Пещеры Джогимара и Ситабенга
Памятник пещерам Ситабенга и Джогимара | |
---|---|
![]() Пещера Джогимара | |
Координаты | 22 ° 53'34,5 "N 82 ° 54'22,9" E / 22,892917 ° N 82,906361 ° E |
Входы | Две большие пещеры, другая второстепенная |
Функции | 8 панелей со старейшими известными фресками Индии, древняя театральная сцена и места для сидения. |
Пещеры Ситабенга и Джогимара , иногда называемые пещерой Ситабенга или пещерой Джогимара , представляют собой древние пещерные памятники, расположенные на северной стороне холмов Рамгарх в деревне Пута, Чхаттисгарх , Индия. Датированные III веком до нашей эры – I веком до нашей эры, они примечательны своими нерелигиозными надписями шрифтом брахми и языком магадхи, а также одной из старейших цветных фресок в Азии. [ 1 ] Некоторые ученые утверждают, что пещера Ситабенга является старейшим театром на Индийском субконтиненте. [ 2 ] но другие задаются вопросом, действительно ли это был театр, и предполагают, что это могло быть место отдыха ( дхармашала ) на древнем торговом пути. [ 3 ] Надпись в пещере Джогимара также оспаривается: в одном переводе она интерпретируется как любовное граффити, написанное девушкой и мальчиком, а в другом переводе ее интерпретируется как танцовщица и скульптор-художник-мужчина, создающие две пещеры вместе, чтобы служить другим. . [ 4 ] Надпись также является самым старым известным упоминанием слова «девадаси», но, похоже, это всего лишь имя, и маловероятно, что это было связано с каким-либо древним индийским храмом, поскольку на этом месте и в близлежащей местности нет никаких свидетельств существования какого-либо буддиста, индуиста или джайна. храм, построенный между III веком до нашей эры и VIII веком нашей эры.
Пещеры частично естественные, частично скульптурные. Региональная традиция связывает его с эпосом Рамаяна , в который Сита, Рама и Лакшмана пришли в начале своего изгнания. Самые старые руины и храмовые произведения искусства, найденные здесь, относятся к Рамаяне и, судя по их иконографическим особенностям, относятся, вероятно, к 8-12 векам.
Расположение
[ редактировать ]Пещеры Джогимара и Ситабенга находятся в районе Сургуджа города Чхаттисгарх, примерно в 45 километрах к юго-западу от Амбикапура , в 180 километрах к северо-востоку от города Биласпур и в 5 километрах от Ходри. Он соединен национальной автомагистралью Индии 130, затем небольшой подъездной дорогой, которая поднимается к холмам Рамгарха (также называемым холмами Рамгири или Девапахари), что дает этому месту альтернативное название пещер Рамгарх . Среди двух лесистых холмов подъездная дорога ведет к храму Рам Джанаки и близлежащим руинам индуистского храма. После этого до пещер можно пройти в нескольких минутах ходьбы на запад по обозначенной мощеной тропе с сезонным водопадом и естественным озером. Сначала на севере идет пещера Ситабенга (также называемая Ситабангира). [ примечание 1 ] Ситабонга или Ситалангра). Далее, на южной стороне, находится расписанная и расписанная пещера Джогимара с платформами и перилами, построенными для посетителей. В этом районе также есть много небольших пещер в форме полумесяца и длинный большой туннель под названием Хатипол ( букв. туннель высотой со слона). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Пещеры Джогимара и Ситабенга не похожи на все другие древние пещеры Индии как по дизайну, так и по отделке. На других сайтах всегда присутствуют религиозные иконы и символы. Например, в буддийских пещерах есть ступа или ее символы, а в более поздних пещерах добавлены рельефы и изображения, связанные с Буддой. В джайнских пещерах есть значки или символы, связанные с Тиртханкарами. Любые надписи или картины в буддийской или джайнской пещере неизменно включают посвящение или упоминание Будды или Тиртханкары соответственно. В пещерах Джогимара и Ситабенга об этом нет никаких свидетельств. Надписи поэтичны, картины в основном нерелигиозны, за исключением одной панели, которая, кажется, изображает легенду индуизма о Кришне.

- Пещера Стабенга
Пещера Ситабенга выглядит как частично скульптурная сцена. Перед ним расположены два ряда полусферических каменных скамеек, высеченных в скале. По словам Беглара, сфотографировавшего это место, возможно, это были ступени для входа в пещеру. Однако Блох утверждает, что пространство между скамейками и постепенный подъем в пещеру делают эти скульптурные конструкции, похожие на скамейки, бессмысленными и в отличие от других ступенек, найденных в пещерах в регионе Магадха. [ 5 ] Кроме того, слева от пещеры уже был предусмотрен еще один набор правильных ступеней, поэтому вырезание этих длинных участков с пробелами кажется бесполезным. «Это должны быть скамейки, на которых люди смогут сидеть и смотреть на сцену», — утверждает Блох. По его подсчетам, на этих каменных скамьях легко могли сидеть «около 50 и более» человек. [ 5 ] [ 8 ] Чтобы стимулировать безопасный туризм, местные власти построили возле пещеры Ситабенга ступеньки, смотровые площадки и другие объекты.
Пещера имеет продолговатую форму, примерно 46 на 24 фута, высоту от 6 до 6,5 футов. Внутри, по бокам, ширина 7 футов, скальный пласт высотой 2,5 фута, слегка наклоненный вниз. Блох предположил, что это сиденья и часть сцены для актеров. Далее, прямо вокруг того места, где пещера выходит наружу, в камне есть два намеренно вырезанных отверстия. Учитывая их размер и форму, утверждает Блох, они не имеют никакой очевидной функции, кроме как, возможно, удерживать деревянные столбы для занавеса или ширмы во время представления или, возможно, прикрывать вход в пещеру, чтобы не допустить проникновения зимнего воздуха, когда кто-то оставался внутри на ночь. Передняя часть пещеры также была высечена в скале и вылеплена в виде сцены, что было бы ненужным и необычным, если бы это было просто место для отдыха монахов или торговцев. [ 5 ] [ 9 ] [ примечание 2 ]
После публикации и предложения Блоха индолог колониальной эпохи Генрих Людерс прокомментировал, что знаменитый поэт Калидаса примерно V века нашей эры был родом из этого региона Индии, и в отрывках в его стихах упоминаются скульптурные сцены для представлений. Между датой пещеры Ситабенга и сочинениями Калидасы существует разрыв около 700 лет, отметил Людерс, а затем добавил, что в надписях Матхуры, относящихся примерно ко II веку до нашей эры, действительно упоминается ленасобхика , что лучше всего переводится как «пещерная актриса».
Современные ученые называют пещеру Ситабенги старейшей известной сценой для выступлений на Индийском субконтиненте, датируя ее периодом между 300 и 100 годами до нашей эры. [ 2 ] [ 9 ] Эта классификация в первую очередь основана на архитектуре пещеры, поэтических надписях, найденных древним письмом брахми, а также фресках. [ 10 ] [ примечание 3 ] По словам Дэвида Мэйсона, исследователя средств массовой информации, имеющего публикации о театре в Индии, пещерный театр Ситабенга был построен в III веке до нашей эры. [ 13 ]
- Пещера Джогимара
Пещера Джогимара имеет размеры примерно 15 на 12 футов и внутреннюю высоту чуть более 6 футов. Согласно археологическому исследованию Беглара, проведенному в 1874 году, это также естественная пещера, приспособленная и вылепленная таким образом, чтобы можно было лазить, заходить внутрь, сидеть и отдыхать. В этой пещере не было никаких внешних скамеек или других скульптурных элементов. [ 14 ]
Надписи
[ редактировать ]Обе пещеры имеют надписи. По словам Ричарда Саломона – исследователя индийской эпиграфики, санскрита и буддизма, палеографический анализ этих надписей на чистом языке Магадхи позволяет предположить, что они относятся к III веку до нашей эры. Саломон утверждает, что среди древних надписей, найденных в Индии, они «необычны по своему языку и содержанию». [ 15 ] [ примечание 4 ] Другой стилистической особенностью этих надписей является использование данды в качестве знака препинания (вертикальной линии, например «|» или «||»), признака, который продолжает использоваться во многих индийских языках для обозначения конца предложения или стих.
В пещере Ситабенга есть двухстрочная надпись шрифтом Брахми рядом с верхом вырезанной стены. Надпись Ситабенги можно перевести как: [ 10 ]
Строка1 Поэты, почтенные по природе, зажигают сердце, которое (....потерянное....)
Строка 2 На празднике качелей в весеннее полнолуние, когда изобилуют развлечения и музыка, люди обвязывают (...потерянные...) густыми цветами жасмина.— — Перевод Т. Блоха [ 5 ]
В пещере Джогимара имеется пятистрочная надпись: [ примечание 5 ] также на языке брахми и языке магадхи (пракритском языке, более древнем, чем пали, и родственном языкам бходжпури и майтхили в Индии). Надпись находится на южной стороне после входа в пещеру, под росписью на потолке. Эта надпись частично утрачена, буквы некоторых слов размыты. Для перевода слова должны быть дополнены разумными вставками. Два возможных перевода: [ 5 ] [ 10 ]

- Перевод 1
Line1 Сутунака по имени
Линия 2 до Девадаси
Line3 Сутанака по имени Девадаси
Line4 Отличный среди юношей любил ее,
Line5 Девадинна по имени, мастер скульптуры (...)— — Перевод Т. Блоха [ 5 ]
- Перевод 2
Line1 Сутунака по имени
Линия 2 до Девадаси
Line3 Сутанака по имени Девадаси
Line4 сделал это место отдыха для девочек
Строка 5 [с] Девадинной по имени, искусной в живописи (...)— — Перевод Т. Блоха [ 5 ]
Третий перевод аналогичен первому, за исключением того, что в нем изменено одно слово в четвертой строке. Вместо «Отличник среди» это приводит к «Молодой человек из Варанаси любил ее». Именно этот третий перевод привел некоторых ученых к теории, что холмы Рамгарха были древним местом отдыха путешественников, поскольку художник был родом из древнего индуистского города Варанаси. [ 16 ]
Рисование
[ редактировать ]В пещере Джогимара восемь панелей фресок, большинство из которых сильно выцвели. Первоначально они были изготовлены в трех цветах и более грубым методом, чем те, которые описаны в самых ранних известных индийских текстах по живописи, таких как Читрасутры и Читралакшана . Оригинальные картины были перекрашены кем-то с намерением восстановить и улучшить их. Эта попытка, вероятно, произошла во второй половине I тысячелетия нашей эры. [ 5 ]
На оригинальных картинах отсутствовало базовое покрытие, подобное тем, что были найдены в Аджанте и других пещерах Индии. В пещере Джогимара на фресках изображена белая основа из извести. Художник обрисовал свои (или ее) идеи контуром, выполненным красным цветом. Фреска была выполнена с использованием трех цветов – красного, желтого и черного. [ 6 ] По словам Беглара, посетившего эти пещеры раньше Блоха и других ученых, фрески были выполнены из пяти цветов – желтого, двух оттенков красного, коричневого, черного и зеленого. [ 8 ] [ 14 ]
По словам Асита Хальдера – известного художника, который сопровождал британских археологов на этом месте, картины здесь не имеют ничего общего с Аджантой или другими религиозными пещерными объектами Индии. [ 6 ] [ 8 ]
Фресковые панели повреждены. Общее количество панелей и то, что они представляют, подлежат интерпретации. По словам Винсента Смита, ключевыми особенностями являются: [ 6 ]
- Панель 1: танцующие девушки, музыканты вокруг сидящей танцовщицы.
- Панель 2: множество мужских фигур, слон.
- Панель 3: несколько человек сидят под деревом.
- Панель 4: пара танцует над цветком лилии.
- Панель 5: играющая кукла или девочка.
- Панель 6: мальчик на ветке дерева, птица на другой ветке, обнаженные девушки на земле вокруг дерева. [ примечание 6 ]
- Панель 7: процессия слонов
- Панель 8: процессия колесниц или лошадей и несколько колес с цветущими растениями.
Фреска написана концентрическим узором из панелей, как будто художник хотел создать круговой вид для человека, смотрящего вверх. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По мнению Джеймса Беглара, это местный языковой эквивалент индийского слова бангала (дом), от которого произошло английское слово «бунгало».
- ^ Баджпай предоставляет санскритские эквиваленты, такие как медхи , тираскариал и другие, для различных частей пещерного театра Ситабенги; его исследование основано на Натьяшастре и других ранних индийских текстах по исполнительскому искусству. [ 9 ]
- ^ Пещера Ситабенга не является изолированным исключением из возможного древнего театра. Другие места в Индии, например, возле пещеры Ранигумфа в Одише, также были идентифицированы как вероятные древние театры. [ 11 ] [ 12 ]
- ^ Ранний анализ этих надписей, как утверждает Саломон, был датирован некоторыми учеными эпохой до Маурьев, а другими - несколько более поздним периодом Сунга. [ 15 ]
- ^ Строка 3 повторяет строки 1 и 2 более крупным шрифтом.
- ^ Эта панель напоминает легенду о Кришне, где он крадет одежду девушек, купающихся в озере, затем забирается на дерево и садится на ветку; обнаженные девушки собираются вокруг дерева и требуют, чтобы он вернул эту одежду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перси Браун (1918). Наследие Индии: индийская живопись . Ассоциация Пресс. стр. 16–18. ISBN 978-81-206-1888-6 .
- ^ Jump up to: а б Ананд Лал, изд. (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. стр. 15, 415, 449–450. ISBN 9780195644463 .
- ^ Чакраварти, Ранабир (1995). «Купцы и другие доноры в древнем Бандхогархе». Исследования Южной Азии . 11 (1): 33–41. дои : 10.1080/02666030.1995.9628493 .
- ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 50. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Т. Блох (1906). Пещеры и надписи на холмах Рамгарх, в годовом отчете Археологической службы Индии за 1903–1904 годы . ASI, Правительство Индии.
- ^ Jump up to: а б с д Асит Гальдер. Краткая история индийской живописи . Кришна Пракашан Медиа. стр. 20–21.
- ^ С Сеттар (2020). Ранние буддийские ремесленники и их архитектурный словарь . Манипал Универсальный Пресс. п. 39. ИСБН 978-93-88337-11-3 .
- ^ Jump up to: а б с Дж. Бхаргава (2003). Энциклопедия искусства и культуры Индии: Чхаттисгарх . Иша. стр. 155–162.
- ^ Jump up to: а б с «Музыка и танец в древнем искусстве Мадхья-Прадеша». Журнал Индийского музыковедческого общества . 4 (3): 41–43. 1973.
- ^ Jump up to: а б с М.Л. Варадпанде (1981). Древнеиндийский и индо-греческий театр . Публикации Абхинава. стр. 82–84. ISBN 978-81-7017-147-8 .
- ^ Олт, К. Томас; Мантравади, Умашанкар (1999). «Рани Гумфа: акустический театр II века до нашей эры в Индии». Журнал Акустического общества Америки . 106 (4). Акустическое общество Америки: 2227. doi : 10.1121/1.428064 .
- ^ Хемант К. Дас (2006), Происхождение Ория Джатры , Индийская литература, Том 50, номер 1 (231), стр. 166-171, JSTOR 23346371
- ^ Дэвид Мейсон (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. п. 225. ИСБН 978-1-317-27886-3 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Беглар (1876). Отчет о поездках по юго-восточным провинциям . Том. XIII. Археологическая служба Индии (переиздано в 2000 г.). стр. 40–42.
- ^ Jump up to: а б Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 141 со сносками. ISBN 978-0-19-535666-3 .
- ^ Маджумдар, Сусмита Басу (2017). «Государственное формирование и религиозные процессы в коридоре Чхаттисгарх с севера на юг (с первого века до нашей эры по восьмой век нашей эры)». Исследования по народной истории . 4 (2). Публикации SAGE: 120–121, контекст: 119–129. дои : 10.1177/2348448917725849 .