Джон Стюарт Стюарт-Гленни
Джон Стюарт Стюарт-Гленни (1841–1910) был шотландским адвокатом, фольклористом , философом, социологом-основателем и социалистом.
Жизнь
[ редактировать ]Он был сыном Александра Гленни из Maybank Aberdeen; Джон Стюарт из Инчбрека был его дедом по материнской линии. Он получил юридическое образование в Абердинском и Боннском университетах и был призван в коллегию адвокатов в Мидл Темпл .
Позже Стюарт-Гленни оставила закон и путешествовала по Европе и Азии , чтобы собирать фольклор . Он написал серию книг и множество статей, развивая широкую философию истории. Он также внес свой вклад в Фольклорное общество . Его идеи опережали время. [1] [2] [3]
Взгляды и ассоциации
[ редактировать ]Юджин Хэлтон утверждал, что самой значительной идеей Стюарта-Гленни была его теория, впервые опубликованная в 1873 году, о том, что он назвал «моральной революцией», очерчивающая глубокие изменения в различных цивилизациях в период 2500 лет назад, примерно сосредоточенный примерно в 600-500 годах до нашей эры. . Это сформировало вторую стадию из трех его стадий «Высшего закона истории». [4] Этот исторический сдвиг примерно в 600 г. до н.э. в различных цивилизациях, в первую очередь в древнем Китае, Индии, иудаизме и Греции, был назван осевым веком («die Achsenzeit») . Карлом Ясперсом в 1949 году [5]
В своей последней публикации о моральной революции, опубликованной в 1906 году в журнале «Социологические статьи» , Стюарт-Гленни повторил свой тезис: «…можно обозначить одну великую эпоху — ту, которой я был, я считаю, первой тридцать два года назад ([ В Морнингленде :] «Новая философия истории», 1873), чтобы указать, что это произошло в шестом (или пятом-шестом) веке до нашей эры во всех странах цивилизации от Хоангхо до Тибра. Тогда, в качестве восстаний против старых религий внешнего обряда или обычаев, возникли новые религии внутреннего очищения или совести - в Китае конфуцианство; в Индии — буддизм; в Персии — зороастризм; в Сирии — Яхвеизм (как религия народа, а не просто пророков), а также изменения аналогичного характера в религиях Египта, Греции и Италии». [6]
Теория моральной революции Стюарта-Гленни была частью более широкой трехфазной критической философии истории, которая включала в себя градации, неисследованные Ясперсом, такие как взгляд на предысторию как «панзоонистский» взгляд на мир, почитание «всякой жизни» как религиозная основа понимания природы. Стюарт-Гленни предложил панзооинизм в 1873 году в качестве альтернативы теории анимизма Э.Б. Тайлора, появившейся в 1871 году. В то время как идея анимизма Тайлора утверждала, что дух населяет вещи извне, панзооинизм Стюарт-Гленни допускал, что присущие природе силы достойны внимания и преданность. Модель религии и истории Стюарта-Гленни, таким образом, возникает из перцептивных отношений к среде обитания, то есть мотивируется как верой в жизнеспособность вещей, так и дает подсказки для человеческой жизни. Как он выразился в 1876 году, «цивилизации, предшествовавшие шестому веку до нашей эры, в основном определялись силами и аспектами природы, а последующие — деятельностью и мифами разума». [7] Напротив, Ясперс отрицал большое значение религий до осевого века. Теория моральной революции Стюарта-Гленни помещена в контекст сравнительной теории истории, в которой большое внимание уделялось материальным условиям, а также доосевым народным культурам и цивилизациям, которые Ясперс недооценивал или игнорировал. Если теория Ясперса об осевой эпохе, возможно, была испорчена этноцентризмом, то философия истории Стюарта-Гленни, к сожалению, была испорчена признанием им «научного» расизма того времени, что иллюстрируется его утверждением о том, что цивилизация зародилась в «конфликте высших и высших сил». Низшие расы». [8] [9] [10]
В возрасте двадцати одного года Стюарт-Гленни познакомился и путешествовал с известным философом Джоном Стюарт-Миллом, второе имя которого дал ему его отец, философ Джеймс Милль, в честь деда Стюарт-Гленни, сэра Джона. Стюарт. Милль одобрял интересы Стюарта-Гленни в позитивной науке и истории, а также повлиял на его концепцию гуманизма, которая стала ключевым элементом третьего этапа истории Стюарта-Гленни. Милль сказал о Стюарте-Гленни, что он был «многообещающим молодым человеком, который очень серьезно занимается высшими философскими проблемами на основе позитивной науки». [11]
Стюарт-Гленни познакомился и стал другом ирландского драматурга, критика и политического активиста Джорджа Бернарда Шоу в 1885 году. Оба разделяли интерес к социализму. В предисловии к пьесе «Майор Барбара » Шоу сравнил Стюарта-Гленни с Фридрихом Ницше. Шоу описал сочинения Стюарт-Гленни о том, как религиозная легитимация может быть использована для социального доминирования, внушения страха и подчинения низшим классам, а также ложной надежды на справедливую загробную жизнь: возникновение того, что Стюарт-Гленни назвал «адскими религиями». [12] Стюарт-Гленни также рассматривался Шоу как преемник Генри Бакла с теорией происхождения цивилизации и религиозных трансформаций, насчитывающей около восьми тысяч лет и основанной на расовых основах. [13] В своей книге 1956 года «Преобразования человека » Льюис Мамфорд Ясперса приписывает ему предвосхищение концепции осевого века . [14] [15] Мамфорд узнал о работе Стюарта-Гленни примерно в 1920 году, когда редактировал «Социологическое обозрение» в Лондоне, через друга Стюарта-Гленни и наставника Мамфорда, социолога Патрика Геддеса. [16]
Как ученик Бакла, с которым он путешествовал, Стюарт-Гленни подвергся резкой критике со стороны Джона Маккиннона Робертсона в книге «Бакл и его критики» ; Робертсон бросил вызов своему описанию Бакла в Путешествиях паломников» сделанному в биографии Альфреда Хута , пренебрежительно отнесся к теориям об эпохе 600 г. до н. , « [17] Отвержение Робертсоном оригинального тезиса Стюарта-Гленни об эпохе моральной революции демонстрирует, что времена были не готовы к идее, которая стала широко известна только после книги Ясперса в середине двадцатого века.
В 1885 году Стюарт-Гленни встретил и подружился с Джорджем Бернардом Шоу в Лондоне в доме Джейн Уайльд , известной как «Сперанца». [18] Он принял участие в социалистической демонстрации на Трафальгарской площади в 1887 году. [19] Он вступил в противоречие с Анни Безант из-за желания включить семейные вопросы в устав Социал-демократической федерации в 1880-х годах; и позже какое-то время был фабианцем , прежде чем столкнулся с тем же вопросом о правах женщин, который стал основополагающим. [20] [21]
Стюарт-Гленни также внес вклад в возникновение социологии, как показал Юджин Хэлтон. Он был активным участником молодого Социологического общества Лондона в первом десятилетии двадцатого века и другом раннего социолога и коллеги-шотландца Патрика Геддеса, а также Виктора Брэнфорда. Геддес опубликовал некролог Стюарт-Гленни в новом социологическом журнале The Sociological Review в 1910 году. Обзор Геддеса начинается так: «Из многих исторических, социологических и философских работ покойного г-на Дж. С. Стюарта-Гленни три характерных примера: можно найти в «Социологических статьях» , том II». [22] [23] В одном из своих докладов обществу, опубликованном в 1906 году, он предсказал российскую революцию и преобразование Европы к 2000 году в «Соединенные Штаты Европы». [24]
Стюарт-Гленни участвовал в попытке создания Кельтской лиги в 1886 году, а также в шотландском активизме 1890-х годов. [25] [26] [27] Патрик Геддес находился под влиянием своего панкельтизма. [28]
Фольклор
[ редактировать ]Стюарта-Гленни помнят как фольклориста за его крайнюю этнологическую позицию относительно происхождения фольклора , для которой он в 1889 году ввел неологизм «кенононозография». [29] Он представил расовую теорию происхождения фольклора на Международном фольклорном конгрессе 1891 года. [30]
Антропологи XIX века, такие как Эдвард Бёрнетт Тайлор , утверждали, что мифические существа могли быть созданы по образцу исторических «диких» или «примитивных» рас. Эту теорию разработали Эдвин Сидни Хартланд , Эндрю Лэнг и Лоуренс Гомм ; и как ответвление возникла расовая концепция, согласно которой мифы и фольклор содержат основу конфликта низших и высших рас. [31]
Лоуренс Уодделл и Альфред Корт Хэддон были двумя авторами, которые были сторонниками расистской интерпретации фольклора. Стюарт-Гленни пошел еще дальше и привлек внимание своей теорией о том, что девы-лебеди были высшими женщинами архаичной белой расы, вышедшими замуж за темнокожей расы, стоящей ниже их по уровню цивилизации. [32]
Работает
[ редактировать ]
- Артуровские местности: их историческое происхождение, главная страна и фингалийские отношения; с картой Артуровской Шотландии . Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас. 1869.
- В Морнингленде; или, Закон возникновения и преобразования христианства (1873 г.)
- Новая философия истории (1873)
- Воспоминания паломника; или «Путешествие и дискуссии в странах, где зародилось христианство, с покойным Генри Томасом Баклом» (1875 г.)
- Исида и Осирис; или «Происхождение христианства: как подтверждение окончательного закона истории» (1878 г.)
- Европа и Азия, обсуждение восточного вопроса в путешествии по независимой турецкой и австрийской Иллирии (1879 г.)
- Архайские белые расы (1887, брошюра)
- Греческие народные песни из османских провинций Северной Эллады (1888 г.)
- Женщины Турции и их фольклор (1890, 2 тома, с Люси Гарнетт )
- греческая народная поэзия; аннотированные переводы всего цикла ромейских народных стихов и народной прозы (1896, с Люси Гарнетт ) (на основе сборников Панайотиса Аравантиноса и других греческих фольклористов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрик Геддес, «Покойный мистер Дж. С. Стюарт Гленни», The Sociological Review , том a3, выпуск 4, страницы 317–323, октябрь 1910 г.
- ^ Реестр приема в Миддл Темпл , стр. 514
- ^ s: Мужчины в баре / Гленни, Джон Стюарт
- ^ Хэлтон, Юджин (2014). От осевого века к моральной революции: Джон Стюарт-Гленни, Карл Ясперс и новое понимание идеи . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-47350-9 .
- ^ Ясперс, Карл (1953). Происхождение и цель истории . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ^ Стюарт-Гленни, Джон (1906). «Социологические исследования», в социологических статьях, том 2, ред. Фрэнсис Гальтон и др., стр. 243-278 . Лондон: MacMillan & Co. Ltd., с. 262.
- ^ Стюарт-Гленни, Джон (1876). Современная революция, Проемия 1: Воспоминания паломников . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 479.
- ^ Юджин Хэлтон; Palgrave Connect (онлайн-сервис) (4 июля 2014 г.). От осевого века к моральной революции: Джон Стюарт-Гленни, Карл Ясперс и новое понимание идеи . Пэлгрейв Макмиллан. п. 88. ИСБН 978-1-137-47350-9 .
- ^ Хэлтон, Юджин (2017). «Упущенная возможность социологии: утраченная теория моральной революции Джона Стюарта-Гленни, также известная как осевая эпоха» . Журнал классической социологии . 17, 3 (3): 191–212. дои : 10.1177/1468795X17691434 . S2CID 152276051 .
- ^ Хэлтон, Юджин (2018). «Осевой век, моральная революция и поляризация жизни и духа» . Экзистенц . 13 (2): 56–71.
- ^ Милль, Джон Стюарт (1972). « Поздние письма Джона Стюарта Милля 1849–1873, часть II», в Собрании сочинений Джона Стюарта Милля, том XV, под редакцией Фрэнсиса Э. Минеки и Дуайта Н. Линдли, Торонто, Канада: University of Toronto Press, Лондон , Великобритания: Рутледж и Кеган Пол» .
- ^ Хэлтон, Юджин (2019). «Утерянное наследие Джона Стюарта-Гленни». Забытые основатели и другие забытые социальные теоретики. Под редакцией Кристофера Т. Коннера, Николаса Бакстера и Дэвида Р. Диккенса. Лэнхэм, доктор медицины: Lexington Books, стр. 11-26 .
- ^ Крейг С. Уокер; Дженнифер Уайз (9 июля 2003 г.). Антология драмы Бродвью: Том 2: Девятнадцатый и двадцатый века . Бродвью Пресс. п. 210. ИСБН 978-1-55111-582-5 .
- ^ Юджин Хэлтон (1995). Лишенные разума: об упадке общественной мысли и перспективах ее обновления . Издательство Чикагского университета. п. 56 . ISBN 978-0-226-31462-4 .
- ^ Данте Л. Джермино (1 января 1982 г.). Политическая философия и открытое общество . ЛГУ Пресс. п. 66. ИСБН 978-0-8071-0974-8 .
- ^ Хэлтон, Юджин (2019). Утерянное наследие Джона Стюарта-Гленни. В книге «Забытые основатели и другие забытые социальные теоретики». Под редакцией Кристофера Т. Коннера, Николаса Бакстера и Дэвида Р. Диккенса . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 11–26.
- ^ Дж. М. Робертсон , Бакл и его критики: исследование по социологии (1895) , стр. 100–2.
- ^ Джон Энтони Бертолини (1993). Шоу и другие драматурги . Пенн Стейт Пресс. стр. 27–. ISBN 0-271-00908-Х .
- ^ Майкл Холройд (17 февраля 2015 г.). Бернард Шоу: Новая биография . Руководитель ООО "Зевс" с. 108. ИСБН 978-1-78497-140-3 .
- ^ Эдвард Р. Пиз (16 июня 2014 г.). История Фабианского общества . Осознанная журналистика. п. 125. ИСБН 978-1-5001-9039-2 .
- ^ Карен Хант (11 апреля 2002 г.). Двусмысленные феминистки: Социал-демократическая федерация и женский вопрос 1884-1911 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН 978-0-521-89090-8 .
- ^ Геддес, Патрик (1910). «Покойный мистер Дж. С. Стюарт-Гленни». Социологическое обозрение . А3, 4: 317–323.
- ^ Хэлтон, Юджин (2019). «Утерянное наследие Джона Стюарта-Гленни». Забытые основатели и другие забытые социальные теоретики. Под редакцией Кристофера Т. Коннера, Николаса Бакстера и Дэвида Р. Диккенса . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 11–26.
- ^ Юджин Хэлтон; Palgrave Connect (онлайн-сервис) (4 июля 2014 г.). От осевого века к моральной революции: Джон Стюарт-Гленни, Карл Ясперс и новое понимание идеи . Пэлгрейв Макмиллан. п. 88. ИСБН 978-1-137-47350-9 .
- ^ Питер Берресфорд Эллис (2002). Кельтский рассвет . Гостиная. п. 79. ИСБН 978-0-86243-643-8 .
- ^ Бернард Шоу (1996). Рецензии на книги Бернарда Шоу: 1884-1950 гг . Пенн Стейт Пресс. стр. 229–30. ISBN 0-271-01548-9 .
- ^ Иэн Фрейзер Григор (17 июня 2014 г.). Хайлендское сопротивление: радикальная традиция на севере Шотландии . Эндрюс ЮК Лимитед. п. 156. ИСБН 978-1-84989-045-8 .
- ^ Хелен Меллер (2 августа 2005 г.). Патрик Геддес: социальный эволюционист и градостроитель . Рутледж. п. 70. ИСБН 978-1-134-84928-4 .
- ^ Археологический обзор. Журнал исторических и доисторических древностей Vol. III, 1889 г. , с. 199
- ^ Ричард Мерсер Дорсон (1999). История британского фольклора . Тейлор и Фрэнсис. п. 310. ИСБН 978-0-415-20476-7 .
- ^ «О происхождении фей: викторианцы, романтики и народные верования», Кэрол Сильвер, Исследования Института Браунинга, Том. 14, Викторианский порог, 1986, стр. 147–150.
- ^ Серебро 1986, стр.150; 1999, стр. 97–98.