Джнянапрастхана
Джнянапрастхана Катьяянипутрой ( санскрит : ज्ञानप्रस्थाना ) или Джнянапрастхана-шастра ( ज्ञानप्रस्थानाश ास्त्र , первоначально составленный на санскрите , ) является одним из семи Сарвастивады Абхидхармы буддийских писаний ; титул Джнянапрастхана означает «установление знания».
«Джнянапрастхана » была переведена с санскрита на китайский язык Сюаньцзаном . (T26, № 1544: Абхидхамма Фа Чжи Лунь, написана Достопочтенным Кадаяни и переведена Мастером Трипитаки Сюаньцзаном) в 20 главах. Она также появляется под названием -шастра Аштаскандха Тайшо , с переводом Сангхадевы , Чжу-фониана и Дхармаприи (Т26, № 1543: Абхитан Ба Гандантхана, написанный Каччаянанадананом, с переводом Сангхадевы, ху-фоньян и Дхармаприя (Т26, №. 1543) Zhu Fo Nian Translation), в 30 главах немного большего размера. Между ними есть небольшая разница в формате, что, возможно, указывает на то, что это разные редакции из разных подшкол Сарвастивады. [1]
Традиция Махавибхасы утверждает , что ей учил сам Будда , но различается в зависимости от обстоятельств; в любом случае более поздний Катьянипутра за его составление отвечал . Маха -праджня-парамитопадеша (которая на самом деле относится к Аштаскандхе ) утверждает, что через 100 лет после кончины Будды между великими учителями возникли доктринальные споры, что привело к появлению школ с четко определенными названиями. Сюаньцзан, однако, утверждал, что оно было написано примерно через три столетия после Будды, то есть ок. 100 г. до н.э.
Ортодоксальный Вибхаша ссылаются на Пракаранападу считает это «корнем» Абхидхармы, хотя иногда в тех же терминах . Оно стало известно как «тело» Абхидхармы, а шесть сохранившихся текстов раннего периода известны как «ноги» или «опоры». Это основано на текстовом авторитете, а не на временном определении, учитывая соответствующий исторический порядок этих семи трактатов. То есть джнянапрастхана не возникает из шести ног, но и не является источником ее непосредственно из сутр. Это также напоминание о том, что эти тексты, вероятно, находились в состоянии постоянного пересмотра и обновления, возможно, в течение нескольких сотен лет. Таким образом, между ними существуют взаимные ссылки и заимствования, которые препятствуют любой попытке простого последовательного упорядочивания. [2]
Схема текста более точно соответствует самой ранней модели, « Сарипутре Абхидхарме », чем конкретно трактатам Сарвастивады . Об этом свидетельствует использование в качестве основных подразделений самёджаны , праджни , кармы , индрии , махабхуты , дхьяны и дршти . Подобная система позже была продолжена в текстах Коша и Хридая .
До этого есть отдел «Разные вопросы»; По мнению Иньшуня, анализ бывает трех основных типов: [3]
- Анализ самих сутр — чтобы найти действительный основополагающий принцип, а не принимать содержание за чистую монету, что может привести к очевидному противоречию. Это указывает на точку зрения Абхидхармики, согласно которой Абхидхарму воспринимают как праману в понимании доктрины.
- Анализ природы или характеристик отдельных дхарм - вместо использования категорий сутр, относящихся к духовной практике, здесь наблюдается тенденция к группировке по типам. Таким образом, дхармы подразделяются на рупа , читта , чаитасика или читта-випраюкта , обусловленные дхармы и необусловленные дхармы. Даны подробности по каждому типу, а также подробное обсуждение связанных с ним дхарм. Затем они снова классифицируются в зависимости от того, есть ли у них отток или нет; видимый или невидимый; прошлое, настоящее или будущее; что касается сферы; и так далее.
- Анализ отношений между различными дхармами — поскольку предыдущий анализ допускает множественность и возможность падения в независимые реальности типа санкхьи , этот анализ завершает буддийское учение о взаимозависимом возникновении, предотвращая такую ошибку. Используя теорию кшаника , он устанавливает теорию «шестикратной обусловленности», которая позже станет особенностью доктрины сарвастивады. Это самый ранний текст, в котором появляется эта теория.
Влияние Джнянапрастханы сильно заметно в Вибхаше , и это повлияло на последующие тексты Хридая, а также на Кошу и комментарии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Виллемен, Дессейн и Кокс: Буддийская схоластика Сарвастивада, Brill, 1998. стр. 155–158, чтобы узнать больше об этой дискуссии.
- ^ Махапраджняпарамитопадеша: T25n1509_p0070a06
- ^ Достопочтенный Иньшун: Исследование Абхидхармы, текстов и комментаторов Сарвастивады (Исследование комментаторов и комментаторов Сарвастивады), Zhengwen Publishing, 1968. стр. 184.