ 53 ] Кирк также играл важную роль в образовании. Статуты, принятые в 1616 , 1633 , 1646 и 1696 годах, установили систему приходских школ, финансируемую местными наследниками и управляемую министрами и местными пресвитериями . [ 54 ] К концу семнадцатого века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [ 55 ]
В семнадцатом веке занятие колдовством было в значительной степени перенято сессиями кирков и часто использовалось для нападок на суеверия и католические обычаи в шотландском обществе. [ 42 ] Самая интенсивная охота на ведьм произошла в 1661–1662 годах, в ней участвовало около 664 названных ведьм в четырех графствах. С этого момента количество судебных преследований начало сокращаться, поскольку судебные процессы стали более жестко контролироваться судебной властью и правительством, пытки применялись реже, а стандарты доказывания были повышены. Возможно, также рос скептицизм, и при относительном мире и стабильности экономическая и социальная напряженность, которая способствовала обвинениям, возможно, уменьшилась. Время от времени случались локальные вспышки, подобные той, что произошла в Восточном Лотиане в 1678 и 1697 годах в Пейсли. Последние зарегистрированные казни были в 1706 году, а последний суд - в 1727 году. Британский парламент отменил Закон 1563 года в 1736 году. [ 56 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]
Кирк имел значительный контроль над жизнью людей. Он сыграл важную роль в Законе о бедных и школах, которыми управляли приходы, а также в вопросах морали населения, особенно в отношении сексуальных преступлений, таких как прелюбодеяние и блуд. Упрек был необходим моральным преступникам, чтобы «очистить свой скандал». Это включало в себя стояние или сидение перед прихожанами до трех воскресений и выдерживание напыщенной речи министра. Иногда для этой цели возле кафедры ставили специальный покаянный табурет. В некоторых местах субъект должен был быть одет во вретище . С 1770-х годов частные упреки все чаще делались на сессии Кирка , особенно в отношении мужчин из социальной элиты, в то время как до 1820-х годов бедняки почти всегда давали публичные упреки. [ 57 ] В начале века кирки, особенно в Лоулендах, пытались запретить танцы и такие мероприятия, как свадьбы за гроши , на которых играли светские мелодии. [ 58 ] Притеснение светской музыки и танцев со стороны церкви начало ослабевать примерно между 1715 и 1725 годами. [ 59 ]
Со второй четверти восемнадцатого века утверждалось, что следует отказаться от раскладывания в пользу практики пения псалмов строфа за строфой. [ 48 ] Во второй половине века эти нововведения стали связаны с хоровым движением, которое включало создание школ для обучения новым мелодиям и пению в четырех частях. [ 60 ]
Среди членов епископальной церкви квалифицированные часовни использовали английскую Книгу общих молитв . Они установили органы и наняли музыкантов, следуя практике английских приходских церквей, пели во время литургии, а также метрические псалмы, в то время как не присяжные должны были поклоняться тайно и менее тщательно. Когда две ветви объединились в 1790-х годах, ветвь, не являющаяся присяжной, вскоре впитала в себя музыкальные и литургические традиции соответствующих церквей. [ 61 ] Католическое богослужение было намеренно сдержанным, обычно в частных домах постоянных землевладельцев или в домашних постройках, приспособленных для богослужений. Сохранившиеся часовни этого периода, как правило, строгие и просто обставлены. Типичное богослужение состояло из проповеди, длинных народных молитв и малой мессы на латыни. Музыкальное сопровождение было запрещено до девятнадцатого века, когда в капеллах стали вводить органы. [ 62 ]
Причастие было главным событием церкви и проводилось нечасто, не чаще одного раза в год. Причастников опрашивали служитель и старейшины, подтверждая их знание Краткого Катехизиса . Затем им вручили жетоны причастия , дающие право принять участие в церемонии. Посреди храма были поставлены длинные столы, за которыми причащались причастники. Там, где служители отказывались или пренебрегали приходским причастием, в основном собрания проводились на открытом воздухе, часто объединяя несколько приходов. Генеральная Ассамблея не одобряла эти большие собрания, но они продолжались. отметил их как таковые Они могли быть смешаны со светской деятельностью, и Роберт Бернс в стихотворении « Святая ярмарка» . Они также могли бы стать поводом для евангельских встреч, как в Камбусланг Варке. [ 47 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Быстрый рост населения в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, особенно в крупных городских центрах, вытеснил систему приходов, от которой зависела установленная церковь, оставив большое количество «невоцерковленных» рабочих, которые были отчуждены от организованной религии. Кирк начал заниматься обеспечением церквей в новых городах и относительно малообеспеченном Хайленде, учредив в 1828 году комитет по расширению церкви. Под председательством Томаса Чалмерса к началу 1840-х годов он добавил 222 церкви, в основном за счет общественной подписки. [ 63 ] Новые церкви были наиболее привлекательными для среднего класса и квалифицированных рабочих. Большинство из тех, кто находился в тяжелых трудностях, не могли позволить себе арендную плату за скамейки, необходимую для посещения, и оставались вне церковной системы. [ 64 ]
Индустриализация, урбанизация и дестабилизация 1843 года подорвали традиции приходских школ. [ 65 ] Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы . Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и включили миссионерские школы , школы для бедных , библейские общества и классы усовершенствования, открытые для представителей всех форм протестантизма и особенно ориентированные на растущий городской рабочий класс. К 1890 году у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и в них обучалось более 10 000 детей. К 1914 году это число удвоится. [ 66 ] Проблема быстро растущей рабочей силы в промышленности означала, что старый закон о бедных , основанный на приходской помощи, находящейся в ведении церкви, в крупных городских центрах перестал действовать. Томас Чемберс, который выступал за самопомощь как решение, насильно лоббировал исключение трудоспособных людей из помощи и чтобы выплаты оставались добровольными, но в периоды экономического спада подлинные страдания были широко распространены. После Срыва 1845 года контроль над предоставлением помощи был снят с церкви и передан приходским советам, но уровень помощи оставался неадекватным масштабу проблемы. [ 67 ]

Начало движения за воздержание можно проследить в 1828–29 годах в Мэрихилле и Гриноке , когда оно было импортировано из Америки. К 1850 году это стало центральной темой миссионерской кампании среди рабочего класса. Новая волна обществ трезвости включала Объединенный орден женщин-рехабиток и Независимый орден добрых тамплиеров , прибывших из США в 1869 году. [ 66 ] и в течение семи лет у него было 1100 филиалов в Шотландии. [ 68 ] Армия Спасения также делала упор на трезвости. [ 69 ] Католическая церковь имела собственное движение за воздержание, основав в 1839 году Католическое общество полного воздержания. Они объединились с протестантскими обществами, проводя совместные шествия. [ 70 ] Другие религиозные организации, которые расширились в этот период, включали Орден Оранжистов , который к 1890-м годам в Глазго насчитывал 15 000 членов. Масонство также добилось успехов в конце девятнадцатого века, особенно среди квалифицированных ремесленников. [ 66 ]
В конце девятнадцатого века произошло литургическое возрождение, находившееся под сильным влиянием английского Оксфордского движения , которое поощряло возвращение к средневековым формам архитектуры и богослужения, включая повторное введение сопровождаемой музыки в Шотландскую церковь. [ 71 ] В ходе возрождения больше внимания уделялось литургическому году, а проповеди стали короче. [ 72 ] Общество церковного служения было основано в 1865 году для содействия литургическому изучению и реформированию. Год спустя органы были официально приняты в церкви Шотландской церкви. [ 73 ] Их начали массово добавлять к церквям, и к концу века примерно треть служителей Шотландской церкви были членами общества, а более 80 процентов кирков имели как органы, так и хоры. Однако они оставались противоречивыми, вызывая значительную оппозицию среди консервативных элементов внутри церкви. [ 74 ] а в некоторых церквях никогда не устанавливались органы. [ 71 ] В Епископальной церкви влияние Оксфордского движения и связи с Англиканской церковью привели к введению более традиционных служб, и к 1900 году хоровые и музыкальные службы стали нормой. [ 75 ] Свободная церковь была более консервативна в отношении музыки, и органы не были разрешены до 1883 года. [ 76 ] Гимны были впервые представлены в Объединенной пресвитерианской церкви в 1850-х годах. Они стали обычным явлением в Церкви Шотландии и Свободной церкви в 1870-х годах. Церковь Шотландии приняла сборник гимнов из 200 песен в 1870 году, а Свободная церковь последовала этому примеру в 1882 году. [ 76 ] Визит американских евангелистов Айры Д. Сэнки (1840–1908) и Дуайта Л. Муди (1837–1899) в Эдинбург и Глазго в 1874–1875 годах помог популяризировать аккомпанируемую церковную музыку в Шотландии. [ 77 ] Сэнки сделал фисгармонию настолько популярной, что миссионерские собрания рабочего класса просили ввести аккомпанементную музыку. [ 78 ] Сборник гимнов Муди-Сэнки оставался бестселлером в двадцатом веке. [ 77 ]
Начало двадцатого века
[ редактировать ]
Посещаемость церкви во всех конфессиях снизилась после Первой мировой войны. Причины, которые были предложены для этого изменения, включают растущую мощь национального государства, социализма и научного рационализма, которые предоставили альтернативу социальным и интеллектуальным аспектам религии. К 1920-м годам примерно половина населения имела отношения с одной из христианских конфессий. Этот уровень сохранялся до 1940-х годов, когда он упал до 40 процентов во время Второй мировой войны, но он увеличился в 1950-х годах в результате проповеднических кампаний возрожденцев, особенно турне Билли Грэма в 1955 году , и вернулся почти к довоенному уровню. С этого момента начался устойчивый спад, который ускорился в 1960-е годы. К 1980-м годам этот показатель составлял чуть более 30 процентов. Спад не был даже географическим, социальным или конфессиональным. Больше всего это затронуло городские районы, традиционные квалифицированные рабочие классы и образованный средний класс, в то время как участие в католической церкви оставалось выше, чем в протестантских конфессиях. [ 79 ]
Сектантство стало серьезной проблемой в двадцатом веке. В межвоенный период религиозная и этническая напряженность между протестантами и католиками обострилась из-за Великой депрессии . [ 79 ] В Ордене Оранжистов по-прежнему доминировали ирландские протестанты, и он стал центром антикатолических настроений. Он сильно понравился протестантам рабочего класса и организовал парады и карнавальные празднования битвы при Бойне, которые переросли в буйное поведение. [ 80 ] Напряженность усилилась лидерами Свободной церкви и Церкви Шотландии, а затем и воссоединенной церкви, которые организовали расистскую кампанию против ирландцев-католиков в Шотландии. Ключевыми фигурами, возглавлявшими кампанию, были Джордж Малкольм Томсон и Эндрю Дьюар Гибб . В центре внимания была угроза «шотландской расе», основанная на ложной статистике, которая продолжала оказывать влияние, несмотря на то, что была дискредитирована официальными фигурами в начале 1930-х годов. Это создало атмосферу нетерпимости, которая привела к призывам сохранить рабочие места для протестантов. [ 79 ] После Второй мировой войны Церковь становилась все более либеральной по отношению к ней и отошла от враждебных позиций. Сектантские настроения продолжали проявляться в футбольном соперничестве между сторонниками протестантов и католиков. Наиболее заметно это было в Глазго в традиционно римско-католической команде «Селтик » и традиционно протестантской команде «Рейнджерс» . «Селтик» нанимал протестантских игроков и менеджеров, но «Рейнджерс» традиционно не нанимали католиков. [ 81 ] [ 82 ] Основными переломными моментами стали подписание «Рейнджерс» католического игрока Мо Джонстона (р. 1963) в 1989 году, а также назначение в 1999 году их первого капитана-католика Лоренцо Аморузо . [ 83 ] [ 84 ]
В то же время предпринимались шаги по созданию связей между различными конфессиями. Шотландский совет церквей был образован как экуменический орган в 1924 году. [ 85 ] В начале двадцатого века католическая церковь в Шотландии официально узаконила использование гимнов, опубликовав «Книгу мелодий и гимнов» (1913), шотландский эквивалент Вестминстерского гимна . [ 86 ] Основание экуменического сообщества Иона в 1938 году на острове Иона у побережья Шотландии привело к появлению очень влиятельной формы музыки, которая использовалась в Великобритании и США. Ведущий музыкальный деятель Джон Белл (р. 1949) адаптировал народные мелодии или создавал мелодии в народном стиле, чтобы они соответствовали текстам, которые часто возникали на основе духовного опыта сообщества. [ 87 ]
Конец двадцатого века до наших дней
[ редактировать ]
Отношения между церквями Шотландии неуклонно улучшались во второй половине двадцатого века, и было выдвинуто несколько инициатив по сотрудничеству, признанию и союзу. Шотландский совет церквей был образован как экуменический орган в 1924 году. [ 85 ] Предложения 1957 года об объединении с англиканской церковью были отклонены по вопросу о епископах и подверглись резкой критике в шотландской прессе. Шотландская епископальная церковь открыла стол причастия для всех крещеных и причащающихся членов всех тринитарных церквей, а церковные каноны были изменены, чтобы обеспечить взаимозаменяемость служителей в рамках конкретных местных экуменических партнерств. [ 88 ] Консультации в Данблейне, неформальные встречи в Доме экуменической шотландской церкви в Данблейне в 1961–69 годах, были попыткой создать современные гимны, сохранившие богословскую целостность. Результатом этого стал британский «Взрыв гимнов» 1960-х годов, в результате которого было выпущено множество сборников новых гимнов. [ 89 ]
В 1990 году Совет шотландских церквей был распущен и заменен организацией «Действие церквей вместе в Шотландии» (ACTS), которая попыталась объединить церкви для создания экуменических групп в областях тюрем, больниц, высшего образования, социальных служений и городских районов. проекты. [ 90 ] В конце двадцатого века Инициатива союза шотландских церквей (SCIFU) между Епископальной церковью, Шотландской церковью, Методистской церковью и Объединенной реформатской церковью выдвинула инициативу, согласно которой было бы взаимное признание всех рукоположений. и что последующие рукоположения удовлетворили бы епископские требования, но это было отклонено Генеральной Ассамблеей в 2003 году. [ 88 ]
Снижение религиозной принадлежности продолжалось и в начале XXI века. По данным переписи 2001 года, 27,5 процентов заявили, что у них нет религии (что сопоставимо с 15,5 процентами в Великобритании в целом), и 5,5 процентов не указали свою религию. [ 91 ] [ 92 ] По данным переписи 2011 года, примерно 54 процента населения отождествили себя с той или иной формой христианства, а 36,7 процента заявили, что не исповедуют никакой религии. [ 93 ] Другие исследования показывают, что число тех, кто не идентифицирует себя с какой-либо конфессией или считает себя нерелигиозным, может быть намного выше — от 42 до 56 процентов, в зависимости от формы задаваемого вопроса. [ 94 ] В последние годы другие религии установили свое присутствие в Шотландии, в основном за счет иммиграции и более высокого уровня рождаемости среди этнических меньшинств, а не большого количества новообращенных . [ 95 ] По данным переписи 2011 года, наибольшее количество приверженцев имели ислам (1,4 процента, в основном среди иммигрантов из Южной Азии), индуизм (0,3 процента), буддизм (0,2 процента) и сикхизм (0,2 процента). Другие религиозные меньшинства включают иудаизм , веру бахаи и небольшие неоязыческие группы. Существуют также различные организации, активно пропагандирующие гуманизм и секуляризм . [ 93 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ричард В. Сантана, Грегори Эриксон, Религия и популярная культура: переписывание священного (Лондон: МакФарланд, 2008), ISBN 0786435534 , с. 4.
- ^ Б. Канлифф, Древние кельты (Оксфорд, 1997), ISBN 0-14-025422-6 , с. 184.
- ^ Р. Хаттон, Кровь и омела: История друидов в Британии (Yale University Press, 2009), ISBN 0-300-14485-7 , с. 17.
- ^ П. Данбавин, Пикты и древние британцы: исследование пиктского происхождения (Third Millennium Publishing, 1998), ISBN 0-9525029-1-7 , с. 41.
- ^ Р. А. Флетчер, Обращение в варваров: от язычества к христианству (Калифорнийский университет Press, 1999), ISBN 0520218590 , стр. 231–3.
- ^ Р. А. Флетчер, Обращение в варваров: от язычества к христианству (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1999), ISBN 0520218590 , стр. 79–80.
- ^ Клэнси, «Настоящий Святой Ниниан», The Innes Review , 52 (2001).
- ^ Jump up to: а б с д Г. Маркус, «Религиозная жизнь: раннее средневековье», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 509–10.
- ^ Дж. Р. Хьюм, Лучшие церкви Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 0-7486-2179-2 , с. 1.
- ^ И. Максвелл, История каменного строительства Шотландии в П. Уилсоне, изд., Здание из шотландского камня (Эдинбург: Arcamedia, 2005), ISBN 1-904320-02-3 , стр. 22–3.
- ^ МЫ Бернс, Краткая история Великобритании (Infobase Publishing, 2009), ISBN 0816077282 , стр. 44–5.
- ^ Дж. Дженсен, «Скандинавские боги в Шотландии» в книге А. Вулфа, изд., Скандинавская Шотландия - двадцать лет спустя (Сент-Эндрюс: издательство St Andrews University Press), ISBN 978-0-9512573-7-1, стр. 52 и 58.
- ^ Дж. Дженсен, «Скандинавские боги в Шотландии» в книге А. Вулфа, изд., Скандинавская Шотландия - двадцать лет спустя (Сент-Эндрюс: издательство St Andrews University Press), ISBN 978-0-9512573-7-1 с. 54.
- ^ Дж. Дженсен, «Скандинавские боги в Шотландии» в книге А. Вулфа, изд., Скандинавская Шотландия - двадцать лет спустя (Сент-Эндрюс: издательство St Andrews University Press), ISBN 978-0-9512573-7-1, стр. 54 и 59.
- ^ Дж. Дженсен, «Скандинавские боги в Шотландии» в книге А. Вулфа, изд., Скандинавская Шотландия - двадцать лет спустя (Сент-Эндрюс: издательство St Andrews University Press), ISBN 978-0-9512573-7-1 , с. 62.
- ^ GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN 074860104X , с. 64.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN 0333567617 , стр. 52–3.
- ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN 0-7509-2977-4 , с. 46.
- ^ А. Лоуренс-Мазерс, Рукописи в Нортумбрии в одиннадцатом и двенадцатом веках (Вудбридж: Брюэр, 2003), ISBN 0859917657 , с. 137.
- ^ Х. Антонссон, St. Магнус Оркнейский: скандинавский культ мученика в контексте (Лейден: Брилл, 2007), ISBN 9004155805 .
- ^ Jump up to: а б с GWS Барроу, Роберт Брюс и Сообщество Королевства Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 4-е изд., 2005 г.), ISBN 0748620222 , с. 11.
- ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN 0333567617 , с. 55.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN 1446475638 , с. 76.
- ^ Д. М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 252.
- ^ MA Холл, «Только женщины: передача полномочий Мариан в средневековом Перте», в С. Бордмане и Э. Уильямсоне, ред., « Культ Святых и Девы Марии в средневековой Шотландии» (Boydell & Brewer, 2010), ISBN 1843835622 , с. 120.
- ^ Дж. Шейлс и С. Кэмпбелл, «Повседневная средневековая материальная культура», в Э. Дж. Коуэне и Л. Хендерсоне, « История повседневной жизни в средневековой Шотландии, с 1000 по 1600 годы» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2011), ISBN 0748621571 , стр. 84–5.
- ^ «Самолет в материалах» , Национальные музеи Шотландии , получено 1 июня 2014 г.
- ^ К. Стивенсон, Рыцарство и рыцарство в Шотландии, 1424–1513 (Boydell Press, 2006), ISBN 1843831929 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Дж. Фогги, «Церковные институты: средневековье», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 80–2.
- ^ А. Маккуорри, «Крестовые походы», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 115–16.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 76–87.
- ^ Д. М. Паллисер, Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN 0521444616 , стр. 349–50.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 246.
- ^ Jump up to: а б с д и П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1843840960 , стр. 26–9.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с К. Питерс, Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2004), ISBN 033363358X , с. 147.
- ^ Д. Дитчберн, «Тезис МакРобертса и образцы святости в позднесредневековой Шотландии», в С. Бордмане и Э. Уильямсоне, ред., « Культ святых и Девы Марии в средневековой Шотландии» (Woodbridge: Boydell & Brewer, 2010) , ISBN 1843835622 , стр. 178–94.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 257.
- ^ М. Линч, «Религиозная жизнь: 1560–1660», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 512–13.
- ^ К. А. Эдвардс, «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в книге К. Картрайт, « Спутник литературы Тюдоров», «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2010), ISBN 1-4051-5477-2 , с. 32.
- ^ Дж. Кей и Дж. Кей, Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Харпер Коллинз, 1994), ISBN 0-00-255082-2 , стр. 556.
- ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун, «Религия и общество до 1900 года», Т. М. Дивайн и Дж. Вормолд, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0-19-956369-1 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Дж. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN 0521248779 , стр. 1–4.
- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 192–3.
- ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN 0521248779 , с. 12.
- ^ Г. Д. Хендерсон, Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века (Кембридж: Cambridge University Press, 2011), ISBN 0521248779 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Д. Мюррей, «Религиозная жизнь: 1650–1750» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 513–4.
- ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , стр. 143–4.
- ^ Jump up to: а б Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт «Введение» в Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт, редакторы, Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0521891671 , с. 30.
- ^ Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт «Введение» в Р. А. Хьюстон, И. Д. Уайт, ред., Шотландское общество, 1500–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN 0521891671 , с. 34.
- ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN 0415278805 , с. 96.
- ^ О. П. Грелль и А. Каннингем, Здравоохранение и помощь бедным в протестантской Европе, 1500–1700 (Лондон: Routledge, 1997), ISBN 0415121302 , с. 37.
- ^ Р. Митчисон, Светлость патронажа, Шотландия 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , стр. 127 и 145.
- ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
- ^ Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219–28.
- ^ Б. П. Левак, «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в изд. Дж. Гудэра, « Шотландская охота на ведьм в контексте» (Манчестер: Manchester University Press, 2002), ISBN 0719060249 , стр. 166–180.
- ^ К.Г. Браун, Религия и общество в Шотландии с 1707 года (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1997), ISBN 0748608869 , с. 72.
- ^ Дж. Портер, «Введение» в книге Дж. Портера, изд., Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке (Питер Ланг, 2007), ISBN 3-03910-948-0 , с. 22.
- ^ М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN 978-0748620272 , стр. 193–4.
- ^ BD Spinks, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 26.
- ^ Р. М. Уилсон, Англиканское пение и пение в Англии, Шотландии и Америке, с 1660 по 1820 год (Оксфорд: Oxford University Press, 1996), ISBN 0198164246 , с. 192.
- ^ Н. Йейтс, Проповедь, слово и таинство: Интерьеры шотландской церкви 1560–1860 (A&C Black, 2009), ISBN 0567031411 , с. 94.
- ^ К. Брукс, «Введение», в изд. К. Брукса, Викторианская церковь: архитектура и общество (Манчестер: Manchester University Press, 1995), ISBN 0-7190-4020-5 , стр. 17–18.
- ^ О. Чекленд и С. Чекленд, Промышленность и этос: Шотландия 1832–1914 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2-е изд., 1989), ISBN 0748601023 , с. 123.
- ^ TM Devine, Шотландская нация, 1700–2000 (Лондон: Penguin Books, 2001), ISBN 0-14-100234-4 , стр. 91–100.
- ^ Jump up to: а б с М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 403.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , стр. 392–3.
- ^ А. Грей и В. Моффат, История Шотландии: современность (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), ISBN 0199170630 , с. 18.
- ^ GM Дитчфилд, Евангелическое возрождение (Лондон: Routledge, 1998), ISBN 185728481X , с. 91.
- ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Лондон: Пимлико, 1992), ISBN 0712698930 , с. 404.
- ^ Jump up to: а б Б. Д. Спинкс, Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди (Scarecrow Press, 2009), ISBN 0810869810 , с. 149.
- ^ Д.М. Мюррей, «Проповеди», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 581–2.
- ^ Р.В. Манро, «Церкви: 2 1843–1929» в книге М. Линча, изд., Oxford Companion to Scottish History (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 91–2.
- ^ С. Дж. Браун, «Шотландия и Оксфордское движение», в книге С. Дж. Брауна, Питера Б. Ноклза и Питера Бенедикта Ноклза, ред., Оксфордское движение: Европа и широкий мир 1830–1930 (Кембридж: Cambridge University Press, 2012), ISBN 1107016444 , с. 73.
- ^ Д. У. Беббингтон, «Епископальная община» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 234–5.
- ^ Jump up to: а б С. Дж. Браун, «Верования и религии» Т. Гриффитса и Г. Мортона, История повседневной жизни в Шотландии, с 1800 по 1900 год (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010), ISBN 0748621709 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б П. Мэлони, Шотландия и Мюзик-холл, 1850–1914 (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2003), ISBN 0719061474 , с. 197.
- ^ TM Devine, Шотландская нация: современная история (Лондон: Penguin, 2012), ISBN 0718196732 .
- ^ Jump up to: а б с Р. Дж. Финли, «Секуляризация» в книге М. Линча, изд., «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN 0-19-211696-7 , стр. 516–17.
- ^ Г. Уокер, «Религиозный фактор» в Т. М. Девайн и Дж. Вормальд, Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0191624330 , с. 590.
- ^ К. Браун, Социальная история религии в Шотландии с 1730 г. (Лондон: Routledge, 1987), ISBN 0416369804 , с. 243.
- ^ Джулианотти, Ричард (1999). Футбол: социология глобальной игры . Джон Уайли и сыновья. п. 18. ISBN 9780745617695 .
Исторически Рейнджерс поддерживали стойкие протестантские и антикатолические традиции, которые включают запрет на подписание контрактов с игроками-католиками.
- ^ Лэнг, Аллан (11 июля 1989 г.). «Айброкс совершает двойной переворот с Джонстоном» . Глазго Геральд . п. 1 . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Бывшие итальянцы старой фирмы высказывают свое мнение о дерби» . 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 г. Проверено 18 августа 2012 г.
Я был первым католическим капитаном «Рейнджерс»
- ^ Jump up to: а б Б. Талбот, 1 «Баптисты и другие христианские церкви в первой половине двадцатого века» (2009), получено 30 мая 2014 г.
- ^ Т. Э. Мьюир, Музыка Римско-католической церкви в Англии, 1791–1914: Служанка литургии? (Олдершот: Эшгейт, 2013 г.), ISBN 1409493830 .
- ^ DW Music, Христианские гимны в Британии и Америке двадцатого века: аннотированная библиография (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2001), ISBN 0313309035 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Ян С. Маркхэм, Дж. Барни Хокинс, IV, Джастин Терри, Лесли Нуньес Стеффенсен, редакторы, « Спутник Уайли-Блэквелла по англиканской общине» (Оксфорд: John Wiley & Sons, 2013), ISBN 1118320867 .
- ^ DW Music, Христианские гимны в Британии и Америке двадцатого века: аннотированная библиография (Лондон: Greenwood Publishing Group, 2001), ISBN 0313309035 , с. 3.
- ^ Роберт К. Лодвик, Вспоминая будущее: вызов церквей в Европе (Friendship Press, 1995), ISBN 0377002909 , с. 16.
- ^ «Анализ религии в переписи 2001 года» , Правительство Шотландии , 17 мая 2006 г., заархивировано из оригинала 7 июня 2011 г.
- ^ «Религиозное население» , Управление национальной статистики , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 4 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Перепись Шотландии 2011 г. - Таблица KS209SCb» (PDF) . https://scottlandscensus.gov.uk . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ↑ Дж. Макманус, «Две трети британцев нерелигиозны, предлагают провести опрос» , BBC NEWS UK , 21 марта 2011 г., дата обращения 15 февраля 2014 г.
- ^ С. Гиллиат-Рэй, Мусульмане в Великобритании (Кембридж: Cambridge University Press, 2010), ISBN 052153688X , с. 118.