Джейн Энни

«Джейн Энни, или Премия за хорошее поведение» — комическая опера , написанная в 1893 году Дж. М. Барри и Артуром Конан Дойлом на музыку Эрнеста Форда , дирижера и иногда композитора.
Когда в 1889 году партнерство Гилберта и Салливана после постановки «Гондольеров» распалось , импресарио Ричард Д'Ойли Карт был вынужден искать новые произведения для представления в театре «Савой». Барри тогда был журналистом и писателем, на его счету несколько популярных книг. Он еще не создал своего классического Питера Пэна , и его единственные сценические постановки включали биографию, которая закрылась после одной ночи, пародию на впервые прибывшего в Лондон Генрика Ибсена , а в 1892 году его первый настоящий успех — «Уокер, Лондон» для Театра Тула .
Барри поделился своей идеей Джейн Энни с Д'Ойли Карт, который предложил Артуру Салливану сотрудничать с ним, но вместо этого Салливан предложил своего бывшего ученика Форда. Форд написал несколько оперетт, в том числе одноактный «Мистер Иерихон» (премьера которого состоялась в «Савойе» в 1893 году). Барри не смог закончить либретто. Он убедил своего друга Конан Дойла, уже известного своими детективами о Шерлоке Холмсе, поработать над этим. Конан Дойл закончил произведение, но его остановила работа Барри.
Производство
[ редактировать ]Премьера «Джейн Энни» состоялась в лондонском театре «Савой» 13 мая 1893 года, но там она сразу же потерпела неудачу. Барри и Конан Дойл внесли изменения, но пьеса закрылась после всего лишь 50 представлений, несмотря на сильный актерский состав, в который входили такие фавориты Савойи, как Ратленд Баррингтон , Уолтер Пассмор , Розина Брандрам , Эмми Оуэн и Десима Мур . Опера стала первым настоящим провалом театра «Савой».
Джейн Энни закрылась в «Савое» 1 июля 1893 года и отправилась в турне по Брэдфорду, Ньюкаслу, Манчестеру и Бирмингему до 26 августа 1893 года. Тур был гораздо более успешным, чем шоу в Лондоне. Баррингтон, который всю жизнь увлекался гольфом, предположил, что одной из причин неудачи Джейн Энни в Лондоне было то, что игра в гольф там еще не была популярна. [ 1 ] Джейн Энни так и не возродилась в профессиональном плане.
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]- Проктор, влюбленный в мисс Симс ( бас-баритон ) — Ратленд Баррингтон
- Сим, бульдог ( баритон ) — Лоуренс Гриндли
- Грег, бульдог ( баритон ) — Уолтер Пассмор
- Том, студент факультета прессы ( тенор ) — Чарльз Кеннингем
- Джек, солдат ( баритон ) — Р. Скотт Фиш
- Кэдди, паж ( тройной ) — Гарри Ринольд
- Первый студент (не поет) - Боуден Хасвелл
- Мисс Симс, директриса ( контральто ) — Розина Брандрам
- Джейн Энни, хорошая девочка ( меццо-сопрано ) — Дороти Вейн
- Бэб, плохая девчонка ( сопрано ) — Децима Мур
- Милли, обычная девушка ( сопрано ) — Флоренс Перри
- Роуз, другая ( меццо-сопрано ) — Эмми Оуэн
- Мэг, другая (не поющая) - Хосе Шалдерс
- Мод, другая (не поющая) - Мэй Белл
- Хор школьниц, студенток прессы и улан
Примечание по терминологии:
Проктор — это старший сотрудник университета, отвечающий за дисциплину, в том числе за назначение штрафов, а также за общее администрирование. Бульдоги — это прозвище университетской полиции, чиновников, действующих от имени проктора. Паж — это молодой слуга, обычно подростка, выполняющий мелкие домашние дела.
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие Джейн Энни происходит в школе-интернате для девочек недалеко от известного английского университетского города (предположительно Оксфорда).
Акт I: Первый этаж «Семинарии мелочей, из которых вырастают женщины», Ночь.
[ редактировать ]Девочки желают друг другу спокойной ночи, когда в входную дверь стучат. Мисс Симс, директриса, проводит троих мужчин в свой кабинет и затыкает замочную скважину. Бэб, «плохая девочка», начинает рассказывать девочкам о своем секрете, но ее прерывает Джейн Энни, школьная болтушка о «хорошей девочке», которая сразу же идет рассказать мисс Симс то, что она услышала. Бэб поспешно рассказывает другим девочкам о своем плане сбежать той ночью с Джеком, солдатом. Когда Джейн Энни возвращается с мисс Симс, Бэб притворяется, что ее секрет заключался в том, насколько она устала, и притворяется, что идет спать. Мисс Симс представляет своих гостей как Проктора и его бульдогов, которые пришли в школу, чтобы поймать ученика, который «продолжает флиртовать». С помощью мисс Симс, после того как девочки ложатся спать, Проктор прячется внутри дедушкиных часов , подменяя циферблат своим лицом, и поджидает свою жертву. Том, студент университета, изучающий журналистику, входит в окно. Он еще один поклонник Бэб и встречается с ней, но она разрывает их отношения. Проктор выходит из своего укрытия и пугает Тома обратно в окно. Мгновение спустя в окно выбрасывается записка, и Бэб предполагает, что она от мисс Симс, которая раньше была возлюбленной Проктора. Когда он уходит, Джейн Энни спускается вниз и выключает свет, когда входит Джек в плаще. Он обнаруживает, что обратился не к той девушке, и на бегу роняет плащ.
Джейн Энни переодевается в плащ и притворяется Джеком, когда Бэб спускается вниз со своим багажом. Бэб теряет сознание прямо у нее на руках, Джейн Энни кричит, и весь дом поднимает тревогу. Студенты -журналисты из университета, которые следили за Проктором, чтобы получить от него информацию, находятся достаточно близко, чтобы услышать крик, поэтому они присоединяются к девочкам и мисс Симс в поисках Бэба на руках Джейн Энни, потерявшего сознание от испуга. Мисс Симс отправляет девочек в их комнаты (вместо этого они остаются на балконе), и в ярости входит Проктор. Студенты-журналисты устраивают ему засаду, устраивая интервью, и неоднократно неверно истолковывают его заявления и попытки исправлений, поэтому он выдумывает историю, чтобы избежать скандала. Грег и Сим объявляют, что они кого-то поймали, но это не тот студент, которого они искали. Появляется Джек, клянущийся отомстить за ложный арест, и мисс Симс решает наградить Джейн Энни за то, что она помешала побегу Бэба. Джейн Энни просит премию за хорошее поведение, и мисс Симс соглашается. Пока мисс Симс получает приз, Джейн Энни показывает, что обладает способностями гипнозом , и теперь, когда премия за хорошее поведение благополучно принадлежит ей, она волен вести себя настолько плохо, насколько ей хочется, и начнет это уже на следующий день.
Акт II: Поле для гольфа при школе. Видна беседка и небольшой водный путь.
[ редактировать ]На следующий день, последний день семестра, Кэдди, молодая служанка, ведет Бэб на поле для гольфа, чтобы показать ей, чего ей не хватает, поскольку ее наказывают, не позволяя играть. Джейн Энни, оставшись с ней наедине, сообщает Бэбу, что она выбрала своим любовником одного из женихов Бэба, Джека, хотя она еще не сказала ему об этом.

Входят девочки, играя в лунку, и мисс Симс, загипнотизированная Джейн Энни, решает, что некоторых мужчин можно допустить в рамках празднования окончания семестра. Чтобы еще больше оживить ситуацию, она добавляет, что девушки могут принимать на себя образ мужчин. Когда она остается наедине с Джейн Энни, мисс Симс говорит, что ей приснился странный сон: она написала этим утром несколько писем, которые Кэдди доставила. Результат первого письма быстро становится очевидным, когда студенты-журналисты приходят в кепке и мантии. Они достают письмо мисс Симс, которое она идентифицирует как свое письмо. Когда приносят виски и газировку (письмо номер два!), Кэдди чует неладное и угрожает рассказать Джейн Энни, если он не получит от нее поцелуя.
Девушки знакомятся со студентами прессы, и, поскольку все девушки решили стать мужчинами, студенты становятся девушками, чтобы угодить им. Когда начинается веселье, появляется Проктор и отпугивает настоящих мужчин. Девочки продолжают обманывать, пока Проктор не угрожает запереть их всех, и девушки не роняют кепки и платья. Смущенный, он штрафует себя на шиллинг, который платят Грег и Сим. Джек и солдаты появляются по приглашению мисс Симс, и, к ее раздражению, обнаруживаются новые письма. Джейн Энни находит Джека и говорит ему, что он сбежит с ней, чего он не хотел бы делать. Том и Джек встречаются лицом к лицу и оскорбляют интеллект друг друга. Тем не менее они готовятся бежать вместе, но обнаруживают, что Кэдди спрятала ключ от лодочного сарая. Когда они формулируют свой план, Бэб примиряется с Томом, находя Джека высокомерным и слишком идеалистичным. Проктор ловит Бэб на руках Тома, но она использует свои чары, чтобы ослабить волю Проктора. В конце концов она связывает его своим удавом и запирает в беседке.

Приехала карета, чтобы увезти влюбленных, но без лодки они не могут переправиться через реку. Джейн Энни гипнотизирует Кэдди, который спрятал ключ при себе в неизвестном месте. Когда он отдает ключ, их ловит мисс Симс. Джейн Энни гипнотизирует ее, заставляя дать благословение, а затем гипнотизирует Проктора, заставляя его оплатить их расходы. Джек отказывается сопровождать Джейн Энни, поэтому она гипнотизирует и его, и он соглашается любить ее. Счастливые пары убегают, и когда чары развеиваются, мисс Симс и Проктор понимают, что над ними разыграли шутку и их репутация испорчена. Проктор пытается извлечь из этого мораль, но, поскольку он не может этого вспомнить, он предлагает: «Вам лучше пойти домой без этого». Кэдди предположил бы, что мораль — «больше никаких премий за хорошее поведение», но остальные не позволяют ему высказаться по этому поводу.
Критический и зрительский прием
[ редактировать ]На премьере большая часть зрителей выразила разочарование. Во втором акте Барри и Дойл покинули свою личную ложу. Форду аплодировали его музыке, но авторов публика не позвала. «Ближе к концу становилось все более очевидным, что зрителям стало скучно, и окончательный вердикт... был далек от энтузиазма». [ 2 ]
Критики в целом осудили оперу, упрекая авторов за скучный сюжет и критикуя Форда за его весьма производную музыку. [ 3 ] The Stage написала: «По большому счету, Джейн Энни - это просто набросок школьного каприза и стойкого своенравия». Газета сетовала, что оперу смешнее читать, чем смотреть на сцене. [ 4 ] The Times отнеслась к этой статье более благосклонно. [ 5 ] Некоторые критики похвалили актерский состав и съемочную группу за их усилия по созданию таких недостойных ролей. «Как бы усердно [Мур] ни работала, она по-прежнему была полностью смущена всем этим. Пока произведение было взято в турне, она категорически отказалась с ним поехать». [ 3 ]
Список музыкальных номеров
[ редактировать ]
- Введение
- Акт I
- «Спокойной ночи» (Милли и девочки)
- «Я не скуп на похвалу или хвастовство» (Джейн Энни и девочки)
- «Я была ясноглазой Бэб» (Бэб, Мисс Симс, Джейн Энни и Девочки)
- «Было время, когда нас не было… Имя и колледж!» (Проктор с Бэб, мисс Симс, Джейн Энни, Симом и Грегом)
- «Подойдите к ней таким образом» (мисс Симс, Проктор, Сим и Грег)
- «Когда я стал бульдогом» (Грег и Сим)
- «Это было время чертополоха» (Том)
- «Какие дары может принести любовь?» (Бэб, Том и Проктор)
- «Девочка, остановись и подумай» (Голоса в воздухе)
- Акт 1, финал
- «Мадам, не сочтите нас грубыми» (Студенты и девушки-журналисты)
- «Жил-был человек в приморском городе» (Проктор и Хор)
- «Мимо прогуливаюсь офицер» (Джек)
- «Когда я была маленькой пикканинни» (Джейн Энни и Хор)
- «Слава, Джейн, Энни, здравствуй!» (Милли, Роуз, мисс Симс, Кэдди, Проктор, Сим, Грег и Хор)
- Акт 2
- Введение... «Я паж» (Кэдди и Бэб)
- «Гольф — удел застенчивой горничной» (Девочки)
- «Кажется, я снова девчонка» (мисс Симс)
- «Там, где ивы затеняют реку» (Студенты прессы)
- «Когда я был» (Сим и Грег)
- «Мы осознаем, что слегка снисходительны» (Джек и Солдаты)
- «Мы с тобой, дорогой Джек, покажем» (Джейн Энни, Джек и Хор)
- Балет
- «Вчера вечером, когда нам пришлось расстаться» (Бэб и Том)
- «Я человек эрудиции» (Проктор и Бэб)
- «Теперь ты сентиментальная горничная» (Джейн Энни, мисс Симс, Бэб, Том, Джек, Проктор и Хор)
- «Мораль этой истории такова» (Милли, мисс Симс, Проктор и Хор)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Баррингтон, с. 96
- ↑ Рефери , 14 мая 1893 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тиллетт, Селвин, статья о Джейн Энни в журнале Sullivan Society Journal , 1993 г.
- ^ « Джейн Энни ; Дж. М. Барри и либретто Конан Дойла скорее озадачивают Лондон» , The New York Times , 28 мая 1893 г., стр. 13
- ↑ Обзор Джейн Энни. Архивировано 3 сентября 2006 г. в Wayback Machine , The Times , 15 мая 1893 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баррингтон, Ратленд (1908). Ратленд Баррингтон: рекорд 35-летнего опыта работы на английской сцене . Лондон: Г. Ричардс. Предисловие У.С. Гилберта , по состоянию на 9 марта 2008 г.
- Домашняя страница в Архиве Гилберта и Салливана
- Статья о Барри, Дойле и подготовке Джейн Энни. Архивировано 2 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
- Статья о Джейн Энни, посвященная элементу гипноза
Внешние ссылки
[ редактировать ]