Jump to content

Храм Самадхишвары, Читторгарх

Координаты : 24 ° 53'14 "N 74 ° 38'40" E  /  24,8873 ° N 74,6445 ° E  / 24,8873; 74,6445

Храм Самадхишвары
Самадхишвар
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Читторгарх
Божество Шива
Руководящий орган Археологическая служба Индии (ASI)
Расположение
Расположение Форт Читтор
Состояние Раджастан
Страна Индия
Храм Самадхишвары, Читторгарх расположен в Индии.
Храм Самадхишвары, Читторгарх
Расположение в Индии
Географические координаты 24 ° 53'14 "N 74 ° 38'40" E  /  24,8873 ° N 74,6445 ° E  / 24,8873; 74,6445
Архитектура
Дата установления 11 век

Храм Самадхишвары ( IAST : Samādhīśvara) — индуистский храм, расположенный в форте Читтор в Раджастане , Индия. Он посвящен Шиве , которого называют «Самадхишвара», то есть «Владыка Самадхи ». Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что храм был построен в 11 веке и в дальнейшем реставрировался в 13 и 15 веках.

Этимология и имена

[ редактировать ]

Самадхишвара («Повелитель самадхи ») — аспект индуистского бога Шивы . [ 1 ] Храм также известен как «Самадхишвар» на хинди из-за удаления слова «шва» . Иногда его ошибочно называют Самиддхешварой ( IAST : Саммидхешвара), но многочисленные исторические записи подтверждают, что Самадхишвара (также известный как Самадхиша) — правильное имя храмового божества. [ 2 ]

В наше время божество храма также известно как «Адбхут-джи» или «Адбад-джи», имя, которое также используется для божества храма Шивы 15-го века недалеко от Сураджполе . Имя «Адбхут-джи», по-видимому, является местным названием трехликого аспекта Шивы; в обоих храмах находится трехликий идол Шивы. [ 3 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Одна из теорий идентифицирует храм Самадхишвары как храм Три-бхувана Нараяны или Бходжа-свамина, упомянутый в исторических записях. Согласно надписи Чиравы 1273 года н. э. , Мадана, чиновник, носивший имя Таларакша , поклонялся Шиве в храме Три-бхувана Нараяна, построенном Бходжей в Читторе. [ 4 ] Этот храм был также известен как Бходжа-свамин-джагати, о чем свидетельствует надпись 1301 года нашей эры. [ 5 ] XI века Парамара Царь Бходжа упоминается под эпитетом «Три-лока-Нараяна» («Господь трех миров») в санскритском тексте XII века Гана-Ратна-Маходадхи . Поскольку «Три-бхувана» и «Три-лока» являются синонимами (оба означают « три мира »), историк Г.Х. Оджха предположил, что храм Три-бхувана Нараяна в Читторе был построен царем Парамары Бходжей. Оджха далее определил этот храм как современный храм Самадхишвары. [ 5 ]

Рам Валлаб Сомани, ученый, писавший по истории Мевара под патронажем потомков королевской семьи Сисодия , оспаривает личность Оджхи. Основываясь на надписи на колонне 984 г. н.э. (1041 г. до н. э. ), Сомани приходит к выводу, что храм Самадхишвары предшествовал Бходже и был построен в 10 веке. Сомани предполагает, что храм Три-бхувана Нараяна, упомянутый в исторических записях, был другим храмом, который, возможно, был разрушен во время завоевания Читтора Халджи в 1303 году. [ 6 ]

Историк искусства Р. Нат оспаривает теорию Сомани, указывая, что предполагаемая надпись на колонне 984 г. н.э. недоступна ни одному ученому, кроме Сомани, исследование которого содержит несколько ошибок. Сомани не предоставил ни оригинальную надпись, ни ее полный текст, ссылаясь на «административные причины», которые Нат называет неубедительным оправданием. По мнению Натха, прочтение года Сомани могло быть ошибочным: правдивость других сочинений Сомани о надписях Раджастана часто подвергалась сомнению другими учеными, в том числе историком Дашаратхой Шармой . [ 7 ]

Натх поддерживает идентификацию Оджхи, основываясь на двух исторических прашасти (хвалебных надписях), составленных Ведой Шарман: [ 8 ]

  • Надпись на каменной плите 1274 года н. э. в Читторе свидетельствует о восстановлении территории Гаумукха Тиртхастхала (в которой расположен храм) царем Гухил Самарасимхой. В одном из стихов этой надписи Шива упоминается как Самадхишвара, а также упоминается вторая плита, которая сейчас утеряна. [ 1 ]
  • Надпись на каменной плите 1285 года н.э., обнаруженная в шиваитском матхе в храме Ачалешвар в Абу, свидетельствует о том, что предыдущие прашасти, составленные Ведой Шарман в Читторе, были связаны с двумя знаменитыми храмами: одним из Самадхиши (то есть Самадхишвары), который был известен как Три -бхувана; а другой — Чакрасвамин (аспект Вишну ). [ 1 ]

Согласно надписи Чирава, Мадана поклонялся аспекту Шивы Садашива в храме: Садашива изображается имеющим пять лиц и десять рук. Однако у главного идола Шивы в храме Самадхишвары всего три лица и шесть рук. [ 9 ] Натх объясняет это несоответствие, выдвигая теорию о том, что первоначальный идол храма был разрушен во время завоевания Халджи, а позже был восстановлен королем 15 века Мокала-симхой . [ 10 ] Нынешний идол относительно современный, он появился после Мокала-симхи. [ 3 ]

Джайнские образы

[ редактировать ]

Санскритская надпись прашасти 1150 года н. э., обнаруженная в храме Самадхишвары, описывает визит царя Кумарапалы Чаулукья в храм, который он называет «Самадхиша-Махешвара». В нем говорится, что Кумарапала поклонялся храмовому божеству и его супруге (то есть Шиве и Парвати ) и делал пожертвования храму. Интересно, что прашасти был составлен монахом- дигамбара- джайном . [ 11 ] Основываясь на этом, а также на том факте, что Кумарапала покровительствовал джайнизму, историк искусства М. А. Даки предположил, что храм Самадхишвары изначально был джайнской святыней. В свою поддержку Даки также привел наличие нескольких изображений джайнских тиртханкаров и якша - якшини . в храме [ 3 ]

Р. Натх оспаривает эту теорию, указывая, что в надписи ясно указано, что Кумарапала поклонялся Шиве и Парвати во время своего посещения храма. Более того, согласно « Моха-Параджая-Натаке», составленному министром Кумарапалы Яшахпалой, король обратился в джайнизм только позже, в 1159 году нашей эры. [ 3 ] Натх объясняет, что джайнские образы не имеют никакого религиозного подтекста: это одна из нескольких сцен, изображающих жизнь широкой публики Читтора, включая джайнов. Он указывает, что другие мотивы в храме изображают женщин в эротических позах , сражениях и охоте: они не соответствуют темам ненасилия и безбрачия джайнского монашества . [ 12 ] Кроме того, он цитирует текст Aparajitaprccha XII века нашей эры , в котором рекомендуется изображать джайнские иконы на джамге (средней стене) храма вместе с шиваитскими и вайшнавскими иконами. [ 13 ]

Реставрации

[ редактировать ]

Храм несколько раз реставрировался. Основываясь на надписи 1150 года н.э., в которой записано посещение Чаулукья храма царем Кумарапалой и пожертвованиями на него, Р. Натх предполагает, что Кумарапала восстановил храм, что может объяснить некоторое влияние Гуджарати на искусство и архитектуру храма. [ 3 ]

Как упоминалось выше, согласно надписи на каменной плите 1274 года нашей эры, территория вокруг храма была восстановлена ​​королем Гухил Самарасимхой (также известным как Равал Самар Сингх). Это дополнительно подтверждается надписью 1285 года н.э. Ахалешвара [ 1 ]

Надпись на черной мраморной плите 1428 года н.э., обнаруженная в храме, свидетельствует о его восстановлении королем Мокала-симхой (также известным как Рана Мокал Сингх). Для описания храмового божества используются слова «Самадхиша» и «Самадхишвара». Прашасти 1460 года Надпись Кумбхалгарх также относится к восстановлению храма Мокалой. [ 14 ]

Храм также упоминается в надписи Киртти-стамбха прашасти 1460 г. н.э. Две короткие надписи, датированные 1442 и 1458 годами нашей эры, свидетельствуют о том, что архитекторы выражали почтение Самадхишваре. [ 15 ]

при правительстве Индии С 1956 года храм находится в ведении Археологической службы Индии . [ 16 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Храм расположен на территории форта Читтор , в Гаумукха Тиртхастхала, на северном берегу водохранилища Гаумукх Кунд. Поскольку он строился и реставрировался на протяжении пяти столетий (11-15 веков), он отличается несколькими скульптурными стилями. Историк искусства Р. Натх описывает храм как « лоскутное одеяло ». [ 4 ]

Здание состоит из святилища ( гарбхагриха ), расположенного на востоке, прихожей ( антарала ) и вестибюля ( гудха-мандапа ). Он имеет три входных крыльца ( муха-чатушки ) с северной, западной и южной сторон. [ 4 ] Святилище расположено на более низком уровне, чем общий уровень пола храма, из прихожей в святилище ведут шесть ступенек. [ 9 ]

В святилище находится изображение Шивы, которое Р. Натх описывает как произведение низкого качества с художественной точки зрения. На изображении Шива изображен с тремя головами, каждая из которых изображена в джата-мукутах (коронах из дредов ). У каждого из трёх лиц есть третий глаз ; правое лицо имеет устрашающее выражение, а центральное и левое лица имеют мирное выражение. Правая голова показывает аспект Шивы Агхора , на ней изображено кольцо змей и череп на джата-мукуте . Тело Шивы показано с шестью руками: одна рука поднята в сарпа- мудре (жест змеи); в других руках держат такие предметы, как акшамала (чётки), цитрон ( матулунга ), чаша из черепа ( капала ) и змея ( сарпа ). [ 9 ]

Наратхара (поднятая платформа с изображением людей) храма представляет собой несколько сцен из общественной жизни: [ 12 ]

  • Охота – исторически популярное развлечение.
  • Битвы
  • Королевские процессии и суды
  • Религиозные темы, включая поклонение ступам , лингамам , джинам и другим божествам; религиозные дискурсы; и аскеты
  • Деванганы (небесные женщины) в танцах и эротических позах
  • Другие сцены из повседневной жизни, такие как повозки, запряженные волами, повозки верблюдов и ремесленники за работой.

Библиография

[ редактировать ]
  • Р. Нат (1984). Древности Читторгада . Программа документации исторических исследований.
  • Р. В. Сомани (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры . Матешвари. OCLC   2929852 .
  • Джагат Пати Джоши; Кришна Дева, ред. (2006). Перечень памятников и мест национального значения (PDF) . Том. II, Часть 1 - Джайпурский круг от 01 до 056. Археологические исследования Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2019 г. Альтернативный URL.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 151dbead0d9782793b54f17257a05146__1723014180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/46/151dbead0d9782793b54f17257a05146.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samadhishvara Temple, Chittorgarh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)