Читра (искусство)

Читра или цитра — это индийский жанр искусства, который включает в себя живопись, эскиз и любую художественную форму изображения. [ 1 ] [ 2 ] Самое раннее упоминание термина Читра в контексте живописи или изображения встречается в некоторых древних санскритских текстах индуизма и палийских текстах буддизма. [ 3 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Читра (IAST: Citra , चित्र) — санскритское слово, которое встречается в ведических текстах, таких как гимны 1.71.1. [ примечание 1 ] и 6.65.2 Ригведы . Там, как и в других текстах, таких как «Ваджасанейи Самхита» , «Тайттирия Самхита» , «Сатапатха Брахман» и «Тандья Брахман» , Читра означает «превосходный, ясный, яркий, цветной, все ярко окрашенное, бросающееся в глаза, блестяще украшенное, необыкновенное, вызывающее удивление». [ 1 ] В «Махабхарате» и « Харивамсе » оно означает «изображение, эскиз, рисунок» и представлено как жанр кала (искусства). [ 1 ] Во многих текстах, обычно датируемых периодом после IV века до нашей эры, термин Читра используется в смысле живописи, а Читракара - как художник. Например, санскритский грамматист Панини в стихе 3.2.21 своей «Астадхьяи» выделяет слово читракара в этом смысле. [ 1 ] Залы и общественные места для демонстрации картин называются читрасалами , и самые ранние известные упоминания о них встречаются в Рамаяне и Махабхарате . [ 4 ]
В нескольких индийских региональных текстах, таких как Кашьяпа силпа, говорится о рисовании другими словами. Например, абхаса , что буквально означает «видимость, сияние», используется в Кашьяпа-шилпе для обозначения более широкой категории живописи, одним из трех типов которой является читра . [ 5 ] В стихах раздела 4.4 Кашьяпа -шилпы говорится, что существует три типа изображений: неподвижные (стены, пол, терракота, лепнина), подвижные и одновременно движимые-недвижимые (камень, дерево, драгоценные камни). . [ 5 ] В каждом из этих трех, утверждает Кашьяпа-шипа , есть три класса выражения – ардхачитра, читра и читра-абхаса . Ардхачитра — вид искусства, в котором горельеф сочетается с живописью и части тела не видны (оно как будто выходит из холста). Цитра — это форма художественного произведения , в которой целое представлено с рельефом или без него. Читрабхаша – это форма, при которой изображение представляется на холсте или стене с помощью цветов (живопись). [ 5 ] Однако, утверждает Коммарасвами, слово Абхаса имеет и другие значения в зависимости от контекста. Например, в индуистских текстах по философии оно подразумевает «поле объективного опыта» в смысле интеллектуального образа, усваиваемого человеком во время чтения предмета (например, эпоса, сказки или художественной литературы) или во время чтения. медитативный духовный опыт. [ 5 ]
В некоторых буддийских и индуистских текстах о методах подготовки рукописи (пальмового листа) или композиции на ткани термины лекхья и алехья также используются в контексте читры . [ 6 ] Точнее, алехья — это пространство, остающееся при написании рукописного листа или ткани, куда художник стремится добавить изображение или картину, чтобы проиллюстрировать текст. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Самое раннее явное упоминание живописи в индийском тексте находится в стихе 4.2. [ примечание 2 ] из Майтри Упанишады , где используется фраза читрабхиттир или «подобно раскрашенной стене». [ 8 ] [ примечание 3 ] Индийское искусство живописи также упоминается в ряде буддистских палийских сутт , но с измененным написанием Читта . Этот термин встречается в контексте либо картины, либо художника, либо раскрашенного зала ( читта-гара ) в Маджхима Никае 1.127, Самьютта Никае 2.101 и 3.152, Виная 4.289 и других. [ 8 ] Среди джайнских текстов он упоминается во второй книге Ачаранга -сутры, поскольку там объясняется, что джайнскому монаху не следует предаваться удовольствиям от просмотра картин. [ 10 ]
Камасутра , которая , по общему мнению, была завершена примерно к IV веку нашей эры, рекомендует молодому человеку удивить девушку, за которой он ухаживает, подарками в виде цветных коробок и раскрашенных свитков. Виддхасалабханджика использует читра-сравнение в стихе 1.16 как «картины , - еще один индуистский текст кама - и кавья нарисованные богом любви кистью ума и холстом сердца». [ 11 ]
Природа читры ( картины), то, как разум зрителя проецирует двухмерное произведение искусства в трехмерное представление, используется Асангой в Махаянской Сутраламкаре – санскритском тексте буддийской традиции Махаяны III–V веков, чтобы объяснить «не -существующее воображение» следующим образом:
Как в картине, написанной по правилам, нет ни выступов, ни впадин, и все же мы видим ее в трех измерениях, так и в несуществующем воображении нет феноменальной дифференциации, и все же мы ее видим.
- Махаяна Сутраламкара 13.7, перевод на французский язык Сильвена Леви. [ 12 ]
По мнению Йоко Танигучи и Митиё Мори, искусство росписи пещер ок . Будды VI века из Бамиана в Афганистане, разрушенные мусульманами-талибами в конце 1990-х годов, вероятно, были завезены в этот регион из Индии вместе с литературой по раннему буддизму. [ 13 ] [ примечание 4 ]
Тексты
[ редактировать ]Существует много важных индийских трактатов, посвященных читре . Некоторые из них представляют собой главы более крупного текста, напоминающего энциклопедию. К ним относятся: [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
- Читрасутры , главы 35–43 индуистского текста Вишнудхармоттара Пурана (стандартный текст, часто упоминаемый в индийской традиции) [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
- Читралаксана Нагнаджита (классик классической живописи, V век нашей эры или ранее, что делает его старейшим известным текстом по индийской живописи; но санскритская версия утеряна, единственная доступная версия находится в Тибете, и в ней говорится, что это перевод текст на санскрите) [ 21 ]
- Самарангана Сутрадхара (в основном трактат по архитектуре, содержит большой раздел, посвященный живописи)
- Апараджитапричча (в основном трактат по архитектуре, содержит большой раздел, посвященный живописи)
- Манасолласа (энциклопедия, содержит главы, посвящённые живописи)
- Абхилашитартха чинатамани
- Господь Шива
- Читра Каладрума
- Силпа ратна
- Нарада Силпа
- Сарасвати Шилпа
- Праджапати Шилпа
- Кашьяпа Силпа
В этих и других текстах о читре обсуждаются не только теория и практика живописи, некоторые из них включают дискуссии о том, как стать художником, о разнообразии и влиянии читры на зрителя, об эстетике, о том, как искусство живописи соотносится с другими. искусство ( кала ), методы подготовки холста или стены, методы и рецепты изготовления цветных пигментов. [ 17 ] [ 22 ] [ 23 ] Например, в «Читра Каладрума» X века представлен рецепт изготовления краски красного цвета из смолы лаковых насекомых . Другие цвета исторических фресок, найденных в Индии, например, в пещерах Аджанты, были получены от природы. неорганические (землистые) красители, такие как желтая и красная охра, ауригмент Упоминаются , зеленый селадонит и синий ультрамарин (ляпис-лазурь). Упоминаются неорганические (землистые) красители, такие как желтая и красная охра, орпигмент, зеленый селадонит и синий ультрамарин (ляпис-лазурь).
Использование в этих текстах органических красителей, приготовленных по рецепту, было подтверждено анализом остатков и современными хроматографическими методами. [ 24 ]
Теория
[ редактировать ]Индийские концепции живописи описаны в ряде текстов, называемых шилпа-шастрами . [ 25 ] Обычно они начинают с приписывания этого искусства божественным источникам, таким как Вишвакарма и древние риши (мудрецы), такие как Нараяна и Нагнаджит, сплетая некоторую мифологию, подчеркивая читру как средство выражения идей и красоты наряду с другими универсальными аспектами, а затем переходят к обсуждению теория и практика живописи, черчения и других смежных искусств. Рукописи многих из этих текстов найдены в Индии, хотя известно, что некоторые из них утеряны, но их можно найти за пределами Индии, например, в Тибете и Непале. Среди них - Читрасутры VI века, в рукописях Вишнудхармоттара-пураны обнаруженные в Индии, и рукопись Читралаксана , обнаруженная в Тибете (утерянная в Индии). [ 25 ] Эта теория включает ранние индийские идеи о том, как подготовить холст или подложку, измерение, пропорции, положение, цвет, оттенок, проекцию, взаимодействие картины со светом, зрителем, как увлечь разум и другие идеи. [ 26 ]
Согласно исторической индийской традиции, успешная и впечатляющая живопись и художник требуют знания предмета – мифологии или реальной жизни, а также острого чувства наблюдения и знания природы, человеческого поведения, танцев, музыки, песен и других вещей. искусство. Например, в разделе 3.2 « Вишнудхармоттара-пураны» обсуждаются эти требования, а также контекстуальные знания, необходимые для читры , и художник, который ее создает. [ 27 ] Читрасутры Вишнудхармоттара - в пуране утверждают, что искусство скульптуры и живописи связано фразой «как в Натье, так и в Читре». Эти отношения связывают их в расе (эстетике) и формах выражения. [ 28 ]
Картина
[ редактировать ]
Читра – это форма выражения и общения. Согласно Апараджитапричче — тексту XII века об искусстве и архитектуре, точно так же, как вода отражает луну, читра отражает мир. [ 2 ] Это рупа (форма) того, как художник видит или что художник хочет, чтобы зритель наблюдал, чувствовал или переживал. [ 2 ]
Хорошая картина – та, которая живая, дышит, притягивает и воздействует на зрителя. Оно захватывает умы зрителей, несмотря на их многообразие. Установленный в зале (холле или комнате), он оживляет пространство. [ 29 ]
Орнаментами картины являются ее линии, тени, украшения и цвета, утверждает Вишнудхармоттара Пурана VI века . В нем говорится, что существует восемь гун (достоинств, особенностей) читры , на которых художник должен сосредоточиться: (1) поза; (2) пропорция; (3) использование отвеса; (4) очарование; (5) подробность (сколько и где); (6) правдоподобие; (7) кшая (потеря, ракурс) и; (8) врддхи (прибыль). утверждает, что среди доша (недостатков, недостатков) живописи и связанных с ней искусств Читрасутра есть слабые или толстые линии, отсутствие разнообразия, ошибки в масштабе (увеличенные глаза, губы, щеки), несогласованность по холсту, отклонения от рисунка. правила пропорций, неправильная поза или настроение, а также неслияние цветов. [ 29 ] [ 30 ]
- Конечности картины
В индийских текстах встречаются два исторических набора, называемых «читра анга», или «части живописи». Согласно Самарангана Сутрадхаре — санскритскому тексту XI века об индуистской архитектуре и искусстве, картина имеет восемь частей: [ 2 ]
- Вартика – производство кистей
- Бхумибандхана – подготовка основы, штукатурки, холста.
- Рекхакарма – рисование
- Варнакарма – раскраска
- Вартанакарма – затенение
- бухгалтерский учет – изложение
- Двикакарма – вторая и последняя подкладка
- Лепьякарма – финальное покрытие
Согласно «Джаямангале» Яшодхары , санскритскому комментарию к Камасутре , существует саданга (шесть конечностей). [ примечание 5 ] в искусстве алехьям и читра (рисунке и живописи): [ 31 ]
- Рупа-бхеда , или различие форм; для этого необходимо знание характерных признаков, разнообразия, проявленных форм, отличающих состояния чего-либо в одном роде/классе
- Праманани , или мера; требует знания правил измерения и пропорций ( таламана )
- Бхава йоджанам , или эмоция и ее соединение с другими частями картины; требует понимания и представления настроения предмета
- Лаванья йоджанам , или раса, очарование; требует понимания и представления внутренних качеств субъекта
- Садршьям , или сходство; требует знания визуального соответствия на холсте
- Варника-бханга или анализ цветных пигментов; требует знаний о том, как цвета распределяются на холсте и как они визуально влияют на зрителя.
Эти шесть конечностей стилистически расположены двумя способами. Сначала в виде набора составных слов (Рупа-бхеда и Варника-бханда), набора соединительных слов (две средние йоджнамы) и набора отдельных слов (Праманани и Садршьям). Во-вторых, утверждает Виктор Майр, шесть конечностей в этом индуистском тексте объединены в пары в наборе дифференцирующих навыков (сначала два), затем в пару эстетических навыков и, наконец, в пару технических навыков. XII века . Эти конечности соответствуют шести принципам китайской живописи Се Хэ [ 31 ] [ 32 ] {{refn|group=note|В Хуа Чи Тэн Чуня, китайском тексте XII века, упоминается буддийский храм Наланда с фресками, изображающими Будду, нарисованными внутри. В нем говорится, что индийские Будды выглядят иначе, чем нарисованные китайцами, поскольку на индийских картинах Будда изображен с большими глазами, его уши необычно вытянуты, а правое плечо Будды обнажено. Далее говорится, что художники сначала рисуют картину, а затем рисуют основу ярко-красного или золотого цвета. В нем также упоминается использование бычьего клея и жевательной резинки, полученной из персиковых деревьев, и сока ивы, причем художники отдают предпочтение последнему. По мнению Кумарасвами, бычий клей в индийском контексте, упомянутый в китайском тексте, вероятно, тот же, что и рецепт, найденный в санскритском тексте «Сильпаратна» , где базовая среда производится из кипячения кожи буйвола в молоке с последующей сушкой и смешиванием. процесс. [ 33 ] [ примечание 6 ]
Шесть конечностей в Джаямангале, вероятно, отражают самую раннюю и наиболее устоявшуюся индуистскую традицию читры . Это подтверждается Читрасутрами, найденными в Вишнудхармоттара-пуране . Они прямо упоминают праманани и лаванию как ключевые элементы картины, а также обсуждают остальные четыре из шести частей в других сутрах. Главы Читрасутры , вероятно, относятся примерно к 4 или 5 веку. [ 31 ] Многочисленные другие индийские тексты затрагивают элементы или аспекты читры . Например, в «Апараджитапричче» говорится, что основными элементами картины являются: читрабхуми (фон), рекха (линии, эскиз), варна (цвет), вартана (оттенок), бхусана (украшение) и раса (эстетика). опыт). [ 2 ]
Художник
[ редактировать ]
Художник ( читракара , рупакара ) должен владеть основами измерения и пропорций, излагают исторические читра- тексты Индии. [ 29 ] Согласно этим историческим текстам, опытный художник овладевает навыками измерения, характеристик предметов, атрибутов, формы, относительных пропорций, орнамента и красоты, утверждает Изабелла Нарди – ученый, известный своими исследованиями текста читра и традиций Индии. [ 36 ] Согласно Читрасутрам , опытный художник нуждается в практике и способен рисовать шею, руки, ноги, уши живых существ без украшений, а также рисовать волны воды, пламя, дым и одежду, подвергающуюся воздействию скорость ветра. [ 36 ] Он рисует все виды сцен, начиная от дхармы, артхи и камы. Художник наблюдает, затем запоминает, повторяя этот процесс до тех пор, пока в его памяти не появятся все детали, которые ему нужно нарисовать, — утверждает Сильпаратна . По словам Шивататтвы Ратнакары , он хорошо разбирается в эскизах, проницателен в измерениях, искусен в набросках ( хасталекха ), компетентен в работе с цветами и готов старательно смешивать и комбинировать цвета для создания своей читры . Художник – творческий человек, обладающий внутренним чувством расы (эстетики). [ 36 ]
Зритель
[ редактировать ]Художник должен учитывать разнообразие зрителей, утверждает индийская традиция читра . Эксперты и критики, имеющие большой опыт работы с картинами, изучают линии, тени и эстетику, непосвященные посетители и дети наслаждаются яркостью красок, а женщин привлекает орнамент формы и эмоции. Успешный художник склонен очаровывать самые разные умы. Художник должен помнить, что визуальное и эстетическое воздействие картины вызывает разную реакцию у разных аудиторий. [ 37 ]
Сильпаратна – санскритский текст об искусстве – утверждает, что картина должна отражать предназначенное ей место и цель. Тема, подходящая для дворца или ворот, отличается от темы храма или стен дома. Сцены войн, страданий, смерти и страданий не подходят для картин в доме, но они могут быть важны в читрасале (музее с картинами). Благоприятные картины красивых цветов, такие как те, которые поднимают настроение и оживляют комнату, лучше подходят для дома, утверждает Сильпаратна . [ 2 ]
Упражняться
[ редактировать ]По словам историка искусства Перси Брауна , традиция живописи в Индии очень древняя, и убедительным свидетельством этого являются древнейшие известные фрески в пещерах Джогимара. [ 38 ] Упоминание читры и связанных с ней терминов в текстах добуддийской ведической эпохи означает, что традиция читры намного старше. Весьма вероятно, утверждает Браун, что в добуддийских постройках были картины. Однако основным строительным материалом в древней Индии было дерево, цветами были органические материалы и натуральные пигменты, которые в сочетании с тропической погодой в Индии, естественно, приводили к выцветанию, повреждению и деградации живописи на протяжении веков. [ 38 ] Поэтому неудивительно, что образцы картин и исторические свидетельства практики читры необычны. Немногие известные сохранившиеся образцы читры найдены спрятанными в пещерах, где они естественным образом сохранялись бы немного лучше, дольше и были бы в некоторой степени защищены от разрушительного воздействия ветра, пыли, воды и биологических процессов. [ 38 ] [ 39 ]
Некоторые примечательные, основные сохранившиеся примеры исторических картин включают:
- Фрески в пещере Джогимара (восемь панелей фресок с надписью Брахми, 2-й или 1-й век до н.э., индуистские), самые старые известные потолочные росписи в Индии на отдаленных холмах Рамгарх в северном Чхаттисгархе, внизу на стене этой пещеры находится надпись Брахми в Магадхи. язык о девушке по имени Девадаси и мальчике по имени Девадина (либо они были любовниками и написали любовное граффити по одному переводу, либо были партнёрами, которые вместе обратили естественные пещеры здесь в театр с расписными стенами согласно другому переводу) [ 40 ] [ 41 ]
- Фреска в группе каменных укрытий Ситабхинджи ( ок. 400 г. н. э., фреска Раваначхая с надписью возле храма Шивы в отдаленной Одише, нерелигиозная картина), старейший сохранившийся образец темперной живописи в восточных штатах Индии.

- Фрески в пещерах Аджанты (сказки Джатаки, буддисты), V век нашей эры, Махараштра
- Фрески в пещерных храмах Бадами (индуистские), VI век нашей эры, Карнатака (светские картины вместе с одной из самых ранних известных картин индуистской легенды о Шиве и Парвати внутри вайшнавской пещеры) [ 42 ] [ 43 ]
- Фрески в пещерах Баг (танец Халлисаласия, буддийский или индуистский), Мадхья-Прадеш
- Фрески в пещерах Эллоры (Летающие видьядхары, джайн), Махараштра
- Фрески в пещере Ситтанавасал (сцены природы, вероятно, изображающие места проповедей Тиртханкары, джайн), Тамил Наду
- Фрески в пещерном храме Тирунадхиккара (Цветы и женщина, вероятно, сцена подношения пуджи Ганеше, другому Вишну, индуизм), регион Траванкор, Керала-Тамил Наду
- Картины в храме Брихадишвары (Танцовщица, индуистка), Тамил Наду [ 44 ]
- Рукописные картины (многочисленные штаты, такие как Гуджарат, Кашмир, Керала, Одиша, Ассам; также Непал, Тибет; буддисты, джайны, индуисты) [ 45 ] [ 46 ]
- Храмы Виджаянагара (индуистские), Карнатака [ 47 ]
- Храм Чидамбарам (индуистский), Тамил Наду [ 47 ]
- Читрачавади (индуист, мясная лавка-мандапа недалеко от Мадурая с фресками Рамаяны) [ 48 ]
- Картины Пахари (индуистские), Химачал-Прадеш и близлежащие регионы
- Картины раджпутов (индуистские), [ 49 ] Раджастан
- Картины Декана (индуистские, джайнские)
- Картины Кералы (индуистские)
- Картины Теланганы (индуистские)
- Картины Великих Моголов (индоисламские)
Современная культура
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2021 г. ) |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Up pra jinvannushatirushantam patim na nitya janayah sanilaḥ. Невестка коров молодую не родила женщину, которая утром лежала - Ригведа 1.71.1
- ^ .... Это как мгновенная маскировка, как живописная стена, как обманчиво приятное место, как говорится. Майтри Упанишад Шабдаспаршадайо ... –
- ↑ Существует множество индуистских текстов, датируемых последними веками I тысячелетия до нашей эры, в которых упоминается читра . Например, по мнению Кумарасвами – цейлонского британского ученого, занимающегося историческим искусством, в индуистской Параскара Грихья Сутре используется сравнение с фразой «поскольку картина постепенно раскрывается посредством множества цветов, так и должно быть…». [ 6 ] В джайнской надписи в Хатигумфе в Харавеле, датированной примерно I веком до нашей эры, в строке 13 есть фраза, означающая «прекрасные башни, нарисованные внутри», но эта фраза также интерпретируется как «прекрасные башни, вырезанные внутри». [ 9 ]
- ↑ Мотивы, стиль и техника живописи, обнаруженные на стоянке в Бамиане, являются синкретическими, поскольку некоторые рисунки, вероятно, относятся к Сасаниду. [ 14 ]
- ^ Шесть ветвей любого искусства или науки — это популярная классификация, вдохновленная индуистской традицией почтительного отражения знаменитых «шести ветвей Веданги». [ 31 ]
- ^ Этот процесс производства желатиновой пасты для основы настенных росписей объясняется в главе «Читракала Манасолласы » . небольшое количество цветов В этом тексте предлагается добавить к этой пасте из лепаны в зависимости от того, что будет нарисовано сверху, и что такая основа со временем уменьшает выцветание или шелушение. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Монье Монье Уильямс 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Изабелла Нарди 2007 , стр. 294–295.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1930 , стр. 42–43.
- ^ К. Шиварамамурти 1996 , стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с д Кумарасвами 1932 год .
- ^ Jump up to: а б Ананда К. Кумарасвами 1932 , с. 127–129.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1928 , стр. 251–252.
- ^ Jump up to: а б Ананда К. Кумарасвами 1930 , с. 42.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1932 , с. 127–128.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1930 , с. 43.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1930 , с. 48.
- ^ С. Леви (1907). Махаяна-Сутраламкара: изложение доктрины Великой Колесницы . Чемпион Библиотеки Оноре. п. 157.
- ^ Йоко Танигучи и Митиё Мори, 2021 , стр. 21.
- ^ Хигучи и Барнс 1995 .
- ^ К. Шиварамамурти 1996 , стр. 5–9.
- ^ Шрикант Б. Дабхаде 1955 , стр. 8–11.
- ^ Jump up to: а б Изабелла Нарди, 2007 год .
- ^ К. Шиварамамурти 1978b .
- ^ Стелла Крамриш 1928 .
- ^ Парул Дэйв Мукерджи 2001 , стр. XXI – xliv.
- ^ Изабелла Нарди 2007 , стр. 291–296.
- ^ К. Шиварамамурти 1996 , стр. 5–22.
- ^ К. Шиварамамурти 1978 .
- ^ Ёсико Симадзу 2021 , стр. 137–155.
- ^ Jump up to: а б Изабелла Нарди 2007 , стр. 291–292.
- ^ Изабелла Нарди 2007 , стр. 291–294.
- ^ Изабелла Нарди 2007 , стр. 292–294.
- ^ Капила Вацяян 2014 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с Изабелла Нарди 2007 , стр. 293–295.
- ^ Виктор Майр 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д Виктор Майр 2004 , стр. 96–102.
- ^ Клэй Ланкастер 1952 .
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1930 , стр. 56–57.
- ^ П. Арундати 2003 , стр. 17–21.
- ^ Даллапиккола, Алабама; Меджлис, БК; Мичелл, Дж.; Фриц, Дж. М.; Кумар, С. (2019). Лепакши: Архитектура, Скульптура, Живопись Книги Ниёги. ISBN 978-93-86906-90-8 . ; Читры также встречаются в храме Вирупакша Хампи, см.: Даллапиккола, Алабама (1997). «Роспись потолка в храме Вирупакша, Хампи». Исследования Южной Азии . 13 (1): 55–66. дои : 10.1080/02666030.1997.9628525 .
- ^ Jump up to: а б с Изабелла Нарди 2007 , стр. 295–296.
- ^ Изабелла Нарди 2007 , стр. 292–295.
- ^ Jump up to: а б с Перси Браун 1918 , стр. 16–18.
- ^ Изабелла Нарди 2007b .
- ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 50.
- ^ Т. Блох 1906 .
- ^ ДОНАЛЬД Н. УИЛБЕР (1942), «Выполнение картин и их источники», Бюллетень Иранского института, Том. 5, № 4, стр. 26–30, JSTOR 44240526.
- ^ КВ. Саундара Раджан (1981), Пещерные храмы Декана: номер 3, Археологическая служба Индии, стр. 64–65 с пластиной XV.
- ^ PS Шрираман 2011 .
- ^ Джаганнатха П. Дас 2007 .
- ^ GE Marrison 1969 .
- ^ Jump up to: а б К. Шиварамамурти 1968 .
- ^ Нарасингампатти - Читрачавади , картины 17 века, Британская библиотека.
- ^ Х. Гетц 1949 .
- ^ Паола фон Висс-Джакоза 2018 , стр. 34–41.
- ^ Хелле Бундгаард 2013 .
- ^ В 2014 году .
- ^ Мост 2015 .
Библиография
[ редактировать ]- Йоко Танигучи; Мичиё Мори (2021). Сигео Аоки; Йоко Танигучи; Стивен Рикерби (ред.). Техники консервации и живописи настенных росписей на древнем Шелковом пути . Спрингер Природа. ISBN 978-981-334-161-6 .
- П. Арундати (2003). Читракала в Манасолласе . Деварсоны. ISBN 81-901708-0-5 .
- Т. Блох (1906). Пещеры и надписи на холме Рамгарх, в годовом отчете Археологической службы Индии за 1903–1904 годы . стр. 123–131.
- Перси Браун (1918). Наследие Индии: индийская живопись . Ассоциация Пресс. ISBN 978-81-206-1888-6 .
- Хелле Бундгаард (2013). Миры индийского искусства в раздоре: местные, региональные и национальные дискурсы о картинах Ориссана Патты . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-80632-2 .
- Ананда К. Кумарасвами (1928). «Индийские архитектурные термины». Журнал Американского восточного общества . 48 . Американское восточное общество: 250–275. дои : 10.2307/593145 . JSTOR 593145 .
- Ананда К. Кумарасвами (1930). «Сто отсылок к индийской живописи». Искусство Азии 4 (1): 41–57. дои : 10.2307/3248396 . JSTOR 3248396 .
- Ананда К. Кумарасвами (1932). «Дальнейшие ссылки на живопись в Индии». Искусство Азии 4 (2/3): 126–129. дои : 10.2307/3248516 . JSTOR 3248516 .
- Кумарасвами, Ананда К. (1932). «Абхаса». Журнал Американского восточного общества . 52 (3): 208–212. дои : 10.2307/593025 . JSTOR 593025 .
- Анджан Чакраверти (2005). Индийская миниатюрная живопись . Ластер Пресс. ISBN 978-81-7436-334-3 .
- Джаганнатха П. Дас (2007). Читра-поти: иллюстрированные рукописи из пальмовых листьев из Ориссы Книги Ниёги. ISBN 978-81-89738-06-8 .
- Шрикант Б. Дабхаде (1955). Техника настенной росписи в Древней Индии . Муншилал.
- Х. Гетц (1949). «Школа раджпутской живописи Нагаур (18 век)». Искусство Азии 12 (1/2): 89–98. дои : 10.2307/3248310 . JSTOR 3248310 .
- Хигучи, Такаясу; Барнс, Джина (1995). «Бамиан: буддийские пещерные храмы в Афганистане». Мировая археология . 27 (2): 282–302. дои : 10.1080/00438243.1995.9980308 .
- Стелла Крамриш (1954). Искусство Индии: традиции индийской скульптуры, живописи и архитектуры . Издательство Файдон. ISBN 9788120801820 . OCLC 16539346 .
- Стелла Крамриш (1928). Вишудхармоттарам, часть III. Трактат об индийской живописи . Издательство Калькуттского университета. OCLC 504043783 .
- Ку, Хавон (2014). «Представления собственности: нарисованные карты Шатрунджаи девятнадцатого века, Гуджарат». Журнал исследований Южной Азии . 37 (1). Тейлор и Фрэнсис: 3–21. дои : 10.1080/00856401.2013.852289 . S2CID 145090864 .
- Клей Ланкастер (1952). «Ключи к пониманию индийской и китайской живописи: «Шесть частей» Яшодхары и «Шесть принципов» Се Хо (специальный выпуск о восточном искусстве и эстетике)». Журнал эстетики и художественной критики . 11 (2). JSTOR 426036 .
- Дж. Э. Маррисон (1969). «Киртана-Гхоша, иллюстрированная ассамская рукопись». Ежеквартальный журнал Британского музея . 33 (3/4): 108–110. дои : 10.2307/4423027 . JSTOR 4423027 .
- Изабелла Нарди (2007). «Концепции живописи и фигуры художника, описанные в избранных санскритских источниках». Восточный архив . 75 (3).
- Парул Дэйв Мукерджи (2001). Читрасутра Вишнудхармоттара- пураны Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1805-7 .
- Изабелла Нарди (2007б). Теория читрасутр в индийской живописи: критическая переоценка их использования и интерпретации . Рутледж. ISBN 978-1-134-16523-0 .
- Изабелла Нарди (2019). Портреты преданности: популярные картины Манората из Натхдвары в коллекции Анила Релии . Издательство Мапин. ISBN 978-93-85360-67-1 .
- Динанат Пати (1981). Настенные росписи в Ориссе . Орисса Лалит Кала Академи.
- Понте, Инес (2015). «Космополитические впечатления от коллекции музея современной бенгальской живописи патачитра в Португалии» . Ателье антропологии (41). doi : 10.4000/ateliers.9771 .
- Саркар, Бикрамджит (2017). «Искусство традиционной живописи в Ассаме: критическое исследование рукописных картин Бхагавата-Пураны, VI-VII» . Журнал Читролеха об искусстве и дизайне . 1 (2). дои : 10.21659/cjad.12.v1n203 .
- К. Шиварамамурти (1996). Индийская живопись . Индийский книжный дом. ISBN 8123720149 . OCLC 977530313 .
- К. Шиварамамурти (1978b). Читрасутра Вишнудхармоттары . Публикации канала. OCLC 5856266 .
- К. Шиварамамурти (1968). Картины Южной Индии . Национальный музей. ISBN 978-81-230-0052-7 .
- К. Шиварамамурти (1978). Художник в древней Индии . Национальный музей. ISBN 9788123000527 . OCLC 963176976 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- PS Шрираман (2011). Фрески Чола: документация и изучение фресок Чола храма Брихадишвара, Танджавур . Археологическая служба Индии. ISBN 978-0-230-33081-8 .
- Ёсико Симадзу (2021). Сигео Аоки; Йоко Танигучи; Стивен Рикерби (ред.). Техники консервации и живописи настенных росписей на древнем Шелковом пути . Спрингер Природа. ISBN 978-981-334-161-6 .
- Симидзу, Тадаши (1966). «Некоторые аспекты средневековой индийской живописи в Вишнудхармоттарапуране» . Журнал индийских и буддийских исследований (Indogaku Bukkyogaku Kenkyu) . 15 (1). Японская ассоциация исследований Индии и буддизма: 426–422. дои : 10.4259/ibk.15.426 . ISSN 1884-0051 .
- Виктор Майр (2004). Цзунци Цай (ред.). Се Хэ «Шесть законов» живописи и их индийские параллели (глава 3 «Китайской эстетики», редактор: Цзунци Цай) . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2791-5 .
- Монье Монье Уильямс (2007). Санскритско-английский словарь (обновленный) . Издательство Гарвардского университета (оригинал опубликован в 1899 году издательством Оксфордского университета).
- Паола фон Висс-Джакоза (2018). «Миф и ткань из Индии: Коллекция Каламкари в Этнографическом музее Цюрихского университета». Повествовательная культура . 5 (1). Издательство государственного университета Уэйна: 34. doi : 10.13110/narrcult.5.1.0034 .
- Капила Вацяян (2014). Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-153-9 .