Jump to content

Сапташрунги

Координаты : 20 ° 23'25 "N 73 ° 54'31" E  /  20,39028 ° N 73,90861 ° E  / 20,39028; 73.90861

Храм Сапташрунги Деви
Храм-святыня белого цвета, расположенный на вершине холма.
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Нашик
Божество Дурга
Фестивали Наваратри
Расположение
Расположение Деревня Вани/Нандури
Состояние Махараштра
Страна Индия
Сапташрунги расположен в Махараштре.
Сапташрунги
Расположение в Махараштре
Географические координаты 20 ° 23'25 "N 73 ° 54'31" E  /  20,39028 ° N 73,90861 ° E  / 20,39028; 73.90861

Сапташрунги или Сапташринги (маратхи: सप्तशृङ्गि, Saptaśrr̥ṇgī ) — место индуистского паломничества, расположенное в 60 километрах (37 миль) от Нашика в индийском штате Махараштра . Согласно индуистским традициям, богиня Сапташрунги Нивасини обитает среди семи горных вершин. ( Сапта означает семь, а шраг означает вершины.) Он расположен в Нандури , Калван Талука, небольшой деревне недалеко от Нашика в Индии. Маратхи и некоторые индуистские племена поклонялись богине с давних времен, а некоторые поклоняются ей как своему кулдайвату. Чтобы подняться на гад, нужно преодолеть 510 ступенек. Преданные посещают это место в большом количестве каждый день. [ 1 ] Храм также известен в народе как один из «трех с половиной Шакти Питов » Махараштры . Храм также является одним из 51 храма Шакти Пит, расположенного на Индийском субконтиненте , и является местом, где, Сати (жены Господа Шивы как сообщается, упала одна из конечностей ), ее правая рука. Его половина шактипитов среди трех с половиной шактипитов Махараштры.

География

[ редактировать ]
Группа домов внизу на фоне холма. Изображение взято с другого холма.
Вид на деревню Вани со стороны Сапташрунги гад. Вершина напротив храма — холм Маркандейя.

Сапташрунги — это горный массив, состоящий из семи холмов, которые местные жители называют Гадами и которые являются частью холмистого хребта Сахьядри в Западных Гатах. Хребет Сахьядри также известен как хребет Аджанта Сатмала, а средняя высота вершин составляет 4500 футов (1400 м). Дходап, расположенный в центре этого горного хребта, является самой высокой вершиной с высотой 4600 футов (1400 м), а Сапташрунги находится к западу от него. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] На водоразделе этих холмов расположено 108 водоёмов (прудов), которые называются Кундас. Нандури, Калван и Вани — ближайшие к храму деревни, расположенные у подножия холмов. Есть много подходов, чтобы добраться до вершины храма. Маршрут из Нашика и Вани через Диндори составляет 39 километров (24 мили), а через Пимпалгаон Басуант - 51 километр (32 мили). Маршрут через деревню Надургаон является самым простым и находится в 14 км (8,7 миль) от Вани . [ 2 ] Он находится на расстоянии 60 километров (37 миль) от Нашика, штаб-квартиры округа. Государственная автомагистраль 17 (Махараштра) (SH-17), соединенная с национальной автомагистралью 3 (NH 3), соединяет Нашик с местом храма недалеко от деревень Вани и Нандури. на общественном транспорте . До территории храма можно добраться [ 5 ] Сообщается, что в горных лесах растут лекарственные травы . [ 1 ] [ 3 ] есть окольная тропа, по которой паломники совершают парикраму Вокруг храма . Этот путь проходит на высоте от 1230 метров (4040 футов) до 1350 метров (4430 футов) и, как утверждается, проходит по крутому скалистому рельефу. [ 3 ] Холмы покрыты зелеными лесами. [ 6 ]

есть три с половиной Шакти Пита (выдающиеся места индуистской богини) Сообщается, что в Махараштре . Этими четырьмя храмами Богини являются храм Махалакшми в Колхапуре , храм Тулджа Бхавани в Тулджапуре , Ренука храм в Махуре (Матрипуре) и храм Сапташрунги Вани. [ 7 ] Эти четыре храма также интерпретируются как представляющие четыре части святого АУМ : Акара , Укара , Макара и Ммм кара ( Ардха матра ). Хотя вопрос о том, какой из них является ардха-питой (половиной Шакти Питы, которая считается более низкой по важности по сравнению с полной Шакти Питой), Сапташрунги обычно считается наполовину Шакти Питой. [ 6 ] [ 8 ] Однако официальный сайт храма заявляет, что это полноценный Шакти Пит. [ 9 ] Три главных божества ориентированного на Богиню писания Деви Махатмья в Сапташрунги считаются объединенным проявлением трех богинь, которые приравниваются к Махалакшми из Колхапура, Махасарасвати из Тулджапура и Махакали из Махура. [ 8 ] [ 9 ]

В Деви Бхагавата Пуране холмы Сапташринга упоминаются как Шакти Пита. [ 6 ] [ 10 ] Однако никакие другие основные религиозные писания не придают храму Сапташрунги такого статуса. [ 6 ]

Верховная богиня храма также известна под другими именами: Сапташрунги («(богиня) семи холмов»), Сапташрунга-нивасини («тот, кто обитает на Сапташрунге – семи холмах»), Сапташрунга-мата («мать -(богиня) Сапташрунги»). суффикс Деви К первым двум именам можно добавить (богиня). Она также известна как Брахмасварупини («тот, кто имеет форму Брахмана »). Сообщается, что богиня появилась из камандалу (сосуда с водой) бога-создателя Брахмы. [ 6 ]

Богиня приняла форму Дурги (возвышенной в Деви Махатмае ) и убила демона-буйвола Махишасуру , который беспокоил вселенную. [ 6 ] Считается, что после этого здесь поселилась Богиня. Поскольку Богиня приняла форму здесь и проживала в Сапташрунги, это место считается первоначальным местом пребывания Богини. [ 8 ] [ 11 ]

Шива несет труп Сати Деви

Этот храм является одним из 51 питхов Шакти, расположенных на Индийском субконтиненте , и является местом, где одна из конечностей Сати , ее правая рука, как полагают, упала, когда убитый горем и взволнованный Шива нес ее мертвое тело по всему миру. его плечи, и Вишну разрубил ее тело на куски своей Сударшана Чакрой . История этого события такова, что царь Праджапати Дакша , отец Сати (воплощение богини Парвати, жены Господа Шивы), проводил ягну ( ягья определяется как индуистское огненное ритуальное жертвоприношение, когда божества ведических времен, такие как Агни , бога огня и других призывали, предлагая подношения, такие как топленое масло (топленое масло), молоко, зерна и т. д.), называемые Брихаспатиритьяди. Сати (также называемая Шакти), жена Господа Шивы, присутствовала на мероприятии без приглашения. Дакша, который не любил своего зятя, так как считал его нищим, намеренно не пригласил его на яджну, в то время как он пригласил всех остальных богов. Сати почувствовала себя глубоко оскорбленной пренебрежением, проявленным ее отцом к ее мужу, за которого она вышла замуж по глубокой любви. Даже тогда она решила присутствовать на яджне без приглашения собственного отца. Когда она пошла туда, ее отец усугубил оскорбление, полностью проигнорировав ее присутствие и очернив Шиву. Сати почувствовала себя глубоко униженной и обиженной, а затем в отчаянии прыгнула в огонь ягны и покончила жизнь самоубийством. Когда эта новость была передана Шиве, он сначала послал на место своего помощника, чтобы тот навел справки и отомстил. Шива также пришел на место яджны и произвел фурор. В состоянии горя и гнева он взвалил труп Сати на свои плечи и начал странствовать по вселенной. Глядя на эту серьезную ситуацию, Брахма и Вишну решили вмешаться и вернуть Шиву к его нормальному состоянию. Тогда было решено, что Вишну последует за Шивой, и своей Сударша-чакрой разрезал труп Сати на куски. Таким образом, Вишну разрезал ее на 51 часть (108 частей также упоминаются во многих пуранических текстах). [ 6 ] ), когда Шива путешествовал по миру, и эти пятьдесят одна часть тела Сати упала в разных местах субконтинента, и все эти места стали известны как Шакти Питас (обитель богини Шакти или Дурги). Ее правая рука упала на холмы Сапташрунги, и это место стало святым, и здесь обосновался Шакти Пит. [ 8 ]

Также говорят, что когда король демонов Махишасура сеял хаос в лесах, дэваты и люди убеждали Дургу убить демона. Затем 18-рукая Сапташрунги Деви приняла форму Дурги и убила Махишасуру, и с тех пор она также известна как Махишасура Мардхини. [ 6 ] Махишасура был в образе буйвола. У подножия холма, откуда начинают подниматься по ступенькам, находится каменная голова буйвола, которая, как полагают, принадлежит демону Махишасуре. [ 12 ]

В эпической войне Рамаяны , когда Лакшмана лежал без сознания на поле боя, Хануман пришел на холмы Сапташрунги в поисках лекарственных трав, чтобы восстановить свою жизнь. [ 1 ]

Гора Сапташрунг была частью леса под названием Дандакаранья, упомянутого в Рамаяне . Упоминается, что Господь Рама вместе с Ситой и Лакшманой пришли на эти холмы, чтобы помолиться богине и попросить ее благословения. [ 6 ]

На холме Маркандей, названном в честь мудреца Маркандейи , есть пещера, которая, как говорят, была жилищем мудреца. Этот холм расположен к востоку от Сапташринги, и два холма разделяет глубокий овраг. Считается, что, находясь в этой пещере, Маркандейа читал пураны (индуистские писания), чтобы развлечь Деви. [ 12 ]

(святилище) обитает тигр Другой местный миф заключается в том, что каждую ночь в гарбагриахе , который следит за храмом, но уходит до восхода солнца. [ 12 ]

Еще один миф заключается в том, что когда человек пытался разрушить улей, перед ним появилась Дэви, чтобы предотвратить этот акт. [ 6 ]

Есть много других недавних повествований, превозносящих божественность богини, которые также связаны с Ширди Саи Бабой и его преданными. В одном из таких повествований священник деревни Вани, известный как Какаджи Вайдья, который работал в храме Сапташрунги, был весьма обеспокоен жизненными невзгодами вокруг него и поэтому обратился к богине с просьбой дать ему душевное спокойствие и избавить его от страданий. все заботы. Довольная преданностью жреца ей, богиня явилась ему во сне и велела пойти к Бабе, чтобы успокоить и умиротворить его душу. Поскольку священник тогда не знал, о каком Бабе она имела в виду, он подумал, что это Шива в храме Тримабакешвар , и поэтому пошел туда, предложил поклонение Шиве и остался там на несколько дней. При этом он все еще не обретал чувства покоя, и его беспокойное настроение сохранялось. Он вернулся в деревню Вани разочарованным. Затем каждый день после утреннего омовения он возносил молитвы Шива Лингаму , читая мантру Рудры из Яджурведа , на много дней. Он все еще не обрел душевного покоя. Затем он вернулся в храм Маты и обратился к ней с просьбой дать облегчение его беспокойному уму. Той ночью она явилась ему во сне и сказала, что Баба, которого она имела в виду, — это Саи Самарт из Ширди и что он должен пойти туда. Священник не знал местонахождения Саи Бабы. Саи Баба посредством своего божественного психического восприятия осознал нужду священника и поэтому послал своего самого любящего преданного Мадхаварао встретиться со священником и привести его к себе. По совпадению, Мадхаврао также отправился туда по совету Бабы, чтобы также предложить богине две серебряные груди, поскольку его мать забыла выполнить свой обет подарить богине серебряные груди. Когда Мадхаварао отправился в деревню Вани, священник встретил его и узнал, что он приехал из Ширди, чтобы предложить богине серебряную грудь. Священник был очень доволен, а также впервые почувствовал душевное спокойствие. Затем он отвел Мадхаварао в храм, где серебряные груди были помещены к ногам богини в святилище во исполнение обета его матери. Затем священник вместе с Мадхаварао пришел в Ширди и Даршан Саи Бабы, пробыл там 12 дней и почувствовал себя очень умиротворенным. Затем он вернулся в Вани. [ 13 ]

Храмовая святыня белого цвета, расположенная на холме.
Храм Сапташрунги Деви на вершине холма
Латунная скульптура черепахи.
Курма в храме Сапташрунги Деви

Храм Сапташрунги — двухэтажный храм, на верхнем этаже которого находится Деви. Изображение Деви высечено в пещере у подножия отвесного скального склона. [ 2 ] [ 12 ]

Говорят, что Деви является сваямбху (самопроявленной) на скале на отвесном склоне горы. Она окружена семью ( сапта на санскрите) вершинами ( шрунга на санскрите), отсюда и название: Сапта Шрунги Мата (мать семи вершин). [ 8 ] [ 12 ]

Иконография богини Сапташрунги — это иконография Махалакшми Деви Махатмьи . Богиня восемнадцатирукая ( ашта-даша бхуджа ), которую иногда неточно называют ашта-бхуджа (восьмирукая). Изображение имеет высоту около 8 футов (2,4 м) и имеет шафрановый цвет, поскольку покрыто синдуром . Как описано в легенде о Деви-Махатмье , богине было даровано различное оружие, чтобы убить Махишасуру. Она держит в своих руках: тришулу (трезубец) Шивы , сударшана чакру Вишну Вайю , шанкху (раковину) Варуны , пламя бога огня Агни , лук и стрелы , ваджру ( молнию). и гханта ( колокол ) Индры , Данда ( дубина ) Ямы , акшамала (нитка четок) Дакши , камандалу (сосуд для воды) Брахмы, лучи бога солнца Сурьи , меч и щит Кали , парашу (топор) Вишвакармы , винная чаша Куберы , гада (булава), лотос, копье и паша (петля). [ 6 ] [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 14 ]

Деви украшена высокой короной (как папская тиара ), золотым кольцом в носу и золотыми ожерельями, которые используются каждый день. Ее наряд представляет собой халат с блузкой, которые каждый день меняются новыми платьями. Прежде чем одеться для поклонения, ей религиозно совершают формальную абхишеку или омовение; Сообщается, что теплая вода используется два дня в неделю. Во дворе перед храмом есть трезубец или Тришула, украшенный колокольчиками и лампами. Есть и другие драгоценные украшения богини, которые обычно хранятся в Вани под надежным хранением, но используются для украшения божества в особые праздничные дни. Изображение Деви нарисовано ярко-красной охрой, называемой синдур , которая считается благоприятной в этом регионе; однако глаза не тронуты цветом, а сделаны из белого фарфора и очень ярко сияют. [ 11 ] [ 12 ]

Постройка в виде портика, пристройка к главному святилищу богини приписываются главнокомандующему Сатары, а простая постройка начала прошлого века. Последующие дополнения были сделаны начальником Винчура. [ 12 ]

Недавно в храме был проведен ремонт, в ходе которого было построено множество объектов. Сооружения, созданные в храме, состоят из более чем 500 ступенек. [ 12 ] ) врезан в скальные склоны холма, сверху от дороги, ведущей ко входу в храм, общественному залу, галерее, где преданные могут выстроиться в очереди и получить упорядоченный даршан богини. [ 8 ] Ступени были построены Умабаем Дабхаде в 1710 году нашей эры. Ступени также можно увидеть с фигурами Рамы , Ханумана , Радхи и Кришны , Даттатреи и черепахи в нескольких местах многих храмов, посвященных Дурге или Мате. Прежде чем была построена дорога, позволяющая автобусам и транспортным средствам подниматься на холм и добираться до подножия храма, были проложены различные маршруты для пешего подъема на холм. Один из таких маршрутов был построен г-ном Гопалом Кулкарни (удостоенным имени Гадкари после строительства этих ступеней) из Касбе Вани. [ 12 ]


Считается, что « Деви Махатмья» , священная книга, восхваляющая величие Деви и ее подвиги, была составлена ​​в этом месте мудрецом Маркандейей . Он совершил строгое покаяние на холме напротив того, где обитает Деви; теперь он назван в его честь. [ 12 ]

Говорят, что есть один флаг, который водружен на вершине горы, где расположен храм Сапташрунги Деви. Говорят, что староста деревни Буригаон поднимается на холм в день полнолуния в апреле. В этот день утром на рассвете он поднимает флаг. Дорога, по которой он поднимался и спускался, держится в секрете. Говорят также, что любой человек, попытавшийся узнать этот маршрут, потеряет зрение. [ 12 ]

При спуске с храмового комплекса на горе Махонидри находится пещера, откуда, согласно местному мифу, исчезла богиня Сапташринги, победив демонов. [ 2 ]

Работа по сохранению идола Шри Сапташрунги Деви, являющегося половиной из трех с половиной Шактипитов , продолжалась с 21 июля 2022 года и была завершена примерно через 45 дней. При этом с идола было снято около 2000 килограммов синдура , благодаря чему на первый план вышла очень древняя и самозванная форма идола Шри Сапташрунги Деви. 8 сентября 2022 года состоялась церемония Прана Пратиштха идола Шри Сапташрунги Деви. По этому случаю в офисе треста поклонялись украшениям богини и вывозили процессию с украшениями. Храм был открыт для преданных с первого дня фестиваля Наваратри , то есть 26 сентября 2022 года. [ 15 ]

Поклонение

[ редактировать ]
освещенный храм-святыня виден на темном холме
Освещенный вид на храм Сапташрунги ночью

Самый важный праздник храма Сапташрунги - Чайтроцав, «фестиваль Чайтра». Фестиваль начинается в Рама Навами (девятый лунный день светлых двух недель индуистского месяца Чайтра ) и достигает кульминации в Чайтра Пурнима (день полнолуния), самый большой день фестиваля. [ 16 ] В фестивале также принимают участие бездетные женщины, дающие обеты, ищущие благословения богини для детей. Около 250 000 человек посещают фестиваль в последний день и до 1 миллиона собираются в последние три дня девятидневного фестиваля. Преданные приезжают из штатов Махараштра, Гуджарат , Мадхья-Прадеш и Раджастхан . Многие преданные также проходят пешком весь путь из Нашика (60 километров (37 миль)), Дхуле (150 километров (93 мили)) и других городов. [ 17 ] Преданные часто обходят (см. прадакшину ) весь холм. Индусы обычно обходят вокруг божества или святилища, однако, поскольку икона богини вырезана на склоне холма, необходимо обойти весь холм. Богиня омывается (см. Абхишека ) панчамрутой ( панч означает пять и амрута означает нектар бессмертия), смесью обычно меда, сахара, молока, йогурта и топленого масла , каждый день во время фестиваля. В предпоследний день (четырнадцатый лунный день) знамени богини поклоняются, затем его проносят по деревне в сопровождении старосты ( гавали-патил ) деревни Дарегаон и, наконец, в полночь поднимают на вершину холма. В последний день преданные посещают вершину холма, чтобы получить даршан (выказать почтение) святому флагу. Сообщается, что эта церемония проводится по крайней мере с 15 века. Преданные, принявшие навас (обет), выполняют его во время фестиваля. [ 12 ] [ 18 ] [ 19 ]

В этом случае божеству приносят в жертву зерно, цветы, кокосы, деньги или украшения. После ежедневного служения абхишека (ритуального омовения) божеству с водой, принесенной из Сурья- кунды подношения кхира , богине делаются лепешки из муки и масла, известные как тури , приготовленного из кипящего риса, молока и сахара. Также предлагаются . Все подношения, кроме украшений, затем забирают бхопы , наследственные хранители храма. [ 18 ] [ 19 ]

В Ашвине (месяц индуистского календаря) Шукла Пакша Дашами большой утсав в этом месте проводится (фестиваль). Душера и Наваратри — главные праздники в храме, когда в течение девяти дней храм собирают тысячи преданных. Согласно индуистскому лунному календарю, за которым следует храм, вторник и пятница, а также восьмой, девятый и четырнадцатый дни являются особыми днями для совершения пуджи (поклонения) богине. [ 2 ] [ 8 ] [ 12 ] Другими отмечаемыми фестивалями являются Гуди Падва , Гокулаштами , Навратроцав , Коджагири , Лакшмипуджан , ХариХар Бхет и многие другие, которые посещает большое количество преданных. [ 8 ]

Зеленые и красные сари и кумкум продаются в магазине
Типичный магазин, где продаются сари, красный кумкум в бутылках, цветы, кокосы и прасад в пакетах.

Ритуалы, которым следуют преданные, заключаются в подношении кокосов и шелковой ткани , а также сари и чоли (блузки). богине [ 8 ] Другими традиционными подношениями божеству являются глаза из серебра и создание круга Кумкума соответствующего дизайна вокруг внутреннего прохода Богини во время Навратры. Сапташати . , биография богини, содержащая семьсот стихов, также читается многими преданными [ 8 ]

Община Катар или Кутади в Махараштре во время церемонии Пачви, после рождения ребенка в семье, возносит поклонение своему семейному божеству Сапташрунги, а также приносит в жертву козла, после чего они проводят церемонию наречения ребенка 12-го числа. день. [ 20 ]

Гондал , древний народный танец-драма, представлен перед божеством преданными, принадлежащими к общинам Гондали , Бхутье , Аарадхи и Наик . Гондалистов , исполняющих танцы Гондал, также приглашают исполнять Гондал во время свадеб и многих крупных семейных праздников. Представление Гондхали, обычно проводимое ночью, сопровождается пением под аккомпанемент тарелок, небольшого барабана, самбала и тунтюна или одного струнного инструмента. [ 8 ]

Защита и удобства

[ редактировать ]
Фуникулер в Сапташрунги

Семь холмов входят в геологическую формацию Декканской ловушки, состоящую из твердых и миндалевидных базальтов , пластов стволов (красный ствол) и латеритных почв. За последние много лет храм на холме часто подвергался повреждениям из-за камнепадов. Многие паломники также получили ранения во время этих камнепадов; некоторые травмы также стали смертельными. [ 19 ] Окружная тропа вокруг холма имеет крутые скальные склоны, а нестабильность скальных образований объясняется трещиноватостью и столбчатыми соединениями базальтовых пород. Следовательно, этот вопрос стал предметом изучения геологов, чтобы найти решение, предотвращающее повреждение храма и причинение травм паломникам. [ 3 ]

В 2018 году был открыт фуникулер. Это было сделано для того, чтобы паломники могли добраться до храма за несколько минут и с комфортом, а не подниматься по лестнице. Также построен лифт, на котором мы можем попасть прямо внутрь храма. [ 21 ]

Маршрут восхождения на холм также сложен, и на нем произошло несколько несчастных случаев со смертельным исходом. В 2008 году частный автобус упал в долину при развороте, в результате чего погибли 43 человека. После этого инцидента были приняты некоторые меры для предотвращения подобных происшествий, такие как возведение баррикад и предупреждающих знаков. Сбор платы за проезд также начался у подножия холма, чтобы финансово обеспечить эти меры. в 2010 году принятые меры по-прежнему были названы недостаточными В новостном репортаже Сакала . [ 22 ] Будучи местом массовых собраний по разным поводам, храм также внесен в список террористов. Учения по чрезвычайным ситуациям проводятся Государственной полицией . [ 23 ]

Предоставлением различных условий для паломников и принятием корректирующих мер безопасности занимался Фонд Шри Сапташрунг Нивасини Деви. Этот Траст был основан в 1975 году и с тех пор внес различные изменения. [ 24 ] Дополнительные автобусы предоставляются Государственной дорожно-транспортной корпорацией Махараштры во время фестивалей, особенно в Чайтроцаве. В 2010 году MSRTC сообщила о доходе в размере 8,6 миллиона фунтов стерлингов от дополнительных автобусов, предоставленных в течение восьми дней фестиваля. [ 25 ] В отеле «Бхакта Нивас» также предусмотрены условия для ночлега, а всем посетителям предлагается питание по разумным ценам. разработали различные планы Правительство штата и Фонд развития , которые включают превращение этого места в место отдыха наряду с нынешним местом паломничества. Нехватка места была названа основной причиной отсталости. Обширные территории вокруг объекта находятся в ведении Департамента лесного хозяйства . [ 26 ]

  1. ^ Jump up to: а б с «Места туристического района Нашик» . Официальный сайт Нашикского района. Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 2 марта 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Милинд Гунаджи (2010). Необычные треки в Махараштре . Популярные публикации. стр. 92-. ISBN  978-81-7991-578-3 . Проверено 3 марта 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Ансари, МК; Ахмад, М.; Сингх, Раджеш; Сингх, Теннесси (декабрь 2012 г.). «Оценка камнепада возле храма Сапташрунги Гад, Нашик, Махараштра, Индия». Международный журнал по снижению риска стихийных бедствий . 2 : 77–83. Бибкод : 2012IJDRR...2...77A . дои : 10.1016/j.ijdrr.2012.09.002 .
  4. ^ Ансари, МК; Ахмад, М.; Сингх, Теннесси (2014). «Оценка риска камнепадов для паломников на обходном пути, храм Сапташрунги Гад, Вани, Нашик, Махараштра, Индия». Геоматика, природные опасности и риск . 5 : 81–92. дои : 10.1080/19475705.2013.787657 . S2CID   129789857 .
  5. ^ «185 дополнительных автобусов для форта Саптшринги на Коджагири» (на маратхи). Нашик: Локсатта . Проверено 7 марта 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к WD «сапташрунги деви храм вани нашик | сапташрунги деви ка ардхашактипит | Вебдуния хинди» (на хинди). Вебдуния.com . Получено 4 марта.
  7. ^ Сунита Пант Бансал (23 января 2008 г.). Индуистское паломничество . Книги по индуологии. стр. 191–. ISBN  978-81-223-0997-3 . Проверено 2 марта 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Шакти Пит» . Манасе.орг . Проверено 3 марта 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б Официальный сайт
  10. ^ «Глава XXXVIII, Обет и священные места Дэви» . Шримад Деви Бхагаватам, Holy-texts.com . Проверено 3 марта 2013 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Информация
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Места» . Сапташринг . Вестник Насикского района . Проверено 3 марта 2013 г.
  13. ^ Сударшан (1 января 2004 г.). Саи – Эпоха Космической Семьи . Лотос Пресс. стр. 54–. ISBN  978-81-901912-5-8 . Проверено 3 марта 2013 г.
  14. ^ Махатмья
  15. ^ «Богиня Саптасринги, проявленная в древней форме; взгляните на великолепного оригинального идола Адимайи в Сваямбху» . Махараштра Таймс (на языке маратхи) . Проверено 29 сентября 2022 г.
  16. ^ «Толпа преданных у Чайтроцава богини Сапташрунги» (на языке маратхи). Зи Новости 7 апреля 2012 года . Получено 7 марта.
  17. ^ «Сто тысяч преданных покинули форт пешком...!» (на маратхи). Сакал . 26 марта 2010 г. Проверено 7 марта 2013 г.
  18. ^ Jump up to: а б Фестивали
  19. ^ Jump up to: а б с «Миллионная толпа на Сапташринги даршан» (на маратхи). Махараштра Таймс . 18 апреля 2011 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  20. ^ Кумар Суреш Сингх (2004). Народ Индии: Махараштра . Популярные публикации. стр. 962–. ISBN  978-81-7991-101-3 . Проверено 7 февраля 2013 г.
  21. ^ «Первый в стране фуникулер в форте Сапташринги» .
  22. ^ «Три года автобусной аварии» (на маратхи). Сакал . 20 января 2010 г. Получено 7 марта.
  23. ^ «Сапташрунг Гадавар Mockdrill» (на маратхи). Локвуд . 10 декабря 2012 года . Проверено 7 марта 2013 г.
  24. ^ «Местные жители не имеют представительства в Saptashring Niwasini Trust» (на языке маратхи). Сакал . 25 сентября 2010 г. Проверено 7 марта 2013 г.
  25. ^ «ST заработала 8,6 лакха рупий за восемь дней!» (на маратхи). : Весь Дхуле 8 апреля 2010 года . Получено 7 марта.
  26. ^ «Мистер культовых сооружений!» (на маратхи). Сакал . 15 мая 2011 года . Получено 7 марта.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c66af2eef87632bdc074409a6d791b31__1722574200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/31/c66af2eef87632bdc074409a6d791b31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saptashrungi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)