Jump to content

Романская светская и домашняя архитектура

Тщательно отреставрированный романский замок Вартбург дает представление о том, каким он мог выглядеть в XII и XIII веках.
Среди средневековых зданий, окружающих площадь Пьяцца делла Чистерна в Сан-Джиминьяно, есть романское здание с автоматическим устройством, встроенным в его портал.

Романская архитектура — архитектурный стиль средневековой Европы, характеризующийся полукруглыми арками . Термин «романский стиль» обычно используется для периода с 10 по 12 века, при этом « прероманский » и « первый романский » применяются к более ранним зданиям с романскими характеристиками. Романскую архитектуру можно найти по всему континенту, она разнообразна в зависимости от региональных материалов и характеристик, но имеет общую последовательность, которая делает ее первым общеевропейским архитектурным стилем со времен императорской римской архитектуры . Романский стиль в Англии традиционно называют норманнской архитектурой .

Самыми распространенными сохранившимися романскими зданиями являются церкви, многие из которых до сих пор стоят, более или менее неповрежденные и часто используемые. [ 1 ] Многие из этих церквей были построены как аббатства для обслуживания религиозных общин. Жилые помещения и другие монастырские постройки этих аббатств составляют значительную часть сохранившейся внутренней архитектуры романского периода.

Вторым по распространенности типом сохранившихся романских построек являются замки , подавляющее большинство которых находится в руинах в результате войн или практики демонтажа замков, которые впоследствии могли быть использованы в восстаниях. Ряд разрушенных или сильно измененных императорских дворцов, некоторые из них внутри замковых стен, другие неукрепленные, также сохранились в Германии и Эльзасе .

Примеры чисто домашней архитектуры включают большой зал укрепленного поместья в Англии, небольшое количество больших таунхаусов во Франции и Германии и несколько палаццо в Венеции. По всей Европе разбросано гораздо больше небольших домов, часто сильно измененных из-за вставки более поздних окон, а иногда их древность остается непризнанной и неучтенной.

Ниже приводится краткое изложение основных моментов из раздела «История» цитированной выше статьи.

Происхождение

[ редактировать ]

Романская архитектура была первым самобытным стилем, распространившимся по Европе со времен Римской империи . [ 2 ] Архитектура романского стиля развивалась одновременно на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в X веке.

Политика и религия

[ редактировать ]

Романский период был временем частых конфликтов. Большая часть Европы пострадала от феодализма , при котором крестьяне получали от местных правителей землю, которую они обрабатывали, в обмен на военную службу и работу на строительных проектах. Это привело к строительству замков в стратегических точках, многие из которых были построены как оплоты норманнов, потомков викингов, вторгшихся в северную Францию ​​в 911 году. Вторжение в Англию Вильгельма , герцога Нормандии , в 1066 году привело к возведению здания замков и аббатств, которые усилили нормандское присутствие. Политическая борьба также привела к укреплению многих городов или восстановлению и укреплению стен, сохранившихся с римского периода. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является город Каркассон . Огораживание городов привело к нехватке жилой площади внутри стен и привело к тому, что стиль городских домов был высоким и узким, часто окружающим общественные дворы, как в Сан-Джиминьяно в Тоскане . [ 3 ] [ 4 ]

В Германии императоры Священной Римской империи построили ряд резиденций, замков и дворцов, в стратегических точках и на торговых путях. Императорский дворец Гослар (существенно отреставрированный в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, а разрушенный дворец в Гельнхаузене был передан Фридриху Барбароссе до 1170 года. [ 5 ] Движение людей и армий также привело к строительству мостов, некоторые из которых сохранились, в том числе мост 12-го века в Бесалу , Каталония 11-го века , Пуэнте-де-ла-Рейна , Наварра и Пон-Сен-Бенезе, Авиньон. . [ 6 ]

Система монашества, в которой монашествующие становятся членами ордена, имеющими общие связи и общее правило, живущими во взаимозависимой общине, а не как группа отшельников, живущих рядом, но по существу отдельно, была установлена ​​монахом Бенедиктом в 6 век. С этого времени по всей Европе были основаны монастыри, что привело к строительству не только больших церквей, но и монастырей , жилых помещений и других зданий, связанных с общественной жизнью, таких как больницы, амбары и кузницы. [ 7 ] [ 8 ]

Крестовые походы 1095–1270 годов, целью которых было вырвать святые места Палестины из- под контроля ислама , привели к строительству замков в Сирии и Палестине. Крестовые походы вызвали очень большое перемещение людей, а вместе с ними и идей и торговых навыков, особенно тех, кто занимался строительством укреплений и обработкой металла, необходимой для производства оружия, что также применялось для обустройства и украшения зданий. . Постоянное движение людей, правителей, знати, епископов, аббатов, ремесленников и крестьян было важным фактором в создании однородности методов строительства и узнаваемого романского стиля , несмотря на региональные различия. [ 9 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Стены и материалы

[ редактировать ]

Большинство бытовых построек романского периода были построены из дерева или частично из дерева. В скандинавских странах здания часто были полностью деревянными, в то время как в других частях Европы здания были «фахверковыми», построенными с деревянными каркасами, пространства заполнялись щебнем, плетнем и мазкой или другими материалами, которые затем оштукатуривались. [ 10 ] Камень часто использовался для подвалов. Строительный материал сильно различается по всей Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. [ 11 ]

В то время как в большинстве стран камень является обычным материалом для строительства значительных зданий, таких как замки и дворцы, в большей части Польши, Германии, северной Италии и Нидерландов чаще используется кирпич. Там, где для бытовых построек использовался камень, он часто представляет собой сравнительно небольшие куски неправильной формы, залитые толстым слоем раствора. гладкая кладка из тесаного камня. Там, где был доступен легкообрабатываемый известняк, использовалась [ 12 ] Стены оборонительных зданий, таких как замки, очень толстые. Во всей романской архитектуре окна, как правило, маленькие. Общее впечатление от романской архитектуры — солидность и сила. [ 1 ]

Арки, аркады, опоры и колонны

[ редактировать ]

Арки в домашней архитектуре по всей Европе в этот период всегда были полукруглыми, за единственными исключениями, встречающимися в дворцовых зданиях на Сицилии , где нормандская архитектура находилась под влиянием исламского стиля . Аркады (ряды арок) встречаются внутри больших зданий, таких как большой зал замка, поддерживая бревна крыши или верхнего этажа. Аркады также используются для создания монастырей и лоджий. Аркадирование в больших масштабах обычно выполняет структурную функцию, но оно также используется в меньшем масштабе в качестве декоративного элемента как внутри, так и снаружи.

В романской бытовой архитектуре аркады чаще всего опирались на опоры . Они были построены из каменной кладки и имели квадратное или прямоугольное сечение, обычно с горизонтальной лепниной, изображающей капитель у основания арки. [ 1 ] [ 2 ] Колонны также использовались для поддержки аркад и сводов, но являются особенностью дворцовой, гражданской и монастырской архитектуры, а не небольших домов. Колонеты и пристроенные валы также используются конструктивно и для украшения. [ 1 ] Капитель на вершине колонны обычно обрезается так, чтобы она была круглой внизу, где она сидит на колонне, и квадратной вверху, где она поддерживает арку. Капитель может быть неукрашенной или иметь лиственную или фигурную резьбу.

Своды и крыши

[ редактировать ]

Древесина широко использовалась в строительстве. Большинство зданий имеют открытые деревянные крыши. [ 10 ] Если в здании есть каменные подвалы или подвалы, этот нижний этаж может быть сводчатым, с бочкообразным или паховым сводом . Сводчатые внутренние помещения особенно часто встречаются в монастырских зданиях, замках и дворцах, где работали опытные мастера-каменщики. К концу периода в сводчатых помещениях монастырских зданий использовался ребристый свод , как он использовался в монастырских церквях.

Двери и окна

[ редактировать ]

Узкие двери и маленькие окна часто имеют квадратную вершину и перекрыты твердой каменной перемычкой, которую можно поддерживать на выступающих кронштейнах. В некоторых каменных постройках сохранились деревянные перемычки. Большие дверные проемы и окна, а также аркады и своды увенчаны полукруглыми арками. Большие дверные проемы в более сложных жилищах часто заключаются в три архивольта или молдинга и могут также иметь карнизы или колоннеты и капители, как в доме еврея в Линкольне. Окна с квадратной верхушкой часто устанавливают группами, по два или три под одной перемычкой. Окна с закругленной верхушкой часто соединяются под широкой аркой и разделяются каменными стойками или колоннетами. На Сицилии есть ряд дворцов и церквей, где в этот период использовалась остроконечная арка, по-видимому, заимствованная из исламской архитектуры .

Архитектурные украшения и скульптура

[ редактировать ]

Каменные постройки часто украшаются выступающими рядами, которые могут представлять собой плоские галтели или закругленные карнизы. Иногда на них вырезаны узоры, особенно шевроны . Арочный дверной проем, встроенный в толстую стену, может быть глубоко утоплен и иметь три или более полос карниза вокруг него. Дверные проемы иногда имеют колоннеты с небольшими капителями, как и на фрамугах, разделяющих парные окна. Иногда капители и кронштейны вырезаются с цветочными мотивами или фигурами.

Аркады — важная декоративная особенность романской архитектуры, чаще всего встречающаяся в домашней архитектуре в виде ломбардской полосы , представляющей собой ряд небольших арок, которые, кажется, поддерживают линию крыши.

В этот период цвет использовался различными способами для улучшения здания. Окрашенные стены могут быть окрашены в зависимости от моды, преобладающей в разных регионах. Каменные постройки иногда имели внешние детали, выделенные цветом. В Италии здания часто строились из чередующихся полос кирпича и камня. В Венеции дворцы богатых семей были отделаны мрамором, который контрастировал с расписной лепниной. Внутри большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода поддавались фрескам, следы которых были обнаружены в замках и богатых домах. [ 13 ] Однако подавляющее большинство этих картин, как и сами здания, были разрушены в результате перестроек и косметического ремонта, сырости, войны, пренебрежения и изменения моды. Немногочисленные исключения из светского убранства в основном сохранились, поскольку находились на попечении церкви. Очень редкими и высококачественными пережитками являются картины из Арланцы в Испании, которые сейчас разбросаны по музеям Барселоны и Америки. Эти фрески около 1210 года происходят из монастыря, но имеют светскую тематику и предположительно аналогичны тем, что существовали в некоторых дворцах. Здесь представлено множество огромных реальных и мифических животных, отражающих мир геральдики и иллюминированных бестиариев . [ 14 ]

Гобелены и другие текстильные драпировки также использовались для украшения дворцов, причем гобелен из Байе является наиболее известным примером - хотя сейчас в соборе Байе он, весьма вероятно, изначально был сделан для украшения дворцового зала епископа Одо в 1070-х годах, и зафиксированы другие подобные драпировки. Повествовательная история о героической победе в войне была еще одной темой, которую, несомненно, часто повторяли. Ткань Святого Гереона XI века, возможно, всегда хранилась в церкви, но использование в ней рисунков из узорчатого восточного текстиля, вероятно, также было стилем, используемым в величественных домах. Текстильные драпировки помогали сохранять тепло в каменных зданиях, продуваемых сквозняками, и имели большое преимущество для тех, у кого было много домов, поскольку их было относительно легко переносить между ними. [ 15 ]

Монастырские постройки

[ редактировать ]

В рамках католической традиции общинное монашество было основано святым Бенедиктом в Монте-Кассино около 529 года. Его поощрял Карл Великий , когда в позднем средневековье по всей Европе было основано все больше монастырей. Наиболее влиятельными орденами в тот период были бенедиктинцы , клюниаки , основанные в Клюни в 910 году, а затем цистерцианцы, основанные в 1098 году. Бернар Клервоский вступил в цистерцианский орден в 1113 году и, будучи его лидером, основал более пятисот строгих монастырей. дизайн и часто в отдаленных местах. [ 16 ]

Каролингский план Святого Галла, датируемый началом 9 века, представляет собой подробный проект аббатской церкви и сопровождающих ее монастырских построек, старейший подобный архитектурный план, существовавший со времен Римской империи. На нем изображено идеализированное расположение с отдельными кельями для монахов, мастерскими, удобствами, садами, конюшнями и школой. Он представляет собой жизненное пространство для полностью самодостаточного сообщества. [ 17 ] Естественные ограничения, такие как строительная площадка, непосредственная близость городских зданий и нехватка средств, означали, что на практике в романский период было построено немного монастырей с такой щедростью. С 10-го века великое аббатство Клюни установило стандарты строительства и удобств, которым должны были подражать другие.

Сохранившиеся хозяйственные и хозяйственные постройки монастырских комплексов в целом отличаются от сохранившихся жилищ простых мирян качеством как строения, так и деталей. Несмотря на то, что монастырские здания были построены для совместной жизни, обетованной бедностью и простотой, они, как правило, прочно построены и прекрасно отделаны, со сводчатыми потолками, лепниной, колоннами и резьбой, которые напрямую связаны с формами, встречающимися в монастырских церквях, в то время как монастыри, которые образовывали Ядром монашеской жизни часто являются шедевры романского строительства, стиля и орнамента.

Типы зданий

[ редактировать ]

Вообще, главным жилым и рабочим помещением любого монастыря были клуатры — четыре аркадных перехода, окружавших внутренний двор и располагавшихся, по возможности, примыкающих к южной (самой солнечной) стороне церкви и на ее стороне. [ 18 ] Аркады на уровне земли были рабочим и общим жилым пространством монахов, в них находились кабинки для учебы и письма, а часто вдоль одного ряда - «туалет», где монахи могли мыть руки и лица перед едой. Над аркадами располагались длинные общежития, где спали монахи. Там, где такие здания еще существуют с романского периода, они построены из камня, хотя в большинстве ранних монастырей они, вероятно, были деревянными. Монастырские здания со временем становились все более удобными и прочными: камень заменял дерево, открытые аркады застеклялись от ветра, а открытые общежития оснащались деревянными ширмами для тепла и уединения. [ 18 ]

Несколько зданий окружали монастырь и примыкали к нему. Дом капитула был самым важным как место собраний руководящего органа аббатства. Обычно он выступал с восточной стороны монастыря и мог иметь рядом с ним узкий проход или «спуск», который вел к могильнику недалеко от восточного конца церкви. [ 18 ]

Также за аркадой монастыря находилась фабрика или «согревающая комната», где зимой горел огонь. Обычно он располагался под частью общежития. Лестница часто спускалась из общежития прямо в трансепт церкви и использовалась монахами в ночное время. Из общежития выступал «несессариум» или туалетный блок со сливом, проходящим под туалетами. [ 18 ] Важным зданием, от которого сохранилось несколько экземпляров, была трапезная или столовая. К трапезной примыкали монастырские кухни, причем их близость к монастырю определялась тем, готовили ли еду братия монастыря или миряне. [ 19 ]

Отдельно от монастыря располагался лазарет для лечения больных, где могли заботиться о пожилых немощных членах монашеской общины. Обычно это был большой зал, но мог представлять собой целый отдельный комплекс с собственной часовней, кухней и двором. К лазарету часто пристраивалась отдельная столовая, известная как «мизерикорд», чтобы больные и немощные пожилые братья могли есть красное мясо, что не разрешалось в трапезной. [ 19 ]

На ранних этапах основания монастырей ожидалось, что настоятель или настоятель будет жить в общежитии в общении с другими монахами. Поскольку роль аббата все больше становилась ролью бизнес-менеджера и предпринимателя, от этого скромного образа жизни отказались, и за пределами монастыря были построены отдельные дома. [ 19 ] Другие постройки, обычно встречающиеся на территории монастыря, включают пекарни, пивоварни, зернохранилища, колодцы, кузницы, сараи и голубятни. [ 20 ] Гостевые дома часто строились для путешественников, а богадельни – для заботы о бедных. Школы были также обнаружены при монастырях. Во многих монастырях были сторожки, где жили миряне и охраняли монастырскую территорию. [ 20 ]

Монастырские комплексы часто развивались на протяжении нескольких столетий, при этом здания разных дат примыкали друг к другу, а отдельные здания расширялись и изменялись в более поздние архитектурные периоды. Если не считать церквей (о которых речь пойдет в отдельной статье), крупные романские постройки встречаются редко, даже в контексте древних монастырей. Тем не менее, существует ряд прекрасных примеров, разбросанных по всей Европе, например, аббатство Сенанк , освященное в 1178 году, являющееся редким уцелевшим памятником, сохранившим в неприкосновенности многие из своих оригинальных романских зданий, в том числе церковь, монастырь, общежитие, кафетерий и дом капитула. Монастырь Сен -Мартен-дю-Канигу , основанный в 1005 году, также сохранил свой первоначальный вид и некоторые первоначальные бытовые постройки, хотя и пострадал как от землетрясения, так и от чрезмерно усердной реставрации. [ 21 ] В Маульбронне в Германии средневековый монастырь остался практически нетронутым, но, как правило, здания различаются по дате, самые ранние из которых были романскими и датируются концом XII века. [ 16 ] Аббатство Фонтене сохранило ряд важных зданий, включая общежитие монахов, зал монахов, скрипторий и большую кузницу .

В Лорше в Германии и в Бери-Сент-Эдмундсе в Англии сохранились две впечатляющие сторожки, выполненные в совершенно разных стилях. Сторожка аббатства Лорш вела в комплекс, форму которого теперь можно определить только с помощью археологии. Сама сторожка датируется 774 годом и сочетает в себе ряд черт классической античности, таких как коринфские колонны и мотив триумфальной арки , с североевропейским народным языком в триангуляции «арок» верхнего этажа и крутой скатной крыши, а также византийский орнамент в полихромное оформление поверхности. [ 17 ] Норманнская башня в Бери-Сент-Эдмундс была построена аббатом Ансельмом во второй четверти XI века как главный вход в монастырь из города. [ 22 ] Он возвышается в четыре яруса разной высоты, с одним арочным порталом и группами из трех проемов различного дизайна на верхних уровнях, между приплюснутыми угловыми контрфорсами.

Романские монастыри сохранились во многих древних монастырях, особенно во Франции , Испании и Италии. Они варьируются от простых конструкций с деревянными ферменными крышами или паховыми сводами и аркадами, поддерживаемыми прочными опорами, как в соборе Святого Михаила в Хильдесхайме, до элегантных ребристых сводов и аркад, заполненных узором из пластин, как в соборе Таррагоны в Испании, и опирающихся на высокие опоры. украшенные парные колонны с фигурными капителями, как в Сен-Пьере , Муассаке, Франция и Сен-Джон Латерано , Рим. В монастырях иногда сохраняется верхняя аркада, которая давала доступ к общежитиям или кельям, как в соборе Святого Леонса и монастыре Санто-Доминго-де-Силос в Бургосе .

Из различных комнат, примыкающих к монастырям, те, что находились на первом этаже, часто имели паховые или ребристые своды, подобные тем, что были найдены в скриптории в Фонтене. Там, где сохранились большие здания, такие как кузница в Фонтене, они имеют форму амбарных залов с приплюснутыми контрфорсами и маленькими закругленными окнами.

В монастырях часто был колодец. В монастыре Унсер Либен Фрауэн в Магдебурге, Германия, есть тщательно продуманный колодец, а разрушенный образец существует в аббатстве Меллифонт.

Укрепленные здания

[ редактировать ]

Замок в подавляющем большинстве представляет собой тот тип домашней архитектуры, для которого сохранилось наибольшее количество образцов в романском стиле. Также существует ряд жилых построек, связанных с монастырскими кварталами, дворцами, общественными зданиями и таунхаусами.

Замки развивались из деревянных частоколов , построенных для защиты, или из холмов , где земляной холм, обычно искусственный, был увенчан высокой деревянной конструкцией и часто окружен рвами. Эта последняя система защиты получила дальнейшее развитие с добавлением внешних частоколов, окружающих внутренний двор , в котором были построены жилые постройки. [ 23 ] Примерно с 1000 года деревянное здание на мотте было заменено донжоном ( каменной крепостью ), самая ранняя из которых, как полагают, находилась в Дуэ-ла-Фонтен , Мэн и Луара , Франция, и была построена примерно в 950 году. [ 24 ]

Судя по размеру проемов в нижних этажах, самые ранние высокие каменные здания, по-видимому, служили в основном жилыми домами. Однако по мере необходимости у них развивалось все большее количество защитных функций. Многие такие замки должны были быть построены норманнскими захватчиками Англии. Хотя некоторые крепости XII века, такие как замки Удан и Провен во Франции, имели круглый или многоугольный план, в Англии преобладали квадратные крепости. Примеры квадратных крепостей включают Белую башню ( Лондонский Тауэр ), замок Хедингем в Эссексе и замок Рочестер в Кенте. [ 25 ] После 1150 года появилось большее количество многоугольных крепостей, которые было труднее добыть. Примеры включают замки Виндзорский замок , Конисборо и Орфорд . [ 26 ]

Эти замки прямоугольного плана представляют собой залы , основной целью которых является жилище правителя, причем зал является главной жилой комнатой, обычно находящейся на первом этаже. [ 26 ] В некоторых таких крепостях на уровне подвала есть колонны, поддерживающие свод. Полы над ним деревянные, поддерживаемые длинными деревянными балками, которых в то время можно было добыть в лесу в большом количестве. В такой большой крепости, как Рочестер, основные помещения могли быть разделены каменной стеной или ярусом аркад, возвышающихся на несколько этажей. Многие замки имели по углам выступающие башенки с винтовыми лестницами, а в толстых стенах верхних этажей были проходы. В Рочестере сохранился камин, встроенный в стену внутри украшенной арки. Верхние этажи романских крепостей иногда имеют отдельные окна, обозначающие личные комнаты лорда и леди. Также может быть часовня; например, в Белой башне лондонского Тауэра находится часовня Святого Иоанна , расположенная в угловой башне.

В горных регионах замки часто принимают весьма неправильную форму, по-разному адаптируя план к месту. Замки часто строились на протяжении веков и обычно имели дополнительные окружающие стены. Между 1072 и 1080 годами Санчо III Наваррский (Великий) построил замок Лоарра на высоком скалистом хребте в предгорьях Пиренеев в качестве обязательства перед Реконкистой . В 13 веке замок был дополнительно укреплён внешней стеной с десятью башнями. Несмотря на строгий внешний вид, замок Лоарр имеет жилые помещения сравнительного комфорта и часовню, украшенную прекрасной резьбой. [ 27 ]

Обнесенные стеной замки и дворцы

[ редактировать ]

Другие замки, начатые в 11 веке, были построены на возвышенностях, которые использовали крутые склоны для защиты, а не на рвах. Центральная башня стала последним защитным слоем замка. [ 28 ] в то время как основные жилые помещения были построены у стен по периметру, что давало достаточно места для различных функций. Замок Конисборо является английским примером: ракушка продолжает возвышаться над более ранним моттом, а стена со встроенными в нее жилыми и служебными помещениями окружает внутренний двор. Руины внутри дворца показывают остатки большого зала с центральным камином, кухни и двухэтажного жилого дома с прилегающими уборными. В самой крепости есть комната для лорда с камином с капюшоном, а в толстой внешней стене крепости была встроена небольшая сводчатая часовня. [ 5 ] Замок Ладлоу , в Шропшире строительство которого началось в 11 веке, в нем проживало несколько членов королевской семьи Тюдоров, и его укрепления и жилые помещения улучшались в течение нескольких столетий.

Замок Гогенштауфенов Святого Ульриха в Рибовилле , Эльзас , и замок Трифель в Анвайлере являются примерами замков этого типа с комфортабельными жилыми помещениями. [ 5 ] Замок Мюнценберг примечателен тем, что имеет две высокие крепости. Он имеет две окружающие стены, а в стену верхней палаты встроен богато украшенный дворец с галереями многомиллионных окон, выходящих на долину.

Другие менее укрепленные жилища, такие как дворцы Кайзерверта , Гельнхаузена , Ландсберга и Гослара , были построены на более доступных участках и регулярно использовались императорским двором или чиновниками. У них есть большие залы, атриумы, балконы с колоннами и дворы, окруженные аркадами, похожие на монастырские клуатры. Эти комплексы, сохранившиеся без чрезмерно усердной романтической реставрации XIX века, наблюдаемой в Госларе, представляют собой здания большой архитектурной изысканности. [ 5 ]

Многие городские стены, монастырские территории и дворцы имели сторожки с караульной комнатой или жилыми помещениями над большой аркой. Одними из самых ранних являются ворота Лоршского аббатства, нижняя часть которых имеет три проема, напоминающие римскую триумфальную арку, а верхняя часть из полихромного кирпича имеет детализацию, напоминающую фахверковый дом, эффект усиливается большим круто скатным фасадом. шиферная крыша. [ 29 ] Напротив, сторожка аббатства Бери-Сент-Эдмундс напоминает церковную башню. В стенах итальянских городов установлено множество романских ворот. Они всегда имеют прекрасную каменную кладку и зубчатые стены, но в остальном лишены украшений.

Жилые постройки

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

В Европе сохранилось немного домов романского периода. [ 30 ] Одна из причин заключается в том, что многие из них были построены из дерева или фахверка. К этому периоду было показано несколько фахверковых домов в Германии в Эсслингене, Бад-Вимпфене и Швебиш-Халле. [ 31 ] Дома, которые до сих пор стоят, в основном каменные, как дом в Бад-Мюнстерайфеле в Германии, дома в Линкольншире , Англия, и дома в деревне Сен-Гильем-ле-Дезер, Лангедок-Руссильон , Франция.

Одним из простейших типов романского дома был «длинный дом». Обычно они строились из дерева и соломы, были одноэтажными и вмещали как семью, так и домашний скот. В длинном доме с обеих сторон были двери, образующие проход, отделяющий жилые помещения семьи от жилищ животных. В гостиной был центральный очаг с дымовыми отверстиями на фронтоне. сохранился длинный каменный дом такого плана. В Бад-Кёзене , Германия, [ 10 ]

В солидном каменном романском доме, таком как романская крепость-крепость, основное жилое пространство обычно располагалось на первом этаже, возвышающемся над подземным этажом. Этот подвал может иметь две формы: либо закрытый подвал, похожий на подвал, либо открытую лоджию. Он может служить складом, конюшней или коммерческими целями, в зависимости от местоположения и владельцев дома. Такое расположение очевидно в особняке в Бутби-Пагнелле и Гильдии Святой Марии в Линкольншире, Англия. [ 32 ]

Жилое пространство на первом этаже в более простых домах представляло собой одну комнату, куда можно было попасть по внешней лестнице из камня или дерева. Ранние дома могли иметь открытый каменный очаг и дымовое отверстие в крыше. Интерьеры домов складывались с отдельными камерами и перегородками из камня или дерева. В дополнительные комнаты можно попасть из внешней деревянной галереи, консольной из отверстий и карнизов вдоль стен, как это видно из дома 13-го века в Порече , Хорватия .

Дверные проемы могли иметь каменную или деревянную перемычку, но часто были арочными, а в более красивых домах вокруг дверей были лепные украшения, декоративная резьба и, возможно, колоннеты и резные капители. Распространенная форма дверного проема в Италии имела фигурные карнизы, выступающие внутрь и поддерживающие каменную фрамугу, над которой возвышалась открытая арка. Эта форма продолжилась и в готический период и превратилась в фрамугу. Самые простые окна были узкими и закругленными. Окна в важные помещения часто представляли собой парные арочные проемы, разделенные колоннетой или импостом . В некоторых домах есть парные стоечные окна, расположенные под перемычками, а не под арками, в то время как во Франции есть ряд домов, в которых есть ряды окон с квадратными верхушками, разделенных стойками и опорами, расположенных в рамках горизонтального ряда и образующих галерею.

Городские дома и дома-башни

[ редактировать ]

Дома, построенные в средневековых городах, были ограничены в пространстве, часто из-за того, что город был окружен стенами. В ответ на это дома в городах обычно были многоэтажными. Самые простые из этих зданий были чрезвычайно тесными: на каждом этаже было всего по одной комнате, куда можно было попасть только по крутой лестничной лестнице. В некоторых случаях наружные лестницы выходили на деревянные балконы, обслуживавшие верхние этажи целого ряда высоких узких домов, о чем свидетельствуют ряды отверстий и опорных кронштейнов, встречающиеся в стенах многих итальянских средневековых зданий. Точно так же небольшие внутренние дворы, обеспечивавшие свет и воздух, были общественными пространствами для окружающих зданий. [ 3 ] Также предусмотрели сбор дождевой воды. Узкие многоэтажные дома романского периода сохранились в ряде городов, причем наибольшее их количество встречается в Италии, где они обычно построены из камня или кирпича и часто в более позднее время расширялись или их романские проемы были изменены. что делает их неотличимыми от построек более позднего средневековья. Дом Данте, который, как полагают, был домом Данте Алигьери во Флоренции, является хорошим сохранившимся примером. В Германии Баумбургская башня в Регенсбурге представляет собой элегантный образец конца XIII века, демонстрирующий переходные элементы между романским и готическим стилем в ее декоративных оконных проемах, которые различаются на каждом этаже и контрастируют с гладко оштукатуренными стенами. Другой дом в Кардене имеет схожие черты, но по форме сочетает в себе дом-башню и зал. Крайние высотные городские дома можно найти в Сан-Джиминьяно , Павии и Болонье, где семьи соперничали друг с другом в строительстве очень высоких домов-башен. В Болонье сохранились только Торре Гаризенда (1100 г.), высотой 130 футов и Торре Азинелли (1109 г.), высотой 225 футов, в Павия , многие из которых в наше время понизились в высоту, [ 33 ] в то время как небольшой окруженный стеной городок Сан-Джиминьяно на холме содержит четырнадцать башен и пни еще многих, когда-то ощетинившихся ими. [ 34 ] Было высказано предположение, что высокие дома в этом городе служили практической цели: подвешивать рулоны ткани для сушки в тени, а не на солнце. [ 35 ]

Таунхаусы

[ редактировать ]

Во Франции есть ряд мест, где сохранились группы романских домов. Группа существует в деревне Сен-Гильем-ле-Дезер, недалеко от древнего монастыря. их значительное количество В Клюни , в том числе экземпляры с оштукатуренными деревянными каркасами. Лучший романский таунхаус находится в Сен-Антонен-Нобль-Валь, Тарн-и-Гаронна , Франция, построенный семьей Гранолье в начале 12 века. Этот солидный трехэтажный дом выходит на широкую улицу, с одной стороны подкреплен выступающей колокольней с типичными парными стоечными окнами. Первый этаж представляет собой открытую лоджию с аркадой на простенках. На втором этаже находится длинное окно или углубленная галерея с изящными колоннетами, обрамленными двумя непрерывными горизонтальными карнизами. На верхнем этаже расположен ряд трехстворчатых окон. [ 36 ]

В Италии значимым зданием того времени является Ректорский дворец XII или XIII веков в Сан-Джиминьяно. Это скромное по размеру здание, выходящее на площадь, имеет симметричный фасад, низкий фронтон, сохраняющий вид классического фронтона, и портал с полукруглой аркой, поднятой над широкой перемычкой, опирающейся на карнизы, что является общей чертой средневековая итальянская домашняя архитектура, а также Дом Данте. [ 37 ] В этом доме есть дверной проем, также с аркой и перемычкой, между двумя многоточечными окнами верхнего этажа, которые когда-то выходили на балкон, подобный тому, который был отреставрирован в доме 13-го века в Порече в Истрии, Хорватия .

Дом в Порече олицетворяет характер немногих каменных домов, сохранившихся от этого периода, поскольку основные жилые помещения находились на первом этаже, возвышающемся над подвалом или «подземным этажом», и доступ к ним осуществлялся по внешней каменной лестнице. У дома в Порече есть еще одна особенность, которую можно увидеть и в Англии: внешний дымоход выступает из верхнего этажа прямо над дверным проемом.

На метко названной Крутой улице, ведущей к Линкольнскому собору (когда-то это была великая норманнская церковь, но почти полностью перестроенная в готическом стиле), расположены два купеческих дома, известные как «Дом еврея» и «Дом еврея Аарона» (ок. .1170). Оба дома были сильно переделаны и оснащены створчатыми окнами и витринами, но в обоих сохранились дверные проемы, и в обоих изначально был камин в верхней комнате прямо над ним, с арками, поддерживающими дымоход и обрамляющими дверь. Детали лепных украшений арок над дверями и верхними окнами отличаются тонким мастерством. [ 38 ] [ 39 ]

(Castello Cini) отреставрирован комплекс средневековых построек, В Италии в замке Монселице включающий дома 11, 12 и 13 веков. Самый старый, известный как Casa Romanica, имеет две большие арки, образующие лоджию на первом этаже, над которой возвышается простой фасад, нарушенный лишь небольшими окнами и выступающим дымоходом. Лоджия ведет в большую кухню с грубоотесанными деревянными колоннами, стоящими на каменных основаниях и распределяющими вес широких балок верхнего этажа на выступающие горизонтальные кронштейны. На верхнем этаже есть «большой зал» и небольшая комната над лоджией с паховым сводом. «Кастеллетто» 12-го века и Башня Эццолино 13-го века сохранили романские черты, причем последняя была построена из кирпича и имела более богато украшенные детали, такие как парные стоечные окна на верхнем этаже. [ 40 ]

Торговые дворцы и коммерческие здания

[ редактировать ]

Торговые дворцы, по сути, представляют собой городские здания, изначально скромных размеров, но увеличившиеся в размерах к 13 веку, где жили и вели свой бизнес богатые торговые семьи. В Венеции сохранилось несколько таких зданий с открытыми подвальными лоджиями, тянущимися вдоль главного водного пути, Большого канала , и основными комнатами фортепианного дворянства, выходящими на аркадный балкон с видом. Круглые арки часто ходульные. [ 41 ] а проемы на верхних этажах сгруппированы по узорам, причем проемы по бокам отличаются от группы в центре. Детали обработаны с легкостью и деликатностью, что типично для венецианской средневековой архитектуры. Хотя постройки выполнены из кирпича, излюбленным материалом для архитектурного оформления был мрамор, на котором искусно вырезаны замысловатые детали или уложен на поверхность в виде узорчатой ​​фанеры. Как и базилика Святого Марка , архитектура домов демонстрирует византийское влияние. К ним относятся Ка'Фарсетти , Ка'да Мосто , Ка'Лоредан и Фондако деи Турки .

Фондако дей Турки был построен как частный дворец для богатой семьи Пезаро и, как и другие палаццо вдоль Большого канала, был спроектирован для облегчения бизнеса, с его длинной аркадой, протянувшейся вдоль главного водного пути. Это было одно из самых впечатляющих зданий Венеции в период позднего Средневековья, которое использовалось Сенатом для размещения высокопоставленных гостей. Позже он был сдан в аренду турецким торговцам, отсюда и его название. [ 42 ] Хотя здание было тщательно отреставрировано в XIX веке, оно демонстрирует типичные черты венецианского романского стиля: ходули аркад с закругленными вершинами, павильоны на каждом конце здания, верхняя галерея, зубцы и патера , мраморные круглые или лиственные орнаменты, нанесенные на наружные стены. [ 43 ]

Североевропейскую версию купеческого дома можно увидеть в Оверстольценхаусе в Кельне с шестиэтажными окнами и фронтонами с ступенчатыми ступенями. В то время как открытые лоджии домов использовались для торговли, а лоджии ратуш широко использовались для рынков, другие коммерческие здания были специально построены, иногда городскими властями, для облегчения торговли, и это важный пример сохранившегося коммерческого здания. Здание Korenstapelhuis (англ. Old Corn Warehouse ) в Генте, Бельгия, расположено недалеко от набережной и имеет широкий фасад с двумя рядами отверстий для облегчения обработки и укладки мешков с зерном.

Гражданские здания

[ редактировать ]

В Италии ряд важных романских гражданских зданий остался практически нетронутым и продолжает использоваться. Для итальянской средневековой архитектуры характерно отсутствие четкого разрыва между романским и готическим стилями. Крестовые своды, закругленные арки, парные окна, горизонтальные ряды и другие подобные элементы продолжали использоваться с 11 по начало 15 века. [ 44 ] Часто в светской архитектуре только форма оконных глав указывает на дату конца 13 или 14 века, а не 12 или начала 13 века. Многие из лучших романских зданий Италии, такие как Палаццо делла Раджоне в Мантуе (начато в 1250 году), были построены через много лет после того, как готический стиль уже утвердился.

Открытая лоджия на первом этаже, которая встречается в некоторых романских таунхаусах, также встречается в Италии во многих зданиях, которые служили гражданским или коммунальным целям. городах Мантуя, Милан и Падуя Палаццо делла Раджоне («место разума»), а в Комо и Павии Бролетто В служил ратушей и центром местного самоуправления. Эти здания простирали свои огромные фасады на большие городские площади, которые контрастировали с тесными средневековыми жилыми помещениями большинства горожан. Лоджия служила крытым общим пространством, а в Падуе была расширена и образовала главный рынок города. Палаццо в Милане, также известный как Бролетто Нуово («Новое здание суда»), представляет собой строение из красного кирпича с каменными опорами и оштукатуренным верхним этажом. Оконные арки полихромны в итальянском стиле. [ 3 ] Бролетто в Комо облицовано полихромным мрамором.

В тосканском горном городе Масса Мариттима есть два романских гражданских здания, которые символизируют характер средневековой архитектуры Тосканы в отличие от архитектуры севера. Палаццо дель Подеста и Палаццо дель Комуне Масса Мариттима представляют собой тип романского гражданского здания, которое продолжилось в готическом стиле в других горных городах, таких как Вольтерра , и достигло своего величайшего выражения в конце 13-го века в Барджелло и в начале 14-го века в Палаццо Веккьо . Флоренции и Публичный дворец Сиены.

романское возрождение

[ редактировать ]

В 19 веке, когда в моде была архитектура готического возрождения , здания иногда проектировались в романском стиле. Существует ряд церквей в стиле романского возрождения, построенных еще в 1830-х годах и продолжающихся до 20-го века, где массивное и «брутальное» качество романского стиля было оценено по достоинству и построено из кирпича. С другой стороны, Музей естественной истории в Лондоне, спроектированный Альфредом Уотерхаусом в 1879 году, представляет собой здание в стиле романского возрождения, в котором в полной мере используется декоративный потенциал романских аркад и архитектурной скульптуры. Романский внешний вид был достигнут путем свободной адаптации общего стиля к функции здания. Колонны фойе, например, создают впечатление резного геометрического рисунка, похожего на орнамент Даремского собора. Однако источниками врезанных узоров являются стволы пальм, саговников и тропических древовидных папоротников. Животные мотивы, которых много, включают редкие и экзотические виды.

Типом современных зданий, для которых чаще всего применялся романский стиль, были склады, где желательными чертами были отсутствие больших окон и видимость большой прочности и устойчивости. Эти здания, как правило, кирпичные, часто имеют плоские контрфорсы, переходящие в широкие арки на верхних уровнях, наподобие некоторых итальянских романских фасадов. Этот стиль был адаптирован для коммерческих зданий, открывая пространства между арками в большие окна, кирпичные стены превращались в оболочку здания, которое по сути представляло собой современную конструкцию со стальным каркасом. Архитектор Генри Хобсон Ричардсон дал свое имя этому стилю. Ричардсоновский романский стиль . Хорошими примерами этого стиля являются магазин Marshall Fields в Чикаго, построенный Х.Ричардсоном в 1885 году, и свинцовый завод Chadwick Lead Works в Бостоне , США, построенный Уильямом Престоном в 1887 году. Этот стиль также пригоден для строительства суконных фабрик, сталелитейных заводов и электростанций. [ 1 ] [ 45 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Баннистер Флетчер, История архитектуры на основе сравнительного метода .
  2. ^ Перейти обратно: а б Хелен Гарднер, Искусство сквозь века .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Рольф Томан, стр. 114–117
  4. ^ Копплстоун, стр. 188–89.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Рольф Томан, стр. 70–73
  6. ^ Рольф Томан, стр. 18, 177, 188
  7. ^ Холмс, стр. 130–148.
  8. ^ Банистер Флетчер, с. 308
  9. ^ Гарднер, с. 302
  10. ^ Перейти обратно: а б с Моффетт, Фацио, Вудхаус, стр. 263–264.
  11. ^ Банистер Флетчер, с. 303-04
  12. ^ Рене Хью, стр.263
  13. ^ Банистер Флетчер, с. 310
  14. ^ Додуэлл, 268
  15. ^ Додуэлл, 11–15.
  16. ^ Перейти обратно: а б Томан, с. 68–69
  17. ^ Перейти обратно: а б Они берут пп. 33–35
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Кроссли, стр. 67–71.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Кроссли, стр. 71–75.
  20. ^ Перейти обратно: а б Кроссли, стр. 76–77.
  21. ^ Ричард Рид, стр. 110.
  22. ^ Общество прошлого и настоящего Бери-Сент-Эдмундса, Норманнская башня , (дата обращения: 10 августа 2011 г.)
  23. ^ Банистер Флетчер, с. 437
  24. ^ Рольф Томан, стр. 499–451
  25. ^ Томан, стр.174
  26. ^ Перейти обратно: а б Банистер Флетчер, стр.438
  27. ^ Томан, с. 192
  28. ^ Копплстоун
  29. ^ Томан, с. 34
  30. ^ Банистер Флетчер, стр. 347.
  31. ^ Рольф Томан, с. 72
  32. ^ Банистер Флетчер, с. 447
  33. ^ «Старые башни Павии» . Павия и окрестности . Проверено 21 августа 2022 г.
  34. ^ Банистер Флетчер, стр.323
  35. ^ Моффетт, Фацио и Вудхауз, стр. 264
  36. ^ Томан, стр.177
  37. ^ Розелла Вантаджи, Сан-Джиминьяно, Город прекрасных башен , Plurigraf, (1979)
  38. ^ Английское наследие, Дом еврея Аарона , Отчет о национальных памятниках. (дата обращения: 07.07.2011)
  39. ^ Английское наследие, Еврейский дом , Отчет о национальных памятниках. (дата обращения: 07.07.2011)
  40. Замок Монселице (дата обращения: 14 июля 2011 г.)
  41. ^ Банистер Флетчер, стр. 324.
  42. ^ Камински, с. 40
  43. ^ Камински, стр. 564.
  44. ^ Банистер Флетчер, стр. 598–633.
  45. ^ Николаус Певснер, Очерк европейской архитектуры

Библиография

[ редактировать ]
  • В. И. Атрошенко и Джудит Коллинз, «Происхождение романского стиля» , Лунд Хамфрис, Лондон, 1985, ISBN   0-85331-487-X
  • Джон Беквит, Искусство раннего средневековья , Темза и Гудзон (1964)
  • Р. Аллен Браун, Замки: история и путеводитель , New Orchard Editions, (1985) ISBN   1-85079-013-2
  • Тревин Копплстоун, Мировая архитектура, иллюстрированная история , Пол Хэмлин, (1963)
  • Ф. Х. Кроссли, исправленная версия, Брайан Литтл, Английское аббатство , Бэтсфорд, Лондон (1962)
  • Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN   0300064934
  • Банистер Флетчер , История архитектуры на основе сравнительного метода (2001). Elsevier Наука и технологии. ISBN   0-7506-2267-9 .
  • Хелен Гарднер ; Фред С. Кляйнер, Кристин Дж. Мамия, Искусство Гарднера сквозь века . Томсон Уодсворт (2004) ISBN   0-15-505090-7 .
  • Джордж Холмс, редактор «Оксфордской иллюстрированной истории средневековой Европы» , Oxford University Press, (1992) ISBN   0-19-820073-0
  • Рене Юиг, Энциклопедия византийского и средневекового искусства Ларусса , Пол Хэмлин, (1958)
  • Пол Джонсон, Национальная трастовая книга британских замков , Вайденфельд и Николсон, (1978) ISBN   0-297-77439-5
  • Марион Камински, Искусство и архитектура Венеции , Кенеманн, (1999) ISBN   3-8290-2667-6
  • Питер Кидсон, Средневековый мир , Пол Хэмлин, (1967)
  • Мэриан Моффетт, Майкл Фацио, Лоуренс Вудхаус, Всемирная история архитектуры , издательство Lawrence King Publishing, (2003), ISBN   1-85669-353-8 .
  • Николаус Певснер , Очерк европейской архитектуры . Книги о пеликанах (1964)
  • Рольф Томан, Романский стиль: архитектура, скульптура, живопись , Кенеманн, (1997), ISBN   3-89508-447-6
  • Розелла Вантаджи, Сан-Джиминьяно, Город изящных башен , Плюриграф, (1979)

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e77ee612724edda86c50587a097a6c63__1722246780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/63/e77ee612724edda86c50587a097a6c63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanesque secular and domestic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)