Брахма Джиналая, Лаккунди
Брахма Джиналая, Лаккунди | |
---|---|
![]() Брахма Джиналая | |
Религия | |
Принадлежность | Джайнизм |
Божество | Неминатха |
Фестивали | Махавир Джанма Кальянак |
Расположение | |
Расположение | Лаккунди , Карнатака |
Географические координаты | 15 ° 23'22,2 дюйма с.ш., 75 ° 42'51,2 дюйма в.д. / 15,389500 ° с.ш., 75,714222 ° в.д. |
Архитектура | |
Стиль | Архитектура Западной Чалукья |
Создатель | Аттимаббе |
Дата установления | 1007 г. н.э. |
Храм(ы) | 1 |
Брахма Джиналая , иногда известный как Большой джайнский храм Лаккунди , — это храм Махавиры начала XI века в Лаккунди , округ Гадаг штата Карнатака, Индия. Храм приписывают Аттияббе (Данасинтамани Аттимббе), жене местного губернатора Данданаяки Нагадевы. Он обращен на восток, имеет мукхамандапу и гудхамандапу, а его святилище покрыто надстройкой вимана в стиле южного храма. Храм примечателен своими рельефами, изображающими произведения искусства джайнов, статуями Тиртханкаров и двумя статуями Брахмы и Сарасвати внутри его внутренней мандапы. [ 1 ] [ 2 ]
Храм был разрушен и изуродован во время или после войн 13 века. [ нужны разъяснения ] Он был заново открыт британскими археологами под руководством Генри Казенса в «пустынном, грязном состоянии, населенном колонией летучих мышей» с обезглавленной статуей Махавиры снаружи. Сейчас очищенный и отреставрированный джайнский храм Лаккунди является одним из многих исторических джайнских и индуистских храмов эпохи Чалукья, найденных в Лаккунди. Это старейший крупный джайнский храм в этом регионе.
Археологическая служба Индии внесла этот базади в список индийского наследия, которое обязательно нужно увидеть. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Лаккунди находится примерно в 12 км к юго-востоку от города-побратима Гадаг-Бетагери, между Хампи и Гоа . До него можно добраться по национальному шоссе Индии 67. Храм Брамха Джиналая — один из многих джайнских и индуистских храмов, найденных в Лаккунди и его окрестностях. Он расположен на юго-западной стороне деревни, рядом с несколькими другими историческими джайнскими храмами. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Город Лаккунди в средневековые времена был известен как Локкигунди. Он имел большое значение во время правления Западной Чалукьи в 11-12 веках нашей эры , и здесь располагалось множество джайнских и индуистских храмов. Брахма Джиналая была построена в 1007 году нашей эры. [ 5 ] Аттимаббе (997-1008 гг. н.э. ) , жена Нагадевы, который служил генералом при Тайле II и Сатьяшрайе Иривабеданге . [ 6 ] Храм представляет собой второй этап искусства Кальяни Чалукья . [ 7 ] В 1191 году нашей эры известный империи Хойсала король Вира Баллала II сделал этот город важным гарнизоном. [ 8 ]
На храме есть несколько надписей, которые помогают датировать этот храм и дары, которые он получил до 14 века. В этих исторических надписях храм называется Брахма Джиналая из Локкигунди. [ 9 ] [ 10 ]
Архитектура
[ редактировать ]
По словам искусствоведа Адама Харди , храм иллюстрирует « Позднюю архитектуру Чалукья , основную школу Лаккунди середины 11 века с надстройкой конца 11 века ( шихара )». [ 11 ] В храме есть единственная святыня ( экакута ), соединенная с закрытым залом мантапы вестибюлем ( суканаси или ардхамантапа ) , который соединен с другой открытой мантапой. [ 12 ] Этот храм является одним из прекрасных иллюстраций архитектуры Западной Чалукья. [ 13 ] [ 14 ] В храме есть гарбхагриха , антарала , закрытая наваранга-мандапа и открытая мукха- мандапа с колоннами . Над гарбхагрихой находится трехэтажная нирандхара-вимана с квадратной гривой и шикхарой. [ 9 ] Над карнизом этих арочных ниш через равные промежутки находится сидящая фигура джайна. Потолки простые, колонны хорошо украшены. Открытую мандапу поддерживают 32 колонны и пилястры. [ 3 ]
По словам искусствоведа Перси Брауна , эти элементы обычно встречаются во всех храмах Западной Чалукья . Строительный материал — мыльный камень , который, по словам Перси Брауна, стал стандартом в более поздней архитектуре Хойсалы . и [ 11 ] [ 15 ] По мнению историков искусства Генри Казенса и Ома Пракаша, наиболее заметной особенностью храмов Западной Чалукья является уменьшение размеров каменной кладки и, как следствие, уменьшение общей высоты храмов по сравнению с теми, которые были построены Бадами Чалукья в Паттадакале . Это произошло в результате смены основного строительного материала с песчаника на более пригодный для обработки мыльный камень (хлоритовый сланец ). В ближайшие десятилетия эта трансформация должна была привести архитектуру Весара к увеличению орнамента и артикуляции. [ 8 ] [ 13 ]

Стиль храма очень похож на более старый храм Шивы в Куккануре и представляет собой переходный этап между стилями раннего Чалукья и позднего Чалукья. [ 8 ] Он относит башню над святилищем к дравидийской (южноиндийской) квадратной форме. [ 8 ] Камат классифицирует ее как Весару , потому что каждый ярус инкрустирован мотивами, которые делают башню более «криволинейной». [ 16 ] По мнению Казенса, общая конструкция с ее хорошо пропорциональными ярусами и навершием ( амалака , калаша ) придает надстройке «величественный» вид. Над карнизом расположены круглые ниши, каждая из которых содержит рельефное изображение джайнского святого (джайна) с украшением киртимукхи наверху. Стены храма украшены пилястрами , в промежутках между которыми расположены рельефные павильоны и миниатюрные декоративные башни ( эдикулы ) на тонких полупилястрах. Под некоторыми миниатюрными башнями есть ниши. В целом декоративное украшение выведено на новый уровень по сравнению с более ранними храмами. [ 17 ]
Храм называется Великим джайнским храмом Лаккунди , что отличает его от других второстепенных джайнских храмов Лаккунди. [ 9 ]
Скульптура
[ редактировать ]В храме есть несколько примечательных отдельно стоящих скульптур: [ 2 ] [ 9 ]

- обезглавленное изображение Махавиры высотой чуть более 4 футов, сделанное из черного полированного камня и восседающее на «львином троне» ( симхасана За пределами храма находится ). Дверная перемычка святилища ( лалита-бимба ) изображает Махавиру, что в индийской традиции обычно отмечает основное посвящение святилища. Поэтому считается, что первоначально этот идол был главным святилищем храма. [ 3 ] [ 18 ]
- В современную эпоху в святилище есть статуя Неминатхи в образе мулнаяка с якшей и якши по обе стороны. Есть красивая скульптура Паршвы с семью капюшонами в позиции Кайотсарги с якши и якшей с обеих сторон. [ 19 ] Скульптура Падмавати. [ 7 ] [ 20 ] Сидящая с выпрямленным левым коленом рядом с Паршвой изображает Богиню со стрекалом и петлей в правом и левом плечах соответственно, а нижние руки находятся в варадамудре с фруктами. [ 21 ] Казенс утверждает, что его, возможно, вытащили и оставили там. По обе стороны от святого есть помощники, держащие в одной руке чоури (разновидность кисти), а в другой - фрукт.
- большой, монолитно вырезанный четырехглавый Брахма . Во внутреннем зале стоит [ 7 ] [ 18 ] Он изображен преимущественно с индуистской иконографией, но на пьедестале изображены джайнские произведения искусства, например изображения львов.
- Напротив Брахмы во внутренней мандапе находится статуя богини, которую Казенс и многие ученые считают Сарасвати, учитывая иконографические детали. [ 18 ] Альтернативная интерпретация состоит в том, что она - джайнская богиня, имеющая некоторые общие черты с Сарасвати. Как изображено, в каждой из четырех рук она держит атрибут; анкуса (слоновье стрекало), цветок с лепестками, книга и цитрон .
- Дверные косяки украшены замысловатой резьбой в виде пяти параллельных полос (панчасакха) в знаменитом стиле платереско Карната с хамсавали, падмамала, бхутасакха и ратнасакха. Фигуры педьи включают Рати и Камадеву. [ 9 ]
- Безмятежно-задумчивый Паршванатха с семиглавым змеиным капюшоном над головой, но поврежденным (сломанные конечности, изуродованный нос, изуродованные половые органы); [ 9 ] он был обнаружен возле храма Казенсом и теперь передан на хранение ASI.
Помимо этих скульптур, на столбах изображены рельефы джайнских богинь и апсар. На дверной перемычке у входа в вестибюль изображено изображение Гаджалакшми (индуистской богини Лакшми со слонами по обе стороны), как и в других исторических храмах джайнизма. [ 22 ] [ 20 ]
Лаккунди Утсав
[ редактировать ]Лаккунди Утсав — это двухдневное ежегодное культурное мероприятие, организуемое ежегодно. Мероприятие имеет главную сцену с храмами на заднем плане и называется «Даана Чинтамани Аттимаббе Ведике» в честь королевы Аттимаббе 11 века. [ 23 ]
Защита
[ редактировать ]Храм охраняется Археологической службой Индии (ASI) как памятник национального значения. [ 24 ] Правительство Карнатаки объявило о создании Управления развития Лаккунди для развития Лаккунди стоимостью рупий. 3 кроры. [ 25 ] Более 50 разрушенных, изуродованных джайнских и индуистских скульптур, 3 надписи были обнаружены во время строительства туристических объектов и работ по восстановлению территории в соседнем храме Наганатха - еще одном джайнском храме. Некоторые из этих скульптур выставлены возле храма Брахмы Джиналаи в сарае, охраняемом ASI. [ 26 ]
-
Старая надпись на каннаде, датированная 1172 годом нашей эры, в джайнском храме в Лаккунди.
-
Мухамандапа (вход открытый)
-
Гудхамандапа (внутренний, закрытый)
-
Киртимукхи Настенный рельеф
-
Изображение Неминатхи в украшении святилища, дверного косяка и перемычки
-
Чатурмукха , четырехликий Брахма внутри с джайнским орнаментом.
-
Махавира на лалита-бимбе святилища, свидетельство того, что храм изначально был посвящен Махавире.
-
Поврежденный идол Махавиры , оригинальный идол-мулнаяка.
-
Внутренние колонны мандапы, джайнские произведения искусства в нижних частях.
-
Внешний столб мандапы
-
Другой вид, показывающий второстепенный джайнский храм к северу от Большого джайнского храма Лаккунди.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Даки и Мейстер 1996 , стр. 89.
- ^ Перейти обратно: а б Казенс 1926 , стр. 77–78.
- ^ Перейти обратно: а б с АСИ должен увидеть и Джайн Басти, Лаккунди .
- ^ Казенс 1926 , стр. 77–82.
- ^ Хартманн и Рэй 2020 , с. 2360.
- ^ Кришнамачари 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чу 2016 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б с д Казенс 1926 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Даки и Мейстер 1996 , стр. 89–92.
- ^ Ансари 1997 , с. 417
- ^ Перейти обратно: а б Харди 1995 , с. 335.
- ^ Харди 1995 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Пракаш 2005 , с. 178.
- ^ Сангаве 1980 , с. 371.
- ^ Камат 2001 , стр. 115–117.
- ^ Камат 2001 , с. 117.
- ^ Казенс 1926 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Рао 2019 .
- ^ Шах 1987 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Карунакаран 2016 .
- ^ Шах 1987 , с. 270.
- ^ Казенс 1926 , стр. 78–79.
- ^ Паттанашетти 2017 .
- ^ НО .
- ^ Декан Вестник 2017 .
- ^ Медь 2018 .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Даки, Мадхусудан А .; Мейстер, Майкл (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индейских исследований . стр. 89–92. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Хартманн, Йенс-Уве; Рэй, Химаншу Прабха (2020). Сила, присутствие и пространство Ритуалы Южной Азии в археологическом контексте . Археология и религия в Южной Азии. Том. 5. Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9781000168808 .
- Чу, Лалит (2016). Богатое наследие Карнатаки - Искусство и архитектура: от доисторических времен до периода Хойсала . Том. 6. Идея Прессы . ISBN 9789352068258 .
- Казенс, Генри (1926). Чалукянская архитектура районов Канарезе . Нью-Дели: Археологическая служба Индии . ОСЛК 37526233 . [ мертвая ссылка ] Все URL
- Фокема, Жерар (2003) [2003]. Архитектура, украшенная архитектурой: Поздние средневековые храмы Карнатаки, 1000–1300 гг. Н.э. (PDF) . Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО ISBN 81-215-1089-9 .
- Камат, Сурьянат У. (2001) [1980]. Краткая история Карнатаки: от доисторических времен до наших дней (PDF) . Бангалор: Книги Юпитера. LCCN 80905179 . OCLC 7796041 .
- Харди, Адам (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 9788170173120 .
- Сангаве, Вилас Адинатх (1980). Сообщество джайнов: социальный опрос . Том. 2. Мумбаи: Популярный Пракашан . ISBN 9780317123463 .
- Шах, Умакант Премананд (1987). Джайна-рупа-мандана . Том. 1. Публикации Абхинава. ISBN 9788170172086 .
- Пракаш, Ом (2005). Культурная история Индии, New Age International, 2005, Нью-Дели . Нью Эйдж Интернэшнл. ISBN 81-224-1587-3 .
Интернет
[ редактировать ]- Ансари, Закия К. (1997). «Пандьяс Уччанги - Некоторые культурные вклады» . Труды Индийского исторического конгресса . 58 . Конгресс истории Индии : 417. JSTOR 44143940 . Проверено 27 января 2023 г.
- Карунакаран, К. (26 июля 2016 г.). «Святыни наследия Лаккунди» . Декан Вестник .
- Коппар, Рагхотта М. (26 декабря 2018 г.). «Скульптуры эпохи Чалукья XI века, найденные в районе Гадаг» . Новый Индийский экспресс .
- Кришнамачари, Суганти (11 мая 2013 г.). «Говорит о католическом мировоззрении» . Индус .
- Паттанашетти, Гириш (2017). «Деревня сотен колодцев и храмов готова к Лаккунди Утсаву (11 февраля 2017 г.)» . Индус .
- Рао, Падма (21 декабря 2019 г.). «Светящаяся Лаккунди» . Декан Вестник .
- «Управление развития Лаккунди будет создано стоимостью 3 крора рупий» . Декан Вестник . 16 марта 2017 г.
- АСИ. «Алфавитный список памятников - Карнатака - Дхарвад, Круг Дхарвад, Карнатака» . Археологическая служба Индии, Правительство Индии . Дхарвад: Национальный центр искусств Индиры Ганди . Проверено 8 апреля 2013 г.
- «Джайн Басти, Лаккунди, Карнатака» . Археологическая служба Индии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с храмом Брахмы Джиналая, Лаккунди, на Викискладе?