Апараджитапричча
Апараджитапричча Васту ( букв. «Вопросы Апараджита») — санскритский текст Бхуванадевы XII века с основными разделами, посвященными архитектуре ( Шастра ) и искусству ( Кала ). Преимущественно индуистский текст, он во многом отражает традиции северной и западной Индии. В текст также включены главы, посвященные джайнской архитектуре и искусству. Текст примечателен разделами, посвященными храмовой архитектуре ( васту ), скульптуре ( шилпа ), живописи ( читра ) и классической музыке и танцу ( сангита , нритья ). [1]
Несколько неполных рукописей Апараджитаприччи были обнаружены в Гуджарате в начале 20-го века (особенно в Бароде), а другие позже - в центральной и северной Индии. В нем как минимум 239 сутр , за каждой сутрой следует множество стихов. Этот сборник называется сутрасантана и, таким образом, насчитывает более 7500 стихов. Первое издание и перевод текста было опубликовано Попатбхаем Манкадом в 1950 году, а Лал Мани Дубей опубликовал еще одно критическое исследование с переводом и бхасьей (комментарием) к тексту в 1987 году. [1] [2]
Точная дата его составления неясна. Общепринятый диапазон составляет где-то между 1000 и 1200 годами нашей эры, исходя из его языка, внутренних свидетельств, таких как те, которые он цитирует, и рекомендуемой иконографии, а также соответствия его конкретных учений реальным построенным храмам, которые можно с уверенностью датировать. [3] Однако такие специфические детали, как точные размеры лепных украшений, указанных в нем, а также спецификации для божеств Ваю и Ямы, позволяют предположить, что окончательное издание Апараджитаприччи, вероятно , было завершено в XII веке. [3] « Апараджитапричча» демонстрирует значительное влияние Самарангана Сутрадхары , еще одного крупного индуистского текста васту и шилпа шастр , дошедшего до наших дней. [4] Он признает это влияние и разрабатывает принципы. В различных рукописях Апараджитаприччи наблюдаются вариации, вероятные ошибки, возникшие в результате интерполяции и копирования рукописи на протяжении веков. [2]
- Значение

неполна и содержит ошибки, она Хотя «Апараджитапричча» является одним из шести наиболее известных, влиятельных и наиболее полных сохранившихся индуистских трактатов по архитектуре и иконографии. [5] В тексте перечислены и обсуждаются различные конструкции храмов, жилья, водной инфраструктуры, скульптуры, колонн, куполов, обустройства архитектурного пространства ( чанда ) и подобные темы. [2] [6] В некоторых разделах представлена теория индуистских и джайнских храмов в северной и западной частях Индии, полезная для оценки стиля Мару-Гурджара с замысловатой резной архитектурой, встречающейся в храмах Раджастана и Гуджарата. [7]
По словам Вохры и Даки, известных своими публикациями и многотомной энциклопедией по индийской архитектуре, « Апараджитапричча» является одним из «немногих и наиболее ценных текстов по архитектурной школе Нагара». [3] Текст включает разделы, которые отклоняются от индуистских пуранических изложений, имеющих мало общего с архитектурой. В нем также есть много разделов, в которых есть «убедительные и совершенно подробные утверждения о канонах архитектуры», заявляют Вохра и Даки. Его обсуждение сложных больших храмов в стиле Нагара является одним из старейших и наиболее полных, особенно в контексте исторических храмов западных регионов Индии. Его каноническим принципам следуют в богато украшенных индуистских и джайнских храмах из мрамора и камня, построенных после XI века, а части текста можно найти в традиционных семьях шилпинов в Гуджарате, Раджастане и близлежащих регионах. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Изабелла Нарди (2007). Теория читрасутр в индийской живописи: критическая переоценка их использования и интерпретации . Рутледж. п. 7. ISBN 978-1-134-16524-7 .
- ^ Jump up to: а б с Бхуванадева (1950). Апараджитапричча Бхуванадевы . Перевод Попатбхая Манкада. Восточный институт. стр. i–iv, Введение, главы 1–3.
- ^ Jump up to: а б с д и П. Вохра и М.А. Даки (1960), Дата Апараджитаприччи , Журнал Восточного института, том 9, номер 4, страницы 424–431.
- ^ М. А. Дхаки (1961), Влияние Самаранганасутрадхары на Апараджитаприччу , Журнал Восточного института, Том 10, Номер 3, страницы 226-234
- ^ Чакрабарти, Вибхути (11 января 2013 г.). Индийская архитектурная теория и практика . Рутледж. дои : 10.4324/9780203824368 . ISBN 978-1-136-77883-4 .
- ^ Дж. Гупта (2017), Правители, торговцы и рост сельской экономики в раннесредневековой Западной Индии , Труды Индийского исторического конгресса. Том. 78, стр. 169–176, JSTOR 26906082.
- ^ Лал Мани Дубей (1987). Апараджитапричча, критическое исследование: Энциклопедическое руководство по искусству и архитектуре . Публикации Лакшми. стр. 1–9.