Jump to content

Самаранга Сутрадхара

Самарангана Сутрадхара , иногда называемая Самаранганасутрадхара , представляет собой поэтический трактат XI века о классической индийской архитектуре ( Васту Шастра ), написанный на санскрите и приписываемый Парамаре, царю Бходже из Дхара . [1] [2] [примечание 1] Титул Самаранганасутрадхара представляет собой составное слово, которое буквально означает «архитектор человеческих жилищ», но также может быть разложено на альтернативное значение как «постановщик полей сражений» - возможно, игра слов, позволяющая узнать его царственного автора. [1]

Три рукописи Самарангана Сутрадхары были обнаружены в начале 20 века, а другие - позже. Они несколько различаются и все сохранились в неполной форме. Наиболее полная версия, вероятно, скопирована и перекомпилирована в 15 веке. [2] Эта рукопись содержит 7430 шлок (стихов), объединенных в 83 адхьяи (главы). Примечательным аспектом каждой адхьяи является то, что она начинается со стиха, составленного размером анистубх ( чанда в индуистских текстах), и заканчивается стихом с более длинным размером, обычно упаджати или васантатилака . [4]

Самарангана Сутрадхара - один из немногих сохранившихся важных текстов по теории и практике индуистской храмовой архитектуры на севере, центральной и западной части Индийского субконтинента (главы 52–67). Его главы также включают дискуссии о городском планировании, архитектуре домов, иконографии, живописи ( читра ) и скульптуре ( шилпа ). [1] Некоторые главы включают индуистские легенды, такие как о спящем Вишну , объясняющие его идеи, а также стихи о индуистской философии, такой как санкхья и веданта . Он включает обсуждение васту -мандал (главы 11–15). Другие представляют собой практические руководства по архитектуре и строительству; например, дом (глава 37), подготовка почвы (глава 8), древесина и лесоматериалы для столярных работ (глава 16), кладка кирпича (глава 41) и другие. Последующие главы (70–83) посвящены скульптуре и живописи. [5] [примечание 2]

Самарангана Сутрадхара признает и основывается на более старых индийских текстах о храмовой архитектуре и васту в целом, утверждает Адам Харди , исследователь индуистской храмовой архитектуры и связанных с ней исторических текстов. В нем представлен один из наиболее полных списков и описаний 64 проектов индийских храмов, существовавших к 11 веку. [7] XII века Текст также повлиял на более поздние индийские трактаты, такие как «Апараджитапричча» . [8] Текст важен тем, что в нем обсуждаются Нагара, Дравида , [9] Бхумиджа и другие разнообразные стили индуистских храмов. [10] Он особенно примечателен частями, которые соответствуют незавершенному храму 11-го века в Бходжпуре ( Мадхья-Прадеш ), а также самыми ранними известными архитектурными рисунками индуистского храма, выгравированными на окружающих скалах. [11] [12]

В Самарангана-сутрадхаре есть глава, посвященная искусству механических устройств, янтрам (глава 31). Самарангана-сутрадхара включает главы, посвященные украшению дворцов, в которых описывается конструкция механических устройств ( автоматов ), в том числе механических пчел и птиц, фонтанов в форме людей и животных, а также кукол мужского и женского пола, которые наполняли масляные лампы, танцевали, играли на инструментах и воспроизведенные сцены из индуистской мифологии. [13] [14] [15]

В нем также есть несколько фантастических стихов, например, о машинах, которые могут летать. [16] Однако автор заявляет, что «не будет объяснять, как устроены такие машины, ради секретности, а не из-за недостатка знаний». [17]

  • Шастри, Т.Г. (1924)
  • Кумар, Пушпендра, Самаргана-Сутрадхара Бходжи: Вастушастра . 2 тома, New Bharatiya Book Corporation (2004), ISBN   81-87418-92-3 .

Критические исследования и переводы

[ редактировать ]
  • Главы о жилой архитектуре, Феликс Оттер (2009) [18]
  • Главы об индийской храмовой архитектуре, Адам Харди (2015) [19]
  • Шарма, Сударшан Кумар, Самарангана Сутрадхара Бходжадевы: Древний трактат об архитектуре (с введением, санскритский текст, английский перевод стих за стихом , 2 тома (2007 г.), ISBN   81-7110-302-2

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя Бходжа является автором колофона, неясно, действительно ли он написал этот текст. Причин для сомнений несколько: (1) Бходжа является автором колофонов 33 основных санскритских текстов на различные темы; учитывая его политические и административные обязанности, это подозрительно; (2) филологический анализ показывает, что стиль стихов и качество санскрита различаются в этих текстах, а также в главах Самаранганасутрадхары ; возможно, это связано с тем, что авторы разные, а текст является компиляцией. По словам Феликса Оттера, некоторые из этих текстов и, возможно, части некоторых других, вероятно, являются работой одного автора – Бходжи. [3]
  2. ^ Это не пошаговое руководство в современном понимании, которое встречается во всем мире в современной культурной практике, - утверждает Маттиа Сальвини; тем не менее, это полезные рекомендации, «данные в контексте и манере», подходящие для его возраста. [6]
  1. ^ Jump up to: а б с Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 22–23. ISBN  978-93-81406-41-0 .
  2. ^ Jump up to: а б Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 1–5. ISBN  978-81-208-3447-7 .
  3. ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 6–14. ISBN  978-81-208-3447-7 .
  4. ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. стр. 5–7. ISBN  978-81-208-3447-7 .
  5. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 23–26. ISBN  978-93-81406-41-0 .
  6. ^ Маттиа Сальвини (2012), Самаранганасутрадхара: темы и контекст науки Васту , Журнал Королевского азиатского общества, Cambridge University Press, Vol. 22, № 1, стр. 43–44, JSTOR   41490373.
  7. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 22–29, глава 3. ISBN.  978-93-81406-41-0 .
  8. ^ М. А. Дхаки (1961), Влияние Самаранганасутрадхары на Апараджитаприччу , Журнал Восточного института, Том 10, Номер 3, страницы 226-234
  9. ^ Харди, Адам (2009). «Храмы Дравиды в Самаранганасутрадхаре» (PDF) . Исследования Южной Азии . 25 (1): 41–62. дои : 10.1080/02666030.2009.9628698 . S2CID   15290721 .
  10. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. Главы 3–5. ISBN  978-93-81406-41-0 .
  11. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. стр. 255–269, глава 6. ISBN.  978-93-81406-41-0 .
  12. ^ М. Н. Дешпанде (1983), Храм Шивы в Бходжпуре: Применение Самаранганасутрадхары , Журнал Азиатского общества Бомбея, том 54–55, стр. 35–39.
  13. ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра, Том 1 . п. 68. ИСБН  9788170172215 .
  14. ^ Вуястик, Доминик (2003). Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений . п. 222. ИСБН  9780140448245 .
  15. ^ Нидэм, Джозеф (1965). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение . п. 164. ИСБН  9780521058032 .
  16. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 24. ISBN  978-93-81406-41-0 .
  17. ^ Маттиа Сальвини (2012), Самаранганасутрадхара: темы и контекст науки Васту , Журнал Королевского азиатского общества, Cambridge University Press, Vol. 22, № 1, стр. 41 (контекст: стр. 35–55), JSTOR   41490373.
  18. ^ Феликс Оттер (2009). Жилая архитектура в Самаранганасутрадхаре Бходжи: введение, текст, перевод и примечания . Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-3447-7 .
  19. ^ Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN  978-93-81406-41-0 .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab567e84033818beba2504ce069a429a__1710261000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/9a/ab567e84033818beba2504ce069a429a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samarangana Sutradhara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)