Пятно (пение)
Смот-пение , или смот ( кхмерский : ស្មូត или ស្មូត រ ) — традиция пения, исполняемая в основном на похоронах в Камбодже . [ 1 ] Оно связано с другими различными формами буддийского пения, используемыми буддизмом в Камбодже, но отличается как от паритты пения , так и от кхаты, используемых в буддийских песнопениях для провозглашения Дхаммапады .
Этимология: причинная форма молитвы.
[ редактировать ]Smot или smutr — это кхмерская морфологическая трансформация санскритской корневой сутры , которая относится к установленной молитве или стиху, с причинным инфиксом , который вызывает активный глагол сот ( кхмерский : សូត្រ ), то есть молиться, чтобы стать фактитивным , смот ( кхмерский : ស្មូត ), т.е. вызывать один молиться. Точно так же тхлонг ( кхмерский : ថ្លង ), то есть быть глухим, становится томлонгом ( кхмерский : តម្លង់ ), то есть делать кого-то глухим. [ 2 ]
Эстетика: опыт расы за пределами религиозных норм
[ редактировать ]Содержание смота отражает сложное происхождение, в котором смешиваются различные анимистические, индуистские и буддийские традиции. В современной Камбодже, по мнению кхмерского ученого Кхинг Хок Ди, пятно подпадает под категорию повседневной литературы (រឿងល្បែង) и не принадлежит к канонической кхмерской буддийской литературе. [ 3 ]
Смот следует понимать в более широком контексте индийской эстетики как раса ( санскрит : रस), то есть эмоция или чувство читателя или аудитории, которые невозможно описать. [ 4 ] Основная эмоция, вызываемая исполнением смота, - это шок или удивление, которые буддисты описывают как самвега , эмоция, подобная той, которую можно почувствовать, слушая григорианское пение , согласно цейлонскому тамильскому метафизику и философу индийского искусства Ананде Кумарасвами. [ 5 ] По мнению этнолога Трента Уокера, хотя он и согласен с тем, что смот провоцирует самвегу в обрядах для больных и умирающих, другой вид смота приводит к пасаде во время освящения изображений Будды. [ 6 ]
Буддийский характер этого опыта можно подвергнуть сомнению, поскольку теория раса делает метафизические предположения, неуместные в буддийском контексте. [ 7 ] Фактически, смот в равной степени применим и к небуддийским песням и ритуалам. Различные традиции смота , такие как Chey teous и Bat Sara Phanh , призывают на помощь теведу , индуистские небесные фигуры или углы.
Тексты, используемые в смоте, обычно написаны на кхмерском языке .
Музыка: самый украшенный из всех камбоджийских вокальных стилей исполнения.
[ редактировать ]Смот — самый медленный, самый длинный, самый сложный и самый украшенный из всех камбоджийских буддийских вокальных стилей. Его традиционно интерпретируют как мужчины, так и женщины, но он всегда исполняется соло и а капелла , хотя иногда может сопровождаться различными кхмерскими инструментами, включая тросау .
Смотский рубато стиль вокального исполнения отличается как от пения, так и от пения, и характеризуется как «сладкий, мелодичный и музыкальный», отмеченный , а не строгим метрическим размером . [ 8 ] богатое вибрато , драматическое глиссанди и тонкая техника фальцета Отличительной чертой является .
Его длина имеет гипнотизирующий аспект, поскольку мягкая, низкая и медленная песня ачара продолжается в течение нескольких часов, пока не присоединяется ритуальное собрание, постепенно повышая тон и ускоряя скорость пения, которое в конечном итоге может превратиться в хриплый крик. [ 9 ]
Классификация: множество функций
[ редактировать ]Смот выполняет в Камбодже ряд функций, которые можно классифицировать как: плач, сыновняя почтительность, сказки Джатаки , жизнь Господа Будды, а также различные буддийские песнопения и благословения.
Плач
[ редактировать ]Смот наиболее популярен как кхмерский плач , он присутствует в других культурах, таких как арабский мауваль или, что еще более важно, корсиканский плач , который также исполняется а капелла и имеет богатый орнамент. В отличие от панихиды , он используется не во время похоронных процессий , а во время статических торжеств. два слова смот и томнун В кхмерском языке часто ассоциируются (ទំនួញ, то есть оплакивать). Одной из самых популярных форм смот- санга во время кхмерского фестиваля Пчум-Бен является Том Нун Прет (ទំនួញប្រេត, Плач призрака), который во многом основывается на распространенном кхмерском веровании в злое влияние призраков. Однако вначале автор призывает слушателей пойти в обетовый храм и сделать подношения своим родственникам, которые могут получить выгоду от передачи их заслуг.
Сыновняя почтительность
[ редактировать ]Смот используется для выражения ценности сыновней почтительности , основополагающего элемента буддизма Тхеравады , хотя эти тексты содержат скудные ссылки на буддийские учения, кроме предписаний уважать своих родителей. Многие гимны Дхаммы, такие как «Плач сироты», представляют собой драматические истории горя и потерь, которые, казалось, не имели отношения к классическому пути Тхеравады к освобождению.
Сказки Джатаки
[ редактировать ]Смот используется для множества текстов, начиная от уникальных джатаки историй Юго-Восточной Азии из сборника Паннясаджатака и заканчивая предпоследней жизнью Будды до его пробуждения, знаменитой Вессантараджатакой , найденной в Пани Сутта Питаке . «Плач Сованнасама», повествующий о драматическом Момент в Шьяма Джатаке , где будущий Будда сокрушается о том, что его смерть помешает ему заботиться о своих родителях, аналогичен примерам в жанре сыновней почтительности.
Жизнь Будды
[ редактировать ]Смот редко используется для описания жизни Господа Будды. Типичным примером является «Последнее завещание Будды», в котором Будда призывает Ананду продолжать практику после его Окончательной Ниббаны .
Пуджа и Паритта
[ редактировать ]В Камбодже некоторые песнопения пуджи и паритты близки к смоту , обычно это чтение гатхи, обычно текстов сутт на языке пахи и джайя («победа») или текстов благословений на кхмерском верлибре , обращенных к множеству буддийских и брахманских божеств, следуя историческим традициям. синкретизм камбоджийской религии. Однако эти тексты обычно исполняются только монахами. Песни- мантры читаются только на паки, а не на кхмерском языке, поэтому смысловое содержание недоступно для подавляющего большинства непрофессионалов в аудитории.
Исполнители
[ редактировать ]Смот могут исполнять как мужчины, так и женщины, монахи или миряне, но чаще всего его поет , пожилым человеком , соло и а капелла ачаром хорошо обученным богатым религиозным традициям Камбоджи.
Среди известных исполнителей смота - Пром Ут (1945–2009). [ 10 ] или монах Хун Хорм (1924-2007) (позже известный как Хун Кан). [ 11 ] Молодые художники, продолжающие традицию, — это Синат Нхок и Пхеуан Срей Пеу (или Пхеун Срей Пов). [ 12 ] Феуан Срей Пеу учился у Прома Ута и профессора Яна Борина. [ 13 ]
Наиболее распространенными гаммами для плача смота являются гексатонические модифицированные дорийские и миксолидийские гаммы.
Культурные представления
[ редактировать ]Группа «Живые искусства Камбоджи» ищет молодых людей для обучения у немногих оставшихся мастеров этого вида искусства старшего возраста. [ 14 ]
Презентация смота прошла в Кхмерской академии искусств в Лонг-Бич, Калифорния . [ 15 ]
В 2019 году композитор Хим Софи объединил различные традиционные кхмерские инструменты и пение с западным камерным оркестром и хором , чтобы создать музыкальный трек « Бангсокол: Реквием по Камбодже» .
См. также
[ редактировать ]- Агата
- Буддийское пение
- Буддизм в Камбодже
- Джинапанджара
- Парита
- Сакча-кирия
- Метта Сутта
- Мангала Сутта
- Ратана Сутта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеррисон, Майкл К. (2017). Оксфордский справочник современного буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 571. ИСБН 978-0-19-936238-7 .
- ^ Отец Рондино, Рогатьен (2007). Исследования кхмерского алфавита и грамматики [ Изучение кхмерского алфавита и грамматики ] (на французском языке). Пномпень (Камбоджа): Editions des Missions nationalaux. п. 57.
- ^ Дай, Кхинг Хок; Амратиша, Клаирунг (2005). «Лпаэн и Паннасаджатака — апокрифическая Джатака» . Журнал обществ Меконга . 1 (1): 29–53. ISSN 2697-6056 .
- ^ «Раса | Индийская эстетическая теория» . Британская энциклопедия . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Кумарасвами, Ананда Кентиш (2007). Фигуры речи или фигуры мысли?: Традиционный взгляд на искусство . World Wisdom, Inc. с. 182. ИСБН 978-1-933316-34-5 .
- ^ Уокер, Трент (2018). «Самвега и Пасада: песни Дхармы в современной Камбодже» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 41 : 271–325.
- ^ Хайм, Мария (2003). «Эстетика избытка». Журнал Американской академии религии . 71 (3): 544. doi : 10.1093/jaarel/lfg076 . ISSN 0002-7189 . JSTOR 1466492 .
- ^ Сэм, Анг (1998). «Кхмерский народ». У Миллера, Терри Э.; Уильямс, Шон (ред.). Энциклопедия мировой музыки Garland . Рутледж. дои : 10.4324/9781315086477 . ISBN 978-1-351-54421-4 .
- ^ Томсон, Эшли (2005). Возвращение душ: текст кхмерского ритуала (на французском языке). Пномпень: Reyum Publishing. п. 21.
- ^ Уокер, Трент (2 августа 2010 г.). «Архив хранит древнюю камбоджийскую музыку» . Стэнфордские гуманитарные науки . Проверено 8 июля 2021 г.
- ^ «Смот - Преа Трей Лик Санг Кхеп, автор Хун Хорм -» . khmer24h.net . 04.01.2013. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ Камбоджийская поэзия и национальный тур Smot, апрель 2010 г. Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «КИ Медиа: Пхеуан Срей Пеу: Мастер «смота» » . КИ-Медиа . 28 декабря 2008 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ «Сохранение исчезающего вида буддийского искусства» . Немецкая волна - Рассказчики . 6 апреля 2014 г. Проверено 4 июля 2014 г.
- ^ «Smot Music в Лонг-Бич» . Перепончатые ноги, Интернет-журнал »Архив блога»Я с группой . 18 апреля 2009 г. Проверено 4 июля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уокер, Трент (2018). «Самвега и Пасада: песни Дхармы в современной Камбодже» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 41 : 271–325.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «О! Маха Дангрек: Поэзия из опыта камбоджийских беженцев». , Образцы смот-спектаклей.
- «Флоеун Прим - Преобразование нации посредством искусства» . TEDxPhnomPenh — YouTube . 16 февраля 2011 г. Проверено 4 июля 2014 г. , Выступление Smot Chanting на 11:27 мин.
- Неанг Кавич (2011). «Камбоджа 1975-1979: СМОТ. Документальный фильм» . Проверено 4 июля 2014 г.