Децима Мур
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |

Лилиан Десима, леди Мур-Гуггисберг , CBE (11 декабря 1871 — 18 февраля 1964), более известная под своим сценическим псевдонимом Десима Мур , была английской певицей и актрисой, известной своими выступлениями в сопрано с оперной труппой D'Oyly Carte. и в музыкальных комедиях. Она была младшей из десяти братьев и сестер (отсюда и имя «Децима»). Ее сестра, актриса Ева Мур , была матерью актрисы Джилл Эсмонд , первой жены Лоуренса Оливье .
Мур дебютировала на сцене в роли Касильды в Гилберта и Салливана хите «Гондольеры » в 1889 году в возрасте 17 лет и проработала в труппе два года. она снялась во множестве театральных постановок и музыкальных пьес Вест-Энда Затем в течение следующих двух лет , присоединившись к труппе Джорджа Эдвардса , чтобы сыграть роль инженера Роуз Брайерли в популярной эдвардианской музыкальной комедии «Веселая девушка» в 1893 году. После гастролей с труппой Эдвардса в мюзиклах она вернулась в Англию и в легкую оперу, позже сыграв роль Аромата лилий в «Персидской розе» (1899) и снявшись в главной роли во Флородоре. (1900–01) и «Моя леди Молли» (1903), а также другие шоу в Вест-Энде.
В 1905 году Мур вышла замуж за майора (впоследствии бригадного генерала) сэра Фредерика Гордона Гуггисберга , переехав с ним в Западную Африку . В течение следующего десятилетия она часто возвращалась в Англию, а также гастролировала, в основном в театре, а также пела на концертах. В 1908 году она была одним из основателей Лиги франчайзинга актрис и стала очень активной в избирательном движении . Ее последнее выступление на сцене в Лондоне состоялось в 1914 году. Во время Первой мировой войны Мур работала во Франции от имени британских солдат. В 1918 году она была удостоена награды CBE за заслуги перед своей страной. Мур активно занималась благотворительностью во время своего долгого выхода на пенсию. Она была последней выжившей оригинальной создательницей роли Гилберта и Салливана.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Мур родилась в Брайтоне , Сассекс, девятая дочь и десятый ребенок Эдварда Генри Мура, химика-аналитика , и его жены Эмили (урожденной Страчан). Четыре ее сестры пели на концертной площадке или сцене, в том числе Джесси (1864–1910), Ева (1870–1955) и Берта Мур.
Она получила образование в школе мисс Прингл, а затем в колледже Босуэлл Хаус в Брайтоне и пела в церковном хоре. После окончания школы в 1887 году она выиграла стипендию Виктории для обучения пению в Музыкальной консерватории Блэкхита . [ 1 ] Затем она училась вокалу у Роуз Херси . [ 2 ]
Ранняя карьера и годы Д'Ойли Карт
[ редактировать ]
Мур намеревалась начать концертную карьеру, но дебютировала в 17 лет в оперной труппе D'Oyly Carte . [ 3 ] Там она сыграла главную роль Касильды в «Гондольерах» , последнем великом хите Гилберта и Салливана , который открылся в театре «Савой» 7 декабря 1889 года. У. С. Гилберт спросил ее, играла ли она когда-нибудь. Когда она ответила отрицательно, он ответил: «Тем лучше; вам придется меньше разучиваться!» [ 4 ] [ 5 ] Она рассказала о своем опыте первой ночи:
Свой первый выход мне пришлось совершить в гондоле, спиной к публике; и когда я повернулся, чтобы выйти из него, и повернулся лицом к дому, мои чувства были такими, что я никогда их не забуду. За свою жизнь я был всего в трёх театрах и, конечно, ни разу не видел со сцены публики в вечерних костюмах. Когда я увидел эту публику... Я почувствовал «защемление» в груди, как будто я упал в ледяную ванну, и у меня перехватило дыхание. Я впился ногтями в ладони и сказал: «Так не пойдет!» и спустился по сцене, пытаясь вспомнить все, что мне говорили делать и чего не делать. Весь вечер я провел как во сне, плача всю дорогу домой в экипаже, убежденный, что потерпел неудачу. [ 5 ]
На самом деле Мур заслужил хорошие отзывы. The Times писала, что у нее «восхитительно свежий голос... она поет с очень хорошим вкусом и ясно обещает стать очень приемлемой актрисой; ее внешность чрезвычайно привлекательна, и в целом более успешного дебюта в последнее время не было». место". [ 6 ] Следующей ее ролью была Полли в «Капитане Билли» (1891), сопутствующем произведении «Девушка из Наутча» . Ее старшая сестра Джесси Мур, которая пела с одной из гастрольных трупп Д'Ойли Карт, заменила Дециму в «Капитане Билли» в ноябре 1891 года. [ 7 ]
Мур покинула «Савой», когда истек срок ее обязательств, сыграв главную роль в нескольких театра Вест-Энда постановках , в том числе «Мисс Десима» Эдмона Одрана и ФК Бернанда (запасной состав, 1891–92), «Репетиция пантомимы» Сесила Клея (1892 в Королевском театре Корт ), Водоворот Гилберта (1892), Офелия в «Розенкранце и Гильденстерне» (1892), Канун свадьбы (1892 в Трафальгарском театре ), [ 3 ] и главную роль в возрождении Б. К. Стивенсона и Альфреда Селье хита «Дороти» (1892–93). В 1893 году Мур вернулся в организацию D'Oyly Carte, чтобы создать роль Бэба в неудачной пьесе «Джейн Энни» на либретто Дж. М. Барри и Артура Конан Дойла и музыку Эрнеста Форда . [ 7 ]
Затем Мур снова покинул D'Oyly Carte, чтобы появиться в спектакле «Дочь мадам Анго» в театре «Критерион». [ 7 ] Затем она сыграла роль инженю Роуз Брайерли в «Веселой девушке » (1893–94), одной из Джорджа Эдвардса популярных музыкальных комедий . В 1894 году Эдвардс отправил Мур и компанию в Нью-Йорк, а затем на гастроли по США. Затем компанию отправили в Австралию, где она снялась в роли Бесси Брент в музыкальной комедии « Продавщица» , а позже сыграла Примадонну Театр двусмысленности в городе . [ 1 ] Находясь в Ричмонде, штат Нью-Йорк , в феврале 1896 года, все еще гастролируя в фильме «Веселая девушка» , Мур женился на коллеге по актерскому составу, Сесиле Эйнсли Уокер-Ли, кадровом англо-ирландском офицере британской армии, участвовавшем в англо -бурской войне и мировой войне. Я и вышел в отставку в звании полковника. Чтобы угодить матери, они сыграли церковную свадьбу. [ 8 ] В 1898 году у них родился сын Уильям Эсмонд Ормонд Уокер-Ли, который в конечном итоге сделал карьеру на флоте. [ 9 ] Мур развелась с мужем в 1901 году. [ 10 ] в то время, когда развод был еще редкостью и считался позорным.
Дальнейшая карьера и приключения
[ редактировать ]Вернувшись в Англию, Мур покинул труппу Эдвардса и вернулся в световую оперу. Она снялась в «Белом шелковом платье» А. Маклина (1896) в Театре принца Уэльского и в британской постановке « Потерянный, заблудший или украденный» (1897). [ 11 ] Она много гастролировала за рубежом [ 1 ] и сыграла Люсию в «Великом Цезаре» , викторианском бурлеске Джорджа Гроссмита-младшего и Пола Рубенса в Театре Комедии , в середине 1899 года. [ 12 ] Она вернулась в D'Oyly Carte позже, в 1899 году, в третий и последний раз, чтобы сыграть «Запах лилий» в «Розе Персии» , после чего снялась в музыкальной комедии «Флородора » (1900–01) в Лирическом театре. В 1901 году Мур появился в спектаклях «Дипломатическая кража» в театре Гаррика в Лондоне и «Свинопас и принцесса» в Королевском театре . Гастролировала в фильме «Веселые кадеты» (1902). В 1903 году она снялась в роли Элис Ковердейл в еще одном успешном спектакле « Моя леди Молли » в театре «Лицеум» . [ 1 ]

В 1905 году Мур снова вышла замуж и сопровождала своего второго мужа, майора (впоследствии бригадного генерала сэра) Фредерика Гордона Гуггисберга в Западную Африку. Это также был его второй брак. Офицер Королевской инженерной службы, он был назначен директором по изысканиям, а затем губернатором и главнокомандующим Золотого Берега (ныне Гана ), а затем Британской Гвианы . В 1909 году они совместно опубликовали «Мы двое в Западной Африке» , рассказ о своей жизни в развивающемся Золотом Берегу. [ 13 ]
Во время частых поездок в Англию она продолжала выступать на сцене. В 1906 году она пела в хоре «Испытание присяжных» на Эллен Терри утреннике, посвященном золотому юбилею . Ее выступления на сцене в основном происходили в обычных театрах, таких как У. Сомерсета Моэма « комедия Миссис Дот» с дамой Мари Темпест и » Бена Джонсона в «Видение наслаждения 1908 году. Она играла в его маске «Оттенок и крик». после Купидона в 1911 году. Мур гастролировал по Америке и Австралии, а также выступал на Британских островах и давал концерты на крупных площадках, таких как Альберт-холл и Сент-Джеймс-холл , до 1914 года. [ 14 ] Ее последнее появление на сцене в Лондоне было на утреннем представлении Vantage Out в 1914 году. [ 1 ]
В 1908 году Мур была одним из основателей Лиги франчайзинга актрис , которая поддерживала женское избирательное движение посредством пропагандистских пьес, чтений и лекций в поддержку избирательного права. Она также была членом Лиги свободы актрисы. Мур принимала активное участие в избирательном движении (как и ее сестра Ева), сидела на досках объявлений, посещала собрания, появлялась в суфражистских пьесах и фильмах и часто читала монолог « Женщина эта и женщина та» . [ 15 ]
С началом Первой мировой войны Мур начал работать во Франции во Франции, а Гуггисберг вернулся в армию. Мур основала Женский корпус по чрезвычайным ситуациям , который организовал женщин-добровольцев, и основала несколько клубов отпусков, выступая в качестве генерального директора Клуба отпусков ВМС, армии и ВВС Великобритании в Париже. После перемирия в Кельне она организовала клуб оккупационной армии. В 1918 году за свои заслуги она была удостоена звания кавалера Высшего ордена Британской империи , награждена зарубежной медалью и Медалью разведки . [ 1 ] Пока ее муж был колониальным губернатором, она служила своей стране в качестве почетного комиссара выставок Золотого Берега на выставке Британской империи (1923–26), была председателем Ассоциации актеров пьесы (1927–29) и председателем зарубежной секции Клуб «Форум» (1928–32). Во время Второй мировой войны в Париже она восстановила Британский клуб отпуска в 1939 году. Она покинула город 11 июня 1940 года, всего за несколько часов до входа немцев, прикрепив к дверям клуба объявление: «Временно закрыто». . [ 7 ] [ 13 ] [ 16 ]
Леди Мур-Гуггисберг продолжала заниматься благотворительностью от имени ветеранов, женщин и других людей на протяжении всего своего выхода на пенсию. Она также появилась в фильме «С девяти до шести» (1931). [ 17 ] Ее муж умер в 1930 году. Она была избрана вице-президентом Общества Гилберта и Салливана в 1960 году, когда она была последним выжившим создателем роли Гилберта и Салливана. [ 7 ]
Смерть
[ редактировать ]Леди Мур-Гуггисберг умерла в Кенсингтоне , Лондон, в 1964 году в возрасте 92 лет. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бейкер, Энн Пимлотт. «Мур, (Лилиан) Децима (1871–1964)» , oxforddnb.com, Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; по состоянию на 12 февраля 2009 г.
- ^ Рид, Эрскин и Герберт Комптон. «Мое первое появление». Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , Мужчины и женщины , Лондон, 7 ноября 1903 г., с. 301, перепечатано в Footlight Notes: Децима Мур - знаменитость недели, заканчивающейся в субботу ; по состоянию на 4 октября 2003 г.
- ^ Jump up to: а б «Десима Мур» в « Время от времени : 35 актрис, интервьюированных «Мальчиком по вызову»», стр. 24, Г. Далзил, 1894 г.; по состоянию на 5 августа 2010 г.
- ^ Эйр, с. 245
- ^ Jump up to: а б Мур, Децима. Драматическое пэрство (стр. 157). Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , gabrielleray.150m.com, Raithby, Lawrence & Co. (1892), перепечатано в Footlight Notes: Десима Мур - знаменитости за неделю, закончившуюся в субботу, 4 октября. 2003.
- ^ «Театр Савой», The Times , 9 декабря 1889 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Дэвид. Десима Мур , «Кто был кем в оперной труппе D'Oyly Carte» , 27 февраля 2003 г.
- ^ Гуггисберг, Дэниел. «Леди Десима Гуггисберг, CBE» , britishempire.co.uk; по состоянию на 31 июля 2015 г.
- ↑ Некрологи: «Мистер Уокер-Ли», The Times , 22 июля 1969 г., стр. 10
- ^ «Перепись 1901 года – Актриса» , nationalarchives.gov.uk; по состоянию на 31 июля 2015 г.
- ↑ Афиша театра герцога Йоркского, 27 апреля 1897 года.
- ^ "Децима Мур" , The English Illustrated Magazine , Macmillan and Company (1899), Vol. 21, выпуски 187–192, с. 480
- ^ Jump up to: а б с Некролог: «Леди Мур-Гуггисберг», The Times , 20 февраля 1964 г., стр. 15
- ^ Калм, Джон. Профиль Десимы Мур. Архивировано 11 марта 2007 г. в Wayback Machine , Footlight Notes, 4 октября 2003 г.
- ^ Кроуфорд, стр. 423–24.
- ^ «Клуб выхода в Париже», письмо Десимы Мур редактору, The Times , 19 июня 1940 г., стр. 9
- ^ [1] , Британский институт кино , по состоянию на 13 января 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйр, Лесли (1972). Товарищ Гилберта и Салливана . Лондон: WH Allen & Co Ltd. Введение Мартина Грина .
- Банток, Г. и Ф.Г. Афлало, Вокруг света с «Веселой девушкой» (1896)
- Кроуфорд, Элизабет (2001). Женское избирательное движение: Справочное руководство, 1866–1928 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-23926-4 . </ref>
- Генцль, Курт. Энциклопедия музыкального театра , 2 т. (1994)
- Гэй, Ф.-ред., Кто есть кто в театре , 14-е изд (1967)
- Гуггисберг, Ф.Г. и Децима (1909). Мы двое в Западной Африке . Лондон: Уильям Хайнеманн.
- Мур, Э. Выходы и входы (1923)
- Роллинз, К. и Р. Дж. Уиттс, Оперная труппа D'Oyly Carte в операх Гилберта и Салливана: отчет о постановках, 1875–1961 (1962)
- Уеринг, Дж. П. Лондонская сцена, 1890–1959 (1976–93)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1871 рождений
- 1964 смертей
- Британские женщины в Первой мировой войне
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Английские киноактрисы
- Актрисы английского музыкального театра
- Английские оперные сопрано
- Английские актрисы театра
- Актрисы из Лондона
- Люди из Кенсингтона
- Певцы из Королевского района Кенсингтон и Челси
- Жены рыцарей
- Актеры из Королевского района Кенсингтон и Челси
- Обладатели Медали Французской Благодарности