Группа каменных убежищ Ситабхинджи
Группа каменных убежищ Ситабхинджи | |
---|---|
![]() Фреска на скале Раваначхая | |
Координаты | 21 ° 30'35,2 "с.ш. 85 ° 46'38,5" в.д. / 21,509778 ° с.ш. 85,777361 ° в.д. |
Функции | Темперная фреска и надписи IV-VI веков. |
Группа каменных укрытий Ситабхинджи , также называемая фресками Раваначхая , представляет собой высеченный в скале памятник 4-6 веков нашей эры с большой расписной фреской и надписями недалеко от деревни Дангуапаси в районе Кендуджхар (Кеонджхар) в Одише. Археологические раскопки после 1950-х годов обнаружили участки валунов с дополнительными надписями на санскрите и ранней одии, монеты и части индуистского храма до VIII века, а также произведения искусства династии Бханджа. [ 1 ] [ 2 ]
Роспись Раваначхая IV века примечательна одной из самых ранних темперных картин ( читра ) в Индии, нерелигиозным изображением королевской процессии, а также санскритской надписью в возникающей восточной ветви северного письма. [ 1 ] Среди других заметных открытий здесь - позднегуптский чатурмукха (четырехликий) Шива-лингам, датируемый примерно V или VI веком нашей эры. [ 3 ]
Участок группы каменных укрытий Ситабхинджи находится под управлением и защитой Археологической службы Индии (N-OR-32). [ 4 ]
Расположение
[ редактировать ]Ситабинджи расположен на юго-восточной стороне деревни Дангуапаси, примерно в 30 км к югу от города Кеонджхар и в 10 км к западу от Дхенкикота. Он находится к северу от реки Сита-нади (Сета), среди ферм, перемежающихся огромными валунами и лесистой холмистой местностью. Это место хорошо заметно для посетителей и состоит из нескольких групп скал к западу и северо-западу от храма Сурпанакха. Это не пещеры, а открытые естественные и частично высеченные в скалах убежища. Вся территория, включая храм и различные группы скал, названа в честь персонажей или событий индуистского эпоса Рамаяна (Равана, Сурпанакха , Рама, Сита, Лакшмана, Лава, Куса и другие). В одном из этих каменных укрытий есть большая разноцветная раскрашенная фреска, называемая местом фрески Раваначхая , в то время как другие меньше по размеру и имеют незначительные надписи и одноцветные отметки. На этом месте можно увидеть руины, а основные из них, раскопанные на этом месте, такие как многоликий лингам Шивы, слон с младенцем и другие, сейчас находятся в храме. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Это каменное убежище Раваначхая состоит из двух больших валунов, сложенных один над другим и имеющих форму полузонтика. Нижняя сторона этой естественно покрытой части камня была вырезана, затем сглажена, а затем надписана и раскрашена примерно в IV веке нашей эры. Эта гладкая поверхность среза возвышается на высоте 22 футов над землей и выступает примерно на 15 футов. Оригинальная картина имела размеры более 25 на 10 футов. В нижней части скалы есть естественная трещина, которая, вероятно, возникла по естественным причинам и привела к тому, что часть оригинальной фрески стала более подвержена вредному климату и повреждениям. Другая сторона фрески сохранилась, хотя во время повторного открытия археологами в середине 20 века она была покрыта гнездами и коконами тропических насекомых. Сохранившаяся часть фрески имеет размеры примерно 17 на 10 футов. Художник(и) решил сначала написать надпись, а затем закрасить ее, что помогло датировать фреску. [ 1 ]
Небольшая надпись на фреске состоит из двух строк, выполнена на санскрите. В верхней строке написано «Махараджа Шри Диша Бхмаджа». Вторая линия неясна. Над ними находится фреска, изображающая королевскую процессию. Царь едет на слоне, в левой руке держит цветок (кувшинку), а в правой руке держит рожок. Его сопровождающий с чамарой и чатри сидит за его спиной на таком же слоне. Впереди лакеи в количестве четырех человек. С этими лакеями идет конь с кавалером. Слева и несколько позади пешего слона стоит женщина, вероятно, служанка. Выше имеются следы апсар . Надпись находится под лошадью. [ 1 ] [ 4 ]
Фреска была окрашена в пять цветов – белый, коричневый, красный, желтая охра и желтовато-коричневый. Тонкая база имеет охристый оттенок. Это также цвет одежды лакеев, тюрбанов и одеяний. Губы и ресницы белые, как и драгоценности, украшения, цветок в руке короля и нижняя часть женского платья. Коричневый – цвет тела слона. Насыщенно-красный цвет головы и туловища слона, лошади, следов летающих апсар, царя и его слуги. Светло-красного цвета — лакеи, кавалер и служанка. Первый лакей держит зонтик или знамя. Художник удачно передал глубину перспективы и лошадь в движении. Художник также нарисовал декорации, но многое из них уже выцвело. [ 1 ] [ 2 ]
В росписи Раваначхая для рисования использовался метод темперы , утверждают Рамачандран и ученые, основываясь на химическом анализе ее фрагментов. [ 1 ] Этот процесс изготовления читры - один из нескольких, обсуждаемых в ранних индийских текстах по живописи, и фреска на месте Ситабханджи является одним из примеров. [ 6 ]
Датировка настенной надписи вызывает споры, поскольку об упомянутом короле мало что известно, а также споры о хронологии и палеографических исследованиях несколько разрушенной надписи. Он либо ранний, о котором мало что известно, либо более поздний с похожим именем, живший примерно в VIII веке. По мнению Джоши, маловероятно, что это был более поздний правитель, и эпиграфические исследования всех надписей в регионе Уткала, а также другие находки, найденные в этом и близлежащих местах, подтверждают версию ок. Датировки IV-V веков. [ 2 ]
- Другие надписи и произведения искусства эпохи Гупта

В других группах каменных убежищ возле фрески Раваначхая есть исторические надписи, некоторые на языке ранней Одия, когда письменность возникла из Брахми, а другие в вариантах, которые сейчас вымерли. Большая часть санскрита, некоторые надписи на языке пракрит. Это короткие надписи, являющиеся именами Шайвов, вероятно, паломников или монахов индуистской традиции Шивы. Стиль письма предполагает, что это надписи V-VI веков. Рядом с этими надписями при раскопках была обнаружена мукхалинга (лингам Шивы с лицом), сделанная из мыльного камня в стиле позднего Гупта. [ 1 ] [ 3 ] Мукхалинга сейчас находится перед ближайшим храмом. Это почти квадрат с закругленными краями, эффективный диаметр около 1 фута. Этот лингам имеет длину 2 фута над землей и 1 фут под землей, а общая высота составляет 3 фута. (прическа) в стиле Гупта Лица однородные, имеют резьбу джата , изображенную усыпанной цветами. Местная индуистская община предпочла оставить его там, где он был обнаружен, а именно перед рок-группой, исторически называемой Сурпанакха. Под ним находится новый храм, посвященный Шиве. Дополнительные произведения искусства, найденные здесь, включают фигурки, сделанные из мыльного камня в стиле раннего Гупта. Обнаруженные монеты принадлежали Пури-Кушанской группе. Это свидетельствует о вероятной древности этого места и о том, что идеи о скульптуре и живописи, вероятно, распространились далеко за пределы северо-западных и центральных регионов Индии в первые века I тысячелетия нашей эры. [ 1 ]
По словам Кришны Паниграхи, это место и близлежащий регион, вероятно, были связаны с шиваизмом примерно в середине I тысячелетия и монастырем Шайвов, учитывая надписи здесь, в которых упоминаются как имя учителя, так и ученика, шиваитские произведения искусства периода Гуптов и другие. Места Шайвы поблизости в районе Кеонджхар, такие как Денгаполи и Асанапат ( надпись Сатрубханджа ). Ничто из обнаруженного здесь не указывает на столицу или крупный древний город. Таким образом, наличие частично сохранившейся фрески, изображающей царскую процессию, является странным и, вероятно, является признаком ее религиозного и политического значения к середине I тысячелетия. [ 7 ] [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Т. Н. Рамачандран (1951), Находка темперной живописи в Ситабхинджи, округ Кеонджхар, Орисса , Artibus Asiae, Том 14, Номер 1/2, стр. 4-25 JSTOR ,
- ^ Jump up to: а б с д Джоши (1965). «Древности Ситабхинджи». Журнал исторических исследований Ориссы . XIII (2): 21–27.
- ^ Jump up to: а б Дебала Митра (1984), Лакулиса и ранние храмы Шайвы в Ориссе , в «Рассуждениях о Шиве» (редактор: Майкл Мейстер), University of Pennsylvania Press, стр. 103–104, ISBN 0-8122-7909-3
- ^ Jump up to: а б Фреска Раваначхайи , Национальный центр искусств Индиры Ганди (2016 г.)
- ^ Басанта Моханта (2018), Ранняя историческая археология Северной Одиши , Пуранвешана: Индийский журнал археологии и традиций, том 2, номер 1, стр. 71–72
- ^ М. Соматилаке (2007), Дальнейший анализ фрески и темперы: анализ техники фресок в Южной Азии , Журнал Королевского азиатского общества Шри-Ланки, новая серия, Vol. 53, стр. 109–132, JSTOR 23731202.
- ^ Кришна Чандра Паниграхи (1961). Археологические находки в Бхубанешваре . Ориент Лонгманс. п. 245 со сносками. OCLC 3298938 .