Jump to content

Махавира

(Перенаправлено с Вардхаманы )

Махавира
Пратима Шри Махавира Свами в храме Шри Махавира Джи, Кураули, Раджастан
Другие имена Вира , Ативира , Вардхамана , Санматинатха [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Почитается в Джайнизм
Предшественник Паршванатха
Преемник Махападма/Падманабха (первая Тиртханкара восходящей следующей половины временного цикла ) [ 6 ]
Мантра Шри Махавирая Намах
Символ Лев [ 7 ]
Возраст 72
Дерево седло
Цвет лица Золотой
Фестивали Махавир Джанма Кальянак , Дивали
Генеалогия
Рожденный
Вардхамана

в. 22 февраля 599 г. до н.э. [ 8 ] [ 9 ]
Умер в. 17 сентября 527 г. до н.э. [ 8 ] [ 12 ]
Павапури , Магадха (современный район Наланда , Бихар, Индия)
Родители
Братья и сестры Нандивардхана
В Сударшане
Супруг Это отсутствовало
Дети одна дочь, Приядаршана, также называемая Аноджа
Династия Династия Икшваку

Махавира ( Деванагари : महावीर, Махавира ), также известный как Вардхамана (Деванагари: वर्धमान, Вардхамана ), был 24-м Тиртханкарой (Верховным учителем) джайнизма. Он был духовным преемником 23-го Тиртханкара Паршванатхи . [ 13 ] Махавира родился в начале VI века до нашей эры в королевской джайнской семье древней Индии . Его мать звали Тришала , а отца — Сиддхартха . Они были мирянами-преданными Паршванатхи. Махавира отказался от всех мирских благ в возрасте около 30 лет и ушел из дома в поисках духовного пробуждения, став аскетом . Махавира практиковал интенсивную медитацию и суровые аскезы в течение двенадцати с половиной лет, после чего достиг Кевала Джняны (всеведения). Он проповедовал 30 лет и достиг мокши (освобождения) в VI веке до нашей эры, хотя год варьируется в зависимости от секты .

Махавира учил, что соблюдение обетов ахимсы (ненасилия), сатьи (истины), астеи (неворования), брахмачарьи (целомудрия) и апариграхи (непривязанности) необходимо для духовного освобождения. Он учил принципам Анекантавады (многогранной реальности): сьядвады и наявады . Учение Махавиры было составлено Индрабхути Гаутамой (его главным учеником) как джайнские агамы . Считается, что тексты, передаваемые устно джайнскими монахами, были в значительной степени утеряны примерно к I веку нашей эры.

Махавира обычно изображается сидящим или стоящим в медитативной позе, с символом льва под ним. Его самая ранняя иконография взята из археологических раскопок в североиндийском городе Матхура и датируется периодом между I веком до нашей эры и II веком нашей эры. Его рождение празднуется как Махавира Джанма Кальянак , а его нирвана (спасение), а также его первая шишья Гаутамы Свами отмечается джайнами как Дивали .

Исторически Махавира, возродивший и проповедовавший джайнизм в древней Индии, был старшим современником Гаутамы Будды . Джайны празднуют Махавира Джанму Кальянака каждый год в 13-й день по индийскому календарю месяца Чайтра . [ 14 ]

Имена и эпитеты

[ редактировать ]

В сохранившейся ранней джайнской и буддийской литературе используется несколько имен (или эпитетов ) Махавиры, включая Наяпутту , Муни , Саману , Нигантху , Брахмана и Бхагавана . [ 1 ] В ранних буддийских сутрах он упоминается как Араха («достойный») и Вейави (происходит от «Вед», но означает «мудрый»). [ 15 ] он известен как Шрамана В Кальпа-сутре , «лишенный любви и ненависти». [ 16 ]

Согласно более поздним джайнским текстам, детское имя Махавиры было Вардхамана («тот, кто растет») из-за процветания королевства на момент его рождения. [ 17 ] Согласно Кальпасутрам , боги Кальпа -сутры назвали его Махавирой («великим героем»), потому что он оставался стойким среди опасностей, страхов, невзгод и бедствий. [ 16 ] Он также известен как тиртханкара . [ 18 ]

Исторический Махавира

[ редактировать ]
Карта Индии VI века до н.э.
Древние королевства и города Индии во времена Махавиры

Ученые джайнизма общепризнаны, что Махавира жил в древней Индии. [ 19 ] [ 20 ] Согласно тексту «Дигамбара Уттарапурана» , Махавира родился в Кундаграме в царстве Видехов ; [ 21 ] в Шветамбара Кальпа Сутре используется имя «Кундаграма», [ 1 ] [ 10 ] Говорят, что он расположен в современном Бихаре, Индия. Хотя считается, что это город Басу Кунд, примерно в 60 километрах (37 милях) к северу от Патны (столицы Бихара), [ 22 ] [ 23 ] место его рождения остается предметом споров. [ 1 ] [ 19 ] [ 24 ] По некоторым сведениям, Махавира отказался от своего материального богатства и ушел из дома, когда ему было двадцать восемь лет. [ 25 ] (тридцать другими), [ 26 ] прожил аскетическую жизнь двенадцать с половиной лет, в течение которых он даже не сидел какое-то время, достиг Кевалгьяны, а затем проповедовал Дхарму в течение тридцати лет. [ 25 ] Место его проповедей было предметом разногласий между двумя основными традициями джайнизма: шветамбарской и дигамбарской традициями. [ 1 ]

Неизвестно, когда родился Махавира и когда он умер. Согласно одной из точек зрения, Махавира родился в 540   г. до н.э. и умер в 443 г.   до н.э. [ 8 ] [ 25 ] на Надпись Барли языке пракрит , сделанная в 443 году до н. э. (84 год Вира Нирвана Самвата ), содержит строку « Ваза Вирая Бхагавате чатурасити» , которую можно интерпретировать как «посвященную Господу Виру на 84-м году его жизни», через 84 года после Нирвана Махавиры. [ 27 ] [ 28 ] Однако палеографический анализ датирует надпись II-I веком до нашей эры. [ 29 ] Согласно буддийским и джайнским текстам, Будда и Махавира считаются современниками, что подтверждается многими древними буддийскими литературами. [ 8 ] [ 22 ]

Твердо устоявшейся частью джайнской традиции является то, что эра Вира Нирвана Самват началась в 527   году до нашей эры (с нирваной Махавиры). [ 8 ] Джайнский ученый XII века Хемачандрачарья поместил Махавиру в VI   век до нашей эры. [ 30 ] [ 31 ] Согласно джайнской традиции, точная дата   — 527 г. до н. э.; Будда был моложе Махавиры и «мог бы достичь нирваны несколько лет спустя». [ 32 ] Место его нирваны, Павапури в современном Бихаре, является местом паломничества джайнов. [ 25 ]

Джайнская традиция

[ редактировать ]

Согласно джайнской космологии 24 Тиртханкары , на Земле появилось — последний тиртханкара Авасарпини ; Махавира (современного временного цикла ). [ примечание 1 ] [ 34 ] Тиртханкара , спаситель или духовный ( создатель брода учитель) означает основание тиртхи , перехода через море циклов рождения и смерти . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Рождение

[ редактировать ]
Картина рождения Махавиры
Рождение Махавиры из Кальпа-сутры (ок.   1375–1400 гг. Н. Э.)

Тиртханкара Махавира родился в царской семье кшатриев царя Сиддхартхи из династии Икшваку и царицы Тришалы из республики Личчави . [ 38 ] [ примечание 2 ] Династия Икшваку была основана Первым тиртханкаром Ришабханатхой . [ 39 ] [ примечание 3 ]

Согласно джайнам, Махавира родился в 599 году   до нашей эры. Дата его рождения приходится на тринадцатый день восходящей луны месяца Чайтра в Вира Нирвана Самват календарную эпоху . [ 25 ] [ 41 ] [ 42 ] Он выпадает на март или апрель по григорианскому календарю и празднуется джайнами как Махавир Джанма Кальянак . [ 43 ]

Мурти Махавиры в месте его рождения, Кшатриякунде ( Шветамбары традиция ), в Бихаре.

Традиционно считается, что Кшатриякунд (место рождения Махавиры) находится недалеко от Вайшали, древнего города на Индо-Гангской равнине . Его местоположение в современном Бихаре неясно, отчасти из-за миграции из древнего Бихара по экономическим и политическим причинам. [ 1 ] Согласно «Всеобщей истории» в джайнских текстах, Махавира пережил множество перерождений (всего 27 рождений) до своего рождения в VI веке. Среди них были обитатель ада, лев и бог ( дэва ) в райском царстве незадолго до его последнего рождения в качестве 24-го тиртханкары . [ 44 ] В текстах Шветамбары говорится, что его эмбрион сначала сформировался в женщине-брахмане, а затем был перенесен Хари-Найгамесином (божественным командующим армией Индры) в лоно Тришалы, жены Сиддхартхи. [ 45 ] [ 46 ] [ примечание 4 ] В легенду о переносе эмбрионов приверженцы традиции дигамбара не верят. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]

В джайнских текстах говорится, что после рождения Махавиры бог Индра сошел с небес вместе с 56 дигкумариями , помазал его и совершил его абхишеку (посвящение) на горе Меру . [ 44 ] Эти события, проиллюстрированные во многих джайнских храмах, играют определенную роль в современных джайнских храмовых ритуалах. [ 51 ] Хотя рассказы Кальпа-сутры о легендах о рождении Махавиры читаются шветамбарскими джайнами во время ежегодного фестиваля Парьюшана , дигамбары отмечают тот же праздник без чтения. [ 52 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Махавира вырос принцем. Согласно второй главе шветамбарского текста «Ачаранга-сутры» , его родители были мирскими преданными Паршванатхи . [ 17 ] [ 53 ] Джайнские традиции расходятся во мнениях относительно того, женился ли Махавира. [ 49 ] [ 54 ] Традиция Дигамбара считает, что его родители хотели, чтобы он женился на Яшоде, но он отказался жениться. [ 55 ] [ примечание 5 ] Традиция Шветамбара считает, что он был женат на Яшоде в молодом возрасте и имел дочь Приядаршану. [ 23 ] [ 44 ] также называется Анойджа. [ 57 ]

Джайнские тексты изображают Махавиру высоким; его рост был указан как четыре локтя (6 футов ) в Аупапатика Сутре . [ 58 ] Согласно джайнским текстам, он был самым коротким из двадцати четырех тиртханкаров ; Считалось, что более ранние ариханты были выше: Неминатха или Аристанеми — 22-й тиртханкара , живший 1000 лет, — как говорят, имел   рост шестьдесят пять локтей (98 футов). [ 59 ]

Отречение

[ редактировать ]
Тиртханкар Махавир отдает свою половину одежды брахману в качестве милостыни

В тридцать лет Махавира отказался от царской жизни и оставил свой дом и семью, чтобы вести аскетический образ жизни в поисках духовного пробуждения. [ 33 ] [ 60 ] [ 61 ] Он предпринял суровые посты и телесные умерщвления, [ 62 ] медитировал под деревом Ашока и сбросил свою одежду. [ 33 ] [ 63 ] В Ачаранга-сутре есть наглядное описание его невзгод и самоуничижения. [ 64 ] [ 65 ] Согласно «Кальпа-сутре» , Махавира провел первые сорок два сезона дождей своей жизни в Астикаграме, Чампапури , Пристичампе, Вайшали, Ванияграме Наланде , , Митхиле , Бхадрике, Алабхике, Панитабхуми, Шравасти и Павапури . [ 66 ] Говорят, что он жил в Раджагрихе в сезон дождей сорок первого года своей аскетической жизни, который традиционно датируется 491   годом до нашей эры. [ 67 ]

Всеведение

[ редактировать ]
Джайнский храм Руджувалика недалеко от Бандаркупи, Джаркханд, представляющий место всеведения Махавиры.
Диорама, изображающая всеведение Махавиры, Джайнский музей, Мадхубан, Гиридих.

Согласно традиционным источникам, Махавира достиг Кевала Джнаны (всеведения или бесконечного знания) под деревом Сала на берегу реки Риджубалика недалеко от Джримбхикаграмы в возрасте 43 лет после двенадцати лет строгого аскезы. [ 60 ] [ 68 ] [ 69 ] Подробности этого события описаны в джайнских текстах Уттар-пурана и Харивамша-пурана . [ 70 ] Ачаранга -сутра описывает Махавиру как всевидящего. Сутракританга расширяет его до всезнающего и описывает другие его качества. [ 1 ] Джайны верят, что Махавира имел самое благоприятное тело ( парамаударика шарира ) и был свободен от восемнадцати недостатков, когда достиг всеведения. [ 71 ] Согласно «Шветамбаре», после достижения всеведения он путешествовал по Индии, чтобы преподавать свою философию в течение тридцати лет. [ 60 ] Однако дигамбары полагают, что он остался в своей Самавасаране и читал проповеди своим последователям. [ 72 ]

В джайнских текстах говорится, что одиннадцать брахманов были первыми учениками Махавиры, традиционно известных как одиннадцать Ганадхаров . [ 73 ] Считается, что Индрабхути Гаутама был их лидером. [ 72 ] Среди других были Агнибхути, Ваюбхути, Акампита, Арья Вьякта, Судхарман , Мандитапутра, Маурьяпутра, Акалабхраатаа, Метрая и Прабхаса. помнили Считается, что Ганадхары и устно передавали учения Махавиры после его смерти. Его учение стало известно как Гани-Пидага , или Джайнские Агамы . [ 74 ] Согласно Кальпа Сутре , у Махавиры было 14 000 садху (мужчин-аскетов-преданных), 36 000 садхви (женщин-аскетов), 159 000 шраваков (мужчин-мирян) и 318 000 шравиков (женщин-мирян). [ 13 ] [ 75 ] [ 76 ] Джайнская традиция упоминает Шренику и Кунику из династии Харьянка (широко известных как Бимбисара и Аджаташатру ) и Четаку из Видехи как его королевских последователей. [ 66 ] [ 77 ] Махавира инициировал своих нищих с помощью махаврат (пяти обетов). [ 73 ] Он прочитал пятьдесят пять правачан (декламаций) и серию лекций ( Уттарадхьяяна-сутра ). [ 60 ] Считается, что Чандана является лидером женского монашеского ордена. [ 78 ]

Нирвана и мокша

[ редактировать ]
Большой белый храм на воде
Господа Махавиры Джал Мандир (водный храм) в Павапури , Бихар , Индия
«Чаран Падука» или отпечаток стопы Махавиры в Джал Мандире.

Согласно джайнским текстам, нирвана (смерть) Махавиры [ примечание 6 ] произошло в городе Павапури в современном Бихаре . [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] Его жизнь как духовного света и ночь его нирваны отмечаются джайнами как Дивали в то же время, когда индуисты празднуют его. [ 82 ] [ 83 ] Говорят, что его главный ученик Гаутама достиг всеведения в ту ночь, когда Махавира достиг нирваны из Павапури. [ 84 ]

Рассказы о нирване Махавиры различаются в джайнских текстах: некоторые описывают простую нирвану, а другие повествуют о грандиозных торжествах, на которых присутствовали боги и короли. Согласно , Махапуране Джинасены прибыли , небесные существа чтобы совершить его погребальные обряды. Правачанасара дигамбарской традиции говорит , только ногти и волосы что у тиртханкаров остаются ; остальная часть тела растворяется в воздухе, как камфора . [ 85 ] В некоторых текстах Махавира описывается в возрасте 72 лет как произнесший свою последнюю шестидневную проповедь большой группе людей. Толпа засыпает, просыпается и обнаруживает, что он исчез (оставив только его ногти и волосы, которые его последователи кремируют). [ 86 ]

Джайнская традиция Шветамбара считает, что нирвана Махавиры произошла в 527 году до нашей эры, а традиция дигамбара считает, что эта дата приходится на 468 год до нашей эры. В обеих традициях считается, что его джива (душа) обитает в Сиддхашиле (доме освобожденных душ). [ 83 ] Махавиры Джал Мандир стоит на том месте, где, как говорят, он достиг нирваны ( мокши ). [ 87 ] Произведения искусства в джайнских храмах и текстах изображают его окончательное освобождение и кремацию, иногда символически изображаемую в виде небольшого костра из сандалового дерева и куска горящей камфоры. [ 88 ]

Предыдущие рождения

[ редактировать ]

Предыдущие рождения Махавиры описаны в джайнских текстах, таких как Махапурана и Три-шашти-шалака-пуруша-чаритра . Хотя душа претерпевает бесчисленные перевоплощения в цикле переселений сансары , рождение тиртханкары отсчитывается с момента, когда он определяет причины кармы и следует ратнатрае . Джайнские тексты описывают 26 рождений Махавиры до его воплощения в качестве тиртханкары . [ 66 ] Согласно текстам, он родился как Маричи (сын Бхараты Чакравартина ) в предыдущей жизни. [ 44 ]

Старая иллюстрированная рукопись
Фолио из Кальпа-сутры , 15 век.

Ятивришабхи « Тилоя -паннатти» повествует почти обо всех событиях из жизни Махавиры в форме, удобной для запоминания. [ 89 ] Джинасены Махапурана (которая включает в себя Ади-пурану и Уттара-пурану ) была завершена его учеником Гунабхадрой в 8   веке. В Уттара-пуране жизнь Махавиры описана в трёх парванах или разделах (74–76) и 1818 стихах. [ 90 ]

Вардхамачаритра — это санскритская поэма кавья , написанная Асагой в 853 году нашей эры и повествующая о жизни Махавиры. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] Кальпа Сутра представляет собой собрание биографий тиртханкаров , особенно Паршванатхи и Махавиры. Самаваянга-сутра представляет собой собрание учений Махавиры, а Ачаранга-сутра рассказывает о его аскетизме.

Индологи колониальной эпохи считали джайнизм (и последователей Махавиры) сектой буддизма из-за поверхностного сходства в иконографии, медитативных и аскетических практиках. [ 94 ] По мере развития науки различия между учениями Махавиры и Будды оказались настолько разными, что эти религии были признаны отдельными. [ 95 ] Махавира, по словам Морица Винтерница, учил «очень сложной вере в душу» (в отличие от буддистов, которые отрицали такую ​​разработку). Его аскетические учения имеют более высокий порядок величины, чем учения буддизма или индуизма, а его акцент на ахимсе (ненасилии) больше, чем в других индийских религиях. [ 95 ]

Учение Махавиры было составлено Гаутамой Свами , его Ганадхарой ​​(главным учеником). [ 96 ] Канонические писания состоят из двенадцати частей. [ 97 ] учения Махавиры постепенно были утеряны примерно после 300  Согласно джайнской традиции, г. до н. э., когда сильный голод в королевстве Магадха разогнал джайнских монахов. Более поздние монахи предпринимали попытки собраться, прочитать канон и восстановить его. [ 98 ] Эти усилия выявили различия в изложении учений Махавиры, и в V   веке нашей эры была предпринята попытка примирить эти различия. [ 98 ] Попытки примирения потерпели неудачу, поскольку традиции шветамбара и дигамбара-джайнов придерживались своих собственных неполных, несколько разных версий учения Махавиры. В первые века нашей эры джайнские тексты, содержащие учения Махавиры, были написаны в рукописях из пальмовых листьев . [ 74 ] Согласно дигамбарам, Ачарья Бхутабали был последним аскетом, частично знавшим первоначальный канон. Позже некоторые ученые ачарьи восстановили, собрали и записали учения Махавиры, которые были предметом Агам . [ 99 ] Ачарья Дхарасена в I   веке нашей эры руководил ачарьями Пушпадантом и Бхутабали, когда они записывали учения. Два Ачарья написали на пальмовых листьях «Шаткхандагаму» , один из старейших известных дигамбарских текстов.

Пять обетов

[ редактировать ]
Рельеф из желто-коричневого камня с изображением джайнской свастики и ее пяти обетов.
Свастика и пять обетов

Джайнские агамы перечисляют пять врат (обетов), которые должны соблюдать аскеты и домохозяева. [ 100 ] Эти этические принципы проповедовал Махавира: [ 60 ] [ 101 ]

  1. Ахимса (ненасилие и непричинение вреда): Махавира учил, что каждое живое существо обладает святостью и достоинством, которые следует уважать, так же как человек ожидает уважения к своей собственной святости и достоинству. Ахимса , первый и самый важный обет джайнизма, применим к действиям, речи и мыслям. [ 102 ]
  2. Сатья (правдивость): Применяется к себе и другим. [ 102 ]
  3. Астея (не воровство): «Не брать ничего, что не дано». [ 103 ]
  4. Брахмачарья (целомудрие): воздержание от секса и чувственных удовольствий для монахов и верность своему партнеру для домохозяев. [ 102 ] [ 104 ]
  5. Апариграха (непривязанность): для мирян — непривязанность к собственности или мирским благам; для нищих, ничего не владеющих [ 105 ]

Целью этих принципов является достижение духовного мира, лучшего возрождения или (в конечном итоге) освобождения. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] По мнению Чакраварти, эти учения помогают улучшить качество жизни человека. [ 109 ] Однако Дандас пишет, что акцент Махавиры на ненасилии и сдержанности был истолкован некоторыми джайнскими учеными как «не движимый заслугами от даяния или сострадания к другим существам или обязанностью спасать всех существ», а «постоянной самодисциплиной». : очищение души, ведущее к духовному развитию и освобождению. [ 110 ]

Махавиру лучше всего помнят в индийских традициях за его учение о том, что ахимса является высшей моральной добродетелью. [ 60 ] [ 111 ] Он учил, что ахимса охватывает все живые существа. [ 112 ] а причинение вреда любому существу в любой форме создает плохую карму (которая влияет на перерождение, будущее благополучие и страдания). [ 113 ] По словам Махатмы Ганди , Махавира был величайшим авторитетом в области ахимсы . [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ]

Махавира учил, что душа существует, и это положение разделяется с индуизмом, но не с буддизмом. В буддизме нет души (или «я»), и его учение основано на концепции анатты (не-я). [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] Махавира учил, что душа дравья (материальна), вечна, но временна. [ 120 ]

Для Махавиры метафизическая природа вселенной состоит из дравьи , дживы и адживы (неодушевленных объектов). [ 77 ] Джива сансаре привязана к ( переселению ) из-за кармы (результатов своих действий). [ 77 ] Карма в джайнизме включает действия и намерения; оно окрашивает душу ( леся ), влияя на то, как, где и чем душа возрождается после смерти. [ 121 ]

Согласно Махавире, не существует божества-творца , и существование не имеет ни начала, ни конца. Однако в джайнизме существуют божества и демоны, чьи дживы являются частью одного и того же цикла рождения и смерти. [ 122 ] Цель духовной практики — освободить дживу от ее кармических накоплений и войти в царство сиддхов , душ, освободившихся от перерождения. [ 123 ] Просветление, по мнению Махавиры, является следствием самосознания, самосовершенствования и воздержания от материализма. [ 110 ]

Анекантавада

[ редактировать ]

Махавира учил доктрине анекантавады (многогранной реальности). [ 124 ] [ 125 ] [ 126 ] Хотя это слово не встречается в самой ранней джайнской литературе или Агамах, это учение иллюстрируется ответами Махавиры на вопросы, заданные его последователями. [ 124 ] Истина и реальность сложны и имеют ряд аспектов. Реальность можно пережить, но невозможно полностью выразить ее только языком; человеческие попытки общаться - это наяс («частичное выражение истины»). [ 124 ] Язык сам по себе не истина, а средство ее выражения. Из истины, по мнению Махавиры, возвращается язык, а не наоборот. [ 124 ] [ 127 ] Человек может ощутить «истину» вкуса, но не может полностью выразить этот вкус посредством языка. Любая попытка выразить опыт - это сьят : верная «в некотором отношении», но все же «возможно, только одна точка зрения, неполная». [ 127 ] Духовные истины также сложны, имеют множество аспектов, и язык не может выразить их множественность; однако их можно пережить посредством усилий и соответствующей кармы. [ 124 ]

Махавиры Доктрина анекантавады также резюмирована в буддийских текстах, таких как Саманьяпхала Сутта (в которой его называют Нигантха Натапутта), [ примечание 7 ] [ 128 ] и это ключевое различие между учениями Махавиры и Будды. Будда учил Срединному Пути , отвергая крайности «это есть» или «это не так»; Махавира принял и «это есть», и «это не так», примирившись и оговорив «возможно». [ 129 ]

Джайнские Агамы предполагают, что подход Махавиры к ответам на метафизические , философские вопросы был «оговоренным да» ( сьят ). Версия этой доктрины также встречается в Адживика . школе древнеиндийской философии [ 130 ] [ 131 ]

По словам Дандаса, доктрина анекантавады интерпретировалась многими джайнами как «продвижение всеобщей религиозной терпимости … плюрализма… [и]… доброжелательного отношения к другим [этическим, религиозным] позициям»; однако это неверно интерпретирует джайнские исторические тексты и учения Махавиры. [ 132 ] Учение Махавиры о «многоточности и множественности точек зрения» представляет собой доктрину о природе реальности и человеческого существования, а не о терпимости к религиозным позициям, таким как принесение в жертву животных (или их убийство ради еды) или насилие против неверующих (или любого другого живого существа), как « возможно, прав». [ 132 ] Пять обетов для джайнских монахов и монахинь представляют собой строгие требования, без каких-либо «возможно». [ 133 ] Джайнизм Махавиры сосуществовал с буддизмом и индуизмом за пределами отреченных джайнских общин, но каждая религия «резко критически относилась к системам знаний и идеологиям своих соперников». [ 134 ]

Исторически спорная точка зрения в джайнизме частично приписывается Махавире и его аскетической жизни; он не носил одежды, в знак отречения (пятый обет, апариграха ). Спорили, может ли нищенствующая женщина ( садхви ) достичь духовного освобождения, как нищий мужчина ( садху ), посредством аскетизма. [ 135 ] [ 136 ]

Секта дигамбаров (одетый в небо и обнаженный нищенствующий орден) считала, что женщина не способна в полной мере практиковать аскетизм и не может достичь духовного освобождения из-за своего пола; в лучшем случае она может жить нравственной жизнью, чтобы переродиться мужчиной. [ примечание 8 ] Согласно этой точке зрения, женщины рассматриваются как угроза целомудрию монаха. [ 138 ]

Махавира проповедовал о равенстве мужчин и женщин. Шветамбары интерпретировали учение Махавиры как поощрение представителей обоих полов к нищенствующей аскетической жизни с возможностью мокши ( кайвалья , духовного освобождения). [ 138 ] [ 136 ] [ 139 ]

Возрождение и сферы существования

[ редактировать ]

Перерождение и сферы существования — фундаментальные учения Махавиры. Согласно Ачаранга-сутре , Махавира считал, что жизнь существует в бесчисленных формах, включая животных, растения, насекомых, водоемы, огонь и ветер. [ 113 ] [ 140 ] Он учил, что монах должен избегать прикосновения или беспокойства любого из них (включая растения), никогда не плавать, не зажигать (или тушить) огонь и не размахивать руками в воздухе; такие действия могут нанести вред другим существам, живущим в этих состояниях материи. [ 113 ]

Махавира проповедовал, что природа существования циклична, и душа после смерти перерождается в одном из трилок – небесном, адском или земном мирах существования и страданий. [ 141 ] Люди перерождаются, в зависимости от своей кармы (действий) в качестве человека, животного, элемента, микроба или другой формы, на земле или в небесном (или адском) царстве. [ 113 ] [ 142 ] [ 143 ] Ничто не вечно; все (включая богов, демонов и земных существ) умирают и возрождаются в зависимости от своих действий в предыдущей жизни. Джины , достигшие Кевала Джнаны ( всеведения ), не перерождаются; [ 113 ] они попадают в сиддхалоку , «царство совершенных». [ 142 ]

Наследие

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]

Махавиру ошибочно называют основателем джайнизма, но джайны полагают, что 23 предыдущих тиртханкары также поддерживали его. [ 62 ] Махавира принадлежит к линии передачи Паршванатхи как его духовный преемник и окончательный лидер шраман-сангхи. [ 144 ]

Паршванатха родился за 273 года до Махавиры. Паршванатха , тиртханкара , которого современные западные историки считают исторической фигурой, жил примерно в 8 веке до нашей эры. [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ] Джайнские тексты предполагают, что родители Махавиры были мирскими преданными Паршванатхи. Когда Махавира возродил джайнскую общину в VI веке до нашей эры, ахимса уже была установленным и строго соблюдаемым правилом. Последователи Паршванатхи поклялись соблюдать ахимсу ; это обязательство было частью их кауджама-дхаммы (Четырехкратного ограничения). [ 146 ] [ 148 ]

По словам Дандаса, джайны считают, что линия Паршванатхи повлияла на Махавиру. Паршванатха, как тот, кто «устраняет препятствия и способен спасти», является популярным символом; его образ является центром поклонения джайнского храма. [ 144 ] Из 24 тиртханкар джайнская иконография больше всего прославляет Махавиру и Паршванатху; скульптуры, обнаруженные на археологических раскопках в Матхуре , датируются I   веком до нашей эры. [ 144 ] [ 149 ] [ 150 ] По мнению Морица Винтерница , Махавиру можно считать реформатором существующей джайнской секты, известной как Нигантхи (без оков), которая упоминалась в ранних буддийских текстах. [ 94 ] Надпись Барли, датируемая 443 годом до нашей эры, содержит строку « Ваза Вирая Бхагавате чатурасити» , которую можно интерпретировать как «посвященную Господу Виру на его 84-м году жизни». [ 151 ]

Фестивали

[ редактировать ]

Двумя крупными ежегодными джайнскими фестивалями, связанными с Махавирой, являются Махавир Джанма Кальянак и Дивали . Во время Махавир Джанма Кальянака джайны празднуют рождение Махавиры как 24-й и последний ( текущий тиртханкара авасарпини временной цикл). [ 43 ] Во время Махавира Джанма Кальянака воспроизводятся пять благоприятных событий из жизни Махавиры. [ 152 ] Дивали отмечает годовщину нирваны Махавиры и празднуется одновременно с индуистским фестивалем . Дивали отмечает Новый год для джайнов. [ 153 ]

Поклонение

[ редактировать ]
См. подпись
Поклонение Махавире в рукописи ок.   1825 г.

» Самантабхадры «Сваямбхустотра восхваляет двадцать четыре тиртханкары , а восемь ее шлок (песен) прославляют Махавиру. [ 154 ] Одна из таких шлок гласит:

О Господь Джина! Ваша доктрина, раскрывающая основные качества, необходимые потенциальному стремящемуся пересечь океан мирского существования ( Сансара ), безраздельно господствует даже в этом раздираемом раздорами разговоре о времени ( Панчам Каал ). Совершенные мудрецы, которые лишили законной силы так называемых божеств, известных в мире, и сделали неэффективным кнут всех пороков, поклоняются вашему учению. [ 155 ]

» Самантабхадры «Юктянусасана — это стихотворение из 64 стихов, в котором также восхваляется Махавира. [ 156 ]

Учение Махавиры имело большое влияние. По словам Рабиндраната Тагора ,

Махавира провозгласил в Индии, что религия — это реальность, а не просто социальная условность. Это действительно правда, что спасения нельзя достичь, просто соблюдая внешние церемонии. Религия не может иметь никакого значения между человеком и человеком.

Рабиндранат Тагор [ 115 ] [ 116 ]

мероприятие, посвященное 2500-летию нирваны Махавиры : В 1974 году состоялось [ 157 ]

Вероятно, мало кто на Западе знает, что в этот юбилейный год впервые за свою долгую историю нищие сект Шветамбара Джайна , Дигамбара и Стханакаваси собрались на одной платформе и договорились об общем флаге ( дхваджа ) и эмблеме ( пратика ); и решил добиться единства общества. В течение года четыре дхарма-чакры , колесо, установленное на колеснице как древний символ самавасараны ( Святого собрания) тиртханкары Махавиры, проехали по всем крупным городам Индии, добившись юридических санкций со стороны правительств различных штатов против убийства животных. животных для жертвоприношения или других религиозных целей - кампания, которая была главной заботой джайнов на протяжении всей их истории.

Иконография

[ редактировать ]
Статуя Махавиры в медитативной позе
Иконография Махавиры отличается изображением льва, выбитого (или вырезанного) под его ногами; Шриватса . у него на груди

Махавира обычно изображается в сидячей (или стоящей) медитативной позе с символом льва под ним; [ 158 ] У каждого тиртханкары есть отдельная эмблема, которая позволяет верующим различать похожих идолов. [ 159 ] Эмблема льва Махавиры обычно вырезается под его ногами. Как и все тиртханкары он изображается со , в традиции Шетамбера Шриватсой . [ примечание 9 ] Поза йоги очень распространена в буддизме, индуизме и джайнизме. Каждая традиция имеет отличительный благоприятный знак на груди, который позволяет верующим идентифицировать медитирующую статую с символической иконой своего богословия. В древних и средневековых произведениях джайнского искусства можно найти несколько шриваст , но их нет в произведениях буддийского или индуистского искусства. [ 160 ] [ 161 ] и опущенные глаза в традиции дигамбера, тогда как в традиции Шетамбера они широко открыты.

Самая ранняя иконография Махавиры взята из археологических раскопок в северо-индийском городе Матхура и датируется I   веком до нашей эры - II   веком нашей эры. [ 162 ] [ 163 ] на Знак шриватса его груди и его поза дхьяна-мудры появляются на произведениях искусства эпохи Кушанской империи . Различия в изображении Махавиры между традициями дигамбара и шветамбара появляются в конце V   века нашей эры. [ 162 ] По словам Джона Корта, самые ранние археологические свидетельства иконографии Джины с надписями предшествуют датируемым текстам более чем на 250 лет. [ 164 ]

Многие изображения Махавиры датируются XII веком и ранее; [ 165 ] Древняя скульптура была найдена в пещере в Сундараджапураме, район Тени , штат Тамил Наду . К. Аджитадосс, джайнский ученый из Ченнаи, датировал его IX веком. [ 166 ]

Дживантасвами представляет Махавиру как княжеское государство. Джина изображается стоящим в позе кайотсарга с короной и украшениями. [ 167 ]

Наряду с Ришабханатхом , Паршванатхом , Неминатхом и Шантинатхом ; Махавира — один из пяти тиртханкар , которым поклоняются наиболее преданно среди джайнов. [ 169 ] Его изображение изображено в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Павапури , например, представляет собой холмистую часть южного Бихара, которая, как полагают, была местом, где проповедовали 23 из 24 тиртханкаров вместе с Ришабхой. [ 170 ] [ 171 ] По словам Джона Корта , храм Махавиры в Осиане, Джодхпур , Раджастан — старейший сохранившийся джайнский храм в западной Индии; он был построен в конце 8   века. [ 172 ] Важные храмовые комплексы Махавиры включают Джал Мандир в Павапури, храм Трилокьянатха , храм Мегути Джайн , храм Кумбхария Махавира , Санкигхатта , храм Мучхал Махавир , Бхандавапур Джайн Тирт , Джайнский храм Димапур и джайнский храм Кундальпур.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Генрих Циммер: «По мнению джайнов, цикл времени постоянно вращается. Нынешнему периоду «нисхождения» ( авасарпини ) предшествовал и за ним последует «восходящий» ( усарпини ). Сарпини предполагает ползучее движение «змеи». «( сарпин ); ава- означает «вниз», а ут- значит вверх». [ 33 ]
  2. Тришала была сестрой царя Четаки Вайшали в древней Индии. [ 23 ]
  3. В «Адипуране» Ачарьи Джинасены упоминается, что династия Икшваку была основана Господом Ришабхадевой. [ 40 ]
  4. ^ Эта мифология имеет сходство с мифическими текстами вайшнавской традиции индуизма. [ 47 ]
  5. По этому поводу Чампат Рай Джайн писал: «Из двух версий жизни Махавиры — Шветамбары и Дигамбары — очевидно, что правдой может быть только одна: либо Махавира женился, либо он не женился. Если Махавира женился, почему дигамбары должны это отрицать? Для такого отрицания нет абсолютно никаких оснований. Дигамбары признают, что девятнадцать из двадцати четырех тиртхамкар женились и имели детей. Если бы Махавира тоже женился, это не имело бы никакого значения. Таким образом, у дигамбаров нет никаких оснований отрицать такой простой инцидент. Но, возможно, у шветамбаров есть причина для такого утверждения; желание предвосхитить свое происхождение. По сути, их собственные книги содержат явное опровержение утверждения о том, что Махавира женился. В «Самавайанга-сутре» (хайдарабадское издание) определенно утверждается, что девятнадцать тиртханкаров жили как домохозяева, то есть все двадцать четыре, за исключением Шри Махавиры, Парашвы, Неми, Маллината и Васпуджьи». [ 56 ]
  6. ^ Не путать с кеваладжняной (всеведением). [ 79 ]
  7. ^ Саманьяпхала Сутта , D i.47: «Нигантха Натапутта ответил с четырехкратной сдержанностью. Точно так же, как если бы человек, когда его спросили о манго, должен был ответить плодом хлебного дерева; или, когда его спросили о плоде хлебного дерева, он должен был ответить манго. : Точно так же, когда его спросили о плодах созерцательной жизни, видимых здесь и сейчас, Нигантха Натапутта ответил с четырехкратной сдержанностью. Я: «Как может кто-то вроде меня думать об унижении брахмана или созерцателя, живущего в его царстве?» Однако я [Будда] не обрадовался словам Нигантхи Натапутты и не протестовал против них. Не радуясь и не протестуя, я не выражал недовольства, не принимая его учение, не принимая его, я встал со своего места и ушел».
  8. ^ По словам Мелтона и Баумана, дигамбары заявляют, что «физический и эмоциональный характер женщин не позволяет им по-настоящему участвовать в интенсивном [аскетическом] пути, необходимом для духовного очищения. (...) Только переродившись мужчиной, можно женщина идет по аскетическому пути. Более поздние вторичные аргументы Дигамбара апеллировали к человеческой физиологии, чтобы исключить женщин из пути: по самой своей биологической основе женщины постоянно создают и уничтожают (и, следовательно, вредят) формы жизни внутри своей сексуальной жизни. органы Шветамбара противостоят этой точке зрения, апеллируя к писаниям». [ 137 ]
  9. ^ Специальный символ, обозначающий грудь тиртханкары .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дандас 2002 , с. 25.
  2. ^ Дэвидсон и Гитлиц 2002 , с. 267.
  3. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 38.
  4. ^ Джайни 2000 , с. 9.
  5. ^ Хаббард 1807 , с. 310.
  6. ^ Дандас 2002 , с. 276.
  7. ^ Тандон 2002 , с. 45.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Дандас 2002 , с. 24.
  9. ^ ТОО «Мобильные приложения Адарш» (20 июля 2024 г.). «-0599 Дата и время Чайтра Наваратри Гхатастхапана для Амстердама, Северная Голландия, Нидерланды» . Дрикпанчанг . Проверено 20 июля 2024 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Донигер 1999 , с. 682.
  11. ^ «Джайн Мандир, Кундальпур» . Государственная корпорация развития туризма штата Бихар . Проверено 20 мая 2024 г.
  12. ^ ТОО «Мобильные приложения Адарш» (20 июля 2024 г.). «Расписание Лакшми Пуджи для Амстердама, Северной Голландии, Нидерландов» . Дрикпанчанг . Проверено 20 июля 2024 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хехс 2002 , с. 90.
  14. ^ «Махавир Джаянти | Что, когда, почему и как праздновать Махавира Свами Джаянти» . 17 апреля 2021 г. Проверено 2 апреля 2022 г.
  15. ^ Дандас 2002 , стр. 25–26.
  16. ^ Перейти обратно: а б Хехс 2002 , с. 93.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кайлаш Чанд Джайн, 1991 , с. 32.
  18. ^ Циммер 1953 , с. 223.
  19. ^ Перейти обратно: а б Поттер 2007 , стр. 35–36.
  20. ^ Дандас 2002 , стр. 24–25.
  21. ^ Панналал Джайн 2015 , стр. 460.
  22. ^ Перейти обратно: а б Талиаферро и Марти 2010 , с. 126.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Глазенапп 1925 , с. 29.
  24. ^ Чаудхари, Пранава К. (14 октября 2003 г.). «Ссора из-за места рождения Махавиры» . Таймс оф Индия . Патна . Архивировано из оригинала 3 ноября 2017 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Донигер 1999 , с. 549.
  26. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 3.
  27. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 152.
  28. ^ Гойала 2006 .
  29. ^ Свараджья Пракаш Гупта и К.С. Рамачандран 1979 , стр. 106: «Надпись Барли, помещенная Оджхой в пятом веке до нашей эры, на палеографических основаниях действительно может быть отнесена к первому веку до нашей эры».
  30. ^ Рэпсон 1955 , стр. 155–156.
  31. ^ Корт 2010 , стр. 69–70, 587–588.
  32. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , стр. 84–88.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Циммер 1953 , с. 224.
  34. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , стр. 54.
  35. ^ Циммер 1953 , с. 181.
  36. ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 312–313.
  37. ^ «Тиртханкара | Определение, имена и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 15 октября 2013 г.
  38. ^ Сунавала 1934 , с. 52.
  39. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 5.
  40. ^ Джинасена (2003). Адипурана (на хинди). Бхаратия Джнянапитха. ISBN  978-81-263-0922-1 .
  41. ^ Даулинг и Скарлетт 2006 , с. 225.
  42. ^ Упиндер Сингх 2016 , с. 313.
  43. ^ Перейти обратно: а б Гупта и Гупта 2006 , с. 1001.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Дандас 2002 , с. 21.
  45. ^ Дандас 2002 , стр. 21, 26.
  46. ^ Mills, Claus & Diamond 2003 , стр. 320, примечание: в некоторых индийских текстах Индру называют Шакрой.
  47. ^ Оливель 2006 , стр. 397 сноска 4.
  48. ^ Миллс, Клаус и Даймонд 2003 , стр. 320.
  49. ^ Перейти обратно: а б Дандас 2002 , с. 22.
  50. ^ Вяс 1995 , с. 19.
  51. ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 5–9.
  52. ^ Далал 2010 , с. 284.
  53. ^ Дандас 2002 , с. 30.
  54. ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 99, Цитата: «Согласно секте дигамбаров, Махавира не женился, в то время как шветамбары придерживаются противоположного мнения».
  55. ^ Шанти Лал Джайн 1998 , с. 51.
  56. ^ Чампат Рай Джайн 1939 , с. 97.
  57. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 188.
  58. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 95.
  59. ^ фон Глазенапп 1925 , с. 16.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джордж 2008 , с. 319.
  61. ^ Якоби 1964 , с. 269.
  62. ^ Перейти обратно: а б Wiley 2009 , стр. 5–7.
  63. ^ фон Глазенапп 1925 , с. 30.
  64. ^ Сен 1999 , с. 74.
  65. ^ Дандас 2002 , с. 27.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Глазенапп 1925 , с. 327.
  67. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 79.
  68. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 30.
  69. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 30, 327.
  70. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 31.
  71. ^ Виджей К. Джайн, 2016b , с. 5.
  72. ^ Перейти обратно: а б Упиндер Сингх 2016 , с. 314.
  73. ^ Перейти обратно: а б Уайли 2009 , с. 6.
  74. ^ Перейти обратно: а б Wiley 2009 , стр. 6–8, 26.
  75. ^ Джордж 2008 , с. 326.
  76. ^ Палатка 2001 , с. 47.
  77. ^ Перейти обратно: а б с Кайлат и Бальбир 2008 , с. 88.
  78. ^ Натубхай Шах 2004 , с. 44.
  79. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 29–31, 205–206: «В конце почти тридцати лет проповеди он умер в канцелярии короля Хастипалы Павапури и достиг нирваны».
  80. ^ Циммер 1953 , с. 222.
  81. ^ Дандас 2002 , стр. 22–24.
  82. ^ Перейти обратно: а б Мелтон и Бауманн 2010 , с. 897.
  83. ^ Перейти обратно: а б Донигер 1999 , стр. 549–550.
  84. ^ фон Глазенапп 1925 , с. 39.
  85. ^ Прамансагар 2008 , стр. 38–39.
  86. ^ фон Глазенапп 1925 , с. 328.
  87. ^ «Пункты: Павапури» . Государственная корпорация развития туризма штата Бихар . Архивировано из оригинала 22 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
  88. ^ Джайн и Фишер 1978 , стр. 14, 29–30.
  89. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 45.
  90. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 46.
  91. ^ Кайлаш Чанд Джайн 1991 , с. 59.
  92. ^ Дандас 2002 , с. 19.
  93. ^ Джайн и Упадхьяй 2000 , с. 47.
  94. ^ Перейти обратно: а б Винтерниц 1993 , с. 408.
  95. ^ Перейти обратно: а б Винтерниц 1993 , стр. 408–409.
  96. ^ Палатка 2010 , с. 225.
  97. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. xi.
  98. ^ Перейти обратно: а б Wiley 2009 , стр. 6–8.
  99. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. xi.
  100. ^ Сангаве 2006 , с. 67.
  101. ^ Шах, Умакант Премананд . «Махавира | Учитель джайнизма» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 5 сентября 2015 г.
  102. ^ Перейти обратно: а б с Шах, Правин К. «Пять великих обетов (маха-врат) джайнизма» . Гарвардский факультет искусств и наук Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
  103. ^ Виджей К. Джайн, 2012 , с. 68.
  104. ^ Лонг 2009 , стр. 101–102.
  105. ^ Лонг 2009 , с. 109.
  106. ^ Корт 2001 , стр. 26–27.
  107. ^ Эпплтон 2014 , стр. 20–45.
  108. ^ Адамс 2011 , с. 22.
  109. ^ Чакраварти 2003 , стр. 3–22.
  110. ^ Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 88–89, 257–258.
  111. ^ Джайн и Джайн 2002 , с. 13.
  112. ^ Титце 1998 , с. 4.
  113. ^ Перейти обратно: а б с д и Тейлор 2008 , стр. 892–894.
  114. ^ Панди 1998 , с. 50.
  115. ^ Перейти обратно: а б Нанда 1997 , с. 44
  116. ^ Перейти обратно: а б «Взгляд великих людей на джайнизм» . Гарвардский факультет искусств и наук Гарвардского университета . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 16 мая 2018 г. Литературный центр джайнизма
  117. ^ «Анатта | Буддизм» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 10 декабря 2015 г. Анатта... в буддизме - учение о том, что у человека нет постоянной, основной... души. Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»).
  118. ^ Коллинз 1994 , с. 64.
  119. ^ Нагель 2000 , с. 33.
  120. ^ Чаритрапрагья 2004 , стр. 75–76.
  121. ^ Дандас 2002 , стр. 99–103.
  122. ^ Дандас 2002 , стр. 90–99.
  123. ^ Дандас 2002 , стр. 91–92, 104–105.
  124. ^ Перейти обратно: а б с д и Чаритрапрагья 2004 , стр. 75–79.
  125. ^ Дандас 2002 , стр. 229–231.
  126. ^ Шарма и Ханна 2013 , с. 18.
  127. ^ Перейти обратно: а б Уэбб, Марк Оуэн (14 ноября 2003 г.). «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года . Проверено 3 ноября 2017 г.
  128. ^ «Саманьняпхала сутта: плоды созерцательной жизни» . Доступ к Инсайту . Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года . Проверено 26 ноября 2012 г. Перевод с пали Тханиссаро Бхиккху , 1997 г.
  129. ^ Матилал 1998 , стр. 128–135.
  130. ^ Матилал 1990 , стр. 301–305.
  131. ^ Бальцерович 2015 , стр. 205–218.
  132. ^ Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 232–234.
  133. ^ Лонг 2009 , стр. 98–106.
  134. ^ Дандас 2002 , с. 233.
  135. ^ Лонг 2009 , стр. 36–37.
  136. ^ Перейти обратно: а б Харви 2014 , стр. 182–183.
  137. ^ Мелтон и Бауманн 2010 , с. 1396.
  138. ^ Перейти обратно: а б Арвинд Шарма 1994 , стр. 135–138.
  139. ^ Дандас 2002 , стр. 55–59.
  140. ^ Chapelle 2011 , стр. 263–270.
  141. ^ Дандас 2002 , стр. 41–42, 90–93.
  142. ^ Перейти обратно: а б Лонг 2009 , стр. 179–181.
  143. ^ Горский 2008 , стр. 125–128.
  144. ^ Перейти обратно: а б с Дандас 2002 , стр. 30–33.
  145. ^ Чаттерджи, Асим Кумар (2000). Всесторонняя история джайнизма, 1 (2-е изд.) . Нью-Дели: Издательство Munshiram Manoharlal. п. 15. ISBN  81-215-0931-9 .
  146. ^ Перейти обратно: а б Тяхтинен, Унто (1976). Ахимса. Ненасилие в индийской традиции . Лондон. п. 132. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  147. ^ Дандас, Пол (2002) [1992]. Джайны (второе изд.) . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . стр. 14, 19, 30. ISBN.  0-415-26605-Х .
  148. ^ Гоял, Шрирама (1987). История индийского буддизма . Меерут: Кусуманджали Пракашан. стр. 83, 84, 85, 103.
  149. ^ Умакант П. Шах 1987 , стр. 9–11.
  150. ^ Корт 2010 , стр. 25–32, 120–122, 166–171, 189–192.
  151. ^ SR Goyal 2005 , с. 22.
  152. ^ Джордж 2008 , с. 394.
  153. ^ Бхалла 2005 , с. 13.
  154. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 164–169.
  155. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 165.
  156. ^ Гокулчандра Джайн 2015 , с. 84.
  157. ^ Джайни 2000 , с. 31.
  158. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 192.
  159. ^ Циммер 1953 , с. 225.
  160. ^ фон Глазенапп 1925 , стр. 426–428.
  161. ^ «Джайнизм: Джины и другие божества» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 26 мая 2017 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
  162. ^ Перейти обратно: а б Вяс 1995 , стр. 15–17.
  163. ^ Корт 2010 , стр. 273–275.
  164. ^ Корт 2010 , стр. 48–49.
  165. ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 193.
  166. ^ Саджу, Монтана (3 октября 2015 г.). «Древняя скульптура Махавиры, найденная в пещере недалеко от Тени» . Таймс оф Индия . Ченнаи. Архивировано из оригинала 22 июля 2016 года . Проверено 17 мая 2017 г.
  167. ^ Вяс 1995 , с. 15.
  168. ^ Титце 1998 , с. 266.
  169. ^ Дандас 2002 , с. 40.
  170. ^ Палатка 2010 , с. 133.
  171. ^ Титце 1998 , с. 207.
  172. ^ Палатка 1998 , с. 112.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2758a0f84fbbf0873db3748bb122c70b__1722180960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/0b/2758a0f84fbbf0873db3748bb122c70b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mahavira - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)