Джон Д'Обан

Фредерик Джон Д’Обан (1842 — 15 апреля 1922) — английский танцор, хореограф и актёр викторианской и эдвардианской эпох . Известный при жизни как балетмейстер Королевского театра Друри-Лейн , его лучше всего помнят как хореографа многих опер Гилберта и Салливана .
Выступив в детстве со своей семьей, Д'Обан продолжил карьеру комического танцора в мюзик-холле и пантомиме . Он также работал танцмейстером в театре Альгамбра , театре Гейети в Лондоне и на протяжении десятилетий в Друри-Лейн. В 1868 году он начал долгое сотрудничество с У. С. Гилбертом , поставив танцы для большинства оригинальных постановок опер Гилберта и Салливана , включая HMS Pinafore (1878) и «Микадо» (1885), а также многих других савойских опер . В период с 1860-х по 1909 год Д'Обан поставил более 150 постановок, включая пантомимы, бурлески , музыкальные комедии и комические оперы . Он также обучал танцам многих, ставших известными исполнителями.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]В детстве Д'Обан вместе со своей сестрой Мари выступал в роли «знаменитых детских танцоров» мадам Д'Обан, начиная с 1850 года. [ 1 ] и продолжал выступать в составе семейного песенно-танцевального ансамбля Д'Обан на протяжении всего своего детства. [ 2 ] Став взрослыми, он и его сестра вместе появились в комическом танцевальном двойном акте в Хрустальном дворце в 1863 году. [ 3 ] Они вместе появились в Арлекинаде на открытии Суррейского театра в роли Арлекина и Коломбины, которая проходила в рождественский сезон того же года. [ 4 ] Они повторили свою Арлекинаду с вариациями во время рождественских праздников 1868 года. [ 5 ] 1869 [ 6 ] и 1871. [ 7 ]
Бурлеск, пантомима и другие ранние произведения
[ редактировать ]
Д'Обан быстро стал популярным как гротескный танцор и исполнитель « звездных ловушек » в лондонских мюзик-холлах В начале своей карьеры . С 1865 по 1868 год он танцевал во многих Театра Альгамбры бурлесках и пантомимах под руководством режиссера Джона Холлингсхеда . [ 8 ] В 1866 году он произвел фурор в Париже, поставив этот город в звездную ловушку. По словам Холлингсхеда, Д'Обан был чемпионом по прыжкам в звездную ловушку, способным прыгнуть через ловушку из-под сцены высоко в воздухе на виду у публики. [ 9 ]
Д'Обан начал свое сорокалетнее сотрудничество с У.С. Гилбертом в 1868 году, появившись в афише на открытии Холлингсхедского театра «Гейети» в Лондоне , в том числе в роли одного из двух загадочных скрипачей в бурлеске Гилберта «Роберт Дьявол» . Другим был Джон Уорд, старший брат Уилли Уорда . Д'Обан и Джон Вард были объявлены «главными танцорами гротеска и пантомимистами театра». [ 10 ] Затем Д'Обан работал балетмейстером в «Гейети», ставя его знаменитые бурлески, до 1891 года. [ 9 ] В 1870 и 1875 годах в «Гейети» Д'Обан поставил Чарльза Дибдина музыкальный фарс «Водяной человек» . С 1868 по 1909 год Д'Обан поставил танцы для более чем 150 постановок в Вест-Энде в 30 различных театрах. [ 11 ]
Д'Обан женился на сестре Варда, Эмме, в 1871 году, с которой он также выступал. [ 9 ] В рождественский сезон 1871 года в секции «Арлекинада» пантомимы «Нип Ван Винкль» в театре «Павильон» Д'Обан играл Арлекина, Эмма была «Арлекином а-ля Ватто», сестра Д'Обана Мари была Колумбиной, а Джон Уорд был клоуном. . [ 12 ] На следующее Рождество Д'Обан и Вард появились вместе в роли одноименных Валентина и Орсона в Театре «Слон и замок». [ 13 ] В «Гейети» Д'Обан появился и поставил хореографию «Физ-Гиг» , «нового пантомимического балета» в 1874 году. [ 14 ]
Комическая опера; Друри Лейн
[ редактировать ]В 1876 году Д'Обан аранжировал танцы для Гилберта и Фредерика Клеев комической оперы «Принцесса Тото» в главной роли с Кейт Сэнтли . [ 15 ] В 1877 году Д’Обан начал работать с Ричардом Д’Ойли Карт , Гилбертом и Артуром Салливаном над аранжировкой танцев для их комической оперы «Колдун» . [ 16 ] В 1878 году Д'Обан обучил Гилберта танцам Арлекина для секции «Арлекинада» в «Сороке разбойниках» . [ 17 ] Д'Обан аранжировал танцы для следующей Гилберта и Салливана оперы «HMS Pinafore» , которая имела необычайно успешный успех. [ 18 ] К рождественскому сезону 1879 года он поставил феерический бурлеск « Путешествия Гулливера» . Г. Дж. Байрона в театре «Гейети» [ 19 ]

В 1880 году Д'Обан поставил хореографию и появился со своей женой и сестрой в Э. Л. Бланшара пантомиме «Мать Гусыня» в Королевском театре на Друри-Лейн . После этого, по крайней мере до 1909 года, он был балетмейстером и директором театра Друри-Лейн, особенно пантомим, где он также продолжал выступать в рождественских пантомимах. Его сын, Эрнест Генри Д'Обан (1874–1941), на долгие годы стал режиссером на Друри-Лейн. В 1881 году Д'Обан появился и аранжировал танцы для Робинзона Крузо , за которыми в последующие годы последовали такие пантомимы Друри-Лейн, как «Синдбад-мореход» , «Золушка» и «Аладдин» . [ 20 ] В 1880 году он поставил хореографию Билли Тейлор в Императорском театре , Франца фон Зуппе » «Боккаччо для Х.Б. Фарни . [ 21 ] «Викарий Брея» в театре «Глобус» и «Рип ван Винкль» Анри Мейяка , Филиппа Жиля и Фарни, оба в Театре комедии . [ 22 ]
В 1886 году Д'Обан поставил хореографию «Веты» , комическую оперу на либретто Кейт Сэнтли и музыку Фирмина Берника и Жоржа Якоби, которая гастролировала по британским провинциям в 1886 году. [ 23 ] Он сыграл Демонико в опере «Франкенштейн, или Жертва вампира» в 1887 году в «Гейети» и аранжировал танцы. [ 24 ] Он также поставил хореографию «Фауста» Мейера Лутца , включая его знаменитую балетную музыку « Па де катр» (1888), которая стала очень популярной и до сих пор доступна на компакт-дисках. [ 25 ] В 1889 году он поставил «Золушку»; Или «Божья коровка, Божья коровка, улетай домой» в Театре Ее Величества [ 26 ] и оба ставили хореографию и появлялись в «Аладдине» и «Чудесной лампе»; или тарелка с узором ивы и Летающий Хрустальный дворец в Хрустальном дворце. [ 27 ] Среди других более поздних бурлесков «Геэти», поставленных Д'Обаном, были «Рюи Блас и Блазе Руэ» (1889) и «Кармен до данных» (1890). [ 11 ]
Д'Обан продолжал ставить хореографию большинства постановок Гилберта и Салливана и других постановок театра «Савой» на протяжении 1880-х и 1890-х годов. В их число входили Иоланта (1882 г.), [ 28 ] Принцесса Ида (1884 г.), [ 11 ] Микадо (1885) [ 29 ] (Д'Обана играет Энди Серкис в фильме 1999 года «шиворот-навыворот» о создании Микадо ), Руддигор (1887), [ 30 ] Йомены гвардии (1888), [ 31 ] Викарий Брея (1892 г.), капитан Билли (1892 г.), Хэддон Холл (1892 г.), [ 32 ] Джейн Энни (1892), Utopia Limited (1893), [ 33 ] Атаман (1894), [ 34 ] Великий князь (1896 г.), [ 35 ] Его Величество (1897 г.), [ 36 ] Великая герцогиня Герольштейнская (1897 г.), Камень красоты (1898 г.) [ 37 ] и «Изумрудный остров» (1901). [ 38 ]
1890-е и 1900-е годы
[ редактировать ]
1890-е годы были самым плодотворным десятилетием Д'Обана как хореографа: в Вест-Энде было поставлено более 70 постановок , в некоторых из которых он также танцевал. [ 11 ] Помимо множества комических опер, которые он поставил в «Савойе» в 1990-е годы, он поставил серию музыкальных пьес в Лирическом театре , начиная с «Красного гусара» (1889) и включая «Сигале» (1890), «Маленького Христофора Колумба » (1890). 1893) и другие. В 1890 году Д'Обан сыграл Чудовище в рождественской пантомиме « Красавица и чудовище» на Друри-Лейн . [ 24 ] и он одновременно выступал и ставил хореографию в фильмах «Шалтай-Болтай, или Арлекин Желтый карлик» и «Прекрасная с золотыми замками» (1891). [ 39 ] Он и его жена танцевали в переработанной версии «Золотой паутины» на либретто Фредерика Кордера и Б. К. Стивенсона на музыку Артура Горинга Томаса в «Лирике» в 1893 году. [ 40 ] Он был постоянным хореографом театра Адельфи с 1892 по 1893 год. [ 41 ]
Другие его хореографические работы в этот период включали пантомиму, комическую оперу и музыкальную комедию , в том числе возрождение популярной комической оперы «Дороти» Б. К. Стивенсона и Альфреда Селье в Театре на Трафальгарской площади (1892). [ 42 ] Гилберта (1892), «Шутки в лирике» [ 43 ] Черное домино Джорджа Р. Симса и Роберта Бьюкенена в театре Адельфи (1893) [ 44 ] Гилберта (1894). и «Его превосходительство в лирике» [ 45 ] В начале перехода британского музыкального театра от комической оперы и бурлеска к эдвардианской музыкальной комедии он поставил хореографию «Модель художника» в Театре Дейли для Джорджа Эдвардса в 1895 году. [ 46 ] В 1896 году он поставил переработанную версию мюзикла « Новая буфетчица» , за которой последовали «Человек о городе» и «Русалки» в театре «Авеню» . [ 47 ] «Аладдин на Друри-Лейн», в котором его сын Эрнест появился вместе с Десимой Мур , Дэном Лено и Полом Чинквевалли. [ 48 ] и Черноглазая Сьюзен в «Адельфи». [ 11 ] Затем он поставил хореографию британской постановки «Lost, Strayed or Stolen» музыкальной комедии (1897) Дж. Чивера Гудвина , Вулсона Морса и Лесли Стюарт в Театре герцога Йоркского. [ 49 ] и «Дети в лесу на Друри-Лейн» (1898). [ 50 ] В 1897 году он также вернулся в Театр Ее Величества с Рипом Ван Винклем , Гензелем и Гретель и «Прентисским столбом» , а также в театре Шефтсбери, поставив хореографию «Яшмак» и «Волшебник Нила» . [ 11 ]

В 1900 и 1901 годах Д'Обан вернулся в театр «Глобус» с «Веселыми претендентами» , «Маленьким ужином» и «Сладкой Нелл из старого Друри» . Также в 1900 году он выступал в Театре Хеймаркет с Сладкой Нелл из Олд Друри и «Школой скандала» . В 1903 году он поставил хореографию «Месье Бокер» в «Империале», а также на протяжении десятилетия ставил хореографию во многих повторах этой пьесы в Лондоне. [ 11 ] У.С. Гилберта Он поставил хореографию «Арлекина и дилеммы феи» в Театре Гаррика (1904). [ 51 ] В 1905 году он впервые поставил хореографию «Алый пимпернель» в Новом театре , произведение, которое он пережил несколько раз. Затем он поставил возрожденные балеты «Йомены гвардии» (1906) и «Гондольеры» (1907) в «Савойе» для Хелен Карт . [ 11 ] Его последней постановкой стала последняя опера Гилберта « Падшие феи» (1909). [ 52 ] и еще один Аладдин на Друри-Лейн, оба в декабре 1909 года. [ 11 ]
Учитель танцев и последние годы
[ редактировать ]Д'Обан стал настолько известным учителем танцев, что его стиль преподавания стал известен как «школа Д'Обана». Среди его учениц танцев была Элис Летбридж , [ 53 ] Сильвия Грей , Мэйбл Лав , Маргарет Моррис , Лилли Лэнгтри , Мэри Андерсон , Руби Рэй и Летти Линд . [ 54 ] Частично он вдохновил искусство танца на юбке . [ 55 ]
Юмористический журнал Punch почтил Д'Обана следующим стихом:
См. г-на Джонни Д'Обана ,
Он такой быстрый и ловкий,
Он танцевал на напёрстке,
Он больше похож на эльфа, чем на человека. [ 56 ]
Д'Обан умер в своем доме в Мейда-Вейл в Лондоне в возрасте 80 лет. [ 9 ]
Изображения
[ редактировать ]В фильме 1999 года «Перевернутые с ног на голову» о создании Микадо Д'Обана играет Энди Серкис . [ 57 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эра , 26 мая 1850 г., с. 13
- ^ The Era passim , например, 23 января 1853 г.; 14 сентября 1856 г.; 14 марта 1858 г.; и 29 мая 1859 г.
- ↑ The Observer , 27 декабря 1863 г., с. 6
- ↑ The Observer , 24 декабря 1865 г., с. 3; и 25 февраля 1866 г., с. 1
- ↑ The Observer , 27 декабря 1868 г., с. 7
- ↑ The Observer , 26 декабря 1869 г., с. 6
- ↑ The Observer , 24 декабря 1871 г., с. 6
- ^ Холлингсхед, Джон. Моя жизнь , 2 тома, глава XXIII, (1895) С. Лоу, Марстон: Лондон
- ^ Jump up to: а б с д «Прыжки мистера Д'Обана в ловушку» . «Таймс» , 17 апреля 1922 г., стр. 17
- ↑ «Эра» , 27 ноября 1859 г., с. 10; и 20 декабря 1868 г., с. 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Биографический файл Джона Д'Обана, список постановок и театров, Театральный музей , Лондон (2009).
- ↑ «Эра» , 7 января 1872 г., с. 8
- ↑ The Observer 29 декабря 1872 г., с. 7
- ↑ Афиша театра Gaiety, 23 января 1874 г.
- ^ Стедман, с. 143
- ↑ «Создание волшебника» в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ^ Стедман, с. 156
- ^ HMS Pinafore Информация о актерах в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ^ Маккуин-Поуп, с. 198
- ↑ Королевский театр, афиша Друри-Лейн, 26 декабря 1881 г.
- ↑ Афиша Театра комедии, 15 июня 1882 г.
- ↑ Афиша Театра комедии, 14 октября 1882 г.
- ^ Генцль, с. 302
- ^ Jump up to: а б Сайт пантомимы Друри-Лейн, доступ 14 декабря 2009 г.
- ^ "Pas de Quatre" , трек 7 на альбоме British Light Music Classics , Hyperion, 1996, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ↑ Актеры Золушки , по состоянию на 14 декабря 2009 г.
- ↑ Афиша Хрустального дворца, 26 декабря 1889 г.
- ^ Афиша театра Савойя, Иоланта , 25 ноября 1882 г.
- ↑ Микадо . Архивировано 28 сентября 2011 г. в Wayback Machine , обзор в The Entr'acte , Лондон, 28 марта 1885 г., стр.6a, доступно на веб-сайте Footlight Notes , 21 декабря 2009 г.
- ^ Информация о актерах Руддигора в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ^ Эра , 6 октября 1888 г., с. 9
- ^ Трутт, Дэвид. Либретто Хэддон Холла , с. 6, в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 10 сентября 2010 г.
- ↑ Афиша театра Савой, Utopia, Limited , 7 октября 1893 г.
- ↑ Обзор The Chieftain. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ^ Афиша театра Савой, Великий герцог , 7 марта 1896 г.
- ↑ Его Величества Либретто . Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ↑ Афиша театра Савой, «Камень красоты» , 28 мая 1898 г.
- ^ Афиша театра Савой, Изумрудный остров , 27 апреля 1901 г.
- ↑ Королевский театр, афиша Друри-Лейн, 26 декабря 1891 г.
- ^ Генцль, с. 459
- ↑ Календарь Adelphi. Архивировано 2 июля 2010 г. на Wayback Machine, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ↑ Афиша театра на Трафальгарской площади , 26 ноября 1892 г.
- ↑ The Mountebanks в The Guide to Musical Theater , по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ↑ Афиша Королевского театра Адельфи, 1 апреля 1893 г.
- ^ Его Превосходительство [ мертвая ссылка ] , афиша Лирического театра, 1 декабря 1894 г., по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ↑ Афиша театра Дейли, 16 февраля 1895 г.
- ^ Генцль, с. 573
- ↑ Королевский театр, афиша Друри-Лейн, декабрь 1896 г.
- ↑ Афиша театра герцога Йоркского, 27 апреля 1897 г.
- ↑ Королевский театр, афиша Друри-Лейн, 8 января 1898 г.
- ^ Мосс, Саймон. Арлекин и дилемма феи в архиве выставки-продажи, по состоянию на 14 декабря 2009 г.
- ^ Падшие феи. Архивировано 1 октября 2009 г. в Wayback Machine в Архиве Гилберта и Салливана, по состоянию на 15 декабря 2009 г.
- ^ «Беседа с мисс Элис Летбридж» . Эра . 17 марта 1894 г. с. 11 . Проверено 3 апреля 2019 г. - через Newspapers.com.
- ^ Сент-Джонстон, Реджинальд. История танцев (1906), Лондон: Симпкин, Маршалл, Гамильтон, Кент и компания.
- ^ «Эпоха материальной девушки» , The Telegraph
- ^ Панч , 29 октября 1881 г., с. 196
- ^ « Перевернутая с ног на голову – полный актерский состав и съемочная группа» , Телегид . Проверено 24 октября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Генцль Курт . Британский музыкальный театр , т. 1, Макмиллан Пресс, 1986 г. ISBN 0-333-39839-4
- МакКуин-Поуп, В. (1949). Веселье: Театр волшебства . У. Х. Аллен.
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816174-3 .