Наумбургский собор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Наумбургский собор | |
---|---|
Собор Св. Питер и Пол | |
Наумбургский собор Святых Петра и Павла | |
![]() Юго-восточный вид на Наумбургский собор | |
51 ° 9'17 "N 11 ° 48'14" E / 51,15472 ° N 11,80389 ° E | |
Номинал | лютеранин |
Предыдущий номинал | Римско-католический |
Веб-сайт | naumburger-dom.de |
Архитектура | |
Стиль | Романский/Готический |
Новаторский | 1028 |
Завершенный | 1044 (посвящение) |
Администрация | |
Провинция | Евангелическая церковь в Центральной Германии |
епархия | Епископство Наумбург-Цайц (до 1615 г.) |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Ильза Юнкерманн |
Официальное название | Наумбургский собор |
Тип | Культурный |
Критерии | (я), (2) |
Назначен | 2018 |
Справочный номер. | 1470 |
Область | Западная Европа |
Наумбургский собор ( нем . Naumburger Dom St. Peter und St. Paul , произносится [ˈnaʊ̯mˌbʊʁɡɐ doːm] ), расположенный в Наумбурге , Германия, — бывший кафедральный собор епископства Наумбург-Цайц . Здание церкви, большая часть которого датируется 13 веком, является известной достопримечательностью немецкого позднего романского стиля и в 2018 году было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 1 ] Западный хор со знаменитыми донорскими портретными статуями двенадцати основателей собора ( Stifterfiguren ) и Леттнера , работы Наумбургского мастера , является одним из наиболее значительных ранней готики памятников .
Церковь была построена при переезде епископской кафедры из Цейца в 1028 году рядом со старой приходской церковью. [ 2 ] Таким образом, это протособор бывшей католической епархии Наумбург-Цайц . С Реформацией Наумбург и его собор стали протестантскими. Наумбургский собор и по сей день остается протестантской приходской церковью.
Наумбургский собор является частью туристического маршрута «Романская дорога» в земле Саксония-Анхальт . С 1999 года «Наумбургский собор и пейзаж рек Заале и Унструт , важный владения в эпоху Высокого Средневековья». [ 3 ]
История
[ редактировать ]

Фон
[ редактировать ]История города Наумбург начинается на рубеже IX и X веков. Из-за отсутствия письменной документации подробности и точные даты неизвестны. Однако вполне вероятно, что маркграф (маркграф) Эккехард I Мейсенский и самый могущественный человек на восточной границе Священной Римской империи . основателем был [ 4 ] : 2
Он построил резиденцию на скале высотой примерно 25 метров (82 фута) над правым берегом реки Заале , недалеко от устья Унструта . Место для этого замка, получившего название Ньюебург , впоследствии ставшего «Наумбургом», было выбрано из-за его выгодной близости к пересечению множества оживленных торговых магистралей на исторической восточной границе Восточной Франции ( Королевство Германия ) с землями полабских славян , вошедших в состав Саксонского Восточного марша .
Эккехард был убит в 1002 году в аббатстве Пёльде на холмах Гарца , но похоронить его в Наумбурге пока не удалось, так как ни замок, ни прилегающий к нему монастырь еще не были достроены. Только после того, как это было выполнено, его сыновья, мейсенские маркграфы Герман и Эккехард II перевезли его тело и тела его предков в Георгенклостер в Наумбурге. [ 4 ] : 2
Сыновья Эккехарда основали небольшую приходскую церковь в западной части территории вокруг замка. Он был посвящен Деве Марии. [ 4 ] : 2, 8 и впервые упоминается в сохранившихся текстах хроники епископства Мерзебурга в 1021 году. В 1028 году, после некоторой поддержки со стороны двух братьев, они получили одобрение короля Конрада II и Папы Иоанна XIX на перенос епископской кафедры из Цейца в Наумбург на том основании, что Замок обеспечил бы большую защиту престолу, чем он мог бы получить в Цайце.
Раннероманский этап
[ редактировать ]Вскоре после одобрения переезда епископской кафедры, весной 1029 года, восточнее существующей приходской церкви было начато строительство раннероманского собора. В 1044 году, во время правления епископа Гунольда Мерзебургского, церковь была освящена и назначены покровителями Петра и Павла, перенятыми из Цейтцкого собора.
Эта церковь стояла на том же месте, где расположено сегодняшнее позднероманско-готическое здание, но она была меньшего размера. В ц. В 1160/70 году к зданию был пристроен склеп , единственное помещение первого собора, сохранившееся в нынешней структуре более или менее неизменным. [ 4 ] : 2–4
Позднероманский/готический этап
[ редактировать ]Перестройка собора началась около 1210 года. Из старого строения уцелел только склеп, потерявший апсиду , но был расширен на восток и запад, так что теперь он простирается не только под новым хором , но и под переходом . [ 4 ] : 4–6
Этот новый собор был построен при епископе Энгельхарде (1207-42). Однако в этой позднероманской форме он просуществовал недолго: к середине 13 века к нему был добавлен западный хор в стиле ранней готики, заменивший старую приходскую церковь. Вероятно, оно было завершено к 1260 году. Вскоре после этого западные башни были подняты на один этаж. Примерно в 1330 году был построен многоугольный восточный хор в стиле высокой готики, что потребовало разрушения романской апсиды. Дополнительные этажи были надстроены к западным башням в 14 и 15 веках. Драйкенигскапель была освящена в 1416 году . [ 4 ] : 6–9
В 1532 году пожар повредил собор, разрушив крыши. После этого были подняты восточные башни. Огонь также уничтожил трехнефный неф коллегиальной церкви, посвященной Марии, соседней с собором, от которой сегодня остался только хор. У коллегиальной церкви есть собственный монастырь, что объясняет временное присутствие двух из них: одного к югу от собора и одного к северу. Северный монастырь не сохранился, но до разрушения коллегиальной церкви служил домом для духовенства собора. [ 4 ] : 7–8
Реформация
[ редактировать ]В ходе Реформации в 1542 году он стал резиденцией первого немецкого протестантского епископа Николая фон Амсдорфа. После смерти его католического «антиепископа» Юлиуса фон Пфлюга в 1564 году католическая Наумбургская епархия находилась под управлением курфюрстов Саксония и окончательно распалась в 1615 году.
Позднее строительство
[ редактировать ]Медные крыши и фонари восточных башен были добавлены в 1713/4 и 1725/8. [ 4 ] : 7 Примерно в середине века интерьер был превращен в церковь в стиле барокко. Это было отменено «очисткой» 1874/8 года, направленной на восстановление собора до средневекового, то есть романского/готического вида, даже ценой замены предметов барокко новым искусством романского/готического возрождения. [ 4 ] : 42
В конце 19 века юго-западная башня была надстроена тремя псевдоготическими этажами. Тогда же к обеим западным башням были пристроены фронтоны и крыши. На месте бывшего нефа коллегиальной церкви было возведено псевдосредневековое здание, первоначально использовавшееся как спортивный зал соборной школы. Окончательно сторожка была построена только в 1940 году. [ 4 ] : 8–9
Описание
[ редактировать ]
Собор представляет собой трехнефную базилику с двумя хорами и парой башен на восточном и западном концах, обрамляющих хоры. Благодаря наличию хоров с обоих концов, вход в церковь осуществляется с боков. Главный вход находится с южной стороны, со стороны монастыря или ворот. Хоры отделены от нефа двумя перегородками . [ 4 ] : 10
Интерьерные произведения искусства
[ редактировать ]

Stifterfiguren (Мастер Наумбурга), вероятно , (фигуры-доноры) художника по имени Наумбургер Мейстер являются самым известным произведением искусства в соборе, и их часто называют самым известным произведением ранней готической скульптуры в Германии. Расположенные в западном хоре двенадцать скульптур в натуральную величину (восемь мужчин и четыре женщины) изображают дворян, которые были среди основателей собора. [ 5 ]
Считается, что скульптуры изображают следующих людей (с северо-востока на юго-восток):
- Граф Конрад Камбургский, племянник Эккехарда II и Германа I.
- Графиня Гепа (или Адельхайда фон Гернроде )
- Маркграфина Ута фон Балленштедт и маркграф Эккехард II Мейсенский (как пара)
- Граф Тимо Веттин , брат Конрада
- Граф Вильгельм Камбургский и Брена, племянник Тимо
- Граф Сиццо Шварцбургский, двоюродный брат Вильгельма
- Граф Дитмар
- Маркграфина Регелинда (Реглиндис), дочь Болеслава I Польского , и маркграфа Германа I Мейсенского , брата Эккехарда (как пара)
- Граф Дитрих Брена, племянник Тимо, и Гербург, его жена
Скульптуры были созданы в середине 13 века из грилленбургского песчаника . Десять фигур слиты со стенами, две стоят отдельно. Первоначально они были расписаны, но те остатки краски, которые видны сегодня, относятся к реставрационным работам 16-19 веков. [ 5 ]
Для ранних готических скульптур эти фигуры чрезвычайно реалистичны и демонстрируют большое количество отдельных деталей. Характер скульптур и само присутствие фигур мирян на таком видном месте в церкви делают их уникальными в европейской скульптуре XIII века. [ 5 ]
) того же художника На Вестлеттнере (западном ширме представлена скульптура « Страсти Христовы» . [ 6 ]
Вместе Вестлеттнер и основатели считаются «одним из самых важных произведений раннего готического искусства в Германии». [ 4 ] : 19
Элизабеткапелла содержит , часовня, посвященная Святой Елизавете, старейшую известную каменную скульптуру святой. Елизаветы Вероятно, он был создан вскоре после канонизации в 1235 году, всего через четыре года после ее смерти. В голове статуи хранились мощи святого. [ 7 ]
Окна собора украшены работами Нео Рауха в Элизабеткапелле и Томаса Куцио в склепе и баптистерии . В нем также сохранились средневековые окна, особенно в восточном хоре.
Сегодня
[ редактировать ]Наумбургский собор остается протестантской приходской церковью.
Является частью туристического маршрута Романская дорога . С 1999 года «Наумбургский собор и пейзаж рек Заале и Унструт – важный владения в эпоху Высокого Средневековья» включены в список кандидатов на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии .
В 2017 году номинация «Наумбургского собора и высокосредневекового культурного ландшафта рек Заале и Унструт» в качестве объекта Всемирного наследия будет обсуждаться на 41-м заседании Комитета всемирного наследия в Кракове, Польша (со 2 по 12 июля 2017 г.). .
1 июля 2018 года Наумбургский собор был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . Немецкие чиновники безразлично отнеслись к решению исключить окружающий ландшафт . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Наумбергский собор» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Наумбургский собор» . Свистящая сеть . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Немецкий Наумбургский собор получил статус Всемирного наследия» . ДВ . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шуберт, Эрнст (2010). Наумбургский собор (нем.) . Немецкое художественное издательство . ISBN 978-3-422-02276-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Наиболее известные культуры немецкого периода ранней готики (немецкого)» . Объединенные доноры соборов Мерзебурга и Наумбурга. Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ «Наумбургский мастер (немецкий)» . Объединенные доноры соборов Мерзебурга и Наумбурга. Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ «Старейшее графическое изображение Святой Елизаветы (нем.)» . Объединенные доноры соборов Мерзебурга и Наумбурга. Архивировано из оригинала 20 июня 2018 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герхард Штрале: Наумбургский мастер в истории немецкого искусства. Сто лет немецкой историографии искусства 1886-1989 гг. Диссертация в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана, 2009 г. (полный текст)
- Герхард Штрале: Наумбургский донорский цикл и убитый в Западном хоре (Синодальном хоре) Наумбургского собора. Издательство Langewische, Кенигштайн 2012, ISBN 978-3-7845-2960-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]