Jump to content

Аналогия микрокосма и макрокосма

(Перенаправлено с Макрокосма )
Иллюстрация аналогии между человеческим телом и геоцентрическим космосом: голова аналогична coelum empyreum , наиболее близкому к божественному свету Бога; грудь — cœlum æthereum , занятая классическими планетами (где сердце аналогично солнцу ) ; живот ; до части кишечника элементарной ноги к темной землистой массе ( molis terreæ ), поддерживающей эту вселенную. [а]

Аналогия микрокосма -макрокосма (или, что то же самое, аналогия макрокосма-микрокосма ) относится к исторической точке зрения, которая постулировала структурное сходство между человеком ( микрокосмом , то есть малым порядком или маленькой вселенной ) и космосом в целом ( макрокосм ) , т. е. великий порядок или великая вселенная . [б] Учитывая эту фундаментальную аналогию, истины о природе космоса в целом могут быть выведены из истин о человеческой природе, и наоборот. [1]

Одним из важных следствий этой точки зрения является то, что космос в целом можно считать живым и, следовательно, имеющим разум или душу ( мировую душу ), - позиция, выдвинутая Платоном в его Тимее . [2] Более того, этот космический разум или душа часто считались божественными, особенно стоики и те, кто находился под их влиянием, например, авторы « Герметики» . [3] Следовательно, иногда предполагалось, что человеческий разум или душа также имеют божественную природу.

Помимо этого важного психологического и ноэтического (то есть связанного с разумом ) применения, аналогия также применялась к физиологии человека . [4] Например, космологические функции семи классических планет иногда принимались за аналогии физиологическим функциям человеческих органов , таких как сердце , селезенка , печень , желудок и т. д. [с]

Эта точка зрения сама по себе древняя, и ее можно найти во многих философских системах по всему миру, например, в древней Месопотамии . [5] в древнем Иране , [6] или в древнекитайской философии . [7] Однако термины «микрокосм» и «макрокосм» более конкретно относятся к аналогии в том виде, в каком она была развита в древнегреческой философии и ее средневековых и ранних современных потомках.

В современном использовании термины «микрокосм» и «макрокосм» также используются для обозначения любой меньшей системы, которая является представителем более крупной, и наоборот.

Зенон из Китиума (ок. 334–262 до н. э.), основатель стоической школы философии.

Античность

[ редактировать ]

Среди древнегреческих и эллинистических философов среди известных сторонников аналогии микрокосма и макрокосма были Анаксимандр ( ок. 610 – ок. 546 до н.э. ), [8] Платон ( ок. 428 или 424 – ок. 348 до н. э. ), [9] авторы Гиппократа (конец V или начало IV века до н.э. и позже), [10] и стоики (3 век до н.э. и позже). [11] В более поздние периоды аналогия была особенно заметна в работах тех философов, которые находились под сильным влиянием платонической и стоической мысли, таких как Филон Александрийский ( ок. 20 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э. ), [12] авторы ранней греческой Герметики ( ок. 100 г. до н.э. – 300 г. н.э. ), [13] и неоплатоники (3 век н.э. и далее). [14] Аналогия также использовалась в позднеантичной и раннесредневековой религиозной литературе, например, в « Бундахишне» , зороастрийском энциклопедическом труде, и « Авот де-Рабби Натан» , еврейском раввинском тексте . [15]

Средний возраст

[ редактировать ]

В средневековой философии в целом доминировал Аристотель , который, несмотря на то, что был первым [16] придумал термин «микрокосм» – установил фундаментальное и непреодолимое различие между областью под Луной ( подлунным миром , состоящим из четырех элементов ) и областью над Луной (сверхлунным миром, состоящим из пятого элемента ). Тем не менее, аналогия микрокосм-макрокосм была принята широким кругом средневековых мыслителей, работавших в разных языковых традициях: концепция микрокосма была известна на арабском языке как ʿālam saghir , на иврите как olam katan и на латыни как microcosmus илиminor mundus . [17] Аналогия была разработана алхимиками , например, писавшими под именем Джабир ибн Хайян ( ок. 850–950 гг. н. э. ), [18] анонимными шиитскими философами, известными как Ихван аль-Сафах («Братья чистоты», ок. 900–1000 ), [19] еврейскими теологами и философами, такими как Исаак Исраэль ( ок. 832 –ок. 932 ), Саадия Гаон (882/892–942), Ибн Габирол (11 век) и Иуда Халеви ( ок. 1075–1141 ), [20] викторинскими монахами , такими как Готфрид Сен-Викторский (род. 1125, автор трактата « Микрокосм» ), андалузским мистиком Ибн Араби (1165–1240), [21] немецкий кардинал Николай Кузанский (1401–1464), [22] и многими другими.

Парацельс (1494–1541)

Ренессанс

[ редактировать ]

Возрождение герметизма и неоплатонизма в эпоху Возрождения , оба из которых отводили видное место аналогии микрокосма и макрокосма, также привело к заметному росту популярности последнего. Среди наиболее известных сторонников этой концепции в этот период можно назвать Марсилио Фичино (1433–1499), Генриха Корнелиуса Агриппу (1486–1535), Франческо Патрици (1529–1597), Джордано Бруно (1548–1600) и Томмазо Кампанеллу (1548–1600). 1568–1639). [23] Оно также занимало центральное место в новых медицинских теориях, выдвинутых швейцарским врачом Парацельсом (1494–1541) и его многочисленными последователями , в первую очередь Робертом Фладдом (1574–1637). [24] Андреас Везалий (1514–1564) в своем тексте по анатомии «Де Фабрика» писал, что человеческое тело «во многих отношениях превосходно соответствует Вселенной, и по этой причине древние называли его маленькой вселенной». [25]

В иудаизме

[ редактировать ]

Аналогии между микрокосмом и макрокосмом встречаются на протяжении всей истории еврейской философии . Согласно этой аналогии, существует структурное сходство между человеком (микрокосмом , от др.-греч. μικρός κόσμος, mikrós kósmos ; ивр. עולם קטן , олам катан , т. е. малая вселенная ) и космосом в целом ( макрокосмом , от древнегреческого μακρός κόσμος, makrós kósmos , т. е. великая вселенная ). [26]

Эта точка зрения была развита еврейским философом Филоном Александрийским (ок. 20 г. до н. э. – 50 г. н. э.), который перенял ее из древнегреческой и эллинистической философии . [27] Подобные идеи можно также найти в ранней раввинской литературе . В средние века аналогия стала важной темой в трудах большинства еврейских философов.

Раввинская литература

[ редактировать ]

В «Авот де-рабби Натана» (составленном около 700–900 гг. н. э.) части человека сравниваются с частями, принадлежащими большему миру: волосы подобны лесу, легкие подобны ветру, поясница подобна советникам, желудок подобен мельница и т. д. [28]

Средний возраст

[ редактировать ]

Аналогия микрокосма и макрокосма была общей темой среди средневековых еврейских философов, как и среди арабских философов , их сверстников. Особенно влиятельными в отношении аналогии микрокосма и макрокосма были « Послания братьев чистоты» — энциклопедический труд, написанный в X веке анонимной группой шиитских философов. [29] Будучи привезен в исламскую Испанию рано знатоком хадисов и алхимиком Масламой аль-Куртуби (умер в 964 г.), [30] Послания . имели центральное значение для испанских еврейских философов, таких как Бахья ибн Пакуда (ок. 1050–1120), Иуда Халеви (ок. 1075–1141), Иосиф ибн Цадик (умер в 1149 г.) и Авраам ибн Эзра (ок. 1090–1090–1141 гг.) 1165). [31]

Тем не менее, аналогия уже использовалась более ранними еврейскими философами. В своем комментарии к «Сефер Йецира» («Книга творения») Саадия Гаон (882/892–942) выдвинул ряд аналогий между космосом, Скинией и человеком. [32] За Саадией в этом последовал ряд более поздних авторов, таких как Бахья ибн Пакуда, Иуда Халеви и Авраам ибн Эзра. [32]

В то время как физиологическое применение аналогии в раввинской работе «Авот де-Рабби Натан» все еще было относительно простым и грубым, гораздо более сложные версии этого применения были даны Бахья ибн Пакуда и Иосиф ибн Цаддик (в его «Сефер ха-Олам ха- Катан , «Книга микрокосма»), оба из которых сравнивали человеческие части с небесными телами и другими частями космоса в целом. [33]

Аналогия была связана с древней темой « познай себя » (греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton ) врачом и философом Исааком Исраэлем (ок. 832–932), который предположил, что, познав себя, человек может получить знание. всех вещей. [32] Эта тема самопознания вернулась в работах Иосифа ибн Цаддика, который добавил, что таким образом люди могут познать самого Бога. [32] Макрокосм также ассоциировался с божественным у Иуды Халеви, который видел Бога как дух, душу, разум и жизнь, оживляющие вселенную, тогда как, согласно Маймониду (1138–1204), отношения между Богом и вселенной аналогичны взаимоотношения разума и человека. [32]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Из метафизической, физической и технической истории Роберта Фладда как большого, так и малого космоса , 1617–1621 гг.
  2. ^ Термины «микрокосм» и «макрокосм» происходят от древнегреческого μικρός κόσμος ( mikrós kósmos ) и μακρός κόσμος ( makrós kósmos ), что может означать «маленькая вселенная» и «большая вселенная», но основное значение которых — «малый порядок» и «великий порядок». ', соответственно (см. викисловарь ; ср. Allers 1944 , стр. 320–321, примечание 5).
  3. См. иллюстрацию, показанную справа (из Роберта Фладда книги Utriusque cosmi maioris scilicet et majoris метафизика, физика atque technica historia , 1617–21), которая соотносит Солнце (считающееся планетой в геоцентрической модели ) с сердцем. .
  1. ^ О макрокосме и микрокосме вообще см., например, Conger 1922 ; Аллерс 1944 г .; Баркан 1975 год .
  2. ^ См. Олеруд 1951 .
  3. ^ О стоиках см. Hahm 1977 , 63ff.; о Герметике см. Festugiere 1944–1954 , vol. Я, стр. 92–94, 125–131.
  4. ^ См., например, Кранц 1938 , стр. 130–133.
  5. ^ Свард и Ноксо-Койвисто 2014 .
  6. ^ Гетце 1923 ; Дюшен-Гиймен 1956 .
  7. ^ Рафалы 2015–2020 гг .
  8. ^ См., например, Allers 1944 .
  9. ^ См. особенно Олеруд 1951 .
  10. ^ См. Кранц, 1938 ; Шлюдерер 2018 .
  11. ^ См. Хам 1977 , 63 и далее.
  12. ^ См., например, Runia 1986 , стр. 87, 133, 157, 211, 259, 278, 282, 315, 324, 339, 388, 465–466.
  13. ^ См. Festugiere 1944–1954 , том I, стр. 92–94, 125–131.
  14. ^ См., например, Wilberding 2006 , стр. 53–56.
  15. ^ Кремер 2007 ; Джейкобс и Бройде, 1906 год .
  16. ^ Кремер 2007 , с. 178.
  17. ^ Кремер 2007 , с. 178; о латинской терминологии см. Finckh 1999 , p. 12.
  18. ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 47, 50.
  19. ^ См., например, Виденгрен 1980 ; Ноксо-Койвисто 2014 ; Кринис 2016 .
  20. ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 .
  21. ^ Аминразави 2009–2021 гг .
  22. ^ Миллер 2009–2017 .
  23. ^ См. обсуждение в Allers 1944 , стр. 386–401.
  24. ^ Дебус 1965 , стр. 19, 41–42, 86, 114–123 и др .
  25. ^ О'Мэлли 1964 , с. 324.
  26. ^ Греческие термины могут означать «маленькая вселенная» и «большая вселенная», но их основное значение — «малый порядок» и «великий порядок» соответственно (см. Викисловарь ; ср. Allers 1944 , стр. 320-321, примечание 5). . Эти термины также встречаются в средневековых арабских источниках как «алам сагир» и в средневековых латинских источниках как микрокосм или минор мундус (см. Kraemer 2007 ; о латинской терминологии см. Finckh 1999 , стр. 12).
  27. ^ См., например, Runia 1986 , стр. 87, 133, 157, 211, 259, 278, 282, 315, 324, 339, 388, 465-466.
  28. ^ Джейкобс и Бройде 1906 .
  29. ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 . Об аналогии микрокосма и макрокосма в Посланиях Братьев Чистоты см., например, Widengren 1980 ; Ноксо-Койвисто 2014 ; Кринис 2016 .
  30. ^ Де Каллата и Муро, 2017 .
  31. ^ Послания Братьев Чистоты имели гораздо меньшее значение для Маймонида (1138–1204), который также игнорировал работу Иосифа ибн Цаддика по аналогии микрокосма и макрокосма; см. Кремер 2007 .
  32. ^ Jump up to: а б с д и Кремер 2007 .
  33. ^ Джейкобс и Бройде 1906 ; Кремер 2007 . Физиологическое применение аналогии микрокосм-макрокосм также можно найти, например, в « Корпусе Гиппократа» (см. Kranz 1938 , стр. 130–133) и в зороастрийской работе «Бундахишн» (см. Kraemer 2007 ).

Библиография

[ редактировать ]

Общие обзоры

[ редактировать ]

Следующие работы содержат общий обзор аналогии микрокосм-макрокосм:

  • Аллерс, Рудольф (1944). «Микрокосм: от Анаксимандроса до Парацельса» . Традицио . 2 : 319–407. дои : 10.1017/S0362152900017219 . JSTOR   27830052 . S2CID   149312818 .
  • Баркан, Леонард (1975). Произведение искусства природы: Человеческое тело как образ мира . Лондон/Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300016949 .
  • Конгер, Джордж Перриго (1922). Теории макрокосмов и микрокосмов в истории философии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-1290429832 .
  • Джейкобс, Джозеф ; Бройде, Исаак (1906). «Микрокосмос» . В Сингере, Исидор ; Функ, Исаак К .; Визетелли, Фрэнк Х. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 544–545.
  • Кремер, Джоэл (2007). «Микрокосмос» . В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 14 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 178–179. ISBN  978-0-02-866097-4 .

Другие источники цитируются

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c14e222e7df546ec7e2463814c9c7ae4__1713556320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/e4/c14e222e7df546ec7e2463814c9c7ae4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Microcosm–macrocosm analogy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)