Самаранга Сутрадхара
Самарангана Сутрадхара , иногда называемая Самаранганасутрадхара , представляет собой поэтический трактат XI века о классической индийской архитектуре ( Васту Шастра ), написанный на санскрите и приписываемый Парамаре, царю Бходже из Дхара . [1] [2] [примечание 1] Титул Самаранганасутрадхара представляет собой составное слово, которое буквально означает «архитектор человеческих жилищ», но также может быть разложено на альтернативное значение как «постановщик полей сражений» - возможно, игра слов, позволяющая узнать его царственного автора. [1]
Три рукописи Самарангана Сутрадхары были обнаружены в начале 20 века, а другие - позже. Они несколько различаются и все сохранились в неполной форме. Наиболее полная версия, вероятно, скопирована и перекомпилирована в 15 веке. [2] Эта рукопись содержит 7430 шлок (стихов), объединенных в 83 адхьяи (главы). Примечательным аспектом каждой адхьяи является то, что она начинается со стиха, составленного размером анистубх ( чанда в индуистских текстах), и заканчивается стихом с более длинным размером, обычно упаджати или васантатилака . [4]
Самарангана Сутрадхара - один из немногих сохранившихся важных текстов по теории и практике индуистской храмовой архитектуры на севере, центральной и западной части Индийского субконтинента (главы 52–67). Его главы также включают дискуссии о городском планировании, архитектуре домов, иконографии, живописи ( читра ) и скульптуре ( шилпа ). [1] Некоторые главы включают индуистские легенды, такие как о спящем Вишну , объясняющие его идеи, а также стихи о индуистской философии, такой как санкхья и веданта . Он включает обсуждение васту -мандал (главы 11–15). Другие представляют собой практические руководства по архитектуре и строительству; например, дом (глава 37), подготовка почвы (глава 8), древесина и лесоматериалы для столярных работ (глава 16), кладка кирпича (глава 41) и другие. Последующие главы (70–83) посвящены скульптуре и живописи. [5] [примечание 2]
Самарангана Сутрадхара признает и основывается на более старых индийских текстах о храмовой архитектуре и васту в целом, утверждает Адам Харди , исследователь индуистской храмовой архитектуры и связанных с ней исторических текстов. В нем представлен один из наиболее полных списков и описаний 64 проектов индийских храмов, существовавших к 11 веку. [7] XII века Текст также повлиял на более поздние индийские трактаты, такие как «Апараджитапричча» . [8] Текст важен тем, что в нем обсуждаются Нагара, Дравида , [9] Бхумиджа и другие разнообразные стили индуистских храмов. [10] Он особенно примечателен частями, которые соответствуют незавершенному храму 11-го века в Бходжпуре ( Мадхья-Прадеш ), а также самыми ранними известными архитектурными рисунками индуистского храма, выгравированными на окружающих скалах. [11] [12]
В Самарангана-сутрадхаре есть глава, посвященная искусству механических устройств, янтрам (глава 31). Самарангана-сутрадхара включает главы, посвященные украшению дворцов, в которых описывается конструкция механических устройств ( автоматов ), в том числе механических пчел и птиц, фонтанов в форме людей и животных, а также кукол мужского и женского пола, которые наполняли масляные лампы, танцевали, играли на инструментах и воспроизведенные сцены из индуистской мифологии. [13] [14] [15]
В нем также есть несколько фантастических стихов, например, о машинах, которые могут летать. [16] Однако автор заявляет, что «не будет объяснять, как устроены такие машины, ради секретности, а не из-за недостатка знаний». [17]
Издания
[ редактировать ]- Шастри, Т.Г. (1924)
- Кумар, Пушпендра, Самаргана-Сутрадхара Бходжи: Вастушастра . 2 тома, New Bharatiya Book Corporation (2004), ISBN 81-87418-92-3 .
Критические исследования и переводы
[ редактировать ]- Главы о жилой архитектуре, Феликс Оттер (2009) [18]
- Главы об индийской храмовой архитектуре, Адам Харди (2015) [19]
- Шарма, Сударшан Кумар, Самарангана Сутрадхара Бходжадевы: Древний трактат об архитектуре (с введением, санскритский текст, английский перевод стих за стихом , 2 тома (2007 г.), ISBN 81-7110-302-2
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя Бходжа является автором колофона, неясно, действительно ли он написал этот текст. Причин для сомнений несколько: (1) Бходжа является автором колофонов 33 основных санскритских текстов на различные темы; учитывая его политические и административные обязанности, это подозрительно; (2) филологический анализ показывает, что стиль стихов и качество санскрита различаются в этих текстах, а также в главах Самаранганасутрадхары ; возможно, это связано с тем, что авторы разные, а текст является компиляцией. По словам Феликса Оттера, некоторые из этих текстов и, возможно, части некоторых других, вероятно, являются работой одного автора – Бходжи. [3]
- ^ Это не пошаговое руководство в современном понимании, которое встречается во всем мире в современной культурной практике, - утверждает Маттиа Сальвини; тем не менее, это полезные рекомендации, «данные в контексте и манере», подходящие для его возраста. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 22–23. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- ^ Jump up to: а б Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 1–5. ISBN 978-81-208-3447-7 .
- ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 6–14. ISBN 978-81-208-3447-7 .
- ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 5–7. ISBN 978-81-208-3447-7 .
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 23–26. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- ^ Маттиа Сальвини (2012), Самаранганасутрадхара: темы и контекст науки Васту , Журнал Королевского азиатского общества, Cambridge University Press, Vol. 22, № 1, стр. 43–44, JSTOR 41490373.
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 22–29, глава 3. ISBN. 978-93-81406-41-0 .
- ^ М. А. Дхаки (1961), Влияние Самаранганасутрадхары на Апараджитаприччу , Журнал Восточного института, Том 10, Номер 3, страницы 226-234
- ^ Харди, Адам (2009). «Храмы Дравиды в Самаранганасутрадхаре» (PDF) . Исследования Южной Азии . 25 (1): 41–62. дои : 10.1080/02666030.2009.9628698 . S2CID 15290721 .
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. Главы 3–5. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 255–269, глава 6. ISBN. 978-93-81406-41-0 .
- ^ М. Н. Дешпанде (1983), Храм Шивы в Бходжпуре: Применение Самаранганасутрадхары , Журнал Азиатского общества Бомбея, том 54–55, стр. 35–39.
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . п. 68. ИСБН 9788170172215 .
- ^ Вуястик, Доминик (2003). Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений . п. 222. ИСБН 9780140448245 .
- ^ Нидэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение . п. 164. ИСБН 9780521058032 .
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 24. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- ^ Маттиа Сальвини (2012), Самаранганасутрадхара: темы и контекст науки Васту , Журнал Королевского азиатского общества, Cambridge University Press, Vol. 22, № 1, стр. 41 (контекст: стр. 35–55), JSTOR 41490373.
- ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3447-7 .
- ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .