Тваштр
Тваштр | |
---|---|
Небесный строитель Создатель божественных орудий Лорд утробы | |
Принадлежность | Дева |
Оружие | Металлический Топор |
Тексты | Пуруша-сукта , Махабхарата , Пураны. |
Генеалогия | |
Родители | Кашьяпа и Адити (по эпосам и Пуранам ) |
Супруга | Речана |
Дети | Дети, включая Саранью , Вишварупу и Вритру. |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гефест |
Скандинавский эквивалент | Лабиринт |
Славянский эквивалент | Svarog |
Часть серии о |
индуизм |
---|
Тваштр ( санскрит : त्वष्टृ , IAST : Tvaṣṭṛ ) или Твашта ( санскрит : त्वष्टा , IAST : Tvaṣṭā ) — ведический бог-ремесленник или модельер. Он упоминается как Адитья (сыновья богини Адити ) в более поздних индуистских писаниях, таких как Махабхарата и Пураны , хотя его значение принижается. Тваштра иногда отождествляют с другим божеством-ремесленником по имени Вишвакарма . [1]
В индуистской литературе
[ редактировать ]В Ригведе Тваштри упоминается как искусный мастер, создавший множество орудий труда, в том числе болт Индры , топор Брихаспати и чашу для божественной еды и питья. Он считается создателем форм и часто считается создателем живых существ и маток. Он также считается универсальным отцом и предком людей через свою дочь Саранью . [2] [3] Он отец Брихаспати и, вероятно, также отец Индры. [2] [4] [3] Он владеет металлическим топором, [5] [2] и едет на колеснице, запряженной двумя лавыми кобылами . [2] [6]
Он — хранитель Сомы , а его сын Вишварупа — хранитель коров. У Индры конфликт со своим вероятным отцом Тваштром, когда он украл сому Тваштры и пытается завладеть скотом Вишварупы. Индра неизменно побеждает в конфликте, и утверждается, что Тваштр боится Индры. В «Тайттирия-самхите» и «Брахманах» Вишварупа убит Индрой, и поэтому Тваштр не позволяет Индре присутствовать на его жертвоприношении Сомы. Однако Индра крадет и пьет сому благодаря своей силе. [2] [4] Чтобы отомстить за убийство своего сына Вишварупы, Тваштр создает демона по имени Вритра . Однако, желая его существования, Тваштр допускает неправильное произношение в своем заклинании, что позволяет Индре победить Вритру. [7] В «Манава-пуране» он переродился как сын Арджуны, Бабхрувахана .
Тваштр связан со многими другими божествами, Пушаном , Савитром , Дхатром , Праджапати и Вишвакарманом , из-за его роли модельера. [2]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Далал, Рошен (15 апреля 2014 г.). Веды: введение в священные тексты индуизма . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-763-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макдонелл, Артур Энтони (1897). «Абстрактные боги» . В Бюлере, Г. (ред.). Ведическая мифология . Издательство Оксфордского университета. стр. 116–118 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Де Витт Грисволд, Харви; Фаркуар, Дж. Н. (1923). Религия Ригведа . Издательство Оксфордского университета. п. 276.
- ^ Jump up to: а б Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 51. ИСБН 978-0190633394 .
- ^ Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 1090. ИСБН 9780199370184 .
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 837.
- ^ Джеймисон, Юго-Запад; Витцель, М. (1992). «Ведический индуизм» (PDF) .