Архитектура Месопотамии
Годы активности | 10 тысячелетие-6 век до нашей эры. |
---|
Архитектура Месопотамии — это древняя архитектура региона речной системы Тигр - Ефрат (также известная как Месопотамия ), охватывающая несколько различных культур и охватывающая период с 10-го тысячелетия до нашей эры (когда были построены первые постоянные сооружения) до 6-го века. до нашей эры. Среди архитектурных достижений Месопотамии — развитие городского планирования , дом во дворе и зиккураты . Писцы выполняли роль архитекторов в разработке проектов и управлении строительством для правительства, знати или королевской семьи.
Изучение древней месопотамской архитектуры основано на имеющихся археологических свидетельствах, графических изображениях зданий и текстах, посвященных строительной практике. По словам Арчибальда Сэйса , примитивные пиктограммы эпохи Урука предполагают, что «Камня было мало, но его уже разрезали на блоки и печати. Кирпич был обычным строительным материалом, и из него строились города, форты, храмы и дома. Город был снабжен башнями и стоял на искусственной платформе; дом также имел вид башни. Он был снабжен дверью, которая поворачивалась на петлях и открывалась своего рода ключом; большего размера и, казалось, были двойными... Боялись демонов , у которых были крылья, как у птиц, а фундаментные камни – или, вернее, кирпичи – дома освящались определенными предметами, которые клали под них». [1]
Научная литература обычно посвящена архитектуре храмов, дворцов, городских стен и ворот и других монументальных зданий, но иногда встречаются и работы по жилой архитектуре. [2] Археологические исследования поверхности также позволили изучить городскую форму городов ранней Месопотамии.
Строительные материалы
[ редактировать ]Шумерская кладка обычно выполнялась без раствора, хотя битум иногда использовался . Стили кирпича, которые сильно менялись с течением времени, классифицируются по периодам. [4]
- Патцен 80×40×15 см: Поздний период Урука (3600–3200 до н.э.)
- Римхен 16×16 см: Поздний период Урука (3600–3200 до н. э.)
- Плоско-выпуклая 10х19х34 см: Раннединастический период (3100–2300 до н. э.)
Предпочтительным дизайном были кирпичи закругленной формы, которые несколько нестабильны, поэтому месопотамские каменщики клали ряд кирпичей перпендикулярно остальным через каждые несколько рядов. Достоинствами плоско-выпуклого кирпича были скорость изготовления, а также неровная поверхность, которая лучше держала отделочный штукатурный слой, чем гладкая поверхность из других видов кирпича.
Кирпичи обжигались на солнце, чтобы укрепить их. Эти виды кирпича гораздо менее долговечны, чем обожженные в печи, поэтому со временем здания приходят в негодность. Их периодически разрушали, выравнивали и восстанавливали на том же месте. Этот запланированный структурный жизненный цикл постепенно поднял уровень городов, так что они стали возвышаться над окружающей равниной. Образовавшиеся курганы известны как теллы и встречаются по всему древнему Ближнему Востоку. Гражданские здания замедлили разрушение, используя конусы из цветного камня, терракотовые панели и глиняные гвозди, вбитые в сырцовый кирпич, чтобы создать защитную оболочку, украшавшую фасад. Особо ценились импортные строительные материалы , такие как кедр из Ливана , диорит из Аравии и лазурит из Индии .
Вавилонские храмы представляют собой массивные сооружения из необработанного кирпича, поддерживаемые контрфорсами , а дождь отводится стоками. Один из таких водостоков в Уре был сделан из свинца. Использование кирпича привело к раннему развитию пилястр и колонн, а также фресок и эмалированной плитки. Стены были ярко раскрашены, иногда покрыты цинком или золотом, а также изразцами. расписные терракотовые В штукатурку также были вделаны конусы для факелов. Ассирия, подражая вавилонской архитектуре, также строила свои дворцы и храмы из кирпича, даже когда камень был естественным строительным материалом страны – добросовестно сохраняя кирпичную платформу, необходимую на болотистой почве Вавилонии, но мало нужную на севере.
Украшение
[ редактировать ]Однако со временем ассирийские архитекторы начали освобождаться от вавилонского влияния и использовать не только кирпич, но и камень. Стены ассирийских дворцов были облицованы резными и цветными каменными плитами, а не расписаны, как в Халдее . В искусстве этих барельефов можно проследить три этапа : энергичное, но простое при Ашурнасирпале II , тщательное и реалистичное при Саргоне II и утонченное, но лишенное смелости при Ашшурбанипале .
В Вавилонии вместо барельефа чаще используются круглые трехмерные фигуры – самыми ранними примерами являются статуи из Гирсу , которые реалистичны, хотя и несколько неуклюжи. Недостаток камня в Вавилонии сделал каждый камешек драгоценным и привел к высокому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. Два цилиндра-печати времен Саргона Аккадского являются одними из лучших образцов такого рода. Одним из первых замечательных образцов ранней металлургии , обнаруженных археологами, является серебряная ваза Энтемены . В более позднюю эпоху большое мастерство было достигнуто в производстве таких украшений, как серьги и браслеты из золота. Медь тоже обрабатывалась умело; действительно, вполне возможно, что Вавилония была первоначальной родиной обработки меди.
Люди издавна славились своими вышивками и коврами. Формы ассирийской керамики изящны; фарфор, как и стекло, обнаруженное во дворцах Ниневии , был создан по египетским моделям. Прозрачное стекло, по-видимому, впервые появилось во времена правления Саргона. Для изготовления ваз использовались камень, глина и стекло, а в Гирсу были раскопаны вазы из твердого камня, подобные вазам раннего династического периода Египта.
Городское планирование
[ редактировать ]Шумеры были первым обществом, которое задумало и построило город по плану . О том, что они гордились этим достижением, свидетельствует «Эпос о Гильгамеше» , который начинается с описания Урука — его массивных стен, улиц, рынков, храмов и садов. Урук стал образцом городской культуры, которая распространилась по всей Западной Азии посредством колонизации и завоеваний, а также в более широком смысле по мере того, как общества становились больше и сложнее.
Строительство городов было конечным продуктом тенденций, начавшихся в эпоху неолитической революции . Рост города был частично запланированным, а частично органическим. Планировка очевидна в стенах, районе высокого храма, главном канале с гаванью и главной улице. Более тонкая структура жилых и коммерческих помещений является реакцией экономических сил на пространственные ограничения, налагаемые запланированными территориями, что приводит к неравномерному дизайну с регулярными чертами. Поскольку шумеры записывали сделки с недвижимостью, можно реконструировать большую часть модели роста городов, плотности, стоимости недвижимости и других показателей на основе клинописного текстового источника.Типичный город делил пространство на жилые, смешанные, коммерческие и общественные помещения. Жилые кварталы были сгруппированы по профессиям. [5] В центре города находился высокий храмовый комплекс, всегда располагавшийся немного в стороне от географического центра. Этот высокий храм обычно возникал до основания города и был ядром, вокруг которого росла городская форма. Районы, прилегающие к воротам, имели особую религиозно-экономическую функцию.
В состав города всегда входил пояс орошаемых сельскохозяйственных угодий, включая небольшие деревушки. Сеть дорог и каналов связывала город с этой землей. Транспортная сеть была организована в три уровня: широкие улицы для процессий (аккадский: sūqu ilāni u šarri ), общественные улицы (аккадский: sūqu nišī ) и частные тупики (аккадский: mūṣû ). Общественные улицы, образующие квартал, мало менялись с течением времени, в то время как тупики были гораздо более изменчивыми. По текущим оценкам, 10% площади города составляют улицы и 90% здания. [6] Каналы; однако для хорошего транспорта они были важнее дорог.
Дома
[ редактировать ]Материалы, использованные для строительства месопотамского дома, были похожи, но не точны, на те, которые используются сегодня: тростник , камень , дерево, тесаный камень , сырцовый кирпич, глиняная штукатурка и деревянные двери, которые естественным образом были доступны по всему городу. [7] хотя в некоторых городах Шумера дерево было не распространено. Хотя большинство домов были построены из сырцового кирпича , глиняной штукатурки и тополя . Дома могли быть трехсторонними, круглыми или прямоугольными. Дома имели длинные крытые центральные коридоры, дворы и этажи. Большинство домов имели квадратную центральную комнату, к которой примыкали другие комнаты, но большие различия в размерах и материалах, использованных для строительства домов, позволяют предположить, что они были построены самими жителями. [8] Самые маленькие комнаты, возможно, не совпадали с комнатами самых бедных людей; на самом деле, возможно, беднейшие люди строили дома из скоропортящихся материалов, таких как тростник, за пределами города, но прямых доказательств этому очень мало. [9] В домах могли быть магазины, мастерские, складские помещения и домашний скот.
Жилой дизайн был прямым развитием домов Убайда . Хотя на шумерских цилиндрических печатях изображены тростниковые дома , преобладающей типологией был дом во дворе , который используется в Месопотамии и по сей день. Этот дом под названием é ( клинопись : 𒂍 , E₂ ; шумерский : e₂ ; аккадский : биту ) обращен внутрь к открытому двору, который обеспечивал охлаждающий эффект, создавая конвекционные потоки. Этот двор, называемый тарбасу (по-аккадски), был основным организующим элементом дома, в него выходили все комнаты. Внешние стены были безликими, с единственным проемом, соединяющим дом с улицей, движение между домом и улицей требовало поворота на 90° через небольшую прихожую. С улицы в открытую дверь видна была только задняя стена передней, а со двора на улицу тоже не было видно; это потому, что у шумеров было строгое разделение общественных и частных пространств. Типичный размер шумерского дома составлял 90 м. 2 . [6]
Строительство
[ редактировать ]Простые дома можно было построить из связок тростника, которые связывали вместе, а затем втыкали в землю. Более сложные дома строились на каменном фундаменте , а дома строились из сырцового кирпича. [10] [11] Дерево, тесаные блоки и щебень также были популярными материалами для строительства домов. [12] Сырцовый кирпич изготавливался из глины и измельченной соломы. Эту смесь упаковали в формы и затем оставили на солнце для высыхания. они использовали глиняную штукатурку Для стен , а для крыши — глину и тополь. В период Убайда дома представляли собой шамотную глину , впрессованную в стены. На стенах также будут нарисованы произведения искусства. Крыши также можно было сделать из досок пальмового дерева, покрытых тростником. Верхняя часть крыши будет соединена с домом кирпичной или деревянной лестницей. Обожженный кирпич стоил очень дорого, поэтому из него строили только роскошные здания. Двери и дверные коробки были деревянными. [13] Иногда двери делали из бычьей шкуры. Двери между домами часто были настолько низкими, что людям приходилось приседать, чтобы пройти через них. В домах обычно не было окон, а если и были, то они были сделаны из глины или деревянных решеток. Полы обычно были грязными. Месопотамские дома часто разрушались. Дома приходилось часто ремонтировать. [14] [15]
Дизайн
[ редактировать ]В период Убайда дома были трехчастными. У них был длинный крытый центральный коридор, к которому по обеим сторонам примыкал меньший коридор. Возможно, центральный коридор использовался для обедов и общественных мероприятий. Дома Убайда были разнообразными. Некоторые дома содержали более богатый набор артефактов, чем другие дома. Дома Убайд также могли быть соединены с другими домами. Архитектура домов Убайда неотличима от храмов Убайда. [16] В период Урука дома имели различную форму. Некоторые дома были прямоугольными, другие круглыми. В некоторых домах Месопотамии была только одна комната, а в других — много комнат. Иногда некоторые из этих помещений служили подвалами. В 3000-х годах до нашей эры дворы появились в Месопотамии. Дворы станут основой месопотамской архитектуры. Эти дворы будут окружены залами с толстыми стенами. [16] Вероятно, эти залы служили приемными для гостей. Вероятно, большинство домов имели верхний этаж. Верхний этаж мог использоваться для обедов, сна и развлечений, а также, возможно, в нем располагались спальни. [12] Люди сажали овощи или совершали религиозные ритуалы на своих крышах. [13] Первые этажи будут использоваться для магазинов, мастерских, складов и животноводства. [17] Одна комната обычно была святилищем . [18]
Мебель
[ редактировать ]В древнем Шумере в домах стояли искусно украшенные табуреты, стулья, кувшины и ванны. Более состоятельные граждане имели туалеты и надлежащую дренажную систему . [12] Возможно, в центре некоторых домов были алтари. [16] Эти алтари могли быть посвящены богам , но могли быть посвящены важным людям.
Дворцы
[ редактировать ]Дворец I. возник в период ранней династии Поначалу дворец был довольно скромным, но его размеры и сложность росли по мере того, как власть становилась все более централизованной. Дворец называется «Большой дом» (клинопись: Е₂ .GAL шумерский e₂-gal аккдиан: ekallu ), где жили и работали лугалы или энси .
Дворцы ранней месопотамской элиты представляли собой масштабные комплексы и часто были богато украшены. Самые ранние известные примеры происходят из таких мест в долине реки Дияла, как Хафаджа и Телль-Асмар. Эти дворцы третьего тысячелетия до нашей эры функционировали как крупные социально-экономические учреждения, а потому, наряду с жилыми и частными функциями, в них располагались мастерские ремесленников, продовольственные склады, церемониальные дворы и часто ассоциировались со святынями. Например, так называемое « гипару » (шумерское: и₂ gi₆-par₄-ku₃) в Уре, где проживали жрицы бога Луны Нанны , представлял собой крупный комплекс с множеством дворов, множеством святилищ, погребальными камерами для мертвых жриц и церемониальным банкетным залом. Столь же сложный образец месопотамского дворца был раскопан в Мари в Сирии и датируется старовавилонским периодом.
Ассирийские дворцы железного века, особенно в Калху/ Нимруде , Дур-Шаррукине/ Хорсабаде и Нинуве/ Ниневии , прославились благодаря ассирийским дворцовым рельефам , обширным графическим и текстовым повествовательным программам на их стенах, вырезанным на каменных плитах, известных как ортостаты. . Эти иллюстрированные программы включали либо культовые сцены, либо повествовательные отчеты о военных и гражданских достижениях королей. Ворота и важные проходы были окружены массивными каменными скульптурами апотропных мифологических фигур, ламассу и крылатых джиннов . Архитектурное расположение этих дворцов железного века также было организовано вокруг больших и малых дворов. Обычно тронный зал короля выходил в огромный церемониальный двор, где собирались важные государственные советы и проводились государственные церемонии.
Огромное количество предметов мебели из слоновой кости было найдено в некоторых ассирийских дворцах, что указывает на интенсивные торговые отношения с неохеттскими государствами Северной Сирии в то время. Бронзовые репуссные ленты украшали деревянные ворота крупных зданий, но в основном были разграблены после падения империи; Балаватские ворота — главные уцелевшие.
Храмы
[ редактировать ]Храмы часто возникали до создания городских поселений и на протяжении 2500 лет шумерской истории разрастались из небольших однокомнатных построек в сложные многоакровые комплексы. Шумерские храмы, укрепления и дворцы использовали более совершенные материалы и технологии, такие как контрфорсы , ниши и полуколонны . Хронологически шумерские храмы произошли от более ранних Убайда храмов . Когда храм пришел в упадок, его ритуально разрушили, а на его фундаменте построили новый храм. Храм-преемник был больше и более продуманным, чем храм-предшественник. Эволюция храма Э₂.абзу в Эриду является часто цитируемым примером этого процесса. На многих храмах были выгравированы надписи, например, в Телль-Укаире . Дворцы и городские стены появились намного позже храмов раннединастического периода .
Форма шумерского храма является проявлением ближневосточной космологии , которая описывала мир как диск земли, окруженный океаном с соленой водой, оба из которых плавали в другом море пресной воды, называемом апсу , над ними находился полусферический небосвод. который регулировал время. Мировая гора образовала ось мира , соединявшую все три слоя. Роль храма заключалась в том, чтобы действовать как ось мира, место встречи богов и людей. [19] Святость «высот» как места встречи между мирами — это верование, существовавшее до Убайда, хорошо засвидетельствованное на Ближнем Востоке еще в эпоху неолита. План храма был прямоугольным с углами, направленными по сторонам света, что символизировало четыре реки, текущие с горы в четыре региона мира. Ориентация также служит более практической цели использования крыши храма в качестве обсерватории для шумерского измерения времени. Храм был построен на низкой террасе из утрамбованной земли, которая символизировала священный курган древней земли, возникший из воды, называемый дукуг, «чистый курган» (шумерский: du₆-ku₃ клинопись:) во время творения.
Двери длинной оси были входом для богов, а двери короткой оси — для людей. Эта конфигурация называлась подходом с изогнутой осью, поскольку любой входящий должен был повернуться на девяносто градусов, чтобы оказаться лицом к культовой статуе в конце центрального зала.
Подход с изогнутой осью — это нововведение, позаимствованное у храмов Убайда, которые имели линейную ось, а также является особенностью шумерских домов. Стол для жертвоприношений располагался в центре храма на пересечении осей.
Храмы периода Урука делили прямоугольник храма на трехсторонние, Т-образные или комбинированные планы. Трехсторонний план, унаследованный от Убайда, имел большой центральный зал и два меньших по бокам зала по обе стороны. Вход находился вдоль короткой оси, а храм находился в конце длинной оси. Т-образный план, также относящийся к периоду Убайда, был идентичен трехстороннему плану, за исключением зала на одном конце прямоугольника, перпендикулярного главному залу. Храм C из района Эанна в Уруке представляет собой пример классической храмовой формы.
В последующий раннединастический период произошел взрыв разнообразия в дизайне храмов. Храмы по-прежнему сохраняли такие особенности, как кардинальная ориентация, прямоугольные планы и контрфорсы. Однако теперь они приобрели множество новых конфигураций, включая дворы, стены, бассейны и казармы. Храм Греха в Хафадже типичен для этой эпохи, поскольку он был спроектирован вокруг ряда дворов, ведущих к целле .
Высокий храм представлял собой храм особого типа, в котором проживал бог-покровитель города. Функционально он служил центром хранения и распределения, а также жилищем священства. Белый храм Ану Уруке в представляет собой типичный высокий храм, построенный на очень высокой платформе из сырцового кирпича. В раннединастический период высокие храмы стали включать в себя зиккурат — серию платформ, образующих ступенчатую пирамиду. Такие зиккураты, возможно, послужили источником вдохновения для создания библейской Вавилонской башни .
Зиккураты
[ редактировать ]Зиккураты представляли собой огромные пирамидальные храмовые башни, которые сначала были построены в шумерских городах-государствах, а затем появились в Вавилонии и ассирийских городах. В Месопотамии или ее окрестностях известно 32 зиккурата: 28 в Ираке и 4 в Иране . Известные зиккураты включают Большой зиккурат Ура возле Насирии , Ирак, Зиккурат Акар Куф возле Багдада , Ирак, Чога Занбиль в Хузестане , Иран (последний из обнаруженных) и Сиалк возле Кашана , Иран. Зиккураты строились шумерами , вавилонянами , эламитами и ассирийцами как памятники местным религиям. Самыми ранними примерами зиккурата были приподнятые платформы, датируемые периодом Убайда. [20] течение четвертого тысячелетия до нашей эры, а самая поздняя дата - VI век до нашей эры. Вершина зиккурата была плоской, в отличие от многих пирамид. Стиль ступенчатой пирамиды возник ближе к концу раннединастического периода. [21]
Построенный в виде отступающих ярусов на прямоугольной, овальной или квадратной платформе, зиккурат представлял собой пирамидальную структуру. Сердцевину зиккурата составляли обожженные на солнце кирпичи, а снаружи – облицовка из обожженного кирпича. Облицовки часто покрывались глазурью разных цветов и, возможно, имели астрологическое значение. Иногда на этих глазурованных кирпичах выгравировались имена королей. Количество ярусов варьировалось от двух до семи, на вершине располагалась святыня или храм. Доступ к святыне обеспечивался несколькими пандусами на одной стороне зиккурата или спиральным пандусом от основания до вершины. Было высказано предположение, что зиккураты были построены так, чтобы напоминать горы, но существует мало текстовых или археологических свидетельств, подтверждающих эту гипотезу.
Классические зиккураты возникли в неошумерский период с шарнирными контрфорсами, облицовкой из стекловидного кирпича и энтазисом на фасаде. Зиккурат Ура — лучший пример этого стиля. Еще одним изменением в конструкции храма в этот период стал подход к храму по прямой, а не по изогнутой оси.
Зиккурат Ур-Намму в Уре был спроектирован как трехступенчатая конструкция, но сегодня сохранились только два из них. Вся эта основная конструкция из сырцового кирпича изначально была облицована оболочкой из обожженного кирпича, залитой битумом , высотой 2,5 м на первой нижней ступени и 1,15 м на второй. На каждом из этих обожженных кирпичей было выбито имя короля. Наклонные стены сцен были подкреплены. Доступ на вершину осуществлялся по тройной монументальной лестнице, которая сходилась к порталу, открывавшемуся на площадке между первой и второй ступенями. Высота первой ступени составляла около 11 м, а высота второй ступени - около 5,7 м. Обычно третий этап реконструируется раскопщиком зиккурата ( Леонардом Вулли ) и венчается храмом. В зиккурате Чогха-Занбил археологи обнаружили массивные тростниковые веревки, которые проходили через ядро конструкции зиккурата и связывали массу сырцового кирпича.
Наиболее примечательными архитектурными остатками ранней Месопотамии являются храмовые комплексы в Уруке 4-го тысячелетия до нашей эры, храмы и дворцы из мест раннединастического периода в долине реки Дияла, таких как Хафаджа и Телль-Асмар, остатки Третьей династии Ура в Ниппуре ( Святилище Энлиля ) и Ур (Святилище Нанны ), остатки среднего бронзового века на сирийско-турецких стоянках Эбла , Мари , Алалах , Алеппо и Кюльтепе , дворцы позднего бронзового века в Хаттусе , Угарите , Ашуре и Нузи , дворцы и храмы железного века на ассирийских ( Калху /Нимруд, Хорсабад , Ниневия ), вавилонских ( Вавилон ), урартских ( Тушпа /Ван, Айкаберд , Аянис, Армавир , Эребуни , Бастам ) и неохеттских стоянках ( Каркамис , Телль-Халаф , Каратепе ). Дома в основном известны по руинам Старого Вавилона в Ниппуре и Уре. Среди текстовых источников о строительстве зданий и связанных с ними ритуалах следует отметить цилиндры Гудеа конца III тысячелетия, а также ассирийские и вавилонские царские надписи железного века .
Проектирование ассирийских зданий, укреплений и храмов
[ редактировать ]Планы всех ассирийских зданий прямоугольны, и мы знаем, что давным-давно, как и сейчас, восточные архитекторы почти всегда пользовались этим контуром и на его основе возводили некоторые из самых прекрасных и разнообразных форм, когда-либо изобретенных. Они собираются по углам изящными изгибами и на основании обычного квадратного зала несут минарет или купол, восьмиугольник или круг. То, что это иногда делалось в Ассирии, показывают скульптуры. Плиты из Коюнджика демонстрируют купола различной формы и башнеобразные конструкции, каждая из которых возвышается над квадратным основанием. Сходство древней формы купола с теми, которые до сих пор используются в ассирийских деревнях, очень поразительно. Использовались ли наклонные крыши, неизвестно. Г-н Бономи считает, что так оно и было, и несколько скульптур, кажется, подтверждают его точку зрения. От частных домов, конечно, ничего не осталось; но на плитах они изображены в несколько этажей высотой, причем на первом этаже, как обычно, имеется только дверь и нет окон. Все они имеют плоские крыши, и из одного из барельефов, изображающего горящий город, мы узнаем, что эти крыши были сделаны, как и сейчас, из толстых слоев земли на прочных балках. Эти крыши практически пожаробезопасны, и пламя изображается остановившимся на них и выходящим из окон. Никаких остатков окна или, насколько нам известно, внутренней лестницы обнаружено не было.
Об укреплениях мы знаем гораздо больше. В северной стене Нимруда прослежено пятьдесят восемь башен, а в Коюнджике сохранились большие остатки трех стен: нижняя часть сделана из камня, а верхняя — из высушенного на солнце кирпича. В Хорсабаде есть остатки стены высотой 40 футов (12 м), построенной из каменных блоков толщиной от 3 до 4 футов (1,2 м), и свидетельства о ее отделке полностью представлены скульптурами. которые демонстрируют необычайное сходство со средневековыми произведениями того же класса. Представлены ярусы стен, окружающие огромную башню или крепость в центре. Входы представляют собой большие арочные ворота, окруженные квадратными башнями. Эти и другие башни имеют нависающие парапеты, как и средневековые машины , и заканчиваются наверху зубцами, остатки которых были найдены в Нимруде и Ниневии , а также в Ассуре , столице Ассирии перед Ниневией.
Из храмов, отличных от дворца, мы имеем несколько предполагаемых остатков, но об их общей форме мало что известно.
Но в Халдее есть огромные массы руин, очевидно, остатки огромных курганов, составлявших основу их храмов. Самым величественным из них и самым интересным является храм Набу в Борсиппе (ныне Бирс Нимрод), недалеко от Вавилона , который был идентифицирован как храм Семи Сфер. Как следует из известной надписи, он был реконструирован Навуходоносором. Другой пример - Мугейр , который имел размеры 198 футов (60 м) на 133 фута (41 м) в основании и даже сейчас имеет высоту 70 футов (21 м), и ясно, что и он, и Бирс были построены с ступени уменьшались, представляя собой серию больших платформ, уменьшающихся в длине по мере подъема и оставляющих наверху сравнительно небольшую платформу для храмовой кельи. Предполагается, что он был найден в Бирс-Нимруде из остеклованного кирпича, изготовленного в древних печах.
Ландшафтная архитектура
[ редактировать ]Текстовые источники указывают на то, что планировка открытого пространства была частью города с древнейших времен. В описании Урука в «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что треть этого города отведена под фруктовые сады. Подобное запланированное открытое пространство находится в пятой части Ниппура . Еще одним важным элементом ландшафта был пустырь (аккадский: кишуббу ).
За пределами города шумерское ирригационное земледелие создало одни из первых в истории садовых форм. Сад (сар) имел площадь 144 квадратных локтя с каналом по периметру. [22] форма закрытого четырехугольника послужила основой для более поздних райских садов Персии Эта .
В Месопотамии фонтаны начали использовать еще в III тысячелетии до нашей эры. Ранний образец сохранился в резном вавилонском бассейне, датируемом ок. 3000 г. до н.э., найден в Гирсу , Лагаш . Древний ассирийский фонтан, «обнаруженный в ущелье реки Комель, состоит из бассейнов, высеченных в твердой скале и ступенчато спускающихся к ручью». Вода подавалась из небольших трубопроводов . [23]
См. также
[ редактировать ]- Древние месопотамские единицы измерения
- Аббасидская архитектура
- Ахеменидская архитектура
- Список городов древнего Ближнего Востока
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэйс, преподобный А.Х. , профессор ассириологии, Оксфорд, «Археология клинописных надписей» , второе исправленное издание, 1908 г., Общество содействия распространению христианских знаний, Лондон, Брайтон, Нью-Йорк; на стр. 98–100. Авторские права не защищены.
- ^ Данэм, Салли (2005). «Древняя ближневосточная архитектура». В Дэниеле Снелле (ред.). Спутник Древнего Ближнего Востока . Оксфорд: Блэквелл. стр. 266–280 . ISBN 978-0-631-23293-3 .
- ^ Круземанн, Никола; Эсс, Маргарет ван; Хильгерт, Маркус; Салье, Беате; Поттс, Тимоти (2019). Урук: первый город древнего мира . Публикации Гетти. стр. 325. ИСБН 978-1-60606-444-3 .
- ^ Харманса, 2007 г.
- ^ Кроуфорд 2004, стр.77
- ^ Jump up to: а б Брайс, Т. (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи. Лондон: Рутледж.
- ^ Николас Постгейт, Дж. Н. Постгейт (1994). Ранняя Месопотамия: общество и экономика на заре истории .
- ^ Балтер, М. (1998). «Первые города: зачем осесть? Тайна сообществ» . Наука . 282 (5393): 1442. doi : 10.1126/science.282.5393.1442 . S2CID 129902105 . Проверено 17 апреля 2010 г.
- ^ Сьюзан Поллок (1999). Древняя Месопотамия .
- ^ Хантер, Ник (10 сентября 2015 г.). Повседневная жизнь в Древнем Шумере . Рейнтри. ISBN 978-1-4062-9864-2 .
- ^ Марк, Джоушуа Дж. (14 марта 2018 г.). «Месопотамия» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Jump up to: а б с Гейтс, Чарльз (21 марта 2011 г.). Древние города: археология городской жизни на древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-82328-2 .
- ^ Jump up to: а б Немет-Нежат, Карен Рея (1998). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-29497-6 .
- ^ Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 .
- ^ Стоун, Элизабет С. (1987). Окрестности Ниппура . Чикагский университет . ISBN 0-918986-50-8 .
- ^ Jump up to: а б с Ура, Джейсон. 2014. «Домохозяйства и возникновение городов в древней Месопотамии ». Кембриджский археологический журнал 24 (02) (июнь): 249–268.
- ^ Музей, Британский; БЬЕНКОВСКИЙ, изд (2000). Словарь Древнего Ближнего Востока . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-3557-9 .
- ^ Рид, Дж. Э. (1973). «Скажи Тайе (1972-73): Краткий отчет» . Ирак . 35 (2): 155–187. дои : 10.2307/4199963 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4199963 . S2CID 129389899 .
- ^ Менденхолл, 1983, стр. 205-208.
- ^ Кроуфорд, с. 73
- ^ Кроуфорд, стр. 73-74.
- ^ Arc.Ask3.Ru, Шумер
- ^ «фонтан» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 мая 2010 года . Проверено 18 марта 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейкер, Хизер Д. «Работы Хизер Д. Бейкер в Университете Торонто» . Проверено 19 июня 2015 г.
- Кроуфорд, Харриет Э.В. (2004). Шумер и шумеры . Издательство Кембриджского университета . п. 252. ИСБН 978-0-521-53338-6 .
- Харманса, Омюр (3 декабря 2007 г.). «Археология Месопотамии: церемониальные центры, урбанизация и формирование государства в Южной Месопотамии» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 16 сентября 2018 г.
- Менденхолл, Джордж; Герберт Бардуэлл Хаффмон; Фрэнк А. Спина; Альберто Равинелл Уитни Грин (1983). В поисках Царства Божьего: исследования в честь Джорджа Э. Менденхолла . Айзенбрауны. п. 316. ИСБН 978-0-931464-15-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гвендолин Лейк; Хизер Д. Бейкер (2 июня 2009 г.). «Городская форма в Вавилонии первого тысячелетия до нашей эры». . Вавилонский мир . Рутледж. стр. 66–. ISBN 978-1-134-26128-4 .
- Дауни, Сьюзен Б. (1988). Месопотамская религиозная архитектура: Александр через парфян . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 197. ИСБН 978-0-691-03589-5 .
- Костоф, Спиро (1995). История архитектуры: обстановка и ритуалы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 792. ИСБН 978-0-19-508378-1 .
- Поллок, Сьюзен (1999). Древняя Месопотамия: Эдем, которого никогда не было . Издательство Кембриджского университета. п. 259. ИСБН 978-0-521-57568-3 .