Жоау Лоуренсу Ребелу
Жоау Лоуренсу Ребелу | |
---|---|
![]() Портрет Хосе де Авелара Ребело , ок. 1646. | |
Рожденный | 1610 |
Умер | |
Занятие | Композитор |
Жоау Лоуренсу Ребелу , или Жоау Соарес Ребелу (1610 – 16 ноября 1661) был единственным португальским композитором, принявшим венецианский полихоральный стиль . [ 1 ] Несмотря на свою близость к королю Португалии Жуану IV (1603–1656) и вопреки традициям, Ребелу никогда не занимал никаких должностей в королевском доме.
Жизнь
[ редактировать ]Ребелу родился в Каминье в 1610 году в семье Жоау Соареша Перейры и Марии Лоуренсу Ребелу. [ 2 ] В 1624 году он стал певчим в герцогском дворце Вила-Висоза , родовой резиденции герцогов Браганса , а его старший брат, отец Маркос Соарес Перейра (?-1655), был принят в качестве капеллана-певца. [ 3 ]
В соответствии с аристократическими образцами поведения 17 века и в знак превосходства, [ 4 ] Теодосио II, седьмой герцог Браганса (1568-1630), создал академию для придворных музыкантов, Colégio dos Santos Reis Magos ( Колледж Трех Мудрых Королей ), где Ребело учился у Роберта Тернера (ок. 1578-1629), ирландский музыкант, который сам был учеником фламандского композитора Жери де Герсема и местре капеллы герцогская часовня 1616 года, [ 5 ] и, возможно, также под руководством монаха Мануэля Кардозу , [ 3 ] один из самых известных и влиятельных португальских композиторов того времени. В отличие от традиционного мнения, Ребелу не стал учителем музыки наследника герцога Жуана, герцога Барселуша (который был на шесть лет старше его); они просто завязали дружбу, которая продлилась до конца его жизни.
После свержения 1 декабря 1640 года филиппинской династии , правившей Португалией с 1580 года , Жуан стал королем Португалии (королем Жуаном IV), а герцогская капелла переехала из Вила-Висоза в Лиссабон . Оба брата переехали в столицу в составе королевской свиты, и в 1641 году Маркос стал местре да Капела Реал Королевской капеллы. [ 6 ]
В 1646 году Ребело стал дворянином Фидальго де Юро и Хердаде Королевского Дома и посвящен в рыцари Ордена Христа , должность, приносящая значительные финансовые выгоды, Коменда Сан-Бартоломеу де Рабаль, обеспечивающая годовой доход в двести тысяч риалов. . [ 7 ] В 1652 году Ребело женился на Марии де Маседо, дочери Домингуша де Маседо, губернатора Монсана . [ 7 ]
Есть три явных доказательства, доказывающих дружбу короля Иоанна с Ребело и восхищение им: посвящение его собственного музыкального трактата Defensa de la musica Moderna (« В защиту современной музыки »), опубликованного анонимно в 1650 году, письмо португальцу агент в Риме и параграф в его завещании.
В первом случае король изменил протокол и написал в посвящении к трактату: « Сеньору . Ивану Лоренсо Рабело (…) Эта монография, написанная в защиту современной композиции и композиторов, посвящена вам, (…) видевшему книгу ваших четырех-, пяти- и шестичастных месс; музыка на десять, двенадцать, семнадцать и двадцать голосов (…) и если они еще не изданы, то не потому, что боятся света, а потому, что им не даны ему; но они появятся со временем. Храни тебя Бог ». [ 8 ]
В письме португальскому агенту в Риме, датированном мартом 1654 года, король писал: « Я подготовил для печати несколько книг, [содержащих] полную серию вечерних псалмов и другие пьесы для разных хоров и голосов, написанные Хуан Лоуренсо Рабело (…) ». [ 1 ]
И в последнем случае за два дня до смерти король Иоанн написал в своем завещании (4 ноября 1656 г.): « Я распорядился напечатать в Италии за мой счет произведения Жоао Ребелло; Я дарую ему это и, оставив 20 книг в моей библиотеке, он должен распределить остальные в Кастилии, Италии, Франции и других частях мира по своему усмотрению. ». [ 3 ] Выбор римского принтера можно интерпретировать как средство оказания давления на Папскую область , которая до сих пор не признала независимость Португалии от Испании. [ 1 ] Согласно современному голландскому переводу завещания, книги были напечатаны в Голландии, а не в Италии. [ 9 ]

В 1657 году мастерская Маурицио и Амадео де Бельмонте в Риме напечатала сборник из 33 произведений, датированных между 1636 и 1653 годами, в виде семнадцати буклетов соответственно для голоса и инструмента под названием Joannis Laurentii Rabello Psalmi, tum Vesperarum tum Completarum. . Item Magnificat, Lamentationes et Miserere ( Псалмы , как Вечерни , так и Повечерия . [И] также Magnificat , Lamentationes и Miserere Жоау Лоуренсу Ребелу ). (1776–1861) сохранился только один единственный экземпляр этого издания Благодаря итальянскому священнику Фортунато Сантини , который сейчас хранится в библиотеке епископальной семинарии Мюнстера . [ 10 ] Современная транскрипция была выпущена в 1982 году Фондом Калуста Гюльбенкяна Monumenta Edition Portugaliae Musica . Кроме того, четыре тома оригинального оттиска сохранились в Национальной библиотеке Португалии из иезуитского колледжа Санту-Антан . [ 11 ]
Жоау Лоуренсу Ребелу умер в Апеласане (Лорес) 16 ноября 1661 года.
Музыка, стиль и влияние
[ редактировать ]На данный момент известно лишь сорок четыре композиции Rebelo, все изданные Portugaliae Musica . К сожалению, большая часть его произведений исчезла во время Лиссабонского землетрясения 1 ноября 1755 года , когда была разрушена Королевская музыкальная библиотека . Любые размышления о музыке, стиле и влиянии Ребело ограничиваются этим набором композиций.
Ребело является хорошей иллюстрацией интригующего сочетания традиций и инноваций в западной музыке на протяжении большей части 17 века. [ 10 ] По словам португальского музыковеда Жоау Педро д'Альваренги, « музыка Ребелу предстает перед нами как странный памятник на малоизвестном музыкальном ландшафте Португалии XVII века. В своей абстрактной архитектурности, склонной скорее игнорировать, чем подчеркивать текст, в звуковых эффектах от массивных до прозрачных, возведенных в разнообразную игру часто асимметричных сочетаний голосов и инструментов, в требовательном инструментальном написании и вокальном орнаменте, он больше склоняется к стилю североитальянских композиторов 17-го века, к произведениям которых Ребело имел привилегированный доступ в богатой музыкальной библиотеке, принадлежавшей королю Жуану IV. Но оно не игнорирует контрапунктическую изысканность, типичную для португальских композиторов предшествующих поколений ». [ 3 ]
Ребелу был одним из первых португальских композиторов, написавших в своих священных произведениях отдельные партии для инструментов. Хотя он не уточнил, на каких инструментах он будет играть, в большинстве его композиций есть облигато партии , помеченные как Vox Instrumentalis . У них также есть бассо континуо . Однако включено немного цифр, если они вообще имеются, для обозначения характера аккордов. В мелодическом отношении бассо континуо всегда следует за басовым тоном и, таким образом, скорее приобретает характер бассо сегуэнте . [ 12 ]
В своих композициях Ребело стремится к сильным контрастам в звучании и в самой фактуре музыкальной архитектуры, смешивая хоры певцов, солистов, голоса и инструменты. Мы можем найти Cantus Firmus, спетую на длинных нотах, как основу великолепного контрапункта Concertato для шести vox Instrumentalis , как в «Обучает меня» (Псалом 31, стих 5), бесконечное повторение музыкальных фигур в Super Aspidem (Псалом 19, стих 13 – с 13 частей) или типичные звучности Монтеверди мадригалов в очаровательной среде обитания Ки (Псалом 91, стихи 1-6).
В то же время Ребело умеет вызвать полифонию римской школы , как это сделано в семичастном мотете Panis angelicus , полном гармонических ложных отношений , или в его Lamentationes , в котором композитор достигает эффектов за счет использования пронзительных хроматических гармоний.
Нет никаких свидетельств того, что музыка Ребело исполнялась в Королевской часовне, что неудивительно, поскольку Ребело не занимал никакой официальной должности. Сам король в посвящении своего музыкального трактата говорит, что видел нотные книги Ребело, но не слышал его музыки. Мы можем рассмотреть гипотезу о частных музыкальных занятиях только с участием короля, но, опять же, отсутствие документальных подтверждений по этому поводу отсылает нас в область предположений.
Вероятно, большинство композиций Ребело были созданы в теоретическом и эстетическом смысле, с поиском определенного стиля или музыкальной концепции, а не демонстрации контрапунктической виртуозности или обеспечения места в истории. Как говорит Пауль Ван Невель о музыке Ребело: « Для него музыка была абсолютным искусством со своими собственными идеями, не обязательно связанными с каким-либо текстом (…). Надо заключить, что Ребело писал так, как ему на данный момент было удобно: он сочинял либо музыку, служащую тексту, либо музыку, в которой текст является лишь фоном для выражения чисто музыкальных идей ». [ 12 ]
Современные издания
[ редактировать ]- Псалмы Вечерни и Завершения: Также Magnificat Lamentations e Miserere, Vol. I / Жоау Лоуренсу Ребелу / 1982 / ISBN 972-666-035-1
- Псалмы Вечерни и Завершения: Также Magnificat Lamentations e Miserere, Vol. II / Жоау Лоуренсу Ребелу / 1982 / ISBN 972-666-036-Х
- Псалмы Вечерни и Завершения: Также Magnificat Lamentations e Miserere, Vol. III / Жоау Лоуренсу Ребелу / 1982 г. / ISBN 972-666-055-6
- Псалмы Вечерни и Завершения: Также Magnificat Lamentations e Miserere, Vol. IV / Жоау Лоуренсу Ребелу / 1982 г. / ISBN 972-666-054-8
Записи
[ редактировать ]- 1996 Духовная музыка из Португалии семнадцатого века Мельгас и Ребело. «Шестнадцать» , реж. Гарри Кристоферс , Collins Classics 1465, переиздан как Coro 16020.
- 2000 Ребело Вечерние псалмы и плачи . Ансамбль Уэльгас , реж. Пол Ван Невель , Sony Vivarte 53115
- 2002 Жоау Лоуренсу Ребелу Псалми, Magnificat & Lamentations . Карренд, Эрик ван Невель , Eufoda 1344
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пол ван Невель, Жоао Лоренсу Ребелу и португальская полифония первой половины семнадцатого века , 1992, стр.9
- ^ "Журнал Digital Regional Caminha 2000" . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 октября 2008 г. Проверено 10 мая 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://dspace.uevora.pt/rdpc/bitstream/10174/2189/1/2007_Theod%C3%B3sio%20II%20%28proof%29.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Хосе Аугусто Алегрия, История Часовни и Коллегии Святых Королей , Фонд Калуста Гюльбеняна, 1983, стр.159
- ^ Хосе Аугусто Алегрия, История часовни и коллегии Святых королей , Фонд Калуста Гюльбеняна, 1983, стр.163
- ^ Jump up to: а б Жоао де Магальяйнс Баселар, Генеологические мемуары , том 8, стр.850
- ^ http://hz.imslp.info/files/imglnks/usimg/8/83/IMSLP255210-PMLP413629-d_joao_iv_defensa.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ "Архивы » Генеральные штаты » Инвентарный № 12577.46 - Поиск: инвентарный номер 12577.46 | gahetNA" . www.gahetna.nl . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Игнас Боссайт, Священные произведения Жоау Лоуренсу Ребелу: уникальные в португальской музыке , 2002, с.
- ^ «Национальная библиотека Португалии» . Архивировано из оригинала 5 июля 2013 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пол ван Невель, Жоао Лоренсу Ребелу и португальская полифония первой половины семнадцатого века , 1992, с.