Косматеск
Косматеск , или Космати , — это стиль геометрической декоративной инкрустации камня, типичный для архитектуры средневековой Италии , и особенно Рима и его окрестностей. Наиболее широко он использовался для украшения церковных полов, но также использовался для украшения церковных стен, кафедр и епископских тронов . Название происходит от Cosmati , ведущей семейной мастерской мастеров в Риме, которая создавала такие геометрические мраморные украшения.
Этот стиль распространился по Европе, где его использовали в самых престижных церквях; например, главный алтарь Вестминстерского аббатства украшен мраморным полом в стиле Космате. [1] [2]
Описание и ранняя история
[ редактировать ]Стиль Косматеск получил свое название от семьи Космати , которая процветала в Риме в двенадцатом и тринадцатом веках и практиковала искусство мозаики. Особенность работы Космати состоит в том, что она состоит из стеклянной мозаики в сочетании с мрамором. Иногда его инкрустируют на беломраморных наличниках дверей, на фризах монастырей , колонн на каннелюрах и на могильных памятниках. Опять же, он обрамляет панели из порфира или мрамора на кафедрах, епископских стульях , ширмах и т. д. или сам используется в качестве панели. Цвет блестящий, золотые мозаики свободно используются . Хотя в Риме оно встречается чаще, чем где-либо еще в Италии, его использование не ограничивается этим городом. Среди других мест он находится в Палатинской капелле в Палермо . Какова именно его связь с южным искусством Сицилии, еще предстоит определить. [3]
Хотя Космати из Рима XII века являются одноименными мастерами этого стиля, они, похоже, не были первыми, кто развил это искусство. Подобный стиль можно увидеть на тротуаре бенедиктинского аббатства Монте -Кассино (1066–1071), построенного с использованием рабочих из Константинополя , что делает вероятным, что на геометрический стиль сильно повлияли византийские напольные мозаики . Однако эта техника отличается тем, что полы Cosmati сделаны из камня различных форм и размеров, что сильно отличается от мозаики opus tessellatum , в которой узоры состоят из небольших блоков одинакового размера и формы. Камень, используемый художниками Космати, часто представлял собой спасенный материал (ср. переработка ) из руин древнеримских зданий, причем большие медальоны представляли собой тщательно вырезанные поперечные сечения римских колонн . [4]
Согласно Католической энциклопедии , этот стиль инкрустированной декоративной мозаики был «внедрён в декоративное искусство Европы в двенадцатом веке мастером по мрамору по имени Лаврентий [также известный как «Лоренцо Космати». [5] ], уроженец Ананьи, небольшого горного городка в шестидесяти километрах к востоку-юго-востоку от Рима. Лаврентий перенял свое ремесло у греческих мастеров и некоторое время следовал их методу работы, но в начале своей карьеры выработал оригинальный стиль. Освободившись от византийских традиций и влияний, стиль Лаврентия превратился в декоративную архитектурную мозаику, энергичную по цвету и дизайну, которую он использовал в сочетании с простыми или скульптурными мраморными поверхностями.
«Как правило, в качестве фона он использовал белый или светлый мрамор; он инкрустировал их квадратами, параллелограммами и кругами из более темного мрамора, порфира или змеевика , окружая их лентами мозаики, состоящей из цветных и позолоченных мозаик. Эти арлекинады он отделил одну от другой мраморной лепниной, резьбой и плоскими полосами и еще больше обогатил их мозаикой. Его самая ранняя зарегистрированная работа была выполнена для церкви в Фабьери в 1190 году, и самый ранний из существующих образцов можно увидеть в церкви. Ара Коэли в Риме. Он состоит из послания и евангельского амвона, стула, ширмы и тротуара.
«В большей части его работы ему помогал его сын Якобус, который был не только скульптором и мастером-мозаичистом, но и талантливым архитектором, о чем свидетельствуют архитектурные изменения, проведенные им в соборе Чивита Кастеллана , Это была работа, в которой принимали участие другие члены его семьи, и все они были последователями этого ремесла на протяжении четырех поколений. Те, кто достиг выдающихся успехов в своем искусстве, названы в следующем генеалогическом описании: Лаврентий (1140–1210). Якоб (1165–1234); Лука (1221–1240); Деодат (1225–1294); [6]
была вновь обнаружена вертикальная панель главного алтаря XII века, по всей видимости, периода крестоносцев , выполненная в так называемом косматеском стиле. Однако в храме Гроба Господня в Иерусалиме [7] который находился под властью крестоносцев только до 1187 года (а затем снова в течение 13 века).
Терминология
[ редактировать ]Косматическая работа также известна как opus alexandrinum . [8] Определения этого термина и различие между ним и opus sectile несколько различаются. Некоторые ограничивают opus alexandrinum типичными крупными узорами, особенно для полов, используя белые гильошированные узоры, заполненные кругляшками и полосами в цветных узорах с использованием небольших деталей. [9] Другие включают в себя любой геометрический рисунок, включая крупные детали, как на картинке из Сполето (справа) ниже, тогда как opus sectile также включает фигуративные рисунки, выполненные в той же технике.
Opus alexandrinum — еще одна форма opus sectile , где используются только несколько цветов, например белый и черный, темно-зеленый на красном фоне или наоборот. Этот термин особенно используется для обозначения разновидности геометрической мозаики, встречающейся в сочетании с большими плитами мрамора, часто используемой на тротуарах средневековых римских церквей и даже во времена Возрождения , как, например, на тротуарах Сикстинской капеллы и Станца делла Сеньятура .
Примеры в Риме
[ редактировать ]Среди церквей, оформленных в косматеском стиле в Риме, наиболее примечательны Санта-Мария-ин-Трастевере , Св. Иоанна Латеранского , Сан-Лоренцо за стенами , Сан-Саба , Сан-Паоло за стенами , -Мария-ин -Космедин , Санта-Мария-ин-Космедин . Санта-Мария-ин-Арачели, Санта Мария Маджоре , Сан-Кризогоно , [10] Сан-Клементе , Санта-Прасседе , Санта-Кроче-ин-Джерусалемме , а также Сикстинская капелла и Станца делла Сеньятура в Ватикане . За пределами Рима Тиволи , Субиако , Ананьи , Ферентино , Террачина и Тарквиния содержат замечательные косматские произведения. Также Космати построил новаторское оформление собора Чивита Кастеллана .
Галерея
[ редактировать ]- Косметическое украшение монастыря Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме.
- Деталь пола в косматесском центральном нефе базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме.
- Деталь пола в косматесском центральном нефе базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме.
- Фрагмент пола в косматесском стиле из церкви Санта-Мария-ин-Арачели , Рим.
- Две колонны с косматеским орнаментом в монастыре Сан-Паоло-фуори-ле-Мура , Рим.
- Деталь пола в косматесском базилике Санта-Мария-ин-Космедин .
- Деталь пола в стиле Косматес в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме , Рим.
- Пол в косматском стиле из церкви Сан-Бенедетто-ин-Писчинула , в районе Трастевере в Риме.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Маев Кеннеди, «Каменный ковер: обнаружен средневековый мозаичный тротуар» [1] , The Guardian , 5 мая 2008 г.
- ^ BBC - Культурное шоу - Тротуар Космати
- ^ Выдержка из биографического, исторического и описательного словаря архитектуры и строительства Рассела Стерджиса (1836–1909), опубликованного в 1901 году и не защищенного авторскими правами [2]
- ^ Палома Пахарес-Аюэла: Косматический орнамент , WW Norton, 2002, с. 255
- ^ Словарь архитектуры и строительства , стр.691 Космати.
- ^ Католическая энциклопедия , Мозаика Космати . [3]
- ↑ Штайнмейер, Натан, Древний алтарь из иерусалимской церкви Гроба Господня , информационный бюллетень Общества библейской археологии, 22 апреля 2022 г. По состоянию на 24 апреля 2022 г.
- ^ Палома Пахарес-Аюэла: Косматический орнамент , WW Norton, 2002, с. 30.
- ^ Фосетт, Джейн, Исторические этажи: их история и сохранение , Баттерворт-Хайнеманн, 1998, ISBN 0-7506-2765-4 , ISBN 978-0-7506-2765-8 , книги Google
- ^ Микела Чигола, Напольная мозаика в косматском стиле. Знаки, рисунки и символы в "Палладио" Новая серия VI года н. 11 июня 1993 г.; стр. 101–110.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мозаика Космати ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Косматический тротуар церкви Санта-Мария-ин-Космедин (с фотографиями)
- Тротуар Космати Вестминстерского аббатства
- в Британской энциклопедии Статья о творчестве Космати