Жоли Брага Сантос

Хосе Мануэль Жоли Брага Сантос , ComSE ( Португальское произношение: [ʒɔˈli ˈbɾaɣɐ ˈsɐ̃tuʃ] ; 14 мая 1924 — 18 июля 1988) — португальский композитор и дирижёр , родившийся и умерший в Лиссабоне. Он написал шесть симфоний .
Биография
[ редактировать ]Хосе Мануэль Жоли Брага Сантос родился в Лиссабоне в 1924 году и умер в этом городе в 1988 году, на пике своего музыкального творчества. [ нужна ссылка ] Изучив игру на скрипке и композиции в Национальной консерватории Лиссабона, он стал учеником Луиша де Фрейтаса Бранку (1890–1955), ведущего португальского композитора предыдущего поколения.
После Второй мировой войны он смог уехать за границу, изучив дирижирование. [ где? ] с Германом Шерхеном и Антонино Вотто и композиция [ где? ] с Вирджилио Мортари . В 1945 году он посетил Англию, где встретил Ральфа Воана Уильямса , который посоветовал ему использовать родную народную песню в своей симфонической музыке, а также предложил ему брать уроки контрапункта. Он, несомненно, был ведущим португальским симфонистом ХХ века, а возможно, и всех времен. Помимо врожденного чувства оркестровки , его музыкальный язык основан на сильной музыкальной архитектуре, а также на драматургии, с длинными мелодичными фразами и естественным инстинктом структурного развития. По его собственным словам, он хотел «внести свой вклад в развитие латинского симфонизма и противостоять преобладающей тенденции поколения, предшествовавшего мне, отвергать монументализм в музыке».
В своих первых произведениях композитор проявил модальную тенденцию, мотивированную стремлением установить связь между современной музыкой и золотым веком португальской музыки: эпохой Возрождения . Мы также находим мелодическое очертание древнейших народных песен своей страны. Хотя он не особо интересовался португальским фольклором , изучая и сочиняя музыку в загородном доме своего наставника, на сельском юге Португалии — Алентежу , — он, естественно, принял влияние очень старого местного фольклора, который он считал «завораживающим по оригинальности». и величие».
Первые четыре симфонии, последовавшие одна за другой довольно быстро (в возрасте от 22 до 27 лет), были немедленно исполнены Симфоническим оркестром Португальского радио в Лиссабоне и имели большой успех. Дирижером и основателем Симфонического оркестра Португальского радио стал великий португальский дирижер Педру де Фрейтас Бранку , друг Мориса Равеля , Мануэля де Фальи и бывший директор оркестра Ламуре. Педро де Фрейтас Бранко рано распознал талант ученика своего брата и положил начало международной карьере Жоли Брага Сантоса в 1950-х годах, проведя несколько международных премьер его произведений по всей Европе . Другими произведениями этого периода являются Концерт для струнных, Вариации на тему Алентежу и три симфонические увертюры. Большинство произведений было записано, начиная с 1970-х годов, португальским лейблом Strauss SP, а в последнее время - лейблом Naxos / Marco Polo.
Следуя произведениям послевоенных европейских композиторов, его стиль, начиная с 1960 года, стал более хроматическим . Период путешествия и время, которое он посвятил дирижированию, предоставили ему то, что он назвал полезным периодом отдыха, решающим для эволюции его музыкального стиля в сторону увеличения хроматизма и менее традиционной формы. К этому периоду относятся произведения «Три симфонических наброска», «Синфониетта», «Реквием», его 5-я и 6-я симфонии, «Дивертисмент № 1». 2.
Жоли Брага Сантос также написал три оперы, камерную музыку для самых разных инструментов и ансамблей, партитуры к фильмам и несколько хоровых произведений на стихи великих классических и современных португальских и испанских поэтов, таких как Камоэнш, Антеро де Квенталь, Тейшейра де Паскоаэш. , Фернандо Пессоа, Гарсиласо де ла Вега, Антонио Мачадо и Розалия де Кастро.
Жоли Брага Сантуш читал лекции по композиции в Национальной консерватории Лиссабона, где ввел кафедру музыкального анализа. Он также был директором Симфонического оркестра Порту и одним из основателей Juventude Musical Portuguesa (Португальская музыкальная молодежь). Как критик и журналист он подготовил широкий спектр работ для нескольких португальских и зарубежных газет и журналов.
Он умер в Лиссабоне от инсульта .
Награды
[ редактировать ]«Три симфонических эскиза» (1962) были отмечены Донемусом в 1963 году, а 5-я симфония — «Международной трибуной композиторов» (ЮНЕСКО) в 1966 году.
В 2004 году запись Симфонии № 4 Наксоса/Марко Поло в исполнении Национального симфонического оркестра Ирландии под управлением Альваро Кассуто получила Каннскую классическую премию в категории CD Premier.
Почести
[ редактировать ]В 1977 году Жоли Брага Сантуш был награжден орденом Сантьяго де Эспада президентом Антониу Рамальо Эанесом Португальской Республики .
Избранные произведения
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- 1958 — Меропа , Опера в 3-х действиях по пьесе Алмейды Гарретт; Сопрано, Тенор, Бас, 3 Баритона, Хор и Оркестр - 95'; Премьера: Лиссабон, 1959, Театр С. Карлоса, под управлением автора.
- 1970 — Trilogia das Barcas , Опера по трем пьесам Жиля Висенте; «Для моих дочерей»; 20 человек (певцы и актеры), двойной хор, оркестр и 120-минутная звукозапись; Премьера: Лиссабон, 1970, Фестиваль Гюльбенкяна; Никола Росси-Лемени, Мария Оран, Кармен Гонсалес, Уго Касайс, Альваро Мальта, Ана Лагоа. Оркестр и хор Гюльбенкяна под управлением Джанфранко Риволи.
Балет
[ редактировать ]- 1967 – Энкрузильяда (Переходы) – Балет; 2,2,2,2 2,2, Тп. Проц. 2, М., струны 30'; Премьера: Лиссабон 1968, Балет Гюльбенкяна; Записи: Марко Поло 8.225216, 2001 г.
Симфонии
[ редактировать ]- 1947 – Симфония № 1 (ре мажор) – «Героям и мученикам последней мировой войны»; [ 1 ] 3,3,3,3 4,3,3,1 – Тп., проц. 2, струны 40 футов; Премьера: Лиссабон, 1947, Симфонический оркестр Национального радио; Педро Фрейтас Бранко, дирижер; Записи: Strauss SP 4112 живого концерта 1960 г. - выпуск компакт-диска 1996 г.; Штраус SP4048 1989 г.; Марко Поло 8.223879 1997г.
- 1948 - Симфония № 2 (си минор). [ 2 ] 3,3,2,2 4,3,3,1 Тп. 2, перц. 1, струны. 60 футов; Премьера: Лиссабон, 1948 год, Симфонический оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко. Международные премьеры: Париж, 1948, Орк. Radiodifusion Française, дирижер Педро де Фрейтас Бранко. Рим, 1959 Оркестр делла РАЙ, Фредерико де Фрейтас , дирижер; Записи: Марко Поло 8.225216, 2001 г.
- 1949 – Симфония № 3 (в КМ) «Луису де Фрейтасу Бранко»; [ 3 ] 2,2,2,2 4,3,3,1 Тп., Перц.4, Ч.2, струны 37'; Премьера: Лиссабон, 1949, Симфонический оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко, водитель; Записи: Strauss SP8770022, 1986 г.; Марко Поло 8.225087 1997г.
- 1950 – Симфония № 4 (ми-мажор) «К португальской музыкальной молодежи»; [ 4 ] 3,3,3,3 - 4,4,3,1 Тп., перц.4, ч., струны - 50'; Премьера: Лиссабон, 1951 г., Симфонический оркестр Национального радио; Жоли Брага Сантос, водитель; Партитура для оркестра и хора, 1968; Премьера: Симфонический оркестр Национального радио, Хор Гюльбенкяна ; Дирижер Сильва Перейра, 1968 год; Записи: Strauss SP4059, 1989; Марко Поло 8.225233, 2003 г.р.
- 1966 – Симфония №. 5 оп. 39 - «Достоинство Лузитании»; [ 5 ] 4,4,5,4 6,4,3,1 Тп. 2, перц. 9, Фортепиано, Челеста, H. 2, струнные - 31'; Премьера: Лиссабон, 1966 год, Оркестр Национального радио под управлением автора. Награжден Международной трибуной композиторов (ЮНЕСКО) - 1968 г. Записи: Strauss SP4043, 1968 г.; компакт-диск выпуска 1989 года; Марко Поло 8.223879, 1997 г.р.
- 1972 – Симфония №1. 6 «Моей дочери Марии да Пьедаде»; Сопрано соло, Хор 3,3,4,3 4,4,3,1-Тп. Проц. 4, Челеста, высота 2, струны 28 футов. Премьера: Лиссабон, 1972, Театр Тиволи, Симфонический оркестр Национального радио, Хор театра С. Карлоса, солистка-сопрано Эльза Саке, дирижер Альваро Кассуто. Записи: Марко Поло 8.225087, 1997.
Оркестровый
[ редактировать ]- 1946 – Симфоническая увертюра №1. 1 «За Педро де Фрейтаса Бранко»; 3,3,3,3 4,3,3,3, Тп. Проц. 2, струны 7'; Премьера: Лиссабон, 1946, Симфонический оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко, водитель.
- 1947 – Симфоническая увертюра №1. 2 «Лиссабон»; 3,3,3,3 4,4,3,1 Тп. Перц.3, струны 15 мин; Премьера: Лиссабон, 1947 год, Симфонический оркестр Национального радио, дирижер Педро де Фрейтас Бранко.
- 1948 - Элегия Вианне да Мотта 3,3,3,3 - 4,3,3,1 Tp., Барабан, струнные 9'; Премьера: Лиссабон, 1949, Симфонический оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко, водитель; Записи: Strauss SP4053, 1989; Кох-Шваан 3-1510-2, 1994 г.
- 1951 – Концерт для струнных ре мажор – «Академии камерной музыки»; [ 6 ] Струнный оркестр 18 минут; Премьера: Лиссабон, 1951, Академия камерной музыки; Записи: Штраус СП 870017/ПС, 1986 г.; Кох Шванн 3-1510-2, 1994 г.; Марко Поло 8.225186, 2002 г.р.
- 1951 – Вариации на тему Алентежу «Педро де Фрейтасу Бранко»; [ 7 ] 3,3,3,3 4,4,3,1 Тп., проц. 4, H.2, струны — 14 футов; Премьера: Бордо 20.02.1952, Филармонический оркестр Бордо, дирижер Педро де Фрейтас Бранко; Записи: Strauss SP4053, 1989; Марко Поло 8.225233, 2003 г.р.
- 1954 – Симфоническая увертюра №1. 3 «Элисе де Соуза Педросо»; 2,2,2,2 4,2,3,1, Тп., Перц.3, Х., струны 13'; Премьера: Лиссабон, 1954, Симфонический оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко, водитель; Записи: Strauss SP4048, 1989.
- 1960 – Дивертисмент I «Вирджилио Мортари»; 2,2,2,2 2,2 Тп. Проц. 2, струны, 24 дюйма; Премьера: Неаполь, 1961, Оркестр Скарлатти делла РАИ под управлением автора; Записи: Штраус 870017/PS, 1989; Марко Поло 8.225271, 2004 г.р.
- 1962 – Три симфонических эскиза «Сильве Перейре»; 3,2,2,2 4,3,3,1-Тп. Проц. 4, Челеста, струны – 11 минут; Премьера: Лиссабон, 1962, Симфонический оркестр Национального радио; Сильва Перейра дирижер; Премия Донемуса 1963 года; Записи: Strauss SP4053/PS, 1989.
- 1963 – Симфониетта для струнного оркестра, 18 минут; «Для Альваро Кассуто и оркестра Гюльбенкяна»; Премьера: Лиссабон, 1963, Оркестр Гюльбенкяна, дирижер Альваро Кассуто; Записи: Strauss CD870017/PS, 1986; Кох-Шваан 3-1510-2, 1994 г.; Марко Поло 8.225186, 2002 г.р.
- 1967 – Вариации для оркестра «Адриану Саншайн»; Струнный оркестр, Арфа, 2 скрипки, Альт, Виолончель 16'; Премьера: Лиссабон, 1967 год, фестиваль Гюльбенкяна. Оркестр Гюльбенкяна; Адриан Саншайн, дирижер.
- 1978 - Дивертисмент II - Струнный оркестр 14 '; [ 8 ] Премьера: Лиссабон 1978, Оркестр Гюльбенкяна, Густав Кун дирижер ; Записи: Кох Шванн 3-1510-2, 1994 г.; Марко Поло 8.225271, 2004 г.р.
- 1988 – Стаккато Брильанте – «Новому филармоническому оркестру»; [ 9 ] Премьера: Лиссабон, 1988 г., Новый филармонический оркестр под управлением Альваро Кассуто.
Концертные произведения
[ редактировать ]- 1947 - Ноктюрн для струнных (си минор) - Струнный оркестр и альт 7'; Премьера: Лиссабон, 1947 г., Струнный оркестр Национального радио; Педро де Фрейтас Бранко, водитель; Записи: Марко Поло 8.225271, 2004 г.
- 1960 – Концерт для альта «Франсуа Броосу»; 2,2,2,2 4,3,3,1 Тп. Проц. 3, H., струнные - 28 футов 30 дюймов; Премьера: Лиссабон, 1960, Симфонический оркестр Национального радио; Франсуа Броос, альт; дирижирует автор. Записи: Strauss SP870008/PS, 1989.
- 1968 - Концерт для скрипки и виолончели для оркестра и струнной арфы - 18 минут; Премьера: Лиссабон, 1970, Симфонический оркестр Национального радио; Фриц Ригер, водитель; Солисты: Леонор Прадо (скрипка), Мадалена Саэ Коста (виолончель); Записи: Марко Поло 8.225186, 2002 г.
- 1973 – Фортепианный концерт; 3,3,2,2 4,3,3,1 Тп. Перц.3, струны 24 минуты; Премьера: Лиссабон, 1974 г., Симфонический оркестр Национального радио; солистка, Хелена де Саэ Коста, дирижер Сильва Перейра.
- 1987 – Концерт для виолончели – 2,2,2,2 – 2,2 – 1,2 – струнные; Премьера: Лиссабон 1987, Оркестр Гюльбенкяна, солистка Клелия Виталь; Записи: Марко Поло 8.225271, 2004 г.
Камерная музыка
[ редактировать ]- 1942 - Ноктюрн (ми мажор) Скрипка и фортепиано 4'. Премьера: Лиссабон, 1942 год; Солисты: Силва Перейра (скрипка) и Жоау де Фрейтас Бранку (фортепиано).
- 1943 - Ария I для виолончели и фортепиано 4'. Премьера: Порту, 1943 год; Солисты: Мадалена Саэ Коста и Хелена Саэ Коста.
- 1945 – I струнный квартет (Д м) – «Луису де Фрейтасу Бранко»; 2 скрипки, альт и виолончель, 30 минут; Премьера: Лиссабон, 1945 год. Солисты: Л. Гомеш, Х. Ногейра, Ф. Кальдейра, К. Фигейредо; Записи: Strauss SP 4356, 1990 г.
- 1957 – Квартет с фортепиано, скрипкой, альтом и виолончелью 18' «Лиссабонскому квартету»; Премьера: Вюрцбург, 1957, Резиденц-холл, Лиссабонский квартет.
- 1957 – II струнный квартет, 2 скрипки, альт и виолончель 30 минут; Премьера: 1989, Театр С. Карлоса, Квартет Капела; Записи: Strauss SP 4356, 1990.
- 1977 – Ария II – Виолончель и фортепиано 6' «Луизе де Васконселос»; Премьера: Мадрид, 1977, Луиза де Васконселос, солистка.
- 1984 - Ария а Тре с вариациями для кларнета, альта и фортепиано; Премьера: Лиссабон, 1984, Институт Гете, Диого Паис (кларнет), Леонор Брага Сантос (альт) и Антонио Шагас Роза (фортепиано).
- 1984 – Премия «Танцевальная сюита для фортепиано, альта, гобоя и баса»: Лиссабон, 1986, ансамбль Opus; Записи: EMI Валентим де Карвалью – EMI 7496622, 1988, Opus Ensemble.
- 1985 - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели - «Трио Миркура»; Премьера: Лиссабон, 1986 год, трио Mirecourt.
- 1985 – Сюита для духовых инструментов; Премьера: Лиссабон, 1985 год, Лиссабонский духовой ансамбль. Записи: Numérica, Лиссабон, 1997. Lisbon Soloists.Deux Elles Limited, 2003 DXL 1084, Ансамбль Гальярд.
- 1986 – Секстет – Альберто Лыси ; 2 скрипки, 2 альта, 2 виолончели; Премьера (оригинальная партитура): Лиссабон, 1989; Партитура струнного оркестра, 1986. Премьера: 1986, Фестиваль в Алгарве, Оркестр Гюльбенкяна.
- 1988 – Импровизация для кларнета и фортепиано. Премьера: Неаполь, Италия, 1988 год; Антониу Сайоте, кларнет; Последняя композиция.
Вокал
[ редактировать ]- 1943 — Четыре песни на стихи Фернандо Пессоа для голоса сопрано и фортепиано. Премьера: Лиссабон, 1946 год; Международная премьера: Дублин, 2004 г.
- 1945 – Сонет «Акордандо» Антеро де Квенталя – «Кармелии Амбар»; Меццо-сопрано и оркестр; Премьера: (с фортепиано) Лиссабон, 1953 год.
- 1964 – Реквием «Памяти Педро де Фрейтаса Бранко»; 3 сопрано, 1 меццо, тенор, баритон, бас, хор; 4,4,5,4 4,4,3,1 Тп., проц. Систрум, челеста, Н. 3, струны - 35'; Премьера: Лиссабон, 1964, Фестиваль Гюльбенкяна, Оркестр и хор Гюльбенкяна, Антониу де Алмейда, дирижер.
- 1974 – Хоровые произведения на классические кастильские стихи – Хор «А Капелла»; Премьера: Фестиваль Авила, Испания, 1974. Иглесия дель Сальвадор, Хор Гюльбенкяна.
- 1975 - 2 мотета - Хор «А Капелла», 6 футов 30 дюймов; Премьера: Фестиваль в Куэнке, 1976. Иглесия де Сан Мигель, Хор Гюльбенкяна.
- 1982 — Кантарес Гальегос для сопрано и оркестра на стихи Розалии де Кастро «Марии Оран».
- 1988 — Аквелла Тард на драматическую поэму Антониу Мачадо. Оркестровый ансамбль сопрано или тенора; Премьера: Лиссабон, 1988 г. – «Встречи современной музыки Гюльбенкяна» в исполнении группы современной музыки под управлением Хорхе Пейшиньо.
Только медленно
[ редактировать ]- 1944 – Сицилийское фортепиано 2'. Премьера: Лиссабон, 1944 год. Издано Valentim de Carvalho SARL (распродано).
- 1945 – Три сонета Камоэнса – «Кармелии Амбар»; Оригинальная партитура для меццо-сопрано или баритона и фортепиано; Партитура для меццо-сопрано или баритона с оркестром; Премьера: Лиссабон, 1970, Лиссабонский филармонический оркестр, Хелена Клаудио, солистка, Жоли Брага Сантос, дирижер.
Дискография
[ редактировать ]- Симфония 3
- Концерт для струнных, Симфониетта, Концертные вариации , Концерт для скрипки, виолончели, струнных и арфы
- Симфония 4
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2021 г. ) |
- Латиноамериканка, Адриана. «Сантос, Жоли Брага», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 8 июля 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Кто есть кто в музыке,
- Маркиз Кто есть Кто,
- Музыкальный словарь (Марк Хоннеггер)
- Мир музыки двадцатого века.
- Дельгадо, Александр "Симфония в Португалии" изд. Путь музыки ( ISBN 972-21-1472-7 )